Игры по развитию творческого мышления дошкольников. Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творч. Обсуждение в группе разобрать все варианты

24.03.2019

Творческие способности расцветают пышным цветом там, где у воображения и фантазии есть максимальная свобода. Творческое мышление можно и нужно стимулировать, его можно и нужно развивать.

Напомним, что основным видом деятельности дошкольников является игра. В игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми, осваивают математические понятия, учатся читать и писать. Творческий потенциал ребёнка тоже помогут раскрыть весёлые игры.

Если вы, друзья, задумываетесь о том, как вырастить творческую личность, описанные нами простые, но эффективные игры будут для вас полезны.

«Прыгуны»

Предложите ребёнку попрыгать. Весело, правда?

А теперь давай попрыгаем, как… И вместе с карапузом называйте подходящих «прыгунов», имитируя их движения.

Обсудите, что лягушка, зайчик, кенгуру и кузнечик прыгают по-разному.

Ну-ка, насколько артистичен малыш?

«Угадай-ка»

Вы наверняка слышали про популярную игру, которая в разных вариантах называется «Крокодильчик» или «Показуха». Суть её в том, что, используя мимику и движения, без слов и вспомогательных аксессуаров надо изобразить загаданное слово: бытовой прибор, погодное явление, животного и пр. А мы предлагаем вам показывать эмоции.

Получится у юного лицедея изобразить радость, обиду, печаль, удивление?

Вы можете меняться ролями: сначала вы показываете, отгадывает ребёнок, а затем отгадывать придётся вам.

«Курьеры»

По долгу службы курьеры выполняют доставку самых разнообразных грузов. Давай-ка представим, как они тащат шкаф или мешок с сокровищами, как несут пёрышко или полное ведро горячей воды.

А что ещё могут приносить курьеры в дом? Давай пофантазируем.

«Оживший след»

Обведите ножку или ладошку малыша на листе бумаги. А теперь пусть карапуз «оживит» свой след, превратив силуэт в дивную птицу, инопланетянина, невиданное животное…

Придумайте историю про это фантазийное существо. Нарисуйте ему компанию. В общем, открываются прекрасные перспективы для активации творческого потенциала.

Аналогично можно поиграть с геометрическими фигурами.

«Волшебная скатерть»

Расчертите белый лист бумаги на квадраты одинакового размера и объясните малышу, что листик - это скатерть,
которую пошила добрая волшебница.

Скатерть сшита из разных лоскутков:

  • доброты;
  • мудрости;
  • веселья…

Все лоскутки разные, но вместе они делали скатерть волшебной. Злая колдунья постирала скатерть с отбеливателем, и все узоры потерялись. Лоскутки стали одинаковыми, а скатерть стала обычной.

Надо помочь волшебнице вернуть магию: разрисовать квадратики так, чтобы все-все лоскутки снова стали разными.

«Неожиданные превращения»

Придумайте, во что можно превращать разные предметы:

  • каштан;
  • моток шерстяных ниток;
  • пластиковую бутылку или крышку от неё…

Некоторые превращения можно воплотить в жизнь, используя клей, пластилин, цветную бумагу, краски…

«Сладкие фантазии»

Все малыши любят «киндер-сюрпризы». И любят-то в основном за ожидающую их в пластиковом контейнере игрушку. В следующий раз, балуя своего карапуза этой сладостью, предложите ему не торопиться, а пофантазировать, что может лежать в яйце.

  • Может быть, там маленький жучок с росинками на крылышках? А может, перстень волшебника?
  • А чего там точно не может быть? Слон, может быть? А если игрушечный? А если на картинке?

Цель игры - включить детское воображение на полную мощность. Не бойтесь смелых предположений. Это весело.

«Свяжи текст»

Вы называете ребёнку первое и последнее предложения истории, а он должен придумать середину.

Например, вы говорите: «Светило солнышко. … Ванечка лёг спать» .

А Ванечка придумывает свою историю:

«Светило солнышко. На улице была чудесная погода. Мы с папой собрались пойти в парк. Но вдруг налетел ветер, и начался настоящий ураган. Папа расстроился, что прогулка сорвалась, а Ванечка лёг спать».

Попробуйте связать такие фразы:

  • Кот посмотрел в окно… Почтальон вернул коробку.
  • Начались каникулы… Каша была вкусной.
  • Василий Бегемотов очень любил бутерброды… Воробей выпорхнул в открытое окно.
«Аббревиатуры»

Для начала убедитесь, что ребёнок понимает, что такое аббревиатура. Вспомните с ним примеры распространённых аббревиатур: ООН, НЛО, РФ, МВД и др. А теперь представьте, что знакомые вам короткие слова - это аббревиатуры. Придумывайте, что бы они могли означать.

Например:

  • НЕТ - настоящий ежовый талисман;
  • ДА - дави апельсины;
  • ДОМ - Дима обнимает маму.
«Белогривые лошадки»

Популярная игра - придумывать, на что похожи проплывающие по небу облака. Если с погодой не повезло и облаков нет, можно искать скрытые образы в лужах, отбрасываемых предметами тенях, колдобинах на дорогах, сухих ветках…

Друзья! Не бывает бесталанных детей. Бывают взрослые, которые не дают детским талантам раскрыться. Но мы уверены, что вы не из их числа. Наслаждайтесь совместным творчеством с вашими малышами, фантазируйте и мечтайте вместе. Счастливого вам родительства.

Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Для развития творческого мышления детей можно рекомендовать комплекс игр. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Педагог может организовать работу с группой из 5-8 детей. Длительность одного занятия не должна превышать 25 минут. Частота проведения таких занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и будет зависеть от того, каков был исходный уровень развития мышления детей, от того, как быстро они продвигаются вперёд.

Занятие 1 .

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

На первом занятии дети знакомятся с двумя играми: “Составление предложений” и “Поиск общих свойств”.

Игра “Составление предложений”

Детям предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу, например “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения задания ограничено - 10 минут. Ответы детей могут быть банальными: “Медведь уронил в озеро карандаш”, а могут быть и творческими: “Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”

Игра “Поиск общих свойств”.

Предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка; карандаш и уголь; мел и мука и т. д. За 10 минут надо назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Результаты обсуждаются. Ответы могут быть стандартными: в примере “блюдо и лодка” могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы. В игре побеждает тот, кто называет больше общих признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, то есть второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие 2.

Цель: развивать способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, легко переходить от одних связей к другим; развивать операцию “классификация”.

Игра “ Что лишнее? ” .

Детям предлагаются любые три слова: птица, лисица, огурец; корова, ботинки, трава; курица, пшеница, подушка и т. д. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - “лишнее”, оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову. Заслушиваются ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до оригинальных.

Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

Игра “ Поиск предметов, обладающих сходными свойствами ” .

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово “стрекоза”. Могут быть названы: бабочка, птица, самолёт - они тоже летают, у них есть крылья, хвост; они садятся и поднимаются. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, то есть выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашёл другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а так же оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3.

Цель: формировать способность изучать свойства предмета, познакомить с такой категорией, как противоположность; развивать способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналогии между различными непохожими предметами.

Игра “ Поиск предметов с противоположными свойствами ”. Называется какой-либо предмет, например, “дом” (лес, молоток, туфли и т.д.) Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. В примере со словом “дом” это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется “собачья конура” или “улей”), степень комфорта (сарай) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.

Игра “ Поиск предметов по заданным признакам”.

Ребёнку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. Можно предложить и такое задание: назвать предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Пример: дверь, она открывается и закрывается; выключатель (включает и выключает) и т.д. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество ответов.

Занятие 4.

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Игра “Поиск предметов - звеньев, объединяющих данные предметы”. Для игры предлагаются два предмета, например “серп” и “комбайн”. Инструкция: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы, как человек (жнёт серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи в комбайне) и т.д. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.

Игра “Поиск способов применения предмета”. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 5.

Цель: учить чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, развивать способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета; учить точно выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли, развивать речь детей.

Игра “Учимся формулировать определения”. Называется всем знакомый предмет, например: дырка, шкаф, стул и т.д. Инструкция: дать предмету наиболее точное определение, которое обязательно включало бы все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, то есть любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Игра “Учимся выражать мысли другими словами”. Детям предлагается несложная фраза: “Нынешняя зима будет очень холодной”. Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов новых предложений.

Занятие 6.

Цель: развивать способность выражать суть текста одной фразой, развивать память, учить логически мыслить; формировать чёткость мышления.

Игра “Перечень заглавий к рассказу”. Берётся небольшой рассказ или сообщение. Надо подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными. то есть по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра “Сокращение рассказа”. Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения, и в них - ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Занятие 7 .

Цель: учить при анализе явления выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Игра “Построение сообщений по алгоритму”. Участники игры договариваются, что рассказывая о каких-либо событиях, предлагаемых взрослым или выбранных ими самими, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:

факт (что произошло?)

сопутствующее событие

аналоги и сравнения

последствия

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла. Мы рекомендуем составлять сказки.

Именно в таких, на первый взгляд казалось бы простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

Каждая игра обязательно проводится по нескольку раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3 - 4 игры, как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать детей к подбору игрового материала.

Игры проводятся в последовательности, отражающей их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы - по возрастанию их сложности.

Приведённый комплекс игр при необходимости может быть дополнен другими играми, а описанные игры могут быть модифицированы в зависимости от конкретной ситуации их проведения. Активность заметно возрастает и развивающий эффект увеличивается в том случае, когда дети привлекаются к самостоятельному подбору и заготовке игровых заданий, и ведущий всячески стимулирует детей к внесению предложений по изменению и совершенствованию процедуры проведения игр. Наблюдения показывают, что описанный комплекс игр оказывает положительное влияние не только на творческие способности детей, но и в ряде случаев на их эмоциональные качества.

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

3. «Кто летает?»

Максаты: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

(с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

6 .

Максаты: перечислить как можно больше способов применения предмета.

Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

Задания:

1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..

2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой , искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками;

тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов".

Для сравнения даем пары слов:

муха и бабочка;

дом и избушка;

стол и стулья;

книга и тетрадь;

вода и молоко;

топор и молоток;

пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем

они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?

По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.

10.«Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу,

те, кто живет в жарких странах.

3). Из набора карточек выбрать то,

а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.

4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.

5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.

6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

12. Игра .

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать :

металлические предметы,

съедобные,

тяжелые,

мягкие,

белые,

круглые,

длинные,

деревянные,

маленькие,

прямоугольные,

которые можно повесить за нитку.

13. Дома работа по классификации :

разобрать покупки (рассортировать);

что нужно положить в холодильник?

что нужно положить в морозилку?

что положить на полочку в ванной?

куда положить стиральный порошок?

куда крупу?

стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

14. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15. «Классификация геометрических фигур» ( цвет, форма, величина).

16. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

17. «Большой - маленький».

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

18. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

19. «Обобщение-исключение».

1). Поиск лишней картинки

2). Последовательность работы:

Ø «3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1. Стол, стул, кровать, чайник.

2. Лошадь, собака, кошка, щука.

3. Елка, береза, дуб, земляника.

4. Огурец, репа, морковь, заяц,

5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель

6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

7. Волк, лиса, медведь, кошка.

8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.

9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход.

11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

20. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

21. «Овощи - фрукты »

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

22. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23.«Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24.«Отвечай одним словом».

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).

2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

26.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).

2. Зверей.

3. Домашних животных.

4. Наземный транспорт.

5. Воздушный транспорт.

6. Водный транспорт.

7. Фрукты.

8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

27.Анализ-синтез

2. «Где ошибка Буратино».

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

3. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру» .

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..

5. «Ну - ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

6. «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».

7. «Найди общие признаки у предметов».

«Рыбка и лодочка - плавают».

8. «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)

9. «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета ».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?

3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.Подбор слов по аналогии

1)корова-теленок

курица-( цыпленок)

кошка-( котенок)

2) ночь – луна

день-( солнце)

3)снег- лыжи

лед -(коньки)

4) начало – конец

день –( ночь)

5)морковь-огород

яблоко-( сад)

6) футбол - мяч

хоккей – ( шайба)

7)заяц-кролик

рысь-( кошка)

8) пароход –море

самолет – ( небо)

9)зима- холодно

лето-( тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

30.Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

1. Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?

2. Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?

3. Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31.Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого

самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

1). Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2). Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?

3). Костя выше Пети. Кто ниже?

4). Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5). Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)

7). Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

«Бывает - не бывает »

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок

должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

1. Папа ушел на работу.

2. Поезд летит по небу.

3. Кошка хочет есть.

4. Человек вьет гнездо.

5. Почтальон принес письмо.

6. Зайчик пошел в школу.

7. Яблоко соленое.

8. Бегемот залез на дерево.

9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять.

11.Туфли стеклянные

|12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка.

33.Понятийное .

«Закончи предложение»

1. Лимоны кислые, а сахар...

2. Собака лает, а кошка...

3. Ночью темно, а днем....

4. Трава зеленая, а небо...

5. Зимой холодно, а летом....

6. Ты ешь ртом, а слушаешь...

7. Утром мы завтракаем, а днем...

8. Птица летает, а змея...

9. Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь...

11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше:

цыпленок - яйцом;

лошадь - жеребенком;

корова- теленком;

дуб -желудем;

рыба -икринкой;

яблоня - семечком;

лягушка -головастиком;

бабочка - гусеницей;

хлеб -мукой;

птица -птенцом;

овца -ягненком;

шкаф -доской;

велосипед -железом;

рубашка -тканью;

ботинки -кожей;

дом -кирпичом;

сильный -слабый;

мастер -ученик;

листок -почкой;

собака -щенком;

шуба -мехом;

козел -козленком.

35. и фантазия.

1). Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2). Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

«гусь» - «дерево »

- «взлететь». Гусь взлетел на дерево.

- «вырезать» . Из дерева вырезали гуся.

- «спрятался». Гусь спрятался за дерево.

- «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

1. Почему вода в холодильнике замерзает?

2. Почему зимой включают отопление?

3. Для чего нужны печки и плиты?

4. Откуда мы узнаем, сколько время?

5. Зачем нам книги?

6. Что делают ножницами?

7. Что (кто) может летать?

Картотека игр по развитию креативного мышления у детей дошкольного возраста.

1. «Описываем различные свойства предметов».

2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

3. «Кто летает?»

4. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

6 . Знакомство со способами применения или использования предметов.

7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

8. «Ищем различные свойства предметов».

9. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой ,

2). "Сравнение слов".

3). Сравнение предметов.

10.«Классификация»

11. Классификация по знаемым признакам

12. Игра.

13. Дома работа по классификации:

14. «Слово на ладошке»

15. «Классификация геометрических фигур»

16. «Найди предметы такого же цвета».

17. «Большой - маленький».

18. «Форма».

19. «Обобщение-исключение».

НАБОРЫ СЛОВ:

20. «Нужно - не нужно»

21. «Овощи - фрукты»

22. «Назови одним словом».

23.«Живое - неживое»

24.«Отвечай одним словом».

25. «Назови три предмета».

26.«Поезд»

26.«Назови слова»

27.Анализ-синтез

1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».

2. «Где ошибка Буратино».

3. Логические квадраты

4. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. 5. «Ну - ка, отгадай».

6. «Найди предметы».

7. «Найди общие признаки у предметов».

8. «Узнай по описанию, что это?»

9. «Загадки».

10. «Описание предмета».

28.Затрудненные ситуации.

29.Подбор слов по аналогии

30.Выведение:

31.Сериация.

32.Критичность познавательной деятельности.

«Бывает - не бывает»

33.Понятийное .

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

2). «Кем (чем) был?»

35. и фантазия.

36.Вопросы для развития мышления.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 350

Подготовил:

Халиулина С.В., воспитатель

первой квалификационной

Челябинск, 2013

Библиографический список…………………………………………………28

1.Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).
«Несуществующая рыба» .

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» .

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» .

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь : пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь : белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь : цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь : фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь : видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2.Игры на развитие творческого мышления детей

6 -7 лет

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы».

Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее - другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное - не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек».

Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш».

Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10- 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза».

Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо?»

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета - это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Камушки (игра на развитие воображения)

Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего - вода).
На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы.
Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.

Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.

А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку

Поможем художнику

(игра на развитие умения творчески воображать ситуацию)

Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры.

Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты.

Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним.

После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится.

Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается.

Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.

А вот ребят-«всезнаек» эта игра может приучить прислушиваться к мнению других. С такими детьми можно вместе обсуждать разные варианты решения, выбирая, чей лучше. Какой бантик больше подойдет к голубым глазам девочки, коричневый или голубой? Какого цвета будут у нее туфельки? И это тоже школа умения договариваться, а не просто упрямо стоять на своём.

Важно, чтобы вы вместе создавали детальный рисунок, чтобы история, сочиняемая про него ребёнком, включала в себя некоторые неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как это часто делают дети: «Это девочка Лена. Она идет гулять. Погуляет, покушает и ляжет спать». Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Лена, идет и встречает говорящего котенка…». Но при этом помогите малышу не забредать слишком далеко в дебри фантазии, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю, и уж, конечно, с опорой на ваше совместное произведение.

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?