Церковный Православный праздник сентября. Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

20.04.2019

Cегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня соединил в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине и возвращении его в Иерусалим при Ираклии.

В 325 г. мать византийского императора Константина Великого равноапостольная царица Елена приехала в Иерусалим посетить Святые места. Елена побывала на месте погребения Спасителя, но кроме того у царицы была еще одна цель: отыскать Крест, на котором Иисус принял мученическую смерть. В ходе поисков на Голгофе нашли не один, а сразу три креста. Тогда, чтобы определить, какой из них подлинный, кресты один за другим стали возлагать на умершего, после чего Крест Господень сам дал о себе знать: едва его возложили на покойника, как покойный воскрес.

Когда христиане узнали, что найден Крест, на котором был распят Иисус Христос, на Голгофу стеклось множество верующих. Толпа была так велика, что не все присутствующие могли подойти и поклониться святыне. Тогда патриарх Макарий предложил выход из создавшегося положения. Иерусалимский первосвященник приказал поставить Крест таким образом, чтобы весь народ мог его видеть. Эти события стали основой Праздника Воздвижения.

Празднование Воздвижения Креста в мире

В христианской церкви праздник Воздвижения Креста Господня – единственный, который стали отмечать со дня его основания. Впервые это сделали христиане Иерусалима в тот же день, когда была найдена святыня. Об этом памятном событии есть указания в Александрийских хрониках, которые относят первое празднование к 14 (27) сентября 326 г.

Всемирное значение праздник Воздвижения приобрел после окончания войны между Византией и Персией. Тогда в 614 г. Иерусалим был разграблен персами. В числе взятых в плен святынь оказался Крест Господень. Только в 628 г. святыня была возвращена на прежнее место в храм Воскресения, построенный на Голгофе византийским императором Константином Великим. С той поры праздник Воздвижения стал общим для всех христиан мира.

Крест Господень в православии

Крест — стал основным символом православия. Он венчает главу храма и покоится на престоле, молельный и поклонный, в поле на погосте и в храмах, носимый на шее и изображаемый на иконах, крест – главный символ христианской веры.

Невозможно представить себе Православие вне поклонения . Приход на землю Спасителя, его крестная смерть и воскресение открыли человечеству новый путь искупления первородного греха. Крест, из орудия самой позорной и жестокой казни через распятие на нем наиболее опасных преступников, превращается в единственную и верную опору человека.

Праздник Воздвижения Креста Господня – это не только историческое воспоминание об обретении этой святыни, но и бесспорное доказательство того, что Церковь Христова высочайшей святыней признает крестную жертву Спасителя, которая открыла для человечества путь к спасению и знаменует собой победу над грехом.

В Русской Православной Церкви в праздник Воздвижения Креста Господня положен пост.

Всемирный день туризма
Естественно, у истоков такого праздника могла стоять Всемирная туристская организация, которая приняла решение на Генеральной ассамблее, состоявшейся в Торремолино (Испания) в 1979 году.

Символично, дата совпадает с днем утверждения устава этой организации (1970 год). Мероприятия традиционные для туристов – пешие, велосипедные, автомобильные походы, встречи у костра, концерты и рассказы о путешествиях.

Праздник Воздвижения Креста
Связан с событиями, уходящими вглубь столетий, когда сначала был утерян крест, на котором распяли Иисуса Христа. Затем таинственным образом он был обретен с помощью святой царицы Елены, матери императора Константина.

Причем, было найдено три креста, которые проверили на больных, два не имели никакого влияния, а третий помог исцелиться умирающей женщине. Часть этого крестя царица Елена привезла в Константинополь, для хранения в специально построенном для него храме.

Российские праздники 27 сентября 2019 года


Празднуют все – и воспитатели, и их помощники, и заведующие, инициаторами выступили сами педагоги, профессиональное торжество пополнило российский календарь в 2004 году, правда, пока неофициально.

Но мероприятия уже проводятся, включают поздравления от родителей, бабушек и дедушек, и, что самое приятное, от юных воспитанников.

Праздники в мире

День французского сообщества (Бельгия)
Праздник отмечает франкоговорящая часть бельгийского общества, а история связана с событиями революции 1830 года, когда бельгийцы восстали против голландцев.

Революционные события завершились для местных жителей полной победой, Бельгия была объявлена независимым государством. Праздник отмечается с 1975 года, в школах – выходной день, на улицах – театрализованные постановки, концерты и гуляния. Самые шумные, естественно, в крупных бельгийских городах.

Мескель (Эфиопия)
Второе название – праздник Мескельского креста, это аналог праздника Воздвижения у православных христиан. Но есть в проведении торжеств в Эфиопии особенности.

По легенде, святая Елена, нашедшая крест, повелела разжечь костры в честь важного события. Огонь горел так ярко и высоко, что его увидели древние жители Эфиопии, с тех пор и пошла традиция ближе к ночи разжигать на центральных площадях огромные костры. Завершается все танцами и песнями.

Праздник Девятнадцатого дня месяца Машийат (бахаи)
В этот день начинается новый месяц по календарю бахаи, название переводится, как «воля». Основные мероприятия – молитвы, службы в храмах, пение.

Праздники по народному календарю 27 сентября 2019 года

Воздвиженье
Этот праздник почитался православными христианами, жителями Эфиопии, отмечался на Руси. Правда, считался постным, потому что прощались многие грехи тому, кто отказывался от животной пищи. Также женщины активно занимались заготовкой овощей на зиму, проводили так называемые капустные вечорки.

У православных – Иван.

У католиков – Косма, Дамиант, Винцент.

События в истории этого числа

1130 год – образование Сицилийского королевства.
Новая монархия на Апеннинском полуострове образовалась благодаря слиянию Сицилии и Южной Италии.

1480 год – учреждение Испанской инквизиции.
Согласие на это дал Сикст IV, папа римский, по просьбе Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского, которые являлись правителями Испании.

1605 год – победа гетмана Ходкевича.
Литовское войско под руководством Ходкевича разгромило в битве при Кирхгольме шведов.

1821 год – независимость Мексики.
Еще одно суверенное государство появилось на территории Латинской Америки благодаря мощнейшему национально-освободительному движению.

1937 год – открытие первой школы Санта-Клаусов.
Понятно, что такое необычное учебное заведение могло появиться только в США, инициаторами стали жители Альбиона, небольшого городка в штате Нью-Йорк.

1990 год – вступление СССР в Интерпол.
Важный шаг, поскольку позволял задерживать преступников, успевших покинуть пределы Советского Союза.

Знаменитости, появившиеся на свет в этот день

1533 год – великий князь Литовский, а перед этим князь Трансильвании Стефан Баторий.

1894 год – Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, сама поэтесса, автор мемуаров.

1947 год – голландец, тренировавший россиян, Дик Адвокат.

1955 год – Александр Галибин, воплотивший роль Мастера в кино.

1978 год – певица Ани Лорак.

Правильное название церковного праздника 27 сентября звучит следующим образом: Воздвижение Животворящего Креста Господня. Логично предположить, что этот христианский символ был воздвигнут на горе Голгофе, но празднуют не саму установку распятия, а его обнаружение в ходе раскопок.

Воздвижение приурочено к моменту вторичной установки драгоценной находки, как божественного символа спасения и отпущения человеческих грехов. Святую реликвию нашли в Иерусалиме неподалеку от горы Голгофы в 326 г. Поиски проводились по инициативе императора Греции Константина. Он рассудил, что легендарную святыню можно найти именно в том месте, где был распят Иисус, поскольку в те времена кресты закапывали на месте (или неподалеку) казни.

Но 27 сентября отмечают еще одно не менее памятное событие, неотрывно связанное с предыдущим – честной Крест был возвращен из Персидского царства, куда его в свое время насильно увезли. В VII столетии император Греции Ираклий возвратил святыню в земли иерусалимские.

Крестные ходы: как проходит церковный праздник 27 сентября

Воздвижение отмечают очень пышно. В этот день во всех крупных городах России делают торжественные крестные ходы со старинными иконами, крестами и церковными реликвиями. В главном храме города священник возлагает на аналой распятие, которое лежит там еще 7 дней. В это время люди молятся и проходят причастие. Если сегодня на календаре отмечен церковный праздник, работать в этот день нельзя, причем это касается и работы по дому (уборка, стирка и т.д.), поэтому все дела необходимо закончить заблаговременно.

Церковный праздник 27 сентября – одно из многодневных религиозных событий. Редко какое божественное празднество длится настолько долго и отмечается так пышно. Все начинается накануне – православные готовятся к главному торжеству, в храмах проводят службы, люди настраиваются на пост, поскольку в сам праздник требуется соблюдать строгую диету (нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, творог, сладости и т.д.).

С 28 сентября по 4 октября проходит послепраздничная неделя. В течение этого времени проходят богослужения, верующие молятся и прикладываются к кресту на аналое. По примете все, кто хотел счастливой и удачной жизни, соблюдали строгий пост – можно было есть только каши без масла и меда, пить воду и некоторые отвары. В последний день, 4 октября, проходит церемония отдания, и священник возвращает распятие в алтарь.

Воздвижение является двунадесятным христианским событием, то есть связанным с историей жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы. Их делят на Господские и Богородичные. Воздвижение относится к Господским праздничным датам. Согласно примете, новые кресты на церквях и храмах нельзя устанавливать не 27 сентября, иначе ни один грех не может быть отпущен в таком месте.