Сообщения о массовой смерти детей от плохих лекарств оказались «страшилкой. Приучение к горшку. Эмоциональное и социальное развитие

02.04.2019

В этом возрасте считается, что нормальный рост ребенка колеблется в следующих пределах: 92 см в 3 года, 100-104 см в 4 года (ребенок удваивает длину, которую он имел при рождении), 106 см в 5 лет и 111 см в 6 лет. «Средний» вес: 13,5-14 кг в 3 года, 15,8-16,4 кг в 4года, 17,5-18 кг в 5 лет и 19-20 кг в 6 лет.

Эти цифры имеют чисто ориентировочное значение. Только врач может определить нормально ли растет ребенок, рассчитывая по специальным формулам и таблицам, существует ли соответствующее соотношение между различными параметрами, по которым оценивается - «гармоничный» рост. Мы снова напоминаем, что рост ребенка зависит от целого комплекса факторов, связанных с наследственностью и окружающей средой.

Подвижность

В 4-5 лет малый ребенок достигает такой степени моторного развития, которая позволяет ему выполнять отдельные движения разными частями тела независимо от других (например, катание на трехколесном велосипеде). Ребенок сам себе задает все более трудные движения: прыжки, карабканье, балансирование. Вместе с тем появляется и способность сидеть спокойно, чтобы раскрашивать, моделировать разные предметы из пластилина, слушать сказки или рассматривать картинки.

К концу периода малого возраста ребенок приобретает такие умения, такое двигательное развитие, которое ему позволяет пользоваться зубной щеткой, гребешком, принадлежностями для шитья.

Большинство детей хватает и хорошо орудует карандашом; нарисованные линии и фигуры получаются все лучше. Ребенок способен резать ножницами по ровной линии.

В 3 года только часть детей может стоять короткое время на одной ноге: лишь в 5 лет детям удается прыгать на одной ноге и через скакалку.

Потребность в движении весьма велика, ребенок беспрерывно двигается, бегает, шумит, одним словом, он «беспокойный». Иногда он любит заниматься делами, которые требуют силы и бывает в восторге, когда ему удается поднять или понести какой-нибудь тяжелый предмет.

Для проверки мотричности, между 3 и 6 годами родители могут подвергать детей, под видом игры, следующим испытаниям:

а) общая подвижность : бросание мяча, ловля мяча в движении; может ли ребенок держаться на одной ноге и как долго, ходить на пятках или на носках взад и вперед, подыматься и спускаться по лестнице

б) тонкая мотричностъ : ребенок строит башню из 8 кубиков, строит мост из 3-х кубиков, начертает вертикальную линию, срисовывает круг, срисовывает крест, срисовывает ромб, рисует человека из 3-х частей, рисует человека из 6-и частей.

Восприятие

В 3-4 года ребенок интересуется функциональной способностью предметов, которые он сравнивает, складывает один на другой, сортирует по форме и цвету, разбирает по частям («портит», как это считают родители).

Работая пластилином или цветным мелом, ребенок создает простые формы, которым он затем дает название по их внешнему виду. Он понимает логическую последовательность определенных действий в течение ежедневного порядка дня, а также и логическую связь между предметами и словами.

В 5-6 лет осязательный и моторный опыт (движение) уходит на второй план.

Помимо зрительных впечатлений («видит все»), приобретают значение и слуховые впечатления (ребенок все время «на приеме»«начеку», он «выслеживает», «разоблачает все», повторяет выражения, услышанные от взрослых или от других детей).

Ребенок различает всевозможные звуки, напевает, простые песенки и сопровождает их ритмичными движениями.

Он начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести предметы и действия.

Фантазия в использовании красок и рисовании «форм» тех или иных предметов, лиц или животных, играет (по прежнему) более значительную роль, чем адаптация к действительности. К концу периода младшего детского возраста появляется все более четкое разграничение между воображением и действительностью.

Ребенок активно и критически смотрит на окружающий мир, но и на собственные действия. У него развивается творческий ум, ребенок строит планы, ставит перед собой цели и настойчиво их преследует. У него появляется понятие о времени и количестве. Он может считать до 10-и.

Речь

Умственный прогресс продолжается быстрыми темпами. В три года ребенок выражается достаточно внятно. Между 3 и 6 годами устное общение со всей семьей обогащается еще больше благодаря связи ребенка с другими детьми и с воспитательницами в детском саду.

Существительные и прилагательные умножаются параллельно с прогрессами ребенка в его контактах с окружающей действительностью.

Около 3-х лет ребенок начинает говорит!. «Я»,то есть осознает себя в первом лице, как отдельную личность среди других. Одновременно в его речевом запасе появляются слова «ТЫ» и «ОН». Для него доступны только конкретные понятия: даже и название того или иного предмета представляется ему как одно из его свойств.

Понятие времени воспринимается медленно. Постепенно ребенок дошкольного возраста усваивает, что такое время и обретает способность пользоваться глаголами не только в настоящем времени, но и в будущем и в несовершенном виде.

Как только он начинает сознавать себя, обоих родителей, свой пол, он начинает употреблять в разговоре женский и мужской род. Любопытство в сочетании с желанием общения, которые выражаются, как мы уже говорили, вопросами: «Почему?», «Как?», «Отчего?», и получаемые ответы содействуют обогащению запаса слов.

Взрослые обязаны, по мере понятливости ребенка, отвечать ему простыми словами. Во время прогулок они должны сказать ребенку названия цветов, деревьев, статуй, наиболее важных зданий, обогащая его речевой запас. Рассказывание простых сказок, совместное рассматривание книжек с картинками, некоторые воспитательные игры способствуют увеличению запаса слов.

Понемногу, ребенок становится способным выражать словами свои мысли и впечатления. Таким образом к 6-и годам он начинает читать и писать на своей разговорной речи.

В своем общем поведении и в особенности во время игр дети перестают быть молчаливыми. Особенно мальчики шумят, подражая некоторым животным, персонажам, увиденным в фильмах или старшим товарищам по играм. Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат их. Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают им трогаться с места, ехать, останавливаться.

Все эти «вербализации» (по выражению психологов) являются признаками удовлетворения, психического здоровья, спонтанности. У детей, в семье которых имеется несколько детей, словесные общения отличаются большим богатством, разнообразием и более им понятны.

Единственный ребенок, который общается только со своими родителями, с дедушкой и бабушкой, встречает затруднения при адаптации к речи взрослых лиц. Детский сад является тем учреждением, которое восполняет этот недостаток психосоциальной среды ребенка.

Между 3 и 6 годами начинается период грубых и тривиальных слов и выражений . Эти слова заимствуются в основном из речи, обозначающей экскреторные функции («кака», «пипи») и человеческое воспроизведение (ругательства). Ребенок произносит их с заносчивым злорадством.

Иногда, когда он рассержен или когда не выполняется какое-нибудь его желание, ребенок ругается и продолжает выговаривать все грубости, которым он научился от старших детей. Родители встревожены.

Согласно некоторым авторам, грубости объясняются склонностью к подражанию. Ребенку незнаком истинный смысл грубых слов; наоборот, у него возникает сознание силы, ему кажется, что он вступает в ряды взрослых, выражаясь и крича точно так же, как делают они, когда сердятся.

Свое неодобрение взрослые должны выражать тактично. Они должны объяснять ребенку простыми словами, показывать выражением лица, собственной речью, что они не согласны с такими выражениями.

Часто бывает, что некоторые родители «потешаются» и гордятся словесными «завоеваниями» своих потомков, поощряя таким образом «прогресс» ребенка по этой линии. Другие, наоборот, настолько драматизируют случившееся, что создают у ребенка чувство виновности, которое вызывает в нем комплекс более низкого положения как по отношению к своим «совершенным» родителям, так и по отношению к более агрессивным и развязным детям.

Затруднения формирования речи

Не приуменьшая роли неврологических и сензориальных факторов, важно помнить о капитальном влиянии аффективных условий и отношений, в которых роль матери оказывается существенной. Ее любовь и спонтанность представляют собой необходимый стимул для появления и обогащения речи ребенка.

Развитие речи зависит также и от постоянного взаимодействия, устанавливающегося между ребенком и окружающими его взрослыми. Если последнюю, из-за отсутствия воспитания, времени (уделяемого ребенку) или по другим причинам ограничивают стимулирование речи и «обмен словами» с ребенком, это его лишает фонических и аффективных элементов, помогающих строить и обогащать свою речь. Такие ситуации наблюдаются в некоторых дезорганизированных семьях, или в которых часто вспыхивают семейные ссоры.

Условия современной жизни, отсутствие времени и переутомление родителей являются факторами, способствующими во многих случаях речевой отсталости. Детский сад играет важную роль в исправлении некоторых ранних недостатков речи.

Всем должно быть известно, что расстройства речи объясняются многочисленными причинами и отличаются различным прогнозом. Для выработки точного диагноза требуется сотрудничество нескольких специалистов: нейропсихиатра, ото-рино-ларинголога, знакомого с вопросами детской аудитории, педиатра и логопеда. Очень часто диагноз невозможно определить только после одной консультации.

До 3-летнего возраста глухота вызывает много споров. В настоящее время, при помощи новейшей аппаратуры, в университетских ЛОР-клиниках можно точно определить степень органического расстройства слуха. Среди легких расстройств речи в возрасте 3-6 лет встречаются: некоторая отсталость речи, затруднения произношения и заикание. Во всех случаях надо обращаться за советом к врачу.

Социальное поведение

Примерно в возрасте 3-х лет интерес ребенка явно сосредотачивается на взрослых, которые являются его партнерами и служат ему примером. В постоянном общении с ними он учится различать понятия я и ты. Вначале он еще очень послушный, так как взрослые облегчают ему возможность быть активным, предлагают ему игры, еду; однако постепенно ребенок стремится к обретению независимости, пытается проверять свою способность хотеть, быть в состоянии и решать самостоятельно . В этом контексте появляются общеизвестные реакции упрямства, когда собственные желания приходят в столкновение с решениями или запретами взрослых.

В 4 года ребенок уже установил в значительной мере свою независимость и адаптируется (при значительной помощи речи) к ежедневному распорядку. В этом возрасте ребенком нелегко руководить благодаря его постоянной потребности движения. С другой стороны, несмотря на свое желание стать самостоятельным, он неизменно чувствует потребность возвращаться под защиту взрослых (например, когда возникает какое-нибудь затруднение или когда ребенок устает).

В 5-6 лет отношение к взрослым менее подвержено конфликтам, чем в 3-4 года. Ребенок участвует с удовольствием в деятельности взрослого и радуется похвале за хорошую работу. Появляющиеся недоразумения выясняются посредством речи. Возрастает интерес и желание играть с другими детьми и помериться умением и силой в небольших соревнованиях.

Ребенок начинает соблюдать простые правила поведения; со временем ему удается отодвигать собственные желания на второй план, учитывать желания или даже искать общества других детей; он образует ограниченные группы играющих; предпочитает товарищей по игре одного с ним пола. Он пытается доминировать окружающих.

У единственного в семье ребенка наблюдается иногда настоящая «борьба за гегемонию» бабушкой и дедушкой. Он сердится, когда не исполняются его желания или когда в игре им руководят другие дети. Похвала его уже не удовлетворяет, у него бывают вспышки гнева и тенденция к негативизму.

Восприимчивость и новые возможности познания

Второй период вопросов свидетельствует о большом любопытстве, о стремлении ко всему новому. Ребенок все время повторяет «почему?», «Отчего?», «как это»? По-видимому, он доволен, когда видит, что ему отвечают терпеливо и его потребность спрашивать и знать принимается всерьез.

То, чего добивается ребенок, это не познание в интеллектуальном смысле слова, а чувство уверенности, помогающее разобраться в окружающем его запутанном мире.

Некоторые взрослые не знают, что отвечать на некоторые вопросы ребенка, пытаясь удовлетворять его любопытство своей «взрослой логикой» (при помощи непонятных детям абстракций). Тут необходимы простые объяснения, соответствующие его пониманию при помощи понятий и примеров, взятых из мира, доступного чувствам ребенка. Других родителей раздражают «надоедливые» вопросы детей; это еще хуже, так как ребенок чувствует себя одиноким и обманутым в его желании стать «большим».

Суждение и фантазия

Начиная с 5-и лет, вместе с повышающейся восприимчивостью ребенка возрастает и его сила суждения. Он думает о том, что слышал и чему научился. Иногда, спустя долгое время после того, как он услышал сказку, матери или воспитательнице приходится отвечать ему на вопросы, связанные с этой сказкой.

Теперь ребенок много думает и пытается это выразить. Он любит и пробует воспроизводить звуки животных, находит легкие рифмы, создает слова. Выдумывает новые сказки. Иногда, исходя из реального факта, ребенок выдумывает новые перипетии; иной раз, играя лошадкой или машиной, он воображает разные приключения.

Ребенок любит сказки, в которых действующими лицами являются животные, которым он присваивает собственные чувства.

Любовь к сказкам с феями и с фантастикой появляется после 5-летнего возраста.

Выдуманные родителями сказки должны пересказываться одинаково, без изменений. Добро, храбрость, скромность и вообще положительные черты должны характеризовать любимых ребенком персонажей. Сказки с ведьмами, змеями, волками ведут к испугам, беспокойному сну, кошмарам, уединению или стремлению не отходить от матери.

В настоящее время, при бурной технической революции, при чрезвычайном распространении телевидения и кино наблюдается превращение предпочтений у детей, начиная с детского сада и до поступления в школу. Уже немногих детей занимают сказки вроде «Алисы в стране чудес». Под влиянием в первую очередь телевидения и образа жизни семьи в наши дни, детские сказки должны содержать гарантию, что они являются или могут стать реальностью, что они правдоподобны.

Передачи по телевидению из жизни животных, мультипликационные фильмы, передачи для детей заняли в значительной мере место прежних сказок.

К концу четвертого года жизни деятельность детского воображения достигает своего апогея, что для вдумчивого наблюдателя является ключом к «миру желаний» ребенка.

Возраст от 3 до 6 лет характерен исчезновением младенческих черт и появлением новых, характерных для дошкольников. Как меняется ребенок в этот период?

Трехлетний возраст - своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек - жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет - 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет - 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3-6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4-5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3-6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3-6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность - локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Психологические черты возраста 3-5 лет

Ошибочно утверждать, что истинное развитие ребенка начинается в период его подготовки к поступлению в первый класс. Один из психических процессов высшего уровня – внимание – у ребенка формируется с момента рождения. Под вниманием понимается избирательное восприятие конкретного объекта в определенный промежуток времени. Процесс этот осознанный и не стихийный. У детей в возрасте до 3 лет есть лишь предпосылки и скрытые способности к развитию внимания, которое проявляется слабо. К 3-5 годам внимание способно стремительно развиваться, что требует активного родительского участия. Родителям, знающим о психологических чертах детского внимания в возрасте 3-5 лет, гораздо легче выбрать действенную методику развития внимания для своего ребенка.

Основные обязанности родителей

Далеко не каждому взрослому под силу быстро отсортировать главную информацию от второстепенной: нужное – взять, от лишнего – избавиться. А ребенка тем более следует учить отбирать лишь важное в огромном потоке информации, который он воспринимает из окружающего его мира. Родителям следует понимать, что при этом внимание, с одной стороны, является объектом развития, а с другой стороны – защитой для растущего детского мозга от переизбытка информации. Что это значит? сайт

Дело в том, что к 3-4 годам внимание ребенку жизненно необходимо для распознавания нужных и ненужных сигналов внешнего мира. Мозг реагирует на них мгновенно, но хранить их в неограниченном количестве не готов. А внимание «фильтрует» такие сигналы, избавляя детский мозг от перегрузок и сбоев. Такая защита предупреждает возможные отклонения в деятельности и дальнейшем психическом развитии детей.

Объем информации, безусловно, важен, но если ее много. Вот почему родителям полезно изучить возрастные психологические черты внимания. Ведь любая развивающая методика, которую бы ни избрали родители или педагоги, не должна противоречить возрастным психическим возможностям ребенка.

Динамика развития внимания

  • Во-первых, обращаем внимание на объем информации, предназначенной для детского восприятия. Если информации очень много, то детское внимание рассеивается и не сразу концентрируется на главном. Если же информации крайне мало, то теряется возможность концентрироваться сразу на нескольких объектах, а значит, тренировки внимания и сохранения информации в памяти не происходит. Стало быть, информационный объем должен быть оптимальным для ребенка данного возрастного периода. Определить оптимальность информационного потока для ребенка несложно: в процессе занятий и после них не должно быть признаков переутомления и снижения интереса к новой информации.
  • Во-вторых, учитываем способность к концентрации на объектах и сохранению информации о них в памяти на длительное время. Если внимание неустойчиво, то сохранять его, не отвлекаясь, не получится.
  • В-третьих, стремимся к развитию избирательности у ребенка, которая помогает пользоваться узким информационным пространством для решения конкретной задачи.
  • В-четвертых, развиваем способность к переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
  • В-пятых, помним о таком свойстве внимания, как распределение, без которого ребенку будет крайне трудно одновременно совмещать разные виды деятельности, что важно для его дальнейшей учебной и внеучебной деятельности.
  • В-шестых, работаем над произвольностью внимания, нужной ребенку, чтобы он мог его сосредоточить, когда это потребуется.

Итак, чтобы у детей от 3 до 5 лет внимание развивалось в соответствии с психологическими чертами возраста, требуется работать над всеми его шести свойствами. И эффективнее всего это получается в игровой деятельности, когда активизируется их живой интерес к происходящему, а значит, развивается и внимание.

Отсеиваем ненужное, концентрируемся на важном

Родителям важно усвоить одну истину: если в возрастном периоде от 3 до 5 лет внимание не совершенствовалось, то в дальнейшем – в школе и социуме – ребенок будет нуждаться в коррекционной работе специалистов с ним, что является нелегким процессом для развития личности. Чтобы развитие интереса проходило для ребенка менее болезненно, нужно работать над ним системно и своевременно.

Охарактеризуем общие психологические черты возраста детей от 3 до 5 лет:

Трудно контролировать интерес и сосредоточенность и управлять ими;

Трудно направлять внимание на объект через словесное оформление;

Требуется многократное повторение инструкции к действию;

Сложно переключать внимание с одного объекта на другой;

Требуется информационный объем – до 5 предложений (не более);

Воспринятая информация сохраняется в памяти около 7 – 8 минут;

Внимательность ребенка непроизвольна;

На устойчивость внимания влияет заинтересованность ребенка в деятельности: малыш желает получить мгновенный результат деятельности, что возможно не всегда, и его интерес в таком случае часто ослабевает.

Возрастные особенности развития

У малышей-трехлеток происходят значительные изменения в психических механизмах развития внимания. Начинает развиваться первоначальная форма внимания произвольного типа. Малышу еще трудно распределять внимание между несколькими действиями или предметами. Таких детей внимательными пока назвать не получается. В этот период развития внимание прослеживается на уровне вслушивания в звуки, всматривания в объекты окружающего мира, детского желания найти отгадку к загадке, неумелых попыток к чтению, интереса к играм и рисованию.

Четырехлетки уже вполне способны сосредотачивать свое внимание на определенном предмете или виде деятельности с помощью взрослых или по заданному алгоритму действий. В этом возрасте развиваются свойства внимания как психического процесса: концентрация, избирательность, переключение, распределение.

У пятилеток формируется элементарное произвольное внимание, они преуспевают в играх, проверяющих и развивающих память и внимание, с желанием вступают в игру и стремятся выполнить все задания. Дети в этот период сами могут выстроить простейший алгоритм действий по заданию и его придерживаться. Внимание ребенка устойчиво, если они вовлечены в активную деятельность.

В любом возрасте уровень развития внимания у детей от 3 до 5 лет может быть оценен объективно лишь специалистом-психологом, который обычно дает несколько заданий на память и внимание и наблюдает, быстро ли и успешно ли ребенок с ними справляется или не справляется. Но результат такой диагностики следует воспринимать не как диагноз, а как ценные рекомендации к дальнейшей работе родителей и педагогов с малышом.

В процессе диагностики детям предлагается, к примеру, обнаружить одинаковые или похожие предметы на рисунке, прокомментировать их цвет или оттенки, найти дорожку к домику, поселить животное в домик для него характерный, найти непересекающиеся пути, дорисовать или раскрасить по шаблону, дорисовать контуры предметов, обнаружить различия в похожих рисунках. Наводящие вопросы могут выручить при прохождении подобных тестов, поэтому их задают обязательно, чтобы у детей не формировался психологический комплекс, и не исчезло желание работать далее. Как правило, повторная работа проводится над западающими фрагментами деятельности. Все игры или тестовые задания должны быть интересны детям, вовлекать их в активную деятельность. Лишь при этом условии их можно считать полезными для дальнейшего развития внимания и памяти (а эти два психические процесса связаны между собой очень тесно).

Развивающие методики

  • Гуляем интересно! При прогулке взрослый подробно описывает словами все, что видим и слышим вокруг себя; вместе с малышам он подбирает прилагательные-определения для всех объектов в поле зрения – какие цвета, какие звуки, какое дерево, какая собака и т. п.; следует добиваться, чтобы малыш называл качества предметов сам, помогать лишь тогда, когда совсем не получается.
  • Делаем и объясняем! Взрослый побуждает малыша объяснять, комментировать, что, как и почему он делает; в 3 годика малыш может слушать взрослого и учиться пояснять действия, а к 5 годам способен рассказать о своих действиях сам.
  • В поисках пропажи. Взрослый описывает в деталях предмет, который в комнате есть, но называть его нельзя; малыш сам пытается угадать то, о чем ему рассказали; чем раньше по возрасту ребенок начнет угадывать предмет, тем эффективнее продвигается развитие памяти и внимания.
  • Смотри и отвечай! Малыш смотрит на взрослого и отвечает на его вопросы: какого цвета одежда, есть ли бусы, какие ногти на руках и т. п.; взрослый и малыш меняются ролями, и тогда вопросы пытается задавать ребенок.
  • Помеха. Малыш пытается играть, рисовать, рассказывать стихотворение, считает вслух, а взрослый ему мешает это делать; игра учит не отрывать внимание от данной деятельности, отбрасывать ненужную информацию.

Подобные развивающие игровые методики способствуют сближению взрослых и детей, зарождению привязанности и доверию между ними, но самое главное – работают на формирование и совершенствование внимания, без которого дальнейшее психическое детское развитие представляется проблематичным и болезненным.

На втором и третьем году жизни продолжается интенсивный рост организма, увеличивается подвижность ребенка, возрастают его энергетические затраты. Функциональная способность желудочно-кишечного тракта и активность пищеварительных ферментов повышаются, ребенок начинает разжевывать пищу, дифференцированно относиться к ее качеству, приучается самостоятельно есть и т.д.

На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заменяется более твердой. Основные ингредиенты пищи (белки, жиры, углеводы) в этот период должны поступать в организм в соотношении 1: 1: 4 и составлять: белок – 4 г, жир – 4 г, углеводы 15–16 г на 1 кг массы тела. Для полноценного питания важно, чтобы 75% белков были животного происхождения. В рацион ребенка должны включаться продукты, содержащие наиболее полноценные жиры: сливки, сливочное и растительные (не менее 10–20%) масла, желтки, рыбий жир. Потребность в углеводах покрывается за счет сахара, хлеба, овощей, картофеля, каш. С овощами и фруктами ребенок получает необходимые минеральные соли, а также витамины С, А, группы В.

В период от одного года до трех лет активно продолжается формирование скелета, увеличивается мышечная масса, сохраняется высокая потребность в минеральных веществах. Повышается суммарная потребность в витаминах. Важным пищевым продуктом является молоко, необходимый объем его – 600–650 мл в сутки. Часть его желательно заменять кефиром, который легче усваивается и нормализует микробный состав кишечника ребенка. Очень ценен творог, поскольку он содержит полноценные белки и большое количество кальция и фосфора. Солями кальция и фосфора богат и сыр. Помимо молочных продуктов, потребность в полноценном белке покрывается мясными продуктами (нежирные сорта мяса, птицы), можно вводить в рацион нежирные сорта рыбы. В ежедневный рацион входит также хлеб, разные виды круп (овсяная, гречневая, рисовая, пшеничная, кукурузная, пшенная и их смеси). Основными источниками растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов в этом возрасте являются овощи, зелень, ягоды, фрукты.

Поскольку физиологически незрелая пищеварительная система ребенка раннего возраста не может быстро приспосабливаться к резким изменениям рациона, каждый новый вид пищи вначале дается небольшими порциями. Важно, чтобы внешний вид блюд привлекал внимание ребенка и возбуждал аппетит.

Питание детей дошкольного возраста

Питание дошкольников отличается от питания детей раннего возраста как в количественном, так и в качественном отношении.

Масса тела ребенка с 4 до 7 лет нарастает в среднем с 15 до 25 кг, а прирост тела в длину составляет 20–30 см. Общая подвижность детей несколько уменьшается, но увеличиваются физические нагрузки: пешие переходы, физкультурные и спортивные занятия и игры.

В периоды вытягивания и нарастания массы тела особенно важно обеспечить детей полноценной нищей. Недостаток в рационе важных питательных веществ сказывается на величине массы тела, на размерах и функциях отдельных органов, состоянии желез внутренней секреции. На увеличение тела в длину (рост) обычно это влияет в меньшей степени. В настоящее время дошкольники часто занимаются в спортивных секциях и кружках, музыкальных школах, поэтому диета для них должна быть обоснованной и иметь соответствующую калорийность. Несбалансированное питание и значительные физические и умственные нагрузки могут приводить к ослаблению иммунитета и, как следствие, к заболеванию детей. Поэтому одним из важнейших в дошкольном возрасте остается принцип сбалансированного питания.

Для растущего организма необходим полноценный белок, количество животных белков должно составлять у трехлетнего ребенка 70%, у пяти-семилетнего – 60% общего их числа. При правильном соотношении животных и растительных белков их усвоение происходит более полно. Белок в пище детей дошкольного возраста в среднем должен обеспечивать 15% ее общей калорийной ценности.

Количество жиров, необходимое после трех лет, практически такое же, как и белков (соотношение 1: 1). В диете детей дошкольного и школьного возраста жиры должны быть не только животного, но и растительного происхождения, причем количество последних на уровне 5–10%, а иногда и 25% всех жиров. Необходимость употребления жиров растительного происхождения связана с большим содержанием в них незаменимых ненасыщенных жирных кислот.

Соотношение между белками, жирами и углеводами, так же как и в раннем возрасте, должно составлять 1:1:4. Излишек углеводов в питании ребенка дошкольного возраста угнетает аппетит, увеличивает брожение в кишечнике, вызывает вздутие, способствует всасыванию недостаточно расщепленных веществ и аллергизации организма, приводит к ожирению, уменьшению подвижности ребенка, снижению сопротивляемости инфекциям. Недостаток углеводов снижает активность нервных клеток, способствует расщеплению жиров и белков и появлению в тканях недоокисленных продуктов.

Суточная калорийность пищи на 50% должна покрываться за счет углеводов. Часть их должны составлять легкоусвояемые углеводы (сахара), а часть – трудноусвояемые, которые на более длительное время создают чувство сытости. Растительная клетчатка в рационе способствует нормализации перистальтики кишечника и выводу шлаков из организма.

Разнообразное питание детей дошкольного возраста обеспечивает в достаточном количестве солями кальция, фосфора, калия, магния. Однако дефицит их может возникнуть из-за нарушения переваривания и всасывания, в частности, такого важного продукта питания, как молоко. Многие здоровые дети не любят молоко в его натуральном виде, у примерно 10% здоровых детей оно плохо переваривается. Большая часть таких детей может употреблять кисломолочные продукты и творог, которыми в рационе можно заменить молоко. Если дети не переносят молочного белка ни в каком виде, то они нуждаются в консультации врача и составлении специальной диеты с преобладанием других источников незаменимых питательных веществ (рыба, яйца, крупы, бобовые).

Питание школьников и подростков

Специфика питания школьников связана с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями их деятельности. Повышенная калорийность питания по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, активным ростом организма, особенно в периоды вытягивания, усиленной теплоотдачей и большей подвижностью. Кроме того, напряженная умственная деятельность в процессе обучения приводит к дополнительным расходам энергии и питательных веществ.

Для растущего организма в этот период необходимы мясо, рыба, молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – полноценные источники белка, кальция и других жизненно важных соединений. В качестве гарнира целесообразно использовать тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок), содержащие большое количество микроэлементов и витаминов. Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин – рассматриваются как факторы роста. Лучшими их источниками являются мясо, рыба и яйца.

Необходимый компонент пищи школьника – сложные углеводы, содержащиеся в муке грубого помола, крупах, сырых овощах и фруктах. Долго расщепляясь в желудочно-кишечном тракте, они сохраняют относительно равномерную концентрацию питательных веществ (простых углеводов) в крови в течение длительного промежутка времени. Кроме того, сопутствующая им в продуктах питания растительная клетчатка обеспечивает правильное пищеварение. Важным компонентом пищи, необходимым для удовлетворения энергетических потребностей школьников, являются жиры как животного, так и растительного происхождения. В отличие от детей более младшего возраста школьники и подростки могут употреблять тугоплавкие животные жиры, но в ограниченном количестве.

Дети и подростки, имеющие повышенные умственные и физические нагрузки (в том числе занимающиеся спортом), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116–120 г в возрасте 10–13 лет и до 132–140 г в возрасте 14–17 лет.

Интенсивный обмен веществ в этих возрастных периодах требует поступления достаточного количества жидкости: не менее одного-полутора литров жидкости (воды, фруктовых или овощных соков, чая, молока).

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Стремление к самостоятельности, закономерное для этого возраста, диктует необходимость просветительной работы со школьниками и подростками – здоровый образ жизни и рациональное питание должны стать естественными потребностями личности. Это позволит избежать многих "болезней цивилизации", обусловленных неправильным питанием (ожирение, хронические расстройства пищеварения, повышение артериального давления, возникновение которых связывают с популярным среди подростков "фаст-фудом", содержащим избыточное количество сахара и соли, недостатком витаминов, беспорядочным питанием и питанием всухомятку). У многих подростков в связи с перестройкой всего организма нередко возникают проблемы с лишним весом и состоянием кожи, которые в подавляющем большинстве также вызваны несбалансированным питанием. Многие из них корректируются с помощью правильно подобранной диеты.

Многие родители переводят детей на "общий стол" уже в возрасте одного года, в то время как организм ребенка этого возраста нуждается в значительно большем количестве питательных веществ, чем организм взрослого, а пищеварительная система не готова к усвоению целого ряда взрослых продуктов. Озабоченность таким положением дел была высказана на заседаниях XVIII конгресса педиатров России.

Вопросам питания детей в возрасте от 1 до 3 лет уделяется недостаточное внимание со стороны педиатров, диетологов, педагогов и психологов. Если схемы введения прикорма на первом году жизни тщательно разработаны, то для возраста старше 1 года таких детальных рекомендаций остро не хватает.

Между тем, исследования последних лет показали, что в первые годы жизни принципы рационального питания детей нередко нарушаются, что приводит к проблемам со здоровьем в дальнейшем, прежде всего - лишнему весу и склонности к анемии. Поэтому по инициативе Союза педиатров России коллектив специалистов из целого ряда научно-медицинских институтов приступил к разработке национальной Стратегии по оптимизации питания детей в возрасте 1-3 лет, которая и была представлена на обсуждение медицинского сообщества в рамках Конгресса педиатров в субботу, 14 февраля.

По результатам проведенного в 2014 году в 10 регионах РФ опроса родителей и участковых педиатров оказалось, что подавляющее большинство родителей дают детям пищу с общего стола после одного года.

От 17 до 40 процентов детей продолжают получать грудное молоко после года, и от 27 до 54 процентов получают специальные последующие смеси, так называемые "третьи формулы".

Около 70 процентов родителей ответили, что соблюдают режим питания, но при этом значительное число после года еще не отказались от ночных кормлений (судя по процентному соотношению, это не только дети на грудном вскармливании), и около половины родителей практикуют перекусы между основными приемами пищи.

Педиатры и психологи рекомендуют годовалым детям три основных (завтрак, обед, ужин) и от одного до трех дополнительных приема пищи. Дополнительные приемы пищи (второй завтрак, полдник и перед сном) должны сопровождаться одним и тем же стандартным ритуалом и происходить за столом. Такой подход формирует у ребенка хороший аппетит и правильное пищевое поведение, в отличие от перекусов и "кусочничанья" - сладостей, булок и т.п., съедаемых "на ходу".

От 75% (в Москве) до 88% (в Иваново) родителей считают рацион своих детей сбалансированным. При этом 33% детей в Москве, 64% детей в Иваново и 70% детей в Ярославле начали на втором году жизни получать "недетские" продукты, в том числе полуфабрикаты, сосиски, колбасы, кондитерские изделия. Небольшой процент детей (от 4 до 6 процентов) в возрасте до 24 месяцев едят чипсы, картофель фри, поп-корн и сладкие напитки. Шоколадом лакомятся 40% детей второго года жизни и 80% детей в возрасте до 3-х лет.

По данным исследования детского питания на основании анализа дневников питания и осмотра детей, в котором приняли участие свыше двух тысяч малышей из семи регионов России, был выявлен дисбаланс питания, приводящий к дефициту важнейших витаминов и микроэлементов на фоне избыточного потребления белка и натрия (соли).

Между тем, потребность в железе, кальции и ряде витаминов на килограмм массы тела у детей выше, чем у взрослого мужчины.

В результате неправильного питания повышается риск развития анемии, сердечно-сосудистых и гастроэнтерологических заболеваний, кариеса, избыточной массы тела, нарушения метаболизма кальция и витамина D.

Четверть детей 1-3-х лет имеют избыточную массу тела. В ходе исследования была установлена взаимосвязь между повышением индекса массы тела (ИМТ) и регулярным употреблением жирной пищи, полуфабрикатов и добавлением сахара в готовые блюда. В то же время было выявлено, что .

Работа над Стратегией оптимизации питания детей 1-3-х лет будет продолжаться. Но уже сейчас можно выделить основные принципы, которые планируется заложить в ее основу.

Основные принципы здорового питания детей от 1 до 3 лет

  • Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными (допустимы отклонения в пределах 30-40 минут). Соблюдение режима питания способствует ритмичной работе пищеварительной системы и стимулирует аппетит.

  • Для детей данного возраста рекомендованы 3 основных и 1-3 дополнительных приема пищи.

  • Неприемлемы перекусы на ходу.

  • При продолжительном грудном вскармливании следует избегать кормлений ради успокоения, т.к. они приводят к неправильному пищевому поведению и формируют привычку "заедать стресс".

  • В определении объема кормления необходимо учитывать желание ребенка. Родители решают, что и когда ребенок будет есть, а дети выбирают из предложенного и решают, сколько съесть.

  • До полутора лет блюда протираются или мелко измельчаются, овощи хорошо развариваются. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет.

  • От 1,5 до 3-х лет пюрированные блюда постепенно заменяют более плотными, которые требуют активного жевания (крупяные и овощные запеканки, мясо и овощи кусочками).

  • Рекомендуется отваривание, тушение, запекание. Жареные блюда ограничены. Целью приготовления пищи, помимо вкусовых качеств, должно быть максимальное сохранение полезных веществ.

  • Ограничение потребления насыщенных жиров, соли и сахара. Уменьшение количества сливочного масла в пользу растительного масла.

  • Особое внимание следует уделить достаточному поступлению кальция, железа, цинка, йода, витамина D, ДГК (Докозагексаеновая кислота).

  • Важно соотносить потребление энергии с двигательной активностью ребенка.