Правильная кукла. Куклы для девочек: как и какую выбрать? Виды кукол для девочек

15.03.2019

Игра в куклы – самая продолжительная игра в жизни человека: она начинается в глубоком детстве и заканчивается только в подростковом возрасте, а иногда сохраняется и до старости, превращаясь в коллекционирование или лицедейство.

Кукла – это игрушка, с которой играют «в жизнь». Она учит воспроизводить стереотипы женского поведения: уход за ребенком, его кормление, укладывание спать и другие действия, которые в обычной жизни направлены на самого малыша. В таких играх отрабатываются и нравственные модели поведения: игрушки вежливо знакомятся друг с другом или дерутся, их может быть жалко, кукла может плохо себя вести и т. п. К тому же игра в куклы – сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с нею малыш проживает свои радости и горести, ссоры и обиды, проигрывает ситуации и меняет их финал на позитивный. Это позволяет ему избавиться от чувства тревоги и обрести душевное равновесие.

Когда какие куклы покупать ребенку?

В возрасте до года ребенок еще не умеет играть в куклы, поэтому лучшей «куклой» для него становятся родители. Участие взрослых в детских играх – обязательно, ведь играть просто так, без помощи родителей, малыш не научится.

В год уже можно купить малышу первого простенького пупса. Но до двух лет дети кукол не выделяют среди прочих игрушек. Ее бросают, держат то за волосы, то за ногу.

В 3-4 года ребенок уже начинает осознавать, что кукла – игрушка особая. Девочка с особым увлечением пеленает и купает своих «детей» (пупсов) или наряжает больших красавиц.

К 5 годам ребенок начинает себя идентифицировать с куклой, мечтать о ней, любить некоторых кукол больше, чем других. Старший дошкольный возраст с его более сложными ролевыми играми требует уже усовершенствованных кукол. Ролевые игры в дочки-матери играются с особым увлечением. Подойдут «сложные», много умеющие пупсы: их кормят, поят, меняют им памперсы, усаживают на горшок и т. п. Постарайтесь только, чтобы игрушка с такими почти детскими функциями все же не была напичкана электроникой, не напоминала требовательного питомца-тамагочи или настоящего ребенка, реагирующего на каждое движение своей маленькой «мамы». Иначе и до невроза недалеко.

Может ли мальчик играть в куклы?

Не просто может, очень желательно, чтобы он играл в них, не встречая негативной реакции родителей. К сожалению, заинтересовавшись «девчачьей игрушкой», кроха мужского пола очень быстро поймет, что взрослым это не очень нравится – и полностью переключится на пистолеты, машинки и конструкторы.

Меж тем, куклы нужны и мальчикам, и девочкам буквально с младенчества. Сначала – неваляшки и матрешки, потом пупсы, о которых нужно заботиться, попутно осваивая навыки одевания, вырабатывая ритуалы кормления и укладывания спать. Мальчики чуть старше года проявляют такой же интерес к куклам, как и к их «транспортным средствам» – коляскам.

Затем, в 2-3 года, наступает эра сюжетных игр, и в коробке с игрушками должны оказаться небольшие куколки, желательно – семья. Хорошо, если они подвижны и разнополы. В 4-5 лет приходит черед ролевых кукол – солдатиков, пожарных и т. п. Желательно, чтобы куклы мальчиков и выглядели как мальчики, и были внешне близки своему хозяину по возрасту. Ведь такой пупс – это фактически «второе я», друг и некий выразитель нужд ребенка, с помощью которого он учится общаться, понимать себя и других.

В отличие от девочек, мальчикам не нужен большой набор утвари и аксессуаров для кукол. Минимальный набор посуды и мебели мальчику будет куда интереснее разнообразить с помощью конструкторов или кубиков.

Можно ли обойтись без покупных кукол?

Традиционные самодельные игрушки делаются из максимально естественных материалов – дерева, шерсти, соломы, натуральных тканей. Они оставляют ребенку больше простора для воображения: простой лоскуток превращается в его фантазии в роскошное платье, а стилизованно «намеченное» точками лицо или полное отсутствие черт помогают представить куклу и в виде красотки-принцессы, и в виде мужественного рыцаря. Некоторые педагоги (например, сторонники вальдорфской методики) полагают, что такие простые игрушки максимально соответствуют природе ребенка и приносят ему наибольшую пользу. Но все же полностью лишать малыша стандартных покупных кукол не стоит, ведь он живет в социуме, среди других детей. На фоне обладателей Барби хозяин самоделок будет чувствовать себя неловко.

Полезны ли для детей всякие монстры?

Считается, что в играх с человекообразными монстрами дети справляются с естественными страхами. Также «страшилища», традиционно выполняющие функции отрицательных героев, помогают выплеснуть малышу естественную агрессию и накопленный негатив. Но иногда фантазия производителей зашкаливает, и появляются такие чудища, на которые и родителям смотреть страшно. Любая кукла (от пупса до солдатика и человекообразного зомби) – это образ человека. Малыш поневоле отождествляет себя со своей игрушкой, создает собственные представления о мире людей. Картина реального мира может пошатнуться, если малыш пытается населить его людьми-пауками или супергероями – летучими мышами.

Впрочем, вредными для психики ребенка могут оказаться не только инопланетяне, вампиры и другие монстры, но и обычные, на первый взгляд безобидные пупсы с ненужными анатомическими подробностями или куклы с нарушенными пропорциями тела.
Надо еще учитывать и возраст игрока: кукла, которая хороша для любознательного школьника (например, «беременная кукла» с разборным животом и ребенком внутри), может нанести психологическую травму ребенку помладше. А вообще, о том, хорошая или плохая кукла, говорит иногда выражение ее глаз. У хорошей детской игрушки глаза не могут быть злыми.

Полезна или вредна Барби?

Одни психологи считают, что играя с красоткой и модницей, девочки учатся ухаживать за собой. Другие – что пропорции у куклы нереальные, «нечеловеческие», ни одной девочке таких никогда не достичь. В результате появляются комплекс неполноценности и проблемы с питанием у девочек-подростков. В Англии, например, стали потихоньку приближать куклы, аналогичные Барби, к внешности упитанной девочки-подростка. В Израиле и вовсе Барби запретили и заменили на более реально выглядящих кукол. Кстати, там же игры детей регламентируются чуть ли не законодательно, во всяком случае, право мальчишек играть в куклы превратилось с недавних пор в обязательный элемент воспитания и обучения.

Какая кукла безопасна для ребенка?

Игрушки оцениваются с точки зрения экологической чистоты, педагогического аспекта и психологии. Купленная кукла не может плохо пахнуть, с нее не должна слезать краска, она должна быть изготовлена из качественных материалов.

Психологический аспект предполагает, что эмоции, вызываемые куклами, должны быть позитивными. С точки зрения педагогики, важно, чему кукла научит и какие качества разовьет в малыше. Эстетический момент тоже существенен, игрушка должна соответствовать определенному идеалу красоты. Кроме того, каждая игрушка – и кукла не исключение – должна соответствовать возрасту ребенка.

Обращайте внимание на следующие моменты:

Кукла должна быть прочной, ее должно быть непросто сломать;

У нее не должно быть мелких деталей и длинных шнурков в одежде;

Краска должна быть нетоксичная и очень прочная;

Важно, чтобы куклу можно было мыть или регулярно стирать в машинке, ведь маленькие дети все тянут в рот;

Издает ли кукла громкие звуки, которые могут напугать ребенка.

Ругать ли ребенка, если он сломал куклу?

Для дошколят естественный этап развития познания - любопытство, как устроена игрушка, как она работает. Но такая модель поведения больше свойственна мальчикам и только по отношению к предметам неодушевленным, например, машинкам. Девочки же могут разрисовать куклу, постричь ей волосы, но никогда не полезут внутрь: для них это очень пугающее зрелище, и если с куклой случается «несчастье» (выпал глаз, оторвалась рука или нога, отклеились ресницы) – это вызывает обычно море слез и запоминается на всю жизнь. В том числе и потому, что, как уже говорилось, ребенок отождествляет себя со своей куклой, и слова «кукле больно» для него не пустой звук. Так что если пятилетка случайно сломала свою любимую «подружку», не ругайте ее – девочка нуждается в утешении.

Говорящие и ходящие куклы развлекают ребенка и дают иллюзию контакта. Но общение со сверстниками малышу куда полезнее. Куклы, как и любые игрушки, прежде всего должны нести в себе развивающую и обучающую функции. Развлечение стоит лишь на третьем месте.

По материалам статьи О. Литвиной из журнала «Мой маленький» № 3 за 2009 год.

Какая самая желанная игрушка для ребенка? Для мальчика – машинки, для девочки – куклы. Так повелось и так, наверняка, будет еще много лет и столетий. Однако при выборе куклы следует не забывать, что она не просто игрушка.

Конечно, ее основная функция развлекать девочку, но она также является важным социальным инструментом, способствующим воспитанию и взрослению малышки. В процессе игры кукла выступает в качестве дочки, требующей заботы, внимания, ухода. Это и подруга, с которой хочется посекретничать. И кумир, к которому хочется подражать.

Чтобы повседневные игры способствовали формированию основных социальных навыков, чтобы девочки развивались, и им было интересно со своей игрушкой, куклы следует приобретать в соответствии с возрастом маленькой принцессой. Кстати, выгодно приобрести игрушки можно, воспользовавшись промокодами магазинов, дающими право на скидку, например Mytoys .

Выбор кукол для девочек соответственно возрасту


До года

Познание мира, в основном, происходит через тактильные ощущения, а потому куколки должны быть округлой формы без острых и мелких деталей, что обеспечит безопасность ребенка, исключив случайное травмирование. Мягкая и яркая игрушка с добрым личиком из гипоаллергенного высококачественного материала – вот, что нужно малышке до года. Хорошо, если это будет простая тряпичная куколка, имеющая несколько цветов.

1-3 года

Покусывать, сосать и трясти куколок становится неинтересным занятием. Хотя тряпичная «подружка» не теряет актуальности, только она может быть повыше, порядка 30 см. Считается, что в таком возрасте малышкам требуется не более 3 кукол. Тряпичной игрушке может составить компанию пластиковая куколка в комплекте с набором простой одежды.

Желательно, если наряды будут на липучках, чтобы ребенок самостоятельно мог снять / одеть, не мучаясь с молниями и не рискуя своим здоровьем с пуговицами. И нужна кукла-голыш, которую можно и одеть, и посадить на горшок, и накормить манной кашей.

Трехлетние малышки имеют свое представление об игрушках, которые им необходимы, а потому при выборе куколок учитывается их мнение.

3-4 года

Это уже практически юные леди, осознающие свою половую принадлежность. Для них кукла дочка. Девочки в ходе ролевых игр имитируют с ней все то, что с ними самими делала и делает мама: катают на коляске, кормят, переодевают, причесывают, укладывают спать, прочитав сказку или пропев колыбельную.

Поэтому в идеале у девочки должен быть пупс, имитирующий действия новорожденного. Не стоит покупать громадную или крохотную игрушку. В первом случае девочке физически сложно будет с такой «дочкой», а во втором – неинтересно. Желательно максимальное сходство с новорожденным ребенком.

Следует позаботиться о приданом для «дочки» или «сыночка», купив кроватку, столовые принадлежности, наборы парикмахера или медицинские для ухода и лечения, набор одежды и прочее.

5-7 лет

Если планируется кукла в подарок, то лучше выбрать ее вместе с девочкой или аккуратно узнать о ее вкусах. В этом возрасте подаренная на торжество неинтересная игрушка станет поводом для серьезного огорчения.

В этом возрасте для девочек кукла еще может играть роль «дочки», но больше к ней относятся, как к подружке. Наступает эпоха для Барби, Твигги, Принцесс Диснея и им подобных. На первое место выходит внешний вид игрушки и такие понятия, как мода и стиль.

Интересна серия кукол Mia, представляющую естественную красоту, а не навязанные «90*60*90». Это куклы, похожие на девочку. Можно купить для ребенка и для ее новой игрушки одинаковые наряды. Подобрав куклу с таким же цветом волос, у девочки в подружках оказывается ее маленькая копия.

Кукла – это больше, чем игрушка. Она играет роль живого существа – настолько живого, что многие девочки, взрослея, сохраняют воспоминания о своих любимых куклах. А некоторые нередко сохраняют и самих кукол, передавая их в наследство своим детям. Понимая, насколько важной игрушкой может стать кукла, мы должны внимательно подходить к ее выбору.

Роль куклы в жизни ребенка

Социализация девочки также с самого раннего возраста связана с куклой. Именно с ней малышка учится разыгрывать различные сценарии и модели поведения, которые будет впоследствии воспроизводить во время общения с живыми людьми. Родители с помощью куклы нередко поддерживают важный контакт с ребенком, воспитывая его в игровой форме – прося девочку вовремя укладывать куклу спать, правильно кормить ее и убираться в домике, можно мотивировать ребенка на дисциплинированность и аккуратность в его собственной жизни, причем без какого-либо навязывания и уж тем более без наказаний.

Мнение эксперта

«Выбирая куклу нужно не забывать о том, что она надолго может стать любимой игрушкой ребенка. Поэтому она должна быть качественной и по-настоящему подходящей для малыша. Обратите внимание, что ребенок должен иметь возможность самостоятельно ухаживать за куклой – например, раздевать и одевать ее. Если у него это не будет получаться, то интерес может быстро исчезнуть».

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Выводы

В продаже можно найти самые разнообразные и неожиданные куклы, среди которых обязательно будет та, которая подойдет именно вашему ребенку. Учтите все пожелания, возможности и потребности девочки во время выбора и тогда она точно не будет разочарована подарком.

Играя с куклой, ребенок неосознанно начинает отождествлять себя с ней – пытается копировать ее облик и даже черты характера, которое угадывается по выражению кукольного лица. Поэтому, выбирая куклу, в первую очередь нужно обратить внимание на ее внешний вид.

Внешний вид

Лицо у «правильной» куклы напоминает детское и вызывает только правильные эмоции. Пропорции тела – гармоничные, приближенные к детским, но без детальной проработки и явных признаков пола. Волосы должны надежно крепиться к голове, их легко расчесать и мыть. Одежда на кукле – без мелких деталей и пуговиц, чтобы ребенок не мог оторвать их, засунуть в нос, ухо или проглотить. Не менее важны и материалы, из которых произведена игрушка. Безопасными для малышей считаются игрушки из шерсти, хлопка и льна, а также высококачественного искусственного материала – силикона или винила.

По мнению специалистов по раннему развитию, первая кукла у ребенка должна быть «схематичной»: туловище и голова мягкие, лицо едва заметно, а ручки и ножки выполнены в виде узелков. Лучше если игрушка сделана из разнофактурных материалов. Благодаря этому вы сможете стимулировать развитие осязания ребенка в возрасте до года. Ближе к году предложите ребенку куклу с большими выразительными чертами: с большими глазами, четко прорисованными глазами и ртом.

Разный возраст - разные куклы

К полутора-двум годам малыши – причем и девочки, и мальчики – начинают активно интересоваться игрой «дочки-матери»: носят любимую куклу на руках, как настоящего младенца баюкают. В этом возрасте психологи советуют купить ребенку большого пупса – пусть заботится об игрушечном грудничке, купает, переодевает. Большинство девочек с удовольствием возятся с пупсами до 4-5 лет. У мальчиков интерес к куклам пропадает гораздо раньше, их внимание переключается на машинки и пистолеты.

Начиная с 5 лет , девочки обращают свое внимание на маленьких кукол или миниатюрных пупсов. Особенно им нравится заниматься обустройством кукольного быта, поэтому оттащить их от магазинных полок с игрушечными домиками и изящной кукольной мебели, удается с трудом.

Наконец приходит очередь Барби, Синди, Винкс и других подобных «кукол – девушек». Психологи до сих пор не пришли к единому мнению – безвредно ли детям дошкольного возраста играть с Барби и подобными ей «взрослыми» куклами. С одной стороны будущей маме естественно играть с куклами, напоминающими детей, с другой – подрастающей девочке хочется примерить на себя и другие роли, ведь ей известно, что женщина сегодня – не только мама, домохозяйка, но она еще и работает, занимается спортом, и у нее много интересов. Производители Барби сделали ставку именно на многообразие социальных ролей женщины, выпуская все новые модели с оригинальными наборами аксессуаров – и попали в «десятку».

Что ж, по-своему правы и те, и другие. Поэтому следует остановиться на золотой середине: давать ребенку возможность поиграть и в «дочки – матери» и в «спортсменку, активистку и просто красавицу». Тем более, что вариантов кукол сейчас великое множество. Кстати, в одном мнение психологов сходится: у девочки должно быть несколько кукол – с разной внешностью и выражением лица. Тогда ребенок сможет моделировать разные жизненные ситуации и сюжеты.

Куклы Братц

Отдельная тема – серия кукол Братц . Непропорционально большая голова куклы, крохотное туловище, тонкие ручки и большие ступни. Казалось бы, что в них может нравиться кроме красивых одежек и аксессуаров? Оказывается, эти странные куклы помогают юным девочкам избавиться от чувства неудовлетворенности собственной внешностью. Играя с неуклюжей, но все же симпатичной и уверенной в себе куклой (это явно читается по выражению лица всех Братц), девочка неосознанно переносит на нее свои комплекты – и постепенно избавляется от них.

Когда мы были детьми, мы и не мечтали о том разнообразии кукол, которое можно встретить сегодня на прилавках магазинов. Однако большой выбор не означает, что ребенку можно и нужно покупать все без разбора. Ведь кукла - это не просто игрушка, она помогает ребенку скорее изучить и понять законы взрослого мира, с ней можно дружить, гулять, кушать, доверять секреты. Поэтому выбирать куклу надо с умом: исходя из возраста ребенка, особенностей его развития, интересов, качества материала, из которого сделана игрушка, и других факторов.

Для самых маленьких

Малышу до года будет хороша яркая тряпичная кукла с круглым улыбающимся лицом из нежного, бархатистого материала. Она мягкая, легкая, ее удобно сжимать в ручках, трясти, покусывать. Чтобы малыш быстро и правильно развивался, замечательно купить ему довольно большого голыша, или, так называемого, пупса. Эта кукла похожа на маленького ребенка, на ней очень удобно изучать и показывать глазки, ушки, носик, ротик, ручки, ножки. Она будет полезна, как девочкам, так и мальчикам в плане обучения. Да и играться с ней приятно, удобно и безопасно.

Ближе полутора-двум годикам малыш уже способен с помощью куклы имитировать некоторые действия, подсмотренные у взрослых. Например, он может укачивать любимицу, накрывать одеяльцем, купать, кормить с ложечки. Пока этого всего лишь действия, а не игра. Но они помогают малышу осознавать собственную личность, ведь он повторяет то, что делает мама по отношению к нему. В это время малыши также любят одевать и раздевать кукол. Поэтому неплохо, чтобы дома была кукла с минимальным набором легко снимаемой одежды. Конечно, снять одежду гораздо легче, а вот надеть обратно без мамы вряд ли получится. Зато мама на конкретном примере может показать и рассказать малышу назначение той или иной вещи.

Я - мама

В дошкольном возрасте девочки часто играют в игру «дочки-матери» со своими куклами. Они кормят куклу, укладывают ее спать, расчесывают, переодевают, отправляют в детский садик - в общем, повторяют поведение взрослых, чаще всего, конечно, мамы. В этих играх у девочек впервые проявляется своего рода материнский инстинкт. Говоря своей кукле: «Дочка, умывайся, кушай и отправляйся спать!», девочка не только примеряет на себя мамину роль, но и, как утверждают психологи, отчасти компенсирует собственное зависимое положение от взрослых. Проще говоря, учится самостоятельности.

Играя с куклой, ребенок выражает свои чувства, которые часто скрыты от глаз взрослых. Если, не дай Бог, в семье какой-то разлад, недопонимание, появился другой ребенок, кукла помогает малышу отвлечься, пережить ситуацию, утешить, сохранить его секреты. Поэтому куклы могут привлекать не только девочек, но и мальчиков. И если вашему сыночку еще три-четыре годика, беспокоиться по этому поводу и ограничивать набор игрушек только машинками не стоит. Всему свое время.

Как Барби

Со временем, как правило, мальчики перестают интересоваться куклами. А вот девочек постарше уже привлекают «куклы-манекенщицы»: длинноногие красотки с изящной фигурой и шикарными длинными волосами. Такие куклы позволяют девочкам идентифицировать себя уже больше не с материнским, а с женским началом. Ближе к школе девочки уже стремятся обратить на себя внимание, вызвать восхищение, учатся кокетничать и вовсю озабочены собственным гардеробом. В общем, настоящие принцессы! Поэтому куклам придумываются наряды и прически к очередному торжеству, на них примеряются различные яркие публичные профессии: актрисы, например, или певицы. Посредством игры девочка воплощает свои самые заветные мечты о веселой, яркой, насыщенной и беззаботной жизни. Какую же еще жизнь могут вести такие куклы?

Вот почему девочкам в этом возрасте так нравятся куклы Барби. Играя с ними, малышка уже не действующее лицо игры, а ее режиссер. Она решает то, что происходит с куклами, чем они занимаются, куда отправляются и как живут. Такая игра позволяет ребенку развиваться дальше, моделировать взрослую жизнь: не только семейную, но и жизнь в обществе.

Выбираем куклу

Огромное разнообразие кукол порождает одну проблему: как выбрать малышке хорошую, подходящую куклу. Мы уже прошлись по возрастам малышей и их предпочтениям в зависимости от возраста. Конечно же, лучше всего будет, если ребенок сам выберет ту куклу, которая ему понравится. Но есть еще ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание.

Например, внешний вид куклы и ее качество. Кукла должна быть симпатичной. Если вы покупаете куклу маленькому ребенку, особенно смотрите, что у нее было приятное, лучше всего, улыбающееся выражение лица. Ведь малыш ассоциирует себя с куклой, часто перенимает ее «эмоции». Поэтому избегайте «агрессивных» и страшных кукол : ребенок не только может испугаться, у него может даже нарушиться психика. Если кукла тряпичная и бесформенная, она вряд ли будет отличаться пропорциональностью. Но, все же, обращайте внимание на то, чтобы у любой куклы не было слишком огромной головы, слишком тонких ножек, громадных глаз или ушей. Кукла должна отличаться прочностью. При покупке попросите достать ее из коробки, проверьте, не сыплются ли у нее волосы, нет ли дефектов ручек и ножек в районе «суставов». А также справьтесь о том, из какого материала она сделана и безопасен ли он для ребенка, который любит все пробовать «на вкус».

Кукла должна быть приятного цвета. Не покупайте кукол «ядовитых» цветов, они могут негативно повлиять на ребенка, а краска может слезть и попасть ребенка в ротик. Ну и пару слов о размерах. Здесь важно придерживаться золотой середины. Слишком большая кукла может напугать ребенка и причинить ему неудобства в игре, слишком маленькая - также неудобна, и хуже для развития.

Кукла на всю жизнь

Хорошо, когда у ребенка несколько разных кукол, что позволяет малышу развивать свою наблюдательность и скорее развивать ряд других качеств. Но, как бы вы не любили свою дочурку или сынишку и ничего не жалели для родного чада, не превращайте дом в кукольный склад. Ценность куклы - в ее уникальности. Ведь она - зачастую друг малышу, а много друзей, как известно, не бывает. Покупка каждой новой куклы должна стать событием в жизни малышки. Вместе с дочкой придумайте кукле имя, придумайте то, чем она будет заниматься, что она может любить, какая она по характеру. Если у куклы есть имя и «жизнь», доброе отношение ребенка к ней сохранится на все детство. Да только ли на детство? Разве многие из нас не хранят любимые игрушки? Кто-то, чтобы в них могли играть дети, позже -внуки, кто-то просто из сентиментальных побуждений… Даже будучи взрослыми, мы испытываем трепет, глядя на них. Ведь они напоминают нам о нашем детстве.