Церковный Православный праздник сентября. Акафист Воздвижению Честного Креста Господня

24.04.2019

    27 сентября, православные люди отмечают большой церковный праздник - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Напомню, что крест был найден и воздвигнут благодаря стараниям матери императора Константина.

    Православная Церковь 27 сентября празднует Воздвижение Честного и Животворящего креста. Мать иператора Константина Елена, приехав в Палестину, организовала раскопки пещеры гроба Господня и недалеко от нее был найден и крест. Когда мимо проносили умершего, от соприкосновения с крестом человек ожил, поэтому и называют его Крест Животворящий. Спустя какое-то время персидский царь Хозрой II разбил войско греков и увез Крест в плен в Персию вместе с патриархом Захарией. Через 14 лет греческий император Ираклий победил Хозроя и вернул Крест в Иерусалим и здесь его сам император торжественно воздвигнул.

    Название церковного праздника длинное. День особенно важен в календаре церкви своей значимостью в православной жизни. День 27 сентября называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Название мало, кто знает полностью.

    27 сентября православные христиане отмечают большой праздник Воздвижение Креста Господня.Дело в том,что после распятия Иисуса Христа крест,на котором он был распят,был закопан.И вот после долгих мытарств,он был найден и воздвиг для поклонения.

    Воздвижение Креста Господня - один из тех праздников, которые ознаменовали переход христианства из гонимой в официально принятую религию. Ко времени воцарения императора Константина язычество вс более превращалось в пустую формальность, за которой не стояло никакой реальной силы. Да, царствовавший монарх получал божественный статус и соответствующее официальное поклонение, но сколько на самом деле осталось народу, воспринимавшего Юпитера на колеснице, развлекающегося то с дамами, то с мальчиками, как бога, и весь его пантеон как божественный, освящающий царскую власть?

    Христиане же были далеки от кучки сектантов, ютившихся по катакомбах - на дворе стояли 20-е гг. IV века. Среди них было немало людей богатых и умных, но бесправных. Их вера в мртвого и воскресшего Иисуса была реальной. Это он мог наблюдать даже в своей семье - мать монарха была христианкой. С таким контингентом можно было построить тврдую власть, требовалось лишь убедить, что эта власть - их друг, поэтому христианский Бог е поддерживает, то есть, признат.

    Звучит цинично, но Константин не стал бы Великим, если бы не был прагматиком. Он последовательно освободил христианские общины от налогов, позволил владеть движимым и недвижимым имуществом, распоряжаясь им без ограничений. Константин организовал себе первое чудо на государственном уровне - явление во сне Христа перед выигранной битвой. Христиане должны были воспринимать его как благодетеля, своего, угодного Богу. Поездка матери в 126 г. в Палестину и нахождение Креста Господня (вместе с крестами других казннных в тот день) окончательно привязало официоз к недавно гонимой вере. Так появился первый официальный римский праздник, который пришлся христианам ко двору и сделал существующую власть частью их религиозной практики.

    27 сентября отмечается такой церковный праздник как Воздвижение Креста Господня. Связан этот праздник с таким историческим событием.

    Спустя семьдесят лет после воскрешения Христа римляне напали на Иерусалим и захватили его. Они были язычниками и не желали верить в чудесное спасение Христа. Римляне закопали крест и скрыли под землей пещеру, где находился Гроб Господень.

    Прошло несколько столетий, к власти пришел император Константин. Он захотел найти крест, на котором был распят Иисус Христос. Когда его нашли, был построен храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Тот день, когда этот храм был освещен, и считается праздником Воздвижения. По старому стилю это 14 сентября, а по новому - 27 сентября.

    27 сентября среди прочих важных дат, православная церковь празднует Воздвижение Креста Господня, которое полностью именуется, как

    Подробнее про этот церковный праздник и исторические события связанные ним можно прочесть здесь.

    Двадцать седьмого сентября каждого года (не меняется дата(православные христиане всего мира празднуют так называемое крестовоздвижение. То есть, отмечают день, когда был найден тот самый крест - орудие пыток и казни, страшные и огромные копии которого теперь воздвигаются почти на каждом городском перекрстке (по крайней мере, у нас), повергая в настоящее изумление горожан(.

    27 сентября, в каждый год православные вспоминают Воздвижение креста Господня . Древний праздник появился ещ с IV века и относится он к Великим праздникам. Символизирует страдания Господни на кресте, поэтому в этот день положен строгий пост.

    Равноапостольная Императрица Елена , в е правление прекращены впервые преследования христиан, в 355 году стала искать в Иерусалиме крест, на котором страдал Иисус.

    Были раскопаны 3 креста. Чтобы точно выяснить, какой именно тот самый крест Господень, каждый из них по очереди прикладывали к тяжелобольной женщине. Тот крест, от со прикосновения с умирающая исцелилась и был объявлен истинным.

    Поэтому его называют ещ и Животворящим крестом .

    На вечерней службе накануне праздника распятие воздвигается с соответствующей молитвой на аналой в центре церкви.

    Очень интересна легенда, которая связана с нахождением Креста Спасителя, празднование которого и отмечается 27 сентября. Эти события отсылают нас ко времени равноапостольной Елены, матери императора Константина, который первым прекратил преследования христиан, по просьбе которого она отправилась в Иерусалим, чтобы найти крест, на котором был распят Христос. Крест Господень проявил свою чудодейственную силу исцелив умирающую женщину - так был определен из трех крестов истинный - честный и животворящий (дарующий жизнь).

    В память этого исторического события, 27 сентября отмечается праздник Воздвижение Честного и Животворящего креста.

27 сентября православный мир вспоминает о чудесном обретении Креста, послужившего орудием распятия Спасителя. Церковь и верующие люди свято чтят светлые традиции этого дня. История праздника С праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связаны два события, о которых гласит Священное Предание. Спустя 70 лет после того, как Сын Божий принял муки на кресте и, воскреснув, вознесся на небо, Иерусалим был захвачен римскими войсками. Император оказался язычником и поэтому вознамерился изжить память о великом событии и местах, где Христос принял праведные мучения. Было приказано скрыть под землей пещеру, где находился Гроб Господень. На этом месте римляне устроили языческие алтари, в которых молились своим богам. Однако спустя несколько столетий, в IV веке, христиане снова сумели обрести эти святыни благодаря римскому императору Константину и царице Елене, которая была его матерью. Константин одержал победу в трех войнах, после чего, как гласит предание, увидел в небесах крест и буквы, гласившие: «Сим победивши». Император воспринял это как Божье Знамение и загорелся желанием отыскать крест, на котором когда-то распяли Христа.

Царица Елена, будучи уже в пожилом возрасте, последовала за своим сыном. Ее возмутили языческие алтари и идолы на святой земле Иерусалима. По приказу царицы их взялись разрушить, чтобы не осквернять это место. Елена самостоятельно расспрашивала жителей города о местонахождении христианской святыни, но никто не мог дать точного ответа, где же находится Животворящий Крест. Его нашли тогда, когда христиане до конца уничтожили языческие идолопоклонные места и вырыли из-под земли Гроб Господень. Вместе с ним раскопали гвозди и три креста. По преданию, чтобы определить, на каком из них был казнен Христос, все три орудия распятия приложили к недавно отошедшему в мир иной человеку. Животворящий Крест проявил себя, воскресив мертвого одним соприкосновением. Множество христиан, убедившись в подлинности святыни, воззвали с просьбой поднять Крест повыше и показать его всем желающим. Тогда Крест подняли, воздвигнув настолько высоко, насколько могли. Верующие поклонялись святыне и возносили молитвы Господу. Царица вернулась в Константинополь с частицей Святого Креста. По велению Константина в Иерусалиме построили храм, который оберегал бы Голгофу и Гроб Господень. Храм был освящен 14 сентября, в тот день и появилась традиция праздновать Воздвижение. По новому стилю верующие вспоминают это событие 27 сентября. Спустя два столетия после чудесного обретения христианских святынь Крест был похищен персами. Через 14 лет он был возвращен в святую землю. Легенда гласит, что император, несший святыню к храму, остановился, подходя к Голгофе, и не мог двинуться с места. Тогда патриарх, сопровождавший его, напомнил о том, что Спаситель совершал восхождение на Голгофу в униженном виде. Император снял символы власти, облачился в простое одеяние и беспрепятственно продолжил восхождение.

Празднование Воздвижения в 2015 году В этот праздничный день в храмах проходят торжественные литургии с богослужениями, которые посещаются всеми верующими. Священнослужитель читает Евангелие не в середине храма, как обычно, а в алтаре. Наиболее значимым моментом божественной службы в этот день является момент, когда священнослужитель «воздвигает» крест, поднимая его и обращая поочередно во все четыре стороны света. Этот ритуал призван напоминать о том дне, когда верующие вновь смогли поклониться святыне, на которой Спаситель перенес столько мук за людской род. Крест, используемый на богослужении в честь дня Воздвижения, особенный: его практически не выносят во время служб по другим поводам, он массивен и выполнен из дерева. Христиане поклоняются кресту и прикладываются к нему, прося у Небес защиты. В этот день необходимо соблюдать строгий пост: не есть мясные, рыбные и молочные продукты. По традиции нужно есть блюда из капусты - так делали еще наши предки, начинавшие в праздник Воздвижения готовить припасы на зиму. На Воздвижение запрещено убираться в доме, выполнять тяжелую работу, а также позволять себе гнев или плохие мысли. В этот день верующие думают о жертве Спасителя, каются в грехах и просят у Бога помощи для исправления своих ошибок и сил для дальнейшего жизненного пути. Обретение Животворящего Креста помогло язычникам прийти к Богу, а в христианах укрепило стойкость и веру в Божий промысел. Веруйте в чудо, не забывайте о светлых датах календаря и не забывайте ставить "Класс!"

Церковные праздники в Сентябре

Воздвижение Креста Господня

27 сентября 2014 года отмечается один из крупнейших божественных праздников – Воздвижение Креста Господня. Поскольку этот церковный праздник совпадает с концом полевых работ и сбором урожая, то с ним связано множество народных примет и поверий.

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Что надо делать на Воздвиженье:

Этот день у крестьян прочно ассоциировался с вывозом урожая с полей, а также с «рубкой» капусты. И сейчас рекомендуется именно 27 сентября собирать капусту на огородах и готовить из нее различную еду.

Что нельзя в этот день:

  • Ходить в лес
  • Собирать грибы и ягоды
  • Начинать новые дела

Приметы на 27 Сентября, Воздвиженье, Церковный праздник

  • В Здвиженье сивер, так летом тепло будет.
  • Здвиженъе – хлеб с поля на гумно движется.
  • Воздвиженье – последняя копна с поля двинулась.
  • Воздвиженье осень навстречу зиме двигает.
  • Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
  • Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.
  • На Воздвиженье птица в отлет двинулась.
  • В этот день медведь залегает в берлогу.
  • Высоко летят гуси в Воздвиженье – к высокому половодью, низко – к мелкому.
  • Змеи, в клубок сворачиваются, под трухлявые пни прячутся, в спячку впадают.
  • Лешие якобы сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою. В лес, по этой причине, на Здвиженъе ходить нельзя.
  • Крестьяне повсюду верили, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
  • С Воздвиженья начинали рубить капусту.
  • У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.
  • На Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели.
  • Молодежь затевала вечеринку – капустник, начиная посиделки.

27 сентября 2017 года - Среда, 270 день 2017 года по григорианскому календарю. 27 сентября соответствует 14 сентября юлианского календаря (по старому стилю).

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

Праздники 27 сентября 2017 года в России

Также читайте:

Праздники 27 сентября 2017 года в Украине

  • День туризма. Национальный профессиональный праздник украинских работников туристических агентств, туроператоров, всех тех, кто работает в сфере туризма и любителей путешествий, который отмечается на Украине ежегодно 27 сентября. «День туризма» появился в украинском официальном календаре в 1998 году, после того, как 21 сентября 1998 года, в столице республики, городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма «в поддержку инициативы Государственного комитета Украины по туризму» подписал Указ № 1047/98 «О Дне туризма». Указ главы украинского государства предписывал «Установить на Украине День туризма, который отмечать ежегодно 27 сентября». Дата 27 сентября была выбрана Президентом Кучмой из календаря не случайно. Именно в этот день, по всей планете отмечается Всемирный день туризма и работники туристической сферы и до этого считали его своим профессиональным праздником. Благодаря указу президента, этот неофициальный праздник, учреждённый Всемирной туристской организацией обрёл на Украине официальный статус.

Всемирные и международные праздники 27 сентября 2017 года

  • Всемирный день туризма. Всемирный день туризма (ВДТ) проводится каждый год 27 сентября. Его цель состоит в том, чтобы привлекать внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению. Данное мероприятие призвано содействовать преодолению глобальных вызовов, обозначенных в Целях развития тысячелетия Организации Объединенных Наций (ЦРТ) и подчеркивать какой вклад сектор туризма может внести в достижение этих целей. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях ВДТ у себя в стране или в месте проведения отпуска. ДТ отмечается посредством проведения мероприятий по темам, которые выбирает Генеральная ассамблея ЮНВТО по рекомендации Исполнительного совета ЮНВТО. Каждый год Генеральный секретарь направляет по этому случаю послание и председательствует на официальных торжественных мероприятиях. Третья сессия Генеральной ассамблеи ЮНВТО (Торремолинос, Испания, сентябрь 1979 г.), приняла решение ввести, начиная с 1980 г., Всемирный день туризма. Эта дата была выбрана не случайно. Она совпадает с важным в истории развития туризма, - годовщиной принятия Устава ЮНВТО 27 сентября 1970 года. Выбор времени празднования Всемирного дня туризма очень удачен, потому что он приходится на окончание сезона в северном полушарии и начало сезона в южном полушарии, когда миллионы людей во всем мире думают о туризме.

Православные праздники 27 сентября 2017 года

Установлены следующие памятные даты:

  • Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня;
  • Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского;
  • Чернокрестной; Лоретской (Лорецкой); Леснинской - икон Божией Матери.

Народные праздники 27 сентября 2017 года

  • Воздвиженье. Народный праздник «Воздвиженье» отмечается 27 сентября (по старому стилю – 14 сентября). В этот день православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня. Другие названия праздника: «Вырий», «Ставров день», «Третьи осенины», «Битва правды и кривды», «Вздвиженьев день». Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку - три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление. Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Название праздника нашло отражение и в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем - словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. «Пришло Сдвижение - кафтан с шубой сдвинулся», - говорили в народе, подмечая, что зима «придвигается», а лето и осень «отодвигаются». В народе говорили, что на Воздвижение последнюю копну убирают. Это означало, что в этот день крестьяне старались как можно скорее собрать весь урожай и закончить полевые работы. Объяснялось это тем, что по утрам уже наблюдались заморозки, которые могли погубить все то, что росло в полях и огородах. Также 27 сентября начинали садить яблони и смородину. Воздвиженье был постным праздником. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту - Воздвиженье пришло», - говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Девушка, собираясь в этот день на посиделки, должна была семь раз прочесть особый заговор. Согласно поверью, выполнив этот обряд, в девушку влюбится тот, кто мил ее сердцу. Семь раз произносится не только этот заговор. Согласно традициям, те, кто в Воздвижение будут соблюдать пост, получат прощение семи грехов, а не соблюдавшие – семь грехов обретут. В этот праздник в домах мелом, сажей, углем, чесноком, кровью животного рисовали кресты. Небольшие крестики из дерева помещали в закромах и яслях животных. При отсутствии крестов их делали из веточек рябины. По поверью, они должны были охранять людей, животных и урожай от нечистой силы. А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом. Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то уже не сможет уползти и спрятаться от мороза.

Праздники 27 сентября 2017 года в странах мира

  • Праздник в Бельгии 27 сентября 2017 года - День французского сообщества. Французское сообщество Бельгии (фр. Communauté française de Belgique) - это одно из трех языковых сообществ Бельгии наряду с фламандским и немецкоязычным, оно включает Валлонию с населением около 4,2 млн. человек. День французского сообщества, празднуемый 27 сентября всем франкоговорящим населением Бельгии (т.е. валлонами), - это кульминация борьбы бельгийцев против голландской оккупации, которая вылилась в революцию 1830 года. Бельгийская революции вспыхнула в ночь на 25 августа 1830 года, после первой постановки сентиментальной и патриотической оперы Даниэля Франсуа Эспри «Немая из Портичи» (Daniel François Esprit, La Muette де Portici). Опера, изображающая восстание неаполитанских рыбаков против испанского господства в 1647 году и насыщенная неаполитанскими мелодиями, нашла горячий отклик в сердцах зрителей. После премьеры толпа вырвалась на улицы, выкрикивая патриотические лозунги… и захватила правительственное здание. Вскоре восстание распространилось по всей стране. В результате волнений Голландия утратила контроль над мятежной территорией. Русский император Николай I в качестве «жандарма Европы» даже готовил вторжение в революционную Бельгию, но отвлекся: в ноябре 1830-го взбунтовались поляки. В память об этой победе 24 июня 1975 года было решено отмечать 27 сентября как День французского сообщества (French Community Holiday, фр. Fête de la Communauté française), впервые он был отмечен в том же году. В этот день закрыты школы и многие госучреждения по всей Валлонии. На улицах городов проходят театрализованные представления. Основные события праздника протекают в Брюсселе, Льеже, Шарлеруа, Монсе и Намюре, а так же в ряде мелких городов Валлонии.
  • Праздник в Эфиопии 27 сентября 2017 года - Мескель - праздник Мескельского креста. Мескель (Meskel) - религиозный праздник, отмечаемый ежегодно 27 сентября, а в високосные годы - 28 сентября. Само слово «мескель» в переводе с амхарского означает «крест». В Эфиопии бытует предание о том, как зародился праздник Мескель. Считается, что в этот день Елене, матери императора Византии Константина, после долгих поисков удалось осуществить самое заветное желание - отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства - Крест Господень, на котором принял мученическую смерть во имя спасения людей Иисус Христос. В честь этого знаменательного события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно в Эфиопии. Народ ликовал и праздновал это событие. Случилось это в начале 4 века, и с тех пор Мескель отмечается здесь каждый год. Эфиопы отмечают праздник очень торжественно. Как правило, уже к трем часам дня на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник - Мескель Сквеа, яблоку негде упасть от посетителей. Практически все жители Аддис-Абебы собираются здесь в ожидании самого большого торжества и самого радостного праздника. Посреди площади из желтых цветов (которые, кстати, тоже называются мескаль, по-научному - лофофора вильямса) воздвигается сооружение конусообразной формы, издали напоминающее невероятных размеров стог сена. Конструкцию венчает крест. После эмоциональной речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается представление. Выступление на празднике Мескель - особая честь. Перед главой церкви по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в пестрые наряды с вышитыми на груди крестами. Дети с воодушевлением исполняют религиозные песнопения, танцуют и разыгрывают мини-спектакли по сюжетам, связанным с историей праздника. Когда солнце скрывается за складками гор и сгущается темнота, наступает кульминация праздника. Патриарх, сопровождаемый многочисленной свитой, медленной поступью с факелом в руках направляется к цветочному стогу. Три торжественных круга под чтение молитв - и факел касается цветов. В несколько минут разгорается огромных размеров костер в центре площади. Света и тепла столько, что кажется, вернулось солнце! Вокруг пылающего костра начинаются песни и танцы.
  • Праздник в Польше 27 сентября 2017 года - День Польского подпольного государства. Польский государственный праздник, установленный в память Польского подпольного государства, действовавшего во время германской оккупации времён II Мировой войны. Отмечается ежегодно 27 сентября с 1998 года. Праздник является рабочим днём. Праздник установлен в честь Польского подпольного государства - единственного легитимного польского национального государственного образования, существовавшего во время германской оккупации с 1939-1945 гг. 27 сентября 1939 года в занятой немецко-фашистскими войсками Варшаве высшие офицеры Войска Польского создали организацию «Служба победе Польши», которая стала первой военизированной подпольной организацией польского сопротивления оккупантам. 11 сентября 1998 года Польский Сейм, ссылаясь на создание 27 сентября 1939 года организации «Службы победе Польши», установил новый государственный праздник в честь Польского подпольного государства.

Cегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение священного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье.

Воздвижение Креста Господня - праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов - когда их немного - более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день - на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее - насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников - в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь - трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков - преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня - праздник и предпразднство.

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.