Мешает учебе. Мешает ли любовь учёбе? Эмоциональная сторона неуспеваемости

11.02.2019

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым и счастливым. И тем не менее, сами того не замечая, мы часто этому препятствуем. В этой статье - своеобразный топ-10 родительских фраз, которые способны испортить жизнь ребёнка.

Есть слова, которые следует говорить всегда, когда для этого есть повод. Таковы, например, слова поддержки, похвалы и сочувствия. Есть слова, которыми нужно пользоваться с осторожностью, например, слова осуждения. А есть фразы, которые нельзя произносить никогда. О них мы сегодня и поговорим.

Не говори глупостей!

Синонимы : «Не неси чушь», «Хватит ерунду болтать».

Почему нельзя . Дети, в отличие от взрослых, никогда не говорят «ерунду». Всё, что вам решил сообщить маленький человек, важно для него, каким бы смешным или нелепым вам это ни казалось. Такими фразами вы даёте понять ребёнку, что его слова не важны для вас. Не удивляйтесь потом, что у чада так рано появились секреты.

Что взамен . Вместо того чтобы отмахиваться от ребёнка, выслушайте его. Если малыш рассказывает о каком-то своём открытии, порадуйтесь вместе с ним. Если о проблеме - попытайтесь найти решение.

На, бери, только отстань.

Синонимы : «Держи и оставь меня в покое», «Бери и не приставай ко мне больше».

Почему нельзя . Худший способ уступить требованиям ребёнка. Мало того, что вы даёте ему подачку, так взамен он ещё и должен исчезнуть из вашей жизни. Дети очень быстро начинают пользоваться возможностью получить желаемое таким способом. А родители потом удивляются: откуда взялось отчуждение?

Что взамен . Никто не может всё время отказывать ребёнку, да это и не требуется. Даже если вы просто избавитесь от слова «отстань», это уже будет намного лучше.

Ты не сможешь, дай лучше я.

Синонимы : «У тебя не получится», «Оставь в покое, всё равно не сможешь».

Почему нельзя . Отказывая даже в праве на попытку, вы внушаете ребёнку чувство собственной беспомощности, обрекаете его на провал. Результат называется в психологии «выученной беспомощностью» - когда человек заранее уверен в своей неспособности что-то сделать или изменить.

Что взамен . Если вы видите, что малыш берётся за непосильную для него задачу, то лучше всего будет сказать: «Давай я тебе помогу». Или позвольте ему помогать вам. Если же и это невозможно, например, ребёнок рвётся чинить электропроводку, объясните, что это опасно.

Другие дети умеют, а ты нет.

Синонимы: у слова «умеют» может быть много вариантов (слушаются, хорошо учатся, справились, знают, чего-то достигли).

Почему нельзя . Заставляя ребёнка чувствовать себя хуже других, вы формируете комплекс неполноценности. Некоторые думают, что таким образом у малыша появляется мотив стать лучше. Но даже со взрослыми такая тактика не всегда работает. Что касается ребёнка - это очень плохой мотиватор.

Что взамен . Зигмунду Фрейду приписывают высказывание: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, - это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, - это вы сейчас». Авторство Фрейда сомнительно, но это именно тот принцип, которым стоит руководствоваться.

Глаза бы мои тебя не видели.

Синонимы : «Уйди с глаз долой», «Видеть тебя не хочу».

Почему нельзя . Слова эти сигнализируют ребёнку, что ни он сам, ни его проблемы родителям не нужны. Иногда родители таким образом пытаются избежать назревающего конфликта, но избегание не решит проблему, а только усугубит её.Что взамен . Нужно слушать детей, помогать им. А в конфликтных ситуациях, которые неизбежны, применять другие методы.

*Нецензурная брань*

Синонимы : их все знают.

Почему нельзя . Не будем открывать дискуссию о допустимости (необходимости, ценности) мата в речи. Вы же не демонстрируете ребёнку интимные места? Вот и всё.

Что взамен . В 99% случаев подобные слова легко заменить приличными аналогами или просто исключить из речи.

Если бы не ты, то…

Синонимы : «И зачем только я тебя родила», «Лучше бы аборт сделала».

Почему нельзя . Подобными фразами формируется комплекс вины. Ребёнок усваивает, что одним своим существованием делает родителям плохо, причиняет боль. Это очень травмирующее переживание для детской психики.

Что взамен . Подобные мысли - повод разобраться в себе. Вы обвиняете ребёнка в собственных неудачах и несостоятельности. Подумайте об этом как следует.

Ты плохой!

Синонимы : «Ты злой», «Ты глупый», «Ты непослушный».

Почему нельзя . Дети очень доверяют оценкам родителей. Раздавая подобные характеристики, будьте готовы, что ребёнок их усвоит и будет им соответствовать. Это означает низкую самооценку и возможные проблемы в будущем.

Что взамен . Вместо «ты плохой» - «ты плохо поступил». Не «ты глупый», а «это неправильное решение». Оценивая не ребёнка, а поступки, вы даёте ему возможность и стимул стать лучше.

Я тебя не люблю!

Синонимы : «Если ты что-то сделаешь или не сделаешь, то я не буду тебя любить».

Почему нельзя . Родительская любовь должна быть безусловной. Угроза её лишиться равносильна угрозе жизни. В конце концов, вы что, действительно не любите своего ребёнка? Тогда зачем говорить ему эту страшную ложь?

Что взамен . То же, что применимо к следующему пункту.

Я тебя брошу.

Синонимы : «Оставлю здесь», «Отдам дяде».

Почему нельзя . Родители - самые главные для ребёнка люди. От них зависит его жизнь, без матери ребёнок не мыслит своего существования. Поэтому эти фразы столь эффективны… поначалу. Любые пустые угрозы ребёнок очень быстро перестаёт воспринимать. Но, чтобы сформировался невроз, времени хватит вполне.

Что взамен . Что угодно. Серьёзно. Даже угроза физического наказания - обычно никудышный метод воспитания - лучше, чем угроза бросить или перестать любить. Но ещё лучше выстроить с ребёнком отношения, не основанные на страхе и наказании. Дело это непростое, но результат того стоит.

Как вы поняли, важны не слова как таковые, важно отношение родителей к ребёнку, которое стоит за этими словами. А ещё важнее поведение мамы и папы. Поэтому мало отказаться от плохих слов, надо отказаться от плохих дел.

Влюблённость в подростковом возрасте — дело обычное. Практически каждый человек впервые сталкивается с серьёзными чувствами где-то в 12−19 лет. Проблема состоит в том, что на это же время выпадают и самые ответственные в плане учёбы этапы — сдача школьных и вступительных экзаменов. Как сказывается влюблённость на успеваемости? Разбираемся в вопросе вместе.

«Первая любовь, школьные года…»

Блеск в глазах, загадочная улыбка, мечтательный взгляд — внимательные родители уж точно заметят внешние проявления влюблённости своего чада. Как на это реагировать? Главное — без паники. Воздержитесь от резких суждений, чтобы не ранить чувства своего сына или дочери. Подростки весьма уязвимы в это время, поэтому соблюдайте осторожность и тактичность. Налаживайте доверительные отношения, чтобы ребёнок мог обсуждать с вами все возникающие вопросы. Не диктуйте ему свои правила, а выслушивайте и давайте советы. Относитесь серьёзно к чувствам ребёнка. Подростковая влюблённость может закончиться через пару недель, пару месяцев, пару лет, а может перерасти в любовь на всю жизнь

Ирония, подколки, издёвки — то, чего нужно избегать в общении с ребёнком в этот период. Неодобрение отношений со стороны родителей дети переживают болезненно, это может подтолкнуть их на отчаянные решения — поссориться с семьёй, убежать из дома, причинить себе вред.

Влюблённость и успеваемость

Сильные эмоции, которые возникают в самом начале отношений, влияют на все сферы жизни, в том числе и на учёбу. Влюблённый человек первое время не может сосредоточиться ни на чём, кроме объекта воздыхания. Поэтому отставания по программе, вероятнее всего, ученику не избежать. Но важнее то, как влюблённость будет влиять на ребёнка далее. Развиваться события могут по-разному.

Влюблённость как стимул к учёбе

Если и парень, и девушка имеют тягу к учёбе, если они понимают, что помимо любви есть ещё множество важных вещей, о которых стоит задуматься, — беспокоиться не о чем. Совместная подготовка по предметам, взаимопомощь, стремление меняться в лучшую сторону — прекрасные свершения. Сильные чувства будут вдохновлять.

Влюблённость как помеха учёбе

События могут развиться и по-другому. Отсутствие мотивации к учёбе, отрицание всех проблем, кроме любовных, — шаг к постоянным прогулам и низкой успеваемости. Бывает, кто-то из парочки хорош в учёбе, но из-за того, что объект любви не разделяет его стремления к знаниям, он скатывается. Велик соблазн отодвинуть учёбу на второй план, поддавшись вспыхнувшему чувству.

Помогаем расставить приоритеты

Если вы столкнулись с ситуацией, когда влюблённость вашего ребёнка ближе к слову «помеха», нежели «мотивация», попробуйте с ним поговорить. Не кричите, не читайте нравоучения, а спокойно обсудите с сыном или дочерью их чувства. Тонко намекните, что противоположный пол привлекает не только внешняя красота, но и внутренняя, а значит, игнорировать учёбу и саморазвитие не стоит.


Расскажите о своей первой любви — это поможет вам завоевать доверие ребёнка

Если проблема с неуспеваемостью обострена, предложите ребёнку расставить приоритеты. Вместе определите, сколько времени в день он должен уделять учёбе, а когда может отдохнуть и посвятить себя любимому человеку. Разрешите парочке встречаться в домашней обстановке — пусть ваш ребёнок видит, что вы ему доверяете. Это может изменить ситуацию к лучшему.

Ищите компромисы со своим ребёнком, это сможет решить все проблемы.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

8 выбрали

Если верить Уильяму Шекспиру , ровно в этот день, 714 лет назад были обручены Ромео и Джульетта. Все мы помним, чем закончилась эта трагическая история любви и страсти. К счастью, современная молодежь большей частью обходится без подобных трагедий. Впрочем, студенческая влюбленность может закончиться и разбитым сердцем, и испорченной зачеткой. Давайте сегодня поговорим о том, мешает ли любовь учебе.

Любовь учебе помеха

Преподаватели многих институтов могут рассказать истории о том, как успевавший раньше студент неожиданно провалил сессию, испортил себе зачетку, лишился красного диплома, а то и был отчислен из института. Иногда такая ситуация связана с началом профессиональной деятельности, иногда – с личными проблемами, а иногда и с чересчур бурным романом. Может быть, не зря в позапрошлом веке дворянские семьи выбирали для своих детей закрытое обучение? Ведь в такой ситуации влюбиться и забросить учебу было практически невозможно.

Действительно, сильные эмоции, возникающие в самом начале отношений, могут влиять на все сферы жизни. Влюбленный человек постоянно думает об объекте своих чувств и просто не может сосредоточиться на учебе и каких-то других проблемах. Конечно, такая эмоциональная насыщенность долго продолжаться не может – иначе все счастливые в любви люди переставали бы работать. Но если этот период совпал с сессией, чувства могут серьезно повлиять на оценки.

Другая распространенная ситуация – студент начинает прогуливать лекции и семинары, чтобы проводить больше времени со своей "половинкой". Скажем, если девушка работает и учится на вечернем отделении, для свиданий у нее остаются только выходные дни. А так хочется встречаться чаще! Вот учеба и отходит на второй план.

Или подмога?

Впрочем, если верить опросам, большинство студентов не считают, что любовь мешает учебе. А примерно четверть опрошенных уверяют, что даже помогает.

В этом мнении тоже есть смысл. Особенно, если влюбленные учатся вместе. В таком случае, прогулы сведутся к минимуму – молодые люди будут даже не бежать а "лететь" на лекции. Можно вместе готовиться к экзаменам и помогать друг другу выполнять сложные задания. Кроме того, сильные чувства часто вдохновляют нас на трудовые и учебные подвиги. Ведь так хочется в глазах любимого человека выглядеть не только самой прекрасной, но и самой умной.

Но даже если влюбленные не учатся вместе, чувства могут вдохновлять. Настоящая любовь заставляет нас меняться в лучшую сторону. Она придает силы и помогает нам даже в тех областях жизни, которые, казалось бы, с ней совсем не связаны. Ведь если в эмоциональной сфере все хорошо, то уж с экзаменами мы как-нибудь справимся.

А вы помните свои студенческие влюбленности? Как, по-вашему, они мешали учиться или, наоборот, помогали?

Как помочь ребенку в школе?

Есть вещи, которые уже давно внесены учителями в мысленный “хейт-лист” и их лучше не покупать, чтобы не создать ребенку дополнительные сложности в учебе. Что же мешает ребенку в школе?

Телефонные звонки и игры

Толстые ручки

Мячики, пистолетики, игрушки

Многоэтажные пеналы со сложной «навигацией»

Засеките по секундомеру, сколько времени нужно малышу, чтобы открыть свой пенал, достать ручку, или линейку и закрыть пенал. Это далеко не пара секунд - и значит, в это время ребенок чего-то не услышит или не успеет сделать, сделав первый шаг к тому, чтобы стать неуспевающим учеником. Громоздкие пеналы «с наполнением» нужны магазинам для увеличения среднего чека — ученику начальных классов большая часть заранее вложенных в такой пенал предметов не пригодится, как не пригождаются родителям большинство функций современных мобильных телефонов. А ваше желание купить пенал с 12 или 18 карандашами (с дополнительным этажом пенала это 200-250 г) приведет к тому, что ребенок за учебный год при пятидневной учебной неделе перенесет в ранце в школу и обратно дополнительные 72-90 кг.

Идеально: небольшой пенал с минимумом ручек и карандашей

Жесткие и громкие пеналы

Пеналы из жести, в которых содержимое громко перекатывается, а так же пеналы с громко щелкающими замками — дополнительный фактор отвлечения детей на уроках. Мягкие, бесшумные пеналы создают гораздо меньше проблем и обладателям, и их соседям, и учителю, пытающемуся переключить внимание класса с резких звуков на свои слова. Как бы Вы ни убеждали ребенка в том, что нужно уважать учителя и одноклассников, своим громким пеналом он будет на каждом уроке не на словах, а на деле демонстрировать свое неуважение к происходящему в классе.

Идеально: убедиться, что пенал открывается и закрывается бесшумно

Всё, что блестит, переливается, отражает

Родителям и дедушкам-бабушкам, не избалованным в детстве красивой канцелярией, хочется купить чаду всё самое яркое, «детское», весёлое — ручки с подсветкой или плавающими рыбками, колпачки с висюльками, линейки с переливающимися картинками или увеличительными стёклами, пеналы с зеркалами, закладки с фотографиями. С учетом того, что у детей в период адаптации к школе итак со вниманием не очень, это лишь способ создать дополнительные факторы отвлечения внимания и увеличения стресса.

Идеально: обычная деревянная линейка, одноцветный карандаш с мягким грифелем, предельно простая ручка, приклеенная к корешку дневника или учебника закладка из неяркой тесьмы.

Гелевые ручки

Письмо — это навык, динамический стереотип, который важно с самого начала сформировать правильно. Современные малыши крайне редко вяжут, вышивают, нижут бусы, завинчивают мелкие детали металлических конструкторов или лепят, поэтому с мелкой моторикой у большинства первоклашек дела обстоят не очень хорошо, да и терпения большинству недостаёт. Учащимся младшей школы навык письма дается непросто. Не нужно создавать им дополнительные сложности, вооружая их негодными для первичного обучения инструментами. Учтите: освоить безотрывное нажимное письмо с помощью гелевой ручки невозможно.

Идеально: хорошая шариковая ручка.

Толстые ручки

Пишущий инструмент — главный школьный аксессуар, и он должен быть удобным. Видя, как мучаются малыши с ручками, рассчитанными по толщине на использование баскетболистами и боксерами, многие учителя начальных классов запрещают пользоваться толстыми ручками. Никто не мешает вам считать, что навык письма вручную подросшему чаду не пригодится — выражать свои мысли он будет на клавиатуре компьютера. Но успешность ученика младшей школы определяется не в последнюю очередь аккуратностью и скоростью письма. Стоит ли создавать чаду дополнительные проблемы, вооружая его ручкой, которой легко хвастаться, но сложно писать?

Идеально: ручка, которая малышу по руке

Телефонные звонки и игры

Если Вы считаете необходимым давать ребенку в школу мобильный телефон — сами каждое утро переключайте его на беззвучный режим. Перепишите и выучите расписание звонков и никому не позволяйте звонить ребенку во время школьных уроков. Телефон должен быть предельно простым — во-первых, чтобы не провоцировать игры с ним под партой, во-вторых — чтобы не было мучительно больно, если загруженный знаниями малыш потеряет трубку при переодеваниях или перемещениях по школе.

Идеально: простой телефон + ребенок, который знает, что в группе продленного дня он делает уроки, гуляет и общается, а не проводит время за играми на телефоне

Запасы «впрок»

Некоторыми шагами мы сами провоцируем безответственное отношение детей к вещам. Подумайте сами, когда вы закупили в августе по 25 резинок-ручек-карандашей на глазах у малыша, создали ли вы для него сообщение, что ручки и карандаши стоит хранить и беречь?

Знакомая учительница жаловалась, что каждую неделю у нее копится полная карандашница потерянных первоклашками предметов, и вернуть их владельцам удается только на родительских собраниях. Привыкнув не дорожить мелкими личными вещами, вырастающие детишки так же относятся и к более дорогим приобретениям.

Идеально: запас ручек и карандашей, не превышающий пределы необходимого.

Мячики, пистолетики, игрушки

Поставьте себя на место учителя на минутку. Как корректно среагировать на покатившийся между рядами мяч или разбитое им окно? А можете придумать, каким образом снять с люстры запущенную кем-то присоску из пистолета? Что если вам приходится с трудом переключать внимание класса с гордо посаженной кем-то на парту мягкой игрушки на свой рассказ? Теперь постарайтесь сделать так, чтобы по вине вашего чада подобные ситуации в классе не возникали.

Идеально: игрушки - дома, в школе - учебники и тетради

Калькуляторы

Знаете, почему в математических школах даже в общеобразовательных - нематематических классах дети считают в среднем лучше, чем в обычных школах? Потому что там действует жесткий запрет на использование калькуляторов вплоть до старших классов. Если у ребенка есть соблазн получить ответ, нажав на кнопки, ни таблица умножения, ни навык деления в столбик, ни навыки устного счета у него не сформируются. Дети прекрасно понимают, как можно сэкономить время и умственные усилия, но пока недооценивают, к каким последствиям эта сегодняшняя «экономия» приведет.

Идеально: телефон без калькулятора

Украшения

Брошки, цепочки, сережки, бусы, браслеты, кольца, подвески на телефоны отвлекают от учебы и обладательницу, и одноклассников. Если они еще и дорогие — то провоцируют агрессию со стороны других детей и могут стать причиной конфликтов и проблем.

Идеально: надевать всё это по праздникам и выходным, а не в дни учебы в школе.

Вместо заключения:

Большинство школьных правил не противоречит здравому смыслу, соблюдать их не слишком сложно. Зачем нарушать то, что легко соблюдать? Что Вы воспитываете в ребенке, побуждая его нарушать правила и договоренности? Задача сделать ребенка успешным, хорошо успевающим — задача, которую школа может выполнить только при поддержке семьи. Пусть Ваши покупки и Ваша забота не мешают ребенку учиться с радостью.

Студенческие годы – невероятная пора, когда открываются новые степени свободы и бесконечные возможности, а в то же время еще нет такой ответственности, как во взрослой жизни.

Сумасшедший поток событий: экзамены, конференции, лекции вперемешку с веселыми «тусовками», встречами, дебатами, конкурсами и тут же поисками работы. Казалось бы, пользуйся - не хочу: блаженная пора, когда ты до конца не погружен в проблемы «взрослого» мира, можешь витать в облаках и строить планы на будущее. Однако большая часть студентов задумывается о необходимости совмещения учебы и работы.

В преддверии ежегодной конференции «Образование. Занятость. Карьера» мы попытались выяснить отношение студентов к совмещению работы и учебы, опросив более 30 человек. Круг опрошенных респондентов достаточно широк: это студенты практически всех факультетов, разных курсов, аспиранты.

63% студентов высказывается «за» совмещение работы с учебой, отмечая плюсы - прежде всего, получение опыта и материальную независимость. В основном трудовую деятельность студенты начинают на старших курсах (около 70% работающих опрошенных студентов), но есть и те, кто пробует себя в работе уже с первых курсов.

Поступив в университет, каждый из нас надеется, что диплом об окончании вуза послужит билетом на получение престижной, интересной, высокооплачиваемой работы. На практике же оказывается, что без опыта работы заполучить желанную вакансию практически невозможно.

Студенты прокручивают в голове такую ситуацию и начинают осаждать желанные офисы.

Вот, к примеру, студент факультета ИУФИС. Скажем, курса второго. Отличник, красавец, активно ищет работу, желает применять получаемые им в вузе знания на практике. Работы по специальности нет, а материальной независимости хочется. В итоге идет наш амбициозный студент продавать гамбургеры в «МакМастере». Полезен ли опыт такого рода для будущего экономиста? Вопрос спорный.

Зачеты, курсовые, экзамены совмещающий студент так или иначе, конечно, сдаст: к последним курсам уже сложилось представление о системе образования. Только вот профильные предметы, которые преподаются на последних курсах, останутся без должного внимания.

Аспирант очной формы первого года обучения кафедры технической кибернетики и автоматики Алексей Кукушкин. Работает по специальности, должность - инженер по качеству.

– Стоит ли студентам работать, учась в вузе? Оправдывает ли полученный ими опыт пропущенные лекции и семинары? Когда стоит начинать работать? Расскажите о своем опыте.

– Уверен, что студентам стоит начинать работать, учась в вузе. А пропущенные лекции и семинары можно свести к минимуму, работая по выходным или в свободное от занятий время, плюс работа в летние каникулы. Любая подработка воспитывает дисциплинированность, умение рассчитывать собственное время и силы, да и при трудоустройстве опыт работы даже не по профилю является плюсом для работодателя.

Начинать, думаю, можно уже с 1-го курса на различных временных подработках, главное, было бы желание.

Что касается собственного опыта, на первых 3-х курсах я работал в течение месяца летом не по специальности... На 5-м курсе благодаря вузовскому Центру занятости удалось устроиться на оплачиваемую летнюю практику, на этот раз по профилю.
При желании возможно совмещать работу даже в другом городе и учебу, что, собственно, мой опыт и доказывает. Но для этого необходимо, чтобы на работе были готовы тебя отпускать на учёбу, ну а ты должен быть готов «отрабатывать» предоставленное доверие. При этом очень важно организовать грамотно свой учебный процесс, поставить цели как в учёбе, так и в работе.

– Кем ты хочешь стать и как ты к этому идешь, способствует ли этому твоя работа?

– Хочу стать руководителем крупного предприятия, топ-менеджером, конечно, это в долгосрочной перспективе. Знаю, что для этого необходимо быть специалистом, даже экспертом в своём деле. Нынешняя работа, как минимум, позволяет развивать профессиональные навыки и, конечно, дает тот самый опыт, что и должно поспособствовать воплощению мечты в реальность.

Студентка 6 курса направления «Материаловедение и технология новых материалов» Екатерина Шорова:

– Я прослушала курс лекций, проводимых по инициативе компании «СУ-155», и сейчас работаю на ДСК, я -представитель «СУ-155» в Иванове. Уверена, что работать нужно хоть на полставки, хоть на четверть, даже за небольшие деньги, но обязательно по специальности. Это даст опыт и знания, которые пригодятся в профессии. А также будут хорошим подспорьем после окончания вуза при поиске работы.

Полученный на ДСК опыт помог осознать, что работать хочу исключительно по специальности, и я очень рада, что мне выпал такой шанс «попробовать» себя в своей профессии. Надеюсь, в Иванове будет развиваться производство, что позволит выпускникам работать по специальности и получать достойную заработную плату.

Студент 4 курса специальности «Экономика и управление на предприятии» Александр Суворов, уже сейчас работает менеджером на малом предприятии:

– Вопросы эти, конечно, спорные. Но все-таки совмещать стоит, особенно если речь идет о неполной занятости и особенно, если по специальности. В таком случае противоречия между учебой и работой не возникает: полученные в учебе знания помогают на работе, а практические навыки, получаемые на работе, помогают более глубоко понимать излагаемый преподавателями материал.

Конечно, иногда пропускать занятия приходится, но если делать это в разумных пределах, то полученный на работе опыт, безусловно, компенсирует их.

Одновременно работать и учиться тяжело, а если говорить об отличной учебе, то еще сложнее, поэтому, думаю, работать стоит начинать на старших курсах, когда основной упор делается на специальные предметы, которые, так сказать, ориентированы на «практику».

В пользу работы на старших курсах говорит, пожалуй, и психологическое состояние студента, когда стимулы учиться уже не так высоки, а хочется иметь свой заработок и деньги в кармане.

Вряд ли стоит начинать работать на первых курсах, так как знаний все-таки еще не так много для работы по специальности, а если работать не по специальности, то можно из-за получаемых на работе денег совсем потерять интерес к учебе и остаться без образования. А образование важно не менее, чем опыт. Одно без другого не сможет принести желаемых результатов.

Если говорить о моем опыте, с появлением работы времени на учебу стал уделять меньше, но серьезно на результатах это не сказалось. Работать и учиться хотя и тяжело, но интересно, и это делает мою жизнь динамичнее и содержательнее. С тех пор, как я начал работать, я стал более эффективно использовать свое время, стал организованней, да и в учебе на многие предметы взглянул, так сказать, с практической точки зрения.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что у каждого своя формула для достижения успеха на карьерном поприще, но без работы над собой, без усилий, без опыта, знаний и навыков, полученных на работе, добиться высот невозможно. Что еще раз подтверждает актуальность девиза конференции ОЗК: «Задумайся о трудоустройстве на первом курсе, а не на пятом».

Дерзайте, товарищи!

А. Борисова, спецкорр. «Химика»