Социализация подростка в российской школе. Особенности социализации подростка. Методы и методики исследования

27.02.2019

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами:

Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Школа становится местом, общения: дружба, вражда, первые влюбленности.

Часто одной из острейших проблем подростков становится - одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Уникальность семейного воспитания в том, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка-подростка к социальной жизни. Некоторые родители не хотят, иные не могут в силу педагогической безграмотности, другие не придают должного значения процессу семейного воспитания. Следовательно, каждая семья обладает только ей присущим воспитательным потенциалом.

Подросток-школьник. При всей важности общения все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку - овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Самопознание, самореализация. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

Половое созревание и психосексуальная идентичность. Проблемами, связанными с тем, что в психологии называется "психологический пол", "психосексуальная идентичность" в современной школе никто не занимается. Стало общим местом утверждение о том, что наша педагогика беспола, что современный воспитательный и учебный процессы абсолютно одинаковы для девочек и мальчиков, что чревато различными негативными последствиями. Все это ведет тому, что проблемы формирования психосексуальной идентичности обостряются в старшем подростковом возрасте, когда у подростков возникает отчетливая ориентация на будущее, и мотивы временной перспективы начинают играть заметную роль. Трудности некоторых подростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их повышенной застенчивостью.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Так для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к подростковой общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

Особенности социализации подростка

Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Каковы движущие силы этого процесса? Как формируется индивидуальность и ее осознание? Из каких компонентов складываются юношеские представления о себе? От чего зависит уровень самоуважения и как он влияет на поведение подростка?

Биогенетическая психология выводила рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела и т. п. действительно активизируют у подростка интерес к себе и своему телу. Но ведь ребенок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к самопознанию. Если это происходит теперь, то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления и возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопросы «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?».

Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. На вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» девочка ответила: «Я сама».

В разной социальной среде, предлагается детям разных возрастов дописать по своему разумению неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат более или менее одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события, старшие подростки и, юноши - преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Психологическое содержание рассказа волнует их больше, чем его внешний, «событийный» контекст.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «Проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил, как прекрасна его решетка», «Вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал»; 14-15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. «Я в своем представлении - это два существа: «внешнее» и «внутреннее»,- пишет ученица.- «Внешнее» (его можно назвать, пожалуй, «оболочкой») обычно является проявлением внутреннего- внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда «оболочка» вступает в жестокое единоборство с «внутренним» существом. К примеру, захочется «оболочке» пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: «Нет! Нет! Нельзя!» И как я рада, если «внутренняя» чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще), «внутреннему» существу больше доверяю!»

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

До подросткового возраста отличия ребенка от других привлекают его внимание только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его «Я» практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества.

Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы»- типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинградских девятиклассников оценивала, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши девушки их возраста, а затем - для них самих. Образы собственного «я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.
Не менее важно для развития самосознания и сознание своей преемственности, устойчивости
во времени.

Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным, является настоящее - «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12 - 13 лет».

Психологические исследования не только подтверждают эту мысль, но и показывают, что изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и ростом потребности в достижении. И то и другое сильно зависит от социальных и культурных условий.

Социализация активный процесс, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.
Важным параметром социализации являются институты социализации, от которых зависит ее содержание. К ним относят - семью, детские дошкольные учреждения, школу, неформальные группы, официальные организации. Эффективность социализации зависит от нравственного, культурного, экономического состояния социальных институтов: семьи, школы и др.

В споре о значении институтов для социализации личности обычно предпочтенье отдают семье. Действительно, по сравнению с влиянием других социальных институтов, семья занимает особое место в социализации личности. Ее ничем нельзя заменить. Судьба детей, воспитывающихся вне семьи, говорит об этом. Как правило, эти люди страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (референтности) для личности.

Трудности процесса социализации во многом определяются кризисом системы образования. Отсутствие материальной базы, учебников, духовный вакуум, нищенское положение учителей приводят к невежеству, бескультурью, бездуховности учеников и подрывают основы полноценной социализации, порождают комплексы и страхи.

Однако главным критерием социализированности степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Главная цель социализации не в ее унификации, превращении в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. "В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для "трудного" подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.

Общество сверстников – совокупность различных групп людей, необязательно одногодков, но объединенных системой отношении, обладающих общими определенными ценностями и отдельных от других определенными принципами обособления. Общество сверстников существует в двух различных формах:
1.в форме организованных, направляемых взрослыми коллективов (школьный класс, спортивная команда, клубы по интересам, кружки);
2.в форме стихийно складывающихся групп общения, перерастающих в асоциальные компании, антисоциальные, направленные во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения.
Это есть детская беспризорность и безнадзорность, связанная с издержками социализации детей в неблагополучных семьях. Нередко именно родители провоцирую уход детей из дома, и увеличивают тем самым детскую беспризорность, где 84% составляют дети, ушедшие из дома.
Общество сверстников играет большую роль в социализации подростков. Напрашивается вывод: профилактику отклоняющегося поведения детей и подростков следует начинать с нейтрализации семейного неблагополучия. Семья - основная критерия социализации подростка. Неблагополучие родительской семьи становится побудителем конкретного вида отклоняющегося поведения:
1)попытки самоутверждения;
2)протест против действительности, несправедливости взрослых;
3)стремление обратить на себя внимание взрослых;
4)корыстные цели и т. д.
Для определения особенностей отклоняющегося поведения детей и подростков столь же значимым является выяснение причин,толкнувших их на нарушение социальных норм жизни. Исследователи выделяют достаточно широкий спектр причин, приводящих детей к девиации. В качестве таких причин чаще всего выступают:
♦ дефекты семейного воспитания, приводящие к искажению нравственных качеств личности;
♦ деформация ценностных ориентации (несоответствие потребностей возможностям);
отрицательное влияние ближайшего окружения;
♦ зависимость подростка от референтной группы;
различные формы насилия по отношению к ребёнку, в том числе в семье;
♦ эмоциональная неразвитость;
♦ недостаточная правовая информированность;
♦ незнание социальных норм;
♦ развод родителей;
♦ смерть близкого человека;
♦ низкая досуговая культура;
♦ особенности эмоционально-волевой сферы (неумение противостоять негативным влияниям, «держать удар», безволие);
♦ психическое заболевание и т. д.


Данный феномен представляет особую важность для специалистов-практиков, осуществляющих превентивную работу с несовершеннолетними «группы риска». К примеру, смерть близкого человека или развод родителей могут спровоцировать суицидальное поведение ребёнка; физическое насилие в отношении ребёнка порождает ответную агрессию и т. п. Вместе с тем наблюдаются и парадоксальные зависимости: исследования психологов свидетельствуют, что алкоголизация родителей определяет не столько последующее алкогольное пристрастие подростка, что было бы логично, сколько его повышенную склонность к наркотикам.

Заключение
Итак, несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.

Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе – необходимый признак развитой личности и целенаправленного самовоспитания. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность».

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше,

Особенности социализации современного подростка

Носкова Ю.В. – учитель химии.

Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка" . Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.
Исходя из этого становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социально-экономических условий на процесс становления личности в подростком возрасте.
В одном из этапов своей экспериментальной работы я попыталась определить некоторые особенности социализации современного подростка. Экспериментальное исследование заключалось в организации групповой работы с учащимися 6 «А» класса и включало в себя проведение опроса (20 - 25 мин).
С целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка был разработан специальный опросник . Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего было выделено пять основных сфер: семья (1 - 4 вопросы); школа (10 - 14 вопросы); референтная группа (15 - 19 вопросы); интимно-личностное общение (20 - 24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5 - 9 вопросы).
Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Так, выражено значительное количество положительных ответов на вопросы 1 и 3 по всем исследуемым классам (80,2 %). Тем не менее наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей.
Как справедливо отмечает М. Кле, семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого становится очевидной взаимосвязь между социально-культурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Из них в первую очередь я бы могла назвать такие, как развитие и оптимальное использование своих способностей, привлекательность построения конструктивных и "пластичных" отношений с окружающими людьми, предпочтительность формирования таких привычек потребления, которые бы базировались на разумном использовании материальных благ.

Другой референтный источник - компания сверстников. Имеет место некоторое снижение субъективной значимости дворовой компании по мере взросления подростков. Об этом говорит количество положительных ответов, полученных на вопрос 17: 69,7 %.

Другой блок вопросов опросника (вопросы 10 - 14) был нацелен на получение информации об особенностях отношения подростка к школе. Здесь следует отметить наличие общего эмоционального принятия подростком школы -92,5%.
Результаты обработки ответов детей на вопрос 13 свидетельствуют о том, что школа перестает быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом. На этот вопрос ответили утвердительно около 80 %. из чего можно сделать вывод о снижении субъективной значимости школы для подростка как в личностном, так и в социальном аспектах.
Однако этот факт не означает, что школа теряет для подростка всякий смысл. Напротив, проанализировав ответы на вопрос 12 и получив средний процент утвердительных ответов по всем классам, равный 90,4, мы приходим к выводу, что подростки нуждаются в тех предметных знаниях, которые им дает школа.
Такая односторонняя функция школы, когда основной акцент делается на получение учащимися только предметных знаний, зачастую приводит к тому, что подросток относится к ней как к чему-то архаичному и не отвечающему его жизненным потребностям и требованиям. В определенной мере этим объясняется рост критичности по отношению к педагогам со стороны школьников более старшего возраста. VI классе потребность в наработке социального опыта еще неярко выражена, число учащихся, которые находят возможным критиковать учителей, составляет 5,3 %.

Следующий блок вопросов (вопросы 20 - 24) был направлен на получение информации о том, как складываются у подростка интимно-личностные отношения со сверстниками.
Соответствующие данные свидетельствуют о том, что потребность в дружеских отношениях 100 % у всех участников опроса. Все опрошенные высказались за необходимость таких отношений, реально же их имеют 78,5 %.

Характер таких взаимоотношений определяется склонностью современного подростка к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие у него стремления иметь особые привязанности. Здесь проблема может заключаться не только в отсутствии навыков такого общения, но и в боязни "открыться" перед человеком.

Другой трудностью, с которой сталкивается подросток при налаживании близких отношений с ровесниками, является внутренняя неуверенность в том, что он сможет соответствовать "высокому идеалу друга". Об этом свидетельствует количество отрицательных ответов на вопрос 22 – 31,6 %
Известно, что в подростковом возрасте появляется интерес к лицам противоположного пола и возникает первое романтическое чувство. По результатам нашего опроса около 60 % учашихся считают, что уже в их возрасте возможно испытывать такое чувство. Необходимость возникновения такого переживания в эмоциональном мире подростка не вызывает сомнений, однако оно может таить в себе потенциальную опасность. Об этом свидетельствует число утвердительных ответов на вопрос 24 49,1%. Очевидно, что подросток боится в большей мере каких-либо "эмоциональных" неудач (страх быть отверженным, насмешки друзей, боязнь первого сексуального опыта и т.п.), чем реальных отрицательных последствий (ранняя беременность, возможное заражение и т.п.)


Вопросы 5 - 10 были посвящены изучению взглядов подростка на некоторые аспекты социально-экономических отношений.

Современный подросток не только хочет иметь собственные деньги (среднее количество утвердительных ответов на вопрос 8 составило 89,5 %) и задумывается над тем, как их можно заработать (вопрос 6 - 94,7. Неудовлетворение потребности подростка в индивидуальной экономической деятельности имеет целый ряд как социальных, так и личностных причин. С одной стороны, в настоящее время еще отсутствуют специальные условия, необходимые для удовлетворения данной потребности, а с другой, сохраняя установку на получение высшего образования (около 94 % всех опрошенных).
Я считаю, что конфликт между потребностями подростка в обучении и в индивидуальной экономической деятельности обусловлен, в первую очередь, ослаблением референтной функции семьи в плане формирования четких социальных ориентаций.

Мое исследование помогло сделать следующие выводы:
1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, - ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.

2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.

3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде.

4. Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного.

Исходя из результатов своего исследования, я выбрала следующие направления для своей работы по социализации учащихся. Как развить у школьников активную жизненную позицию? Как помочь подростку сделать правильный жизненный выбор? Как подготовить его к роли студента, профессионала, гражданина, семьянина?

Для достижения намеченной цели использовались следующие формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, консультации, видеопрограммы, анкетирования, элементы тренинга, сюжетно-ролевые игры, раздача тематических буклетов, памяток.

Были проведены следующие классные часы: «Быть здоровым – жить в радости», « Жизнь и здоровье – величайшие ценности человека», «Слагаемые здоровья», «Что посеешь, то и пожнешь», «Появление причинно-следственных следственных связей в жизни человека, семьи, общества», «Семейный очаг», «Духовно-нравственные основы любви, брака, семьи, родительства», «Отечества достойные сыны», «Что такое право?», « Поступки и проступки» , «Почему мы любим права и не очень обязанности», «Правила знакомства и приветствия. Основы делового этикета: заповеди делового человека, деловое общение, деловые приемы, составление резюме, визитная карточка, презентация», «На сколько я соответствую образу культурного человека

Литература

1. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,2000.

4. Фельдштейн Д.И . Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.

5. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

7. Гилинский Я.И. О системном подходе к преступности. // Правоведение. - 1981. - № 5.

Приложение №1.

Приведенный ниже опросник включает следующие вопросы и допускает три варианта ответов на них: "Да", "Нет", "Не знаю".

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?
2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах
3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?
4. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей?
5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?
6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?
7. Ты зарабатываешь деньги?
8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?
9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги?
10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?
11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?
12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?
13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?
14. Нравится ли тебе критиковать учителей?
15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников?
16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?
17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?
18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?
19. Можешь ли ты защитить слабого?
20. Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга?
21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?
22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?
23. Считаешь ли ты, что в твоем возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?
24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни?

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Д.В. ЯРЦЕВ

Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационнопотребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка " . Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический период влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.

Исходя из этого становится понятной необходимость изучения влияния изменившихся социальноэкономических условий на процесс становления личности в подростком возрасте.

В своем исследовании мы попытались определить некоторые особенности социализации современного подростка. Оно осуществлялось на базе средней школы № 276 Москвы. Всего в нем приняло участие 553 учащихся, среди которых на V класс пришлось 76 человек, VI класс 80, VII класс 77, VIII класс 137, IX класс 103, X и XI классы по 40 человек.

Экспериментальное исследование состояло из двух основных этапов. Первый этап заключался в организации групповой работы с учащимися средних и старших классов и включал в себя проведение опроса (20 25 мин), а также чтение специально отобранных сказокпритч (15 20 мин). Суть второго этапа состояла в проведении индивидуальных интервью с включенными в экономическую деятельность подростками.

С целью изучения социальнопсихологических особенностей становления личности современного подростка был разработан специальный опросник. Входящие в него вопросы позволяли получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего нами было выделено пять основных сфер: семья (1 4 вопросы); школа (10 14 вопросы); референтная группа (15 19 вопросы); интимноличностное общение (20 24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социальноэкономическая деятельность (5 9 вопросы).

Приведенный ниже опросник включал следующие вопросы и допускал три варианта ответов на них: "Да ", "Нет ", "Не знаю ".

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?

2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?

3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?

4. Когда у тебя складывается тяжелая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей?

5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека это результат упорного труда?

6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?

7. Ты зарабатываешь деньги?

8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?

9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги?

10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?

11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?

12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?

13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?

14. Нравится ли тебе критиковать учителей?

15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников?

16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?

17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?

18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?

19. Можешь ли ты защитить слабого?

20. Нужно ли в твоем возрасте иметь настоящего друга?

21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?

22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?

23. Считаешь ли ты, что в твоем возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?

24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни?

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что современный подросток имеет, в целом, эмоциональнопозитивное отношение к своей семье. Так, выражено значительное количество положительных ответов на вопросы 1 и 3 по всем исследуемым классам (91,3 %). Тем не менее наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей. Если в V VI классах данный факт имеет место лишь у 20 % опрошенных, то уже к IX классу этот показатель достигает своего апогея 68 % (вопросы 2 и 4).

Как справедливо отмечает М. Кле , семья выступает референтным источником там, где культурные нормы стабильны. Исходя из этого становится очевидной взаимосвязь между социальнокультурными изменениями и ослаблением референтной функции семьи. Таким образом, у современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые в будущем могли бы способствовать его более успешной социальной адаптации.

Из них в первую очередь мы могли бы назвать такие, как развитие и оптимальное использование своих способностей, привлекательность построения конструктивных и "пластичных " отношений с окружающими людьми, предпочтительность формирования таких привычек потребления, которые бы базировались на разумном использовании материальных благ.

Другой референтный источник компания сверстников. Имеет место некоторое снижение субъективной значимости дворовой компании по мере взросления подростков. Об этом говорит количество положительных ответов, полученных на вопрос 17: V I классы 69,7 %; VII VIII классы 46,8 %; IX класс 37,5 %; X XI классы 25 % (здесь и далее мы прибегаем к замене данных исходной выборки на интервалы). Предварительные данные, полученные в ходе бесед с работающими школьниками, свидетельствуют о том, что

снижение конформности характерно именно для них.

Другой блок вопросов нашего опросника (вопросы 10 - 14) был нацелен на получение информации об особенностях отношения подростка к школе. Здесь следует отметить наличие общего эмоционального принятия подростком школы. Тем не менее с увеличением возраста (переходом в старший класс) такое принятие встречается все реже (V VI классы 92,5 %; VII VIII классы 83,6 %; IX класс 59,2 %; X XI классы 52,6 %). Этот факт мы связываем прежде всего с тем, что с возрастом у школьника, наряду с потребностью в "чистых знаниях ", все четче и осознанней возникает потребность в знаниях "о жизни " или в том, что мы называем аккумулированным опытом.

Прийти к такому выводу нам позволили наблюдения, полученные в ходе чтения небольших по объему сказокпритч различной тематики. Здесь мы преследовали цель выявить отношение школьников к аккумулированному опыту, который, в частности, находит свое отражение в подобных сказкахпритчах.

Отношение к такому чтению у учащихся разных классов было неодинаковым. Так, дети V VII классов отнеслись к чтению сказокпритч либо со смехом, либо безразлично, отмечая при этом несерьезность данной деятельности такими выкриками с мест: "Вы нас хотите развеселить? " или "Мы уже не маленькие, лучше расскажите анекдот! " В более старших классах картина резко меняется. В VIII IX классах ученики внимательно слушали и пытались дискутировать по проблемам, затронутым в той или иной сказкепритче. В ходе обсуждения подростки часто апеллировали к аналогичным проблемам, с которыми сталкивались сами, и либо предлагали свой опыт их решения, либо старались совместно определить пути их преодоления.

Отмеченная потребность подростков в некотором аккумулированном опыте, с одной стороны, говорит о наличии у них желания иметь теоретический опыт решения как социальных, так и личностных проблем, а с другой об отсутствии реальных источников, которые бы способствовали его самостоятельному формированию.

Результаты обработки ответов детей на вопрос 13 свидетельствуют о том, что школа перестает быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом. На этот вопрос отвечают утвердительно около 80 % учащихся V VI классов, далее показатель снижается: VII VIII классы 51,5 %; IX класс 16,5 %; X XI классы 11,3 %, из чего можно сделать вывод о снижении субъективной значимости школы для подростка как в личностном, так и в социальном аспектах.

Однако этот факт не означает, что школа теряет для подростка всякий смысл. Напротив, проанализировав ответы на вопрос 12 и получив средний процент утвердительных ответов по всем классам, равный 90,4, мы приходим к выводу, что подростки нуждаются в тех предметных знаниях, которые им дает школа.

Такая односторонняя функция школы, когда основной акцент делается на получение учащимися только предметных знаний, зачастую приводит к тому, что подросток относится к ней как к чемуто архаичному и не отвечающему его жизненным потребностям и требованиям. В определенной мере этим объясняется рост критичности по отношению к педагогам со стороны школьников более старшего возраста. Так, если в V классе, когда потребность в наработке социального опыта еще неярко выражена, число учащихся, которые находят возможным критиковать учителей, составляет лишь 6,6 %, то уже к IX классу этот показатель достигает пика 32,5 %. Очевидно, именно в этом возрасте максимально обостряется потребность в аккумулированном опыте, оставаясь при этом практически неудовлетворенной.

Следующий блок вопросов (вопросы 20 - 24) был направлен на получение информации о том, как складываются у подростка интимноличностные отношения со сверстниками.

Соответствующие данные свидетельствуют о том, что на всем протяжении обучения с V по XI классы у учеников сохраняется потребность в дружеских отношениях. Около 98 % всех участников опроса высказались за необходимость таких отношений, реально же их имеют 74,5 %.

Характер таких взаимоотношений определяется склонностью современного подростка к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие у него стремления иметь особые привязанности. Об этом можно судить по тем высказываниям подростков, которые имели место во время обсуждения сказокпритч. Приведем одно из них, сказанное Ирой К. (15 лет): "Когда звоню близкой подруге, то часто мы даже не здороваемся и избегаем говорить о личном. Интересно, почему? " Можно ли такое общение объяснить лишь отсутствием культуры? Конечно же, нет. Здесь проблема может заключаться не только в отсутствии навыков такого общения, но и в боязни "открыться " перед человеком.

Другой трудностью, с которой сталкивается подросток при налаживании близких отношений с ровесниками, является внутренняя неуверенность в том, что он сможет соответствовать "высокому идеалу друга ". Об этом свидетельствует количество отрицательных ответов на вопрос 22 по всем классам (V класс 63,2 %; VI класс 57,5 %; VII класс 42,9 %; VIII класс 51,8 %; IX класс 52,4 %; X класс 62,5 %; XI класс 55 %). Отсутствие последовательных изменений результатов по классам, как мы считаем, свидетельствует о том, что проблема установления доверительных отношений остается актуальной на протяжении всего подросткового периода.

Известно, что в подростковом возрасте появляется интерес к лицам противоположного пола и возникает первое романтическое чувство. По результатам нашего опроса около 40 % пятиклассников считают, что уже в их возрасте возможно испытывать такое чувство, а в более старших классах (VII IX) такого мнения придерживаются уже более 95 % опрошенных. Необходимость возникновения такого переживания в эмоциональном мире подростка не вызывает сомнений, однако оно может таить в себе потенциальную опасность. Об этом свидетельствует рост утвердительных ответов на вопрос 24 из класса в класс (V VI классы 28,6 %; VII VIII классы 35,2 %; IX класс 53,4 %). Очевидно, что подросток боится в большей мере какихлибо "эмоциональных " неудач (страх быть отверженным, насмешки друзей, боязнь первого сексуального опыта и т.п.), чем реальных отрицательных последствий (ранняя беременность, возможное заражение и т.п.). В подтверждение этого приведем одно высказывание, которое имело место во время развернувшейся дискуссии по проблеме отрицательных последствий любовных переживаний: "Не страшно заразиться, а страшно из-за таких пустяков (!) стать изгоем и подвергаться гонениям со стороны учителей и родителей. Слава Богу, сейчас есть анонимные кабинеты... " После таких слов класс буквально аплодировал сказавшей их К. (16 лет).

Вопросы 5 - 10 были посвящены изучению взглядов подростка на некоторые аспекты социальноэкономических отношений.

Современный подросток не только хочет иметь собственные деньги (среднее количество утвердительных ответов на вопрос 8 составило 87,8 %) и задумывается над тем, как их можно заработать (вопрос 6 - 75,5 %); часть детей реально их зарабатывает. Об этом свидетельствует количество утвердительных

ответов на вопрос 7 (V VI классы 19,7 %; VII VIII классы 22,5 %; IX класс 31,1 %; X XI классы 27,5 %).

Неудовлетворение потребности подростка в индивидуальной экономической деятельности имеет целый ряд как социальных, так и личностных причин. С одной стороны, в настоящее время еще отсутствуют специальные условия, необходимые для удовлетворения данной потребности, а с другой, сохраняя установку на получение высшего образования (около 87 % всех опрошенных), определенное число подростков допускает возможность полного ухода из сферы образования в сферу экономической активности. Если в V классе за предоставление такой возможности высказались лишь 5,3 %, то в IX классе этот показатель достигает максимального значения 30,1 % (вопрос 9).

Мы считаем, что конфликт между потребностями подростка в обучении и в индивидуальной экономической деятельности обусловлен, в первую очередь, ослаблением референтной функции семьи в плане формирования четких социальных ориентаций.

В рамках нашего исследования проблема включенности подростка в реальные экономические отношения была рассмотрена фрагментарно и нуждается в дальнейшем специальном изучении.

1. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальноэкономических отношений. Причиной того служит изменившаяся социальноэкономическая ситуация и, как следствие этого, ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребенка.

2. В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и доверительные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более легкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимноличностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения.

3. Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определенный жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована ввиду неспособности современной школы транслировать такой опыт.

4. Возникшая на современном этапе развития социальноэкономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности не находит своего полного и истинного удовлетворения. Негативные проявления, сопровождающие раннюю включенность подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой несформированностью соответствующих культурных традиций.

1. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

2. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 69 - 78.

3. Кротов В.Г. Массаж мысли. М.: Совершенство, 1997.

4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995.

Поступила в редакцию 3.III 1998 г.

Глава 1. Проблемы современной социализации.

    1. Понятие социализации.

Понятие социализации – одно из самых важных основополагающих в социологии. Считалось, что его заменяет понятие «воспитание». В социологии воспитание – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями, т.е. формирование личности под воздействием всех средовых факторов. Для развития человека важное значение имеет воспитание нравственное, под которым понимается сознательное и систематическое культивирование в человеке общественных нравственных качеств, организуемое и направляемое усвоенными моральными ценностями и этическими знаниями, умением жить в соответствии с нормами морали в целях воплощения их в практическую деятельность. Субъектами воспитания являются семья, школа, коллектив, СМИ, организации, религия и т.д. Воспитание представляет собой неоднозначный процесс. Основное противоречие заключается в отсутствии согласованности между общественной практикой необходимостью ее совершенствования и специальной, целенаправленной деятельностью, ориентированный на формирование «удобного», «послушного» человека. В процессе воспитания нередко происходит подавление человека, его стремления к саморазвитию. В процессе нравственного воспитания в целом избирательно осваивается социокультурный опыт, формируется определенные качества.

Социализация не является процессом пассивного усвоения «культурной программы»,- она связана с активным, деятельным участием самого человека в этом процессе. Социализация связывает разные поколения, осуществляя передачу социального опыта и культурных ценностей от одного поколения к другому».

Итак, социализация – это «процесс становления и развития личности, состоящий в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе». Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

1.2 Особенности социализации подростка.

Подростковый возраст это период жизни от 13 до 17 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

«Проблемность» подросткового возраста в большей мере определяется такими особенностями его социализации:
- во-первых, обособление подростка от мира взрослых, обретение чувства собственной независимости, избавление от статуса маленького ребенка (здесь обнаруживается противоречие между потребностью подростка в ощущении собственной независимости и реальной его зависимостью от взрослых);
- во-вторых, процесс интеграции подростка с миром взрослых, обретения чувства причастности к миру взрослых (Социальная интеграция - процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами) (здесь обнаруживается потребность подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых);
- в третьих, противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность, склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Появляется противоречие самоутверждения. Это противоречие между потребностью подростка в утверждении себя как личности в мире взрослых и недостаточностью благоприятных условий для ее удовлетворения в современном обществе.
Процесс утверждения подростком себя как личности, утверждения своего «Я» в системе человеческих отношений неразрывно связан с процессами:
самопознания – проявления интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определения своих потенциальных возможностей, стимулируемого к тому же быстрыми изменениями в физическом облике и внутреннем мире подростка;
самореализации – раскрытия своих потенциальных возможностей и личностных качеств, а также предъявления их окружающим;
самоидентификации – определения своей принадлежности к тем или иным социальным группам.
Большинство официально одобряемых и предлагаемых взрослыми путей удовлетворения этих потребностей зачастую не устраивают подростка. Возрастной максимализм толкает его к подтверждению своей «взрослости» в весьма необычных, нестандартных, иногда экстремальных ситуациях: сквернословие, склонность к курению, алкоголю или наркотикам, уход из дома, мелкие уличные правонарушения, бесчинства на футбольных стадионах, участие в экстремистских акциях.

В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет ее характер – во многом зависит от той среды, которая окружает подростка, от той общности, с которой идентифицирует себя подросток, и той деятельности, в которую он включен. Все это образует некое пространство самоутверждения его как личности.

Итак, мы рассмотрели трудности социализации в подростковом возрасте и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

1.3 Роль факторов семейного воспитания, школы, группы сверстников и средств массовой информации в социализации подростка.

Семья

Семья является важнейшим агентом социализации. Она составляет первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка, входящее в более обширную социальную среду и несущее на себе ее отпечаток. Именно с помощью семьи ребенок вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое.

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации.

Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни.

Но семья – это и такой институт, который более всего способен нанести вред индивиду в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры в семье, подчиненное положение родителей на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, т.е. отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми – все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение индивида.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях. Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Иногда взрослые злоупотребляют авторитарными методами воспитания, где ребенок воспринимается как материал, из которого можно «лепить» то, что задумано взрослыми. А если «материал» сопротивляется – нужно лишь добавить усилий. Подобные отношения могут сложиться в семье, где господствует диктаторская власть родителей (в первую очередь отца), тотальный контроль времяпрепровождения подростка.
Последствия такого авторитарного отношения к подростку со стороны взрослых весьма негативны для его личностного роста. Если подросток является объектом нетерпимости со стороны взрослых, ему сложно будет научиться самому уважать права других, проявлять гуманное отношение к людям. Не получив позитивной свободы, подросток обретает ее искривленное отражение – своеволие, которое мало совместимо с этими качествами. Существует большая вероятность, что подросток усвоит доминирование и агрессию как норму отношений к другому – ведь влияние взрослых как некоего образца поведения здесь довольно велико.

Школа

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он учится преодолевать трудности или привыкает пасовать перед ними. Именно школьный период социализации формирует у индивида самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, те, кто хорошо учился в школе, обычно сохраняют высокую самооценку и степень самоуважения, а неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. П. Бурдье, в частности, показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному социальному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и в школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой - неуправляемый, стихийный.

Группа сверстников

Окружение сверстников - еще один агент социализации. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей. Поэтому дети из неблагополучных семей особенно тяготеют к компания ровесников. Именно среди сверстников индивид учится находить разрешение конфликтных ситуаций, общаться на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лидером, середняком или аутсайдером.

Отношения в группе позволяют ребенку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны. Группа вносит коррективы в семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, ребенок узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции – соревновательная и конформистская. Подросток проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие не стараются слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы – семья, школа, круг сверстников и т.д., ребенок сталкивается с противоречиями. Так, в семье может цениться взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать на себе влияние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания индивид приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу ценностей, благодаря чему он может более точно определить свою и наметить некий план жизни.

Общение со сверстниками это еще и специфический вид эмоционального контакта. Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает автономизацию от взрослых. Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей. Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие.

Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием.

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно - рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий.

СМИ и интернет

Среди других агентов социализации подростка следует выделить средства массовой информации, в первую очередь телевидение. Их влияние на все группы населения, особенно на детей и подростков, огромно. Многочисленные фильмы, прежде всего телевизионные сериалы, активно формируют у детей и подростков стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также к сценам насилия, которыми изобилует современное телевидение. Видеоклипы дают молодежи очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. Следует отметить, что массовая телевизионная продукция внедряет в сознание стереотипы западной, точнее американской, массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы. При всем этом не следует забывать о позитивной воспитательной роли средств массовой информации. Именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, разделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и населения глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

Сегодня все более влиятельным каналом информации и социализации становится Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, практически уничтожая государственные границы. Они резко повышают степень автономии детей и подростков от старших поколений, молодежь гораздо лучше стариков разбирается в новой технике. В отличие от кино и телевидения, обрекающих зрителя на роль более или менее пассивного потребителя, компьютерные сети интерактивны и диалогичны, это живой процесс обмена; человек может не только усваивать чужие образы, но и создавать и передавать собственные. Благодаря виртуальному общению возникают новые социально-психологические группы и сообщества.

Появление Интернета, естественно, пугает учителей и родителей. Выполняя соответствующий социальный заказ, психологии и психиатры много говорят и пишут о связанных с интернетом опасностях, появилось даже особое понятие «Интернет-зависимость». Но хотя за этим стоят некоторые реальные процессы и трудности, их опасность сильно преувеличена. «Интернет-зависимость» очень напоминает «телеманию», о которой много писали в середине ХХ в. Однако внедрение телевидения не привело к концу света, не закончится человеческая история и с введением Интернета. За родительскими страхами стоит забота не только и не столько о детях, сколько о сохранении собственной власти над ними: «Как они смеют получать информацию и общаться с кем-то без нас и даже вопреки нашей воле?!»

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функции. Такие же процессы происходят и в школе. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, социализируются на улице в молодежных неформальных группах. Отсюда резкий рост преступности среди подростков. Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути. В процессе социализации человек должен приспособиться к условиям своего существования, и другие люди выступают для него как инструкторы, модели для подражания.

В ходе социализации человек усваивает набор ролей, которые ему предстоит играть в обществе и вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой.

Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения.

В первую очередь, она дает опыт горизонтального общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.

Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры.

Есть еще ряд причин делающих группу сверстников особенно важной именно для подростков.

Общение со сверстниками оказывается важным каналом информации, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности.

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи: учеб. / Ю.Г. Волков. – М.,

2005. – Лекция 10.

    Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек / И.С. Кон//

Вопросы воспитания. – 2010. – № 1(2). – С. 54-58.

    Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире / И.С. Кон//

Вопросы воспитания. – 2010. – № 1(2). – С. 18-24.

4. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: учеб. Пособие / под ред.

П.А. Баранова. – М., 2014.

5. - Социализация, развитие и

становление подростков.

6. - Степанов П. В.

Проблемы воспитания современных подростков.

Приложение № 1

Тест-опросник «Выявление ведущего фактора социализации современного подростка».

1.) Если бы ты выбирал\а профессию, то что бы повлияло на твой выбор?

А.) Семья.

Б.) Друзья.

В.) Выбирал бы сам.

Г.) Фильмы, киногерои.

2.) Есть ли у тебя в школе любимый предмет?

А.) Да, один.

Б.) Да, несколько.

В.) Нет.

Г.) Не уверен.

3.) Выбор твоей профессии совпадает с любимым школьным предметом?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

4.) Сколько у вас в семье телевизоров?

А.) 1.

Б.) 2.

В.) 3.

Г.) Больше чем 3.

5.) С кем ты делишься своими проблемами?

А.) С родителями.

Б.) С учителями.

В.) С друзьями.

Г.) Решаю их сам.

6.) Как часто ты смотришь телевизор?

А.) Каждый день.

Б.) Несколько раз в неделю.

В.) Не часто.

Г.) Вообще не смотрю.

7.) Какими другими СМИ ты пользуешься?

А.) Интернет.

Б.) Радио.

В.) Другое.

8.) Как ты обычно проводишь свободное время.

А.) Гуляю с друзьями.

Б.) Играю в компьютер.

В.) Смотрю телевизор.

Г.) Провожу время с семьёй.

9.) Есть ли у тебя любимый киногерой?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

10.) В ближайшее время ты будешь смотреть телевизор:

А.) Ещё больше.

Б.) Меньше.

В.) Другое.

11.) Есть ли у тебя любимая передача\фильм?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

12.) Считаешь ли ты, что друзья влияют на твой выбор в одежде, музыке и т.д.?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

13.) Какие программы ты обычно смотришь?

А.) Развлекательные (Муз-ТВ, Мtv, Реалити-Шоу).

Б.) Познавательные.

В.) Новости.

Г.) Фильмы.

14.) Способен\на ли ты завести друзей по Интернету?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

А.) Переключаю на другой канал.

Б.) Не переключаю и смотрю.

В.) Не переключаю и смотрю не вникая в смысл.

Г.) Другое.

16.) Твои музыкальные пристрастия сформировались под влиянием:

А.) Друзей.

Б.) Радио, ТВ.

В.) Сформировались в семье.

А.) Как не нужная вещь.

Б.) Она меня раздражает.

В.) Она полезна.

Г.) Она может влиять на моё мнение.

18.) Кто помогает тебе в решении важных проблем?

А.) Родители.

Б.) Друзья.

В.) Учителя.

19.) Ты можешь непрерывно смотреть телевизор в течении:

А.) Часа или меньше.

Б.) Нескольких часов.

В.) Целого дня.

20.) Есть ли телевизор, который ты можешь назвать своим (В твоей комнате или тот, который смотришь преимущественно ты)?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Другое.

21.) Ты хотя бы раз в жизни одевался\лась, вёл\вела себя, подражал\а как кто-то на телевидении (Модели, герои фильмов).

А.) Нет, никогда.

Б.) Да, один раз.

В.) Да, многократно.

Г.) Да, постоянно.

22.) Прогуливал\а ли ты когда-нибудь уроки?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не скажу.

23.) Пошёл\шла бы ты в школу, если бы учитель сказал, что в определённый день присутствовать не обязательно, но тем, кто хочет – можно?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

24.) Намерен\а ли ты продолжить обучение в 10-11 классах?

А.) Да.

Б.) Нет.

В.) Не знаю.

Приложение №2

1 вопрос

А) 8 человек

Б) 4 человека

В) 31 человек

Г) 7 человек

2 вопрос

А) 21 человек

Б) 14 человек

В) 13 человек

Г) 3 человека

3 вопрос

А) 12 человек

Б) 27 человека

В)11 человек

4 вопрос

А)8 человек

Б)15 человек

В) 21 человек

Г)6 человек

5 вопрос

А)10 человек

Б)0 человек

В)34 человека

Г)6 человек

6 вопрос

А)24 человека

Б)19 человек

В)6 человек

Г)1 человек

7 вопрос

А) 50 человек

Б)0 человек

В)0 человек

8 вопрос

А) 36 человек

Б)1 человек

В)3 человека

Г)10 человек

9 вопрос

А)38 человек

Б)0 человек

В)12 человек

10 вопрос

А) 0 человек

Б)24 человек

В)26 человек

11 вопрос

А) 47 друзей

Б)1 человек

В)2 человека

12 вопрос

А)37 человек

Б)4 человека

В)9 человек

13 вопрос

А)8 человек

Б)0 человек

В)1 человек

Г)41 человек

14 вопрос

А)20 человек

Б)18 человек

В)12 человек

15 вопрос

А)0 человек

Б) 2 человека

В)36 человек

Г)12 человек

16 вопрос

А) 44 человека

Б)0 человек

В) 6 человек

17 вопрос

А)41 человек

Б)8 человек

В)1 человек

Г)0 человек

18 вопрос

А)20 человек

Б)29 человек

В)1 человек

19 вопрос

А)35 человек

Б)13 человек

В)2 человека

20 вопрос

А)36 человек

Б)12 человек

В) 2 человека

21ый вопрос

А) 12 человек

Б)8 человек

В)27 человек

Г)3 человека

22ой вопрос

А)38 человек

Б)11 человек

В)1 человек

23ий вопрос

А)18 человек

Б)18 человек

В)14 человек