Зимние развлечения занятие в старшей группе. Конспект занятия-беседы с детьми младшей группы «Зимние забавы. Общение по картине

15.02.2019

Заключительное мероприятие : Игра – викторина « Этот удивительный космос».

Цель : активизация знаний по теме, умение использовать полученные знания в разных видах деятельности, активизация словаря, развитие связной речи, закреплять умение читать стихотворение по мнемотаблице.
Словарь : обогащение активного словаря по теме занятия.

Материал : иллюстрации «Космос», изображения планет, мнемотаблица, стихи, загадки о космосе, счетные палочки, космическая музыка, ноутбук.

Ход игры:

В: Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Мы собрались, чтобы отправиться в необыкновенное путешествие с помощью игры-викторины. А куда мы отправимся, узнаем, когда прочитаем слово по первым звукам -космос.

В: Правильно, космос.

В: А как еще можно назвать (Рассуждения детей)

Галактика! Вселенная!

В: Итак, тема нашей игры космос. Я предлагаю вам помечтать и в космонавтов всем поиграть.

А как вы думаете, легко ли быть космонавтом?

Какими чертами характера он должен обладать (иметь крепкое здоровье, быть дисциплинированным, честным, правдивым, уметь управлять космическим кораблем, прыгать с парашюта). А главное уметь дружить, потому что в космосе очень важно иметь верного и надежного друга.

Вам предстоит выполнить множество заданий, которые помогут вспомнить все, что мы знаем о космосе, планетах Солнечной системы, о том, что необходимо для успешного полета. Важно помнить, что только дружба, смекалка, взаимовыручка помогут вам победить. А еще, ребята, мне бы хотелось вам напомнить, что в любой игре есть свои правила. Сегодня вам разрешается думать, обсуждать, отвечать и рассуждать. Но, ни в коем случае не ссориться, не шуметь, не перебивать друзей и не выкрикивать. Ваша задача – как можно больше дать правильных ответов.За правильный ответ вы получите маленькую ракету.

Первый конкурс: «Разминка»

Вопросы :

1- На чем летают люди в космос ? (на ракете)

2- Как называют людей летающих в космос ? ( космонавт )

3- Что люди делают в космосе ? (проводят исследования)

4- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?

(Белка и Стрелка)

5. Какая страна первой отправила космонавта в космос ? (Россия)

6. Кто был первым космонавтом , полетевшим в космос ? (Ю. Гагарин)

7.Как назывался космический корабль , на котором Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос ? («Восток-1» )

8. Какого цвета был скафандр у Ю. Гагарина? (белый)

10. А как люди находятся в космосе ? (в невесомости)

11. Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)

12. Как называется снаряжение космонавтов ? (Скафандр)

13.какая планета больше всего получает солнечного тепла?

14.А на какой планете никогда не бывает солнца и там очень холодно? Почему?

15.Почему на планете Земля есть жизнь?

16. Что такое телескоп? Зачем люди придумали его?

17. Что такое Луна? Как она выглядит?

18 Назовите первых космонавтов.

19.Что происходит на Земле, благодаря тому, что она вращается вокруг Солнца?

20.Назовите имя самой первой собаки, побывавшей в космосе. (Лайка)

21.Когда мы отмечаем День Космонавтики?

22. Под чьим руководством созданы ракеты, космические корабли?

23.Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?

В: Молодцы! С первым заданием справились хорошо. Следующее задание: что нужно для того, чтобы полететь в космос?

Строят ракету всегда по специальному рисунку, который называется чертеж.

Я предлагаю всем пройти за столы и построить ракету по единому чертежу из палочек.

В: Все справились с заданием хорошо. Молодцы. Но, чтобы отправиться на какую-нибудь планету, надо узнать об условиях жизни на ней. Сейчас мы разобьемся попарно и выберем себе планету. Я буду загадывать загадки о планетах, а вы, посовещавшись, поднимаете планету, о какой идет речь. Готовы? Начинаем!

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Марс)

Царь морской названье той планете дал,

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается самой большой. (Юпитер)

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

Планета кольцами окружена,

И этим всем отличилась она. (Сатурн)

А что за планета зеленого цвета. (Уран)

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и марс)

А эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета ….Земля. (дети отвечают все вместе)

Молодцы, ребята!

Ну, что же, мы можем отправляться в полет.

В: Внимание! Объявляю готовность №1!

1 команда - на старт! (Все кладут руки на колени.)

2 команда - стартовая готовность!-(Все хлопают себя по коленям.)

3 команда - Пуск! (Все хлопают в ладоши над головой и произносят -Р-Р-Р)

Полетели! (Звучит космическая музыка.)

В: Внимание!

На корабле перегруз! Уберите лишнее! (на доске появляются ряды картинок, из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу).

В:Ну что, посмотрим, что же лишнее? Скафандр, барабан, ракета или звезда? (барабан) Верно. (аналогично еще 2 ряда картинок) Молодцы!

Игра «Планеты стройся!»

В:Ну а сейчас давайте поиграем. Каждый выбирает себе планету (карточку с изображением планеты). Под музыку вы будете двигаться по залу. По моему сигналу «Планеты стройся!» вы должны выстроиться так, как расположены планеты в солнечной системе. Всем понятны правила игры? (Дети строятся в порядке расположения планет солнечной системы)

В:А теперь давайте проверим нашу солнышкину семью нашей любимой считалкой.

(дети считают считалку)

На луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет.

Меркурий-раз, Венера-два,

Три-Земля,4- Марс,

5-Юпитер, 6-Сатурн,

Кто не верит, выйди вон!

В: А теперь- Ключ в отгадке, отгадка в загадке.

Цепочка загадок о космосе для детей.

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!

В: Игра «Невесомость» (звучит музыка) - Ребята, мы в невесомости. (Встаем на одну ножку, плывем, двигаемся как в невесомости)
Посмотрите, мы приближаемся к Земле. Пора нам приземляться,на Землю возвращаться.(звучит музыка «Земляне»)

В: Давайте вспомним стихотворение о нашей планете А мнемотаблица поможет его рассказать.

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету

Ведь другой похожей нету. (Я. Аким)

Итог занятия : Ребята,как хорошо вернуться домой, где вас ждут и любят. Ведь не зря говорят: « Нет ничего краше, чем Родина наша». Любите нашу землю, берегите ее!

В: Ребята, вы достойно показали себя в игре-путешествии и на память о ней и о сегодняшнем празднике получите на память вот такие ракеты!

Года пролетят, малыши подрастут,

В космический рейс корабли поведут.

И, может быть, вспомнят у дальних миров

О нас, воспитателях детских садов.

В этом посту коротко, в форме «вопрос-ответ», расказано о многих интересных фактах и явлениях происходящих во вселенной. Почему звезды мерцают? Сколько лет вселенной? Велика ли черная дыра? Как долго лететь к другим планетам? И много другого в продолжении поста. Простенько и очень даже поучительно…

Вопрос:
Многие ученые думают, что Вселенная началась с Большого взрыва. А что было до этого?
Ответ:
Ученые считают, что не было ничего. Само время началось с Большого взрыва.

Вопрос:
Правда ли, что, глядя в космос, можно увидеть прошлое?
Ответ:
Да. Глядя в глубокий космос, вы видите свет, посланный отдаленным объектом много-много лет назад. Чем дальше объект, тем дольше добирается до нас его свет и тем дальше вы углубитесь в прошлое, когда этот свет увидите. Например, мы видим Солнце таким, каким оно было восемь минут назад, Альфу Кентавра - какой она была четыре года назад, а галактику Андромеды - какой она была 2,9 млн лет назад. Ученые думают, что самые удаленные объекты мы видим такими, какими они были в самом начале эволюции Вселенной.

Вопрос:
Велика ли черная дыра?

Ответ:
Неизвестно, потому что никто ее никогда не видел. Ученые полагают, что ее наименьший размер может быть такой, как у небольшого города, а наибольший - как у гигантской планеты Юпитер или даже еще больше.

Вопрос:
Можно ли увидеть с Земли другие галактики?
Ответ:
Да. В большой телескоп можно увидеть много тысяч галактик. Даже невооруженным глазом видны три из ник: Большое и Малое Магеллановы Облака и М31 - галактика Андромеды

Вопрос:
Как долго проживет Солнце?
Ответ:
Ученые подсчитали, что Солнце проживет еше от 4,5 до 5 млрд лет.

Вопрос:
Сколько звезд во Вселенной?

Ответ:
Никто не знает точно. В одной только галактике Млечный Путь их около 100 млрд. Сейчас астрономы считают, что во Вселенной много миллионов галактик и в каждой из них примерно столько же звезд, как в нашем Млечном Пути. Видимо, мы никогда не узнаем точно, сколько всего звезд.

Вопрос:
Почему звезды мерцают?

Ответ:
Проходя сквозь атмосферу Земли, свет звезды отклоняется и преломляется. Угол отклонения зависит от температуры воздуха. Проходя сквозь теплые и холодные слои, лучи преломляются и словно бы приходят к нам сразу с нескольких сторон. Поэтому звезды и кажутся мерцающими.

Вопрос:
Смогут ли космические корабли сесть на все планеты Солнечной системы?

Ответ:
Нет, только на твердые планеты: Меркурий, Венеру, Землю, Марс и Плутон. А Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун - газовые гиганты, огромные шары из газа и жидкости, оез твердой оболочки. Но у них есть много лун, на которые посадка возможна.

Вопрос:
Как выглядит ночное небо на Луне?
Ответ:
На Луне нет атмосферы и небо всегда ясное. Солние и там мешает наблюдать все звезды, но, когда оно садится, звезды видны гораздо яснее, чем с Земли. Видна в лунном небе и Земля в виде большого, голубого с белым шара. В бинокль можно рассмотреть материки и даже некоторые города (ночью). Подобно Луне, Земля проходит через разные фазы.

Вопрос:
Почему Марс красный?

Ответ:
Почва Марса содержит много железа, за миллионы лет превратившегося в красную ржавчину.

Вопрос:
Некоторые люди утверждают, что видели инопланетян. Существуют ли инопланетяне?
Ответ:
Никто этого точно не знает. Многие люди клянутся, что видели «пришельиев», но не могут это доказать. Ученые считают, что в нашей Галактике многие звезды имеют собственные планеты, а при миллионах галактик во Вселенной планет должно быть бесчисленное множество. Специалисты обнаруживают и в нашей Солнечной системе вешества органического происхождения. Их нашли на Марсе и под ледяной корой Европы, одной из лун Юпитера. Но пока никто не нашел там «пришельцев».

Вопрос:
Сколько Солнечной системе астероидов?
Ответ:
Точного количества никто не знает, но их наверняка многие тысячи. И не только в поясе астероидов, а и во всем пространстве, так что едва ли астероиды когда-нибудь удастся пересчитать.

Вопрос:
Попадал ли в кого-нибудь из жителей Земли метеорит?
Ответ:
Да, но не тревожьтесь: это случается очень редко. В начале 90-х гг. XX в. один человек был ранен метеоритом, когда проезжал по автостраде в Германии. А в начале 900-х гг. Хл в. упавший метеорит убил собаку.

Вопрос:
Какая комета была самой большой?
Ответ:
У самой большой кометы 1811 года голова (облако газа) была
диаметром более 2 млн км - больше Солнца. Большая комета 1843 года имела хвост длиной 330 млн км - как от Солнца до Марса.

Вопрос:
Видны ли с Земли искусственные спутники?
Ответ:
Да, они похожи на звезды, медленно плывущие по небу. Этим они отличаются от самолетов, проносящихся довольно быстро. Иногда искусственные спутники можно видеть на небе каждые несколько минут.

Вопрос:
Как стать космонавтом?
Ответ:
Лучший способ - стать сначала ученым, например химиком, астрономом, инженером. Нужны высшее образование и специализация в отрасли науки, которая может понадобиться в космосе. Полезно также научиться управлять самолетом. Затем обратитесь в Центр подготовки космонавтов с просьбой принять вас в кандидаты. Если вас примут, понадобятся еше четы ре-пять лет тренировок. Может быть, вам посчастливится и вас отберут для участия в экспедиции.


Вопрос:

Почему для полетов в космосе всегда используются ракеты? Почему нельзя использовать что-то вроде самолетов?
Ответ:
Турбины самолетов потребляют очень много воздуха, но его почти нет в самых верхних слоях атмосферы. Там пока годятся только ракеты. Они выбрасывают струю газов с огромной силой и разгоняют космический корабль до колоссальной скорости. Ученые продолжают работать над турбинами, пригодными на краю атмосферы. Пока удалось создать только челноки (шаттлы). Они могут приземляться как самолеты, но взлетают все еше с помошью ракет.

Вопрос:
Сколько времени понадобится космонавтам, чтобы долететь до Плутона?
Ответ:
Космический корабль типа «Аполлон» (такой, какой летал на Луну) смог бы долететь до Плутона за 86 лет.

Вопрос:
В некоторых фантастических фильмах людей для транспортировки сначала разлагают на атомы, а потом передают в другое место лучом. Возможно ли это на самом деле?
Ответ:
Нет. Для такой транспортировки нужно было бы на месте прибытия собрать и соединить все атомы человеческого тела точно в прежнем порядке. Но сделать это невозможно, так как атомы находятся в постоянном движении.

(Солнце)

    Почему некоторые звёзды кажутся песчинками?

(Расположены далеко от нас)

    Сколько звёзд на небе?

    Какие созвездия вы знаете?

(Рыбы, Рака, Лебедя и т. д.)

    Каких размеров бывают звёзды?

(маленькие и большие)

    Какого цвета бывают звёзды?

(белые и красные)

    От чего зависит цвет звезды?

(от её температуры)

    Цвет горячей звезды какой?

(белый, серебряный, голубой)

    Цвет холодной звезды какой?

(красный)

    Имя первого космонавта нашей страны?

(Юрий Алексеевич Гагарин)

    Первая женщина-космонавт.

(Валентина Терешкова)

    Как звали собак, которые первыми побывали в космосе?

(Белка и Стрелка)

    Что значит «падающие « звёзды?

(это маленькие камни, летящие из космического пространст-

ва. По - научному их называют метеором)

    Какая примета есть относительно «падающих» звёзд?

(загадать желание, и оно обязательно сбудется)

    Что называется метеоритом?

(упавший на землю метеор)

    Назовите по порядку все планеты.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

    Что такое солнечное затмение?

(среди ясного дня вдруг наступают сумерки, на месте Солнца виден чёрный диск, окружённый серебристым сиянием)

    Сколько минут длится полная фаза затмения?

(примерно 7 с небольшим минут, за год с Земли можно на-

блюдать 2-3 солнечных затмения)

    Как называется спутник Земли?

(Луна)

    Что такое Кометы?

(странные «хвостатые» звёзды)

    Назовите одну из комет, которая «посетила» Солнечную систему.

(комета Галлея – посещает нас один раз в 76 лет, последний раз она появлялась в 1986 году)

    По какой причине образуются в космосе «чёрные дыры»?

(когда звезда стареет и взрывается, на её месте образуется чёрная дыра)

    Что такое Астероиды?

(в нашей Солнечной системе вокруг Солнца двигаются тысячи малых планет - это астероиды)

    Через какой прибор можно наблюдать за астероидами?

(телескоп)

    Назовите самые крупные астероиды.

(КВАВАР - диаметр 1250 км и ЦЕРЕРА - диаметр 932 ка)

    Как назывался космический корабль, на борту которого первый

космонавт планеты совершил полет?

("Восток")

    Кто из космонавтов и когда первым вышел в открытый космос?

    Сколько времени находился в открытом космосе космонавт Алексей Леонов в 1965 г.?

(12 мин 9с)

    Кто был генеральным конструктором пилотируемых космических

аппаратов?

(С.П. Королев)

30.Назовите центральное космическое тело солнечной системы?

(Солнце)

31. Какая планета является естественным спутником Земли?

(Луна)

32. Можно ли на Луне пользоваться компасом?

(Нет, т. к. отсутствует магнитное поле)

33. Какую планету называют красной?

(Марс)

34. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду

из одного сосуда в другой?

(Нет, из-за невесомости)

35. Где находится самый большой планетарий в мире?

(В Москве)

36. Кто из американских астронавтов первым ступил на Луну?

(Н. Армстронг)

37. Какая планета солнечной системы является самой большой?

(Юпитер)

38. Где находится Море Дождей?

(На Луне)

39. Кем был изобретен первый оптический телескоп?

(Г. Галилеем)

40. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают

космические ракеты и аппараты?

( Космодром)

41. Главный космодром, с которого стартовали первые космические

корабли? (Байконур)

42. При возвращении на Землю космический корабль врывается в

плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с

поверхностью корабля?

(Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу

раскаляется)

43. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю.А. Гагарина

часы над дверью показывают одно и то же время: 10 ч 31 мин? (В этот

миг оборвалась жизнь Ю.А. Гагарина)

44. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?

Звездные дали завораживают детей. О космических путешествиях мечтают многие мальчишки и девчонки. Этот интерес можно использовать для расширения кругозора подрастающего поколения, систематизации знаний об астрономии. Повысить мотивацию помогает использование игровых методов обучения, к которым относятся викторины про космос. Для детей такая форма закрепления информации привлекательна, так как предполагает соревновательный момент и выявление победителей.

Определение

Викторина - игра, в ходе которой нужно давать ответы на поставленные вопросы, придерживаясь заранее определенных правил. Порядок и условия выявления победителей могут существенно различаться в зависимости от ситуации. Если викторина проводится на семейном празднике, каждый ребенок может бороться за победу в индивидуальном порядке. Большую группу детей логично разделить на команды. При этом азартность игроков значительно возрастает.

Проводя викторину про космос, постарайтесь создать игровую атмосферу. Команды могут превратиться в экипажи ракет, отправиться в воображаемое путешествие, встретиться с НЛО. За правильные ответы выдавайте жетоны в виде звезд или забавных инопланетян. Хорошо, если игра будет проходить под загадочную космическую музыку. Тогда дети охотнее включатся в нее и получат больше положительных эмоций.

Загадки для малышей

Викторина про космос для дошкольников должна состоять из несложных вопросов. Можно использовать картинки, чтобы дети угадывали небесные тела, изображенные на них. Для самых маленьких отлично подойдут загадки. Например, такие:

  • Шарик золотой заглянул в оконце, и танцуют зайчики. Что же это? (Солнце).
  • Ночью на небе видна бледнолицая... (Луна).
  • Золотые горошины в ночное небо подброшены. (Звезды).
  • Летит вокруг Солнца планета, в леса и горы одета. Мелькают моря и поля. Зовется она... (Земля).
  • Быстрая, словно комета, в космос взлетает... (Ракета).
  • Он одет в скафандр и идет к ракете. Скоро унесется к звездам и планетам. (Космонавт).

Викторина для старших дошкольников

Пятилетние дети уже имеют определенный запас знаний о космосе. Они с удовольствием отправятся в межзвездное путешествие. Важно, чтобы перемежались со спортивными эстафетами, творческими заданиями (конструирование ракеты, рисование инопланетян). Ведь дошкольники быстро устают от однообразной деятельности.

Ниже представлены вопросы для викторины про космос (с ответами) для ребятишек этого возраста:

  1. Как называется планета, на который мы все сейчас находимся? (Земля).
  2. Какого цвета наша планета? (Голубая).
  3. Вокруг какой звезды мы все постоянно вращаемся? (Солнце).
  4. Назовите другие планеты, входящие в Солнечную систему. (Юпитер, Венера, Уран, Марс, Сатурн, Нептун, Меркурий).
  5. Как называется спутник нашей планеты, который можно увидеть ночью? (Луна).
  6. Как звали собак, которые летали в космос и успешно вернулись обратно? (Белка и Стрелка).
  7. Первый человек, побывавший в космосе. (Юрий Гагарин).
  8. Какую одежду надевают на себя космонавты? (Скафандр).
  9. На каком аппарате можно улететь в космос? (На ракете).
  10. Нужны ли космонавту ложки и вилки? (Нет, они едят пищу из тюбиков).

Викторина "Путешествие по Солнечной системе"

Младшие школьники на уроках знакомятся с различными космическими телами, изучают азы астрономии. Соревнование между командами позволит повторить материал в увлекательной форме.

Викторина про космос для начальных классов может проходить в форме виртуального путешествия по ближайшим планетам с остановками на каждой. Вот ориентировочный список вопросов:

  1. Как называется звезда, находящаяся ближе всего к Земле? (Солнце).
  2. Сколько планет вращается вокруг него? (8).
  3. Самая маленькая и быстрая из планет, на которой днем стоит жара до 350 °С, а ночью мороз в -170 °С. (Меркурий).
  4. Самая яркая планета, которую можно увидеть с Земли без телескопа. Ее назвали в честь прекрасной богини любви. (Венера).
  5. Она - третья от Солнца, и имеет один спутник. (Земля).
  6. Эту планету именуют "красной", потому что ее поверхность покрывают оранжево-красные пески. Названо небесное тело в честь грозного бога войны. (Марс).
  7. Самая большая из всех планет, полностью состоящая из газа. (Юпитер).
  8. Это небесное тело известно своими кольцами из камней и кусков льда. (Сатурн).
  9. Самая холодная из планет, которая вращается, лежа на одном боку. (Уран).
  10. Эта голубая планета названа именем бога морей. На ней дуют самые сильные ветра во всей Солнечной системе. (Нептун).

Викторина об освоении космоса

Безусловно, не все перечисленные вопросы доступны для первоклассников. Зато они прекрасно подойдут ученикам 3 класса. Викторина про космос может также включать в себя вопросы, связанные с его освоением. Например, такие:

  • С помощью какого прибора можно исследовать звездное небо? (Телескоп).
  • Как называется аппарат, умеющий передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
  • Место, с которого запускаются ракеты. (Космодром).
  • Назовите имя и отчество первого космонавта. (Юрий Алексеевич).
  • Дата, когда человек впервые поднялся в космос. (12.04.1961).
  • Как назывался корабль Гагарина? ("Восход-1").
  • Сколько раз он облетел земной шар? (Один раз).
  • Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (Алексей Леонов).
  • Имя человека, который впервые шагнул на поверхность Луны. (Нил Армстронг).
  • Какая женщина первой отправилась в космический полет? (Валентина Терешкова).

Викторина "Правда или ложь"

Существуют разные типы вопросов. Вы можете зачитать ребятишкам высказывания, часть из которых является ложью. С ними нужно согласиться или не согласиться. Вот пример подобной викторины про космос для начальной школы:

  • Наше Солнце на самом деле является звездой. (Да).
  • Солнце больше, чем другие звезды. (Нет).
  • Нам кажется, что звезды крошечные, потому что они очень далеко. (Да).
  • Все звезды излучают свет. (Да).
  • Слово планета пришло к нам из греческого языка и переводится как "блуждающая звезда". (Да).
  • Слова "Вселенная" и "Галактика" означают одно и то же. (Нет).
  • Свой спутник есть только у нашей планеты. (Нет).
  • Своя система есть не только у Солнца, но и у других звезд. (Да).
  • Люди уже летали на Марс. (Нет).

Космическая средних классов

Чем старше ребята, тем сложнее становятся вопросы. Ученикам 5-7 классов будет интересно поучаствовать в играх, построенных по принципу телевизионных шоу ("Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?" и др.). Можно предложить им следующую викторину про космос (с ответами). Для детей она будет посильной и интересной:

  1. Что означает в переводе с греческого языка слово "космос"? (Мироздание, Вселенная).
  2. Как правильно называются "падающие звезды"? (Метеоры).
  3. Как называется камень, прилетевший на планету из космоса? (Метеорит).
  4. Правда ли, что все звезды имеют красный цвет, как наше Солнце? (Нет).
  5. От чего зависит цвет звезды? (От ее температуры).
  6. Какого цвета будет самая горячая звезда? (Белого или серебристого, голубоватого).
  7. Какого цвета холодные звезды? (Красного).
  8. Планеты - это горячие или холодные небесные тела? (Холодные).
  9. У какого небесного тела, вращающегося вокруг Солнца, есть "хвост"? (У кометы).
  10. Как появляются черные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда).

Викторина "Кто это?"

Часть вопросов может быть посвящена личностям, чей вклад в историю астрономии и космонавтики сложно переоценить. Пусть школьники вспомнят:

  • Кто из русских ученых заслужил звание отца космонавтики и изобрел ракету? (Циолковский).
  • Кто первым стал изучать космос с помощью телескопа? (Галилей).
  • Какой древнегреческий ученый утверждал, что Земля - это шар? (Пифагор).
  • Фамилия конструктора, построившего первые ракетно-космические системы. (Королев).
  • Собака, которая самой первой отправилась в космос вместе со вторым искусственным спутником Земли и не вернулась назад? (Лайка).
  • Он изменил взгляды на Вселенную, утверждая, что Земля - одна из нескольких планет, и все они вращаются вокруг солнца. (Коперник).
  • Во время полета он откликался на позывной "Кедр". (Гагарин).

Викторина для старшеклассников

Учащиеся 9-11 классов любят интеллектуальные игры и с удовольствием соревнуются в эрудиции. Викторина про космос поможет им освежить свои знания и проявить смекалку. Вот небольшой перечень вопросов:

  • С какой даты началась эра космонавтики? (С запуска самого первого спутника 4.10.1957).
  • Сколько времени Гагарин пробыл в космосе? (108 минут).
  • Как невооруженным взглядом отличить планету от звезды? (Планеты излучают ровный свет, в то время как звезды мигают).
  • Наука, изучающая Вселенную. (Астрономия).
  • Что больше - Вселенная или Галактика? (Вселенная, Галактики - это ее составные части).
  • Как называется галактика, в которой мы живем? (Млечный путь).
  • Часто ли во Вселенной рождается новая звезда? (Раз в 20 дней).
  • Покажите, какого размера был первый спутник. (58 см).

Занимательные задачи

Хорошо, если викторина про космос задействует не только память школьников, но и заставляет их размышлять. Дети любят задачки на сообразительность. Вы можете задать им вопросы, перечисленные ниже:

  • Сможет ли космонавт, находясь на орбите, перелить воду из одного стакана в другой? (Нет, так как в космосе он пребывает в невесомости).
  • Если во время строительства орбитальной станции космонавта зажмет между двумя блоками, весившими на Земле сотни килограмм, пострадает ли он? (Да, так как тела в космосе теряют только вес, сохраняя свою массу).
  • Что лучше взять с собой в космос для поддержания хорошей физической формы: гантели или эспандер? (Экспандер, ведь для растяжения пружин все равно придется применять усилие).
  • Сколько требуется человек, чтобы перенести на поверхности Луны груз в 120 кг? (Максимум два, так как сила тяжести там в 6 раз меньше, чем на нашей планете).
  • Можно ли на Луне с помощью компаса определить север? (Нельзя, там отсутствует магнитное поле).
  • Можно ли с Венеры разглядеть Малую Медведицу? (Нет, небо на планете всегда затянуто плотными облаками).

Викторина про космос наверняка увлечет ребят, особенно если победители получат призы. Ее можно приурочить к прохождению соответствующих тем по школьной программе или ко Дню Космонавтики. Все, что требуется от организатора, - проявить немного фантазии и придумать правила игры, интересные для детей данного возраста.

(2-3классы)

Знатоки космоса.

Слайд 1

Цели:

Воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свой народ.

Знакомство с историей покорения космоса, с основоположниками русской космонавтики.

Развитие любознательности и творческой активности, расширение кругозора школьников.

Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, коллективизма и дисциплинированности.

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Эй, девчонки! Эй, мальчишки! Минич К.

В путь отправимся сейчас.

Но идём не в одиночку,

Путешествует весь класс!

Не забудьте вы смекалку

Прихватить с собой в дорогу.

И находчивость, и дружба

Тоже будут вам в подмогу.

Учитель:

Ребята! Сегодня мы с вами поиграем в космическую викторину «Знатоки космоса».

С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо.

Прошли тысячелетия, прежде чем люди смогли доказать, что Земля имеет форму шара. Наблюдения за небом позволили сделать вывод о том, что она вращается вокруг Солнца, делая один оборот в год. Потом людипостроили самолёты, поднялись в небо и, взирая с огромной высоты, смогли ещё раз убедиться в том, что Земля – это огромный шар.

12 апреля 1961 года гражданин нашей страны военный летчик Юрий Гагарин совершил первый космический полёт, который длился всего 108 минут. Его корабль совершил один виток вокруг Земли и благополучно приземлился в заданном районе.

А Валентина Терешкова – первая в мире женщина, покорившая космическое пространство,

50 лет назад она совершила полёт в космос. Она всегда мечтала о небе, о звездах, о космосе, не разучилась мечтать и сегодня – ей бы хотелось побывать на Марсе.

Валентине Терешковой было 26 лет, когда к ней, первой в мире женщине-космонавту, пришла слава, которой не знала ни одна женщина на планете. Валентина Терешкова - звезда, покорившая небо.

Все свое свободное время В.В. Терешкова посвящала парашютному спорту, находившемуся в те годы на пике популярности у советской молодежи. Занятия в аэроклубе научили девушку быть сильной и мужественной, уметь владеть собой в любой экстремальной ситуации. В начале 60-х гг. 20 века после легендарного полета в космос Юрия Гагарина сотни тысяч молодых людей мечтали повторить его подвиг. Валентина Владимировна Терешкова не была исключением. Она пишет письмо в Звездный городок с просьбой о зачислении в женский космический отряд, в который ее приняли после жесточайшего отбора 12 марта 1962 года.

1.Сыны и дочери планеты голубой Башмакова С.
Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
Налажен путь в межзвездные пространства
Для спутников, ракет, научных станций.

2.Шагает эра космоса вперед! Булатова А.
Ракеты продолжают свой полет,
Стартуй с Байконура каждый год.
Привык к таким явлениям народ.

3.Космонавту хорошо, Федотов В.
Лучше, чем пилоту:
Сел в корабль, как в мешок,
И прощай заботы!
Ни орудовать рулём,
Ни крутить педали.
Знай, лети себе кулём
Да считай медали!

4.Всех, кто с Земли за пультом наблюдает, Кретинин С.
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, -

Ребята, а вы хотите полететь в космос?

Чтобы побывать в космическом пространстве, надо быть сильными, выносливыми, ловкими и находчивыми. Готовы ли вы пройти испытание. Для этого мы разделимся на 2 команды.

Слайд 2

Конкурсные испытания.

Разминка.

Отгадайте загадку.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(Космонавт)

1. Конкурс «Космические загадки»

Будущие космонавты готовятся к полётам долгие годы. Они должны много уметь и знать.

Вам предстоит выполнить 1 задание – отгадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?

(Звездолёт)

Крыльев нет, но это птица.

Полетит – и прилунится.

(Луноход)

Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

(Ракета)

Он вокруг Земли летает

И сигналы подаёт.

Корабли в морях спасает

И погоду узнаёт.

(Спутник)

Искра небо прожигает,

А до нас не долетает.

(Метеорит)

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому, что мать – Луна
А дочурки …
(Звезды)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…

(комета)

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (Солнце)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват. (Небо)

Ночью на небе только один

Большой серебристый

Висит апельсин. (Луна)

Над Землей малыш летает,

Нам сигналы посылает. (Спутник)

Вся синяя дорожка

Усыпана горошком. (Звёзды)

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая корка. (Месяц)

2. Конкурс «Кто скорее составит слово КОСМОНАВТ».

(Карточки с буквами у каждой команды.

По сигналу «3,2,1, - старт!» игроки команд переворачивают карточки и складывают слово.)

3. Конкурс «Ракета»

Назовите машину, которая поможет нам отправиться в космос. (Ракета)

Каждая команда из геометрических фигур должна построить ракету самостоятельно. Конструкторы, вперёд!

Молодцы!

4. Конкурс «ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ В КОСМОС?»

Плоскогубцы, шапка, часы, яблоко, лопата, вилка, ложка, чашка, чайник, цветные карандаши, блокнот, простой карандаш, авторучка, отвёртка, линейка, ножницы.

5. Конкурс «Блиц-опрос» .

Кто был первооткрывателем космоса? (слайд3)

Какие животные тоже побывали в космосе? (слайд4)

Кто изучает звёзды? (слайд5)

Кто в древности по звёздам предсказывал судьбу? (слайд 5)

Что такое солнце? (слайд 6)

Как называют группу звёзд? (слайд 7)

6. Игра «Подскажи словечко». (слайд 8)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (ТЕЛЕСКОП)

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (АСТРОНОМ)

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (ЛУНА)

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (РАКЕТА)

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски … (КОСМОНАВТ)

Космонавт сидит в ракете,

Видит он сквозь толщу лет

Ледяной летит объект,

Хвост его – полоска света,

А зовут объект … (КАМЕТА)

Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная … (ДЫРЫ)

В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (ЗВЕЗДОЛЁТ)

Подведение итогов.

Вы ждите нас, звёзды, Фролова Полина

Когда подрастём,

Мы к вам прилетим и расскажем обо всём.

О том, как прекрасна планета Земля,

Какие на ней города и поля,

Какие цветы и деревья растут,

Какие в лесах её птицы поют.

Все, свершилось, приземлились!

Из полета возвратились!

Пусть пока наш полет был не настоящим, но, может быть, когда-нибудь, кто-то из вас станет космонавтом. И, быть может, вспомнит нашу сегодняшнюю встречу.

Командам построиться для торжественного подведения итогов.

Каждый из участников награждается медалью «Знаток космоса».