Лэпбук по развитию речи старшая группа. Лэпбук «Развитие речи. По развитию речи

07.04.2019

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга) . Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог - психолог и т.д.) , работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: - уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным» , через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками) .
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

  1. «Прочитай по первым буквам» . Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик» . Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои» . Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, - это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

В последнее время все популярнее становится такое интерактивное средство обучения, как лэпбук. Пришло оно к нам из-за рубежа, но весьма быстро завоевало любовь детей и воспитателей в детских садах, а также родителей в семьях с детьми. Перевести с английского это название можно примерно как «игровая книга». Что же такое лэпбук для дошкольников, как он работает, как способствует развитию речи или других способностей ребенка?

Игровой интерактив

Лэпбук по своей сути – тематическая папка, внутри которой собраны и систематизированы обучающие материалы по конкретной тематике. В такую папку входят:

  • мини-книжки разной формы (обычные, фигурные, в виде гармошки);
  • кармашки для тематических карточек или заданий, букв, цифр;
  • тематические игры (ребусы, головоломки, раскраски, «бродилки»);
  • материал в виде календарей, таблиц, конвертов,
  • рисунки и т. д.

Вариантов оформления может быть столько, сколько подскажет фантазия.

Каждая такая папка может состоять из нескольких листов формата А4, на которых размещается вся необходимая для развития ребенка информация по выбранной теме.

Такие интерактивные книги с успехом используются не только родителями, но и воспитателями на групповых занятиях в детском саду. Ведь во время творческой игровой работы с ребенком лэпбук способствует комплексному развитию его важных навыков и когнитивных функций:

  • воображения;
  • мелкой моторики;
  • логического мышления;
  • счета;
  • памяти (особенно – зрительной);
  • чтения;
  • речи.

На таких занятиях ребенку приходится рисовать, вырезать, клеить, рассказывать, объяснять, обдумывать. Поэтому ориентироваться нужно примерно на возраст 5 лет или старше, когда малыш уже может проделывать механические и умственные манипуляции на нужном для таких игр уровне. Такая форма работы позволяет педагогам детсадов развивать инициативу, творчество среди дошкольников, их мотивацию, способности, определить склонности и увлечения каждого малыша.


Говоря о более масштабном предназначении таких папок, отметим, что лэпбуки выполняют ряд важных функций.

  • Помогают ребенку самому организовать и систематизировать информацию по теме в том виде и порядке, в каком ему удобно. Особенно хорош такой вид занятий для детей с преимуществом визуального восприятия.
  • Являются отличным способом повторять пройденный материал, постепенно дополняя его все новыми знаниями. Ведь открыть любимую игровую книжку ребенок может когда угодно. А взрослые могут контролировать уровень усвоения материала и постепенно расширять его, добавляя новые карточки или задания.
  • Помогают дошкольнику обрести важный навык самостоятельного сбора и организации нужной информации. Это пригодится в будущем – для написания рефератов, курсовых работ, а также для ведения школьных портфолио.
  • Подходят для занятий с детьми разных возрастов (например, воспитывающихся в одной семье). При этом папка должна включать задания, посильные для каждого возраста.

Даже если вы не пополняете папку новым материалом, периодически обновляйте старый (рисуйте новые картинки, добавляйте игровые задания). Так малышу будет интересно постоянно возвращаться к лэпбуку, закрепляя навыки.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Виды лэпбуков

  • Энциклопедические.

Повторяют в сжатом виде структуру детской тематической энциклопедии (космос, пауки, лес, динозавры, земля и т. д.). Структура и содержание таких папок могут соответствовать структуре и содержанию этих энциклопедий, поэтому сложности при их изготовлении нет никакой. По мере прочтения самой энциклопедии материал лэпбука можно пополнять.

  • По мотивам произведений (книг, мультиков, фильмов).

Такой лэпбук позволит ребенку не расставаться с полюбившимися персонажами, а взрослым – на основе произведения проводить занятия на развитие кругозора, речи, общих знаний. Например, взяв за основу сказку «Золушка», можно рассказывать о Франции или изучать французский язык, быт и традиции великих королевских династий, изучать тыквы, а может быть, мышей, обсуждать черты характера героев любимой сказки (такие как терпение, трудолюбие или завистливость). Чтобы изучить понятие времени и работу часов, можно проигрывать сцену, где Золушка убегала с бала…

  • Тематические.

Это папки с материалами на выбранную тему (замки, принцессы, времена года, праздники, рыцари и т. д.). В тематический лэпбук собирают все, что относится к теме (песни, рисунки, стихи, фильмы, сказки, открытки). Интересно создать такой лэпбук, к примеру, ко дню рождения бабушки. В нем найдется место памятным фото, рисункам, произведениям, которые она любит, пожеланиям, самодельным открыткам-коллажам…

  • Предметные.

В них собирают информацию по школьным предметам (математика, иностранный язык, литература…). Такие папки делаются по ходу проработки темы либо при подготовке к контрольным, экзаменам. Что касается детского сада, то предметные лэпбуки здесь тоже возможны, ведь с малышами проводятся занятия по рисованию, физкультуре, музыке, речевому развитию.

Лэпбук по развитию речи, например, может включать в себя материалы с упражнениями на артикуляцию и дыхание, на произношение (чистоговорки, скороговорки, стихи, пословицы), раскраски и «вырезалки», упражнения на согласованное употребление существительных с прилагательными, предлогами и глаголами, дидактические игры, задания на составление рассказа по картинкам и пр.

Собственно, развивать разговорную речь можно при работе с любым лэпбуком, если провоцировать ребенка на говорение: составление рассказов, обсуждение героев или изученной темы.

Как сделать лэпбук?

Итак, лэпбук – пособие самодельное. И делать его нужно непременно с ребенком, чтобы он непосредственно участвовал в создании образов, структуры папки, вырезал карточки, раскрашивал и т. д.

Вместе с ребенком выбирают тему и продумывают план, включающий в себя необходимые материалы. Затем обсуждают макет – определяют, как будет представлен каждый пункт плана: в виде игры, книжечки, стихотворения, задания. Вместе с ребенком подготавливают их (можно скачать тематические картинки, карточки, игры в интернете) – рисуют, складывают, вырезают, клеят. Все это размещают в папку в той последовательности, которую выберет сам ребенок. В конце работы нужно ярко украсить обложку папки.

Для общего развития лепбуки могут стать незаменимыми пособиями. Это не просто «обучалка», это – приключенческо-познавательная книга, которую малыш фактически сделал сам (был художником, дизайнером, составителем, отчасти изготовителем). А значит, отношение к такому пособию будет совсем иным: интерес к нему не угаснет долго. Этим и должны воспользоваться взрослые, чтобы вытянуть из такой «умной папки» максимальную пользу для ребенка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский Сад № 203» г. Перми

Лэпбук «Звуковичок»

Разработали:

учитель-логопед: Шишмакова М.А.

воспитатели: Якимец Ю.В.

Волегова Е.А.

г. Пермь 2016 г.

ПРОЕКТ

« Лэпбук «Звуковичок».

Полное название

программы

Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР)

Краткое название

Лэпбук «Звуковичок»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна

Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В.

Возраст детей

Актуальность

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Это пособие помогает детям усвоить знания.

(Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме).

Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ.

1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.

2. Развивать фонематический слух.

3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.

4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).

5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»).

Материалы и

оборудование

В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы :

«Такие разные буквы»

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер);

«Бродилки»

«Шипелочки и жужжалочки»

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка»

«Многозначные слова»

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово);

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове);

«Сдуй снежинку»

«Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа);

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики);

(автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи).

Части проекта.

1.Подготовительный этап(1 неделя)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач проекта.

Формирование проектировочной группы.

Распределение прав и обязанностей.

2.Основной этап.(2 недели)

Подборка материала, картинок.

Организация просмотра подобранного материала по данной теме.

Методическое обеспечение.

Приобретение материала для изготовления папки;

Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий;

Распечатывание в цвете подготовленных материалов.

На эту работу отведено 2 недели.

3.Заключительный этап.(1 неделя)

Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке.

Конечные результаты

Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения).

Конкретные программные

критерии

В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Количество детей

Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка)


«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)

Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);

Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».


«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)

«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).

«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).

«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);

«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);

«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).

«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).

Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,

Дети с удовольствием занимаются и играют.

Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

Лэпбук для дошкольников - удивительное и очень полезное пособие, которое обрело свою популярность в нашей стране сравнительно недавно. Что особенно приятно, сделать такую развивающую игру можно (и нужно) своими руками. Как же выглядит лэпбук и что он собой представляет?

Развивающая книга с индивидуальным характером

Лэпбук - это обучающая папка, посвященная какой-то одной теме. Изготавливается такое пособие в домашних условиях и обязательно с помощью ребенка. Секрет лэпбука в его оформлении: здесь уместно использовать разнообразные кармашки, дополнительные развороты, «окошки» и другие интересные варианты оформления. Лэпбук для дошкольников может содержать не только конспект основных знаний по выбранной теме, но и дополнительные логические и творческие задания. Такая «игра» отлично подойдет для одиночного рассматривания или изучения в компании детей. И что самое главное - сделать лэпбук совсем нетрудно, и этот процесс обязательно увлечет всю семью и подарит только положительные эмоции.

Материалы и инструменты

Удобней всего делать лэпбуки из картонных Но если у вас нет такой под рукой, можно выбрать в качестве основы обычный лист картона. Что касается внутреннего оформления, варианта два: или вы все рисуете и клеите вручную, или же вырезаете сделанные на принтере распечатки. Каждый из этих вариантов хорош по-своему, в первом случае простор для фантазии неограничен, во втором со всей работой вы можете справиться намного быстрей. Как сделать с использованием компьютера и принтера лэпбук для дошкольников? Шаблоны можно подготовить в любой графической программе. Предлагаем вашему вниманию готовый образец, который вы также можете использовать в своей работе. И все же, если ребенок достаточно большой и самостоятельный, намного интересней делать лэпбуки своими руками, используя только цветную бумагу, картон и разнообразные декоративные элементы. И не бойтесь сделать что-то криво или недостаточно аккуратно, дети, как правило, не уделяют внимания таким мелочам и ценят ручную работу намного больше взрослых, вне зависимости от ее качества.

Выбираем тему для наглядного пособия

Материалы для творчества подготовлены и ждут своего часа? Отлично, самое время решить, какой теме будет посвящена ваша первая развивающая папка. Преимущество данного заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. Вы можете собрать в одной папке краткий конспект о животном и растительном мире леса или луга или же посвятить такой наглядный конспект конкретной профессии. Еще можно сделать лэпбук по сказкам для дошкольников, про какое-то конкретное животное или предмет. Возможности обучающих папок практически безграничны, сделайте такое пособие про виды строение Вселенной, историю государства.

Лэпбук для дошкольников: мастер-класс с пошаговыми инструкциями

Возьмите картонную папку, внутренние части ее обклейте цветной бумагой или картоном. Теперь самое время заняться подготовкой наполнения нашего лэпбука. Очень хорошо, если внутри будут и общие данные в виде краткого конспекта по изучаемой теме, и задания для самостоятельной работы. К примеру, если вы делаете лэпбук по ПДД для дошкольников - сделайте карточки с наиболее важными правилами и поместите их в отдельный кармашек. Отдельно подготовьте задания - загадки по выбранной теме, какие-то не слишком сложные задачи. Удобней всего разложить карточки в приклеенные к основе кармашки. Также можно использовать и другие варианты оформления - сложите прямоугольный лист гармошкой, сделайте с открывающимися окошками, конвертики, используйте объемный двусторонний скотч для того, чтоб выделить отдельные элементы. Не забудьте украсить и обложку - на нее можно приклеить красивую распечатку по выбранной теме, нарисовать рисунок или сделать аппликацию, а для малышей, которые уже умеют читать, подойдет и «взрослая» книжная обложка с названием.

Примеры наполнения

При раскрытии стандартной папки из картона у вас получается два или три листа А4 для заполнения. Какой же обучающий материал на них разместить? Лэпбук позволяет собрать в одно пособие самые разнообразные варианты развивающих занятий для дошкольников. Для вдохновения можете посмотреть настольные игры и рабочие тетради, которые уже есть у вашего ребенка. В зависимости от его возраста это могут быть такие задания, как «собери пару из двух карточек», ребусы, элементы для раскрашивания, счетный материал, «найди отличия». Не забывайте и о логических задачах и загадках - предложите ребенку короткие истории или стишки, после прослушивания которых нужно будет дать правильный ответ. Лэпбук для дошкольников - это и красочный конспект. Систематизируйте основную информацию по выбранной теме, используя схемы и картинки, списки и таблички.

Секреты оформления

Многие мамы сомневаются, стоит ли привлекать ребенка к работе над лэпбуком или лучше преподнести ему готовую папку в качестве подарка-сюрприза? Решать только вам, но, как показывает практика, совершенно все дети любят делать поделки в различных техниках. И да, пускай готовое пособие будет выглядеть неидеально, но ведь его цель - научить ребенка чему-то новому и увлечь на продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, обязательно делайте лэпбук не только для ребенка, но и вместе с ним. Интересная идея для тех, кто решил использовать распечатки с принтера: выбирайте черно-белые контурные рисунки, которые дочь или сын раскрасит самостоятельно. Попробуйте использовать для декора своей полезной поделки различные техники - пускай лэпбук будет украшен сразу и аппликацией, и рисунками. Можно приклеить внутрь и не слишком объемный декор, например, фигурки из ткани, плоские пуговички или блестки.

Как работать с лэпбуком?

Полностью оформленную развивающую папку рекомендуется хорошо просушить в течение суток, после чего можно приступать к занятиям с ней. Лэпбук для дошкольников - пособие не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься в одиночестве или вместе с друзьями/братьями и сестрами. Наполнение папки можно просто рассматривать, раскрывая все кармашки и потайные страницы, или же выполнять все задания, повторять приведенные факты. И что самое приятное - лэпбук для дошкольников, своими руками сделанный, по-настоящему индивидуален, на его страничках вы можете учесть и отразить все интересы собственного малыша. Учитывая низкую себестоимость поделки и быстроту ее изготовления - попробуйте создать домашнюю коллекцию развивающих папок обо всем на свете, и в будущем ваш ребенок обязательно поразит вас своей разносторонностью и гибкостью мышления.

Актуальность проекта.

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В связи с этим разработка данного проекта я проекта является актуальной.

Паспорт проекта

Название проекта

Внедрение технологии «Лэпбук» в логопедическую работу по автоматизации звуков

Тип проекта

Учебный,практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный

Руководитель проекта

С.М.Асташевская, Е.А.Медведева - учителя-логопеды высшей квалификационной категории

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста

Место реализации

МКОМБДОУ «Детский сад №30 «Аист»

Адресная направленность

1.Дети старшего дошкольного возраста

2.Педагоги
3.Родители

Цель проекта

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми через обновление содержания коррекционно-образовательного процесса

Задачи проекта

Развивать артикуляционный аппарат;

Закрепить правильное произношение свистящих,

шипящих, сонорных звуков;

Развивать общую и мелкую моторику;
- развивать речевое дыхание;

Расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

Развивать навыки грамматически правильной речи;

Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа;

Развивать творческие способности школьников;

Повысить уровень социализации и коммуникативных навыков у детей.

Ожидаемые результаты

1. Повышение уровня развития речи.

2. Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

3. Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций.

4. Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

Практический результат проекта

оформление выставки «Лэпбук «Свистелочка» «Шипелочка», «Рычалочка» «Лалаечка» в конце обучения.

Сроки реализации

Учебный год

Инновационность пректа

Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

Развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Организационный

1.Изучение литературы по вопросу изготовления лэпбуков.
2. Составление плана - схемы проекта.
3 Подбор необходимых материалов для изготовления лэпбука

Сентябрь

Реализационный -практический

1.Диагностирование звукопроизносительной стороны речи дошкольников.

2.Изучение и обобщение тем по постановке звуков, автоматизации и дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и речи.

3.Совместная работа педагога с детьми по изготовлению страниц лэпбука

4 Применение тематических лэпбуков на занятиях по речевому развитию

Рефлексия

Обобщение материалов лэпбука, совершенствование навыка работы с ним

Использование созданных лэпбуков в самостоятельной деятельности детей

Итоговая диагностика

Февраль-апрель

4 этап Внедренческий - обобщение опыта

Оформление выставки, обобщение опыта, мастер-классы

Пособие включает задания на автоматизацию звука [Ш]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах.

Упражнения: * «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, удерживать в таком положении губы под счет от 2 до 5-10.

* «Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу;

* «Чашечка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу, приподнять все края языка вверх, удерживать 5-10 секунд;

* «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону;

* «Качели» - рот приоткрыть, кончиком языка упираться поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы;

* «Чистим зубки» - открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону;

* «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка;

* «Фокус» - положить на кончик носа ватный шарик, язычок принимает форму чашечки, поднять широкий язык на верхнюю губу, дуть на ватку, чтобы она полетела вверх.

Игра «Помоги Змейке проползти в камыши»

Цель: закрепление изолированного произношения звука [Ш].

Игра «Речевой блокнотик »

Цель: закрепление звука [Ш] в слогах.

Логопед произносит предложение, ребенок проговаривает слоги в рифму.

Игра «Звуковая улитка»

Цель: закрепление звука [Ш] в словах.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце); развитие мелкой моторики.

Игра «Собери картинку»

Цель: автоматизация звука [Ш], восприятие целостного образа буквы.

Игра «Волшебные круги»

Цель:

Описание : на одном круге предметные картинки - неживые предметы, на другом круге предметные картинки - живые предметы. Ребенок называет парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет, придумывает предложение. Например: кошка - шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка); мы шк а - ма ш ина (Мы ш ка спряталась под ма ш ину. Мы ш ка едет в ма ш ине. На ма ш ине нарисована мы ш ка).

Игра «Домино»

Цель: закрепление звука [Ш] в словах, образование множественного числа существительных.

Игра «Ходилка»

Цель: Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Описание: в игре принимают участие два игрока. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.

«Скороговорки»

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.

«Расскажи»

Цель: автоматизация звука [Ш] в связной речи.

Пособие включает задания на автоматизацию звука [Р]. Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.

Игра «Звуковая улитка»

Цель: закрепление звука [Р] в словах.

Игра «Собери букву»

Цель: автоматизация звука [Р], восприятие целостного образа буквы.

Игра «Повтори»

Цель: автоматизация звука [Р] в чистоговорках.

Игра «Отгадай»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: выкладываются картинки животных и педагог читает загадки и нужно отгадать загадку, найти отгадку и правильно произнести название животного.

Игра «Построй домик»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах, развитие фонематического слуха.

Ход игры: играть может как один ребёнок, так и двое-трое. Перед детьми выкладываются крыши домиков с символами местоположения звука в словах. Педагог показывает по одному кирпичику с картинкой, а дети должны определить, где находиться звук [Р] и назвать картинку. Затем ребёнок забирает картинку себе и кладёт под крышу.

«Выучи скороговорки»

Цель: автоматизация звука [Р] в скороговорках, которые представлены в мнемотаблицах.

Игра «Бродилки»

Цель: автоматизация звука [Р] в начале, середине и конце слова.

«Рассказы»

Цель: автоматизация звука [Р] в связной речи.

Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] и [С’].

Артикуляционная гимнастика

Игра «С чем пирожок?»

Цель: обучение составлению предложений, образованию относительных прилагательных.

Игра «Собери букву»

Цель: автоматизация звуков [С], [С’] восприятие целостного образа буквы.

Игра «Расставь по окошкам»

Цель: автоматизация произношения звука [С] или [С’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)

Игра «Твердый и мягкий»

Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звука [С].

Игра «Птица-рыба-зверь со звуком»

Цель: автоматизация звуков [С], [С’], развитие памяти, мышления, кругозора.

Игра «Цепочка»

Цель: автоматизация произношения звуков [С], [С’], обучение подбору слов с заданными слогами.

Игра «Волшебные круги» (круги Луллии, технология ТРИЗ)

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

«Скороговорки»

Цель: автоматизировать звук [С], [С’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.

Пособие включает задания на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л] и [Л’].

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.

Игра «Звуковая улитка»

Цель: закрепление звука [Л], [Л’] в словах.

Игра «Собери букву»

Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] восприятие целостного образа буквы.

Игра «Твердый и мягкий»

Цель: классификация по твердости и мягкости, по положению в слове, автоматизация произношения звуков [Л], [Л’]

Игра «Цепочка»

Цель: автоматизация произношения звуков [Л], [Л’], обучение подбору слов с заданными слогами.

Игра «Звуковые дорожки»

Цель: автоматизация произношения звука [Л], закрепление звукового анализа слова, развитие творчества.

Игра «Подводная лодка»

Цель: : автоматизация произношения звука [Л] или [Л’], обучение определению звука в слове, его места (в начале, середине, в конце)

«Скороговорки»

Цель: автоматизировать звук [Л], [Л’] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию, память, контроль над звукопроизношением.

Игра «Расскажи»

Цель: автоматизация звуков [Л], [Л’] в связной речи обучение составлению рассказов по картинке

Мы можем однозначно утверждать, что работа над проектом «Лэпбук - как средство коррекционного обучения дошкольников» принесла положительный результат, т.к.:

Повысился уровень развития речи;

Повысился уровень познавательной активности детей;

Педагоги ДОУ познакомились с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.