Как надо играть в куклы. Польза игры в куклы. Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой

06.03.2019

Как вы знаете, я мама мальчика. И мальчик этот лет с трех отказался играть в куклы. Но до тех пор мы с ним в куклы играли, как мне кажется, к нашей общей пользе. Вряд ли я расскажу что-то новое, особенно мамам девочек. Но вот как мы играли:

    Еще до начала настоящих ролевых игр, ребенок манипулирует предметами и охотно кормит куклу, укладывает спать, купает. И в какой-то момент (трудно даже представить, как это бывает) кукла для него оживает. Действия поначалу остаются теми же. Но они наполняются множеством смыслов, кукла все чаще становится капризной и непослушной, а в игру вмешиваются тревоги и радости ребенка, меняя ее и внося в привычный мир все новые и новые события. И разве можно называть эти игры однообразными? Кукла годовалого ребенка механически открывает рот. А кукла трехлетки шутит, выплевывает еду и убегает.

    Многократно видела удивительную привычку малышей раскладывать все что угодно парами «малыш-мама» или тройками «папа-мама-малыш». Сын тоже любил составлять семьи. Причем семью у него находили не только игрушечные звери и куклы, за эти годы я перевидала семьи носков, сырников, прорезанных в бумаге дырок, книжек, ссадин на коленке, соринок, блюдец, карандашей, пуговиц, родинок, букв и многие другие. Несмотря на все это разнообразие, игра в семью кукол тоже пользовалась успехом. Очень удобно было воспитывать кукольного ребенка, надеясь что и настоящий что-то усвоит. И интересно получать обратную связь от кукольной мамы.

    Больному ребенку, да и здоровому тоже, приходится сталкиваться с медицинскими манипуляциями. И не так много среди них болезненных, а вот страшными кажутся все. Поэтому очень хорошо лечить куклу, десятки раз ей капать нос и ставить градусник, слушать легкие, смотреть уши и поливать перекисью или мазать зеленкой царапины. И когда-нибудь эти занятия станут понятными и обыденными и у самого ребенка так же перестанут вызывать панику.

    Это не совсем игра и не совсем с куклами, у некоторых наших мягких игрушек тоже было свое прошлое. И сыну ужасно нравилось слушать, где была кукла до встречи с ним, чем занималась. И как она искала друзей, и что помогло ей прийти в наш дом. Вроде бы простые истории, лишь отчасти основанные на реальных фактах, но приходилось их рассказывать еще и еще.

    Мне всегда нравилось делать куклам разные прически. И сын, которому даже расчески были не нужны, заинтересовался. Оказалось, что заколки, резинки очень хорошо развивают мелкую моторику. Главное, чтобы у куклы волосы получше держались.

    Наверное самая любимая игра была «в гости». сначала нужно было приготовить еды — налепить из пластилина, нарезать бумаги в кастрюльки или просто воображаемой. Накрыть стол. И потом принимать гостей, рассаживать их вокруг стола и кормить тортами и кашей. А еще наливать из чайничка чай — воображаемый или настоящий, из настоящей воды.

    В путешествие отправиться просто — составил несколько перевернутых табуреток — и получился автобус, автомобиль или самолет. На переднем месте, конечно, водитель. А в качестве пассажиров куклы. И автобус-поезд едет, объявляя остановки, а куклы входят и выходят. И обязательно покупают билеты. А если нашлась коробка из под обуви или тазик — получается корабль. Маму в такое путешествие точно не возьмешь, в коробку не влезет. А вот несколько кукол умещаются.

    С какой-то даже ностальгией мы с сыном вспоминаем самый первый самодельный кукольный домик в коробке. Там жила кукла Ляля и ее собачка Бубу (имена давал сын, он тогда еще не умел говорить). Домик был самый простой, но мы постоянно собирали для него все нужное и сыну нравилось придумывать из чего сделать тарелки или нести в дом какой-то фантик, чтобы как ковер постелить. С Лялей и Бубу мы разыгрывали множество ситуаций, учились избегать опасностей, разбирались с понятиями день-вечер, объясняли им наши игры и рассказывали все, что знаем.

    Если мама с ребенком показывают спектакль — кто же будет покупать на него билеты, занимать места в зрительном зале и хлопать в ладоши? Конечно куклы. Но некоторые куклы могут и сами выступать на сцене.

    Во многих играх ребенок проделывает с куклой то, что в другое время ему приходится выполнять самому. Но иногда компания нужна сразу — вместе есть кашу, вместе купаться, вместе ложиться спать. Очень хорошо, когда есть с кем разделить и скучные дела, и радостные.

Разыгрывая разные сюжеты из жизни кукол, каждый ребенок выражает свои опыт и знания и через игру осваивает мир эмоций. Одним словом, социализируется. Вальдорфский человечек с узнаваемой улыбкой, куколка из цветов, резиновый пупс или моргающая красотка в пышном платье – любая кукла с родительской помощью служит ребенку проводником в мир человеческих отношений.

При чем тут родительская помощь?

Вокруг все говорят о самостоятельности, раннем развитии и творческом одиночестве детей. Считается, что родителям нужно подальше отойти в сторону, наблюдать и ни в коем случае ничего не корректировать во время игры. Тем более, здорово, когда ребенок играет целый день сам и не отвлекает очень взрослых людей от очень взрослых дел. Но, если честно, не всегда детям достаточно их личного опыта, чтобы перейти в игре на более высокий уровень и самому режиссировать истории про жителей кукольного домика. Взрослому важно вовремя присоединиться.

Первые куклы для самых маленьких.

Примерно с года малыши распознают в кукле образ человека и соотносят его с собственным обликом и чувствами. И если поначалу игра с куклой – это поиск глазок, носика, ручек, ножек и хвоста (кто знает), то в два года кукла для ребенка – это практически он сам. Родителям лучше подсказать малышу, что у куклы есть имя, за стол можно садиться вместе, кормить ее, одеть и взять на прогулку, катать в коляске, или чистить вместе с куклой зубы (если вы не против измазать кукольное личико пастой) и петь на ночь колыбельную. Это поможет ребенку усвоить режим дня и научит проявлять заботу, а значит – быть самостоятельным и активным. Лучше поначалу выбирать мягко-набивную куклу с нейтральным выражением лица (никаких утрированных улыбок, злого оскала или печальных глаз). Ребенок присваивает кукле собственные эмоции, и этим эмоциям нужно предоставить свободу.

Зачем кукле много вещей?

После трех лет ребенок хочет всё делать вместе с куклой. Обедать, гулять, танцевать, рисовать, сушить волосы, праздновать день Рождения, кататься на роликах и путешествовать. Поэтому, кукле очень нужны вещи (прямо как настоящему человеку). Многие родители жалуются – ребенку около пяти, стоит в комнате огроменный кукольный дом, набитый мебелью, бытовыми приборами и одеждой. Куклы тоже есть. Не одна, не две – а целая семья. А ребенок не играет, совсем. Поэтому иногда важно вместе разложить всё это богатство, усесться на пол и придумать интересные сюжеты, подключить истории из любимых сказок.

Как насчет мальчишек?

Почти все уверены, что мир кукол – совершенно девчачье дело, и мальчикам не место в этой игре. Сомневаетесь? И правильно. По мнению психологов, мальчишкам не просто можно, но даже нужно играть в куклы. И они, надо сказать, очень это любят – катают их в коляске, кормят, купают и укладывают спать. Неважно, мальчик или девочка – любой ребенок должен на определенном этапе развития освоить человеческие отношения. Игра в куклы – как раз то, что нужно.

Наталья Прищепёнок
Как научить ребёнка играть в куклы?

Как научить ребёнка играть в куклы ?

Прищепёнок Наталья Сергеевна

методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно слышать высказывание о том, что их дочь/внучка не играет в куклы . Возраст при этом называется разный - три, четыре, пять лет. Говорят : «Мы покупаем ей кукол, а она не играет . Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы . В такой игре ребёнок выражает себя - опыт, знания и переживания, вкладывает в уста куклы свои мысли , осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы - это очень важно !

Кукла - способ занять ребёнка или средство для развития?

Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка . Как хорошо - сидит целый день играет , никому не мешает. Хорошо с одной стороны : ребёнок учится самостоятельности. Но : у ребёнка ещё нет достаточно жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.

Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека . Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы . Для двухлетнего ребёнка общение с куклой - подражание . Кукла - это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые . Подскажите ребёнку , что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу , спойте ей колыбельную.

Мягкие друзья

Исходя из опыта воспитания собственного ребёнка и опыта многочисленных подруг, можно сделать вывод, что лучше всего подходят для этого возраста мягко-набивные куклы кировской фабрики игрушек - Данилка (он ростом 53 см) и мягко-набивной Малыш (35 см, похожие на маленьких детей. Они хорошы и в плане безопасности игры, что немаловажно для организации здоровьесберегающей среды ребёнка . Куклы мягкие , туловище у них из нетканого материала, набито синтетическим волокном и поролоном, а ручки, ножки и голова из ПВХ - пластизоля (обычно говорят : резиновые, но правильно этот полимер называется пластизоль). Подобных кукол так хорошо обнимать, с ними можно ложиться спать, ощущая тепло и безопасность. У кукол этой фабрики спокойные нейтральные лица. Это очень важно, потому что кукле ребёнок присваивает свои эмоции, переживая их, соответственно, у куклы не должно быть определённой застывшей мимики. Мягко-набивной Малыш же хорош ещё и своей интерактивностью - он умеет плакать и смеяться. Это его умение поможет развить в ребёнке эмпатию - сопереживание. Кукла заплакала - надо её успокоить. Кукла засмеялась - можно порадоваться вместе с ней. Только при этом обязательно нужен умный взрослый, который подскажет малышу, что можно сделать, чтоб кукла не плакала , объяснит, почему кукла смеётся . Так мы сможем воспитать у ребёнка ещё и позитивный взгляд на жизнь. Да-да, я считаю, что делать это надо с самого раннего возраста, тогда и проблем у выросшего человека будет гораздо меньше.

Зачем кукле много вещей

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами . Возникает потребность делать всё вместе с куклой . Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты - домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла - засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир со взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации из жизни и помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. А так как жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.

Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками, ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёсочки и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары - у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл - например, спортсменка : фигуристка, теннисистка, наездница, сноубордистка. Или коллекция «Профессии» - стилист, учительница, певица. И соответствующие аксессуары у каждой Анастасии свои, и игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней организовывать можно разные.

Только мало просто показать ребёнку , как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может так и «застрять» на этапе выполнения манипулятивных действий : просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета .

Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет . Да потому что не знает, как! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно . А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Ибо ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.

Игра «Дочки-матери» как психологический тест

«Дочки-матери» , наверное, самая вечная из всех игр с куклами . Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери» воссоздают систему отношения в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок , что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.

Игра «Дочки-матери» - это и способ коррекции отношений в семье, и метод социализации ребёнка . Игра - вечная и многофункциональная!

Надо ли играть мальчишкам в куклы ?

Большая часть современного общества уверена, что кукла - это игрушка для девочек. Но это не совсем так. Мальчики двух - трёх лет с удовольствием играют с куклами : катают в коляске, кормят, укладывают спать. Ребёнок , будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений, а кукла как раз даёт возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Как показали исследования, у детей, которые в детстве занимаются лишь тем, что положено их полу, впоследствии формируются стереотипы поведения, ограничивающие их возможности. Дети же, занимавшиеся не только относящейся к своему полу деятельностью, напротив, очень быстро учатся решать возникающие задачи и достигают в жизни значительно большего.

Замечательно подходят мальчишкам куклы по профессиям , символизирующие мужские профессии : военные, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной профессии аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона, куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие . Замечательно, если у ваших кукол есть свои кукольные бытовые предметы - стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы , а наоборот, поощряйте это их желание!

Игра в куклы - великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка . Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше - ведь игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребёнка , то есть, практически основой его жизни.

На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас без сомнения ответит - играть. Наблюдая окружающий мир, людей, ребёнок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А в игре может всё: стать мамой или папой, капитаном, врачом или учительницей. По-настоящему, а не понарошку работают воображение малыша, память, мышление, речь. В процессе игровой деятельности надо строить отношения с партнёрами (даже если их роль выполняют неодушевлённые предметы), решать возникающие проблемы.

Одна из любимых игрушек и девочек, и мальчиков - это кукла, игрушка в виде фигурки человека.

Для девочек - разряженные принцессы (красавицы из фарфора), резиновые пупсики (голыши), милые самодельные тряпичные куклы. У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя им и в голову не приходит, что они так называются. Это солдатики, человечки от конструкторов (воины, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола. Сегодня мы поговорим о девичьих куклах.

Малыши, как играли в куклы сотни лет назад, так играют и сейчас.

За многие годы их вид сильно изменился. Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, которые напоминали человека. Потом их стали делать уже из других материалов, в частности, из ткани. Взрослые часто делали кукол для своих детей, передавали их из поколения в поколение. И только . Такие игрушки пользовались повышенным спросом в богатых семьях. Дети бедняков ещё долго играли с самодельными куклами.

. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды.

Однако некоторые родители, попробовав один раз изготовить куклу своими руками, убеждаются, что именно они - простые тряпичные куклы - больше по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в постельку. Она кажется гораздо более живой, чем пластмассовая длинноногая красавица.

Дети любят совместные игры в куклы и чутко реагируют на отношение взрослого к игре: они откажутся участвовать, если почувствуют фальшь, равнодушие.

Взрослый должен уметь на время стать ребёнком и играть увлечённо, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время, когда на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный телефонный звонок. Малыш почувствует напряжение, поймёт, что вы делаете ему одолжение.

Когда ребёнку всего два-три года, инициатива в игре обычно принадлежит взрослому. Он придумывает сюжет. Допустим, говорит: «Это будет мама, это - папа, это - их сыночек, тут у них кроватка, тут столик» - и так далее. По ходу игры, имея в руках одного или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к тем, которые находятся в руках у его чада. Он будет как бы направлять игру, не забывая при этом поддерживать инициативу ребёнка, развивать его сюжетную линию. Если в руках играющего «говорят» персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый предлагает поменять что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова «от автора», но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.

Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, но лучше, если вы будете использовать предметы-заместители, это развивает фантазию ребёнка. Скажем, кукольной кроваткой может стать любая коробка, посудой - формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры), постельным бельём - кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутами).

Одеждой могут стать те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть верёвочкой. Едой для кукол могут служить любые мелкие предметы: бусины, шишки, камушки (весь природный материал, предварительно вымытый и высушенный), детали конструкторов, небольшие кубики, Дошкольник постарше (4-7 лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает «реквизит», раздаёт роли действующим лицам. Взрослый становится ведомым. Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребёнком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, даже самые неожиданные.

Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой.

А вот с простой одеждой девочка вполне сможет справиться. Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если приклеить над окнами небольшие кусочки тюля. Для мебели можно использовать небольшие коробочки, отрезав лишнее, превратив их в столики, стулья, диваны.