Организм человека не зря сравнивается с часами: работа всех систем обеспечивает не только физиологический, но и эмоциональный комфорт. Но иногда случается, что слаженный механизм даёт сбой. И особенное волнение вызывают ситуации, когда у ребёнка начинается запор. Причины могут быть вполне объективные: малыш переел мучного или на завтрак получил тарелку рисовой каши. Гораздо серьёзнее обстоит дело в том случае, когда сложности с дефекацией приобретает психологический характер, другими словами, дети боятся какать. В чём причины такого страха и каковы методы решения проблемы?
Прежде всего, необходимо понимать, что такое психологический запор. Это затвердение каловых масс в результате того, что малыш хочет справить нужду, но сдерживает себя и терпит. Таким образом, получается замкнутый круг: ребёнок боится сходить в туалет по большому, а впоследствии уже и не может сделать это нормально.
Это интересно. В медицине психологический запор называется неврогенным.
Затруднения с дефекацией, как правило, впервые случаются в 2–3 года. Это тот период, когда ребёнок уже начинает осознавать свои физиологические потребности, но ещё не вполне понимает их необходимость и естественность. Известны случаи, когда малыши 2–3 лет считали, что покакать - это нечто постыдное. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкивались с такой проблемой в младшем возрасте и, что важно, не преодолели её .
Это интересно. С годовалого возраста ребёнок должен какать 1–2 раза в день. Допускается 1 раз в 2 дня, более длительная задержка дефекации считается запором.
Причин психологического запора не так уж и много, то есть родители могут практически безошибочно определить характер проблемы, вызвавшей нарушения стула.
Коллективное высаживание на горшок в детском саду может стать для ребёнка испытанием и вызвать психологический запор, особенно если малыш стеснительный
Если у ребёнка начались проблемы со стулом, действовать нужно незамедлительно, иначе последствия могут быть слишком серьёзными:
Это интересно. Если проблема со стулом не решается, то к 5–6 годам начинает нарушаться сон, снижается концентрация и ухудшается память, изменяется цвет кожных покровов (они становятся желтоватого оттенка).
Действовать необходимо в трёх направлениях:
Это интересно. Запору очень важно не дать шанса для появления, то есть необходимо следить за тем, что малыш ест: включать в рацион больше фруктов и овощей, уменьшить количество сладостей и мучного.
При любых проблемах со здоровьем нужно консультироваться со специалистом, и запор - не исключение
Это интересно. Полезными считаются кисломолочные продукты «не старше» 1–1,5 дней. В дальнейшем положительного эффекта от них нет, а вот вызвать запор такие кефиры-ряженки могут. Поэтому лучше готовить домашнюю простоквашу. Берём 800 мл горячего, но не кипящего, молока, корочку чёрного хлеба, 2 ст. л. сметаны комнатной температуры. Всё смешиваем, ставим в тёплое место (например, около батареи) и после загустевания выпиваем в течение 12 часов.
Если малыш не хочет есть овощи в сыром виде, «прячем» их в котлетки или супы. Не любит суп? Тогда превращаем его в суп-пюре и заливаем в бутылочку - в общем, потакаем капризам. Главное, чтобы ребёнок получил то, что нужно для правильного пищеварения.
Если для того, чтобы ребёнок съел правильную еду, нужна бутылочка, соглашайтесь - цель оправдывает средства
Кроме того, натощак очень полезно давать ребёнку 1 ч. л. вазелинового масла. Оно не всасывается, так что хорошо размягчает кал и облегчает процесс дефекации.
Но назначать то или иное лекарство должен только врач.
Прежде всего, мама и папа должны запастись терпением. Конечно, в 2–3 года ребёнок уже всё понимает, ему можно объяснить, что какать - это не больно, не стыдно и не наказуемо. Но! Делать это нужно на уровне понимания крохи, а также столько раз, сколько ему потребуется для осознания .
Если вы вызвали (свечами, сиропом, диетой) желание покакать, то приготовьтесь к тому, что малыш будет бороться с собой, сдерживаться до последнего, плакать. Но, наконец, всё случится. Правда, в трусы. Ругать за это нельзя ни в коем случае! В данной ситуации совершенно неважно куда, главное - это произошло. Похвалите, поцелуйте и сделайте акцент на том, что животик перестал болеть, попа в порядке. Когда блок будет снят, постепенно приучайте к горшку: старайтесь поймать момент Х, поднести горшок, порадоваться тому, что кака попала куда надо и т. д.
Этот приём используется в самых разных ситуациях, и в случае психологического запора также. Задача состоит в том, чтобы расслабить малыша, показать ему, что какать нужно обязательно, а вот терпеть нельзя.
Сказки увлекают детей, расслабляют и настраивают на нужный лад, что помогает уговорить малыша сесть на горшок
Примером такой полезной сказки может быть описание жизни какусика и пукусика, которые живут в попе, и очень расстраиваются, если их не выпускают погулять. Или же история про каку, которая обитает в попе и стучится головой в дверцу, чтобы, как только она откроется, сразу выскочить. Но если дверь долго закрыта, то кака обижается, ложится поперёк и уже не может выйти. И задача ребёнка состоит в том, чтобы помочь ей выбраться. А для этого нужно попу лечить: поставить свечку, которая подскажет каке выход.
Этот приём помогает в том случае, если вы видите, что малыш начинает сдерживаться. Лепите шарики из пластилина, разминайте их в блинчики, раскатывайте по бумаге - эти действия очень хорошо расслабляют мышцы и, безусловно, отвлекают от неприятных мыслей.
Известный многим доктор Комаровский уверяет, что запор, если он не вызван болезнью Гиршпрунга (неразвитостью нервных окончаний на каком-либо участке кишечника, что приводит к скапливанию кала), не требует стационара. Евгений Олегович советует проконсультироваться со своим педиатром и обсудить возможность использования глицериновых свечей и сиропа лактулозы (например, Дюфалак). Применять его можно уже с первых месяцев жизни. Действие препарата основано на том, что происходит увеличение объёма кала, а также стимулируются позывы к дефекации за счёт размножения бифидобактерий в пищеварительном тракте.
Решив проблему на физиологическом уровне, следует заниматься профилактикой, которая, по мнению Комаровского, устранит и психологический блок в том числе.
Такая проблема, когда ребенок боится идти в туалет, встречается очень часто. Специалисты называют это явление психологическим запором. Родители обычно сталкиваются с этим явлением, когда начинают приучать малыша к горшку. Однако дети более старшего возраста, которые давно научились ходить на горшок и даже освоили унитаз,тоже могут испытывать такие же проблемы.
Как считают педиатры, трудности с дефекацией, не связанные с патологией, довольно характерны для возраста 2-5 лет. Примерно, в 10% случаев психологический запор приобретает хроническую форму.
Чтобы от него избавиться, прежде всего необходимо выяснить его причину, так как в основе могут лежать не только психологические проблемы, но и физиологические.
Почему боится ребенок какать на свой горшок и что делать в этом случае? Приглашаю вас обсудить эту тему на сайте «Популярно о здоровье»:
Что такое психологический (неврогенный) запор ?
Данный термин означает нерегулярное, а также недостаточное опорожнение кишечника, не имеющее патологической причины. Ребенок испытывает позывы к дефекации, однако сдерживается до последнего, терпит и не идет на горшок.
Чем дольше и чаще это происходит, тем больше страха и негативных эмоций вызывает у него данная процедура. Кроме того появляется множество дополнительных проблем, с этим связанных.
Почему горшок ребенку страшен ?
Рассмотрим коротко основные причины данного явления:
Слишком твердый стул
Наиболее часто первопричиной становится обычный запор, возникающий вследствие неправильного питания. Твердые каловые массы не выходят наружу длительное время, от чего твердеют еще больше, образуя пробку. Когда дефекация все же происходит, ребенок ощущает боль. Чтобы не испытывать ее снова, малыш начинает терпеть, откладывая свой поход в туалет.
Стрессовое состояние, дискомфорт
Чаще всего малыш испытывает стресс и дискомфорт, при неправильном приучении к горшку, когда его ругают, стыдят или принуждают. В такой атмосфере ребенок на горшок не пойдет, так как начинает бояться самого процесса дефекации и начинает терпеть до последнего. Скорее он покакает в штаны, чем сядет на горшок.
Никакие уговоры не помогают, негативный психологический опыт только закрепляется. А, чтобы исправить ситуацию понадобится много времени и терпения.
Адаптация к детскому саду
При первых посещениях группы многие дети отказываются садиться на горшок, так как они еще не привыкли к новой обстановке, она кажется им чужой, пугающей. Поэтому в садике они могут терпеть до вечера, пока их домой заберут родители.
Однако, как мы уже говорили, такое терпение приводит к затвердеванию каловых масс и психологический запор оборачивается хроническим физиологическим, сопровождающимся болями при дефекации. И круг замыкается.
Что делать ?
Психологическая помощь
В идеале какать ребенку нужно после каждого приема пищи, так что попробуйте такой прием - замените старый горшок новым, ярким, со смешными рисунками. Вашему ребенку будет интересно. Поставьте новое приобретение в его комнате на видное место.
Но не напоминайте постоянно, что нужно пойти и покакать. Тем более, не настаивайте и не ругайте его. Просто иногда мягко напоминайте, для чего именно стоит в его комнате такой симпатичный, веселый и добрый горшочек.
Старайтесь не акцентировать внимание на имеющейся проблеме. Не спрашивайте каждые полчаса, сходил ли он на горшок? От этого малыш может начать обманывать, чтобы просто вас не расстраивать.
Если вместо горшка, он часто какает в штаны, не ругайте, тем более, не кричите. Это лишь усугубит ситуацию. Но и не спешите его переодеть, пусть недолго так походит и поймет, как это неприятно.
Диета
Очень часто родители идут на поводу у своих детей и не очень следят за их питанием. Когда основой рациона становится фастфуд, чипсы, сладкая газировка, мороженое и бутерброды, запор не заставит себя долго ждать.
Если вы заметили, что у ребенка твердый стул, есть запор, пересмотрите рацион и нормализуйте питание, чтобы он не превратился в хронический:
Включайте в детское меню больше фруктов и овощей, в частности: киви, яблоки, апельсины, арбузы и т.д. Готовьте свежие овощные салаты, пюре из морковки, свеклы.
Каждый день давайте ребенку кисломолочные продукты. Только они должны быть свежими. Хранение в холодильнике меняет их послабляющий эффект на закрепляющий.
Следите, чтобы ребенок пил достаточное количество простой воды. Сладкие газированные напитки исключите из рациона.
Лечение
Препараты из аптеки :
В случае психологического запора, когда ребенок боится ходить на горшок, врачи нередко назначают соответствующие дозировки препаратов Линекс и Дюфалак. Обычно они приносят ожидаемый эффект.
Однако, если запор запущенный и длительный, педиатр может назначить глицериновые свечи, либо сироп Лактулозы. Также хорошо избавляют от недуга средства на основе Cиметикона.
Народные рецепты
Если малыш боится идти в туалет из-за боли, вызванной запором, можно дать вазелиновое масло, натощак. Оно не всасывается кишечником, а обволакивает его, размягчая каловые массы, облегчает испражнение. Детям до трех лет - по 0,5 ч.л. После трех лет - по 1 ч.л.
Нормализовать стул поможет чай из ромашки или фенхеля, а также укропная вода.
Перед тем, как начинать лечить ребенка самостоятельно, покажите его врачу. Нужно обязательно выявить причину негативного явления, о котором мы говорили сегодня с вами. По результатам обследования педиатр назначит лечение, если оно необходимо. Возможно, понадобится только психологическая помощь.
По Фрейду:) Стадии психосексуального развития
23 августа 2008, 16:02 психология
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
* оральная стадия - от рождения до полутора лет;
* анальная стадия - от полутора до трех лет;
* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти “застревание“, иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского“ отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.
Запоры у детей - явление, которое может приключиться в любом возрасте. Существует определенная зависимость: чем ребенок младше, тем чаще он какает. Нормой для деток до 1 года считается ходить в туалет по-большому до 5 раз в сутки и даже больше, а в период новорожденности они испражняются практически после каждого кормления. Дети старшего возраста стабильно какают по 2 раза в день. Отсутствие кала в течение полутора-двух суток уже считается запором.
Основной причиной плохой работы кишечника и соответствующих последствий чаще всего является физиология, однако достаточно распространены и психологические причины:
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Вне зависимости от физиологического или психологического характера заболевания, подобное состояние малыша требует вмешательства. Чтобы помочь в ситуации, когда ребенок боится какать, можно воспользоваться известными способами:
Самое первое, с чего следует начать, если ребенок боится горшка - создать вокруг него психологически комфортные условия. Малышу необходимо расти и развиваться в спокойной обстановке, поэтому никаких ссор, криков, выяснений отношений при нем в доме быть не должно.
Не торопите своего ребенка ходить на горшок, и не ругайте, если он в очередной раз запачкал одежду или наоборот не смог сходить в туалет (рекомендуем прочитать: ). Такие нападки только усугубят ситуацию, усилив его боязнь и прибавив новые неприятные ассоциации с горшком.
Если ребенок отказывается садиться на горшок просто потому что боится его, не настаивайте на этом - лучше отложить на время все попытки заставить кроху покакать на горшок. Желание использовать горшок по назначению должно появиться у ребенка само, а родители могут вполне этому поспособствовать. Иногда нелишним и полезным будет курс психотерапии.
Если ваш ребенок еще не столкнулся с проблемой запоров или уже преодолел ее, и вы не хотели бы появления повторных трудностей, это вполне можно сделать.
Работа ЖКТ ребенка очень сильно зависит от режима его жизни, питания, а также поведения родителей. Если грамотно подойти к вопросу воспитания и обеспечить соблюдение некоторых норм, можно и не узнать о проблеме психологического запора.
Дети раннего возраста часто боятся делать что-либо без видимой причины. Одной из наиболее странных с точки зрения взрослых проблем является страх ребенка покакать. Многие родители рано или поздно сталкиваются с этим. Это может быть боязнь садиться на горшок или унитаз, страх ходить в туалет в детском садике, и даже в школе. Врачи определяют эту проблему как «психологический запор» и считают, что решать ее нужно комплексно. Если ребенок боится ходить в туалет по-большому, это не значит, что он капризничает или делает назло, как считают некоторые родители. Это действительно серьезная проблема, и невнимание к ее преодолению может привести в дальнейшем к нарушению деятельности желудочно-кишечного тракта.
Все дети разные, и даже свои страхи они выражают по-особому. И боязнь сходить в туалет по-большому может проявляться такими проблемами:
Из-за такого страха ребенок зажимается и сдерживает процесс дефекации. Вследствие этого кал становится более твердым, и когда он, наконец, выходит, это причиняет малышу боль. Из-за этого его страхи только усиливаются, и проблема усугубляется.
Чаще всего в этих случаях процесс дефекации происходит в штаны, и ребенок видит недовольство взрослых.
Элисон Шефер, канадский психотерапевт и специалист по проблемам воспитания предостерегает: «Когда ребенок сдерживает дефекацию ситуация становится еще хуже. Рецепторы прямой кишки, определяющие степень ее растяжения, могут «устать» и перестать реагировать на постоянные сигналы о необходимости опорожнения. Толстая кишка растягивается сверх нормального размера, позволяя формироваться еще более крупным каловым массам, которые еще больнее выводить. Это явление называется мегаколоном».
Многие родители думают, что у их детей понос когда видят следы жидкого стула на белье или подгузнике. Но это жидкость просачивается вокруг мегаколона. Подобная ситуация требует срочной медицинской помощи.
Доктор Е.О. Комаровский считает, что в тех случаях, когда ребенок боится какать, есть три аспекта:
Когда мамы задают врачу вопрос: «что делать, если ребенок боится какать?», первое, что выясняет опытный педиатр – это нет ли у малыша проблем со здоровьем. Ведь чаще всего дети боятся ходить в туалет по-большому после запора. Возможно, при прошлой дефекации он испытал боль и не хочет ее повторения.
Юлия, мама 3-летнего Игоря: «Несколько месяцев назад Игорек заболел кишечной инфекций. Понос, рвота и прочее, и лечили мы его долго. Результатом болезни стал дисбактериоз и запоры. Он не какал несколько дней, а когда получалось, была боль, и иногда капля крови. В итоге сдерживание кишечника, слезы и уговоры стали проблемой номер один. Помог визит к педиатру. Размягчали кал микроклизмами «Микролакс» и лечили дисбактериоз. Через 3 недели стул вернулся в норму и сынок больше не боится какать».
Запор – это не только неприятно, но и опасно для здоровья, поэтому ребенка нужно обследовать и лечить. После сдачи анализов врач поможет установить причину болей при дефекации. Это может быть:
Чтобы ребенок быстрее забыл неприятные ощущения и боль после запора, нужно проявить терпение. На первых порах нельзя ругать его за то, что он покакал в штанишки. Только похвала и любовь родителей помогут излечить психологическую травму. Постепенно, с помощью сказок, игры и поощрений, нужно снова приучать его к туалету.
Почему у малыша может возникнуть страх перед горшком? Чаще всего родители своим неправильным поведением сами создают эту проблему. Детские врачи и психологи считают, что нельзя заострять внимание на горшке и пытаться насильно приучить малыша к нему. Этот процесс должен происходить в форме игры. Очень важно хвалить и поощрять ребенка после каждого удачного опорожнения кишечника.
Есть несколько групп причин страха перед горшком.
Что делать в этой ситуации?
Знакомство ребенка с горшком должно быть непринужденным и спокойным. С играми, чтением книг, потешками и обязательно с хорошим настроением.
Ольга, мама Виталика, 3 годика: «Виталик никогда не говорил, почему не любит горшок, но у нас были проблемы с тем, чтобы покакать в него очень долгое время. Уже год как писал стоя в унитаз, при этом использовали памперсы, стыдно сказать, только для того, чтобы сходить по-большому. Чтобы преодолеть страх сына, я придумала, что мышка кладет ему под подушку подарок после того, как он покакает в горшок. Когда история о мышке надоела, нам помогла сказка о мальчике, который услышал, как горшочек плачет от одиночества, и пожалел его. 3 месяца сказок-прибауток, полный отказ от памперсов и мы подружились с горшком».
Такие истории легко придумать самостоятельно. Главное, чтобы герой в них был того же возраста и пола, и имел ту же проблему, что и ребенок. Заканчиваться такие сказки должны успешным преодолением страха.
Лучше, если горшок малыш выберет в магазине сам. Хорошо также вместе с ребенком высаживать на него игрушки. Помогает, если проиграть проблему с малышом в сюжетно-ролевой игре. Игрушка в ней будет бояться покакать, а ребенок ей поможет и объяснит, что ничего страшного в этом нет.
Элисон Шефер, так объясняет ситуацию: «Представьте, что ваш малыш предрасположен к тотальному контролю. Тогда ваши попытки приучить его к горшку заставляют его ощущать «эксплуатационное давление». Больший стресс + большее желание контроля = меньше шансов расслабиться и позволить нервной системе начать сокращения гладкой мускулатуры. Если вы настойчивы, ребенок превращает опорожнение кишечника в борьбу за власть».
Что делать в этой ситуации?
Родители должны проявить терпение. Не стоит настаивать, а еще лучше, если возникли такие проблемы, на какое-то время совсем не вспоминать о горшке. Разрешить ребенку ходить в туалет, когда и как ему удобно. Пусть лучше опорожнит кишечник хоть как-то, например, в подгузник, чем вообще никак. Со временем ситуация изменится, надо просто отложить решение проблемы на какое-то время.
Многие мамы при обращении к психологу рассказывают, что их малыш спокойно пользовался горшком дома, а в детском саду стал бояться какать. Причем этот страх может существовать только там, а может распространяться и на домашний горшок. В некоторых случаях страх сохраняется и в школе.
Связано это, скорее всего, с непривычной обстановкой и природной стеснительностью ребенка. Многие дети стыдятся опорожнять кишечник, когда рядом посторонние люди. В саду же, а тем более в школе, нет возможности уединиться. Некоторые дети также стесняются попросить воспитателя, чтобы им вытерли попу. В результате они терпят до вечера или какают в штаны.
Если боязнь ребенка покакать не связана с медицинскими проблемами или стеснительностью, то, скорее всего, дело в недостатке любви и внимания со стороны родителей. Ребенок может просто бояться огорчить родителей или вызвать их недовольство. Часто в этом случае может потребоваться помощь психолога, который может дать такие советы:
В решении этой проблемы очень многое зависит от поведения взрослых. Часто именно их страхи и нетерпение вызывают у малыша психологический запор.
По этому поводу доктор Е.О. Комаровский говорит так: «Надо всячески избегать того, чтобы процесс какания превращался в трагедию…и поменьше эмоций».
Что делать, если ребенок боится ходить в туалет по-большому? Это может быть связано с запором или с психологическими проблемами. Чтобы ему помочь, нужно наладить деятельность его кишечника и стараться не ругать его. Если ребенок не будет испытывать боль, когда какает, и он перестанет бояться недовольства родителей, проблема с туалетом решится.