Позитивное подкрепление. Случай из практики

03.05.2019

Действие подкрепления и наказания на поведение человека

1.1 Что такое позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности, которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности. Определенные формы поведения закрепляются и повторяются в будущем тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.). Эти закономерности часто применяют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление, никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности.
Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельности пребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразие форм одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такого подкрепления.

Привилегии и увеличение статуса является не менее эффективным видом позитивного подкрепления. Изменение формального или неформального статуса имеет эффект подкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личность и стимулирует к деятельности. Возможность получить определенные привилегии, повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворять свою потребность во власти - существенный мотивационный фактор.

Система оценки также является позитивным подкреплением. Оценки «хорошо» и «отлично», высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающее влияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оценивания имеет большее мотивационное значение. Традиционная система оценивания, которая до сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществ тестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» за экзамен человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с другими студентами, получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльная система оценивания имела бы большее мотивационное влияние.

Материальное вознаграждение оказывает большое влияние на мотивацию любой деятельности. Но при систематическом использовании эта форма позитивного подкрепления может негативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию.

Действие подкрепления и наказания на поведение человека

Деньги являются универсальным средством генерализированного подкрепления, поскольку за деньги можно приобрести практически все. Деньги - это и условное подкрепление...

Жаргон как средство самоактуализации осужденных

жаргон осужденный криминальный вербальный Сила жаргона как средства самоактуализации осужденного повышается, если осужденный подкрепляет его невербальными приемами общения, например жестами...

Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

В своей работе мы задаемся вопросом о психолого-педагогических условиях и механизмах ситуативного развития готовности учащегося к занятиям. Ситуативное развертывание готовности, с которой связано включение учащегося в занятие...

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это процесс моделирование уникальных для каждого человека осознанных и неосознанных типов поведения, направленных на то, чтобы постоянно двигаться ко все большему раскрытию своего потенциала...

Особенности диагностики эмоциональной сферы личности

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта)...

Особенности современной психологии

Характер - это набор психологических свойств, которые определяют поведение человека или животного. Характер является относительно постоянным явлением. Наличие характера является признаком наличия личности...

Особенности формирования характера

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек...

Память и ее развитие

Древние греки считали богиня памяти Мнемозину матерью девяти муз покровительниц всех известных наук и искусств. А классик французской психологии Пьер Жане сказал «Память - это преодоление отсутствия». Наш современник - российский психолог Г...

Позитивное восприятие мира как свобода выбора

О позитивном мышлении писали наши современники, и те, кто жил намного раньше нас. Такие способы жизни, как христианство, буддизм и суфизм, учат человека ориентироваться в жизни на что-то хорошее, на что-то позитивное...

Проблема одаренных детей

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности. Согласно социологическим данным...

Психологическая характеристика математических способностей школьников. Педагогические способности и их диагностика

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся...

Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то...

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры и возможность ее применения в деятельности социального работника-психолога

Из предыдущего обсуждения очевидно, что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Действительно, мы, как общественные индивиды...

Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Конфликты несомненно создают напряженные отношения в организации, переключают внимание сотрудников с непосредственных забот производства на "выяснение отношений", тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии...

Стресс и его особенности

Одним из наиболее распространенных в наши дни аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье...

Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознаграждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.

Человек после выполнения определенной деятельности может получить одобрение, позитивную оценку, материальное вознаграждение, т.е. позитивное подкрепление. Удовольствие вследствие позитивного подкрепления связывается с деятельностью, таким образом устанавливается связь "деятельность - удовольствие". У человека, согласно принципу удовольствия Фрейда, возникает стремление и в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и т.п.), что побуждает его к выполнению той деятельности, которую подкрепляли, т.е. которая связывалась с удовольствием.

Если процесс деятельности или его результат не подкрепляется (т.е. когда не было ни одобрения, ни вознаграждения и соответственно удовлетворения), то в таком случае менее вероятно, что в будущем человек будет выполнять эту деятельность по собственному желанию. Следовательно, при отсутствии связи "деятельность - удовольствие" субъект не будет стремиться к ее выполнению.

Позитивные переживания, которые связываются с определенной деятельностью, выполняют роль эмоционального подкрепления того, что происходило до или во время переживания. Вследствие этого человек будет стремиться выполнять то, что вызвало удовольствие или то, что предоставило возможность избежать неудовольствия. Если какое-то действие сочеталось с приятным переживанием, то сочетание позитивных эмоций с деятельностью усиливает мотивацию (интерес) к этой деятельности.

Приведем несколько примеров позитивного подкрепления.

1. Вследствие успешных занятий физикой ученик получает одобрения от учителей, родителей и друзей (подкрепление 1), высокие оценки (подкрепление 2), призовые места на олимпиадах (подкрепление 3), одобрения друзей за интересные опыты и помощь в решении задач (подкрепление 4). Удовольствие, которое возникает вследствие подкрепления, будет побуждать его к занятиям физикой. Предвкушая получение удовольствия, ученик будет усиленно заниматься этим предметом. Физика связывается с удовольствием и в будущем сама по себе будет приятна для ученика. Чем сильнее подкрепление (большее число подкреплений и соответственно большее удовольствие), тем более привлекательной становится физика для ученика.

2. Ребенок за определенные действия (например, за помощь старшим) получает похвалу от взрослых (подкрепление 1), материальное вознаграждение, например конфеты, шоколад (подкрепление 2), определенные поблажки (подкрепление 3).

Стремление получить удовольствие (похвалу, конфеты, поблажки и т.п.) будет побуждать ребенка и в будущем к выполнениюэтих действий.

3. Если изготовив, например, полку или стул, человек почувствовал удовольствие вследствие успешного завершения работы и пользы от него (подкрепление 1), материального вознаграждения (подкрепление 2), одобрения жены или родителей (подкрепление 3), то, предвкушая возможность получить подкрепление (и удовольствие), он и впредь будет стремиться что-либо изготавливать.

Определенные формы поведения закрепляются (и повторяются в будущем) тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же, наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.).

Эти закономерности часто используют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. А чтобы удержать детей от нежелательных действий и поступков, применяют наказание, неодобрение, выражая неудовлетворенность действиями ребенка. Если человек получает позитивное подкрепление (одобрение, вознаграждение) за определенные формы поведения, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизводятся. А прибегая к наказанию, человека заставляют избегать определенных действий: например, наказывая ребенка за кражу, стремятся принудить его не воровать в будущем.

Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление (например, на одобрение), никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности. Подвергаясь наказанию за определенные действия или бездеятельность, человек впредь будет действовать "так, как нужно" не потому, что ему так хочется, а потому, что боится наказания. И когда угроза наказания исчезает, то предыдущие нежелательные формы поведения восстанавливаются.

Применяя закон эффекта Торндайка, Скиннер использовал свою терминологию. Согласно Скиннеру, первая часть закона, в которой поведение выполняется для получения приятного или удовлетворяющего последствия, называется подкреплением . Вторая часть, в которой поведение не выполняется, поскольку его последствие является неприятным или неудовлетворительным, называется наказанием . Каждое из этих обстоятельств может разделяться согласно тому, что - предъявление или удаление некоего стимула происходит при осуществлении целевого поведения. Результатом такого разделения являются четыре возможных варианта последствий: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, позитивное наказание и негативное наказание , как показано в таблице.

При позитивном подкреплении , или обучении вознаграждением, субъект получает вознаграждение за свое поведение, и такое поведение усиливается (становится более вероятным). Голубь клюет клавишу и таким образом получает доступ к кормушке с пищей; ребенка хвалят за то, что он поделился игрушкой с другим ребенком.

При негативном подкреплении , также называемом обучением спасением, или обусловливанием активным избеганием, в результате поведения нечто неприятное или отвратительное удаляется или просто не происходит. Здесь можно предсказать усиление такого поведения. Голубь клюет клавишу, чтобы отключить слабый электрический ток, подведенный к его ступне (спасение — сайт), или клюет клавишу, чтобы предотвратить включение тока (избежание). С точки зрения оперантного обусловливания фобии человека поддерживаются негативным подкреплением: человек, испытывающий фобию, приближаясь к объекту или ситуации, вызывающим ее, чувствует испуг и уходит, но страх остается. Поэтому если оставлять фобию без лечения, она будет постоянно рождать сама себя. Человек никогда не выдержит достаточно долгого пребывания вблизи от объекта его страхов. Он не успеет понять их необоснованность, т. е. выяснить, что пчелы обычно не кусаются до тех пор, пока их на это не спровоцируют, что большинство змей не опасны и т.д.

При позитивном наказании , также называемом пассивным избеганием, результатом поведения является предъявление или осуществление чего-либо неприятного. Голубь, наученный клевать клавишу для получения пищи, сейчас вместо нее получает удар током и вскоре перестает клевать клавишу. Ребенка ругают за плохое поведение, и, в идеале, оно прекращается.

Наконец, при негативном наказании , или обучении прекращением, поведение приводит к тому, что нечто приятное или желательное удаляется; это также должно вызывать прекращение такого поведения или делать его менее вероятным. В случае с голубем кормушка с пищей появляется регулярно, за исключением тех случаев, когда он клюет клавишу. В случае с ребенком у него отнимаются такие привилегии, как просмотр телевизора. Популярной версией негативного наказания в школе является процедура тайм-аута. Ребенок, который плохо себя ведет, отводится в тихую комнату и остается в одиночестве на короткий период времени. Логика этой техники заключается в том, что ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь к себе внимание других детей и учителя, поэтому последствиями такого поведения является лишение внимания вообще.

Существуют еще две важные процедуры оперантного обусловливания. Первая из них - это формирование реакции, благодаря которой закрепляются различные модели поведения. Например, голуби обычно не занимаются тем, что клюют клавиши, но их необходимо научить этому. Научение осуществляется посредством последовательных приближений. При помощи ручного управления экспериментатор вызывает появление кормушки всякий раз, когда голубь просто поворачивается в сторону клавиши. Затем кормушка появляется, когда голубь подходит к клавише, далее, когда он случайно касается ее, и только со временем, когда он клюет ее. Ту же самую процедуру можно использовать для приучения ребенка к туалету: сначала похвала достается ребенку за то, что он движется в сторону уборной, затем - за вход внутрь, после этого - за карабканье на горшок и успешное осуществление акта опорожнения.

Формирование реакции также имеет хороший терапевтический эффект при работе, например, с аутичными детьми, которые вообще не говорят, и поэтому их невозможно втянуть в процесс общения: первое вознаграждение ребенок получает за издание любых вокальных звуков, затем - за звуки, напоминающие речь, и только после этого - за настоящие слова.

Вторая процедура - частичное подкрепление - более типична для повседневной жизни, чем обсуждавшееся до сих пор «продолжительное» подкрепление. При частичном подкреплении подкрепляются только некоторые случаи определенного поведения, а не каждый случай реализации такого поведения. Частичное подкрепление может принимать различные формы, но наиболее эффективным его вариантом является план переменного соотношения. Непредсказуемым образом некоторые примеры поведения подкрепляются, а некоторые - нет. Результат данной процедуры выражается в том, что если подкрепление долго не появляется, субъект упорно и гораздо дольше демонстрирует поведение. Результаты плана частичного подкрепления можно увидеть у детей, закатывающих истерики в магазине в попытке получить игрушку или сладость. Иногда родители уступают ребенку и покупают ему игрушку, чтобы прекратить демонстрируемое им смущающее и раздражающее их поведение. Поэтому ребенок научается упорствовать в своих попытках, даже когда родители не откликаются на них. Если его действия не имели успеха в этот раз, то это не значит, что они не помогут потом. Родители могут невольно формировать более длительные и более интенсивные вспышки негативного поведения, если будут долго пытаться сдерживаться, а затем уступать ребенку.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

Методы формирования позитивного поведения

Наиболее распространенным методом формирования желатель-ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму-щественно оперантный принцип обусловливания. Следует отме-тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси-ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под- крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри- цательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление - главный метод изменения пове-дения. Условия успеха:

    подкрепление должно быть индивидуально значимым;

    подкрепление должно применяться систематически и немед-
    ленно вслед за желательным поведением;

    связь между желательным поведением и используемым при
    этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо-щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо-щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людь-ми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать не-правильное поведение. Например, подросток в ответ на суици-дальную попытку может получить награду - повышенное внима-ние и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его незави-симое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про-явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе-дневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправлен-ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе-ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона-чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю-щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло-жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список

условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для пред-ставления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использо-вать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важ-ными сферами:

    взаимодействие (отношения);

    переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

    действия, повышающие самооценку с помощью ощущений
    адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое за-
    нятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использо-вать выявленные стимулы для подкрепления желательного пове-дения личности с девиацией. Также клиента побуждают использо-вать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответ-ствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны - это ве-щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти-мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетон-ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме-на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу-чения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко использу-ется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существен-но уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепле-ния может наблюдаться и уменьшение случаев желательного пове-дения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и са-моподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать лю-дей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение препо-давателей или родителей процедурам подкрепления (для отдель-ных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенче-ским реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки

выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конф-ликты, сопротивляться негативному влиянию среды или прини-мать решения. Репетиция поведения - это один из методов про-фессионального консультирования, широко используемый в слу-чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор-му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си-туаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых кли-енты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обуче-нию. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предостав-ляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают приме-нять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассер-тивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» .

На первых порах использования методики тренинг ассертивно-сти был направлен на отстаивание человеком своих прав и инте-ресов. В последнее время его направленность несколько измени-лась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоцио-нально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-прием-лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове-дения:

неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо-действующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведен-ческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается - в общем или в специфическом. На втором этапе формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изу-чить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впо-

следствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативно-го поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться непод-ходящими для конкретного клиента. Важен также правильный вы-бор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертив-ных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертив-ного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не толь-ко на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобре-тенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помо-щью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В ин-тервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятель-но пытаться применять адаптивные социальные навыки в реаль-ной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность по-ведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиен-ты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивиду-альной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы мо-гут быть гетерогенными (например, группа из подростков без про-блемного поведения и с делинквентным поведением) или гомо-генными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тре-нингом ассертивности используются и другие технологии, по-зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич-ности. Это - тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при- нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше- ния конфликтов. При этом используются самые разнообразные при-емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игро-

вые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис-куссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу-ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи-модополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для под-ростка с зависимым поведением может быть адекватной следую-щая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия - индивидуаль-ная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками . Если сотрудничество с се-мьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тре-нинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе- ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис- темы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных от-ношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе-ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по-зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль-танта - основным инструментом его профессиональной деятель-ности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро-вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни-мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Контрольные вопросы и задания

    Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

    Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недо-
    статки поведенческого подхода.

    Перечислите основные методы поведенческой интервенции и обла-
    сти их оптимального применения.

    Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации
    личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

    Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

    В чем сущность и какова процедура методики систематической де-
    сенсибилизации?

    Опишите методики саморегуляции.

    Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии
    с приведенными методиками) и сообщите результаты.

    Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

    Каковы методы угашения нежелательного поведения?

    Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

    Что такое тренинг ассертивности?

    Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой
    интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер
    желательного применения (с учетом вашего личного или профессиональ-
    ного опыта их использования).

    Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. - М.,
    2000.

    Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
    пособие. - Минск, 1999.

    КингМ., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. -
    М., 1998.

    Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у
    подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

    Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ.
    психол. - СПб., 2001.

    Мак-Вильяме К Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

    МейерВ., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

    Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
    тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

    Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

    Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.,
    2000.

    Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия куль-
    товых травм//Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. -
    № 1-2.

    Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. -
    М., 2000.

    Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
    с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

    Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарско-
    го.-СПб., 1998.

    Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем-
    шмидта. - М., 2000.

    Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

    Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, кор-
    рекция, психопрофилактика. - М., 1998.

    Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод.
    пособие. - СПб., 1987.

    Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб.,
    1991.

    Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -
    СПб., 1999.

    Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. -
    М., 2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной пробле-мой современного общества. Оно выступает одной из ведущих при-чин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии от- клоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с по-веденческими девиациями, важно чувствовать уверенность и ком-петентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функцио-нирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В срав-нении с другими подходами, поведенческая интервенция, возмож-но, является одним из наиболее адекватных и эффективных спосо-бов воздействия на поведение личности. В то же время в современ-ной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных мето-дов, основанных на различной методологии, для решения конкрет-ных практических задач. В случае поведенческих нарушений доста-точно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность примене-ния любых методов выступает личность самого специалиста, ока-зывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантоло-га, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор-мированию профессионально-личностной позиции специалиста.

Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный много-уровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения - откло-нение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окру-жающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противо-речат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социаль-ной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции де-виантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешива-нию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулиро-вание ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу-чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекват-ностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воз-действия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоня-ющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта практической работы, объединение усилий различных специалистов с усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

Уровень социально-психологической адаптации тесно связан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально-психологической адаптированно-сти (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адап-тирована Т.В.Снегиревой. Модель отношений человека с соци-альным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта соб-ственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адап- тированность - согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гиб-кость, социальную компетентность.

Позитивное подкрепление

Любой стимул, подкрепляющий поведение, которое ему предшествовало. Позитивные стимулы обычно нейтрализуют состояние «первичного драйва» (например, ), являются наградой или создают привлекательную ситуацию. В определенном смысле, позитивное подкрепление определяется его последствиями. Оно укрепляет реакцию и делает более вероятным ее проявление в будущем. В роли позитивного подкрепления могут выступать самые странные события. Например, для некоторых детей выговор от учителя в присутствии сверстников может рассматриваться как позитивное подкрепление, если он повышает «уличную репутацию» потерпевшего. Любое поведение, которое приводит к позитивному подкреплению, становится более частым.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Позитивное подкрепление" в других словарях:

    - (positive reinforcement). Также называется обучением вознаграждением; субъект получает вознаграждение за свое поведение, и проявление такого поведения повышается … Психология развития. Словарь по книге

    Позитивное подкрепление - (Positive reinforcement). Предъявление приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения … Теории личности: глоссарий

    КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей… …

    Модификация привычных (а) представлений о ком либо или о чем либо, сформированных ранее знаний, (б) отношений, убеждений, (в) моделей, программ, действий, операций, способов привычного поведения, образа жизни, О.; сформированных ранее умений,… …

    Дрессировка - (от фр. dresser выправлять, обучать) выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. Дрессировка один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди … Википедия

    МЕТОДИКА НАВОДНЕНИЯ - Относится к поведенческим методам. Если при систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в других методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной… … Психотерапевтическая энциклопедия

    СКИННЕР - Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904 1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в … Психотерапевтическая энциклопедия

    - (от англ. behavior поведение) ряд тщательно разработанных методов лечения (в т. ч. сексуальной дисфункции в семье, супружеских конфликтов), направленных на изменение или формирование новых шаблонов О., т. е. на искоренение нежелательного… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio отклонение, расстройство) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    - (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия