Как научить мальчика писать стоя. Как научить детей давать сдачи и что нужно знать взрослым, чтобы помочь ребёнку постоять за себя. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

20.03.2019

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Договариваемся заранее

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Многие девушки жалуются на то, что не могут найти настоящего мужчину, и это неудивительно. Некорректное воспитание, общение в соответствующем кругу людей, позывы моды - всё это сказывается на поступках парней. Женщины, имеющие сыновей, часто задумываются над их правильным воспитанием. Нужно с ранней юности прививать мальчику мужское поведение, тем самым вырастив из него достойного человека.

Рассказывайте мальчику о способах заработка

Одна из главных характеристик настоящего мужчины - умение зарабатывать деньги. Согласитесь, сложно назвать мужчиной 25-летнего парня, который сидит на шее у мамы с папой, постоянно выклянчивая у них деньги. Именно по этим причинам не стоит баловать мальчика с ранних лет. Исключайте вседозволенность, не позволяйте собой манипулировать, не потакайте капризам.

Ни в коем случае не заменяйте родительское внимание деньгами, иначе сын вырастет потребителем. Рассказывайте о том, что деньги зарабатываются сложно. Приведите пример отца, который днями и ночами пропадает на работе. Чтобы вырастить из сына не только настоящего мужчину, но и бизнесмена, наймите его на мнимую работу. К примеру, сегодня ему нужно помочь папе в гараже или убрать свою комнату, за это мальчик получит честно заработанные деньги. Стимулируйте его.

Приведите пример достойных людей

Мотивируйте сына добиваться желаемого, помогайте расставлять приоритеты. Приведите примеры успешных людей. Если сынишка хочет стать футболистом, проштудируйте мировых игроков и расскажите ребёнку об их секрете успеха. Мальчикам, которые желают стать артистами, художниками, исследователями или другими не менее важными лицами, стоит найти достойного кумира. Рассказывайте о жизни героев, приводите примеры их взлётов и падений. Позвольте сыну понять, что всё реально, главное, стремится к большему.

Введите дисциплину

Создайте определённый распорядок дня для себя и ребёнка, насыщайте день интересными событиями. Не позволяйте мальчику целыми днями сидеть за компьютером или валяться на диване. Никогда не наказывайте сына путём рукоприкладства, не кричите и не оскорбляйте его. Детские раны не заживают, ребёнок переносит их во взрослую жизнь. Устанавливайте нормы поведения, которые помогут мальчику выявить авторитет родителей. Сын должен уважать отца с матерью, не перечить им, а аргументировать свою точку зрения путём конструктивного диалога.

Научите ребёнка различать эмоции

Взрослому человеку сложно сказать, когда именно он научился отличать печаль от тревоги, веселье от возбуждения. Дети иначе проявляют эмоции, в попытках добиться своего они могут злиться, кусаться, кричать и плакать. Дайте сыну понять, что это вполне нормальные эмоции. Разговаривайте с ним, узнавайте о том, что беспокоит мальчика, и чем вы сможете помочь. Учите ребёнка справляться с наплывом чувств, проводите границу между злостью и ненавистью, разочарованием и печалью. Вы должны добиться того, чтобы сын выражал эмоции, не испытывая чувства вины либо смущения.


Если сын ещё не достиг переходного возраста, приучайте его убирать за собой игрушки. Зрелым юношам необходимо прививать самостоятельность. Настаивайте на том, чтобы мальчик мыл за собой посуду, не разбрасывал грязную одежду, учился гладить футболки и рубашки без помощи посторонних лиц. Научите сына правильно складывать джинсы и свитера, чтобы шкаф не походил на свалку.

Не ругайте сына за испорченные предметы

Многие мамы и папы впадают в истерику, когда ребёнок разбивает вазу или посуду. Отсюда следуют крики, гласящие о криворукости и неаккуратности. Не уподобляйтесь им. Если сын носится по квартире, следует подготовиться к возможным потерям. Отправляя ребёнка на футбол, важно понимать, что оттуда он не вернётся в чистой одежде. Позвольте сыну совершать оплошности. Мальчики познают мир иначе, они лазают по деревьям и заборам, разливают напитки, падают в лужи, и это вполне естественно.

Выказывайте доверие

Чаще повторяйте сыну, что вы ему доверяете. Поддерживайте решения и позволяйте совершать ошибки. Конечно, в юном возрасте мальчику сложно понять, что лучше. Будьте хитрее, аккуратно направляйте ребёнка в нужную сторону, издалека следите за совершёнными действиями. В случае промаха, объясните со своей точки зрения, где сын свернул не туда. Не нужно критиковать или атаковать его запретами, будьте мудрым родителем.

Составляйте список дел

Очередной пункт, который касается самостоятельности будущего мужчины. Ежедневно составляйте для сына список дел, которые он сможет осуществить без помощи со стороны. Желательно, чтобы задач с каждым днём становилось больше, но в пределах разумного. Вечером необходимо сесть и обсудить с сыном произошедший день. Узнайте, в чём он испытывает сложности. Спросите о занятиях, которые ему нравятся и не нравятся. Старайтесь составлять план таким образом, чтобы ребёнок был задействован в разных сферах. Это поможет определить, что привлекает сына больше всего.

Способствуйте занятию спортом


Нередко повзрослевшие дети винят родителей в том, что предки не записали их в секцию дзюдо или на баскетбол. Чтобы избежать плачевных последствий и чувства вины, завлекайте сына физическими упражнениями. Возможно, он захочет играть в футбол или заниматься боксом/кикбоксингом. Узнайте про спортивные клубы вашего города, приобретите разовое занятие. Познакомьтесь с тренером, отныне он будет для вашего сына примером. После того как вы убедитесь в компетентности инструктора, приобретите абонемент. Хорошо, если вы сами посещаете тренажёрный зал, в подобных заведениях часто имеется комната для детей. Таким способом вы привьёте сыну любовь к спорту и подадите достойный пример.

Прививайте любовь к чтению

Возьмите за привычку каждый вечер читать книги. Делитесь впечатлениями, активно рассказывайте о главных героях, их поступках. Дайте понять, что чтение - неотъемлемая часть жизни. Купите сыну несколько интересных книг для мальчиков, он должен заинтересоваться. После этого попросите пересказать историю. Создайте традицию: возьмите альбом и рисуйте в нём главных героев из каждой прочитанной сыном книги. Додумывайте что-то новое, проявите фантазию.

Закладывайте уважение к женщинам

На данном этапе важная роль отводится отцу. Стоит показать сыну, как правильно нужно обходиться с женщинами. Если старшее поколение не кричит и не ругает маму, открывает дверь, дарит цветы и всячески проявляет уважение, сын вероятней всего вырастет таким же. Папа должен объяснить ребёнку, что женщин нельзя бить, на них не стоит повышать голос. Галантность и уважительное отношение зарождается с раннего детства, именно данные черты характеризуют настоящего мужчину.

Объясните силу проигрыша

Проигрывают абсолютно все, но не каждый умеет правильно принимать поражение. Объясните сыну, что не всегда победа будет на его стороне. Расскажите о том, что путь к успеху тернистый и длинный, но это вовсе не говорит о необходимости опускать руки. К победе необходимо двигаться маленькими шагами, на ошибках люди учатся. Придайте ребёнку сил для дальнейших свершений, простимулируйте его и не позволяйте отступать.

Возложите ответственность на папу


Какой бы прекрасной не была мама, мальчики нуждаются в отцах. Они уверены, что их папа может сделать абсолютно всё: от постройки дома до управления вертолётом. Безусловно, это ложные сведения, но в юном возрасте ребёнку необходимо верить в своего «Супермена». Чтобы вырастить сына настоящим мужчиной нужно привить ему стремление быть похожим на отца: справляться с разносторонними задачами, искать выход из сложившейся ситуации. Регулярное общение с папой поможет мальчику быстро повзрослеть.

Учите сына справлять со слезами

Нередко можно услышать фразу «Мужчины не плачут!», однако данное заблуждение ошибочно. Представители сильного пола пускают слезу лишь тогда, когда их никто не видит. Во всех остальных случаях они выражают боль действиями и словами. Постарайтесь объяснить сыну, что желание плакать возникает у всех, и это нормально. Однако, не нужно проявлять эмоции на людях. Также дайте понять, что существуют альтернативные методы избавления от негативных чувств: спорт, творческие кружки, хорошая музыка. Предоставьте ему несколько вариантов, с помощью которых сын сможет избавиться от нахлынувших чувств.

Распределяйте обязанности

Не выполняйте всё самостоятельно, выделите для сына обязанности, за которые отныне он будет в ответе. К примеру, позвольте ему собирать корзину для пикника или помогать дедушке с готовкой шашлыка. Отец, в свою очередь, должен прививать мальчику мужские обязанности, такие как уход за транспортом или выбор подарка для мамы. Возьмите за привычку устраивать семейные вечера, в которых сын будет помогать вам убирать со стола или расставлять приборы.

Привлеките к воспитанию старшее поколение

Наверняка ваш дедушка представляет собой пример истинного мужчины: он смелый, учтивый, заботливый и умный. Способствуйте общению сына с взрослыми родственниками. Они расскажут много интересного, сводят мальчика в музей и на художественную выставку, привьют любовь к истории и живописи. Многие считают бабушек и дедушек отсталыми от современного мира, однако заложить внуку качества достойного человека они вполне смогут. Да, взрослые плохо разбираются в компьютерах и часто повторяют «А вот в наше время…», но вынести пользу из этого общения можно.

Отвечайте на вопросы

Часто родители впадают в ужас от бесконечного потока вопросов своего ребёнка, но так поступают только невоспитанные люди. Откуда мальчик узнает что-то новое, если он не получает ответа от близких? Правильно, от своих ровесников. Но разве друзья обладают такой мудростью и знаниями, как вы? Конечно, нет. Именно поэтому необходимо отвечать на все заданные вопросы, приводить примеры и вести интересный диалог. Если сын спросил, как работает автомобиль, отец обязан объяснить ему всё доступным языком и задать свой вопрос. Лишь так мальчик познает мир, станет всесторонне развитым и умным.

Прививайте сыну хорошие манеры

Учите мальчика здороваться с вашими знакомыми, при просьбе произносить «пожалуйста», а при получении желаемого - «спасибо». Если вы часто ездите в общественном транспорте, объясните ребёнку, что нужно уступать место пожилым людям и беременным женщинам. Вскоре хорошие манеры войдут в привычку, сын не сможет поступать иначе, он вырастет галантным и внимательным человеком.

Чтобы вырастить из сына истинного мужчину, необходимо прививать ему любовь к чтению и спорту, подавать хороший пример. Способствуйте общению мальчика с отцом и дедушкой, верьте в ребёнка и не критикуйте его. Помогайте искать выход из любого положения, озадачьте сына важными делами.

Видео: как правильно воспитывать мальчиков

Пожалуй, каждый родитель сталкивался с тем, что ребёнок возвращался с прогулки или, например, из школы с обидой на сверстников из-за несправедливого отношения с их стороны. Столкновения детей, перерастающие в крупные конфликты и даже драки, нередки. Как помочь ребёнку постоять за себя и научить его разбираться, какого поведения придерживаться в той или иной конфликтной ситуации?

Умей постоять за себя: зачем детям защищаться от нападок?

Споры и стычки возникают не только у взрослых людей. Неизбежная социализация детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) приводит к тому, что кто-то из них старается лидировать, всячески отстаивая своё мнение, в то время как иные ребята становятся жертвами агрессивного поведения задир. Поэтому так важно с детства научить ребёнка правильной позиции в проблемной ситуации. Задачи взрослых на этом этапе состоят в следующем:

  • привить мальчику или девочке осознание себя полноценной личностью, на благополучие которой никто не вправе посягать;
  • помочь освоить цивилизованные способы решения спорных ситуаций;
  • объяснить, в каких случаях уместно применить силу и каковы допустимые границы её использования.

Ребёнок должен уметь защищать свои интересы в следующих ситуациях:

  • если оскорбляют словесно;
  • отнимают игрушки, тетради или другую собственность;
  • портят имущество или результаты труда (например, рвут или пачкают вещи, ломают созданную из песка конструкцию);
  • унижают, принуждая к чему-либо;
  • оказывают физическое воздействие (щиплют, кусают, бьют и так далее).

При возникновении подобных ситуаций родителям нельзя не реагировать на них и позволять ребёнку мириться с таким положением вещей, иначе он станет постоянным объектом насмешек и издевательств (в саду, школе, обществе), что приведёт к серьёзным проблемам с психикой в дальнейшем и отразится на всех сторонах жизни.

Обязательно нужно помочь ребёнку отразить нападки, иначе он может превратиться в изгоя

Самозащита должна быть обоснована и адекватна той ситуации, в которой оказался ребёнок. Дать сдачи - не всегда означает физическое применение силы. Но не стоит внушать детям и категоричное «нет» кулачному разрешению споров, так как жизнь многогранна, и бывают моменты, угрожающие жизни и здоровью, когда человек должен уметь постоять за себя.

Как научить ребёнка давать сдачи сверстникам?

Иногда детские конфликты возникают на глазах у родителей: например, в гости приходит семья с малышом, который отбирает у ребёнка игрушки, дерётся и дразнит. При таких обстоятельствах достаточно вмешаться взрослым, объяснив маленькому агрессору, что в этом доме с теми, кто себя плохо ведёт, не играют и не дружат. Когда выясняется, что ребёнка обижают в детском саду, школе или просто сверстники во дворе, то без целенаправленной работы не обойтись:

  • Если мальчик или девочка посещает образовательное учреждение, то в первую очередь нужно поговорить с воспитателем или классным руководителем, так как следить за микроклиматом в детском коллективе и разрешать споры в нём - прямая обязанность педагогов.
  • Не будет лишним и обсудить проблему с родителями обидчиков. При этом нужно помнить, что беседа должна протекать в сдержанном и доверительном тоне в отсутствие детей.
  • Нельзя обзывать сына или дочь, используя слова «мямля», «нюня» и тому подобные, ругать за бездействие и так далее. Подобное отношение не только отталкивает детей от родителей, но и разрушает уверенность в себе, из-за чего ребёнок так и не сможет ответить обидчику.
  • Важно нацелить мальчика или девочку на мирное разрешение спора: пусть попробует построить диалог с противником, объяснив, что ему/ей не нравится, когда так говорят/делают, это причиняет боль и так далее. Доказывать правоту ребёнку необходимо без перехода на личности и оскорблений, спокойный тон и аргументированность помогут завоевать уважение сверстников и добавят авторитетности.
  • Научить отвечать на грубые нападки можно следующим образом: «Ещё раз такое скажешь/сделаешь, я папу/брата позову, он тебе покажет!». Главное, чтобы малыш был уверен - взрослый придёт на помощь, если это действительно понадобится. В дошкольном возрасте может использоваться такая фраза: «Будешь обижать, я с тобой дружить не буду!». Если угрозы не подействуют, то малыш должен обязательно реализовать обещанное: позвать папу или брата, перестать общаться с агрессором и так далее.
  • Если ребёнок сталкивается не только с оскорблениями и словесными унижениями, но и с тычками и физическими нападками, пускай попробует осадить обидчика, ущипнув его. Вреда это не принесёт, зато так ребёнок даст агрессору понять, что тоже может ответить.

Если малыш открыто интересуется возможными вариантами выхода из конфликтных ситуаций - проиграйте такие моменты вместе с ним, используя игрушки или образы персонажей из любимых мультфильмов, книг.

Запишите ребёнка в секцию карате: так он и здоровье укрепит, и самозащите научится

Конечно, не стоит учить ребёнка ввязываться в драку, если сверстник просто взял без спроса какую-нибудь вещь. Совсем неуместно выяснять отношения кулаками из-за обидной клички или неприятного слова. Советовать применение силы можно только в крайнем случае: когда сын или дочь сталкивается с побоями и физическими издевательствами со стороны других детей, а иные способы разрешения ситуации не помогают. Чтобы помочь дать сдачи обидчику, полезно сделать следующее:

  • Записать ребёнка в спортивную секцию (например, на карате, борьбу, хоккей), организовать дома спортивный уголок - это даст возможность отвлечься и почувствовать себя увереннее.
  • Отрепетировать с ребёнком проблемную ситуацию, подсказать, в какой момент уместнее применить силу. Когда он не в состоянии прибегнуть к помощи кулаков по какой-либо причине (не хочет ввязываться в драку, не очень уверен в себе), то важно научить хотя бы предотвращать нападение, уворачиваться. Можно предложить такой вариант: после первого удара не бить в ответ, а предупредить словесно, но если последуют новые нападки - дать сдачи.
  • Поддерживать ребёнка и настраивать на то, что он уже взрослый и сильный. Доверительное отношение родителей поможет мальчику или девочке избавиться от страха.

Не паникуйте, если ребёнок не отвечает обидчику и не проявляет ответной агрессии. Это свидетельство того, что он растёт в доброжелательной атмосфере, и обиды сверстников для него скорее удивительны, чем неприятны.

Меры предосторожности

Случается, что ребёнок своим поведением сам провоцирует конфликт с другими детьми

  • Очень часто бывает, что ребёнок сам провоцирует ссоры в детском коллективе, вредничает, многого требует. Тогда вместо того чтобы учить защищаться, необходимо провести с ним беседу на тему того, как важно уметь идти на компромисс, уступать и делиться, чтобы построить нормальные отношения с окружающими.
  • Если время идёт, а нападки в школе или детском саду не прекращаются, и унизительные слова, побои и другие издевательства приобретают постоянный характер, то имеет смысл задуматься о том, чтобы сменить образовательное учреждение (особенно в случае, когда не помогают беседы с классным руководителем и директором). Такое положение вещей негативно сказывается на психическом и физиологическом развитии ребёнка, на этом этапе обучения самозащите уже недостаточно, важно изъять сына или дочь из нездоровой среды.
  • Родители, которые учат детей решать споры кулаками, должны быть готовы к тому, что ребёнок не всегда сможет быть объективным и видящим ситуацию со всех сторон. Поэтому такие призывы желательно сопровождать напоминаниями о возможных последствиях.

Родителям нужно настраивать детей на словесное разрешение конфликтов. Однако есть случаи, когда проблема не исключает и применение силы для защиты своей безопасности и личностного пространства. Поэтому важно научить ребёнка адекватно оценивать ситуацию и выяснять отношения подходящим образом.

(Visited 11 771 time, 4 visit today)

Несмотря на то что сейчас активно используются подгузники, а не пеленки, многие родители с нетерпением ожидают момента, когда их ребенок начнет взрослеть. Во второй год жизни одним из этапов воспитания является приучение ребенка к горшку. Особые трудности, как показывает практика многих молодых родителей, возникают при необходимости приучить к горшку мальчика. Нужно помнить, что такая задача вполне посильна, главное, проявить терпение.

Главные аспекты

Изначально стоит заметить, что процесс обучения ребенка новым для него навыкам должен базироваться на обобщенном опыте. Например, можно подумать над тем, каким образом мотивировать ребенка. Также нужно понимать, насколько важным является процесс соблюдения графика обучения. Если он будет нарушаться, не стоит надеяться на возможность быстрого избавления от подгузников.


На первоначальном этапе необходимо дождаться признаков, свидетельствующих о готовности мальчика использовать горшок. Несмотря на то что среди педиатров и детских психологов отсутствует единогласное мнение относительно возраста ребенка, подходящего для обучения, большинство специалистов сходятся во мнении, что приучение нужно начинать в возрасте 1,5- 2 лет.

Оптимальным вариантом является обращение внимания на ряд особенностей, сигнализирующих о готовности мальчика к столь радикальным для него изменениям. Рассмотрим наиболее значимые из них.


Особенности физиологического характера

Речь идет о том, что готовый к обучению ребенок должен выпускать необходимое для его возраста количество жидкости, иметь сформированные, а также вполне предсказуемые испражнения, и оставаться сухим как минимум в течение 2 часов (например, во время дневного сна).


Особое значение имеет правильная координация движений, важно, чтобы малыш ходил и бегал без приложения дополнительных усилий.

Признаки поведения

Если мальчик готов к обучению столь специфического типа, он должен уметь спокойно усидеть на одном месте хотя бы в течение нескольких минут. Также важно, чтобы ребенок имел все навыки, помогающие снять, а также надеть штанишки. Многие родители отмечают, что о своем стремлении справить нужду мальчик может сигнализировать, показывая определенные знаки (как правило, в каждом случае они строго индивидуальны) и демонстрируя отвращение к грязному подгузнику. Также наблюдается заинтересованность в туалетных процедурах, которые имеются у взрослых людей.


Познавательные признаки

Мальчик в обязательном порядке должен иметь представление относительно того, какие действия совершаются взрослыми при посещении туалетной комнаты. При наличии у ребенка соответствующего интереса, можно более подробно рассказать ему обо всех особенностях на понятном языке.

Ранее уже было обращено внимание на то, что ребенок будет пользоваться горшком только при условии соответствующих мотивирующих факторов. К одним из них можно причислить наличие красивого горшка. Поэтому каждый родитель, отличающийся серьезным стремлением приучить ребенка к посещению горшка, должен обеспокоиться подобным вопросом.

Помимо внешней привлекательности, необходимо акцентировать внимание как на психологическом, так и физическом комфорте. Нужно заметить, что ребенок должен чувствовать себя удобно и самостоятельно. Некоторые мальчики не хотят менять свои привычки по причине того, что они боятся провалиться в унитаз и не чувствуют себя в устойчивом положении.


Важно выбирать ту модель горшка, сидя на которой, малыш сможет ножками чувствовать определенную поверхность. Это позволит снизить сильную тревожность.

Что же касается дополнительных параметров, то взрослым необходимо самостоятельно обратить на них внимание.

Например, в последнее время значительной популярностью пользуются горшки, имеющие выступ для мочи. Благодаря наличию данного элемента, вполне реально защитить пол от разбрызгивания жидкости. Нужно помнить, что если сам предмет будет сделан не совсем качественно, у ребенка могут возникнуть отрицательные ассоциации, что в дальнейшем создаст проблемы в стремлении как можно быстрее приучить его к горшку. Некоторые модели оснащены съемными элементами, которые предотвращают разбрызгивание.



Выбирая горшок, необходимо ориентироваться не только на собственные пожелания и бюджет, но еще и на интересы ребенка. Детские психологи отмечают, что только в случае, если малыш проявляет интерес к тому или иному варианту горшка, можно надеяться, что по прошествии совершенно непродолжительного периода можно будет достигнуть необходимого результата.

Одним из условий результативного приучения сына к горшку является обеспечение их предварительного знакомства. Например, можно оставить данный прибор среди игрушек. Таким образом, ребенок изначально продемонстрирует заинтересованность, посидит на нем, поймет, что ничего страшного в использовании нет.


Еще одной уловкой, которую допустимо использовать, является «персонализация» горшка. Допустимо при помощи маркера написать имя малыша или придумать новому предмету определенное название (точно так же, как и любимым игрушкам), приклеить понравившуюся картинку. Многие родители не разрешают ребенку сидеть на горшке в одежде и совершают одну из наиболее распространенных ошибок.

Как мама, так и папа ребенка должны иметь четкое представление относительно того, что рассматриваемый переход представляет собой длительный, весьма напряженный и беспрерывный процесс. Все получится только при условии, что все данные действия не будут прерываться.


Что делать?

Обучение тонкостям мочеиспускания у мальчиков рекомендуется начинать после достижения 2 лет. В том случае если каждый поход в туалет завершается истериками, нельзя оказывать на ребенка психологическое давление, так как это может быть чревато еще большим осложнением ситуации. Стоит подробнее остановиться на правилах, которые помогут справиться с приучением.

  • Для каждого мальчика неоспоримым авторитетом является папа (или другой близкий родственник, которому можно доверять, например, дедушка, старший брат). По этой причине желательно, чтобы все основные навыки изначально были продемонстрированы им.


  • Каждый раз при мочеиспускании необходимо поднимать горшок поближе к гениталиям мальчика, чтобы ему было удобно попасть в емкость. Постепенно расстояние между детским туалетом и органом ребенка надо уменьшать.
  • Одним из эффективных вариантов является приобретение съемного детского писсуара, который должен быть установлен на максимально приемлемую для ребенка высоту.
  • Возле унитаза необходимо установить небольшую возвышенность (при условии, что она должна отличаться достаточной устойчивостью) для того чтобы малышу было максимально удобно справлять свою нужду и не зависеть при этом от взрослых.


  • Проводить обучение лучше всего в теплое время года, когда ребенок одет достаточно легко. В противном случае можно столкнуться с рядом проблем из-за присутствия многих вещей. На первоначальных этапах необходимо помогать ребенку.
  • Многие родители отмечают, что мальчикам больше всего нравится мочиться на травку. Именно поэтому все соответствующие процедуры рекомендовано проводить во время отдыха на природе.


Чтобы научить мальчика писать стоя, нужно не только показать, как это делается. За каждый успешный этап рекомендуется хвалить ребенка, говорить ему о том, что он все сделал правильно. А вот за промахи ругать нельзя, так как малыш делает это неосознанно.

Важно: если вы решили начать обучение, пользуйтесь подгузниками только во время прогулки. Мокрые штаны дома никому не понравятся, и у ребенка появится дополнительный стимул как можно скорее обучиться новому умению.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, процесс приучения мальчика к тому, чтобы писать стоя, имеет значительное количество нюансов, которые в обязательном порядке должны учитываться.

Приучение в раннем возрасте

Процесс приучения мальчика к горшку можно начинать с учетом индивидуальных особенностей с более раннего возраста, например, с 8 месяцев. Правда, в таком случае необходимо принимать во внимание целую совокупность особенностей.

С целью максимальной результативности, рекомендуется начинать приучать и в теплое время года. Это обусловлено тем, что существует возможность прогулок без подгузников. Также можно использовать вариант, когда горшок берется с собой на прогулку и ставится в наиболее приемлемом для этого месте. Такие действия могут практиковаться только тогда, когда ребенок не боится определенных мест и не стесняется посторонних людей. В противном случае существует вероятность нанести малышу психологическую травму.

Маленькие дети достаточно чувствительны к перепадам температуры. Именно поэтому необходимо, чтобы горшок был приятным для восприятия. Отдавайте предпочтение предметам, изготовленным из пластика. Учитывая то, что ребенок до года может быть довольно привередливым, крайне важно иметь два горшка. В данном случае наблюдается эффект, который напоминает взаимодействие с игрушками.

Так как горшок воспринимается многими детьми как игрушка, лучше всего предложить варианты для выбора. Естественно, подобный шаг требует значительных материальных затрат, но воспринимайте это как своеобразную оплату в погоне за желанием обеспечить быстрое взросление ребенка.

За пару дней до того как оставить ребенка без подгузника, необходимо запомнить примерное время, когда он испражняется и частоту мочеиспусканий. Также важно обратить внимание на то, каким образом происходит выражение основных эмоций.

О том, как и когда приучать детей к горшку, смотрите в следующем видео.

Многими психологами и педагогами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на один балл, тогда как у мальчиков разброс в отметках может составлять и три балла. Такая разница в уровне успешности обучения детей разного пола в начальной школе связана с особенностями мотивации девочек и мальчиков, специфичными для данного пола интересами и склонностями (успехи в отдельных дисциплинах также часто обусловлены гендерными особенностями), определенными психофизиологическими особенностями, а также с установками учителей и родителей относительно успехов детей разного пола в школьном обучении.

Уильям Поллак

На самом деле, многие мальчики учатся неважно. Одна из причин, по которой создается впечатление, что мальчики успешны в школе, это тот факт, что многие школьные звезды - мальчики, особенно если речь о идет о математике или естественных науках. По данным одного авторитетного исследования, проведенного специалистами по обучению из Чикагского университета, мальчики в три раза чаще, чем девочки, занимают верхние позиции в таблице успеваемости по математике и естественным наукам. В некоторых тестах по естественным науками в верхние три процента успеваемости не входит ни одна девочка. Наш взгляд направлен на успевающих мальчиков, «суперзвезд», и это, по моему мнению, искажает наши представления о том, как мальчикам в целом дается учеба.

Мальчики особенно часто сталкиваются с трудностями в области чтения и письма , этих базовых для существования в социуме навыков. В понимании прочитанного, скорости восприятия, словесной ассоциативной памяти мальчики уступают девочкам, и в два раза больше мальчиков оказываются в самом низу шкалы успеваемости, и гораздо меньше мальчиков, чем девочек, входят в 10 % лучших учеников по этим предметам.

Чтение - это навык, абсолютно необходимый не только для успехов в учебе, но и в дальнейшей жизни .

В дополнение к проблемам с чтением, письмо тоже дается мальчиком с трудом. Письмо - это фундаментальный навык, овладение которым необходимо не только для того, чтобы воспринимать и осмыслять информацию, но и для поддержания мотивации. Это объясняет, каким образом отставание в письме может разрушительно воздействовать на академическую успеваемость, равно как и на шансы в будущем сделать успешную карьеру.

Школьная система не подходит нашим мальчикам. Эмоциональная пропасть между учителями и мальчиками

Способ выйти из этого затруднительного положения, разумеется, не перестать заниматься девочками, а начать в то же время больше думать и о мальчиках. Это будет нелегко, потому что я считаю, что сама структура большинства смешанных школ невольно благоволит девочкам: учителя более восприимчивы к мнениям девочек, порой ценой их восприимчивости к мнениям мальчиков, и многие педагоги не понимают особенностей обучения мальчиков.

Девочки лучше приспособились к школе или это школы больше приспособлены для девочек?

Д. Хартли (изучал отношение школьников обоего пола к поведению сверстников): мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое – в положительных и отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как положительное, а поведение мальчиков – чаще всего как отрицательное.

Роли школьника и школьницы по-разному соотносятся с полоролевыми стереотипами. Быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной – в общем, не противоречит одно другому, но быть «хорошим» (прилежным) школьником и «настоящим» мужчиной – это вещи в определенном смысле противоположные.

По мнению В. Е. Кагана соотношение мальчиков и девочек, подверженных психогенной школьной дезадаптации, колеблется в пределах 4-6:1. Эта разница в основном связана с полоролевыми особенностями развития и воспитания: воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; женский (в основном или чаще) педагогический состав школы создает для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия.

Х. Даннауэр отмечает, что (по крайней мере, в начальной школе) успеваемость девочек выше, чем у мальчиков, причем эти различия статистически достоверны. Успехи первых стабильны, для вторых же характерен больший разброс в отметках не только по отдельным дисциплинам, но и в разные периоды обучения. При совместном обучении девочки отличаются более заметными успехами в сравнении со своими сверстниками. Они в целом гораздо лучше ориентируются в требованиях, предъявляемых школой. К тому же, по мнению учителей, они более прилежны и, соответственно, достигают больших успехов в обучении по сравнению даже с более одаренными мальчиками.

Он же указывает на различия в характере учебной мотивации, во многом определяющие школьные успехи детей. Так, для девочек чаще характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга. Для них крайне важной является полоролевая идентификация, и это также выражается в отношении к учебе. У мальчиков же превалируют мотивы материального характера.

При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного подхода следует руководствоваться тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно, для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

Мальчики требуют более образной формы изложения, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части.

А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают на лету, все задачи решают, а объяснить свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют. И на контрольных эти девочки пятерки получают, а мальчики - три, а то и два - то они определение не могут написать, то в вычислениях запутаются, то оформят неправильно. Вот и приходится учителям формально положительно оценивать девочек, а ребятам ставить три.

Информацию мальчики и девочки воспринимают по-разному. Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, сразу готовы действовать. А девочки смысл считывают хуже, им требуется для этого больше времени. Зато они более эмоциональны, тоньше чувствуют. Так, одну и ту же общеизвестную сказку про Красную Шапочку мальчики и девочки слушают по-разному. Когда бабушка говорит: «Дерни за веревочку – дверь и откроется», мальчики остро реагируют только в первый раз, зная, что за дверью прячется Волк. Когда же эта фраза звучит во второй раз (Волк повторяет ее Красной Шапочке) – девочки переживают еще сильнее, чем в первый раз. А у мальчиков реакция, наоборот, ослабевает, поскольку информация ими уже получена, в ней нет ничего принципиально нового.

Применительно к школе из этого следует вывод, что мальчику не подходит традиционный прием «повторения и закрепления» материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически выключается. Не случайно именно мальчикам обычно на уроке учителя делают замечания типа: «Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?» А ребенок действительно не слышит, он отключился. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.

Но и подбадривать надо грамотно. Поскольку мальчик во всем ищет прежде всего смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Девочки могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Мальчику же с его аналитическим складом ума бессмысленная зубрежка обычно бывает не под силу.

В подсознании любого человека есть так называемые архетипы - некие образы, восходящие к глубокой древности и общие для самых разных народов. Это как бы фундамент, на котором строится личность. Так вот, в снах и рисунках мальчиков и девочек фигурируют различные, часто полярные архетипические символы. У мальчиков это:

  • символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли и т.п.);
  • символы врага: драконы, роботы, монстры, змеи;
  • символы силы и борьбы: меч, копье, лук, стрелы, крепость и т.п.
  • символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».

У девочек в снах и рисунках совсем другая система символов. Это:

  • символы материнства: куклы, невесты, детские кроватки или коляски;
  • символы женственности, изящества, легкости, нежности: воздушные шарики, птички, принцессы;
  • символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, посуда;
  • символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы;
  • символы женской красоты: цветы, яркие губы, глаза, шляпа.

Особенности обучения

Мальчики:

* Нестандартная подача информации, постоянное обновление задачи урока, новые материалы из различных школьных программ.

* Логические задачи.

* В речи преподавателя при обращении к ученикам больше глаголов (мальчики находятся в постоянном действии).

* Работа на уроке - режим поисковой активности.

* Соревновательность, работа на лидерство (я все знаю, умею).

Девочки:

* Объем информации дозирован.

* Больше типовых, стандартных задач, решение по алгоритму, наглядность.

* Урок эмоционально окрашен, подача учебного материала через эмоции.

* Мягкий тон педагога, в речи преподавателя при обращении к ученицам больше прилагательных (выработка эмоций у класса).

* Акцент на взаимопомощь, работа в парах, команде, группе.

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные вещи. И наоборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоции, она проходит мимо. Поэтому тематика преподаваемого материала должна соответствовать гендерным архетипам (например, на уроке математики для мальчиков можно предложить задачу на расчет строительства дома, а для девочек – расчет ткани на платье).

Согласно многочисленным исследованиям девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, зато они лучше справляются с заданиями на сообразительность.

Время, необходимое для вхождения в урок, – период врабатываемости – у детей также зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает.

Не зная ответа на вопрос, девочки прямо скажут об этом, мальчики же готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю». Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит – тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уже все хором они начинают отвечать. Они работают как бы «на подхвате». Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. Девочки ждут от учителя оречевления каждого шага, легко усваивают алгоритмы, правила «делай, как я». Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается труднее. Тем не менее, эту сторону их познавательной деятельности можно и нужно развивать. Девочки способны к поиску. Однако учителю удобен ребенок, который безоговорочно принимает алгоритмы и правила, и действует согласно ним быстро и четко. Это и есть один из «подводных камней» обучения именно девочек в раздельных классах.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек соревнование надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.

По наблюдениям, мальчики и девочки даже ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой переменке опять вместе.

Девочки же, если поссорятся – в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.

Следует учитывать и такую особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала – результат, потом – как мы к этому пришли. От общего – к частному. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Для того, чтобы поддержать девочку, ей надо сказать: «Задание не очень сложное, ты такое уже делала». Мальчика же следует поддержать словами: «Задание очень сложное, но ты справишься».

Что еще важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В смешанном классе учитель скорее всего обратит внимание на то, как работают девочки – они, как более ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком готовности их к работе. Это происходит потому, что для девочек общение со взрослым важнее знаний: на занятиях они ловят нюансы его мимики, подстраивается к нему. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на учителя, не следят за его мимикой (правильно ли они отвечают?), но чутко реагируют на его состояние: если взрослый спокоен, доброжелателен, мальчикам заниматься легче.

Вместе с тем педагоги в наших школах по большей части женского пола, и потому им проще ориентироваться на девочек. Мальчики же и в начальной и в средней школе находятся под неким прессингом девочек и женщин-учительниц.

Опыт многих школ показал, что при раздельном обучении мальчики развиваются интенсивнее, чем в смешанных классах, так как их никто не оттесняет на вторые роли, и они раскрывают то, на что способны и что могли бы раскрыть, если бы девочки им не мешали. При этом и учитель вольно или невольно начинает корректировать методы преподавания под тот тип аудитории, с которым он работает – под тип восприятия, тип мышления, темп работы, под динамику работоспособности, под коммуникативные особенности.

Не исключено, что есть дети, которым лучше учиться в смешанных классах. К примеру: мальчик очень полный, и в играх, на занятиях физкультурой в классе мальчиков он попадал в разряд аутсайдеров. Естественно, что ребёнку некомфортно. А в смешанном классе на фоне девочек он казался самому себе более успешным. Второй случай: девочка из многодетной семьи, где кроме неё все дети мальчики. Ей было непривычно и некомфортно учиться в классе, где одни девочки.