Как называется третий спас и когда он. Три Спаса - три праздника. Яблочный спас. Медовый Спас - мед на стол выставляй

26.04.2019

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя - именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества - праздник Креста Господня и Спаса - слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса - Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название - Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате - Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название - Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Узнайте, что обязательно нужно сделать в эти дни!

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом , так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.
В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас . Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Первый Спас - 14 августа (н.ст.) по народному выражению - "на воде"; второй - 19 августа "на горе"; третий - 29 августа , "на полотне".

СПАСУ НЕРУКОТВОРНОМУ
(Сонет № 134)
Перед Тобою в час ночной
Стою я, чист и лучезарен:
О Спас Нерукотворный мой,
За всё Тебе я благодарен!

За Дух Животворящий Твой,
Что исцелил меня от боли,
За то, что нынче я живой
И освящён Твоей Любовью.

За то, что уязвлён мой враг,
За то, что озарил мой мрак
Ты вдохновеньем плодотворным,

Что вновь горит моя звезда,
За то, что Ты со мной всегда,
Мой Бог, мой Спас Нерукотворный.
(Бунаков А. 25.12.03.)

Праздник Первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Этот праздник называют «Происхождение древ Креста Господня ». Первый Спас ещё называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас и нищий медку покушает", - говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчёлы перестают вырабатывать мёд.

"Медовый Спас". Худ. Владимир Жданов

Праздник Второго Спаса

Второй Спас в день Преображения Господня - Спас "на горе". Раньше до второго Спаса фрукты нового урожая есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом", он считается самым главным Спасом . По освящении часть принесённого выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В. Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал: "В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних всё то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни всё раскупается".

С Яблочным Спасом связано очень много примет и обычаев, которые люди считали очень важными для своего благополучия и здоровья, а так же для благополучия и здоровья своей семьи.

Собранными с огорода плодами, угостите нищего - на следующий год урожай соберете отменный

Если вы увидите такого человека, вынесите ему фрукты и овощи сами. Плохой приметой считалось, если в этот день вам вообще нищий человек не встретится. В народе, поэтому и говорят, что в Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Второй Спас пришёл - начинай снимать яблоки и горох

В этот день было принято снимать урожай яблок и гороха. Часть того, что собрано, несли в церковь и освящали. Обязательно нужно было съесть хотя бы одно яблоко с медом, это даст вам здоровье на целый год. Кроме того, в Яблочный Спас всегда пекли яблочные пироги, готовили всевозможные блюда с яблоками и начинали консервировать яблочный сок.

До Яблочного Спаса яблоки есть нельзя

После Второго Спаса - дождь хлебогной

В данном случае имеется в виду то, что все уборочные работы, которые связаны с зерновыми, необходимо закончить до этого дня.

Пришёл Второй Спас - бери рукавицы про запас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что без тёплой одежды не обойтись. Раньше люди вставали очень рано и выходили работать в поле. Бывали такие моменты, когда рукавицы, действительно, были очень нужны.

Пришёл Яблочный Спас - ушло лето от нас

Утром, вечером и ночью в августе уже так холодает, что каждый человек понимает - осень на пороге.

Каков Второй Спас - таков будет и январь

Если в этот день стоит жара, то снега в январе будет крайне мало. Ну, а если постоянно дождь - жди снежной зимы.

Если муха дважды села на вашу руку в Спас, то вас ожидает успех

В этот день будьте терпеливы и милосердны даже к таким противным созданиям, как мухи. Перетерпите и не прогоняйте её. Отсюда

Праздник Третьего Спаса

Новгородская икона «Спас Нерукотворный»

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - Спас "на полотне". Церковь же называет этот праздник «Перенесением Нерукотворного образа Господня ». Называется он ещё Ореховый Спас , или Хлебный. Про Ореховый Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас». В этот же день отмечают День Спаса Нерукотворного, иконы которого на Руси известны с XII века. Они и в наше время пользуются особым почитанием, потому что считается, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1677.

Икона из Иосифо-Волоколамского монастыря. Русский музей.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжёлой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Ты глядишь с потемневшей иконы,
Господин моих слёз и побед.
Кто-то скажет: природы законы
Отразили причудливо свет.
Мол, бывает, помстится от зноя,
От обилия видов и лиц!..
Но в глазах Твоих время иное -
Без понятных для смертных границ.
Ты глядишь, моим сердцем владея
Безраздельно. И видится мне:
Города и холмы Иудеи
Проступают на белой стене.
Понеся драгоценное бремя,
Сердце плачет - ликуя, скорбя...
О священное, дивное время,
Когда люди узнали Тебя!
Когда зарево вечного света
Распахнуло над ними крыла
И горячею кровью Завета
Побежденная смерть умерла;
Тёмной горечи схлынули тени
И, отверженный мир осветив,
Среди скал неприютных и терний
К Божеству распахнулись пути.
Словно в светлой Христовой купели,
Что навек благодати полна,
Вековые берёзы и ели
Отразились в днепровских волнах.
А столетья спустя - для удара
Занесённый татарский клинок,
И тяжёлая русская кара,
И страстей раскалённый венок...
Ей же, Спасе! Пусть копотью годы
На иконы легли - помоги!
Суета бестолковой свободы
Заглушает живые шаги.
Но на это святое мгновенье
Мы открыты небесным ветрам...
Славься, Боже, за то откровенье,
Что ты древним дарил мастерам!
(Лариса Подистова, 2002)

Верующие на каждый Спас ходят в церковь, освещают мёд, яблоки, орехи, воду, хлеб.

Зарево раннее,

День про запас.

Небо бескрайнее.

Яблочный Спас.

Куполом радуга,

Птица - крестом.

Августу рады, да

Осень потом...

Глупые, бедные,

Выпросим мы

Денежки медные

Скряги-зимы:

Листья напрасные,

Всполохи глаз,

Яблочки красные,

Яблочный Спас!

Август-месяц щедр к людям тремя христианскими праздниками: тремя Спасами. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа - Спасами. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный, Ореховый Спас. Вот и поздравления с Яблочным Спасом!

14 августа православные отмечают Медовый Спас, или Маковей. Этот праздник еще называют "Происхождение древ Креста Господня". В Константинополе хранились части от креста, на котором был распят Иисус Христос. С помощью этих частей креста в Византии останавливали болезни и эпидемии, предотвращали засуху. С 14 августа начинался строгий Успенский пост, равный по значению Великому посту.

19 августа - Яблочный Спас, который имеет православное название Преображение Господне. Праздник Яблочного Спаса имеет следующую историю. Вот что говорит об этом Библия. "В самом конце своего праведного пути Иисус поведал ученикам своим, что пострадает Он на Кресте, а после - воскреснет. Позвал Христос на гору Фавор трех апостолов - Иоанна, Петра и Иакова. Там, на горе преобразился Иисус, а лицо его сияло, а одежды стали белыми, как снег. Со Христом разговаривали пророки - Илья и Моисей. Слышали апостолы и голос Бога, который говорил со светлого облака."

На протяжении 9 дней проводятся обряды на Яблочный Спас. Главный обряд - освящение во время службы злаков и плодов. Аромат принесенных яблок, которые кропили святой водой, был похож на аромат яблок в Эдемском саду. Только к этому дню (19 августа) яблоки можно было есть, до Спаса вкушать яблоки считалось грехом.

В течение праздника Яблочного Спаса, принято также готовить различные блюда с яблоками: запекать в тесте, делать пироги с яблоками, печь яблоки в печи или духовке с медом.

Простой рецепт шарлотки:

Масло сливочное - 150 г

Сметана - 150 г

Сахар - 3/4 стакана

Яйца - 4 шт.

Сода, погашенная уксусом - 1 ч. ложка с верхом

Мука - 1,5 стакана

Яблоки - 2 шт.

Для шарлотки лучше брать кислые яблоки, чтобы был контраст со сладким тестом. Сахар взбить с яйцами, осторожно ввести сметану и размягченное масло. Далее добавить муку. Когда тесто размешано до однородной консистенции, добавить соду, гашеную уксусом. Яблоки очистить, порезать крупными "апельсиновыми" дольками, обвалять в муке, чтобы не давали сок. В среднюю сковороду залить половину теста. Выложить яблоки, затем добавить остальное тесто. Выпекать в хорошо разогретой духовке, при температуре до 180 градусов. Готовность проверить с помощью шпажки. Шарлотку остудить и посыпать сверху сахарной пудрой.

29 августа отмечается Ореховый спас, как говорят о нем в народе. Церковь же называет этот праздник "Перенесением Нерукотворного образа Господня". Перенесенным образом Иисуса Христа был исцелен князь Эдессы - Авгарь. После того, как Христос вытер полотенцем лицо, на полотне отпечаталось его изображение. Слуга князя забрал это полотенце и отвез Авгарю. Это полотенце исцелило князя. Отсюда пошел обычай защищать городские стены или башни изображениями Иисуса Христа.

Поздравления с Яблочным Спасом

Медовый Спас. И, выложены горкой,

Льют соты аромат цветущих трав.

И пчеловод, от суеты устав,

Жужжанию толпы внимает горько.

Кружатся представители народа,

Гудят, с утра до вечера снуют,

Чтоб сот бетонно-каменных уют

Дополнить баночкой душистой мёда.

Расплавлен город, и ручьём янтарным

Тягуче льётся, убегает мёд…

Но кто из покупателей поймёт

Пчелиный труд и будет благодарным?

Медовый дух и радостен, и сладок.

И ульем растревоженным - базар.

Нектар полей он принял за товар,

Назначив цену древней из загадок.

Поздравления с Ореховым Спасом

Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный, ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый Спас…

Ореховый Спас

Незаметно прокатилось лето
В хлопотах, и вот уж Третий Спас.
Подарила жаркая пора за это -
Хлеб, дары природы про запас.

Меж дубрав орешник поспевает,
В листьях желтых гроздьями висит.
Август в лес прохладой зазывает,
Щедрыми дарами одарит.

Ветер с веток листья обрывает,
В кроне дуба листьями шумит.
Пышные убранства лес теряет.
Осень лето завершить спешит.

Есть повод к радости сегодня:

Преображение Господне!

Представ в сияющих одеждах,

Господь просящим дал надежду,

И день сей с давних тех времен

Слепящим светом озарен!

Пусть входит праздник в каждый дом

Благословенными трудами,

Молитвой, тихим торжеством,

И освященными плодами!

И, светлым праздником дыша,

От суетного сна проснется

Преображенная душа,

На свет Господень отзовется.

Как тепл и светел день сегодня -

Как свечи у иконостаса.

Преображние Господне,

День встречи Яблочного Спаса.

Вас поздравляем нынче рано,

И Вам, наш батюшка, с поклоном

Несем мы яблок в дар румяных

И меда спелого со склонов.

Пусть будет Ваша жизнь молитвой

О нас, чьи дни пусты, грешны.

И Свет Божественный разлитый

Пусть будет на делах земных.

В августе поспевают яблочки, орехи, на полях убирают хлеб, пасечники качают первый мед. Считается, что в эту пору дары природы обладают особыми, целебными свойствами.

Пора трех Спасов — радостное время для православного христианина. И так было всегда. Еще наши далекие предки в эти дни старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе.

Медовый Спас: Он наступает 14 августа, в первый день Успенского поста. К этому времени ульи уже переполнены, а пасечники готовы собирать первый урожай. Люди верующие делают это обычно с молитвой, с особым благоговением. Затем мед относят в церковь для освящения. Такой продукт считается целебным, поэтому пробуют его все — от мала до велика. Он от любых хворей может избавить!

Хорошим делом считается в медовый спас угостить медком просящего. Недаром есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует ». Дома освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но важно помнить: идет пост, а значит, тесто тоже должно быть постным.

Еще одно название этого праздника — Спас на воде. Дано оно неспроста. По преданию, именно в этот день принял крещение князь Владимир. До сих пор в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.

Считается, что на Первый Спас женщины должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены, и можно после этого начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.

Череда праздников последнего летнего месяца начиналась Маковеем, или Спасом-на-Водах. Накануне в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» — букет из растений-оберегов. Калина дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой и в день праздника освящали на капище, а затем берегли пуще глаза целый год. Букет-маковейник считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Его высушивали и ставили на окошко. Там он и красовался до следующего Маковея.

Другое название праздника — Медовый Спас, поскольку в этот день — 14 августа — пасечники приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях уже наполнились до краев. Приходило время собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым лакомством. Наши предки пекли медовые пироги и пряники, а также варили хмельную медовуху, которую пили по праздникам. Кроме того, медовуха служила лекарством, ею лечили простуду и некоторые другие хвори.

Еще Первый Спас называли Мокрым — в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В Спас-на-Водах непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду — считалось, что в праздник вода смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год дарила людям здоровье и силы. Именно в это время хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых. После Маковея купаться было уже не принято, поскольку лето близилось к концу, и те, кто все же решался поплавать в озере или реке, мог заболеть либо даже утонуть.

Яблочный Спас: С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа, заканчивается лето и начинается осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно: действительно, многие замечают, что после этого дня становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато в сам праздничный день можно лакомиться плодами сколько угодно! Обязательно следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.

По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.

Спас на горе — так еще называют этот праздник. На гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его засверкала белизной, лицо засияло. Отсюда и еще один праздник, который отмечается в этот день — Преображение Господне. Он напоминает нам о необходимости духовного очищения и совершенствования.

19 августа на славянские земли приходил Второй Спас — Яблочный, он же Большой. Интересно, что до этого дня в общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи, кроме огурцов. Зато со дня Яблочного Спаса наступало время лакомиться всем, что уродили земля. Правда, сначала урожай приносили волхвам. В капище раскладывались собранные плоды, волхвы благодарили мать-землю за плодородие и проводили над фруктами и овощами специальный ритуал. Часть урожая члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.

В день Яблочного Спаса готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок всеми доступными способами — сушили, вялили, замачивали, квасили…

Со Вторым Спасом в народе связывали надежные приметы. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание — загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса могли чувствовать себя в полной безопасности.

Природные приметы касались в основном будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара, ожидали малоснежной зимы, а если лил дождь, наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши. После Второго Спаса ночи делались холодными, близилась осень, и пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас». Недаром этот день называли также Осенинами, ведь заканчивались теплые летние деньки.

15 августа начиналось Ладино полетье — дни, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую матерь-землю. К Пречистой община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых, потому что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как мать-земля уснет, нужно было поблагодарить ее за подаренный урожай. Волхвы в эти дни проводили ритуалы благодарения земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь мощной силой матери-Лады.

Недаром женская богиня Лада и мать-земля объединялись в сознании наших предков: одна из них символизировала женскую плодовитость, а другая — вечно возрождающиеся силы природы. И когда земля щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение.

В день Первой Пречистой начинали заготавливать калину. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуды, но также за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.

Коллективные походы девушек за калиной устраивались на Ладино полетье едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие у веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, думать о суженом.

Юноши в это время устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной Симпатии. Затем все вместе возвращались в село, и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!» Несколько веток с ягодами развешивали в доме, а остальное помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста.

С этих дней начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы осенью играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить жизни в славянских племенах.

Ореховый Спас: 29 августа христиане отмечают праздник Орехового Спаса. Официально у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название — Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день — сам Бог велел. Его также нужно освятить в церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку уже считается грехом. Не забудьте в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает.

В честь нерукотворного образа Иисуса Христа праздник также носит название Спас на полотне. Добрая женщина дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула. На нем остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти благодаря этому преданию до сих пор считается, что в этот день хорошо торговать холстами, полотнами, особенно если на них изображен священный лик.

На следующий день после Пречистой праздновался последний, Третий Спас. У него также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье. Хлеба пекли в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной.

Готовые караваи относили волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильный урожай, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости». Теперь вся семья приступала к угощению.

На столы в Третий Спас ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать хотя бы понемногу каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие не покинут дом.

Другое название Третьего Спаса — Спас-на-Холсте, или Холщовый , — было связано с тем, что на этот день обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище — полагалось прикупить хоть что-то, иначе он рисковал весь год провести в нищете.

Еще Третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника славяне делали банные веники — согласно поверью, такой веник моментально выгонял из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу. По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год также хорошо уродится на полях рожь.

Другая примета обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, осень ожидалась долгая и теплая. Последний Спас означал, что до осени осталось совсем немного, да и холодные зимние дни тоже не за горами.