Шимпанзе могут научиться распознавать себя в зеркале. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Слоны научились пользоваться зеркалом

18.04.2019

Этот отрывок из романа Виктора Гюго «Отверженные» многими воспринимается как отдельная книга. И в самом деле, история маленького человека внутри обширного сюжета имеет завязку, кульминацию и развязку - все, что положено для самостоятельной повести. Писатель питал особое пристрастие к обездоленным людям, особенно к детям, и потому в его романах детские образы выписаны особенно ярко. Это и другой герой романа - Гаврош, погибший на парижских баррикадах, и целая ватага бездомных детей, и, конечно же, Козетта.

Краткое содержание

История девочки начинается с описания злосчастной судьбы ее матери, которая стала жертвой обмана. Ее обольстил и бросил любимый мужчина, у нее родилась девочка, и теперь Фантина скитается с ребенком на руках по миру в поисках пропитания и работы. Однако кто возьмет на работу женщину с таким бременем? Она случайно оказывается возле трактира супругов Тенардье, у которых есть трое малых детей - две девочки и грудной мальчик. Во время разговора с трактирщицей Фантине удается уговорить ее оставить у себя девочку с условием, что она будет каждый месяц присылать деньги на ее содержание. Жадные супруги Тенардье были рады такой возможности подзаработать. И осталась жить у них маленькая Козетта.

Краткое содержание жизнеописания малышки в приютившем ее доме не имеет никакого просвета. Злые Тенардье ненавидели ребенка и считали, что она объедает их детей. Хотя питалась бедная девочка отбросами, ела под столом вместе с собаками и кошками. Мать аккуратно присылала обещанные деньги, однако алчным хозяевам все было мало, и они несколько раз повышали плату. Бедная Фантина безропотно выполняла все их требования, хотя ей пришлось продать свои роскошные волосы, а потом и свои зубы.

С пяти лет Козетта стала фактически служанкой в трактире. Хозяйские дочки больше не пускали ее в свои игры и тоже относились к ней, как к прислуге. Мать уже не присылала деньги - она умерла от чахотки и тоски по дочке. Беспросветная сиротская жизнь - вот на что была обречена Козетта. Краткое содержание ее злоключений вряд ли уместится в одном описании. У читателя в душе смешиваются два чувства - жалость к ребенку и негодование по поводу человеческих алчности и злобы. Неожиданный поворот в судьбе этой Золушки предрешил сюжета Виктор Гюго.

«Козетта» : краткое содержание истории спасения

В один из стылых поздних вечеров хозяйка послала девочку за водой к ручью. Бедняжка ужасно но еще больше страшилась гнева госпожи Тенардье. По пути она остановилась возле освещенной витрины лавки и засмотрелась на свою мечту - большую красивую куклу. Затем побежала к ручью и, дрожа от страха, зачерпнула ведро воды. Она тащила его, сгибаясь от тяжести, и вдруг чья-то сильная рука подхватила ведро.

Это слишком тяжелая ноша для тебя, дитя, - сказал незнакомец, - кто же тебя послал в такую ночь?

Госпожа Тенардье, хозяйка трактира, - ответила Козетта.

Он помог донести ведро и зашел в трактир. Хозяйка с презрением оглядела бедно одетого старика, но пригласила его сесть за стол. Разговорившись с ней, гость узнал, как попала к ним Козетта, краткое содержание их злосчастий и обнищания по вине этой прожорливой приживалки. Козетта сидела под столом, и в тот момент, когда хозяйские дочки отвлеклись от своей вылезла и схватила ее. Гнев женщины обрушился ей на голову. Спас ее незнакомец, который попросил разрешения забрать сироту с собой. Трактирщица была рада, но вмешался господин Тенардье, который стал торговаться: ведь он воспитал эту девочку и привязан к ней, как к родной дочери, так что отдать ее просто так он не согласен. Разве что за деньги. Наконец пришли к согласию. Незнакомец вышел из трактира и вскоре вернулся с куклой, той самой, которой любовалась на витрине Козетта. Трактирщица и ее дочки чуть не лопнули от злости.

Она уходила из этого злого дома, ее ручку крепко держал незнакомый старик в лохмотьях. Таково краткое содержание.

«Козетта». Виктор Гюго и его герои

Читатель в этой части романа может лишь догадываться, что жизнь бедной девочки сделала поворот к лучшему. Лишь потом он узнает, что этот плохо одетый незнакомец не кто иной, как бывший мэр, бунтарь и беглый каторжник, благодетель отверженных Судьба девочки благодаря ему отныне резко меняется. Он опекает ее, как дочь, дает ей образование, в трудную минуту жертвует своей свободой, чтобы спасти ее любимого. История девочки Козетты еще впереди.

На чужбине, в период эмиграции из бонапартистской республики, во время расцвета своих творческих сил создал величайшее позднеромантическое полотно Виктор Гюго - «Отверженные». Этим самым писатель подвел итог существенной части своего авторского пути. Данное произведение и в современном мире является самым известным его творением.

Замысел

Еще в молодости у писателя появился замысел романа, описывавшего жизнь низшего сословия, несправедливости и предубеждений общества. Гюго попросил одного из своих друзей собрать сведения о быте и жизни каторжников. Скорее всего, интерес к осужденным был пробужден из-за истории о ставшем полковником беглом каторжнике, которого позднее арестовали в столице Франции.

Городской префект поведал Гюго о родственнике епископе, приветившем в своем доме освобождённого каторжника. Переродившись под влиянием духовного лица, тот, в свою очередь стал военным санитаром, который впоследствии погиб под Ватерлоо. В двадцать третьей главе романа «Отверженные» Виктор Гюго поместил повествование о каторжнике, с первых дней на свободе сталкивающемся с жестокостью, предубеждением и враждебностью окружающих. Во многом этот рассказ напоминал историю главного героя произведения. И вот, когда автор уже представил себе очертания романа и написал к нему предисловие, он отвлекся на театр. Но все равно замысел книги не покидал Гюго и продолжал зреть в его голове, обогащаясь новыми впечатлениями и большим интересом к социальным вопросам и проблемам. В некоторых произведениях того времени можно обнаружить очертания будущего романа «Отверженные».

История написания истрического романа

Писатель настолько увлечён работой, что даже пытается «удлинить» свой рабочий день за счет перенесённого на вечер обеда. Но такая упорная работа была прервана сначала событиями революции, а затем и переворотом. В результате написание книги «Отверженные» Виктор Гюго заканчивает уже на чужбине, в столице Бельгии.

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Идея романа и истинность принципов

Роман Виктора Гюго «Отверженные» является историческим, так как именно такая масштабность, по мнению автора, необходима для постановки вопросов существования человека.

Основной идеей замысла является моральный прогресс как основной компонент общественных преобразований. Этим и проникнуто всё зрелое творчество писателя.

Мы наблюдаем, как главный герой Виктора Гюго («Отверженные») нравственно совершенствуется. Именно поэтому автор назвал своё произведение «эпосом души».

Социальные проблемы и романтическая идея борьбы добра со злом переходят в этическую плоскость. По мнению писателя, в жизни имеется две справедливости: одна - высшая гуманность, основанная на законах христианской религии (епископ), а другая определяется законами юриспруденции (инспектор).

Но, несмотря на это, роман, который написал Виктор Гюго («Отверженные»), сколько томов бы в нем ни было (произведение состоит из трёх томов), овеян ореолом романтической борьбой добра со злом, милосердием и животворной любовью. Именно это и является стержнем всего романа.

Роман «Отверженные». Историческое значение

Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира.

Именно поэтому невозможно остаться равнодушным, читая одно из лучших произведений, которое написал Виктор Гюго, - «Отверженные». Отзывы о нём были оставлены и великими русскими классиками. В частности, Толстой, являющийся великим отечественным гуманистом, назвал эту книгу лучшим французским романом. А Достоевский перечитывал произведение, воспользовавшись двухдневным арестом за нарушение условий цензуры.

Образы героев книги являются неотъемлемыми частями мирового культурного наследия. Интерес к ним не утихает до сих пор. Невозможно остаться равнодушным к проблемам, которые поднял в своей книге Виктор Мари Гюго. «Отверженные» и сейчас переживают всё новые и новые публикации и экранизации, последняя из которых была выпущена около трёх лет назад. В фильме-мюзикле приняли участие известные актёры Голливуда.

Роману Виктора Гюго «Отверженные» уже больше ста лет. Он был завершен в 1861 году. А замысел этого большого произведения великий французский писатель разрабатывал всю свою творческую жизнь. Название «Отверженные», так прочно вошедшее в сознание многих поколений русских читателей (одними из первых среди них были Лев Толстой и Достоевский), не совсем точно передает смысл французского слова «мизерабль». Именно так заучит заглавие на родном языке автора. Что это значит? «Мизерабль», если переводить это слово несколькими подходящими по смыслу понятиями, по-русски звучало бы примерно так: «Несчастные, находящиеся на самом краю горя и нищеты».
Казалось бы, какое дело до этих несчастных «великому Виктору», отец которого был не только генералом, но еще и графом? Что до них человеку, который всю свою долгую (1802-1885) жизнь, начиная с представления юношеской драмы «Эрнани» и до изданий последних лирических стихотворений «об искусстве быть дедом», был и знаменит, и отнюдь не беден. И, наконец, как мог один из «бессмертных» сорока членов французской академии, человек, увенчанный лавровым венком всемирной славы, обратить свой писательский талант на описание парижского «дна», с сочуствием, мало того, с восхищением писать о каторжнике, о продажной женщине, о мальчишке-оборвыше?..
Когда роман «Отверженные»» вышел в свет, эти самые, не очень умные вопросы, очевидно, задавали себе, не находя на них ответа и от этого впадая в брезгливую ярость, многие: от журналистов, ведущих отделы критики в официально й императорской прессе, от писателей, уходивших от действительности в заоблачные выси «чистого искусства», до русского царя Александра II. Роман, как только вышел в свет, сразу же был переведен на многие европейские языки. Слава Виктора Гюго была так велика, что, не дожидаясь разрешения царской цензуры, сразу три русских литературных журнала принялись печатать «Отверженных». Но эта публикация была приостановлена; царь нашел, что книга великого француза опасна, что она «смутит умы» и чуть ли не вызовет мятеж… Испанские церковники вообще объявили, будто истинным автором романа является не кто иной, как сам сатана!
Всех этих защитников несправедливости, охранителей общественных устоев испугало страстное возмущение Гюго... В предисловии к «Отверженным» автор раскрыл самую суть замысла романа: «Три основные проблемы века - принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества... До тех пор, пока будут царить на земле нужда и невежество, книги, подобные этой, окажутся, быть может, небесполезными».
Прошло столетие. Мир во многом изменился. Но роман Виктора Гюго не только оказлся «небесполезным». Он стал одним из признанных шедевров мировой классической литературы. Образы «милосердного каторжника» Жана Вальжана, несчастной Фантины, жестокого инспектора Жавера, жадного, бесчувстенного.
Тенардье, маленьких героев романа - нежной Козетты и парижского гамена Гавроша, погибшего на баррикадах во время восстания против императорской тирании,- вошли в сознание миллионов читателей во всем мире, их имена стапи нарицательными.
Теперь никто уже не задает вопросов, обращенных к Гюго - одному из «бессмертных» или к Гюго - аристократу по рождению, по поводу того, как это ему могло придти в голову посвятить полжизни теме «несчастные, терпящих горе крайнюю нищету».
Мы знаем истинную причину бессмертия Виктора Гюго - защитника угнетенных, великого романтика, многие годы пробывшего в изгнании, вдали от любимой Франции, Алексей Николаевич Толстой в немногих, не очень точных словах определил значение творчества француэского писателя - бунтаря и поэта обездоленных. «Он набатно бил в колокол: «Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен несправедливостью». Это было хорошо и грандиозно - будить человечество»
Пусть не всегда романтик Гюго мог указать путь борьбы с беслравием. Он многое идеализировал, часто им руководил не трезвый расчет, а чувство гнева или сострадания в самых крайних пределах - и тогда произведение получалось излишне сатиричным или сентиментальным. Нолучшие страницы творчества писателя, при всем том, что бы был и всегда оставался главой французского романтизма в поэзии, прозе и драматургии,-реалистичны. Порой с документальной точностью Гюго восстанавливал событие и обстоятельства не только давней истории (например, в романах «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеете» и «Девяносто третий год»), но и совсем недавнего прошлого, свидетелем которого был он - современник восстаний против монархии в 1832 и 1848 годен и Парижской коммуны. Именно Гюго долгие годы добивался и добился наконец амнистии парижским коммунарам: тому способствовала его замечательная речь во Французском сенате. В последний год своей жизни «великий старец» горячо выступал в числе других прогрессивных общественных деятелей мира за смягчение участи русских революционеров-народовольцев. Всю свою жизнь он призывал «швырять камни во дворцы».
Вот каким был подлинный облик Виктора Гюго - рыцаря правды и свободы, певца героических действий, защитника угнетенных и страдающих. Именно поэтому его называют не только романтиком, но и реалистом. Гюго всегда старался помочь людям в беде, если видел лица, осунувшиеся от голода, глаза, потухшие от отчаяния. Он много говорил о гордости бедняков, о том, что милостыней их можно только оскорбить. И поэтому многие страницы произведений полны не только жалости, но и восхищения перед мужеством и человеческим достоинством людей, умеющих и в лохмотьях сохранить стойкость и отзывчивость.
Детей Гюго особенно любил. Маленькая Козетта, приемная дочь великодушного Жана Вальжана, многим на первый взгляд покажется Золушкой прошлого века. Но зто персонаж из сказки, из самой жизни. Все свое негодование против жадности богачей, обрекающих бедных детей на голодную, нищую жизнь, все свое сострадание к этим несчастным, запуганным, всеми обижаемым малышам. Гюго вложил в трогательный, нежный образ Козетты-девочки, Резкими, густыми красками рисует он бессовестного Тенардье. которому совсем не страшно искалечить ребенка, лишь бы побольше получить денег. А для Козетты писатель ищет нежные акварельные оттенки, страстно и взволнованно рассказывая о ее недетской серьезности, грустном взгляде и безвыходно печальной жизни...
Сегодня мы с тобой впервые знакомимся с героями одного из лучших произведений великого французского писателя, вернее, с одной из самых любимых его героинь. Постарайся внимательно слушать и как можно более серьезно отнестись к этой первой встрече с Виктором Гюго.
М. Костылева

Начнем, однако, с начала, т.е. с самосознания. Рассказывают, что самка шимпанзе Уошо, прославившаяся еще в 60-е годы прошлого века тем, что сумела выучить более 130 знаков жестового языка глухонемых, любила постоять перед зеркалом. Когда однажды ее застали за этим занятием и, показав на отражение, спросили, что это, она уверенно ответила: «Я, Уошо».

Конечно, сами по себе такие истории вряд ли в чем-то могут убедить ученых, не привыкших полагаться на непроверяемую информацию, от кого бы она ни исходила. Тем не менее, благодаря специальному изучению этого вопроса, сегодня можно уже считать твердо установленным, что, в отличие от мартышки из басни Крылова, и обыкновенные шимпанзе (Pan troglodytus), и карликовые (Pan paniscus ), глядя в зеркало, часто и в самом деле понимают, что видят там именно себя. Впервые существование у них такой способности доказал американский исследователь Дж. Гэллап, поставивший для этого серию относительно простых экспериментов. На протяжении 10 дней и в течение 8 часов каждый день четырех шимпанзе содержали поодиночке в помещениях с зеркалами, наблюдая при этом за их поведением. Сначала обезьяны реагировали на свое отражение так, как если бы они увидели другое животное (например, демонстрировали агрессивные намерения), но по прошествии 2-3 дней характер реакции начал меняться. Все 4 подопытных шимпанзе стали использовать зеркала для осмотра тех частей собственного тела, которые иначе не увидеть (например, лица), а также развлекались с их помощью, например, корча рожицы. Подобное поведение, заключил Гэллап, возможно лишь у существ, опознающих отражение в зеркале как свое собственное. Этот вывод он дополнительно подтвердил следующим образом. Обезьян усыпили и на ухо и бровь каждой особи нанесли красной краской метки. Когда через несколько дней «разукрашенных» таким образом шимпанзе вновь поместили в помещения с зеркалами, все они, любуясь своим отражением, исследовали при этом отсутствовавшие ранее пятна, внимательно рассматривая их и многократно прикасаясь к ним руками. Многие исследователи вслед за Гэллапом истолковывают подобное поведение обезьян не просто как показатель узнавания ими своего тела, но и как свидетельство наличия у них самосознания, способности к самоидентификации. Правда, как показали новые эксперименты, в среднем примерно лишь половина шимпанзе реагирует на свое отражение описанным выше образом, но, в конце концов, и среди людей ведь тоже встречаются индивиды, вполне способные пройти мимо зеркала, не поглядевшись в него. Интересно, кстати, что возраст, начиная с которого шимпанзе могут узнавать себя в зеркале, лишь немногим больше, чем у человека. В первом случае это 2,5 года, во втором – 1,5-2.

Кроме шимпанзе способностью узнавать свое отражение определенно обладают также две другие крупные человекообразные обезьяны – орангутанг и горилла, а вот у всех остальных приматов она, как кажется, отсутствует. Даже павианы, которых многие исследователи не без оснований считают наиболее «продвинутыми» в интеллектуальном плане среди низших обезьян, воспринимают то, что видят в зеркале, как некоего незнакомого сородича, с которым можно познакомиться или, для начала, хотя бы подраться. Вот, например, как описывает Н. Пожарицкая в своей увлекательной книге об обезьянах поведение двух юных павианов гамадрилов, по очереди получивших в руки зеркало. Первый из них, по кличке Вик, увидев собственное отражение, «потянулся к нему и дружелюбно залопотал: «Лам-лам-лам-лам-лам». Так обычно гамадрилы дают понять сородичу, что они не прочь подружиться. Надо было видеть, какая оторопь взяла Вика, когда он ткнулся носом в холодное стекло. Он заглядывал за зеркало, водил позади него рукой и все не мог взять в толк, где же он, этот сородич». Ровесник Вика, Аныб, напротив, зеркала и незнакомого зверя в нем невероятно испугался. «Съежился, попятился, завопил не своим голосом, кинулся к Вику, крепко обхватил его и только тогда успокоился». 1 Капуцины – южноамериканские обезьяны, известные своими незаурядными способностями по части использования и даже изготовления орудий – тоже не выказывают в экспериментах с зеркалом никаких признаков самоузнавания. Все это позволяет думать, что в том, что касается самосознания, человекообразные обезьяны сделали огромный шаг вперед по сравнению с другими приматами и находятся гораздо ближе к человеку, чем к прочим животным.

1 Пожарицкая Н. Обезьяны, обезьяны, обезьяны… М.: «Детская литература», 1982, с. 14.

Этот вопрос имеет непосредственное отношение к проблеме, которая давно волновала умы зоопсихологов: есть ли у животных самосознание или оно присуще только человеку? В 1970 году американский зоолог Гордон Гэллап (Gordon G. Gallup) положил конец этим спорам, поставив очень простой эксперимент: он решил проследить за тем, как ведут себя приматы перед зеркалом…

Оказалось, что низшие обезьяны - макаки, павианы - реагируют на своё отражение так, если бы перед ними была другая особь. Они принимают агрессивные позы, пытаются запугать «чужака».

Высшие человекообразные обезьяны (шимпанзе, гориллы и орангутаны) напротив, опознают себя в зеркале. Поначалу они также принимают своё отражение за другое животное. Но постепенно - на четвёртые или пятые сутки - они начинают обыскивать шерсть, глядя в зеркало.

Чтобы отмести все сомнения, Гэллап решил провести такой опыт. Животное анестезировали и усыплённому животному подкрашивали надбровные дуги и кончики ушей, то есть такие места, которые без зеркала увидеть нельзя. Для чистоты эксперимента использовалась краска, не имеющая запаха.

Когда шимпанзе приходили в себя, они не замечали, что их покрасили. Но, находясь перед зеркалом, проявляли неподдельный интерес к окрашенным местам, начинали активно трогать свои брови и кончики ушей. Этот эксперимент однозначно доказал, что приматы понимали, что видят в зеркале себя: они помнили, как они выглядели раньше, и осознавали, что в их облике произошли изменения.

Шимпанзе выдерживали и более сложные испытания с зеркалом. Им давали какое-либо простенькое упражнение для рук, но животное не могло видеть свои руки непосредственно, а только их отражение в зеркале. Шимпанзе справлялись с этой задачей, а ведь это не так легко и для человека.

В настоящее время известно 5 видов животных, способных узнавать себя в зеркале, - это шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины и слоны.

Остальные животные либо не замечали своего отражения, либо видели в нём другое животное, которое воспринимали или как соперника, или как объекта для ухаживания. Так, оказалось, что рыбы, например, начинают нападать на своё отражение, попугаи же, напротив, начинают за ним ухаживать, а кошки и собаки к своему отражению обычно равнодушны.

Из птиц этим качеством обладают сороки - в тесте Гэллапа они пытались снять с себя наклейку лапами и клювом, доказывая тем самым, что узнали в зеркальном отражении себя, а не другое животное.

А вот вороны, которые славятся своим интеллектом, себя в зеркале не узнают, а относятся к своему отражению, как к другой птице, и пытаются ее атаковать. Но зато новокаледонские вороны успешно справились с другой задачей, связанной с зеркалом: птицам предлагалось находить коробки с едой, находящиеся вне поля их зрения, ориентируясь на отражения этих коробок в зеркале. Эту задачу вороны решили, да так быстро, что учёные были удивлены их успехами.

В связи с этим можно вспомнить один курьёзный случай, произошедший в Канаде. На востоке Ванкувера кто-то начал методично разбивать боковые зеркала на припаркованных автомобилях. Жители были в шоке - уж не завёлся ли маньяк в их районе. Однако вскоре выяснилось, что зеркала разбивал… дятел!

Орнитологи объяснили жителям, что дятел видит в зеркале «другого дятла», «сражается» с ним и, в конце концов, побеждает. Чтобы обмануть дятла, жителям посоветовали закрывать чем-нибудь зеркала на машинах, что они и сделали: владельцы автомашин начали надевать на боковые зеркала своих автомобилей пластиковые пакеты из супермаркета.

Однако дятел оказался проницательным: он догадался, где скрывается его враг, и начал разрывать эти пакеты, добирался до зеркал и всё равно «побеждал» своего воображаемого «противника». К сожалению, дальнейшая судьба этой боевой птицы неизвестна. В один из дней дятел неожиданно прекратил разбивать зеркала и исчез в неизвестном направлении*.

А австралийские орнитологи, которым нужно было для исследования поймать несколько самцов лирохвоста, с успехом использовали ловушки с зеркальной задней стенкой. Птица заходит туда, чтобы выяснить отношения с соперником.

Слоны научились пользоваться зеркалом

В ходе эксперимента, проведенного в зоопарке Бронкса (Нью-Йорк), ученые выяснили, что слоны узнают себя в зеркальном отражении и даже могут рассматривать те части своего тела, которые обычно их взгляду недоступны, пишет The Washington Post. До этого биологи полагали, что способностью узнавать себя в зеркале обладают только люди и человекообразные обезьяны.

По мнению специалистов, проводивших исследование, способность идентифицировать себя в зеркале тесно связана с особенностями сложного социального поведения слонов. Известно, что эти животные активно общаются между собой, а также помогают старым и больным особям из своего стада. Способность к "альтруизму" и "сопереживанию" была бы невозможна без четкой самоидентификации, считают биологи.

"Это ключ к пониманию эволюции разума. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эта способность может развиться у разных животных с разной структурой мозга", - уверена биолог Диана Рейс (Diana Reiss), которая принимала участие в исследовании. Ранее подобные опыты небезуспешно проводились на дельфинах, однако дали менее однозначные результаты.

Правда, не все коллеги исследователей согласны с ними в оценках результатов экспериментов. Например, Робин Дунбар (Robin Dunbar) из британской академии наук полагает, что на основе опытов с зеркалами не следует делать выводов о природе происхождения разума.

Эксперимент в Габоне

Французский фотограф-новатор Ксавье Хьюберт Бриер (Xavier Hubert Brierre) и его супруга отправились в Габон, чтобы провести интересный эксперимент. Они разместили в нескольких местах зеркала и стали наблюдать за реакцией проходящих мимо животных.

Несмотря на засилье насекомых в африканских лесах, Ксавье говорит, что эксперимент принёс ему удовольствие. Фотограф спрятал камеры в защитных боксах и установил датчики движения, которые включали режим записи, когда к зеркалам приближались обитатели леса.

Самые интересные реакции наблюдались у леопардов и горилл, которые были настроены довольно агрессивно по отношению к своим воображаемым соперникам.


Леопард пристально смотрит на своё отражение в зеркале


Горилла приветствует своё отражение

Дельфины узнают себя в зеркале

Люди издавна считают дельфина, млекопитающего из отряда китов, одним из самых высокоразвитых животных. И вот, недавно ученые нашли этому очень важное подтверждение.

Оказалось, дельфин обладает великолепной памятью. Его мозг по размерам близок к мозгу человека. Биологическая система ориентации в водном пространстве - гидролокатор дельфина - сложнее системе гидролокации современнейших подводных и надводных кораблей ВМС. К тому же у дельфинов высокоорганизованная социальная структура.

Своей осмысленной мимикой и способностью учиться дельфин многократно ставил в тупик ученых, изучавших этих морских животных, как в океанариумах и дельфинариях, так и на воле. Однако, в последние десятилетия ученые достигли определенных успехов в разгадывании тонкостей дельфиньей психики и социальной жизни, и начали создавать более детальный психологический портрет этих удивительных животных.

Недавно появились сообщения о двух исследованиях, проводимых параллельно и независимо друг от друга. В обоих случаях ученые пришли к заключению, что дельфины в состоянии узнавать себя в зеркале. А такое узнавание считается важным признаком самосознания.

Новые эксперименты с дельфинами породили дискуссию об эволюции мозга, так как мозг приматов и дельфинов развивался разными путями в течение 60 миллионов лет. Как говорит профессор Лори Марино из университета Эмори, в Атланте, у головного мозга дельфинов, в отличие от мозга приматов, отсутствует лобная доля. Головной мозг дельфина - крупный, шаровидный. Большие полушария - с многочисленными извилинами. В коре больших полушарий до 30 миллиардов нервных клеток, и дельфин может перерабатывать огромное количество поступающей акустической и другой информации.

Дельфины же, как и человекообразные обезьяны узнают себя в зеркале. Об этом говорят результаты исследований, начавшихся в 1998-м году в Нью-Йоркском аквариуме с двумя бутылконосыми дельфинами, родившимися в неволе. Сначала на тело тестируемого дельфина исследователи наносили фальшивую метку, используя маркер, наполненный водой, а не красителем. После нескольких репетиций, во время которых животное привыкало к этой процедуре, исследователь маркировал дельфина заштрихованными треугольниками или кругами.

Всего каждое животное маркировалось по 16 раз и отдельно от других. Все снималось на видеопленку. Каждый дельфин после маркировки подплывал к зеркалу и осматривал на себе место, которое было отмечено. При этом дельфины часто крутились и вертелись, чтобы лучше рассмотреть метку.

Как всегда, одни ученые восприняли результаты новых исследований скептически, другие - с энтузиазмом. Первые считают, что доказательств самосознания еще мало, что здесь могут быть совпадения и случайности. Вторые верят, что теперь доказаны чуть ли не аналитические способности дельфинов. Так, например, профессор Гордон Гэллап осторожно назвал результаты исследований "наводящими на размышления". В то же время, ученый не совсем уверен, что подопытные дельфины видели в своем отражении именно себя, а не другое животное.

Итоги этих исследований, проведенный в дельфинарии "Си Уорлд" в Дурбане, в ЮАР, были опубликованы в "Журнале сравнительной психологии". В основу публикации легли работы целого ряда ученых разных стран.

"Наверняка животное со столь сложной системой социальных отношений обладает способностью к самосознанию и самоидентификации, потому что таким социально активным животным приходится на каждом шагу принимать решения о взаимоотношениях с другими особями и как бы предугадывать их мотивацию" - так говорит Ричард Коннор, профессор-биолог из Массачусетского университета в Дартмуте, который первым в 1999-м году открыл, что дельфины в Акульем заливе в Австралии живут своеобразными коммунами, насчитывающими до 14 особей. "Но, - продолжает профессор, - до полного выяснения всех тонкостей повышенных умственных способностей дельфинов нам пока еще далеко".

Кстати, эксперименты с отражением в зеркале проводились и с людьми. Выяснилось, что дети начинают осознавать себя в возрасте 1,5-2 лет (а человекообразные обезьяны - в 4-5 лет, то есть уже в зрелом возрасте).