Физическое развитие
Первые годы жизни малыша не прошли даром. Ребенок сумел получить все базовые навыки, которые ему необходимы в дальнейшей жизни. Развитие трехлетнего ребенка основано на уже полученных знаниях и продолжает совершенствоваться дальше.
В 3,5 года вес мальчиков составляет приблизительно 14,2-16,4 кг, рост – 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет примерно 14-16,2 кг, рост - 95,5-102 см. Окружность головы - приблизительно 48-52 см. У малыша усложняются движения рук и ног, продолжает развиваться координация движений. Ребенок учится выполнять более одного действия одновременно.
Трехлетние детки проявляют активность: много ходят, бегают, лазают, прыгают, поднимаются по лесенкам, ездят на трехколесном велосипеде, съезжают с горок. Их движения недостаточно координированы, потому что двигательный опыт пока невелик. Ориентировка в пространстве и совместные со сверстниками действия затруднительны для них. Дети не владеют рядом необходимых двигательных навыков, поэтому зачастую их движения однообразны. Для обогащения движений большое значение имеет создание благоприятных условий, использование игрушек побуждающих их к разнообразным двигательным действиям.
Дети 3,5 лет умеют разбирать игрушки. Играя в кубики, складывают довольно сложные конструкции. Могут быстро ездить на трехколесном велосипеде, огибая препятствия. Подниматься и спускаться по лестнице, не держась за перила. Некоторые детки уже могут правильно держать карандаш в руке (тремя пальцами).
Режим ребенка в 3,5 года остается прежним. Старайтесь укладывать малыша около 9 часов вечера. Хорошо проводить купание перед сном. Необходимо спать ночью не менее 10 часов и один раз днем. Многие дети не любят спать днем, что происходит из-за их чрезмерной активности и впечатлительности в этом возрасте. Старайтесь все же настоять на своем, и уложить малыша на отдых, систематическое недосыпание плохо скажется на его развитии.
Психологическое развитие
Ребенок уже научился планировать свои действия. Например, он может сказать родителям, что собирается играть с машинкой или рисовать. Для него уже ясно, что делать можно, а что нельзя. Ребенок хочет чувствовать себя взрослым и образованным, что проявляется в играх и в некоторых бытовых ситуациях. Старается обслуживать себя самостоятельно.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие речи. Ребенку уже несложно связно рассказать о себе, о том, что произошло с ним за день, ответить на вопросы по сюжетной картинке. Необходимо совершенствовать грамматику речи и расширять словарный запас с помощью игровых ситуаций. Детям нравится играть в словесные игры, сочинять бессмысленные слова и рифмовать. В 3,5 года ребенок продолжает расширять свой кругозор, что лучше всего происходит с помощью чтения книжек. Необходимо, чтобы малыш активно участвовал в чтении, обсуждал услышанное, повторял стихи, проговаривал сказки. Память в этот период развития непроизвольная. Лучше всего запоминается все то, что просто и эмоционально. Это могут быть яркие события, образы, действия.
Пора знакомить ребенка с различными звуками, слушать с ним музыкальные произведения. Познакомьте малыша с жестами, мимикой, инсценируйте с ним простые сценки. Для малыша нет ничего интересней, чем «изображать в лицах» героев сказок, которые ему читали. Именно в этом возрасте дети наиболее естественны на сцене. Для них важно участие в утренниках, пение, танцы и чтение стихов перед зрителями.
Ребёнок, преодолевший рубеж в 3 года, становится совсем взрослым. Для него наступает новая, дошкольная пора. Детский внешний и внутренний мир понёс значительные изменения. Теперь каждая мама лучше понимает своих малышей, ведь они активно проявляют своё мышление и физическое развитие в этом возрасте. Наличие всё новых способностей у ребёнка требует постоянных развивающих занятий с ним. Какие игры подойдут лучше всего?
Большинство детей в 3 года уже начинает посещать дошкольное учреждение. Бывает, что родители самостоятельно занимаются своими малышами и практикуют систематические развивающие занятия дома. И даже если ребёнок в 3 года ходит в детский сад, познавательные занятия лишними не будут никогда.
Присутствие в доме детей в возрасте около 3 лет всегда заметно. Да и родители видят в них черты характера, которые отсутствовали все предыдущие годы.
У ребёнка значительно увеличивается уверенность в себе, он способен отстаивать своё мнение и бороться за мечту. В головах таких детей чётко сформулировано, чего они хотят. Малыш 3 лет заметно вырос.
Вместе с детьми из года в год должны «расти» и занятия, проводимые с ними. Это, скорее, уже развивающий процесс, обучение, нежели обычные игры. Родители должны научиться устанавливать некоторые рамки во время занятий со своими детьми.
В 3 года с малышами можно вести интересные беседы. Ребёнок очень любит общаться, он хочет делать это не только дома, но и с окружающими людьми извне. Аргументы родителей становятся для детей 3 лет более значимыми, споры уже не всегда заканчиваются истериками и капризами.
Некоторые факторы могут оказывать влияние на занятия детей в возрасте 3 лет. Вот некоторые из них:
Занятия с ребёнком независимо от года его рождения – это лучшее общение внутри семьи. Не стоит недооценивать их важность и полезность!
Важно, чтобы развивающие занятия отличались разнообразием. Ведь ребёнку необходимо всестороннее развитие в любые годы его жизни.
Необходимые навыки для детей 3 лет:
В 3 года нужно развивать в юных дарованиях следующие функции:
Умение говорить – главная способность каждого малыша. Очень важно, чтобы сын или дочка 3 лет научились формировать собственные мысли, объяснять происходящее вокруг, показывать свои эмоции. На корректировку правильности речи отводится ещё несколько лет.
Устные игры – очень хороший способ для дома. Как правило, в это время деткам задаются самые разнообразные вопросы. Можно также повторять с ними любимые сказки. Телефонный разговор – ещё один вариант обучения.
Для развития этих навыков лучше всего подходит игровой стиль. Например, можно совместно собирать бусы по заранее приготовленной схеме (два зелёных, синих, красных). Ребёнок воспроизводит инструкцию, несмотря на неё. А в конце обязательно проверяется результат детского труда.
Отлично развивает внимание рисование по клеточкам, по пунктирным линиям и т.д. Кроме того, малыш учится правильно работать с пишущими предметами. Можно тренировать память, запоминая пары различных предметов, а также повторять ряд жестов под музыку.
Самое главное здесь – не перегружать своих малышей логическими занятиями. Дома очень удобно собирать паззлы или конструкторы разного уровня сложности. Кроме того, можно выстраивать логические ряды из предложенных картинок, выбирать лишнее или противоположности, сопоставлять тени и предметы на картинках и др.
В этом возрасте детям можно доверить краски, ножницы и клей. А это открывает все границы творческой энергии малышей-трёхлеток. Ещё больше побуждает ребёнка к творчеству то, что много действий он может делать сам. Такие игры лучше всего разграничивать между собой. Вот самые популярные из них:
Познание окружающего мира по-прежнему важно для вашего малыша. Его ждут новые открытия. А мамам и папам важно быть готовыми отвечать на миллион разных «почему?» как дома, так и за его пределами. Каждый родитель должен непосредственно участвовать в формировании личности своего чада. Прогулки на свежем воздухе и подробные рассказы обо всём, что попадается на пути – что может быть полезнее?
Очень важное правило для родителей: все занятия и игры должны быть интересны именно для сына или дочки! Чадо не должно терять своего энтузиазма во время всего процесса. Однако с трёхлетками занятия не должны превращаться полностью в игру для младшего возраста.
Специально для родителей было разработано несколько хитрых приёмов:
Во время общения со своим чадом пора прекращать «сюсюкать». Перед вами подросший ребёнок, и диалог должен вестись на взрослом языке. В этом случае он сможет почувствовать свою значимость внутри семьи.
В этой статье:
В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.
Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.
В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.
Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие,
забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке - по цветам колец или по размеру.
В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.
Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:
После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.
В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу,
искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.
Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.
Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.
Одно из достижений ребенка четвертого года жизни - это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.
Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.
Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.
В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле
не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.
Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.
В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.
В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.
В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.
В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.
В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.
Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад. Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.
После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.
Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.
Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому. Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.
Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.
Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым (Масару Ибука).
Мы, как родители ответственные и осознанные, не хотим что-либо упустить в развитии своего малыша, и поэтому интересуемся тем, . Эта статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Тема развития трехлетнего ребенка достаточно обширная, и можно писать по ней отдельную книгу. Поэтому мы остановимся с вами на основных важных моментах и определим основные направления, в которых стоит двигаться, развивая вашего ребенка.
Давайте обратимся за помощью к известному педагогу Марии Монтессори, которая уже давно определила и структурировала зоны развития ребенка:
Эта классификация поможет нам разобраться в вопросе, как развивать ребенка в 3 года . Эти зоны развития переплетаются между собой и влияют друг на друга.
Также, задумываясь о развитии вашего ребенка, задавайтесь следующими вопросами:
Кем я хочу видеть своего ребенка в будущем?
Какие качества необходимы моему ребенку, чтобы быть полноценной личностью в обществе?
Какие важные события ожидают моего ребенка в ближайшем будущем, и какой подготовки они требуют? и т.д.
Задаваясь такими типами вопросов, вы будете определять для себя направления движения в развитии ребенка: определяем цель, подбираем методы, планируем, готовимся и действуем.
Цель развития нашего трехлетнего ребенка в этой зоне – научить его быть более приспособленным к практической жизни.
Трехлетний ребенок должен научиться ухаживать за собой. Особенно это становится очевидным и актуальным, когда ребенок начинает ходить в детский сад, а здесь необходимо хорошо и аккуратно самостоятельно кушать ложкой, мыть руки, застегивать пуговицы, убирать за собой, быть дружелюбным и щедрым, ответственным, чувствовать время и т.д. Поэтому мы должны прививать ребенку эти навыки, как в специальных развивающих занятиях, так и в повседневных делах.
Очень хорошо как можно чаще вовлекать ребенка в домашние дела — это и развитие, и посильная помощь маме. Тем более, что дети очень любят работать руками и способны быть неплохими помощниками уже в достаточно раннем возрасте.
Развивающие занятия для трехлетнего ребенка будут включать в себя различные пересыпания, переливания, шнуровку, сортировку, ролевые игры, задания на изучение и , творчество и т.д. Очень важно все, что развивает движение, ловкость и . Но помните, что пособия для игр должны быть удобными для ребенка и подходить ему как по возрасту, так и по уровню сложности.
Мы и раньше учили нашего ребенка общаться со сверстниками, прививали ему навыки культурного поведения и принципы морали, но в этом возрасте это становиться еще более актуальным, так как с трех лет у ребенка особенно возрастает потребность в общении со сверстниками. Дети лучше сопереживают и понимают друг друга, вместе играют в ролевые игры. Но сильно шумная компания может переутомить ребенка.
Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне практического развития:
В этой зоне мы занимаемся развитием и совершенствованием у нашего трехлетнего ребенка всех 5 чувств: зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха ребенка – и его способности владеть собой.
По статике, в среднем, в три года ребенок способен запоминать 2 слова из 10, названных нами и около 4 предметов или их изображений из 10-15. Помните, что ребенок лучше запоминает то, что вызвало у него хорошие, яркие и положительные эмоции. Называет правильно 4 основных цвета, знает некоторые оттенки. Собирает хорошо последовательность из 4-6 предметов, например матрешки и вкладыши, а также пирамидку. Может называть большой, средний и маленький, мягкий, твердый и т.д.
В развивающих занятиях и в бытовой жизни ребенку трех лет полезно пробовать различную еду, трогать предметы разной температуры, нюхать запахи, взвешивать руками и на весах различные предметы, выполнять задания с закрытыми глазами, выполнять различные , слушать живую музыку, играть с различными сортерами, ощущать , играть в игры на определение цветов и т.д.
Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне сенсорного развития:
Сенсорное развитие является важной основой математической развития, так как благодаря ему мы формируем у ребенка пространственное, логическое, абстрактное мышление, представление о множестве и свойствах объектов, учим его мыслить, развиваем воображение и фантазию.
В зоне математического развития ребенка 3 лет необходимо сконцентрироваться на развитии навыков счета и понятии о цифре. В изучении математики для ребенка очень важным является иметь образ количества, которому соответствует та или иная цифра. До того как начать активно считать и пользоваться цифрами, ребенок должен насытиться образами того или иного числа, например, что 3 – это может быть три коровы и 3 булочки, 5 – это 5 машинок и 5 бегемотов и т.д. Затем переходим к запоминанию названий цифр. Помните, дети мыслят совсем иначе, то, что для нас кажется проще простого, для них – сложно. Не спешите в математике, хвалите ребенка за его достижения.
Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне математического развития:
Характерным для развития ребенка 3 лет , является особый интерес к языку и словам. Активный словарь ребенка может насчитывать до 1500 слов.
Очень важным для развития речи является оттачивание движений рук и пальцев, координации между зрением и руками, а также развитие осязания и слуха. Развивающие занятия могут быть направлены на развитие , включать пальчиковую гимнастику, чтение книг, пение песенок и заучивание стишков, театр теней и кукольный театр, творчество и т.д.
Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне развития речи:
Трехлетний ребенок – это, с одной стороны, маленький, а с другой – уже такой взрослый человечек, который жаждет познания мира, хочет быть самостоятельным, много и разнообразно играет. Он стал уже более терпеливым и дольше может быть вовлечен в одно занятие. А мы, родители, находимся рядом и помогаем ему расти.
Следует стараться обогатить мир трехлетнего ребенка знаниями, образами, показать ему окружающий мир, его красоту и многогранность, объяснить происходящие в нем процессы, научить жить в нем и жить среди людей, привить ему эстетический вкус и т.д. И все это в интересной, понятной для детей форме – в виде игры.
Естественнонаучное развитие – одна из самых широких областей развития ребенка, которая включает в себя физическое развитие, музыкальное развитие, творческое развитие, духовное развитие и т.д.
Физическое развитие. Желательно, чтобы у трехлетнего ребенка был свой и различный спортивный инвентарь (велосипед, самокат, ролики, коньки, лыжи, мячи, кегли и т.д.). Можно водить его в бассейн и на другие секции. Ребенок должен иметь возможность бегать, прыгать, спрыгивать, перепрыгивать, залезать, слезать, качаться и т.д.
Творчество. Также у ребенка должен быть уголок для творчества и место, где он может быть наедине сам с собой, различные игрушки для сюжетно-ролевых игр (фигурки животных и людей, наборы врача, парикмахера, мастера, кухонная техника и т.д.), конструкторы, кубики, глобус и др.
Духовный мир. С детства приобщайте своего ребенка к духовным вещам: знание и понимание традиций своего народа, моральных ценностей, чтение детских духовных книг. Помните вопрос: «Кем я хочу, чтобы вырос мой ребенок?». А он должен иметь не только академические знания и здоровое тело, а и «полный внутренний сосуд».
Примеры развивающих игр для трехлетнего ребенка в зоне естественнонаучного развития:
Нужно заканчивать. Вы, наверное, уже чуть-чуть устали? Конечно же, можно было бы и дальше много говорить о развитии ребенка в 3 года , но это получилась бы очень и очень большая статья. Поэтому почаще заходите на наш сайт, и вы найдете много с трехлеткой.
Главное, любите ребенка безусловной любовью. А это пригодится, ведь кризис трех лет никто не отменял!
О том, что происходит с ребенком в возрасте 3 лет, вы можете посмотреть в этом видео:
Вам также может быть интересно:
Как вы занимаетесь развитием своего ребенка в 3 года? Как кризис 3 лет повлиял на ваши занятия? Поделитесь в комментариях!
Многие родители по достижению их трехлетнего возраста начинают с ужасом замечать, что он просто-таки становится похож на главного героя мультика «Чертенок с пушистым хвостом». Никакие наказания, поощрения, замечания, современные методы не помогают, и ребенок продолжает делать все по-своему, вести себя плохо, не обращая внимания на все старания родственников. Все дело в первом возрастном , который переживает кроха именно в этот период. Родителям стоит запастись терпением и уделять малышу как можно больше времени, а, вместе с воспитанием, активно заниматься и его физическим и умственным . Наша статья поможет разобраться, что должен знать и уметь ребенок в 3 года, с помощью каких игр можно развить его физическую форму и интеллект.
Если вам интересно, соответствуют ли физические параметры вашего малыша нормативным показателям для этого возраста и не имеется ли проблем со , предлагаем вам измерить его , окружность , окружность груди и сравнить их с данными, разработанными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Так выглядят средние показатели для :
Если показатели роста вашего сына находятся на отметке 85 см и ниже, либо на отметке 107,2 см и выше, то это звоночек к тому, что малыша следует показать специалистам. Возможно, у ребенка генетическая предрасположенность к низкому (высокому) росту, а, может быть, несоответствие средним нормативным показателям является следствием проблемы со здоровьем, патологии роста.
То же касается и показателей того, сколько должен весить ребенок в 3 года. Критически низкая масса тела для трехлетки - 10 кг и ниже, критически высокая - 20,7 кг и выше.
Что касается окружности головы и окружности грудной клетки, то обычно в три года несоответствие средним данным впервые встречается очень редко. Скорее всего, если большая либо маленькая голова является свидетельством наличия заболевания, то эта проблема была уже выявлена в более раннем возрасте. Тем не менее, отметим, что у считаются низкими показателями окружности головы на отметке 45,2 см и ниже, высокими - 53,7 см и выше.
Для средними показателями являются:
Низкими показателями считаются:
Прибавка в росте и весе, как у мальчиков, так и у , должна быть стабильной, без резких скачков либо простоев на месте в течение длительного времени.
В этом возрасте происходит замена жировой ткани на мышечную, поэтому малыши выглядят уже не «пухликами». У них удлиняется шея, расширяются плечи, становятся выпуклыми лопатки, вытягиваются руки и ноги, позвоночник изгибается естественным образом. А вот живот все еще пребывает в выпуклом состоянии. Поскольку увеличиваются другие части тела, голова уже не кажется крупной. В целом, тело начинает приобретать пропорциональный вид.
Как до трехлетнего возраста, так и по его достижению, родителям важно следить за физическим и умственным развитием малыша. После того как обязательные посещения педиатра отходят в прошлое, мамам и папам особенно внимательно нужно следить за состоянием здоровья, психики и интеллекта ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на появившуюся проблему и раньше начать ее устранение. Если ребенка планируют отдать в детский сад, то ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию. То, как развит малыш в физическом плане, проверят педиатр и хирург-ортопед. Его интеллект оценит невропатолог.
К развитию трехлетнего ребенка выдвигается ряд требований. Ознакомившись с ними, родители сами могут определить, соответствует ли уровень их малыша его возрасту. Ниже мы приводим стандартные требования для развития ребенка в 3 года.
Для малыша этой возрастной группы уже интересно бегать, прыгать, играть в мяч - бросать его и ловить, танцевать. При занятии и игре он задействует обе руки. Может ходить разными видами шага в разном темпе, на носочках, спиной вперед, по лестнице вверх и вниз. Уже неплохо удерживает равновесие при ходьбе по узкой либо наклонной поверхности.
Ему должно быть несложно выполнить два движения одновременно, например, топнуть ногой и хлопнуть в ладоши.
Желательно, чтобы в этом возрасте маленький человечек уже освоил трехколесный велосипед либо уверенно научился крутить педали.
Для крохи очень важно развитие крупной и мелкой моторики
. В этом плане он уже должен обучиться таким действиям:
Знаете ли вы? В три года бельгийские дети уже идут в школу, а в арабских странах с этого возраста разрешены гонки на верблюдах .
Трехлетка становится более терпеливым, усидчивым, может сдерживать некоторые свои эмоции.
В то же время он больше капризничает, чаще поступает наперекор взрослым, более упрям, обидчив. Вместе с тем, он все больше стремится быть самостоятельным. Фразу «я сам» можно теперь услышать по несколько раз в день.
Он хорошо заучивает стихи, может вспомнить, что с ним эмоционально яркого происходило на протяжении года.
Игры - на первом месте в досуге малыша. В игре ребенку начинает больше нравиться исполнять какую-либо роль, перевоплощаться.
В его лексиконе появляется все больше вопросов: «почему?», «зачем?», «когда» и т.п.
Умственные способности крохи соответствуют возрасту, если он знает:
Он может сделать простую аппликацию, нарисовать простой рисунок, круг, овал, слепить простую пластилиновую фигурку.
Знаете ли вы? Многочисленные наблюдения медиков и педагогов говорят о том, что большинство мальчиков несколько позже начинают ь, чем девочки. Связано это с тем, что у девочек обычно быстрее развивается левое полушарие мозга, отвечающее за речь, а у мальчиков - правое, контролирующее ориентацию в пространстве, двигательную активность, воображение.
Если вас интересует вопрос, как должен ребенок в 3 года, то речь его должна быть понятной взрослым, даже посторонним. Он уже может составлять сложные предложения, строить фразы из пяти-шести слов, называть предметы на предложенной картинке. Выражает словами свои чувства и потребности. Знает свое имя и фамилию. Отличает людей по и возрасту. Осознает и может назвать свою половую принадлежность, части своего тела.
В 3 года у ребенка должны быть развиты следующие бытовые навыки:
Важно! Если после прочтения вышеприведенных требований, оказалось, что ваш ребенок еще чего-то не умеет, не отчаивайтесь. Все еще можно наверстать и развить при помощи ежедневных занятий и упражнений .
Особое внимание следует уделить, если:
Все вышеперечисленные ситуации требуют консультации специалистов.
Также обеспокоиться следует, если ребенок пугается при общении со взрослыми, не может с чем-либо играть в течение 5-10 минут, чрезмерно активен, постоянно агрессивен.
Обычно отклонения в развитии наблюдаются у детей, которые родились в результате , протекающей с осложнениями, либо , имеющих травму, генетическую предрасположенность, серьезную болезнь, проблемы со , черепно-мозговую травму в анамнезе. Задержкой и развития также страдают детки с ДЦП, психическими заболеваниями. В результате вышеперечисленных факторов происходит нарушение развития мозга и тех его отделов, которые отвечают за речь и психику.
Предлагаем вам ознакомиться с играми и , разработанными специально для развития физической формы, мышления, внимания и речи трехлетних малышей.
Трехлетка уже может неплохо ловить мяч , поэтому с ним можно чаще играть в различные игры с использованием данного снаряда. Среди них:
В ходе прогулки малыш должен кататься на качелях, каруселях, по лабиринту, подниматься по вертикальной лестнице, спускаться с горки, прыгать на батуте.
Из развивающих домашних игр у трехлетнего ребенка должны быть головоломки, кубики, мозаика, калейдоскоп.
В комплекс необходимо вводить следующие движения:
Мелкую моторику следует развивать с помощью занятий рисованием, лепкой из пластилина и теста, надеванием бусинок на нитку, игрой с крупами.
Внимание можно развивать путем несложной игры «кто пропал». Расставьте пять-шесть , дайте малышу их внимательно рассмотреть. Затем попросите малыша отвернуться и спрячьте одну игрушку. Далее следует попросить малютку угадать, какой игрушки не хватает. Можно также играть, меняя игрушки местами, добавляя какую-либо игрушку еще. Проводя такую игру регулярно, можно добиться высокой степени концентрации внимания и развития кратковременной памяти.
Игра «части одно целого» позволит развить у малыша мышление. Взять картинку и разрезать ее пополам. Затем попросить ребенка соединить детали. В дальнейшем разрезать картинку на три, четыре части. Для этой игры также можно использовать простейшие мягкие пазлы.
Логическое мышление поможет развить игра «кто лишний». Необходимо заготовить карточки с предметами. Затем выкладывать перед ребенком четыре предмета с одним лишним в логической цепочке. Например, среди шапки, пальто, варежек будет сапог.
Пока на кухне готовится обед, можно предложить ребенку поиграть с посудой. Расставив кастрюли, положить в одном месте крышки от них и попросить малыша правильно подобрать их к каждой посудине.
Осенью можно собирать листики, делать гербарий, а затем просить ребенка вспомнить, от какого дерева какой листок.
Каждому трехлетке покажется интересной игра на память «супермаркет» - нужно будет попросить малыша сходить в виртуальный магазин и купить четыре продукта. С каждым разом количество продуктов нужно увеличивать.
Математические задатки можно закладывать путем игры, например в кукольный театр, когда одна кукла просит принести другую определенное количество конфет либо других предметов.
Можно при помощи ежедневного чтения книжек. Одно из хороших упражнений - отгадывание загадок. Также следует разучивать стишки, песенки, скороговорки. Словарный запас ребенка в 3 года должен составлять до 1,5 тысяч слов.
Есть несколько игр , с помощью которых можно хорошо развивать речевые навыки у ребенка .
Знаете ли вы? В большинстве языков мира слова «мама» и «папа» звучат приблизительно одинаково. Это связано с тем, что лепечущие малыши произносят первые звуки, похожие на звучание данных слов.
Для качественной жизни ребенку необходимо придерживаться . Для стабильной работы нервной, пищеварительной и систем трехлетний ребенок должен спать дважды в сутки, в одно и то же время с промежутками в четыре часа, гулять на свежем воздухе не менее четырех часов в день. У него должно быть время для самостоятельных игр и для игр с родителями.
Общая норма сна для трехлетки - 12 часов в сутки. Может быть следующее распределение на дневной и ночной сон:
Режим дня для трехлетки, который не ходит в детсад, примерно может выглядеть следующим образом :
Важно! Нужно следить за тем, чтобы режим не сбивался. Допускается незначительное смещение его составляющих до получаса.
В три года на ребенка буквально «сваливается» куча проблем. Во-первых, это возраст, когда большинство маленьких человечков идет в садик, а, значит, переживает болезненную смену родной домашней обстановки на чужую, детсадовскую, и длительную разлуку с мамой. Во-вторых, приходит первый возрастной кризис, который связан с тем, что ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Естественно, маленькому крохе тяжело пережить все эти изменения. Поэтому родителям в данный период необходимо особенно уделять внимание ребенку, и его развитию в том числе. Главное в этом деле - первым делом создать благоприятные условия для развития полноценной и здоровой личности. Родителям следует понимать, что поведение малыша зависит от того, как ведут себя они сами, и в каком эмоциональном состоянии они находятся. Ответственные родители всегда обращают внимание на проблемы в развитии малютки, консультируясь со специалистами, либо самостоятельно тестируя малыша. При выявлении проблемы с каким-либо направлением развития они могут заниматься с ребенком самостоятельно либо записать его в развивающие секции.