Праздник аграфены купальницы и ивана купалы. июля: традиции и обычаи дня. Другие названия дня

02.04.2019

Такое название праздник получил в честь великой святой мученицы Агриппины, начинается это событие в канун праздника Ивана Купалы. В этот день людям разрешалось купаться, считалось, что Бог прогревает для них воду. С этого же дня начинался и сбор лечебных трав, которые использовались в различных снадобьях и примочках. Заготовка банных веников также начиналась после этого дня, их заготавливали и сушили.

Великая мученица умерла, когда ангел пришел за ней. Девушка с раннего возраста воспитывалась в христианской семье, где верили в Бога и молились. Но позже когда она выросла, ее заставили отречься от Бога, но она призналась в своей вере. За это ее подвергли странным мучениям, тело было буквально растерзано на кусочки, она мучилась, но не отрекалась. Палачи разрубили тело на куски и похоронили в Риме, уже много позже ее останки перенесли в Минео, поэтому ее считают сицилийской. Она по сей день остается главной покровительницей этого места, где ее помнят и чтут. В православных храмах ее почитают 6 июля, где проводится богослужения и песнопения.

Традиции праздника

Считается, что в этот праздник вся природа разговаривает между собой, и если прислушаться, то можно услышать ее шепот. Практически каждый лепесток травы и цветка мог сказать что-то очень важное, но услышать и понять их удавалось не каждому. Еще нужно было сберечься от нечистой силы, для этого в сарай, где держали скот, втыкали осиновые веточки, а у основного дома на окна клали жгучую крапиву.
Молодые девушки в эту ночь искали чудную траву, которая обладала огромной силой и могла исцелить любое заболевание. Но чаще всего все заканчивалось весельем, и они просто вытаптывали все травы.

В эту ночь также по селам проходили гадания, что-то вроде Рождественских. Девушки гадали на жениха, а более взрослые на удачу в семье. Гадания имели некий смысл и проводили их в полной тишине. Чаще всего они сбывались и поэтому каждый год девушки снова приступали к таким гаданиям.
На следующий день наступал праздник Иван Купала и его справляли уже по-другому. Также широко, но приметы менялись и уже травы не разговаривали. Вся природа, как будто просыпалась, и наступал совсем другой период праздника.

Также вытапливалась баня, в которой следовало помыться и смыть с себя весь грех. При этом использовали различные травки, которые приносили исцеление, не только телу, но и душе. Обязательно с вечера готовили кашу, которую поутру раздавали нищим, всех нужно было накормить и напоить.
В каждом районе и области люди придумывали свои обряды, связанные с этим праздником. Он считается больше языческим, чем православным и многие его традиции очень похожи на языческий праздник. Хотя не было злых обрядов, в которых совершались жертвоприношения и другие дела.

Как празднуют Аграфену Купальницу

Обязательно в этот праздник искупаться в бане или речке. Праздник чем-то похож на Ивана Купала, но у него есть и свои особенности. Так как начинался сезон открытия купания, все шли к реке, чтобы его начать. Вода имела целебную силу, и после купания человек становился чище и душой и телом.
Многие традиции празднования связаны с водой и травой. Заготовка трав на зиму начиналась в этот день, люди шли гурьбой в лес и срывали нужные травы. Веники, сорванные на этот праздник, обладали целебной силой.

Купались не только в чистой воде, но и грязной при этом можно было не снимать одежду. После того как одежда маралась все шли на общее купание, такой обряд имеет некий интимный подтекст. Но в те времена никто и не думал об этом.
Вечером девушки наряжались в красивую одежду и начинали ходить по дворам, где им дарили украшения и сувениры. Щедрые и богатые хозяева хорошо их одаривали. Всевозможные серьги и броши, кольца и бусы. Все это приходилось для них подарком.
Умываться нужно было вечерней росой, она считалась целебной и сохраняющей долгую молодость. Росу собирали, чтобы надолго сохранить. Все что имело отношение к природе, имело особую силу и могло излечивать от всех заболеваний.

Где и как отмечают этот праздник.

Сегодня многие не знают православные праздники и отдают предпочтение всему новому и современному. В больших городах этот праздник отмечается только в церквях. В маленьких селах еще признают традиции старины и отмечают это событие, но уже не с тем размахом что раньше.
Мы сильно отдалились от наших традиций и многие просто потеряны для нашего народа, но есть и те, кто глубоко уважает культуру и историю русского народа. Каждый праздник мы выходим в рестораны или кафе, для того чтобы отметить с друзьями событие за рюмкой вина, уже невозможно представить себе простое веселье с песнями и плясками без вина и водки, происходящее на свежем воздухе.

Верующие люди в этот день пойдут в церковь, чтобы поставить свечу за упокой великой мученицы, раздадут милостыню просящим и вернутся домой. Остальные может даже не заметят за суетой дня этого праздника и ни когда не узнают, что была такая мученица, которая отдала свою жизнь за веру в Бога.

В современном мире мы многое забываем, перестаем порой почитать наши традиции, а ведь именно от них начинается наша жизнь, многие до сих пор связаны с рождением ребенка. Если выкупать его в эту ночь в росе, то ему не будут страшны ни какие невзгоды. Но где же взять росу в городе, она вся покрыта пылью и выхлопными газами. Невозможно при нашем ритме жизни успевать за великими праздниками, но иногда стоит хоть на минуту задержаться и зайти в церковь поставить свечу за всех нас.

(23 июня по старому стилю). Аграфеной праздник назван в честь христианской мученицы Агриппины Римской, чью память поминает церковь в данный день.

Агриппина проживала в 3 веке в Риме, исповедовала христианство и выбрала путь целомудрия и безбрачия. В годы гонения на христиан девушку заставили отречься от Христа, однако та твердо верила в Бога и отказалась от идолопоклонства. За это ее мучительно пытали и били, после чего она отдала душу Господу. Тело мученицы похоронили, а впоследствии от него исходили чудодейственные свойства.

На Руси Агриппину прозвали Аграфеной, Купальницей ее нарекли за традицию. Жители отправлялись купаться на водоем, также водные процедуры проводили в бане, используя целебные травы. Как раз подходил день Ивана Купала , и жители верили, что в этот период все травы наделены особыми лечебными свойствами. Обычно для купания в бане использовали крапиву, мяту, чертополох, полынь, иван-да-марью, папоротник, лаванду, зверобой.

Также травами украшали жилье. Они истощали приятные ароматы и защищали от вторжения нечистых сил, активно разгулявшихся на Ивана Купалу. Травы раскладывали у порога и на подоконниках, чтобы злые духи не забрались в дом. Возле калитки и у входа в хлев втыкали ветки осины, дабы нечисть не пугала скот.

Утром в день Аграфены умывались росой для укрепления здоровья. Хозяйки отправлялись на сборы березовых веток, из них плели специальные веники. На Аграфену Купальницу изготавливали веники впрок до следующего лета. Иногда их готовили из веток разных деревьев и кустов: черемухи, липы, ольхи, рябины, калины, ивы. Сплетенные веники использовали для бань, для защиты отелившегося скота или для гадания.

В целом день являлся праздничным, потому жители устраивали народные гулянья. В складчину накрывали стол на всю деревню. Обязательным блюдом была обетная каша, ее варили из толченого ячменя и раздавали беднякам и путникам. В некоторых регионах молодежь устраивала обливание водой, затем шла купаться на речку. Вечером разжигали костры, прыгали через них, пели песни и водили хороводы.

Девушки наряжались в лучшие наряды и ходили по соседским домам, говоря хозяевам: «Умойте». Такая фраза означала просьбу дать девицам нарядные ленты, бусины или ткань. К ночи девушки устраивали гадания на судьбу.

Самые смелые жители отправлялись в полночь на поиск цветущего папоротника. По поверью, папоротник цвел лишь в ночь на Ивана Купалу. Житель, увидавший его цветение, впоследствии мог находить места, где зарыты ценные клады.

Если на Аграфену Купальницу примечали сверкание зарницы на закате, то на следующее утро ожидали грозу. Видя, как муравьи прячутся в домик и дыры закупоривают, жители готовились к скорому дождю. Замолкающий соловей сулил о наступившей поре для сбора ячменя.

В народном календаре праздников на 6 июля выпадает день Аграфены Купальницы. Согласно поверьям, именно с этого дня открывается купальный сезон. Кроме того, в праздничный день проводится множество интересных обрядов.

Народные праздники существуют испокон веков, обрастая традициями, поверьями и приметами. Множество июльских праздников связано с водой, и день Аграфены не стал исключением. Этот праздник по праву считается «сестрой» Ивана Купалы , ведь он открывает двери в долгожданный купальный сезон. Эксперты сайта сайт расскажут вам о традициях, обычаях и приметах этого дня.

История праздника

Название праздника связано с открытием сезона купания в открытых водоемах. Именно с этого дня на Руси начинали активно ходить на реки и озера, чтобы искупаться и остудиться после работ под палящим солнцем.

Ночь на Ивана Купалу считается самой волшебной и сильной по энергетике, и открывает ее красавица Аграфена, которая, согласно легенде, едет навестить своего брата на телеге со скошенной травой. Именно поэтому ночь связана с любовной магией, счастьем и искренними чувствами.

На Руси день Аграфены Купальницы считался праздником Солнца, начинающегося покоса травы и вступления лета в свои законные права. С языческих времен осталась традиция разжигать костры, славя теплое солнце, и проводить обряды на благополучие.

В христианской традиции в этот день почитают святую Агриппину, которая проживала в Древнем Риме приблизительно в третьем веке. С раннего детства девочка узнала о Спасителе и решила посвятить свою жизнь вере. Ее служение Господу было замечено язычниками, которые жестоко пытали юную девушку, пытаясь заставить ее отречься от своей веры. Агриппина приняла мученическую смерть. Святой молятся для укрепления в вере и противостояния любому негативу. Паломники посещают место захоронения святой и возносят ей молитвы, чтобы исцелиться от всевозможных недугов, найти утешение и попросить совета.

Традиции дня Аграфены Купальницы

6 июля наступает знаменитая ночь Ивана Купалы, которая в народном сознании долго оставалась под названием Аграфены Купальницы. Два больших праздника слились воедино, поэтому соединились и их традиции.

Традиционно в этот день начинают заготовку веников для бани. Их используют не только для того, чтобы хорошенько помыться, но и с лечебными целями.

В день Аграфены Купальницы обязательно собирают целебные травы и коренья, которые наливаются невероятной по силе энергетикой. Часть из них заваривают в чай, используют в качестве отваров для пара в банях, присоединяют к свежим веникам. Остальное сырье бережно обрабатывают и заготавливают для использования в холодный период.

Целители в день Аграфены заговаривают свои отвары, составляют лечебные снадобья и чаи, помогая людям исцелиться от недугов и набраться сил.

Самой главной традицией остается массовое купание в водоемах. Считается, что вода смывает весь негатив и наделяет людей удачей на весь год. В том случае, если у вас нет возможности отправиться к открытому водоему, вы можете принять ванну с добавлением целебных трав и отваров.

Наши предки обязательно готовили обетную кашу, которой угощали путников, нищих и юродивых. Блюдо готовили всей деревней «в складчину»: приносили со всех дворов крупы и иные продукты. В деревнях готовили множество постных блюд, которые выставляли на столах под открытым воздухом, чтобы каждый желающий мог подкрепиться.

6 июля было принято класть на пороги домов пучки крапивы, которая отгоняла разбушевавшуюся нечисть, а также защищала домочадцев от любого зла. Нередко у ворот можно было встретить молодые осины, срубленные для защиты от сглаза и порчи. Устилали и пол в избах, используя свежескошенную траву с добавлением веточек мяты, полыни, ромашки.

В банях парились новыми вениками, составленными из множества целебных трав и веток деревьев.

Рога крупной скотины украшали венками из полевых цветов. По поверьям, такие украшения увеличивали удойность, избавляли от заболеваний и защищали диких зверей, сулили хороший приплод к следующему сезону.

Детей и животных защищали от нечистой силы , используя ветки чертополоха и шиповника. Обычно растения сваливались в кучу посередине деревни, и через нее сначала прыгала ребятня, а затем проводили весь скот.

Традиционным было обливание водой каждого встречного. Воду для этого специально «пачкали». Доподлинно неизвестно, почему поливать было необходимо именно грязной водой. По самой распространенной версии, таким образом люди прятались от нечисти и иного негатива.

Непременной работой в день Аграфены Купальницы было очищение колодцев с питьевой водой.

В каждой семье варили яйца в печи, чтобы укрепить здоровье птиц и увеличить количество несушек. Яйцами угощали не только птицу, но и домашний скот.

Приметы 6 июля

  • «На Купальницу сажай репу — хороший урожай вырастет, здоровья прибавит, голодным не оставит».
  • «Родился 6 июля — своей семье пригодился. Делись своей удачей да не бойся дела трудного».
  • «В день Купальницы мойся смелее, будешь белее, милее да пригожее».
  • «Росой поутру умывайся, крепости набирайся».
  • «На Аграфену мойся, старик, да не закупывайся. Меру знай, в пар первым свои кости не кидай, в реку студеную, не остывши, не лезь, а то „праздник“ станет про твою честь». Здесь наши предки имели в виду хрупкое здоровье своих пожилых родственников и советовали им мыться и купаться с осторожностью, чтобы не заболеть.
  • «На муравьев смотри: в кучи бегут, быть дождю, по тропинкам ползут, жди тепла».
  • «Ячмень созревает, когда соловей замолкает».
  • «Дождь на Купальницу еще пять дней рыдать будет».

Народные праздники изобилуют мудростями, которые можно использовать себе во благо. Приметы на счастье актуальны по сей день, и многие пользуются ими, чтобы каждый день привлекать удачу и процветание. Желаем вам здоровья и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и


339

15.06.11

Приехала Купаленка на семидесяти тележках. Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

Аграфена Купальница (Купальщица) - день памяти святой мученицы Агриппины, отмечавшийся 23 июня/6 июля, канун дня Ивана Купалы. Согласно легенде, римлянка Агриппина, жившая в 3 в. н.э., стала почитаема в народе как истинная христианка, принявшая мученическую смерть за свою веру. К ее мощам собиралось большое количество верующих, а больные, приходившие к ее гробу поклониться, чудесным образом выздоравливали.

В большинстве случаев день Аграфены Купальницы осмыслялся как подготовка к Купальскому празднику, или как его начальный этап. Ритуальным "начином" праздника служил сбор всех женщин поселения.

На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: "Сегодня - Купальна, завтра - Иван!" и запевала. К ней подходили другие женщины, обычно девушки и молодки, реже - подростки и старухи. Объединившись в группу, они выходили за деревню, где иногда встречались с жительницами соседних сел и деревень, и вместе с ними шествовали вдоль полей по дорогам, взбирались на холмы. Хождение сопровождалось пением "иванских" или "купальских" песен, исполнявшихся только во время купальского цикла праздников (Иван Купала):

"Ездил Иван по вулице,
Сбирал девок на гулянья,
Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свекру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась,
Все гулянья миновала.
Все цветочки посорвали,
Всю купальню притоптали".

Не выйти на улицу вечером в день Аграфены Купальницы считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Односельчанки могли публично осмеять оставшихся дома - им пели корильные песни:

"Иван ходит по вулице,
Собирайтесь девки, бабы,
Собирайтесь на Купальну
Да кто пойдет - красавица,
Кто не пойдет - пень-колода
На дуб лезет, сучья ломит,
С дуба лезет, кору дерет,
Домик строит, крышу кроет".

В разных губерниях были свои обычаи. Так, в Вологодской губернии обход домов происходил следующим образом. В день Аграфены Купальницы все девушки поселения, одетые в лучшие наряды, выходили на улицу. Они обходили все дома и просили в каждом: "Умойте". Хозяева должны были подарить им что-нибудь из девичьих украшений - серьги, бусы, ленты и т.п.

В Сибири день Аграфены Купальницы особо почитался больными женщинами, они, по свидетельству очевидцев, "обещаются не робить в этот день"

Как первый день праздничного купальского цикла, знаменовавшего наступление нового периода, день Аграфены Купальницы открывал сезон купания в водоемах, сбора трав и сенокоса, с этого дня начинали вязать банные веники и метлы.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы, дома украшали этими же цветами и травами: букетами богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты. Считалось, что этот день принесет не только телесную чистоту, но и крепкое здоровье. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источники медные деньги. В день Аграфены Купальницы мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных гестах клады. Было поверье, что под корнем цветущего папоротника, зарыт клад. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу.

На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами (основным блюдом была каша из ячменя со сливочным маслом). Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счёт деревни.

С этого же дня снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Это было связано с тем, что до Аграфены Купальницы, по поверью, на растениях обитали души предков, которые находились на земле в периоде между Пасхой и Троицей. В этот же день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и других лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины. Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.
В народе говорили так: «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые потом сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

С Аграфеной-Купальницей связаны народные приметы.

Славянский праздник Аграфена Купальница отмечается 6 июля (23 июня по старому стилю) каждого года. В православных храмах в этот день почитают память Агриппины Римляныни.

Другие названия этого праздника: Агрофена, Аграфена, Агрепина, Агриппина, Аграфена – лютые коренья, Аграфена – злые коренья, День Аграфены Купальницы, купальницы, Ивановская Богородица, Иваньская Богородица, сбор целебных трав, Аграфена - обетная каша, канун Иванова дня, канун Ивана Купалы, Ивановские ночи, Скакунов вечер.

В народе люди назвали праздник Купальницей потому, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей. Крестьяне купались в реках и озерах обнаженными, мылись в банях, обливали друг друга водой из колодцев.

Агриппина жила в Древнем Риме в 3 веке. В детстве она узнала о вере в Иисуса Христа и решила посвятить всю жизнь служению Господу. В годы правления Валериана II, язычники схватили девушку-христианку. Они подвергли ее всевозможным пыткам, перебили кости и нагую приковали к стене за то, что она не хотела отречься от истинного Бога.

Во время казни Агриппине явился ангел и забрал с собой ее душу до того, как обезглавили тело. Истерзанные останки христиане тайно вывезли из города и после долгих скитаний похоронили их в Сицилии.

Молитвы у ее гробницы вылечили сотни людей, поэтому она почитаема во многих странах.

Традиции и обряды на праздник Аграфена Купальница

Главные традиции в этот день — Заготовка банных веников, купание в водоемах, приготовление каши для нищих и странников, сбор лечебных трав, поиски папоротника.

С 6 июля начинают купаться, «закупываются». Бывают даже общие купания, сопровождаемые песнями. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане, заготавливали банные веники на весь год.
Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:

С плота долой,
Катись бородой!

В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь -
Словно белый гусь.

На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Пол в банях застилали в этот день свежею травою и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав.

— Хозяйки на Аграфену, чтобы куры лучше неслись, варили все оказавшиеся в доме яйца.

— Именно 6 июля в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, но и предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.

— В день Аграфены-Купальницы готовили особенный завтрак. Это была обетная каша, которую после в свою очередь, раздавали нищим. Ее готовили специальным образом, для этого молодые девушки вечером толкли в ступке ячмень, а уже после из него варили кашу. Также считали, что такая каша, приготовленная 6 июля достаточно полезна для женского здоровья.

— 6 июля было принято рожь выкатывать, то есть мять ее, катаясь по полосе, якобы придавая зерну особую крепость, а земле сохраняя плодородность. В окрестностях г. Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит - подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и проч.

Не менее интересны сведения из Костромской губ. Здесь девицы собирались к одной из своих подруг «толкли в ступе ячмень», из которого на другой день варят кашу и едят ее вечером с коровьим маслом. Потом, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, думая, что она приносит здоровье.

— Ночью, до восхода солнца, рвали цветы . Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин
с хозяйкой.

— В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет - от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом - уголь уйдет в землю».

Приметы и поверья на праздник Аграфена Купальница

  • Если сеять репу 6 июля, то весь урожай будет хорошим.
  • На рога отелившимся коровам вешали ароматные веники. Считали, что это молока и здоровья у коров прибавит, а в следующем году будет крепкий приплод.
  • Муравьи спешат спрятаться в норки – к скорому сильному ненастью с ветром и грозой.
  • Деревенскую избу «заслоняли» от нечистой силы, собранной крапивой и чертополохом. На порог и окна рассыпали эти травы, чтобы ничто дурное не вошло в дом.
  • Не слышно соловьиных трелей – пора готовиться к сбору ячменя.
  • Родившимся 6 июля покровительствует судьба. Они владеют секретами трав.
  • Чтобы совершенно всегда у детей было достаточно крепкое здоровье, их водили вечером 6 июля умываться к родникам.
  • На Аграфену пошел дождь, через 5 дней жди солнца.
  • Летняя страда -позаботятся Купальница и Купала.
  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • На Аграфену гречиха мала - овсу пороет.
  • Мойся белее, будешь милее.
  • На Аграфену и старики закупываются.
  • На Иванову ночь виноград сок набирает.
  • Сегодня - Купало, завтра - Иван.
  • Мимо девки, да мимо репки так не пройдёшь.
  • Приехала Купаленка на семидесяти тележках, привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почестей.

Заготовка банных веников для купания

В северной части Руси запасали на год «банные» веники. В ночь 6 июля женщины и мужчины вечером на лошадях ехали в ближайший лес и до самой зари собирали нужные ветви деревьев корешки и травы. Веники собирались из одного вида дерева или нескольких. Один из чудодейственных веников, где брали по 1 веточке: липы, смородины, березы, ольхи, рябины и др. Добавляли по 1 разному цветку в веник, его использовали и в знахарстве и в любовных делах.