Формы экономического воспитания младших школьников. Современная семья, ее доходы и расходы. Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

21.03.2019

Рынок предъявляет к человеку большие требования : своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.

Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный - 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин
2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.
3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.
Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь - азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А - акция, аукцион
Б - банк, банкрот
В - вето, виза
Г - гарантия
Д - доход, депозит и т.д.
сайт
На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.

В подготовительном - 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп - лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки.

Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель - ученик - родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека - бизнесмена.
2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.
4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).
Задачи игры : дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.
Класс оформлен плакатами, ребусами

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

1.2.6. Обучения экономике младших школьников

Экономическое образование и воспитание направлены прежде всего на развитие у каждого ребенка бережного отношения к собственности, выработка умения рационально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения разнообразных потребностей. Экономическое воспитание призвано сыграть важную роль в формировании у учащихся таких качеств, которые бы отвечали общественным интересам и способствовали всестороннему развитию личности. Своего времени А. С. Макаренко указывал на то, что каждый человек является участником общественного производства, и чем лучше она подготовлена для этого, тем больше пользы принесет государству и себе. Хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в подготовке не только полноправного члена семьи, но и хозяина-гражданина. Предмет «Основы экономики» занимает важное место в школьном образовании, ведь это одна из тех дисциплин, которые влияют на формирование мировоззрения и экономического мышления ребенка.

В экономическом образовании и воспитании учащихся принимают участие различные социальные звена: школа, семья, внешкольные образовательно-воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации. Главную роль в осуществлении экономической подготовки подрастающего поколения играет школа, а в экономическом и общем воспитании - семья. Поэтому чрезвычайно важным является гармоничное взаимодействие этих звеньев экономического образования, особенно в начальных и средних классах.

Семья - социальный организм, который имеет свои органы управления и координации. Именно здесь маленький человек достигает понимания нормативных требований, приобретает опыт выполнения распоряжений, переживает порицание, радость одобрение, опыт ответственности и согласованности. Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей со временем вырабатываются понятия о цели, средства, ожидаемые результаты деятельности, взаимные права и обязанности, о мерах, которые применяются за отклонений от принятых в семье норм. Семья - первый коллектив, с которым сталкивается ребенок. Именно в кругу близких ему взрослых она овладевает опытом совместных целей и труда, деятельного сочувствия, общности интересов, сплоченности, осознанной дисциплины и организованности. Поэтому изучение основ экономики на примере семейного хозяйства (по программе «Экономика семьи») дает возможность органично сочетать содержание учебного предмета с повседневной жизнью ребенка, основываясь на особенностях психического развития младших подростков, и, в свою очередь, способствовать этому процессу.

Младший школьный возраст - период интенсивного формирования человеческой личности. Развивается способность к подражанию, благодаря чему дети овладевают понятиями о назначении предметов, способами их практического использования, усваивают поведение старших. Формирование подрастающей личности - это косвенный результат внешних воздействий на нее. Происходит оно путем отбора и переработки всего, что возникает на жизненном пути школьника, с постоянной помощью и под руководством взрослых, которые учат и воспитывают. Природа и потребности индивида сказываются на его отношении к окружающей среде, на том, какие из внешних воздействий являются для него важными. Поэтому дети имеют разные стимулы к активности, разные интересы, наклонности, вкусы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активное формирование способностей к познавательной деятельности. В этот период интенсивно развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Внимание младшего школьника возникает благодаря образном, наглядном, ярком учебном материала и его эмоциональности изложения. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием ответственности в отношении к учебе и с формированием положительных мотивов обучения. Возможности волевой регуляции внимания в этом возрасте ограничены. Ребенок не может волевым усилием заставить себя учиться, а способен сосредоточенно работать лишь под влиянием близкой мотивации (получить отличную оценку, чтобы заслужить благодарность или похвалу учителя или родителей). В этот период формируется и закрепляется мотив достижения успехов. Дети безгранично доверяют взрослым, особенно учителям, и часто самооценка ребенка зависит от характера оценок, которые дают старшие. В процессе специально организованных видов детской деятельности и занятий, отличающихся между собой интенсивностью и новизной, у детей развивается опыт организации внимания, которая подчиняется определенному заданию, приобретает черты произвольности и уже характеризуется определенным напряжением, концентрованістю и устойчивостью. Произвольное внимание активизируется, если искусственно сделать привлекательным то, что само по себе неинтересно, создать эмоциональную насыщенность и заинтересовать.

Основные приемы обеспечения устойчивой длительной концентрации внимания:

стремиться к устойчивому преодоления отвлекающих моментов;

сформировать у ребенка соответствующий интерес;

не допускать однообразия в работе детей (в течение занятия выполнять действия, операции 3-4-х видов);

не чрезмерно детализировать задачи (ребенок может не понять, что от нее требуется);

подобрать оптимально сложные задачи;

пользоваться в процессе объяснения и выполнения работы наглядностью: образец стимулирует желание сделать что-то лучше;

использовать рисунки, макеты, которые можно изготовить вместе с детьми;

применять различные способы и приемы работы для выполнения задач;

предлагать детям вслух повторить суть задания, инструкцию для их лучшего понимания и осознания.

Процессы мышления младших школьников тесно связаны с действиями. Значительную роль также играют непосредственные представления, развивается понимание причин явлений, которые происходят с окружением. Дети овладевают довольно большим количеством понятий, природа которых чаще жизненная, а не научная. В процессе обучения у младших школьников развивается воображение - ученики успешно могут представить и отразить различные промежуточные состояния объекта. Учитывая это, детям можно предложить решение задачи, условия которой представлены в виде абстрактной схемы. Репродуктивная воображение развивается через формирование у школьников умения определять и объяснять определенное состояние объекта, если в описании это прямо не указано, но вытекает из него закономерно, а также понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Учителем это может быть использовано во время проведения с детьми обучающих игр «Представьте себе». Дети понимают, что эта ситуация не состоялась; они считают ее условным и могут предсказать ее последствия. Стремление младших школьников выявлять условия возникновения и построение каких-либо предметов является одним из важнейших психологических факторов развития творческого воображения. Этому способствует также организация учителем работы малых групп.

Развитие понятийного мышления у детей начальной школы прочно связан с предметами и явлениями, при этом преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с активной деятельностью (игрой, рисованием, элементарными трудовыми процессами). Постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться, делать обобщения и выводы. Усваиваются новые понятия, формируется система представлений, используются умозаключения, в частности гипотетические. Обобщения у детей этого возраста чаще охватывают внешние признаки, связанные с практическим применением предметов. Младшему школьнику доступно понимание многих причинных связей между явлениями, однако оно почти не выходит за пределы его небольшого собственного опыта.

В процессе восприятия ребенок накапливает знания о предметах и явления не как сумму определенных ощущений, а усваивает взаимосвязи между предметами и их свойствами. Дополнения имеющихся сведений из прошлого опыта ускоряет процесс распознавания и способствует успешной адаптации к среде. Известно, что ребенок «мыслит руками» - голова учит руки, а руки - голову. Основной способ решения разнообразных задач - практическое действие. Образ объекта восприятия возникает, когда ребенок так или иначе является активной в отношении него, то есть если она активно занимается предметной деятельностью. Система, с помощью которой создавался образ, сворачивается, и каждый раз, когда ученик обращается к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразованная, систему действий. Развитие мышления проявляется также в стремлении узнать неизвестное, понять, осмыслить то, чего в предмете не дано. Чтобы научить мыслить, нужно ставить такие задачи, при выполнении которых дети могли бы использовать полученные ранее знания в новых условиях.

В процессе обучения младших школьников формируется особый вид восприятия - наблюдения. Поэтому на уроке нужно побуждать учащихся к расширенному формулировки задач, научить должным образом воспринимать те или иные явления и действия. Для этого целесообразно постоянно демонстрировать соответствующие примеры, объяснять приемы осмотра, созерцание вещей, предметов, явлений.

В младшем школьном возрасте происходит качественное психологическое преобразование памяти, процессов сохранения и воспроизведения информации. При этом прямая задача - запомнить - отходит на второй план, но результаты непроизвольного запоминания остаются достаточно высокими. Ошибочно считать, что лишь произвольное запоминание приводит к полному усвоению учебного материала. Оно происходит и с помощью непроизвольной памяти, которая опирается на способы логического осмысления. Процесс усвоения информации состоит из многих действий, особых навыков, которые организуют память школьника.

Учитель должен объяснить ученикам, как надо запоминать. А для этого нужно анализировать учебный материал, группировать, сопоставлять его составные части: запоминание в таком случае происходит механически или логически - путем установления существенных связей между элементами. Этот процесс самопроизвольно улучшается, если объект включен в активную самостоятельную деятельность, ведь развитие произвольной памяти наиболее эффективно происходит в осмысленной деятельности. Дети запоминают прежде всего движения, действия, образы вещей, пережитые чувства и состояния, слова близких людей.

В ходе организации обучения младших школьников на основе активизации познавательной деятельности выявлена их способность к усвоению научных понятий, рассуждения, обобщения, осознания разнообразных внешних и внутренних связей как между отдельными качествами предметов, так и между самими предметами. Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести и объяснить конкретный пример или рисунок. Эта особенность предопределяет широкое использование наглядности в обучении детей 9-11 лет. Наглядные изображения и описания преимущественно лежат в основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений. Однако не следует все изучение базировать на рисунках - они должны быть своеобразным «толчком». Развернутых объяснений учителя и материала учебных пособий в основном достаточно для овладения понятиями без непосредственного оперирования предметами. Со временем нужно постепенно увеличивать количество суждений, которые формируются у детей без использования наглядности. Постепенно младшие школьники приобретают умения выделять логические связи между отдельными блоками усвоенных знаний, овладевают приемами классификации, анализа, сопоставления, выделение главных моментов и объединение их в целостную картину. Следствием этого является абстрактное суждения и обобщения знаний. Однако нельзя научить работать только через наблюдение и обсуждения. Настоящие представления и переживания, связанные с трудом, формируются только при активной деятельности самого ребенка, а знания о работе других людей найдут применение в его практической деятельности.

В процессе обучения нужно учитывать, что в этот период совершенствуются такие качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. В их становлении очень важную роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка к успехам. Особое значение для развития младших школьников имеет мотивация достижения успехов - оценка взрослого окрыляет, раскрывает то лучшее, что есть в маленького труженика. Необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности, поручать выполнение большего количества дел без посторонней помощи и больше ей доверять. Самостоятельность - необходимое условие развития умственных способностей, любознательности и догадливости. Она активизирует всю познавательную деятельность личности, раскрывает пространство мысли, толкает к поиску. В основе этого качества - творческое мышление, что отходит от шаблонов и проявляется в том, какими способами решаются мыслительные задачи. Для развития творчества совсем не обязательно придумывать что-то невероятное. Годятся задания типа «лабиринта» или «головоломок», созданные совместными усилиями детей и взрослых, разнообразные конструктивные задачи. Главное - направить детей на то, чтобы они стремились воспользоваться уже известной им информацией, искали разные способы решения, прибегали к многих попыток, не стеснялись задавать вопросы, искали различные комбинации.

Работоспособный школьник активен, ориентирован на близкого взрослого как на авторитет и образец для подражания, он стремится к новизне и способен обучаться по трудовой программе родителей, которая становится его собственной. Тема труда взрослых органически связывается с явлениями окружающей социальной жизни ребенка. В связи с этим одним из важных требований является организация последовательного наблюдения за тем или иным видом труда взрослых, особенностями профессиональной деятельности, которые школьнику важно увидеть и понять. В этот период формируется система качеств, характеризующих психологическую готовность к учебной труда: умение слушать инструкцию взрослого, воспринимать задачи, быть внимательным к процессу и результату своей работы, отражать в игре трудовую и профессиональную тематику; способность самостоятельно решать несложные умственные и практические задачи; чувство ответственности.

Вне деятельности нет познания. В любых видах она является основным условием развития ребенка. В деятельности ученик и формируется, и проявляет свою личность, свои интересы, вкусы, способности и наклонности, умения и навыки, черты характера: волю, настойчивость, целеустремленность, опрятность и т.д. Младший школьник стремится к активности, к действенного состояния, хочет влиять на свое окружение, сделать его для себя близким и понятным. Ребенку легче быть деятельным, энергичным, создавать и преобразовывать, чем пассивно созерцать. Следовательно, задача взрослых - превратить естественную активность ребенка в целенаправленную разумную деятельность.

Еще одно важное требование к организации деятельности младших школьников - добиваться, чтобы они достигали поставленной цели, не бросали дело на полпути. Часто дети, приступая к выполнению какого-то задания, сначала проявляют большую активность, действуют энергично и решительно, а потом интерес ослабевает, со временем исчезает совсем, и дело, за которое так старательно взялись, остается незавершенной - не хватило настойчивости. Конечно, надо иметь в виду неустойчивость интересов младших школьников (они могут бросить, не закончив одно занятие и перейти к другому, которое в эту минуту их больше привлекает), их легкую эмоциональную возбудимость, неспособность к длительному сосредоточению внимания на чем-то одном и другие психические свойства. Однако следует также помнить, что настойчивость не только проявляется, но и формируется именно в умении достигать цели, доводить начатое дело до конца.

Важно также развивать умение работать для общей пользы, организовывать свою работу, оптимально распределять время, создавать условия для выполнения работы, отвечать за качество своего труда, действовать быстро и экономно, планировать свои действия, находить применение своим способностям, стремиться улучшить собственные достижения, работать в рабочих группах, использовать необходимые пособия и рекомендации. Целесообразно использовать различные задачи - новые и достаточно сложные, простые и знакомые. Первые способствуют развитию гибкости ума, сообразительности, смелости решений. А возвращение к несложной, знакомой работы позволяет закрепить важные умения и навыки, стимулировать критический подход к привычным результатам, создает возможности для творчества (замысел можно дополнить новыми деталями, видоизменить, усложнить). С развитием познавательной деятельности возникают такие чувства, как удивление сомнения, уверенность, удовлетворение и радость от сделанного дела. Чтобы работа не стала повинностью, важно не отрывать ее от интересов, потребностей, эмоциональных переживаний ребенка. Этому способствуют беседы о том, что делают родители, какова общественная польза от их труда, разговоры о выпуске продукции, количество, качество, производительность труда, расход материалов на изготовление продукции. Полезно наводить детям факты и цифры, поскольку это дисциплинирует, убеждает, стимулирует размышления. Часто целесообразно обучать детей в игровой форме, увлекая их делом.

Конечно, дети не научатся работать, только играя. Труд и игра - два разных вида деятельности. Первый предполагает наличие в задании определенной сложности, обязательность достижения конечной цели. В игре не привлекательный конечный продукт (часто его здесь и нет), а сам процесс. Поэтому детям важно подтверждать понимание того, что труд - преимущественно серьезное занятие, естественное и необходимое условие жизнедеятельности, а не только развлечение, радость и восторг.

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15.

В младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности, поэтому уже в начальной школе следует начинать экономическое воспитание. Экономическое воспитание учащихся - важнейшее направление воспитательной работы учреждений образования по формированию базовой культуры учащихся.

Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и др.), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки - составной частью их научного мировоззрения.

Проблема экономического воспитания в качестве одного из самостоятельных направлений стало разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы XX столетия. В 70 - 80 годы 20-го века многие ученые посвятили свои исследования экономического воспитания школьников. Так, А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Киселев, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергевева, В.А. Товстик и др. рассматривали экономическое воспитание как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания; а Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова - как часть элемента трудового воспитания.

В этих работах даются различные определения понятия «экономическое воспитание». А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др. под экономическим воспитанием понимали овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике.

В настоящее время под экономическим воспитанием понимается целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически - значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе.

Задачи экономического воспитания:

  • 1. Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развития основ экономического мышления.
  • 2. Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и др.
  • 3. Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности
  • 4. Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике.
  • 5. Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения.

Экономическое воспитание младших школьников тесно связано с образованием, поэтому многие его задачи решаются в процессе обучения.

Экономическое воспитание помогает младшим школьникам познать значение природных ресурсов для человека, и проникаются бережным отношением людей к природе. Получают элементарные представления о семейных доходах и расходах, видах собственности, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества и т.п.

Уже в начальной школе следует осваивать основные экономические термины: собственность, бережливость, банк, производство, цена, рынок, товар, деньги, торговля и др.

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление. Оно способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономическое мышление - это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков. Эффективность экономического воспитания повышается за счет педагогического руководства учителя, владеющего основами экономики и методикой экономического воспитания, методами диагностики сформированности экономических представлений, экономической воспитанности младших школьников.

Формирование экономического воспитания школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов («Человек и мир», математики, трудового обучения, изобразительного искусства и др.); в процессе внеклассной работы и факультативных занятий по занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (Л.В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, сфере услуг, роли банков в экономике и т.п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Проанализировав разные подходы ученых, педагогов к проблеме экономического воспитания младших школьников можно заключить, что в качестве основания для реализации методических разработок экономической подготовки учащихся начальных классов можно определить следующие теоретические положения:

  • 1. Целенаправленная педагогическая работа как основной принцип в организации экономического воспитания младших школьников.
  • 2. Формирование у детей экономического мышления, представления экономической культуры.
  • 3. Комплексный подход к решению задач экономического воспитания младших школьников, обучение экономически мыслить, включение детей в активную экономическую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет заключить, что экономическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс формирования у учащихся понимания экономики как предмета, формирование у них способности воспринимать и преодолевать экономические трудности, стремиться самим добывать материальные средства и уметь их использовать.

Исходя из определения, можно сделать вывод: в процессе экономического воспитания решаются задачи, направленные на восприятие окружающего мира; постижение экономической терминологии; воспитание экономической культуры; развитие на примере рыночных отношений, экономических потребностей, формирование ценностного отношения к миру вещей, материальным средствам. Процесс экономического воспитания младших школьников включает в себя: овладение системой знаний в области экономики; освоение и осмысление ими понятий; выработку с помощью различных средств и умений обобщать свои жизненные и социальные впечатления; развитие экономических представлений; осознание детьми экономических идеалов как личностной ценности; формирование у учащихся в процессе экономического воспитания общечеловеческих, моральных качеств; побуждение к активной социальной жизни.

Именно в этом случае экономическое воспитание сможет реализовать свои главные функции (воспитательную, экономическо-просветительскую, организационно-педагогическую); обеспечит овладение детьми экономическими знаниями, умениями и навыками, научит мыслить по-хозяйски, обогащаясь опытом предков; будет способствовать развитию организационно-экономических, экономически и социально значимых умений младших школьников.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.


Экономическое воспитание в школе – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.




Задачи: Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; Пробуждать здоровый интерес к деньгам; Познакомить с элементарными экономическими понятиями; Учить решать простейшие экономические задачи; Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 – 8 лет; Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).














Викторина. Чем отличается магазин от рынка? Что такое супермаркет? Для чего появились деньги? Как в кошельке появляются деньги? Что такое рациональность? Что такое экономика? Что такое валюта? Назови, какой страны эта валюта. Для чего нужна реклама? Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь?






Теория. 1. Как Миша из покупателя превратился в продавца. 2. Откуда в Мишином магазине мед взялся? 4. Как Сорока Мишин товар хвалила. 5. Как Миша цену назначал. 7. Как Миша продал много-много малины 8. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 10. Как у Миши появился помощник Дятел. 11. Как Миша понял, что деньги счет любят 13. Как Миша учился деньги делить. 14. Миша – брокер. 16. О том, что такое дефицит и затоваривание. 17. Как Миша страховался. 19. Почему Миша платит налоги. 20. Что такое cбepeгaтeльный банк. 22. Праздник в Мишином магазине. 23. Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить. 25. Как Миша решил фабрику построить. 26. Что понадобилось Мише для изготовления стула. 28. Как Мишутка деньги в капитал превращал. 29. Как Мишу посетил иностранный гость. 31. Как Миша стал акционером. 32. О том, как в лесу банк открылся. Практика. Занятия 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 31, 33 – решение экономических задач из задачника мудрого Филина.






Задания из задачника: 40. Распредели роли лесных акционеров среди своих друзей. Бросайте по очереди игровой кубик. Сколько выпадет очков, столько монет вносит каждый член акционерного общества. А взамен он получает столько же акций. Подсчитайте, сколько всего акций получили Лиса, Волк, Заяц, Белка. Отнимите от 30 полученную сумму и узнайте, сколько акций осталось у Миши. А теперь проведите своё голосование. Подсчитайте количество акций у каждого акционера и решите, что вы будете строить: стадион или кафе? 15. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А другой наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?






Заключение. Итак, мы видим, как велики возможности средств, форм и методов школьной педагогики для успешного усвоения элементарных экономических знаний младшими школьниками. Разработанные материалы могут использовать в своей работе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.