Занятия по окружающему миру. Внеурочное занятие по окружающему миру для начальной школы. Методы и приемы

23.04.2019

Внеурочное занятие по окружающему миру "Что на болоте растет? 3 класс

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара
Описание Данный материал можно использовать для проведения внеурочной деятельности по курсу "Окружающий мир" в начальной школе и в среднем звене.
Цель Формирование новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений.Расширение объема интереса к природе, формирование бережного отношения к природе.
Задачи: Расширить объем интереса к природе,формировать бережное отношение к природе.
Дать представление учащимся о структуре природных комплексов(экосистем), о функционировании отдельных комплексов.
Углубить изучение учебной программы.
Воспитывать нравственную культуру.

Ход занятия


1.Организационный момент
Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. И дорогу мы с собой возьмем хорошее настроениеи желание узнать что-то новенькое.
2.Сообщение темы занятия
Чтобы узнать тему нашего путешествия, отгадайте загадку. Куда мы сегодня попадем?
Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (болото)
Действительно, это болото.
Работа с новой темой
1 Ученик
С древних времен люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, кикиморы - всякие придуманные в сказках существа.И трясины, бездонные топи, грозившие засосать без следа и пешего и конного. Болота пугали своей тишиной и неподвижностью.Все застыло.
2 Ученик
Люди старались поселиться подальше от болот, от "гнилых" мест, где чаще простужались и болели. Болота обходили стороной.
3 Ученик
Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться.Они отбросили ложный страх и перестали верить в "нечистую силу". И болота открыли человеку свои тайны.


1Ученик
Топкое место. Кочки да трясины. Редкие кустарнички... Камышовые заросли... Болото... Откуда оно взялось?
2 Ученик
Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались всё больше и закрывали воду.Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. Заросли становились все гуще и гуще. И вот на дне стал образовываться толстый слой из стеблей листьев, трав. Это дно засосет любого.
3 Ученик
Больше всего на болоте мхов.


Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше - зеленей.
Нужна коль будет вата,
Нарви его скорей.
1 Ученик
Самый распространенный среди мхов - сфагновый.

Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков, похожих на мотки растрёпанных суровых ниток. Мох растёт, нижние стебельки у него всё время отмирают, накапливаются, на них наслаиваются новые.
Получается пружинящий матрас.


Учитель
Сфагновый мох обладает замечательным свойством- он поглащает и удерживает в себе очень много воды. В переводе с греческого "сфагнос" означает "губка".
Мох греет хорошо. Часто птицы вплетают сухие стебельки мха в гнездо- птенцам тепло и уютно. Звери, барсук или лиса, делают в норе подстилку из мха.



Люди издавна конопатили сфагновым мхом избы, забивали щели между брёвнами. Даже в самые лютые морозы и при сильном ветре в избе было тепло.
1 Ученик
Растут на болоте ягодные кустарники.Особенно много клюквы.


Клюква- растение вечнозеленое.В начале лета по зелёному ковру болот тут и там разбросаны яркие розовые цветки клюквы. Осенью в деревнях целыми семьями идут за клюквой- запасают ее на долгую зиму. Полезна и вкусна ягода.
2 Ученик
Рядом с клюквой растет голубика.


Ягоды у нее и впрямь голубого, почти синего цвета. Кустики голубики повыше клюквы.
3 Ученик
А вот среди зеленых листочков выглядывают круглые ярко-красные ягоды. Это брусника.


В северных деревнях бруснику мочат и запасают на зиму бочками.
3 Ученик
И морошка- болотная ягода. Нежная, с тонким вкусом.


Бывает, сплошными коврами она устилает болотные кочки.
Учитель
Воздух на болоте особенный. Голова иногда разболеться может. Это всё от запаха багульника.Его запах ни с чем не спутаешь.


1 Ученик
Другой болотный кустарник - вереск.


Лиловые мелкие цветки вереска сладко пахнут нектаром, на них прилетают пчелы, а потом готовят тёмный вересковый мёд.
2 Ученик
Еще одно болотное растение- аир.


Его называют "фиалковым корнем".Запах от корней такой же как и от фиалки. Его корневища используют люди:добывают пахучие масла, готовят в сахаре,как цукаты., отваром моют голову, порошком из аира посыпают раны.
3 Ученик
В аптеках продают настойку из валерианы, которая успокаивает человека и дает ему хороший сон. Растение это растет на болоте.


Многие другие растения растут на болотах, и почти каждое из них приносит пользу.
Физминутка
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки.
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались,
Лапками потопали,
Глазками похлопали.
Вот здоровья в чем секрет!
Все друзьям физкульт-привет!
Закрепление материала
Учитель:
А теперь предлагаем вам отгадать загадки о растениях болота.
Я -болотное растение
Конопатят мною стены (Мох)

Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках,
Синяя у всех туника...
Ищем что мы....(Голубику)

Не в саду, а на болоте
Круглая как пуговка,
Красненькая (клюковка)

На болоте уродилась
В мягкой травке притаилась.
Жёлтенькая брошка-
Ягодка....(Морошка)

Она ведь севера царица,
Вкусна, красна, ну просто класс,
Зимой холодной пригодится,
Баланс веществ поддержит в нас. (Брусника)

На пустошах болот
Кустарник тот цветёт.
Дает он знаменитый эль
И легендарный мед.(Вереск)

"Кошачья травка"-
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Заключительная часть. Рефлексия
Итак,мы завершаем наше занятие.
Где мы сегодня побывали? С какими растениями болота вы познакомились?Теперь вы сможете не только рассказать о растениях болот, но и знать о том, что это лекарственные растения, которые люди использовали с давних времен. Вы постарались, и теперь предлагаю попробовать чай с вареньем из этих ягод(с брусникой, голубикой, клюквой).

Программное содержание:

Закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;

Учить детей правилам безопасного поведения;

Развивать внимание, память, мышление, воображение;

Материалы используемые на занятии:

Зеркало, муляжи продуктов питания, картинки «предметов гигиены», модули, картинки «смешариков», воздушные шарики, корзины (3 шт.), картинка солнышка, ленточки по количеству детей, мультимедиа, магнитофон.

Ход открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы отправиться в волшебное путешествие. Посмотрите, сколько у нас гостей. А давайте мы с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали друг другу и гостям здоровья, а гости пожелали нам здоровья.

Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в царство «Здоровье». (играет музыка)

Чтоб в путь со мной оправиться, не нужен транспорт нам.

Зеркальце волшебное нас не подведёт

В царство Здоровье нас быстро донесёт.

Для того, чтобы попасть в волшебное царство надо посмотреть в волшебное зеркало и ему улыбнуться. (дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель:

Вот мы и попали в царство «Здоровье» и очутились на первой полянке «Здоровое питание».

Тридцать два весёлых зуба,

Уцепившись друг за друга

Вверх и вниз несутся в спешке,

Хлеб грызут, грызут орешки.

Ребята, улыбнитесь друг другу и посмотрите, много у вас зубов? Какие вы красивые, когда улыбаетесь.

Воспитатель: Посмотрите, на этой полянке два зуба. Какой это зуб? (показывает веселый зуб)

Дети: Веселый.

Воспитатель: Почему он веселый?

Дети: Он белый, здоровый.

Воспитатель: Какой это зуб? А почему он грустный? (показывает грустный зуб)

Дети: У него дырочка, он болеет, у него кариес.

Воспитатель: для того, чтобы быть здоровым нужно правильно питаться. Я думаю, что вы знаете какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья. Назовите полезные для здоровья продукты, назовите вредные для здоровья продукты. Сейчас предлагаю вам поиграть в игру: «Полезные и вредные продукты » (дети раскладывают муляжи продуктов питания в две корзины).

Молодцы, я вижу, вы много знаете о здоровом питании.

Воспитатель: А сейчас послушайте волшебные загадки, которые перенесут нас на следующую поляну «Правила безопасного поведения ».

Загадки об опасных предметах:

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоко и масло.

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть, как костёр.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

У него полно забот:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый,

Он и режет и стрижёт.

(ножницы)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд,

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на поляне «Правила безопасного поведения». А на этой поляне живут Смешарики, грустный и весёлый, которые хотят поиграть с вами в игру «Полезные и вредные советы». Я буду задавать вам вопросы, и если вы согласны, то поднимаете Смешарика, который улыбается, а если не согласны, то Смешарика, который грустит.

Игра Полезные и вредные советы

Сидя за столом размахивать ножом и вилкой;

Разговаривать, не прожевав пищу;

Пользоваться салфеткой во время еды;

Брать в рот кнопки, скрепки, иголки;

Играть со спичками;

Закаляться;

Открывать дверь незнакомому человеку;

Брать лекарства без разрешения взрослых;

Выполнять режим дня;

Включать электроприборы без разрешения взрослых;

Становиться на подоконник и высовываться из окна.

Молодцы, не ошибались и правильно отвечали. Ну что ж пора отправляться на следующую полянку.

Воспитатель:

Мы зарядку очень любим –

Каждый хочет быть здоров!

Нам зарядка помогает

Реже видеть докторов.

А сейчас мы с вами очутились на спортивной полянке, где сделаем физминутку.

Делаем физминутка (под музыку)

Воспитатель: А эта полянка волшебная и живёт на ней фея «Доброты», которая превращает маленьких детей в волшебников. Станьте в круг, дайте друг другу ручки, закройте глазки. Сейчас вы станете маленькими волшебниками (звучит волшебная музыка). Откройте глазки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Подарите друг другу тепло ваших рук. Почувствуйте, как вместе с теплом ладошек к вам приходят самые добрые чувства. А сейчас станьте парами и возьмитесь за руки.

Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой;

Подарите друг другу добрый взгляд;

Подарите друг другу доброе рукопожатие;

Давайте согреем свои ладошки тёплым дыханием и подарим наше тепло друг другу.

От вашего добра, вашей теплоты на полянке засветило яркое солнышко. Каждый из вас – это лучик солнышка. Давайте сядем, возьмём лучик и согреем друг друга тёплыми словами. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. (дети сидят на коленках, в руках лучики, сказав ласковое слово прикладывают лучик к солнышку)

Воспитатель: А сейчас послушайте сказку, которая перенесёт нас на полянку, где живёт фея «Чистоты».

Сказка про чистоту.

Воспитатель: Я думаю, что все вы любите мыться, купаться, а сейчас давайте построим дворец для Солнцелученьки, чтобы она к нам иногда прилетала и проверяла все ли любят чистоту.

Игра «Замок для Солнцелученьки»

(дети из модулей, на которых изображены предметы гигиены, строят домик, беря модуль, объясняют для чего нужен, тот или иной предмет гигиены).

Какой красивый получился замок, и я, думаю, что Солнцелученьке он очень понравится.

Воспитатель: На этом наше путешествие по царству «Здоровье» закончилось.

Мы научились быть здоровыми,

А советы дадим вам не новые:

Не делайте вреда никогда никому.

Кушайте полезную только еду.

Мойте с мылом руки и ноги.

Забудьте об игре на дороге!

Делайте зарядку, тепло одевайтесь,

Холодной водой по утрам обливайтесь.

Будьте осторожны ночью и днём.

Никогда не играйте с огнём!

Дороже здоровья нет ничего.

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье все берегут

Дома, на улице, в детском саду.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с царством «Здоровье», а нам пора возвращаться в детский сад.

Чтоб в детский сад вернуться, не нужен транспорт нам.

За светлую улыбку я зеркальце вам дам.

Зеркальце волшебное нас не подведет.

В детский сад нас быстро донесёт.

(дети смотрят в зеркало и улыбаются)

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в царство «Здоровье»? А что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? (ответы детей)

И мне очень понравилось путешествовать с вами. Я приготовила вам сюрприз. Это воздушные шарики. (раздаю шарики).

Цель НОД:

Создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире.

Задачи:

С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний об окружающем мире;

Обобщать и расширять знания детей о водных ресурсах нашей планеты; его обитателях;

Закреплять и обобщать правила экологически грамотного поведения человека в природе

Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творчество, воображение; воспитывать любовь, бережное отношение к природе;

Закреплять технические навыки рисования веревочкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» с.СТАРОЕ ЕРМАКОВО ГБОУ СОШ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

КАМЫШЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕМА

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

«МОРЕ В ОПАСНОСТИ».

Воспитатель: Амирова С.Р.

2012г.

Цель НОД:

Задачи:

Предварительная работа:

Образовательные области: познание, коммуникация.

Передо мной были поставлены следующие цели и задачи

Цель НОД:

Создание условий для формирования знаний детей об окружающем мире.

Задачи:

С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний об окружающем мире;

Обобщать и расширять знания детей о водных ресурсах нашей планеты; его обитателях;

Закреплять и обобщать правила экологически грамотного поведения человека в природе

Развивать у детей любознательность, познавательный интерес, память, речь, творчество, воображение; воспитывать любовь, бережное отношение к природе;

Закреплять технические навыки рисования веревочкой.

Предварительная работа:

Был составлен план тематической недели. Проведена тематическая неделя: «Морские тайны», беседа: «Моря бывают разные», НОД по ознакомлению с природным окружением.

Образовательная область : познание, коммуникация.

Я считаю, что поставленных целей и задач добилась.

Ход НОД

Воспитатель:

Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте еще раз поздороваемся с ними.(здороваются).

В: Ребята, станем дружно вместе в круг. (Дети встают в круг).

Я твой друг и ты мой друг(Каждый ребенок сначала на себя. Затем на товарища).

Дружно за руки возьмемся(дети берутся за руки).

И друг другу улыбнемся.

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

(дети садятся на стульчики).

Дети, сегодня мы поговорим о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живем, называется Земля. Наша планета- это огромный и преогромный шар. Она очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторе космического корабля. Такой сверкающий голубой шар!.(воспитатель обводит глобус).

Почему нашу планету называют голубой?(Потому что на планете Земля больше воды, чем суши).

Вот это голубая часть планеты- это что?(моря, океаны).

А какая там вода?(соленая).

Ее пить можно?(нельзя).

Вот посмотрите, а где суша, что за голубые ленточки?(это реки).

А вода там соленая?(нет).

Правильно, вода там пресная.

Давайте проведем эксперимент.

Представьте, что в этой баночке собрана вся соленая вода нашей планеты(полная банка).

А вот здесь вся пресная нашей планеты. Такой воды очень мало, всего одна капелька. Поэтому ее нужно беречь.

Ребята, мы тоже живем на берегу небольшой речки. Как называется наша речка?(Сок).

А куда впадает Сок(в Волгу).

А Волга куда впадает.(в море).

Волга начинается с маленького ручейка, течет издалека и впадает в Каспийское море.

Ребятки, давайте мы вспомним все, что мы знаем о речных и морских обитателях. Рыбки живут и в море и в реке. Давайте мы с вами превратимся в рыбок и поиграем, встаньте посвободнее.

Физминутка.

Рыбы весело резвятся, в чистой тепленькой воде(произвольно машут руками).

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке(присели, подогнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками).

Отдохнули, а теперь займите свои места.

Ребятки, скажите пожалуйста, а рыба- живое существо?(да).

Почему вы так думаете?(она дышит, ест, растет).

А дышат они чем?(жабрами).

Давайте вспомним, какие рыбы обитают в реках.

Посмотрим слайды с изображением морских и речных обитателях.

Мы много говорили о рыбках, которые живут в реках.

Слайд 1.(Сом).

Что интересного вы знаете об этой рыбе?

Ребенок: Это сом- она очень большая и самая крупная речная рыба, вырастает до огромных размеров. И у них есть длинные усы.

Да, правильно ребята – это самая крупная речная рыба. Она вырастает до 5ти метров в длину и набирает вес до 300кг. Может они выросли бы и больше, если бы их не ловили рыбаки.

Слайд 2.(Щука).

А Это что за рыба? И что вы можете рассказать о ней?

Ребенок: Щука – это рыба хищник, потому что она питается другими рыбами, у нее острые зубки и она очень хитрая.

Воспитатель: Да, это щука речная, зеленая хищница.

Слайд 3. (Осетр)

А это рыба осетр – у этой рыбки очень вкусная икра, этих рыб осталось очень мало, потому что их много ловят. Так как осетров осталось мало, приняли Закон, ограничивающий улов. Чтобы жизнь этих рыб была безопасной, их занесли в Красную книгу.

Слайд 4. (Рак).

Ребенок: Это раки. Они не плывут, а ходят задом наперед, и у них есть клещни. Раков еще называют мусорщиками, они очищают дно реки.

Воспитатель: Да, многообразен мир рыб, живущих в речках. Для рыб водоем родной дом. Людям нужно сохранять речной дом в чистоте и порядке, а его обитателей нужно охранять, а рыбные богатства надо беречь.

Ребята, а чтобы вода в реках была чистая, чего нельзя делать?

Слайд 5.(Загрязненный водоем).

(Нельзя бросать банки, склянки и другой мусор).

Да, когда мы приходим к реке, нам нужно соблюдать правила поведения:

Не сорить, не кричать, уважать хозяев речного дома.

Физминутка.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть(глубокий вдох и выдох)

Прочь прогоним лень и скуку(одна рука вверх, другая вниз).

Разомнем сначала руки(резким движением поменять руки

Покрутили головой(в одну и другую сторону)

И усталость вся долой!

Ребята, а сейчас давайте вспомним морских обитателей.

Слайд 6. (Дельфины).

А кто нам расскажет о дельфинах?

Ребенок: Дельфин – это не рыба, а морское животное, выкармливает своих детей молоком, и они питаются рыбами.

Воспитатель : Я вам расскажу одну красивую легенду о дельфинах. Дельфины – это ушедшие когда-то в море люди, а потому между людьми и дельфинами много общего. Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды.

Однажды, когда корабль потерпел крушение, в воде оказалось много людей. Им на выручку быстро приплыли дельфины. Они плавали вокруг и отгоняли от людей голодных акул, пока не подоспел спасательный корабль. Дельфины легко приучаются человеком, выполняют различные цирковые трюки. У дельфинов есть собственный язык общения. Друг с другом они «разговаривают», издавая посвистывания и отщелкивания.

Слайд 7.

Прозрачная медуза

Тихонечко плывет.

К медузе прикоснешься –

Как током обожжет!

Она опасна для человека, его еще называют морской осой.

Слайд 8.

Это акула(акулы – сильные хищники, их называют еще морскими волками. У них много острых зубов. Они быстро плавают, питаются рыбой.

Музыка. Слайд 9.

Ребята, а теперь немножко отдохнем. Закройте глазки и представьте себе, что вы сидите на берегу моря.

Музыка.

Глазки не открываем

Какими вы представляете море?(спокойным, красивым, голубым, оно синее – зеленого цвета, сверкает, искрится на солнышке).

Слайд 10.

А вот здесь ветерок заигрывает с морем, по нему бегут волны – барашки.

Слайд 11.

Но море не всегда такое спокойное и красивое, оно бывает опасным и страшным.

Ребенок: А я вот тоже по телевизору видела такое сердитое море. Волны так шумели, там даже корабли тонули.

Воспитатель:

Да ребята, когда сильный ветер с дождем, то бывает шторм. Громадные волны сметают на своем пути все. Как вы заметили, даже большие корабли часто тонут во время шторма. Вот послушайте историю « Нефть в море», которая случилась во время шторма. Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударили по воде с непривычным глухим плеском и от моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой и черной пленкой.

Настало страшное время и для жителей прибрежных городков и для обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились в воду, не подозревая об опасности и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам – ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.

Потом настала очередь мелководных ракушек – мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше. Так из-за гибели одного – единственного корабля, побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти. Эта катастрофа еще заставила людей задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить. Вот такая страшная произошла экологическая катастрофа.

Ребята, чтобы узнать какая она нефть, мы с вами отправимся в лабораторию профессора «Водичкина».

Давайте ребята, вернемся обратно.

Сегодня мы с вами говорили о том, как в море произошла катастрофа и нефть вылилась в воду. Как мы назвали эту катастрофу(экологическая). По разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу мусор. Так вот, дети запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе, и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Планета наш – общий дом

И много лет мы в нем живем.

Но, как известно всем кругом,

Должны беречь мы этот дом!

Возьмите стульчики и займите свои места за столами.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие волшебной веревочки. Летела «Веревочка» высоко в небе. Внизу она увидела озеро и опустилась на берег. Кругом было очень красиво. В воде, переливаясь на солнышке, плескались рыбки. «Вот бы и мне стать рыбкой!» - подумала Веревочка.

«На дне озера, наверное, очень интересно!»- спросила она у рыбок. Но они не умели разговаривать и, ничего не ответив скрылись в воде. И наша «Веревочка» решила стать рыбкой сама.

(Объяснение и показ поэтапной работы над рисунком из веревочки).

Анализ детских работ и итог НОД.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Солнышко» с.Старое Ермаково Камышлинского района Самарской области

Конспект занятия к районному семинару руководителей и педагогов по аппликации в старшей группе на тему: «Птица счастья».

Выполнила воспитатель

Амирова С.Р.

с. Старое Ермаково, 2011 г.

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.

Задачи:

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.

На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.

1.Продолжить знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания

Силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.

2.Развивать зрительный контроль действия рук.

3.Дать возможность каждому ребенку проявить самостоятельность в выборе.

4.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материал и оборудование:

Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки»Жар-птица и Василиса-царевна», П.П.Ершова Конек- Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, токрыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют- сказочные птицы.

Чем отличаются сказочные птицы от обычных?

А что у них общего?

Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей)

На нашей поляне много птиц, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей)

Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».

(Дети проходят и садятся за столы)

Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т.д.) Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста- его мы сделаем потом.

Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезания)

Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо- это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.

Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.

Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы- это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание, форма перьев и украшение птицы- все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет. (самостоятельная творческая деятельность детей).

Организация выставки.

Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

(рассматривание и анализ детских работ).

Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме- все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам,

Пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким-

Когда ты счастлив сам,

Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем!


Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром

Тема: Путешествие по весеннему лесу

Цель: дать представление об изменениях в жизни диких животных весной.

Задачи:

Закрепить знания о признаках весны;

Расширить словарный запас за счёт существительных-названий

детёнышей животных, профессий людей (егерь);

Учить отвечать на вопросы полными ответами;

Развивать логическое мышление через отгадывание загадок;

Развивать слуховое и зрительное внимание, память;

Заложить основы экологического воспитания.

Оборудование: презентация к уроку, природоохранные знаки, корзина с «угощением» для зверушек, разрезные картинки.

Ход занятия.

    I. Эмоциональный настрой

Учитель: Я хочу подарить вам свою улыбку! Улыбнёмся друг другу. Введение в тему занятия

Учитель:

Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в школу, то на улице заметила следы! Но вот я никак не пойму, кто же их оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

Кто прошел так тихо-тихо

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

    II. Беседа о весне.

Так вот, кто следы оставил! Расскажите, какие следы весна оставляет на улице?

Без чего не может наступить весна? (без солнышка)

Но ведь зимой тоже светит солнышко.

Расскажите, какое солнышко вы любите?

IV. Упражнение на релаксацию.

Учитель: А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.

Наше солнышко взошло,

Стало здесь нам всем тепло.

Солнышко греет нам щёчки,

носик, подбородок, ладошки.

Вы чувствуете?
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.

Как вы думаете, от кого?

А хотите узнать? Помогите открыть конверт. (Дети помогают учителю открыть конверт. В конверте приглашение в гости от зверей).

Учитель: Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес.

Как вы думаете, на чём лучше всего путешествовать по лесу?

Дети предлагают разные варианты, а учитель старается выбрать самый приемлемый способ. Например, ребёнок предлагает отправиться в путешествие на поезде, учитель с учениками приходят к выводу, что колёса громко стучат, они распугают всех животных. На самолёте мы тоже ничего не увидим, так как он быстро летит. И так далее. В конце концов дети приходят к выводу, что лучше всего путешествовать по лесу пешком.

    Физкультминутка «По дорожке к лесу»
    (Дети выполняют движения за учителем)

Шагаем

Перепрыгиваем через ручеёк

Ходьба по камешкам

Подлезание под веточками

    IV. Повторение правил поведения в лесу.

На экране появляется маленькая картинка леса .

Учитель: Ребята, а лес нас не хочет пускать к себе. Он боится, что мы потревожим его жителей. А давайте-ка расскажем ему о том, как надо вести себя в лесу.

Сделайте шаг вперёд (на полу картинки с природоохранительными знаками. Дети берут по одной картинке и объясняют, почему надо ходить в лесу по дорожкам, почему нельзя подходить близко к гнёздам и т.д.)

А теперь посмотрим на экран, впустит нас лес?

(Открывается картинка лесной поляны, звучат голоса птиц)

- Как дышится в лесу? (легко, там чистый воздух)

- Чем пахнет в лесу? (травой, грибами, цветами……)

- А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать?

1. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт .(лиса)
2. Чьи это следы на экране? Картинка на экране(заячьи )

3. Чей это голос? Звучит голос волка ( волчий )

4. А чьи это запасы? На экране шишки, грибы, жёлуди )

VI. Работа в группах

Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)

( На экране все животные, о которых загадывались загадки и составлялись картинки)

А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?

VII. Показ презентации «Дикие животные весной»

Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.

Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.

Из животной пищи ест насекомых, раков, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.

В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.

Учитель: А какие ещё животные просыпаются весной?

Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, сверчками, тараканами, разными жуками.

Они поедают также дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.

Весной ежиха выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком.

Учитель: Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?

Теперь мы с вами поговорим о белке.

Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку. А кто знает, чем питается белка?

Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?

Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?

Да, заяц-беляк меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.

Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.

Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство.

А как называются детки у лисы?

И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери, она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.

Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.

VIII. Закрепление.

1. Игра «Правда-неправда»

(Учитель произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладошки. Если не согласны, то топают ногами)

- Весной животные линяют.

- Зайчата рождаются слепыми и голыми.

- У белки и зайца меняется окраска шерсти.

- Многие животные весной выводят потомство.

- Ежи весной впадают в спячку.

- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.

2. Угадай, чей домик?

А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)

А какое у вас мнение насчёт того, как мы должны обращаться с животными?

В лесу есть люди, которые заботятся о лесе и следят за порядком. Их называют егерями. ЕГЕРЬ – это человек в охотничьем хозяйстве России. Он и сам охотник, а также помогает другим охотникам-любителям. Но главная его работа – это охрана леса и его обитателей. Он следит за тем, чтобы люди соблюдают правила поведения в лесу, а также закон об охоте. Весной у него особенно много работы. Он следит за тем, чтобы люди не охотились на животных, так как охота весной запрещена. Ведь у многих животных появляется в это время потомство. Если убьют родителей, то погибнут и их детёныши. Да и шерсть в это время у них некрасивая, так как они линяют.

Учитель: Ребята, егерь прислал нам вот эту корзину.

Как вы думаете, это для кого угощение?

(Учитель показывает детям большую корзинку, в которой лежат молоко, кора дерева, грибы, орехи, мёд, мясо и др. Дети садятся вместе с учителем на ковёр, разбирают корзину и предлагают, какому зверю что отдать)

X. Подведение итогов:

Кого встречали в лесу?

Как их назвать одним словом? (звери )

Чем отличаются звери от других животных? (4 ноги, тело покрыто шерстью)

Подготовленные заранее дети читают стихи об охране животных.

А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных. А корзинку оставим зверюшкам. (Дети тихо на цыпочках покидают группу)

Задачи:

1. Закрепить знания о разных видах деревьев и кустарников, птицах, насекомых и зверях. Показать их роль в жизни человека.

2. Развивать умение фантазировать, художественное творчество, память.

3. Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Предварительная работа:

Наблюдение в природе за птицами и насекомыми, рассматривание иллюстраций, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений. Загадывание и отгадывание загадок, разучивание пословиц, стихов.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: парк, деревья, цветы, план-карта. Раздаточный: листья, аппликация цветов.

Словарная работа:

Активный словарь: лекарственные растения, дерево, кустарник, трава, цветы, звери, птицы, насекомые.

Пассивный словарь: ярус, планета, мята, липа, ромашка, шиповник.

Образовательные области:

Социализация, познание, здоровье, безопасность, музыка, художественное творчество, труд, художественная литература, физкультура.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Лес – это зеленое богатство Родины. Лес – это красота, здоровье, радость и отдых. Ребята, сейчас мы пройдем по экологической тропе. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как должен человек охранять все живое. Пройдите! Посмотри

те! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

(Детям показывается план тропы, где отмечены остановки маршрута) .

Воспитатель: Природа дает человеку все необходимое для его жизни – пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою лю

бовь и защиту. Ребята, каждый из вас должен уметь вести себя в природе, а давайте вспомним эти правила поведения. (Ответы детей: передвигайся по тропинке в лесу и роще; не топчи зря поляну; не сори в лесу, на полянке, у реки; береги деревья от повреждений) .

Ребенок: Много леса – береги. Мало леса – не губи. Нет леса – посади!

Первая остановка «Молодой лес».

Воспитатель: Послушайте, как красиво говорит о лесе русский народ, какие пословицы и поговорки он сложил: «Лес – наше богатство», «Лес – это зеленый наряд Земли», «Рощи и леса всему свету краса». А какие пословицы и поговорки знаете вы? (Ответы детей) .

Воспитатель: Растения в природе располагаются ярусами: первый ярус – трава, второй – кустарники, третий – деревья. Человек использует растения для своей жизни. А как? Вы, знаете? (Они дают пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, а зимой спасают то холода) .

(Вдруг на поляне появляются Баба Яга и Леший, разводят костер, едят, разбрасывают мусор, громко кричат и уходят, оставляя после себя беспорядок. Появляется Лесовичок, вздыхая и охая:»Ох-ох-ох, что делается? »

Воспитатель: Что вы так громко вздыхаете, старичок Лесовичок? Что случилось?

Лесовичок: Расскажу я вам, друзья: о, мой лес, мой чудный лес, был высок он до небес, пели птицы до зари, заливались соловьи. Все это было, а теперь тут птицы не поют, только мусор да склянки кругом. Баба Яга и Леший решили весь лес извести: птиц распугать, зверей перебить, свои по

рядки в лесу установить.

Воспитатель: Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной поляне. (Дети вместе с воспитателем идут по маршруту, убирают мусор в корзины) .

Лесовичок: Спасибо! Вы, наверное, очень любите природу и заботитесь о ней.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Лесовичок: Молодцы, ребята. Мне пора идти. До свидания.

(Дети вместе с воспитателем идут по маршруту) .

Вторая остановка «Лесная музыка».

Воспитатель: Ребята, вслушайтесь. Что, вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Скажите, а птицы умеют разговаривать? Почему птицы по- ют песни? О чем они поют? Да, ребята, с помощью песен птицы передают друг другу различные сигналы. С помощью песен птицы передают и ра

достное настроение. Давайте, дети, присядем вот на эту полянку, и послу

Третья остановка «Лесная аптека».

Воспитатель: Ой, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуйте, доктор.

Доктор: Здравствуйте! Я, доктор Ромашкин.

Погода расплакалась – просто беда,

На небе - вода, под ногами – вода,

И хлюпает нос, и в горле першит,

Но доктор Ромашкин на помощь спешит.

Я разные травы для вас собирал.

Приду и скажу вам: «Дружок, не скучай,

А выпей целебный, душистый мой чай! »

Какие лекарственные растения вы знаете? (Дети называют) .

Доктор: Я принес вам чай, а сможете вы на цвет и вкус определить, из каких лекарственных растений он приготовлен?

(Дети пробуют чай и называют: мята, липа, ромашка, шиповник) .

Доктор: Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы все-таки простудитесь, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь сама природа позаботилась о вашем здоровье. До свидания!

Четвертая остановка «Лесная полянка».

Воспитатель: Вперед, ребята! Нас ждут новые открытия.

(Прилетает пчёлка) .

Пчелка: Ой, куда я попала?

Дети: В детский сад.

Пчелка: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, нарядные, опрятные.

Дети: Спасибо за добрые слова.

(Пчелка просит детей рассказать о пользе насекомых, пчел) .

Пчелка: Скажите, а можно меня и моих подружек брать в руки?

Дети: Нет. Пчелка может больно ужалить, и на помощь может позвать своих подружек и они сильнее ужалят. Насекомые очень маленькие, их можно раздавить.

Пчелка: Правильно, ребята, насекомых никогда нельзя брать в руки. А давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы» (Дети играют). Молодцы, ребята. Я так рада! Мне пора собирать нектар. До свидания.

Воспитатель: Неповторимая красота лесов–неиссякаемый источник творчества, здоровья и бодрости человека. Среди зеленых насаждений людям легче дышится, им не досаждает зной и пыль. Мы с радостью вдыхаем аромат цветов и трав.

(Дети читают стихи о цветах, исполняется танец цветов) .

Красная Шапочка (выходит) : Здравствуйте, дети! Здравствуйте, собаки, кошки, рыбки, птицы! Здравствуйте, деревья, травы, цветы! Здравствуй, солнышко!

(Навстречу Красной Шапочке идет волк, пряча за спиной букет) .

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка! Это тебе (протягивает ей цветы) .

Красная Шапочка: Ну, зачем, мне столько цветов?

Волк: Чтобы тебя порадовать!

Красная Шапочка: Если хочешь знать, Волк, я люблю живые цветы, которые растут на полянах и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить (прячет букет за спиной) .

Красная Шапочка: Ничего ты не понимаешь, Волк! У тебя нет сердца.

Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодишь! Что бы еще придумать, чтобы с ней подружиться? (Уходит) .

Красная Шапочка: Ребята! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни птицу. Заболеет лес или река и нам будет плохо! Не обижайте друг друга! Когда вы добры и вежливы, вы так похожи на утят, пушистых котят, прекрасных бабочек. Любите все живое! Я вам подарки принесла – цветы-аппликация. До свидания, ребята мне пора идти к бабушке. (Уходит) .

Воспитатель: И нам пора, ребята, идти в садик. Скажите, понравилось вам экскурсия в природу. Что нового вы узнали сегодня (Ответы детей) .

Конспект прогулки для детей раннего возраста «У цветочной клумбы»

Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов (астра, ноготки, учить детей любоваться ими, знакомить с понятием высокий, низкий.

Ход прогулки:

Дети выходят на улицу с воспитателем и подходят к клумбе с цветами, любуются ими, свободно высказываются. Воспитатель сначала узнаёт, какие цветы уже знакомы детям, затем говорит как называются эти цветы. "Красивая у нас клумба, большая. Мы идём вокруг неё, любуемся цветами"Воспитатель читает детям стихотворение про цветы.

Бывают осенью цветы

Так неприметны, так чисты,

Что их увидит только тот,

Кто, как дитя, в луга придёт,

Придёт, как маленький, опять

Им удивиться, их сорвать,

Собрать в невиданный букет,

Чтобы нести в ладонях свет,

Подобно ангелу, когда

В его руке горит звезда.

Посмотрите дети одни цветы низкие, другие высокие. А теперь давайте обойдём вокруг клумбы и покажем низкие и высокие цветы. На примере одного цветка предложить рассмотреть строение цветка. Дать понятие как стебель, листья. Предложить детям понюхать цветочки. После наблюдения за цветами предложить детям поиграть с осенними листьями. В конце прогулки можно срезать несколько цветов, сделать букет и поставить в группе.

Занятие по экологическому воспитанию «Я здоровье берегу»

Программное содержание.

Обучающие:

продолжать учить детей следить за своим здоровьем и укреплять его, соблюдать правила личной гигиены.

Продолжать учить детей находить предмет по заданным свойствам, используя блоки Дьенеша.

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, развивать творческие способности, воображение, слуховое и зрительное внимание, память.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к познавательным занятиям, воспитывать стремление оказывать помощь друзьям, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методы.

Создание игровой ситуации, беседа, использование художественного слова, технические средства, использование моделей-подсказок, подвижные игры, дидактические игры, экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование.

Игровые персонажи Крош и Лосяш, тарелка со снегом, микроскоп, компьютер, цветные карандаши, бумага, бумажные снежинки, карточки для дидактической игры «Если хочешь быть здоров», обручи, карточки для работы по блокам Дьенеша, муляжи овощей и фруктов.

Индивидуально-дифференцированный подход:

в дидактической игре: «Если хочешь быть здоров» предложить карточки детям со среднем уровнем, при работе с блоками Дьенеша - карточки детям с высоким уровнем развития.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, использование дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевая игра, экскурсии, экспериментальная работа.

Ход занятия.

Шум за дверью. Входят Крош и Лосяш, здороваются с детьми.

Лосяш: «А я говорю перестань облизывать варежки, снег грязный».

Крош: А я еще и в кармане снежок принес, про запас. Он же, такой вкусный.

Лосяш: Перед тем как возвращаться с прогулки всю одежду надо отряхнуть от снега, чтобы она была чистой и сухой. А снег есть нельзя, он грязный, там много микробов, можно простудиться и заболеть, вы, ребята, тоже так делаете?

Дети: Нет! Снег очень грязный, его кушать нельзя.

Воспитатель: Хотите посмотреть какой снег грязный. Давайте положим в тарелку принесенный вами снежок, он быстро растает.

Лосяш: Ой, сколько на дне грязи! И эту грязь ты, Крош, съел. Теперь у тебя в животе червяки заведутся.

Воспитатель: И не только, давайте посмотрим образовавшуюся воду под микроскопом.

Дети рассматривают под микроскопом капельки воды, видят много микробов. Изображение выводится на монитор «компьютера». Дети зарисовывают изображение на бумагу и дарят Лосяшу и Крошу.

Крош: А как же эти вирусы попадают на снег?

Дети: При разговоре, при кашле, при чихании, а при движении воздуха они поднимаются вверх и вдыхаются другими людьми.

Крош: А разве воздух движется?

Дети: Конечно.

Показывают опыт со «снежинкой». Дуют на «снежинку», она колышется. Дети встают в круг и проводят муз. игру «Карусель».

Крош: А я не хочу простужаться, а что для этого нужно сделать?

Воспитатель: Наши дети сейчас об этом расскажут.

Дети показывают карточки дидактической игры «Если хочешь быть здоров»

1. Отходи как можно дальше от человека, который чихает или кашляет.

2. Не обнимай и не целуй больного простудой.

3. Постарайся никогда не ходить с мокрыми ногами и во влажной одежде.

4. Если ты вспотел на прогулке, нужно скорее переодеться в сухую одежду.

5. Не накутывайся.

6. Употребляй в пищу как можно больше витаминов.

7. Сделай своевременно прививку от гриппа.

8. Закаляйся

Воспитатель: А я предлагаю пойти в магазин витаминов.

Воспитатель берет карточки-символы, которые обозначают цвет, форму, размер и рассматривают их вместе с детьми. Детям предлагается разложить фигуры так, чтобы внутри одного обруча были все синие и маленькие, а в другом - все большие и зеленые. Другой вариант: фигуры красные, круглые, большие и зеленые, маленькие, треугольные.

Загадываются загадки.

1. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (слива)

2. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

3. Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней. (помидора) .

Дети: Приглашают гостей в спортивный зал на экскурсию. В этом зале мы развиваемся, учимся быть ловкими, сильными, умелыми. И предлагают подвижную игру «Обезьянки и охотники». Участники делятся на 2 подгруппы, обезьянки забираются на спортивные лесенки, охотники остаются на «лужайке» и выполняют танцевальные движения: подскоки, боковой галоп, веревочка и т. д. и уходят. Обезьянки слезают с лестниц и должны точно повторить движения охотников. Охотники ловят обезьян.

Дети возвращаются в группу, приглашают на прогулку гостей покататься с горки.

Литература:

1. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва 2007г.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика» Учитель. Воронеж ТЦ 2010г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. » Учитель. Воронеж ТЦ 2010г.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Москва 2009г.

5. Мардоголимова С. Н. «ОРЗ» из сериала «Смешарики» ООО Издательство «Эксмо» 2007 г.

6. Роберт Ротенберг «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья. Москва «Физкультура и спорт» 1996г.

7. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры» Москва «Просвещение» 1988г.

.

Конспект занятия-прогулки

«Золотая осень»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с характерными признаками осени;

- формирование умения двигаться по кругу в хороводе, выполнять простейшие перестроения.

Развивающие:

- развитие умения рисовать предметы круглой формы, закрашивать их;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Ход занятия:

Предлагает послушать стихотворение об осени Плещеева «Осень наступила»:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Обращает внимание детей на то, что на участке, не смотря на листопад, почти нет опавших листьев. Отметить труд дворника. Предлагает подгруппе детей помочь опавшую листву на участке. Второй подгруппе детей предлагает навести порядок на веранде: убрать игрушки, подмести пол. Собирают листву, наводят порядок и чистоту на веранде.

Предлагает детям вспомнить какие овощи собирают на огороде, рассматривают иллюстрации овощей. Предлагает детям нарисовать овощи цветными мелками на асфальте. Несколько детей рисуют на асфальте мелками овощи.

Рассматривает вместе с детьми какие овощи нарисовали на асфальте. Хвалит детей, отмечает вместе с детьми, что лучше всего получилось. Предлагает детям поводить хоровод «Есть у нас огород». Вместе с воспитателем водят хоровод, придумывают движения, поют хороводную песню.

Ребята, а ведь не только люди собирают урожай. Звери тоже готовятся к зиме. Кто мне расскажет, как звери готовятся к зиме? Давайте поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору», какие правила этой игры? Дети проговаривают правила игры, выбирают с помощью считалки ведущего и играют в подвижную игру

Ребята, давайте с вами попрыгаем на одной ножке, поиграем в игру «По ровненькой дорожке на одной ножке»

Вместе с воспитателем и детьми играют в игру.

Предлагает детям выбрать себе занятие по душе. Организовывает с подгруппой детей сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин».

Проводит индивидуальную работу с …. – закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках; с …. – составлять небольшой рассказ о предмете.

Самостоятельная деятельность.

Организует уборку инвентаря, уход детей в группу.

Конспект занятия-прогулки

«Рассматривание осеннего дерева»

Задачи:

Образовательная: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья);

Развивающая: упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Ввести в активное пользование слова: дерево, ветки, листья, красивое, зеленые, желтые, оранжевые, толстый, тонкий.

Воспитательная: вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

Организация занятия: Предварительно выбираю отдельно стоящее дерево, к которому можно подойти со всех сторон.

Ход занятия:

Собираю детей вокруг себя и загадываю загадку:

Весной веселит,

Летом холодит.

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево).

- Правильно, дерево. Ребята, посмотрите, какое красивое дерево. Ребята, кто скажет мне, какие части есть у дерева? (Ствол, ветки).

- Какого цвета ствол у дерева?

- Правильно, ствол белого цвета. А кто знает, у какого дерева такой белый ствол с черными пятнышками? (Ответы 3-4 детей).

- Правильно ребята, это береза.

Подвожу детей к березе и читаю стихотворение:

Белая берёза косы распустила,

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

- Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березе. Она такая же кудрявая.

- Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

- Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

Наклонив ветку, даю возможность поближе рассмотреть листья, обращаю внимание на форму листьев.

- Какого цвета листья? (зеленые).

- Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые).

- Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

- Правильно, листочки у березы маленькие, но бывают и большие. Далее предлагаю детям найти под деревом зеленые, желтые, оранжевые листья. Прошу детей принести 2-3 маленьких и больших листа и рассказать о том, что они принесли.

- А теперь, кто мне скажет, где у дерева ствол? Правильно.

- А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева?

- А можно ли обхватить дерево руками? Попробуйте ребята. (детям предлагаю попробовать обхватить ствол березы).

- Почему пальчики нее достают друг друга? (потому что ствол у березки толстый).

- А теперь, посмотрим, можно ли обхватить веточку.

- Да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?

- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю детям обхватить веточки пальцами.

- А теперь давайте поиграем в игру. Дети встают вокруг дерева и делают соответствие словам движения:

Ветер дует нам в лицо (помахать в лицо руками)

Закачалось деревцо. (покачиваться в стороны, руки наверху)

Ветерок все тише, тише… (приседание)

Деревцо все выше, выше. (тянуться вверх за руками) .

В заключение отвожу детей на некоторое расстояние и снова предлагаю полюбоваться деревом. Спрашиваю, как называется? Из каких частей состоит? Какого цвета листочки?

Отмечаю наиболее активных детей.

Маленький человечек, только что появившийся на свет, сам того еще не осознавая, начинает знакомиться с окружающей его средой: малыш впервые видит маму, слышит звуки, чувствует тепло и постигает еще очень многие другие неизведанные тайны вокруг себя. С каждым годом такие познания становятся глубже, а методы исследования - сложнее. Несомненно, проводниками в таком процессе открытия мира ребенком становятся взрослые. В первые годы жизни это - родители и люди из ближайшего окружения, а начиная с ясельного возраста, раскрытие «тайн» вокруг малыша является профессиональной задачей воспитателей дошкольных и внешкольных учреждений. В связи с этим в детских садах включены в программу занятия по окружающему миру. В подготовительной группе уделяется особое внимание этому разделу программы. Мы расскажем, какие особенности должен учесть воспитатель при работе с данной возрастной категорией и как реализовать поставленные образовательные задачи.

Цели занятий по окружающему миру

Если ранее были поставлены четкие рамки и цели, которые должен был осуществлять воспитатель в своей профессиональной деятельности, то с введением федерального государственного образовательного стандарта ситуация изменилась с точностью до наооборот. Сегодня задача педагога - не столько дать конкретные знания детям, сколько развивать у своих воспитанников познавательную активность, способность к исследованию, анализу, обобщению знаний. Соответственно, теперь принимают творческую форму Ознакомление с природой проводится таким образом, чтобы дети стали активными участниками «открытия» новой информации.

Объясним на примере занятия по окружающему миру на тему: «Осень». Если раньше достаточно было показать детям картинки листопада, дождика, рассказать об изменениях в жизни животных и людей в это время года, то сегодня наиболее эффективной формой проведения такого урока станет экскурсия, в процессе которой дети самостоятельно (под ненавязчивым руководством воспитателя) определят изменения в окружающей среде. Например, соберут букеты из опавших листьев (которые затем можно применить для закрепления знаний на эстетических занятиях), будут измерять температуру воздуха термометром, наблюдать за поведением птиц, насекомых и многое другое.

Роль занятий по окружающему миру в подготовительной группе

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе занимают важное место во всем образовательном процессе. Это связано не только с тем, чтобы максимально подготовить будущих первоклассников к самостоятельной деятельности и ориентированию в школьном коллективе, но и с возросшими возможностями самих детей. И сегодня воспитателям открываются широкие возможности по выбору методов и приемов подачи материала, а их воспитанники являются активными участниками познания.

Интеграция знаний

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе - это широкий спектр самых разных знаний. Начиная с трех лет, дети начинают активно интересоваться всем, что происходит вокруг них самих. Именно поэтому в таком возрасте детей называют «почемучками». Для воспитанников подготовительной группы познание окружающей среды также очень важно. Подросшие дети уже могут самостоятельно узнавать и разгадывать секреты неизведанного. Задача воспитателя на этом этапе - развивать любознательность, познавательную активность, направлять малышей на правильные выводы и умозаключения, непосредственно координировать процесс познания.

Проводятся на такие темы занятия по окружающему миру в подготовительной группе:

  1. Ознакомление с животными и растениями.
  2. Времена года, месяцы, дни недели. Время.
  3. Пространство вокруг нас. Элементарные географические знания. Космос.
  4. Предметы и их назначение. Профессии.
  5. Сенсорика. Направление. Ориентирование в пространстве.
  6. Общество: детский сад, семья, страна.
  7. Понятие собственного «Я».
  8. Трудовая деятельность человека.
  9. Самообслуживание.
  10. Этикет.
  11. Эстетическое развитие.
  12. Речь и коммуникация.

Ежедневно пребывая в дошкольном учреждении, ребенок открывает для себя что-то новое из вышеперечисленных областей знаний, закрепляя и расширяя тем самым уже имеющийся багаж информации о мире вокруг.

В подготовительной группе следует выбирать иные, чем в младших группах, методы и приемы. Такая рекомендация связана с возрастными особенностями детей, а также целями образовательно-воспитательной программы.

Во время занятий по окружающему миру воспитанникам, что называется, не сидится на месте. Поэтому эффективными и интересными для детей являются такие формы проведения занятий, как прогулка, экскурсия, путешествие, исследование, эксперимент, игра-квест. В качестве примера можно привести занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Осень». Можно придумать «станции», на которых подаются сведения и задания по конкретному явлению: дожди, листопад, поведение животных осенью, труд людей.

Полученные знание требуется в дальнейшем ежедневно закреплять не только на других занятиях (например, по теме «Осень» на занятии по изобразительному искусству рисуют листопад или выполняют аппликацию), но и прилагая практические навыки и умения (дети каждое утро измеряют температуру воздуха, ведут дневники осадков и т.п.).

Формирование экологических представлений

Перед педагогом стоит задача воспитать у детей бережное ответственное отношение к окружающему миру и живой природе. Для реализации таких целей немаловажным аспектом является наличие необходимого материально-технического оснащения в группе. Кроме методического материала, рекомендуется совместно с детьми создать «уголок живой природы». Благодаря ему воспитанники не только будут ежедневно с большим удовольствием наблюдать за животными и растениями, учиться ухаживать за ней и оберегать, но и практиковаться в общении, взаимодействию в коллективе, формировать дружбу.

Уголок природы на прогулке

На прогулке можно организовать выращивание клумбы или огорода, построить скворечник и кормить птиц. Дети получают знания непринужденно и естественно благодаря такой форме занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с секретами живой природы проводится практическими методами, давая возможность ребенку проявить свои умения и способности, самореализоваться.

Формы занятий

В детских садах применяются различные формы проведения занятий по окружающему миру: индивидуальные, фронтальные и групповые. Так, например, наблюдать за поведением рыбок в аквариуме можно всем вместе, а отвечать за полив цветов будут в один день только несколько человек - дежурные, поручить кормление можно одному ребенку.

Развитие речи на занятиях по окружающему миру

Развитие правильной грамотной речи — всеобщая задача образовательной программы детского сада. Нельзя забывать об этом аспекте и на занятиях по окружающему миру. Сегодня, благодаря технологическому развитию, воспитателю не составит труда найти литературные произведения разных жанров и соответствующие любой тематике.

Основными формами являются стихи и сказки. Так, проводятся занятия по окружающему миру в подготовительной по развитию речи с применением несложных для запоминая стихотворных форм, которые дети тут же разучивают наизусть. А, значит, материал усваивается быстрее, естественнее и запоминается надолго. Интересной формой являются рифмованные подвижные игры или театральные экологические постановки.

На занятиях по окружающему миру для подготовительной группы следует расширять словарный запас детей: вводить новые для воспитанников термины, включать прилагательные и сложные предложения. Можно предложить детям описать природу вокруг или цветок, увиденный на улице, при этом просить малышей употреблять разные формы слов, словосочетаний и предложений. Например, предложите такую игру в мячик: дети становятся в круг; передавая мяч соседу, нужно ответить на вопрос воспитателя о том, какая сегодня погода (солнечная, ясная, дождливая, хмурая, прохладная, ветряная и т. д.).

Эстетическое и художественное развитие

Несомненно, познания окружающего мира выражаются в эстетическом и художественном проявлении. Кроме того, таким образом закрепляются предыдущие занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с рисованием, аппликация и лепка тематически перекликаются с познавательным материалом. При этом у детей развиваются эстетические способности, мелкая моторика (которая, в свою очередь, непосредственно связана с речью), формируется индивидуальное мировосприятие, происходит самореализация и самовыражение ребенка.

Трудовая деятельность

Несмотря на то что по ФГОС не рекомендуется детям проводить большинство педагогов склоняется к тому, что такой процесс дисциплинирует, развивает и обучает одновременно. Действительно, полив цветы, ребенок не столько «поработал» физически, сколько проявил заботу о живой природе, реализовал себя в самостоятельной деятельности, получил поощрение коллектива. Важно лишь обратить внимание на то, чтобы деятельность доставляла удовольствие ребенку, не была принудительной и уж тем более не являлась средством порицания. Если воспитатель требует от ребенка в авторитарном тоне убрать за собой, например опрокинутый хлеб, то пользы от такой деятельности будет немного, а точнее сказать - никакой. Эту же ситуацию можно решить совершенно иным способом. Например, в этот же день провести занятие по окружающему миру на тему: «Как выращивается хлеб?»

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада - это процесс творческий, каждый воспитатель выбирает подходящие методы и приемы работы со своими малышами. Важно дать детям возможность проявить чувства, переживания. Пусть малыши «притронутся» к природе сердцем и душой, только тогда возможно добиться поставленных перед образованием задач.