Какие предметы используются для ухода за животными. Детский живой уголок

20.03.2019

Урок окружающего мира.

Тема: Животные живого уголка. Практическая работа № 6 «Отработка приемов ухода за животными живого уголка»

    дать детям представление о животных живого уголка;

    расширять представления о разнообразии домашних животных, их значении для человека;

    воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Оборудование:

    рисунки «солнышка» и «тучки»;

    презентация по теме урока.

Ход урока

I . Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

(Слайд 2)

– Посмотрите, какая погода! Какая она? Дайте характеристику.

Давайте мы улыбнёмся солнышку, друг другу, и нам станет теплее.

А теперь представим себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе! А теперь улыбнитесь друг другу. Ну, а чтобы совсем поднять настроение, потрите ладошки. Молодцы! Нам стало тепло и уютно.

II . Проверка домашнего задания

(Слайд 3)

- Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются… .

(Дикие животные)

(Слайд 4)

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются… .

(Домашние животные)

(Слайд 5)

Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких.

Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

(Слайд 6)

Соедините стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек.

(Слайд 7)

Соедините стрелками животного и его жилище.

III . Сообщение темы и целей урока

Отгадайте загадки:

(Слайд 8)

Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла.

(Корова)

(Слайд 9)

Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая грива.

(Конь)

(Слайд 10)

Заворчал живой звонок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

– Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

(Слайд 11)

– Итак, сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами, о тех, кого люди держат в живом уголке. Тема нашего урока:

(Слайд 12)

- «Животные живого уголка»

V . Знакомство с животными живого уголка

Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу)

Вспомните, какую пользу человеку приносят домашние животные:

(Слайд 13)

а) коровы (молоко, мясо);

б) козы (молоко, шерсть);

в) свиньи (мясо, кожа);

г) куры (яйцо, перо, мясо);

д) гуси (яйцо, перо, мясо);

е) пчёлы (мёд, воск)

Хорошо, давайте теперь вернёмся к началу урока, где вы выполняли второе задание.

(Слайд 14)

Вспомним, кого вы отнесли к домашним животным?

Правильно, кроме коровы, курицы, овцы человек ещё разводит попугаев, канареек, черепах.

Почему человек разводит этих животных?

(Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)

Очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе плохо или у человека грустное настроение, достаточно в течение 10-15 мин понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, черепах, хомячков, кошек и собак.

Ребёнок вместе с родителями учится заботиться о маленьком животном: кормить, гулять, лечить, наблюдает за его повадками, характером, а затем начинает его любить и дорожить им. Такой ребёнок никогда не тронет на улице беспризорную кошку или собаку, но и другого ребёнка. Он не сможет причинить зла.

Сегодня мы поговорим об этих животных. Расскажите, у кого какие животные живут дома (в квартире)?

Конечно же, не у всех детей есть животные. Кому-то не позволяют жилищные условия, или ещё по какой-нибудь причине, поэтому в некоторых школах, в детских садах создаются такие живые уголки, куда дети могут придти и посмотреть, пообщаться с животными.

Чтобы завести дома какое - нибудь животное, надо больше о нём узнать. Почитать, как правильно о нём нужно заботиться, кормить, лечить если заболеет. На первый взгляд кажется всё просто замечательно: например, пришёл домой, а там тебя ждёт твой верный друг – собака, ты с ней попрыгал, поиграл, и всё. А оказывается, что рано-рано надо встать, с ней погулять, еду для неё приготовить, лапы после прогулки мыть, шерсть расчёсывать и т.д. Захочется ли вам взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо всё о нём узнать.

Давайте сначала поговорим об аквариумных рыбках .

(Слайд 15) Аквариумные рыбки .

На первых порах можно завести обыкновенных карасей или их близких родственников – золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов , телескопов , комет . Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре + 20 градусов.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки – меченосцы , гуппи, сомики, макроподы . Об этих рыбках вы прочитаете в атласе - определителе на странице 165.

Почему эти рыбки называются экзотическими? Потому что они завезены к нам из разных частей света, и имеют такую удивительную окраску. Все они теплолюбивы, им нужна температура воды не ниже 25 градусов тепла. Аквариум с такими рыбками подогревают электрической лампой или специальным нагревателем.

Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных, но их очень немного. Об этом нам расскажут ребята, которые приготовили сообщения.

(Слайд 16) Попугайчики

Попугайчики – очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Попугаи общаются резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Но они могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова или целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.

(Слайд 17) Морские свинки

Морские свинки – это маленькие очень симпатичные грызуны, завезённые к нам из Америки. Они не прихотливы к еде, быстро размножаются. Плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке.

Кормят их морковью, свёклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно обязательно ставить чистую воду.

VI . Физкультминутка

(Слайды 18-31)

V . Итог урока

Вам понравился урок?

Что вам запомнилось с урока?

Что нового узнали?

Сколько же радости доставляет нам общение с природой, даже если это просто маленький хомячок, попугайчик или аквариумная рыбка.

Вы сегодня все великолепно работали, и после нашего урока настроение у меня стало ещё лучше, а у вас?

Покажите мне своё настроение с помощью рисунков «солнышка» или «тучки».

Первое, что нужно приобрести для домашнего питомца - это лоток, куда животное будет справлять свои естественные нужды. Приучать кошку к лотку нужно как можно раньше. Но, для начала, лоток необходимо выбрать.

Лоток подбирают в зависимости от размера и возраста животного. Для маленького котенка подойдет обычный лоток с низкими бортами, куда животное может легко забраться, либо лоток с низким порогом, но завышенными краями. Для взрослого животного, если оно жило не в вашем доме, лучше приобрести такой же лоток, каким кошка пользовалась раньше. Если такой возможности нет, придется пройтись по зоомагазинам.

Чтобы избежать запаха кошачьего туалета в доме и, заодно, избавить себя от «удовольствия» подметать рассыпанный по полу наполнитель, приобретите закрытый лоток-домик. Этот вариант так же подойдет для животных, которые «стесняются» справлять свою нужду, когда их могут увидеть. Так же вариант идеален, если ваше животное часто «промахивается» мимо лотка.

Избежать рассыпанного наполнителя помогут и лотки, в которых наполнителя нет вообще. Такой лоток обладает специальной сеткой над дном, куда будут стекать все «выделения». Под сетку можно насыпать немного наполнителя, чтобы не мыть лоток каждый раз после использования.

Есть лотки с высокими бортами. Но полезен такой лоток будет лишь для тех хозяев, чьи питомцы любят покопаться в туалете. Более ничего необычного в таком лотке нет.

Не так давно в продаже появился очень оригинальный замкнутый лоток. Вход в него осуществляется через крышу. После всех дел, животное проходит по поверхности домика, на которой остаются кусочки наполнителя, прилипшие к лапам. Но к такому варианту можно приучить лишь котенка, потому как взрослое животное вряд ли согласится на акробатические этюды.

А вообще, животное само выберет, какой вариант туалета ему нравится. К сожалению, вполне возможно, что некоторые «обновки» кошка может просто не принять, и их придется оставить «до лучших времен».

Наполнитель

Раз уж заговорили о лотках, без наполнителя не обойтись. Тем более, что хозяевам усатых-полосатых будет, из чего выбрать.

Стандартный наполнитель - это смесь мелких камешков и особо обработанного природного
минерала (глина). Взрослой кошке такого наполнителя хватит на трое-четверо суток, затем наполнитель прекращает впитывать влагу. К тому же, стандартный наполнитель дает очень много пыли, не впитывает запахи.

Бывает наполнитель из гранул прессованной древесины. При намокании такие гранулы распадаются, превращаясь в опилки. Удобен с точки зрения гигиены. Но опилки липнут к лапам и разносятся по всей квартире.

Есть ряд сугубо биологических наполнителей из кукурузных початков, пшеничной шелухи и даже шерсти. Такой наполнитель можно смывать в унитаз, не опасаясь засоров. Но, так же, как и опилочный, биологический наполнитель липнет к лапам животного.

Очень удобен в использовании комкующийся наполнитель, который при намокании образует плотные комочки. Их легко удалить из лотка, не вытряхивая его полностью. Но для маленьких котят такой наполнитель не подойдет, так как они рассматривают его, скорее, как игрушку. К тому же, в случае проглатывания, комкующийся наполнитель может угрожать жизни животного.

Силикагелевые наполнители - самые дорогие, но зато их можно менять раз в полторы-две недели. Они хорошо впитывают, не оставляют пыли, но, в итоге, по всему дому будут валяться круглые гранулы.

И, опять-таки, как бы вы ни старались, выбирая наполнитель, кошка выберет его на свой вкус. Животным не важна цена, практичность и безопасность, главное, чтобы им нравилось. Если рядом с лотком с новым наполнителем вы обнаружите символическую лужу, знайте - поиски придется продолжить.

Кормушка

Правильный выбор миски для питомца так же очень важен.

Пластиковые миски - универсальный и экономичный вариант. Встречаются модели, разделенные на несколько секций, что особенно удобно, если вы кормите кошку несколькими кормами сразу. Ну и для воды место остается.

Более прочный и гигиеничный вариант - металлическая миска. Некоторые из них имеют резинку против скольжения. Такая миска хорошо держит температуру, не скользит, ее трудно перевернуть.

Еще более прочный и гигиеничный вариант - керамические миски для корма. Они бывают разных размеров и обладают хорошей устойчивостью. В фарфоровых мисках корм не окисляется, вода остается свежей весь день. К тому же, фарфоровые кормушки не вызывают у животных аллергии (в отличие от пластиковых).

Если животное надолго остается дома в одиночестве, просто необходима автоматическая кормушка. Тут выбор тоже велик: от самых простых, до электронных. Такие кормушки (электронные) рассчитаны на четверо суток, в определенное время они «подзывают» кошку голосом хозяина и выдают порцию корма. Программируется и частота кормежек.

Когтеточка

Чтобы понять, какую когтеточку приобрести своему коту, понаблюдайте за ним. Если животное
дерет ковры и другие горизонтальные предметы, значит, приобретать нужно именно горизонтальную когтеточку. Но чаще, все-таки, кошачьим атакам подвергаются вертикальные предметы, типа дверных косяков, подлокотников мебели, обоев на стене.

Вертикальных когтеточек в продаже значительно больше. Они могут быть в виде отдельной трубы, обернутой ковролином, сезалевым арканом, пенькой, джутом и т. д. Такие приспособления можно поставить где-нибудь в углу комнаты. Существуют целые спорткомплексы для кошек, со множеством лестниц, коридорчиков, домиков, когтеточек. Но не всем питомцам такие игрушки нравятся, некоторые к ним равнодушны.

Лучше выбирать когтеточку из натурального материала, так как синтетика отталкивает животных.


Когтерезка

Животное не только точит когти о мебель, но еще и царапается, пусть даже и случайно? Вам нужно приобрести специальные ножницы или щипчики для подрезания когтей, называемые когтерезками.

Приучать животное к процедуре обрезки ногтей надо с детства, проводить ее ежемесячно. Надо выбрать время, когда кошка наиболее спокойна, посадите на колени и приласкайте. Потом возьмите лапку и слегка надавите на подушечки, чтобы появились коготки. Аккуратно обрезайте концы коготков, чтобы не зацепить живую часть. Как только животное забеспокоилось, обрезку стоит прекратить. Со временем кошка привыкнет к этой процедуре.

Расчески и пуходерки

Необходимый предмет для ухода за кошками, особенно длинношерстными. Расчески различаются по размеру и конструктивным особенностям.

Процесс вычесывания очень важен для здоровья кошки, поэтому особенно необходимо правильно подобрать инструменты. Щетки применяются для удаления сухих кусочков кожи, а так же для обработки шерсти природными маслами. Гребни пригодятся для удаления мертвых волос и комков шерсти.

Выбирая щетку, обратите внимание на:

Тип щетины (твердость, гибкость)

Материал (пластик, металл, щетина)

Конструкция

Удобство в использовании

Прочность

Легкость очистки

Безопасность

Эффективность

Для расчесок значение имеет материал, а так же частота и длина зубьев. Возможно, вам
потребуется несколько разных расчесок. И, опять таки, вам придется опираться на предпочтения животного, которому может не понравиться тот или иной предмет.

Выбор щетки для ухода за кошкой зависит от целей, для которых вы будете щетку использовать. Чаще, щетки нужны для удаления выпавших волос и отмерших кусочков кожи. Жесткие щетки позволяют избежать образования колтунов у питомцев с густым подшерстком. Кошкам с гладкой шерстью подойдут щетки с мягкой щетиной.

Есть массажные щетки, которые имеют плоскую форму, с короткой проволочной щетиной. Щетинки имеют гнутую форму, которая позволяет легко расчесывать спутанные волосы. После такой щетки обычно используют еще и щетку с мягкой щетиной. Массажные щетки используются для кошек всех пород.

Если кошка противится регулярному расчесыванию, используйте наладонные резиновые щетки, чтобы чистить кошку, одновременно лаская ее.

Выбирая гребень, лучше отдать предпочтение предметам из нержавеющей стали. Длина зубьев зависит от плотности и длины шерсти. В зависимости от шерсти, выбирают и толщину с густотой зубьев гребня.

Шлейка и поводок

Шлейки и поводки предназначены для тех кошек, которые обычно сидят дома, а гуляют только под хозяйским присмотром. Они бывают разных видов, но наиболее удобными и безопасными считаются модели в форме восьмерки или буквы «Н». Такие модели плотно обхватывают тело, равномерно распределяют нагрузку, не давят и препятствуют удушению.

Лучше, чтобы вещь была изготовлена из прочной хлопковой или нейлоновой ткани, которая легко отстирывается и не раздражает кожу. Кожаные шлейки слишком тяжелые и жесткие.

Ширина лямок должна быть около 1 сантиметра или немногим больше. Длина лямок обычно регулируется. Шлейка должна легко расстегиваться и застегиваться. Обязательно правильно подберите размер, измерив обхват груди за передними лапами у животного. Поводок так же лучше выбрать отстегивающийся.

Домик или лежанка

Теперь позаботимся о месте, где ваш питомец будет отдыхать. Если вы не хотите счищать шерсть со
всей мебели и одежды, разумнее будет приобрести для кошки лежанку или домик, где она будет проводить большую часть времени.

Выбор лежака зависит от времени года и породы кошки. Как ни странно, летние и зимние лежаки будут различаться. Летние лежаки могут напоминать гамак или плетеную корзину, а вот зимой лучше выбирать что-то более мягкое и теплое.

Лежак должен подходить по размерам кошки. К тому же, он должен иметь возможность чистки. Форма лежанок бывает самой разной: кресла, топчаны, скамеечки, гнезда. Они могут быть овальными, круглыми, с бортами, с крышей или без. Главное, чтобы животное чувствовало себя там комфортно. Правда, стоит избегать лежаков ярких расцветок, которые могут быть неприятны животному.

Переноска

Ну и на случай поездок, стоит приобрести кошачью переноску, в которой ваш питомец сможет уютно и безопасно провести время.

Для переносок существуют общие требования:

Они должны иметь «смотровые отверстия», чтобы питомец мог наблюдать происходящее вокруг

Должны иметь жесткое дно, которое позволяет кошке чувствовать себя увереннее

Должна быть просторной, чтобы животное могло легко потянуться или сменить позу; к тому же, в переноске иногда необходимо разместить поилку и кормушку

Переноска должна хорошо и крепко застегиваться

Переноска должна быть крепкой

Переноски для кошек бывают разных видов. Например, матерчатые сумки-переноски. Они довольно легкие, имеют две пары ручек, занимают мало места при хранении. Из недостатков - отсутствие прочного каркаса, что может вызвать панику у животного. К тому же, если зверек, что называется, «не дотерпел», матерчатая сумка легко промокает и впитывает запах.

Плетеные корзины гораздо прочнее матерчатых сумок, они позволяют кошке чувствовать себя более защищенной. Но в корзине животное можно перевозить только если она снабжена плотной крышкой с фиксатором. Корзины довольно легкие, изготовлены из натуральных материалов. Но слишком хорошо впитывают запахи, их нельзя мыть, они не герметичны снизу.

Пластиковые контейнеры же можно мыть, они гигиеничны. Лучше выбирать модели с металлическими дверцами, так как пластик не очень надежен. Пластиковые переноски очень удобны для поездок в машине, но неудобны для прогулок.

Это основные предметы, которые потребуются вам для ухода за своим пушистым питомцем. Конечно, можно приобрести еще много приятных и полезных мелочей для вашей кошки, но те предметы, о которых написано в этой статье, иметь надо обязательно.

Детям сейчас не хватает общения с природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.

Назначение

Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.

Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.

Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.

Особенности

Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.

Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.

Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.

Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.

Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.

Аквариум

Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.

В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.

Хомячки

Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.

Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.

К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.

Черепаха

Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.

Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).

Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.

Ежи

Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.

Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.

Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.

Другие обитатели живого уголка

Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.

Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.

Техника безопасности

Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.

При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.

Цели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и про­стейшим действиям по уходу за животными живого уголка.

Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).

Ход урока

Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о жи­вотных, а главное - покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.

В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще со­держат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных слу­чаях, которые произошли с их питомцами.

I. Уход за аквариумными рыбками.

Отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.

(Аквариум с рыбками.)

Для чего нужен аквариум?

Каким он может быть?

Какие рыбки живут в аквариуме?

Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)

Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?

Как человек заботится о них? Расскажите.

Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?

Для учителя.

Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: пойма­ют в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется - и погиб­нут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.

Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внима­тельно прочитать специальные книги.



Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может при­нести много вреда: попортить растения.

На первых порах можно завести близких родственников кара­сей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телеско­пов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогре­вателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - ме­ченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна темпера­тура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подог­ревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.

Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подго­товить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и по­ложите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.

Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить пла­вающие растения.

Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аква­риум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоя­лась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Су­хой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекарм­ливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.

Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.

Физкультминутка

Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плава­тельными движениями и др.). Такая работа пополнит знания уча­щихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.

Беседа по вопросам.

Отгадайте загадку:

Не человек, а говорит. (Попугай.)

Почему люди держат дома попугайчиков?

Могут ли попугайчики «говорить»?

Как выглядит домик попугайчика?

Чем они любят лакомиться?

Чем интересны эти птицы?

Расскажите, как вы ухаживаете за ними.

Для учителя.

Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать са­мый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев - он служит им как бы третьей ногой.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они жи­вут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь за­ученно повторяют одно и то же.

Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый мно­гим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего из­вестно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, со­образительны, хорошо приручаются.

Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.

Для учителя.

Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника - переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, кото­рого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.

Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет на­зад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а при­везли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток ма­лышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.

Хомячки - животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. По­дойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездо­вой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для бе­лок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.

Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Лю­бят молоко и мучных червей.

IV. Итог урока.

Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручи­ли.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)

Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.

Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК

Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.

Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фо­тографии домашних питомцев.

Ход урока

I. Введение в тему.

Отгадайте загадки:

Мохнатенька, усатенька,

Сядет - песенки поёт. (Кошка.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост - закорючкой. (Собака.)

Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.

На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их осо­бенностях, привычках, шалостях.

Наша выставка открыта.

Рассмотрите этих животных.

Подумайте, как им живётся в вашем доме.

Расскажите о своих любимцах.

Для учителя.

Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ан­горские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода ко­роткохвостых кошек с кисточками на ушах - совсем как у рыси.

Все кошки - замечательные охотники. Присмотритесь к до­машней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.

Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали сво­зить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.

Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда до­машняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.

Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.

Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.

Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.

Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевро­пейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огром­ные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это круп­ные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки - отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном ро­зыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» шко­лах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.

У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гиган­тов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хво­стами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спа­сать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые со­баки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спа­сатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горно­го перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и выве­ли эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разы­скивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки пре­красно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.

Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.

А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые но­ры. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору при­земистую гибкую таксу.

Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки поч­ти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая кро­шечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.

Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализиро­вать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овча­рок, фокстерьеров и спаниелей.

III. Итог урока.

Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.

Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА

Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; опреде­лить основные причины сокращения численности растений и жи­вотных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к примене­нию ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуж­дениях и умозаключениях.

Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.

Ход урока

I. Введение в тему.

На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывеше­ны картины природы.

Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготов­ленный ученик.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

О какой планете говорится?

Почему говорится, что она одна?

Чем наша планета отличается от других?

Рассмотрите эту земную красоту на картинках.

Какие чувства они вызывают?

Где бы вы хотели оказаться? Почему?

Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?

П. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I

Почему звучит тревога?

Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жесто­ко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Север­ной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других жи­вотных.

Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё по­тому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать за­коны природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям уби­вать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охра­ны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Крас­ная книга.

В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разно­цветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положе­нии находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие го­ды и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о ви­дах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 го­ду вышла в свет Красная книга Волгоградской области.

Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.

III. Ознакомление с содержанием Красной книги,

Задания учащимся.

Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать живот­ных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?

Рассмотрите иллюстрации.

Какие виды животных и растений вам известны?

Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.

IV. Итог урока.

Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать совре­менное положение в природе?

Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.

Урок 23. БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)

Цель: обсудить важнейшие правила поведения детей в приро­де; формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы.

Оборудование: карточки с заданием, альбомные листы, цветные карандаши, таблички с названиями отделов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.

На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)

Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все пред­ставляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).

Каждая группа учеников - отдел по охране.

Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)

П. Постановка учебной задачи.

Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».

4. Составить правила защиты птиц и их потомства. Нарисовать знак(и), запрещающий(е) вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадай загадки:

Не птичка, а с пёстрыми крыльями. (Бабочка.)

Рогат - да не бык, шесть ног - да без копыт. (Жук.)

Летит - пищит, сядет - молчит;

Кто его убьёт, тот свою кровь йрольёт. (Комар.)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

1. Внешний вид.

2. Место обитания.

3. Чем интересно насекомое.

4. Чем питается.

5. Почему человек его потребляет.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы:

Г. ЛАДОНЩИКОВ. «СЕМЬЯ МУРАВЬЯ»

Кузнечик встретился в лесу С рабочим муравьем. Он нёс такой огромный сук, Что не поднять вдвоём. «Давай попрыгаем с тобой!» Кузнечик предложил. «Нет, не могу, спешу домой»

«А где твой дом, скажи?»

«Наш дом под ёлкой, возле пня», -Ответил муравей. «А какова у вас семья?» «На свете нет дружней!» «И много вас?» «Не сосчитать. щ$с Наверно, тысяч двадцать пять Работников и воинов У нас под крышей хвойной».

Вопрос: Что ты знаешь о муравьях?

4. Составить правила защиты насекомых. Нарисовать знак(и),
запрещающий(е) вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель.)

Хоть не огонь, а жжётся. (Крапива.)

Стоит красавица на поляне:

в белом сарафане, в зелёном полушалке. (Берёза.)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

1. Внешний вид.

2. Где растёт.

3. Чем интересно растение.

4. Как человек его использует.

3. Прочитайте, ответьте на вопросы.

Н. СЛАДКОВ. «ДУБ И ВЕТЕР»

Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?

От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх какой лю­бопытный. Помню, только ещё из жёлудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А что там, за травой, скрывается?».

Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там даль­не, за кустами?». Ни днём, ни ночью покою не было: так и хоте­лось узнать, чта за низенькими деревцами, что за высокими? Всё тянулся да тянулся - эвон, какой вымахал!

1. Как вырастить дуб?

2. Какая польза животным от дуба?

4. Составьте правила защиты растений. Нарисовать знак(и), за-
прещающий^) вредить растениям.

IV. Итог урока.

Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведённом месте.

Какое решение вы приняли для себя по отношению к расте­ниям и животным?

Домашнее задание: учебник, с. 90-93; рабочая тетрадь, с. 35, задание 3. Написать несколько предложений на тему: «Я - защит­ник природы».

Урок 24. ВОЗЬМИ ПОД ЗАЩИТУ

Цели: ознакомить с некоторыми редкими и охраняемыми рас­тениями и животными своей области; выявить причины исчезнове­ния отдельных видов растений и животных; обучить навыкам рабо­ты с гербарием и Красной книгой.

Оборудование: гербарий исчезающих видов растений сво­ей области; фотографии или рисунки редких животных своей об­ласти; Красная книга редких и охраняемых растений и животных своей области.

Ход урока

Этот урок учитель может строить по своему усмотрению. Слишком вы­сока его информационная насыщенность. Материал о редких и охраняемых растениях и животных можно заранее заготовить учащимся в качестве до­машнего задания и сделать сообщения на уроке, иллюстрируя их собствен­ными рисунками или картинками из дополнительной литературы.

Можно провести обзорный урок по материалам Красной книги своей области с опорой на гербарии и иллюстративную базу. 1

На первом этапе урока следует вскрыть причины исчезновения неко­торых видов растений и животных. Стоит провести небольшой экскурс в географическое и биологическое прошлое своей области. В оставшееся время проводится практическая работа по узнаванию отдельных видов растений и животных (некоторые из них уже знакомы детям из их жиз­ненного опыта.

Для учителя.

В связи с усиливающимся неблагоприятным воздействием че­ловека на биосферу отдельные виды животных и растений оказа­лись поставленными на грань исчезновения. Среди них как редкие, так и бывшие до недавнего времени вполне обычными, но по раз­личным причинам в последние годы резко сократившие числен­ность и оказавшиеся под угрозой исчезновения виды.

В первую очередь в список охраняемых включены виды, кото­рые быстро сокращаются по численности из-за своей декоративно­сти (тюльпаны, ирисы, хохлатки и др.), ценности как лекарственно­го сырья

(валериана, горицвет и др.), из-за изменения и исчезнове-ния основных местообитаний (ковыли, папоротники и др.)

Особую группу составляют виды растений, почти полностью исчезнувшие в ходе хозяйственного освоения человеком целинной степи.

Почти полная распашка земель, интенсивная химизация сель­ского хозяйства, всё расширяющаяся мелиорация и орошение сель­хозугодий - всё это оказывает существенное влияние и на живот­ный мир нашей области. Одни животные становятся всё более ред­кими или даже находятся под угрозой исчезновения, другие, напротив, оказавшись в благоприятных условиях, резко увеличи­вают свою численность.

Современные картины природы не являются раз и навсегда за­стывшими, они представляют собой результат сложной истории развития земной поверхности, истории длительной и динамичной. Как известно, основными факторами, влияющими на эволюцию растений и животных, являются изменения климата и земной по­верхности. Так, от количества выпадающих атмосферных осадков, величины испарения и температурного режима зависит, какие рас­тительные сообщества получат развитие.

Примерно пятьдесят миллионов лет назад произошло потепле­ние климата. Мелководные моря преобладали на большей части Нижней Волги. Однако существовала и невысокая суша, обуслов­ленная поднятиями земной коры. Эта равнина была покрыта тро­пическими лесами.

В четвертичном периоде тёплый климат стал охлаждаться. По­нижение температуры и увеличивающаяся влажность привели к тому, что в полярных районах всё более разрастались шапки льда: Лёд постепенно продвигался к югу, вытесняя леса, засыпая глиной и валунами реки и срезая холмы. Площадь лесов в ледниковую эпоху сократилась, отдельные теплолюбивые виды растений - пла­тан, вечнозелёные дубы, каштан - не могли уже приспособиться к новым суровым условиям и исчезли навсегда с равнин нашего края.

Вместе с растениями ушли из приледниковой зоны и многие животные, некоторые, например, саблезубый тигр, вымерли. Им на смену пришли громадные мамонты, покрытые густой бурой шер­стью, носороги, приспособленные к суровому климату, большерогий олень, пещерный медведь.

Постепенно климат становился более тёплым, лёд растаял, и теплолюбивая флора и фауна вытеснила эти виды. Ледник, хотя и покинул наши края, однако ещё неоднократно наступал на Русскую равнину.

К уроку предлагается краткая характеристика некоторых видов охраняемых растений.

1. При упоминании слова «орхидея» невольно возникает ассоциация с великолепными ажурными цветками, напоминающими крылья бабочки, жуков. И действительно, природа щедро одарила семейство орхидных необычайной красотой и разнообразием цвет-
ков. Поэты посвящали орхидеям стихи, художники изображали их на своих полотнах, ботаники давали им имена богинь и красавиц.

В настоящее время очень многие орхидные находятся на грани исчезновения. Их срывают на букеты «любители природы», выкапывают для лекарственных целей. Но особенно страдают орхидеи при изменении условий их местообитаний в результате деятельности человека.

Один из представителей орхидных - любка двулистная (ноч­ная фиалка). Русское название «любка» обязано тому, что в прошлом знахарки приготавливали из этого растения «любовное зе­лье». Наименование «ночная фиалка» получило за усиление запаха в вечернее и ночное время с целью привлечения определённых на­секомых-опылителей. Любка - многолетнее травянистое растение. Цветёт в конце мая - начале июня. Встречается рассеянно по глу­хим, затенённым байрачным лесам. Декоративное и лекарственное растение.

2. Валериана лекарственная (маун). Латинское название рода происходит от слова «валере», что означает быть здоровым. На­родное название «маун» связано с большим пристрастием к этому растению кошек. Многолетнее травянистое, довольно высокое (до 100 см) растение. Цветёт в середине лета. В конце августа часто полностью засыхает. Часто встречается в поймах рек. Около насе­лённых пунктов валериана часто полностью истреблена. Широко используется в научной и народной медицине. Большой спрос на её корни приводит к сокращению запасов этого растения.

3. Безвременник прекрасный. Русское название связано с поздним, осенним цветением (без.времени). Многолетнее растение. Цветёт в конце августа - начале сентября, когда почти все растения степной зоны заканчивают своё развитие. Летом его найти практи­чески невозможно, так как оно находится под землёй. Высоко де­коративное растение, истребляется местным населением на букеты, ядовито.

4. Тюльпан Шренка. Латинское название рода происходит от искажённого персидского слова «дульбенд», что означает название головного убора тюрбана. В народе его называют лазоревым цвет­ком. Многолетнее растение с невысоким стеблем (15-30 см). Цвет­ки разнообразной окраски: красной, жёлтой, белой, розовой. Очень декоративное растение.

5. Рябчик русский. Латинское название рода происходит от слова «фритиллус», что означает стакан, кувшин, русское соответ­ствует окраске цветка (рябая). Многолетнее растение 30-50см в вы­соту. Цветки крупные, снаружи тёмно-пурпурные, внутри желтова­тые. Цветёт в конце апреля - начале мая. Собирается населением в букеты.

6. Ирис низкий. Невысокий (8-15 см) травянистый многолет­ник. Цветки жёлтые, фиолетовые, кремовые и других оттенков. Цветёт в апреле - мае. Уничтожается на букеты.

7. Кувшинка чисто-белая. Латинское название происходит от греческого «нимфа» - невеста (а также название божеств, олице­творяющих силы природы). Травянистое водное растение, с пла­вающими крупными листьями и белыми цветками с большим чис­лом лепестков (в народе их называют водными лилиями). Вблизи населённых пунктов почти повсюду истреблено. Не выдерживает загрязнения воды отходами производства. Разнообразно практиче­ское значение кувшинок. Очень мощные, богатые крахмалом кор­невища съедобны. Из семян делают муку для добавления в хлеб.

На суше и в водоёмах области постоянно или временно обитает свыше 370 видов животных.

1. Степной орёл. Крупная птица с массивным телосложением, большим клювом и мощными ногами, покрытыми перьями, размах крыльев до двух метров. Гнездятся как на земле, так и на всевоз­можных возвышениях. Основной добычей степного орла являются малые суслики, которых они подстерегают у норки или ловят, охо­тясь пешком. До 50-х годов, когда началась массовая распашка це­линных и залежных земель, степной орёл был обычной и широко распространённой в области птицей. В настоящее время его чис­ленность резко сократилась. Уменьшение численности степного орла до сих пор связано с разорением его гнёзд охотниками и пас­тухами. В настоящее время серьёзной угрозой для жизни степных орлов стали средней мощности ЛЭП (линии электропередач), опо­ры которых не оборудованы защитными устройствами.

2. Особо охраняемую группу насекомых Нижней Волги состав­ляют шмели. У нас их около 17 видов. Шмель моховой ещё встре­чается на лесных полянах и в поймах рек. Тело его средней вели­чины, имеет яркую золотисто-жёлтую окраску и оранжевую спин­ку. Гнездится наземно под сухими листьями. Словно одетые в меховую шубу, насекомые работают с раннего утра и после захода солнца, почти в сумерках.

Для домашнего задания отводится материал на с. 88-89. Можно пред­ложить детям найти материал о некоторых проиллюстрированных живот­ных и растениях и подготовить сообщения для следующего урока.

Домашнее задание: учебник с. 9Ф-95.