Как повысить креативность и вернуть «восприятие новичка» special. Сконцентрируйтесь не на результате, а на способах его достижения. Сам себе режиссер

16.03.2019

Кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека - это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве - в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере . Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым , а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность - это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие - аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при .

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством - учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в
  • Умело
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что , и наоборот
  • полезной деятельностью
  • Занимайтесь
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, )
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод « »

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие « », « », «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • , интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

    В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Инструкция по «возвращению к истокам» или как не утонуть в информационном потоке.

Если вы такой же человек, как и я, то вам должно быть знакомо чувство «перенасыщения» информацией. Когда я сажусь за написание собственного текста, меня начинает пугать осознание того, что сейчас на любую тему уже что-нибудь да написано. Из-за этого сложно начать что-то свое – ведь я далеко не уникален. Как писатели, публицисты и маркетологи мы хотим стать экспертами в своей области, сфере ответственности, идеях, маркетинговой психологии, копирайтинге – в общем, практически во всем, что имеет отношение к нашей аудитории и нашему бренду.

Эта гонка за создание лучшего контента, за звание «самого умного и плодовитого» может быть слишком выматывающей. Частично проблема заключается в том, что порой мы вынуждены прогонять через себя слишком много информации для того, чтобы в итоге найти для себя что-то реально стоящее.

Такая «тяжелая информационная диета», на которую мы все сегодня посажены, с одной стороны, вроде и помогает насытить контент обилием фактов, но с другой, она блокирует нашу креативность и атрофирует наше нестандартное мышление, лишая нас необычных идей.

Информационный перегруз и мультизадачность повышают уровень кортизола – гормона стресса. Проблема этого процесса заключается в том, что кортизол препятствует выработке в мозге серотонина, который отвечает за креативность и творческое мышление. Таким образом, вместо того, чтобы стимулировать наш мозг на генерирование классных идей, информационная перегрузка блокирует в нас эти способности.

Думать, как ребенок

В буддийской психологии это информационное болото, через которое мы вынуждены пробираться, называется «чаща взглядов и мнений». Согласно ней, тот, кто цепляется исключительно за свое мнение, остается ни с чем.

Получается, что настоящая мудрость приходит только открытым и восприимчивым людям, тем, кто способен выслушать и принять другую точку зрения. Эта открытость для новых идей дает нам возможность задавать вопросы, удивляться, слушать и наблюдать без вреда для собственного опыта, который могли нанести нам прошлые страхи или предубеждения. Это позволяет нам развивать нашу креативность.

Именно поэтому для каждого, в частности для контент-авторов, важно вернуться к взгляду на мир глазами ребенка. Открытость для всего нового, предрасположенность к обучению, любознательность – вот здесь и рождается контент. При этом, мыслить по-детски, не значит, что вы не можете быть первоклассным специалистом – наоборот, это поможет вам стать сильнее. Преимущество детей в том, что они не осознают рамок невозможного. Они одарены богатым мышлением и не боятся делать ошибки, в отличие от взрослых. Так, пока они увлечены, они могут решить любую проблему, невзирая на какие-либо правила, ограничения или каноны.

Мышление новичка

По сути, для того, чтобы создать нечто уникальное и неподдельное, нам нужно некое подобие мышления новичка, либо можно поступить, как великий поэт Йоганн Гете, который всегда думал о том, «как же здорово быть дилетантом». Несмотря на то, что уже в то время существовали настоящие шедевры, Гете всегда игнорировал их, что позволило ему создавать очень самобытные произведения. Примечательно, что поэт пришел к этому задолго до появления понятия информационного перенасыщения – сегодня такую абстрагацию слишком сложно представить, ведь информация везде.

Но ведь никто не мешает нам попробовать «думать, как новичок» – не нужно избегать любого культурного влияния, нужно просто поглощать информацию более осознанно, вдумчиво, научиться различать то, что реально имеет значение и заносить в свои «чертоги разума». «Оставьте все, что не дает вам результата, оставьте все, что не подходит вам» – говорил Гете.

Вот, в чем фишка. Пока Гете постигал, как же здорово быть новичком, он также выделял значимость богатого кругозора, который сложен из тщательно отобранных частиц, влияющих друг на друга.

Поддержание незнания: оставляем только важные вещи

Идея «информационной диеты» не нова. Мы все гораздо больше времени тратим на всяческое ограничение поступающей информации, чем на ее усвоение. Дэниел Левитин, профессор психологии университета МакГилл, провел исследования, которые показали, что здравый ум может уделять внимание трем-четырем вещам одновременно. С другой стороны, мы ухудшаем свои способности судить и теряем фокус. Мы создаем себе правила проводить за компьютером или смартфоном меньше часов в день, пытаемся не переходить по каждой ссылке, используем разные приложения, помогающие организовать день, чтобы не разорваться из-за всех дел. Вообще, мы тратим много времени пытаясь вернуться к своему детскому мышлению – когда мы жили в мире, который казался свежим, новым и полным чудес. Так что же сделать, чтобы вернуть это восприятие и не захлебнуться в информационном течении?

Как поддержать незнание, когда ты находишься в поиске идеи:

Соорудить «мозговую свалку» : гуру продуктивности Девид Аллен советует «чистить разум» перед началом творческого процесса с помощью составления списка всего, что на данный момент происходит в голове. При этом, все-все мысли должны быть разложены в «4 корзины»: сделать; делегировать; отложить; забить. Это поможет вам не отвлекаться на посторонние мысли во время творчества.

Быть избирательным в собственных ресурсах : будучи писателями, мы должны много всего исследовать и «гуглить».


Это может случайно затянуть нас в информационную «кроличью нору». Вместо того, чтобы позволить поисковику занести вас куда попало читать то, что вам вовсе и не нужно, постарайтесь найти 5-10 источников, которым вы доверяете и ищите непосредственно там.

Еще вы можете установить фильтры в Твиттере, которые будут выводить наиболее релевантные посты в топ вашей ленты. Таким образом, ваше окружение может стать отличным ресурсом, помогающим вам держать разум в фокусе.

Понижать уровень стресса : поддержание низкого уровня кортизола – верный путь к становлению креативным гением. Если вы начинаете чувствовать, что «все, больше не могу» – отойдите от компьютера на 30 минут и почитайте пару глав своей любимой книги, прилягте или помедитируйте, чтобы вернуть себе ощущение спокойствия. Всегда имейте рядом вещи, которые способны успокоить вас и используйте их в своей ежедневной рутине. Согласно исследованию, приведенному в журнале Forbes, несколько минут медитации каждый день могут здорово уменьшить количество кортизола в мозге.

Понять, что невозможно знать все : один из способов спасти себя в информационном потоке, четко дать себе понять, что чего-то не знать – абсолютно нормально. Принятие такой «дзен-позиции» спасет вас от «синдрома успеть и узнать все», когда вы физически на это не способны. Ничего страшного нет в том, что вы упустили пару статей в своей ленте или писем на электронном ящике – что-то действительно важное со временем все равно наверстается.

Пока не существует точного рецепта, как вернуть себе «свежий взгляд новичка» важно просто напоминать себе, что нормально говорить иногда «я не знаю». Давайте, попробуйте! Мы все равно не находимся в состоянии «я не знаю» вечно. Конечно, неприятно осознавать это иногда, но порой это может очень хорошо помочь в создании пищи для размышления, поиска новых взаимосвязей. Удивительно, что может случиться, когда мы отбрасываем наши идеи от экспертного восприятия и позволяем себе открывать все с новой стороны – мы начинаем смотреть на одни и те же вещи не так, как другие.

Ключ к повышению креативности в любой организации - начать действовать как креативная организация. Если бы вы хотели стать художником, то рисовали бы каждый день. Возможно, вы не станете вторым Винсентом Ван Гогом, но точно превзойдете того, кто никогда даже не пытался рисовать. Точно так же и в вашей организации: вы станете более творческим коллективом, если начнете творчески мыслить. Ниже приведены 15 советов, которые помогут вам и вашим коллегам стать более креативными уже сегодня.

1. Раз в день

Попросите каждого человека ежедневно совершенствовать один из аспектов своей работы. В конце дня коллеги должны встретиться и обсудить, что они сделали в этот день по-другому и лучше, чем это было накануне.

2. Доска для мозгового штурма

Повесьте «доску объявлений» на видном месте в офисе и попросите коллег использовать ее для новых идей. Напишите на цветной карточке тему или проблему и прикрепите ее в центре доски. Рядом положите листочки белой бумаги, которые сотрудники смогут использовать для обнародования своих мыслей по заданной теме. Например, если в вашей компании есть трудности с завершением конкретной сделки, опишите ситуацию на цветной карточке, разместите ее на доске и попросите людей публиковать свои идеи и предложения.

3. Лотерея идей

Ежемесячно проводите «лотерею идей». Каждый раз, когда у сотрудника появляется креативная идея, он получает лотерейный билет. В конце месяца обсудите идеи с командой, а затем тяните билет. Если номер на чьем-либо билете совпадает с вытянутым билетом, то он получает приз. Если никто не выиграл, удвойте приз в следующем месяце.

4. Уголок креатива

Выделите в офисе область для творческого мышления людей. Пусть там будут книги, видео о творчестве, обучающие игры и материалы для рукоделия (например, модельная глина). Вы могли бы даже украсить этот уголок фотографиями сотрудников в детстве, чтобы показать, что все мы рождаемся непосредственными и творческими.

5. Символы креативности

Попросите коллег поставить на своих рабочих столах предметы, которые выражали бы их личные представления о креативности в бизнесе. Например, хрустальный шар может символизировать стремление к будущим сделкам, баночка с кетчупом Heinz может представлять собой личную цель и 57 новых идей о том, как сократить расходы, а набор кабелей может символизировать переход от от идеи к результату.

6. Совместный обед

Еженедельно обедайте с тремя-пятью коллегами и делитесь друг с другом творческими задумками. Пусть все предварительно выполнят домашнее задание. Например, прочитают книгу о творчестве. Каждый участник встречи может прочитать лишь одну главу, а за обедом рассказать как творческие приемы можно применить в работе.


7. Блокнот блестящих идей

Пусть у каждого сотрудника будет записная книжка, назовем ее «Блокнотом блестящих идей». Попросите коллег каждый день записывать по три идеи о том, как можно улучшить работу. В конце месяца соберите записные книжки, отсортируйте идеи и вынесите наиболее интересные из них на обсуждение.

8. Неделя глупых идей

Сделайте творческий процесс как можно более веселым. Устройте «Неделю глупых идей» и проведите конкурс на самую глупую идею. Вывешивайте записки с ними на «доске объявлений» и проведите церемонию вручения награды победителю. Такие мероприятия поднимают корпоративный дух, и вы можете заметить, как глупые идеи стимулируют появление действительно стоящих.

9. Творческий комитет

Создайте «комитет креативности», состоящий из ваших коллег-добровольцев. Основной его целью будет выяснение, обсуждение и реализация идей сотрудников. Комитет может вести учет на графике в виде термометра, а компания должна награждать сотрудников в соответствии с объемом и качеством творческого вклада.

10. Зал славы

Превратите офисный коридор в «Зал славы сотрудников». Разместите там фотографии тех, чьи идеи были реализованы. Пусть снимки сопровождает информация о человеке и о том, как его идея повлияла на компанию.

11. Левое и правое полушария мозга.

Во время мозгового штурма разделите коллектив на две половины: тех, кто мыслит рационально (левое полушарие мозга) и тех, кто мыслит интуитивно (правое полушарие мозга). Попросите представителей «левого полушария» высказывать практичные, привычные и логичные идеи. «Правое полушарие» пусть расскажет о странных, нетрадиционных и нелогичных идеях. Затем объедините группы и обсудите идеи.


12. Квоты на идеи

Американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон обеспечил продуктивность мышления, назначив квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Его личная квота была - одно незначительное изобретение каждые 10 дней и крупное изобретение каждые полгода. Способ гарантировать творческий подход к работе - дать каждому сотруднику квоту, скажем, в пять новых идей за неделю.

13. Проходной билет

Требуйте от всех сотрудников, чтобы они приносили одну новую идею, что станет их билетом на любое мероприятие. Идея должна быть сосредоточена на некотором аспекте их работы и том, как можно улучшить то, что они делают.

14. Меняйте «Да, но…» на «Да, и…»

Когда кто-то предлагает свою идею, многие из нас испытывают искушение сказать «Да, но…». Чтобы изменить это настроение, каждый раз, когда кто-то говорит «Да, но…», нужно, чтобы человек изменил эту формулировку на «Да, и…», продолжив развивать идею коллеги.

15. Три варианта

Сотрудники не должны тратить время на размышления о причинах, по которым что-то не может работать или не может быть выполнено. Вместо этого они должны подумать о том, как заставить это работать, и сделать это. Попросите сотрудников подумать о трех целях или задачах, которые, по их мнению, не могут быть выполнены. Затем попросите их найти три способа выполнения каждого из них. И сделайте то же самое.


16. Свежий взгляд

Американский вирусолог и разработчик первых вакцин против полиомиелита Джонас Солк сделал обычной практикой проводить групповые собрания с мужчинами и женщинами с разными навыками и рабочими обязанностями. Он чувствовал, что это помогает генерировать новые идеи, которые не могли возникнуть в головах людей, занятые только в одной сфере. Пригласите людей из других отделов на свои мозговые штурмы и спросите их, как они решили бы стоящие перед вами проблемы.

И последнее. Не забывайте благодарить людей за их идеи. Создайте свои собственные открытки с надписью «Спасибо за отличную идею» и дарите их коллегам. Попросите генерального директора лично подписывать каждую открытку, выражая свою признательность.

Перевод: издательство «МИФ»

Порою творческий подход в личной или профессиональной жизни необходим как глоток свежего воздуха. Но к сожалению, не все люди умеют креативно мыслить. Многих оригинальные идеи посещают редко. Как развить креативность? И возможно ли это?

Каждый наделён творческим потенциалом, мы с ним рождаемся. Это способность нашего мозга, которую можно разбудить.


Меняйте привычное мышление на нестандартное

Часто мы живём и думаем в автоматическом режиме. Так ведь удобнее? Мы не решаемся покинуть зону комфорта и посмотреть на окружающие вещи с творческой точки зрения.

В конце концов стул нужен, чтобы сидеть. Но кто сказал, что только для этого? В развитии творчества важную роль играет нестандартное мышление. Старайтесь разрушать стереотипы. Импровизируйте!

Любопытство не порок

Нет творчества без любопытства. Это качество помогает рождению новых впечатлений, идей и исследований.

Записывайте идеи

Пусть у вас под рукой всегда будет блокнотик, для записи, любой возникшей мысли. Многое не остаётся в памяти. Но вы всегда сможете вернуться к написанному и использовать задумку в нужное время. Никогда не бросайте, рождённые идеи с мыслью: «Это глупо!». Любая мысль имеет право на существование.

Найдите свой источник вдохновения

Это может быть картина, песня, книга, стихотворение, фильм. Мир предлагает идеи, которые можно использовать, как основу создания своих замыслов. Только не путайте источник вдохновения с плагиатом.

Препятствия – ваша мотивация

Не стоит путать «сложно» и «невозможно». Если хотите научиться креативности, то исключите слово «невозможно». Да, бывает сложно и трудно. Сталкиваясь с препятствием, сосредоточьтесь на решении проблемы. Преодоление возникшего дискомфорта и негативных чувств становятся хорошим источником вдохновения.

Подавляющее большинство изобретений, созданных для улучшения комфорта созданы теми, кто хотел преодолеть неудобство.

Создавайте грандиозные идеи самостоятельно

Так просто ввести в поисковике нужную фразу и с уверенностью ожидать, как возникнет список ответов на вопрос. Да, такое вдохновение со стороны других ценно. Но если вы хотите развить креативное мышление, то пробуйте придумывать идеи самостоятельно.

Если муза не приходит…

Если долгое время в голову не лезут дельные мысли – сделайте перерыв. Примите душ, выпейте кофе или прогуляйтесь. Порою самые креативные идеи приходят в голову в неожиданный момент.

Как развить креативность – упражнения

Приступим к тренировкам. Но сначала:

— поверьте в себя;

— прекратите себя ругать! Творчество не секретное оружие избранных, а способность, доступная каждому. Стоит только захотеть;

— перечислите 10 своих качеств или навыков (прямо сейчас 🙂), которые пригодятся вам в создании креативных идей. Например, находчивость, уверенность в себе, логическое мышление, желание развития и так далее. Пишите всё, что приходит в голову.

— поощряйте своё воображение и перестаньте заниматься самокритикой.

Упражнение 1

Перед вами две группы слов. Ваша задача соединить слова из этих колонок. Помните, не существует такого понятия, как плохие ассоциации 🙂

сок почта
женщина крыша здания
компания день ребёнка
божья коровка чашка чая
новорождённый детектив

Например, женщина как детектив – никогда не знаешь, что сейчас произойдёт.

Упражнение 2

Выберите любую сказку из детства и посмотрите на неё по-другому, задавая вопрос «почему?». Например, сказка «Три поросёнка». Почему поросята жили в отдельных домиках? Почему каждый дом был построен из разного материала? Почему волк хотел разрушить домики поросят? И так далее…Задача упражнения – вырваться из избитых схем и выйти за пределы стандартного мышления.

Упражнение 3

Ответьте на вопросы, которые начинаются со слов «Что было бы если…». Упражнение развивает спонтанное творчество. Придумайте развитие следующих предложений.

Что было бы, если…

… люди ходили по потолку?

… бабочки были размером с корову?

… вода была льдом?

… на земле не росли растения?

Упражнение 4

Возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте несколько небольших крестиков на одинаковом расстоянии друг от друга. Задача – из каждого крестика что-то создать. Это может быть символ, животное, предмет, человек и так далее. Рисунки между собой не должны повторяться.

Упражнение 5

Придумайте слово. Для начала подойдёт, такое в котором меньше букв, например, сон. А теперь представьте, что это аббревиатура, для которой необходимо придумать расшифровку. Пусть эти расшифровки кажутся странными и нелепыми. Но чем больше вы тренируетесь, тем лучше развивается ваша изобретательность и креативность.

Интересные факты о творческом мышлении

1. Синий и зелёный цвет помогает рождению творческих идей, в то время как красный цвет стимулирует внимание к деталям.

2. Физические упражнения улучшают способность творчески мыслить.

3. Уровень фонового шума влияет на творческое мышление. Тишина полезна для интенсивного решения проблем. А для рождения творческих идей подойдёт уровень шума, около 70 децибел (например, как в кафе).

4. Тусклое освещение помогает человеку чувствовать себя более свободным и раскованным, а значит никакие внутренние блоки не мешают творческому потоку.

5. Путешествия улучшают творческое мышление.

10 книг для развития креативности

2. Эдвард де Боно - «Шесть шляп мышления»

3. Остин Клеон - «Кради как художник»

4. Натали Ратковски - «Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески»

5. Хью МакЛаод - «Игнорируй всех, или Как стать креативным»

6. Марина Москвина - «Учись видеть»

7. Джулия Кэмерон – «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

8. Яна Франк – «Муза, где твои крылья?»

9. Скотт Белски – «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

10. Михай Чиксентмихайи– «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений»

Мультфильм о креативном мышлении

Забавная свинка, у которой возникают креативные идеи для достижения заветной цели. Главное – не сдаваться, даже если кажется, что выхода нет. 🙂

ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?

Люди часто смешивают креативность с оригинальностью, после чего впадают в уныние, поскольку, по-видимому, так трудно, даже невозможно быть по-настоящему оригинальным. На самом деле все мы способны быть креативными, поскольку, как мы уже сказали, креативность заключается в создании новых связей, причем в неврологическом смысле дело тоже обстоит именно так. Креативность - это расширение границ психики. Она может быть


Практический курс НЛП

сопряжена с риском, поскольку всегда включает открытие. Создавая новые связи, вы повышаете силу своего мозга, развиваете свою интеллектуальную и межличностную гибкость. Всякий раз, когда вы связываете как-либо две вещи, вы создаете нечто третье. И эта новая связь может, в свою очередь, выстроить связи с другими идеями, другими возможностями. Вообразите, какое воздействие это может оказать на систему, подобную мозгу!

Результаты порой изумляют. Нейл Армстронг сделал свой знаменитый первый шаг по Луне в 1965 году. Это событие изменило наши отношения со Вселенной. Оно засвидетельствовало огромный потенциал человеческой изобретательности и умелости. Оно сказало нам: мы способны разрешать проблемы, которые прежде были неразрешимыми, если только достаточно хотим этого и можем найти пути.

Мы предполагаем, что это событие внушило многим людям очень мощную - и освобождающую - веру в человеческие возможности. А ныне существуют долговременные проекты, в конечном итоге направленные на посещение Марса.

Креативность на индивидуальном уровне обладает тем же самым потенциалом: соединяя вещи между собой, вы выходите за границы каждой из них; вы получаете шанс выработать новые убеждения по поводу себя и своих способностей. Мы вспоминаем беседу с одной девочкой-подростком, которая любила учиться. Она находила это занятие очень стимулирующим. Она заявила: «Иногда мне кажется, что мои мозги в буквальном смысле растягиваются».

Дети обладают природной креативностью. И ведь каждый из нас некогда был ребенком. То есть все мы имеем опыт креативности, даже если сейчас не осознаем, как это получалось. Дети проявляют свою креативность в том, как они открывают окружающий мир и по-своему осмысляют его. Дочка Венди Шарлотта в том возрасте, когда она училась ходить, любила играть с пластиковыми коробками и бутылками, хранившимися в шкафчике под раковиной. Венди достаточно было открыть дверцы шкафчика, чтобы Шарлотта была занята и счастлива на целые часы. У многих детей есть воображаемые друзья, многие создают миры с помощью своих игрушек. Они не нуждаются в сложном реквизите, поскольку порождают свои смыслы сами.

Ян Макдермот, Венди Яго


Креативность заключается в порождении ассоциаций и связей Чтобы проявить креативность, вам нужно дать себе разрешение и время на создание новых связей. Суть здесь скорее в процессе, чем в результате. Вы можете проявлять креативность на работе или дома, при решении проблем, работе в саду или разрешении споров. Ваша креативность может иметь в своей основе слова, идеи или даже пищу. Вы можете быть креативны по отношению к своей внешней среде или своим мыслям.

Еще один важный аспект креативности состоит в том, что, даже если каждый ингредиент хорошо известен и знаком, он все равно приводит к возникновению нового. Инсайт всегда креативен, поскольку он представляет собой новый вывод на основе известной информации. Возникает новый взгляд, и именно это важно.

Самое главное - креативность возвращает нас в состояние, не слишком отличное оттого, в каком пребывала дочка Венди, когда оказывалась перед открытым шкафчиком под раковиной. Креативность делает нас поглощенными. Наслаждающимися процес сом действий. Уделяющими массу внимания деталям. Имеющими грандиозную интуицию. Воодушевленными. Игривыми. Размышляющими о том, что произойдет, если...

БАРЬЕРЫ КРЕАТИВНОСТИ

Ниже описываются наиболее распространенные преграды креативности. Подумайте, относится ли что-либо из этого к вам.

Недостаток времени. На самом деле это не так важно, как может показаться: процесс создания связи занимает секунды. Это может произойти в любой момент, в любом месте, при условии, что вы находитесь в правильном состоянии и внимательны к собственному опыту. Так что креативность требует преимущественно определенного качества вашего времени и внутренней свободы, позволяющей проявить восприимчивость к себе.

Страх критики. Это может похоронить под собой любой мозговой штурм. Креативность приводит к необычным идеям, возможно, даже к таким, которые не укладываются в привычные рамки. Некоторые люди могут счесть продукты креативности


Практический курс НЛП

странными, слишком причудливыми, вызывающими. Страх показаться чудаком, глупым или даже не таким, как все, подавляет креативность.

Сниженная самооценка. Если вы делаете нечто креативное, вы тем самым выходите за границы знакомого для себя и, возможно, для других. Иногда в подобных случаях человек думает, что поскольку его идея, поступок или изобретение необычны, то они должны быть ненормальными и неправильными. Если вы не уверены в себе, то для вас может быть очень рискованно как-либо отличаться от других - даже в мыслях. В результате, как это ни прискорбно, вы отказываетесь от посетившего вас озарения, чтобы вновь слиться с большинством.

Страх неудачи. Это может явиться мощным блокирующим механизмом. Но ведь если вы создаете новую связь, она по определению не может быть изначально «истинной» или «ложной». Поэтому неудача может иметь лишь два смысла:

Новая ассоциация не сработала так, как вы хотели или надеялись.

Она кому-то не понравилась. И, собственно, что? В течение ряда лет различные люди отмечали, как много у Яна успешных проектов, и спрашивали, как это ему удается. Ян в таких случаях обычно сообщает, что эти проекты составляют примерно десять процентов того, что приходит ему в голову. Остальные девяносто либо не срабатывали, либо вообще не шли дальше идей.

Креативность - отнюдь не вотчина гения. Эйнштейн, конечно, был великолепен, но большинству из нас совершенно не обязательно делать его своим эталоном. Вам даже не нужно быть экспертом, чтобы проявить креативность. Наконец, плоды нашей креативности могут выражаться на уровне вполне повседневной жизни. Хороший пример - Каффе Фассетт, международной известности дизайнер вязаных изделий. До двадцати восьми лет он не имел никакого отношения к вязанию и, разумеется, не брал в руки спицы. В этом возрасте он вдруг безумно увлекся фактурами и цветами Шерсти. Он купил шерсть примерно двадцати цветов, намереваясь изначально найти опытного вязальщика, который мог бы во-

Ян Макдермот, Венди Яго


плотить в жизнь рисунки, возникшие у Каффе в голове. «Постепенно до меня дошло, что я должен научиться вязать и придумывать свои изделия по ходу дела... В течение дальнейших нескольких лет я успешно игнорировал массу правил, которые, по-видимому, па -рализовывали большинство вязальщиков, заставляя их ограничи ваться монохромными паттернами. Я же радостно комбинировал цвета и текстурированные нити, делал узлы посреди ряда, использовал в своих наиболее амбициозных пробах вплоть до двадцат/ цветов в ряду» («Восхитительное вязание», Century Publishinq, 1985). Он произвел революцию в вязании. Используя простейшие петли (ибо не был специалистом), он позволил цветам, текстурам и узорам «расцвечивать» рисунки, возникавшие перед его внутренним взором. Он читал лекции и проводил обучающие семинары: главной его целью было убедить людей, «что они способны сделать нечто прекрасное и обогащающее жизнь». Многие дума ли, что у него есть некое особое мастерство, которого нет у них, по тому что он начинал как художник. «Я хочу попробовать убедить вас, что восприятие цвета - отнюдь не автоматическая вещь; вы открываете и переоткрываете секреты цвета, играя с ним и, самое главное, постоянно смотря».

В любой момент, когда у вас возникает сомнение в собствен ном потенциале креативности, напоминайте себе о том, что каждую ночь вы создаете пять или шесть совершенно новых снов, для которых вы являетесь одновременно сценаристом, режиссером, актером и зрителем, которые могут вовлекать все ваши органы чувств, произвольно менять время и место и, наконец, оказывать на вас длительное последующее влияние. Это творчество не требу ет усилий, и большинство людей даже не признает его как таковое!

КАК ДОСТИЧЬ БОЛЬШЕЙ КРЕАТИВНОСТИ

Найдите правильное состояние ума. Изучите состояние, ко торое вы ассоциируете с креативностью. Выясните, что инициирует и поддерживает его. Каково наилучшее для вас время дня 7 Обстоятельства? Вам нужно быть в одиночестве? Или, может быть, самому (самой) по себе в толпе? Вы нуждаетесь в молча-


Практический курс НЛП

нии? Или в фоновой музыке? Постройте профиль своего креативного состояния. Не полагайтесь на его случайные возникновения. Дайте ему регулярное время и место.

* Культивируйте сны и мечты. Обращайте внимание на проявления своей креативности вместо того, чтобы отмахиваться от ее плодов, объявляя, что это «всего лишь сон» или «просто витание в облаках». Не обесценивайте уже, возможно, сделанные вами открытия, игнорируя их.

Задавайте себе вопросы: «Что, если?..», «Что еще?» и «Как еще?» Не останавливайтесь на первых пришедших вам в голову идее или ответе. Всегда идите дальше, находите больше идей и другие идеи.

Когда вы наталкиваетесь на проблему, воображайте, что ваше привычное решение недоступно. Это может относиться к любому уровню. Если бы у вас сломался компьютер, как без него вы смогли бы выполнить работу, намеченную вами на сегодня? Смогли бы наговорить на магнитофон? Сделать конспект? Использовать телефон? Если вы обычно дискутируете лицом к лицу, то что произошло бы, если бы вы вместо этого записали свои мысли? Некоторые решения окажутся не лучше тех, к которым вы привыкли; зато другие могут открыть перед вами великолепные новые возможности. В НЛП говорят: если вы всегда делаете то, что делали всегда, вы всегда будете получать то, что получали всегда. Креативность - это делать нечто другое.

Проверяйте, сколько различных результатов вы можете получить с одними и теми же ингредиентами. Существует поваренная книга Розаны Голд под названием «Рецепты 1 -2-3» (Grub St., 1977), где в каждом рецепте используются только три ингредиента. В некоторых рецептах используются одни и те же три ингредиента, однако процессы или количества ингредиентов в них разные, поэтому результаты получаются тоже разные. Ян использовал тот же принцип на своих семинарах по креативности: возьмите какой-нибудь офисный предмет повседневного употребления (скрепку, бумагу для пометок, скотч и т. д.) и вообрази-

Ян Макдермот, Венди Яго


те различные способы, которыми вы могли использовать их в сочетании. Ключ к эффективности упражнения - именно в сочетании.

Знайте правила - и отклоняйтесь от них. Вариации на суще ствующие темы или правила составляют основу успеха во многих случаях и многих областях, будь то джазовая импровизация или приподнятая кровать с пространством для стола и чулана внизу.

Думайте о разных путях к известному. Изменяйте порядок действий в знакомых процессах. Привычные инструменты заменяйте чем-нибудь не столь ожидаемым. Используйте свою не ведущую руку. Как только мы ломаем рутину, мы переходим из состояния «на автопилоте» в состояние, когда мы активны или восприимчивы. Если вы играете, используя свою неведущую руку, вы тем самым опираетесь на не слишком знакомые мозговые связи и стимулируете возникновение новых звеньев. Попробуйте «неправильной» рукой почистить зубы или причесать волосы Странное ощущение, не правда ли?

Ищите существенные различия. Когда вы встречаетесь с чем-либо, что кажется вам иным, оригинальным или новым, спрашивайте себя, в чем именно состоит ключевое отличие. В случае вязаных изделий Каффе Фассетта оно зачастую состоит в использовании необычного цвета: например, это бирюзовая полоска в рисунке преимущественно розовых и красных тонов, которая «разогревает» остальные цвета, делая их более живыми. Отчасти креативность Каффе заключалась в том, что он был способен посмотреть на клубки шерсти подобных цветов, кото рые как будто бы не сочетаются друг с другом, и понять: достаточно одного небольшого штриха неожиданного цвета, чтобы все изменилось.

ДИСНЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ КРЕАТИВНОСТИ

В главе 3-й мы упоминали Роберта Дилтса. Один из старейших пионеров НЛП, Дилтс много писал о стратегиях гениев и смоделировал ряд выдающихся людей, в том числе Уолта Диснея. Страте-


Практический курс НЛП

г ця креативности Диснея, которую сформулировал Дилтс, позволяет выделить три роли, существенные для порождения креативности, - мечтателя, реалиста и критика. Очень часто получается так, что эти роли смешиваются или же одна из них становится диктатором по отношению к другим. У многих людей диктатором является критик, однако важно помнить, что слово «критик» обозначает того, кто оценивает, а отнюдь не того, кто решает, что правильно и что - нет.

Когда Ян при работе с организациями использует Диснеевскую стратегию креативности, он иногда отводит каждой роли отдельную комнату, чтобы люди знали, куда они идут и зачем: в комнате мечтателей они мечтают, в комнате критиков они - критики и больше никто. Вообще в НЛП физическое пространство часто используется подобным образом - для определения происходящего. Это помогает нам приходить в подходящее состояние и знать, чего следует ожидать; физическое перемещение при этом - хороший способ изменения состояния. Роли мечтателя, реалиста и критика можно разделить также во времени. Вы можете отвести себе время для мечтаний и записывать свои мечты в блокнот, чтобы вернуться к ним позже, когда вы будете готовы подумать об их воплощении на практике (побыть в роли реалиста), а также какие критерии здесь нужны и какие проблемы могут возникнуть (роль критика). Каким бы способом вы ни разделяли роли, остается важным знать, в какой именно из них вы находитесь в данный момент, а также давать каждой из них достаточно места для выполнения своей функции.

Креативность - естественная способность человеческих существ. Ее заботливое взращивание, поощрение и использование -главный путь повышения силы мозга, будь то при нахождении новых решений старых проблем или новых направлений в жизни, Для более приятного времяпровождения на досуге или более легкого и умелого выполнения профессиональных функций. Итак, к чему вы хотели бы приложить вашу креативность? Это ваш выбор.

Ян Макдермот, Венди Яго


КАК УСКОРИТЬ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Каждый из нас имеет опыт хорошего обучения. К тому моменту, когда вы читаете эту книгу, вы должны были успеть приобрести множество сложных физических, интеллектуальных и межличностных навыков, так же как громадный объем информации о самых разных вещах. По большей части все это вы, вероятно, принимаете сейчас как само собой разумеющееся. Вы также должны были < настоящему времени усвоить ряд навыков или убеждений, которые ограничивают вас или создают вам определенные затруднения. Возможно, среди них - также некие сомнения по поводу собственной способности к обучению или к достаточному обучению. И поскольку большинство из нас имеют постоянную работу и/или растят детей, в основном ведя загруженную, если не безумно загруженную, жизнь, то более быстрое обучение явилось бы очень полезным навыком.

Согласно нашему опыту коучеров, один из важнейших путей ускорения обучения - освобождение от влияния негативных убеждений и предположений. Каждое семя запрограммировано так, чтобы стать полноценным экземпляром своего вида, при наличии подходящих условий. И многие из нас, имевшие дело с растениями в своих офисах, домах, садах, знают: даже растения, находившиеся в не слишком хорошем состоянии, сохраняют изумительную способность выздоравливать и процветать, как только восстанов лены благоприятные для них условия.

Если вы хотите узнать, как ускорить свое обучение, вам полезно немного заняться самомоделированием. В детстве вы усваивали феноменально много за очень короткое время - не только про сто информацию, но также социальные навыки, телесно-психическую координацию и еще многое, многое другое. Как же вы это делали?

Мы покажем вам здесь, как НЛП может помочь вам определить условия, благоприятные для вашего обучения, и выяснить, чем оно в данный момент блокируется. В результате вы можете вновь стать свободны для столь же эффективного обучения, каким оно было у вас в раннем детстве.

Итак, как же вы справлялись в те годы? В первые пять лет жиз ни мы реализуем самую удивительную, самую быструю програм-


Практический курс НЛП

му обучения из когда-либо существовавших. С точки зрения полезности в жизни не все это обучение, разумеется, является «хорошим»: вы можете научиться робеть или излишне тревожиться, но, в любом случае, маленькие дети учатся очень основательно и всем своим существом. Они учатся, не называя это обучением. Со всей полнотой используя свои органы чувств в каждый момент своего бодрствования, они начинают «строить карту» своего мира. Воистину, это обучение погружением. Таким образом, практически каждый человек начинает свою жизнь с очень быстрого обучения.

ФАКТОРЫ БЫСТРОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЗНАЧИМО ДЛЯ РЕБЕНКА

Для маленьких детей мир очень интересен, потому что совершенно нов. У них еще нет фильтрующих механизмов, которые бы сообщали им, что некоторые вещи являются «более важными» или «более стоящими», чем другие. Все ново, все несет что-то новое. По ряду причин обучение высоко значимо: оно интересно; оно связано с той или иной непосредственной целью; оно вознаграждается; оно помогает моделировать кого-то значимого; оно повышает автономию, контроль или возможности самовыражения; наконец, ребенок любопытен и просто хочет знать.

Все эти причины служат важными стимулами учиться быстро и учиться хорошо. В терминах НЛП, это мотивы «стремления к приятному». Процесс обучения - нечто, что обучающийся активно хочет делать.

МОРАЛЬ. Убедитесь, что вы мотивированны - у вас есть веские основания учиться тому, чему вы хотите учиться, и вы знаете, в чем они состоят.

РЕБЕНОК В ОСНОВНОМ СОСРЕДОТОЧЕН ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС

Очень маленькие дети обращают массу внимания на происходящее вокруг них и на то, чем они заняты. Они не сравнивают то, что есть сегодня, с тем, что было вчера. Подобные концепции - и за-


320 Ян Макдермот, Венди Яго

боты, которые они с собой приносят, - появляются позже. Малыши не прокручивают множественные сценарии, то есть не отвлекаются. Они, конечно, могут отвлекаться и делают это, но тогда они полностью погружаются в свое отвлечение. Их внимание стопроцентно.

МОРАЛЬ. Ловите свои блуждающие мысли. Полезно, может быть, записать то, что требует последующих действий, чтобы вам не нужно было носить эти планы в голове в то время, когда вы занимаетесь чем-то другим. Сделав это, верните себя в здесь-и-сейчас.

РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ ПОГРУЖЕН В СВОИ ОПЫТ

На этой стадии обучение происходит при высоко ассоциированном состоянии обучающегося, при мощных неврологической и физиологической вовлеченности. Это позволяет обучающемуся очень быстро делать огромные шаги.

МОРАЛЬ. Выберите время, обстоятельства и собственное состояние, при которых вы имеете максимальный шанс погрузиться во что-либо. Культивируйте искусство полной ассоциированности со своим опытом. Начните обучение с действий.

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ РЕБЕНКА ВОВЛЕЧЕНЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Дети не думают о том, как они учатся или как они должны учить ся. Все их органы чувств функционируют в режиме восприятия и переработки информации. Соответственно то, чему они учатся, кодируется многими способами, благодаря этому быстрее и эффективнее становясь частью их.


Практический курс НЛП 321

МОРАЛЬ. В большей степени вовлекайте свои органы чувств в процесс сознательного обучения. Всегда думайте о том, как вы можете сделать даже формальное обучение и визуальным, и слуховым, и кинестетическим. Например, вы можете вести записи, конструировать модели, в буквальном смысле «проходить» сквозь предмет обучения, то есть обучаться на ходу (кинестетика); рисовать схемы и использовать цветные карандаши (визуальная система); проигрывать музыку композиторов барокко, таких, как Бах или Вивальди, которая, как показано, усиливает концентрацию и способствует обучению (слуховая система).

УСИЛИЯ РЕБЕНКА ЧАСТО ОТМЕЧАЮТСЯ ПОХВАЛОЙ ИЛИ НАГРАДОЙ

Очень маленькие дети обычно в изобилии получают похвал, когда пытаются делать что-то новое, в той же мере, в какой у них "это реально получается. Даже когда в конце концов взрослые начинают воспринимать их умения как нечто само собой разумеющееся, к этому времени обычно уже заложена хорошая почва в виде позитивного подкрепления первых усилий малышей, когда они учились сидеть, ползать, стоять, говорить и ходить. При таком благополучном ходе событий закладывается основание будущего самоподкрепления и самоободрения, обеспечивающих готовность идти на риск, пытаясь делать что-то новое.

МОРАЛЬ. Находите способы хвалить и вознаграждать себя. Используйте ободряющий внутренний диалог. Разделяйте свою цель на этапы и устраивайте себе что-нибудь приятное после завершения каждого этапа.

МЫШЛЕНИЕ В ТЕРМИНАХ УСПЕХА И НЕУДАЧИ

Обучающийся не научился еще мыслить в терминах успеха и Неудачи, поэтому он не слишком пугается, когда что-то не выходит. Более того, неудовлетворенность достигнутым чаще побуждает его к новым попыткам.

Ян Макдермот, Венди Яго


Очень маленьких детей обычно не называют неумехами, растяпами, тупицами и т. д., когда у них что-то не получается. Первые слова и первые шаги ребенка для большинства взрослых слишком важные и слишком потрясающие вещи, чтобы обесценивать их как недостаточно хорошие. Малыш, который учится ходить и падает, скорее всего, получит поддержку и поощрение в том, чтобы пытаться снова и снова.

МОРАЛЬ. Относитесь по-доброму к собственным ошибкам и ограничениям. Люди, бесконечно критикующие себя, склонны впадать в уныние. Тот, кто прощает себе ошибки и промахи, лучше продвигается.

РЕБЕНОК ПОДСТРАИВАЕТСЯ К СЕБЕ

Когда он теряет интерес или устает, он просто переключается на что-то другое или засыпает. Он еще не научился отворачиваться от своего инстинктивного осознания собственных состояний, чрезмерно давить на себя, предъявлять к себе неразумные требования.

МОРАЛЬ. Подстраивайтесь к себе - не слишком себя подгоняйте. Даже если все идет замечательно, и особенно в этих случаях, делайте перерыв. И не повышайте свою планку только из-за того, что достигли чего-то быстрее или легче, чем ожидали.

ПЕРЕРАБОТКА УСВОЕННОГО

Ребенок спит долго и крепко, поэтому его бессознательный ум располагает временем для переработки усвоенного, а тело - для реабилитации после напряжения и наращивания своих сил.

Сон является очень важным фактором успешного обучения. Ov* позволяет телу отдохнуть и восстановиться после нагрузки. Умственное напряжение требует энергии и выносливости, поэтому любое обучение должно утомлять. Переработка и сохранение про-


Практический курс НЛП

пуктов обучения происходят бессознательно, именно поэтому мы относительно быстро забываем конкретные процессы, вовлеченные в такие сложные навыки, как ходьба, речь или чтение. Во время сна бессознательная часть нашей психики очень активно занимается переработкой нового материала и образованием связей.

МОРАЛЬ. Уважайте потребность вашего тела в отдыхе. Уделяйте себе достаточно времени для сна, чтобы вы могли переработать усвоенное в процессе обучения.

Теперь мы познакомились с факторами быстрого обучения. Также очень важно понимать, что суть дела эффективного обучения не в том, чтобы научиться новым, «суперумным» техникам. Как правило, чтобы вновь начать хорошо и быстро обучаться, нужно лишь освободиться от стереотипов, которыми мы научились себя ограничивать и сковывать, а также вернуть иа их законное место адекватные стимулы и условия. Вместо того чтобы непрерывно жать на акселератор, уберите сначала ногу с тормоза.

Факторы, блокирующие обучение

Наш опыт коучеров свидетельствует о том, что имеются некие распространенные факторы, препятствующие обучению. Ниже мы перечисляем некоторые из них, но, разумеется, не все, и, возможно, именно для вас окажутся значимы какие-то другие. Определив эти последние, вы станете готовы изменить ситуацию к лучшему.

■ Потеря полноты внимания.

■ Недостаточность вознаграждения.
■ Недостаточность стимулов.

■ Опыт неудач.

■ Негативные оценки со стороны других или самих себя. Снижение уверенности в себе.

Страх, например, ошибок или неправильных действий.

Ян Макдермот, Венди Яго


■ Сковывающие решения.

■ Критический внутренний диалог.

■ Перфекционизм.