Позитивные и негативные подкрепления и наказания — оперантное обусловливание. Случай из практики

21.04.2019

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Условия успеха: » подкрепление должно быть индивидуально значимым; » подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; » связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу "приятных событий" или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами: » взаимодействие (отношения); » переживания, несовместимые с депрессией (агрессией); » действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны - это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, который по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения. Репетиция поведения - это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль "оппонентов"). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как "приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку" .

На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения: » неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; » агрессивное поведение, при котором люди "усиливаются" за счет других; » ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведенческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается - в общем или в специфическом. На втором этапе Формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изучить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впоследствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуациях например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более "естественным" для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В интервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятельно пытаться применять адаптивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивидуальной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы могут быть гетерогенными (например, группа из подростков без проблемного поведения и с делинквентным поведением) или гомогенными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это - тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на додели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия - индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками . Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта - основным инструментом его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.


Рекомендуемая литература

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 1998.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 1987.

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Минск, 1999.

Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. - М., 1998.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психол. - СПб., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.

Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни* с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. - СПб., 1998.

Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. шмидта. - М., 2000.

Один из самых значимых вопросов для человека - как возникает ощущение полноты жизни?

Как рассмотрено в статье , наши разные состояния обеспечиваются разными «подсистемами активации мозга», которые могут включаться в разных комбинациях.

Наиболее субъективно приятные, и при этом, обеспечивающие объективно более эффективное функционирование психики – это состояния интереса и безмятежности. В этих случаях личность «открыта», и не имеет «подчиненной зависимости» от конкретного образа (идеи, процесса и т.п.).

В отличие от интереса, при механизме желания мы ставим себя в зависимость от реализации чего-то, и не можем отвязаться от этого просто так. Заметим, что желание может быть направлено как на достижение чего-либо, так и на избегание.

Зависимость желания может закрепляться врожденно (еда, инстинкт выживания и т.д.), а может приобретаться.

Постановка под контроль врожденных желаний – задача не простая, и может нарушить психический и психофизиологический баланс. Рассмотрим механизм приобретенных желаний.

Разберем разные варианты работы сознания в «режиме» желания:

  1. Желание удовлетворяется без принуждения
  • достижение желаемого легко, либо полное согласие с дополнительными усилиями, необходимыми для достижения переживание удовлетворения -
  • память об удовлетворении -
  • желание повторить в будущем.

Самый здоровый вариант. Нормальная психика не может удовлетвориться одними желаниями и имеет достаточно выраженный интерес (открытость новому, без формирования зависимости).

Проблема в том, что это вариант – далеко не единственный, в режиме которого функционирует наше сознание.

  1. Желание удовлетворяется с принуждением

Процессы в сознании меняются по следующей цепочке:

  • Формирование образа желаемого -
  • понимание необходимости совершить вынужденное действие для достижения желаемого -
  • не желание это делать -
  • осуществление необходимых действий на фоне явного или скрытого нежелания -
  • достижение желаемого -
  • переживание удовлетворения МЕНЬШЕ, чем в варианте 1 -
  • память об удовлетворении желания и о принуждении -
  • желание повторить всю цепочку в будущем слабее, чем в первом случае, т.е. «первичные» («естественные») желания человека становятся слабее -
  • накопление от многих таких цепочек состояния вынужденности -
  • приучение себя к состоянию вынужденности, наличию мотивационных конфликтов и волевому контролю – такое состояние становиться постоянным -
  • периодические попытки «пробиться» через заслоны вынужденности - плохо контролируемые желания, нелогичные поступки, попытки ухода в «нетрадицонное» описание мира, в котором человек якобы будет более свободен и т.д. -
  • Часто это завершается устойчивым формированием неадекватной оценки своих возможностей, своего места в мире и т.п.
  1. Принуждение есть, но желание не удовлетворяется

Сплошь и рядом человек вкладывается в вынужденные действия, но не получает желаемого. Или получает не в полной мере, или не совсем то и т.п.

Сочетание постановки себя в зависимость от достижения желаемого и частый крах ожиданий вырабатывают у человека РАВНОДУШИЕ. Он все меньше чего-то хочет в принципе, или ограждает себя от определенных сфер жизни.

  1. Самоограничение желания

На одном уровне психики человек чего-то хочет, на другом не позволяет себе этого. Но оно никуда не исчезает, хотя может и становиться незаметным для осознания на какое-то время.

Личность человека накапливает внутренние противоречия и «скрытые» мотивационные вектора, человек становится все менее способным собрать себя для движения в каком-либо направлении ради себя. А вот движение «потому что надо» может оставаться (см. вариант 2).

Так вот, состояние равнодушия и состояние постоянного избыточного мотивационного контроля на фоне вынужденности – это определенные РЕЖИМЫ работы сознания.

И их трудно трансформировать исключительно за счет чисто психологических техник, самоанализа и т.п.

Очень значительный эффект могут оказать околомедитативные занятия, направленные на возвращение в «позитивные» режимы.

Варианты «позитивных» режимов желания / интереса

  1. Интерес к простым впечатлениям

Режим, который был выражен у нас в раннем детстве, и «включается» периодически. Восприятие практически любого наблюдаемого объекта, телесного ощущения и т.п. вызывает интерес и удовлетворение ОДНОВРЕМЕННО, без необходимости ставить «отдаленные» цели. При этом значительно повышается переживание "полноты жизни".

В этом режиме происходит естественное позитивное «подкрепление» высшей психической активности подкорковыми структурами. Резко снижаются затраты ресурсов на высший контроль, преодолевается фильтр равнодушия. Точнее, этот режим и становиться возможным при преодолении фильтра равнодушия.

  1. Ощущение действий

Человек учится «присоединять» всю свою деятельность к механизмам подкрепления. Не оценку, а ОЩУЩЕНИЕ от деятельности. Грубо говоря – почистил картошку – получил «приход».

  1. Сознательное подкрепление реализации желаний и целей

Человек учится четко осознавать:

  • Возникновение желаний и целей,
  • их скрытое наличие и занимаемое ими «место» в мотивационной сфере.
  • момент реализации желания или целей, возникшее позитивное подкрепление, закрепление этого в памяти.

Это приучает сознание больше усиливать позитивное подкрепление.

При этом происходит также осознание сопутствующей необходимости, требуемой для реализации желания, и трансформация ее в личностный смысл.

Результаты

За относительно небольшой срок соответствующей эффективной практики происходит привыкание к «правильным режимам». Это говорит о перестройке связей между высшей корой, разными подкорковыми ядрами и пр. Жизнеощущение человека становится совсем другим.

В первую очередь повышается «приход» от позитивного подкрепления при простом восприятии жизненных впечатлений. Это довольно сильное ощущение, часто эзотерически описываемое.

Также человек начинает также лучше замечать (на уровне прямого переживания) механизмы формирования, как позитивного подкрепления, так и равнодушия, вынужденности и т.п.

Как следствие, человек начинает естественным образом стремиться к повышению интенсивности жизненных впечатлений, и уменьшению жизни в состоянии вынужденности и равнодушия.

Предлагаемые режимы позитивного подкрепления не противоречат критическому оценочному мышлению. И даже наоборот – позволяют иметь очень критичное мышление без упадка механизмов подкрепления.

Тогда как часто люди с адекватным видением жизни имеют пониженное позитивное подкрепление, и наоборот, позитивно смотрящие на жизнь люди часто не достаточно критичны.

Поэтому параллельно с медитативными практиками по «некритичному состоянию» рекомендуется развивать разумное понимание чего-либо. На одном позитиве, без развитого разума человек не добьется предельного развития своих способностей, не сможет обеспечить себе больше жизненных возможностей и т.п.

Поэтому и с позиции хорошего позитивного подкрепления, и с позиции открытости системы, и с позиции стремления к знаниям лучшим режимом работы сознания будет интерес.

Действие подкрепления и наказания на поведение человека

1.1 Что такое позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности, которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности. Определенные формы поведения закрепляются и повторяются в будущем тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.). Эти закономерности часто применяют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление, никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности.
Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.

Привилегии и увеличение статуса является не менее эффективным видом позитивного подкрепления. Изменение формального или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность и стимулирует к деятельности. Возможность получить определенные привилегии, повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти - существенный мотивационный фактор.

Система оценки также является позитивным подкреплением. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. Традиционная система оценивания, которая до сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» за экзамен человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с другими студентами, получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние.

Материальное вознаграждение оказывает большое влияние на мотивацию любой деятельности. Но при систематическом использовании эта форма позитивного подкрепления может негативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию.

Действие подкрепления и наказания на поведение человека

Деньги являются универсальным средством генерализированного подкрепления, поскольку за деньги можно приобрести практически все. Деньги - это и условное подкрепление...

Жаргон как средство самоактуализации осужденных

жаргон осужденный криминальный вербальный Сила жаргона как средства самоактуализации осужденного повышается, если осужденный подкрепляет его невербальными приемами общения, например жестами...

Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

В своей работе мы задаемся вопросом о психолого-педагогических условиях и механизмах ситуативного развития готовности учащегося к занятиям. Ситуативное развертывание готовности, с которой связано включение учащегося в занятие...

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала...

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта)...

Особенности современной психологии

Характер - это набор психологических свойств, которые определяют поведение человека или животного. Характер является относительно постоянным явлением. Наличие характера является признаком наличия личности...

Особенности формирования характера

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек...

Память и ее развитие

Древние греки считали богиня памяти Мнемозину матерью девяти муз покровительниц всех известных наук и искусств. А классик французской психологии Пьер Жане сказал «Память - это преодоление отсутствия». Наш современник - российский психолог Г...

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

О позитивном мышлении писали наши современники, и те, кто жил намного раньше нас. Такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, учат человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное...

Проблема одаренных детей

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности. Согласно социологическим данным...

Психологическая характеристика математических способностей школьников. Педагогические способности и их диагностика

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся...

Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то...

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры и возможность ее применения в деятельности социального работника-психолога

Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды...

Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Конфликты несомненно создают напряженные отношения в организации, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на "выяснение отношений", тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии...

Стресс и его особенности

Одним из наиболее распространенных в наши дни аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье...

Существуют альтернативные варианты использования земли . Иначе говоря, землю можно использовать не только для возделывания пшеницы, овса, проса, выращивания скота, но и в качестве участка под дом или завод. О чем говорит этот факт?

С точки зрения общества , нет альтернативы в использовании земли, как только самим обществом. Совокупное предложение земли всегда будет, даже если никакая рента не выплачивается за ее использование, поэтому для общества рента ¾ это излишек, который должен принадлежать всем членам общества. Иначе говоря, с точки зрения общества, земля не имеет издержек производства .

С точки зрения же фирм , земля имеет альтернативные варианты использования, поэтому рентные платежи должны производиться конкретными фирмами, чтобы исключить иное применение земли. Исходя из этого для фирм рентные платежи выступают как издержки. Причем рента взимается с земель, используемых не только для сельского хозяйства, но и для добычи полезных ископаемых, строительства и т. д. Для этих земель также применим механизм действия дифференциальной, абсолютной и монопольной ренты.

Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды)

Что такое позитивное подкрепление?

Позитивное подкрепление и наказание

Виды позитивного подкрепления

Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитив­ных эмоций (силы удовольствия)

Сочетание подкрепления с быстрой обратной связью и фиксаци­ей результатов деятельности

Сочетание подкрепления с поэтапной программой выполнения серии систематических рабочих шагов

Развитие социально нежелательных привычек и потребностей вследствие позитивного подкрепления

Ослабление интереса (процессуально-содержательной мотива­ции) под влиянием регулярного внешнего подкрепления

1.1. Что такое позитивное подкрепление?

Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознагра­ждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к вы­полнению какой-либо деятельности.

Человек после выполнения определенной деятельности мо­жет получить одобрение, позитивную оценку, материальное вознаграждение, т.е. позитивное подкрепление. Удовольствие вследствие позитивного подкрепления связывается с деятельностью, таким образом устанавливается связь «деятельность - Удовольствие». У человека, согласно принципу удовольствия Фрейда, возникает стремление и в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и т.п.), что побуждает его к выполнению той деятельности, которую подкрепля­ли, т.е. которая связывалась с удовольствием.

Если процесс деятельности или его результат не подкрепля­ется (т.е. когда не было ни одобрения, ни вознаграждения и соответственно удовлетворения), то в таком случае менее веро­ятно, что в будущем человек будет выполнять эту деятельность по собственному желанию. Следовательно, при отсутствии связи «деятельность - удовольствие» субъект не будет стремиться к ее выполнению.

Позитивные переживания, которые связываются с опреде­ленной деятельностью, выполняют роль эмоционального под­крепления того, что происходило до или во время переживания. Вследствие этого человек будет стремиться выполнять то, что вызвало удовольствие или то, что предоставило возможность избежать неудовольствия. Если какое-то действие сочеталось с приятным переживанием, то сочетание позитивных эмоций с деятельностью усиливает мотивацию (интерес) к этой деятель­ности.

Приведем несколько примеров позитивного подкрепления.

1. Вследствие успешных занятий физикой ученик получает одобрения от учителей, родителей и друзей (подкрепление 1), высокие оценки (подкрепление 2), призовые места на олимпиа­дах (подкрепление 3), одобрения друзей за интересные опыты и помощь в решении задач (подкрепление 4). Удовольствие, ко­торое возникает вследствие подкрепления, будет побуждать его к занятиям физикой. Предвкушая получение удовольствия, уче­ник будет усиленно заниматься этим предметом. Физика связы­вается с удовольствием и в будущем сама по себе будет прият­на для ученика. Чем сильнее подкрепление (большее число под­креплений и соответственно большее удовольствие), тем более привлекательной становится физика для ученика.

2. Ребенок за определенные действия (например, за помощь старшим) получает похвалу от взрослых (подкрепление 1), ма­териальное вознаграждение, например конфеты, шоколад (подкрепление 2), определенные поблажки (подкрепление 3). Стремление получить удовольствие (похвалу, конфеты, поблаж­ки и т.п.) будет побуждать ребенка и в будущем к выполнению этих действий.

3. Если изготовив, например, полку или стул, человек почувст­вовал удовольствие вследствие успешного завершения работы и пользы от него (подкрепление 1), материального вознагражде­ния (подкрепление 2), одобрения жены или родителей (подкреп­ление 3), то, предвкушая возможность получить подкрепление (и удовольствие), он и впредь будет стремиться что-либо изго­тавливать.

1.2. Позитивное подкрепление и наказание

Определенные формы поведения закрепляются (и повторя­ются в будущем) тогда, когда они сопровождаются позитивны­ми последствиями (вознаграждением, одобрением, возможно­стью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как пра­вило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же, наоборот, сопровождаются чем-то негатив­ным (наказанием, неодобрением и т.п.).

Эти закономерности часто используют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответ­ствующую мотивацию и поведение. А чтобы удержать детей от нежелательных действий и поступков, применяют наказание, неодобрение, выражая неудовлетворенность действиями ребен­ка. Если человек получает позитивное подкрепление (одобрение, вознаграждение) за определенные формы поведе­ния, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизво­дятся. А прибегая к наказанию, человека заставляют избегать определенных действий: например, наказывая ребенка за кра­жу, стремятся принудить его не воровать в будущем.

Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагать­ся на позитивное подкрепление (например, на одобрение), ни­когда не наказывая ребенка. Вследствие использования одоб­рения воспитание ребенка является высокоэффективным и гу­манным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности. Подвергаясь наказанию за оп­ределенные действия или бездеятельность, человек впредь бу­дет действовать «так, как нужно» не потому, что ему так хочет­ся, а потому, что боится наказания, И когда угроза наказания исчезает, то предыдущие нежелательные формы поведения восстанавливаются.

Прибегая исключительно к наказанию, по нашему мнению, невозможно сформировать внутренне мотивированную деятель­ность. В случае же использования наказания эффективно сочетать его с позитивным подкреплением. Например, поругав девочку за то, что она не помогла бабушке (наказание), следует также напомнить, что она раньше помогала маме (позитивное подкрепление 1), всегда помогает брату (позитивное подкреп­ление 2). Любые попытки помочь следует эмоционально подкреплять.

1.3. Виды позитивного подкрепления

Чтобы сформировать необходимое поведение, следует вы­делять такие действия ребенка, которые являются социально желательными, и подкреплять их одобрением, вознаграждением и другими видами подкрепления. Можно выделить разнообраз­ные виды позитивного подкрепления.

Похвала (одобрение). Учитель, руководитель, тренер одобряет действия своего подчиненного (ученика) за высокие результаты работы. Позитивное подкрепление (похвала) в из­вестной степени зависит от взаимных отношений руководителя и подчиненного. Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности (подчиненный, ученик) пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.

Привилегии и увеличение статуса. За высокую академиче­скую успеваемость студента могут выбрать старостой группы, спортсмена - капитаном команды, рабочего - бригадиром, инженера - руководителем отдела и т.п. Изменение формаль­ного или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность (стимулирует к деятельности).

Лучшие фирмы умеют использовать этот мотивационный фактор в управлении. Достаточно разветвленная иерархизированная система управления (наличие многих подразделений, групп) оказывает существенное влияние на мотивацию как ру­ководящего состава, так и рядовых работников. У человека есть стимул стать руководителем даже небольшого структурно­го подразделения или группы, а достигая желанного статуса, он пытается подняться еще выше по иерархической лестнице.

Возможность получить определенные привилегии, повыше­ние заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти - существенный мотивационный фактор. Это побуждает человека добиваться должности, прилагать большие усилия для ее получения. Он стремится подняться выше в иерархии управления. Возмож­ность влиять на людей и быть субъектом изменений («источ­ником»), а не объектом и пассивным исполнителем чужой воли («пешкой») является достаточно привлекательной. Человек стремится сам влиять, определять, решать, а не быть объектом влияния других людей,

Доверие, внимание, оценка твоих способностей, возмож­ность продемонстрировать себя руководителем (лидером) - все это побуждает человека работать еще настойчивее (Уотермен, 1988).

Фирмы в США и Европе практикуют также создание вре­менных формальных и неформальных групп (например, для разработки определенного проекта). Назначается руководитель (лидер) группы, наделенный некоторыми полномочиями. Это имеет большое мотивационное влияние на данного человека, он будет стремиться оправдать доверие и самоутвердиться. Разно­образие форм руководства, иерархизованность и разветвленность управленческих структур - это возможность самоутвер­диться для многих людей.

Оценки, баллы, тестовые показатели. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказыва­ют значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. В этом случае подчиненный (ученик) может сравнивать собственные достижения не только с резуль­татами других людей, но и со своими предыдущими достиже­ниями. Например, получив за выполнение теста по английскому языку 480 баллов, он будет стремиться улучшить свой показа­тель (ведь это далеко не максимальный, хотя относительно и неплохой результат). Это будет сильнее побуждать к деятельно­сти, чем просто оценка «хорошо». Стимулирует к работе не только позитивная оценка, но и видение перспектив, стремление превзойти свои достижения.

Наибольший мотивационный эффект наблюдается тогда, ко­гда представлена не только общая (средняя) оценка, но и оценка по каждому из компонентов. Например, после выполнения т еста по английскому языку, кроме общего результата (480), сообщают также показатели по каждому из трех его компонен­тов.

Так, по шкале восприятия устной речи ученик получил 430 бал­лов, по шкале понимания грамматических конструкций резуль­тат составил - 520, а словарный запас (третья шкала) был оце­нен в 490 баллов.

Такая дифференцированная система оценивания имеет характер позитивного подкрепления (ведь 520 и 490 баллов - это впол­не пристойный результат), и одновременно наблюдается нега­тивная обратная связь (ведь 430 баллов по первой шкале - это низкий показатель). Ученик понимает, что на восприятие устной Речи следует обратить большее внимание. Это побуждает его к интенсивным занятиям в данном направлении. Он ощущает не­обходимость самосовершенствоваться и видит перспективы (стремится превзойти собственное достижение).

Традиционная система оценивания, которая до сих пор прак­тиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь полу­чив оценку «отлично» за контрольную работу (или на экзаме­не), человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с десятью учениками (студентами), получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние.

Я получил 12 баллов из 20 (вместо традиционной оценки «отлично»). Это высокий показатель, но не самый высокий (я шестой по рейтингу). Я начинаю рассуждать: почему у меня не первый-второй результат, ведь я считал себя, по крайней мере, вторым в группе. Я стремлюсь улучшить собственное достиже­ние, работаю над своими ошибками, внедряю новые формы и методы работы. В следующий раз я получил 14 баллов из 20. Это уже лучший показатель, я удовлетворен, но на этот раз я только второй по рейтингу. Опять работаю над собой, пытаясь превзойти собственное достижение и улучшить свой рейтинг.

Материальное вознаграждение. Призы, подарки, премии, денежное вознаграждение оказывают большое влияние на мо­тивацию любой деятельности. Но при систематическом исполь­зовании эти формы позитивного подкрепления могут негативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию. Напри­мер, если ребенок получает деньги (или что-то материальное) за хорошие оценки, то вряд ли у него возникнет понимание важности учебы самой по себе. Если прекратить давать деньги за оценки, то ребенок, привыкая получать материальное возна­граждение, будет менее склонен выполнять эту деятельность (т.е. процессуально-содержательная мотивация может умень­шаться).

Интегративная психотерапия Александров Артур Александрович

Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление

В методиках позитивного подкрепления используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Подкрепление систематически используется терапевтами для изменения проблематичного поведения – от грызения ногтей, детской возбудимости и подростковой делинквентности до шизофрении и отказа от пищи.

Пример

Анна, 4-летняя девочка, нормально общалась с учителями и другими взрослыми людьми, но была робка, молчалива и замкнута с детьми. Психолог, работающий в школе, заметил, что учителя неумышленно способствовали ее замкнутости чрезмерным вниманием и уговорами. Тогда была разработана программа модификации поведения девочки. Учителя должны были уделять внимание Анне только тогда, когда она играла с детьми или по крайней мере находилась вблизи от них. Позднее учителя стали награждать Анну только за настоящее взаимодействие с детьми. Игры в одиночестве также игнорировались. В результате Анна начала проводить больше времени с детьми, чем со взрослыми.

Чтобы улучшить поведение пациентов с выраженными нарушениями личности или умственной отсталостью, находящихся в психиатрических учреждениях, поведенческие терапевты разработали так называемую жетонную систему. При рассматриваемой системе желаемое поведение пациентов награждается жетонами, которые они затем обменивают на сладости, прогулки, просмотр телевизора и другие привилегии. Персонал в сотрудничестве с пациентом (когда это возможно) составляет список желаемых целей поведения (мишеней) в зависимости от особенностей поведения каждого пациента. Эти цели могут состоять в требовании говорить яснее, выполнять домашнее задание, играть с другими детьми, приводить в порядок постель и т. д. Затем устанавливается «прейскурант», согласно которому пациент получает определенное количество жетонов сразу после достижения той или иной цели поведения.

Жетонная система может быть очень эффективной в изменении поведения. В некоторых исследованиях показано, что у психически больных с выраженными апато-абулическими изменениями личности жетонная система улучшила существенным образом их внешний вид, социальное взаимодействие, манеры за столом и в то же время уменьшила странности в поведении. Самым существенным было то, что жетонная система подготовила пациентов с выраженными расстройствами поведения к жизни вне стен психиатрической больницы.

Из книги 5 спасительных шагов от депрессии к радости автора Курпатов Андрей Владимирович

Лучшее подкрепление Для начала давайте разберемся, ради чего мы делаем все, что мы делаем. Возможно, вы думаете, что у каждого действия или поступка есть своя причина, свое основание, своя цель. Я готов с этим согласиться, но есть ли у них некая общая причина, единое для всех

Из книги Не рычите на собаку! (О дрессировке животных и людей) автора Прайор Карен

I. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение Что такое положительное подкрепление Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.Запомните это положение. В нем заложен

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Что такое положительное подкрепление Положительное подкрепление - это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.Существуют два

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Отрицательное подкрепление Психологи спорят по поводу определения отрицательного подкрепления. Для наших целей отрицательное подкрепление можно определить как то, что субъект будет стараться избегать. Отрицательные подкрепления имеют градации от слегка неприятных

Из книги Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше автора Салливан Боб

Условное подкрепление Очень часто, особенно при работе с пищевым подкреплением, его невозможно дать в тот момент, когда субъект делает то, что хотели бы поощрить. Если я учу дельфина прыгать, то я никак не могу дать ему рыбку в тот момент, когда он находится в воздухе. Если

Из книги автора

Из книги автора

V. Подкрепление в повседневной жизни В начале этой книги, рассматривая теорию Скиннера, я уже говорила, что любая оригинальная идея сначала отвергается, потом подвергается яростным нападкам, и, наконец, принимается как аксиома. Я думаю, что в эволюции любой идеи есть и

Из книги автора

Подкрепление в спорте Судя по моим случайным наблюдениям, тренировки в большинстве командных видов спорта - например, профессиональный футбол, - продолжают старую добрую неандертальскую традицию: множество лишений, наказание, фаворитизм, оскорбление на словах и в

Из книги автора

Подкрепление в бизнесе В нашей стране труд и управление традиционно стояли на противоположных позициях. Мысль о том, что все принимают участие в общей игре, никогда не была особенно популярна в американском бизнесе. Практика бизнеса исходила из того, что каждая из сторон

Из книги автора

Подкрепление в мире животных На протяжении всей книги я рассказывала о том, как теория подкрепления позволяет профессиональным дрессировщикам формировать поведение у тех существ, к которым просто не может быть применена сила: кошек, пум, цыплят, птиц в воздухе, слонов в

Из книги автора

Из книги автора

Подкрепление опыта воркшопа Запись. Каждая встреча записывается на магнитофон, и каждый участник может взять и прослушать запись дома. Некоторые из них переживают наедине с собой, пусть запоздало, ту эмоцию, которую не могли пережить в группе. Им дается другой шанс

Из книги автора

Внешнее подкрепление Наиболее впечатляющей демонстрацией того, каким образом на поведение влияют его последствия, является исследование с использованием реверсивной цели. В этой процедуре, проявление выбранного поведения фиксируется в естественных условиях. Затем

Из книги автора

Косвенное подкрепление Люди могут получать определенную выгоду как от успехов и промахов других людей, так и от собственного опыта. В повседневных ситуациях существуют многочисленные возможности для наблюдения за действиями других людей и за теми условиями, при

Из книги автора

Косвенное подкрепление Косвенное подкрепление возникает тогда, когда наблюдатели усиливают определенное поведение, которое, как они могли видеть, подкреплялось у других людей. Результаты многочисленных исследований в общем случае показывают, что вознаграждаемое

Из книги автора

Случайное подкрепление И вот мы пришли к рассказу о самом любимом нами препятствии на пути к корпоративному успеху – случайном раннем успехе. Ничто столь упорно не заталкивает компании или человека в самую середину огромного плато, как удача новичка. В основе принятия