Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Педразвитие. Условия реализации проекта

28.03.2019

Введение

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться,сопереживатьперсонажам исобытиям.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников (Е.А.Дубровская):

Овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец);

Опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литература и др.);

Обеспечение возможности детям дошкольного возраста проявлять способность и потребность к импровизации - в изобразительном (Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) и музы-кальном (Н.С.Карпинская, В.И.Глоцер, Л.С.Фурмина и др.) искусстве;

Достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представлений;

Полноценность и глубина восприятия ребенком литературного произведения, предназначенного для драматизации;

Способность ребенка управлять своими чувствами, подчинять им игровые действия.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац, Н.С.Шер, Л.Г.Шпет, В.С.Шербаков и др.).

Развитие креативности детей посредством тетрализованной деятельности

Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Возможность формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной и литературной способностей детей дошкольного возраста теоретически обоснована в работах известных ученых. Однако существует противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на востребованность решения данной проблемы и ее теоретическую обоснованность, до сих пор не разработаны соответствующие диагностические и обучающие программы и методики. Программы, связанные с развитием творческих способностей, используются отдельно от программ амплификации интеллектуального развития и литературного образования дошкольников.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших дошкольников, и развития их творческих способностей.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

Выбор театрализованной игры в качестве условия и средства формирования креативных качеств личности в процессе развития интеллектуальной способности воспитанников обусловлен результатами анализа взаимосвязи между уровнями развития способностей воспитанников детского сада.

1. Выявление психолого-педагогических условий развития интеллектуальной и литературной способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.

2. Определение методов и приемов развития интеллектуальной и литературной способностей у детей младшего и старшего дошкольного возраста с помощью комплекса театрализованных игр и театральных мастерских.

З. Определение содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы (младший и старший дошкольный возраст) и разработка конспектов занятий по развитию интеллектуальной и литературной способностей детей в театрально-игровой деятельности.

Этапы реализации задач:

1-й - подготовительный. Оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию, налаживание координации между воспитателями и педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом и музыкальным руководителем;

2-й - основной. Создание оптимальной предметно-развивающей и игровой среды для возникновения интереса к театрально-игровой деятельности, формирование опыта совместной игровой деятельности и овладение детьми правилами участия в театрализованных играх;

3-й - конвергенция линий развития литературной и интеллектуальной способностей - развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в процессе театрально-игровой деятельности.

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.

Виды театрализованной деятельности

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов (С.А. Козлова, Т.А. Куликова.)

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Мы отметили, что театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. В них, как и в настоящем спектакле, жест, поза и походка создают конкретные образы. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности.

Таким образом, яркой особенностью театрализованных игр является то, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом определена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка и развиваются ли у него творческие способности?

Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческих способностей. Выделим творческие проявления детей в театральной деятельности.

Творческому и самостоятельному развитию темы, поискам разных вариантов ее решения содействует и разумная комбинация в одной игре изобразительных средств, свойственных разным играм. Это позволяет детям использовать все известные им способы изображения.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.

Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Итак, театрализованная деятельность обладает богатым потенциалом для развития творческих способностей младших дошкольников.

Педагогическая Ценность театрализованных игр дошкольников:

Формируют у детей чувство партнерства;

Развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

Способствую» умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про изведении и должна найти место в детских постановках;

Содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

Способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников, их тематика


1. Настольные театрализованные игры , куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие :

А) пальчиковый театр;

Б) театр «Би-Ба-Бо»;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

Обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;

Поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

Развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художественно-творческие способности;

Формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

Побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре

Подготовка осуществляется в 3 этапа:

I - освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства тетральной игрой в разных возрастных группах детского сада

В младших группах главная цель педагога - заинтересовать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными видами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:


  • Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

  • Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр «Би-Ба-Бо»);

  • Содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выра­зительности речи;

  • Продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета;

  • Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.
В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра «Би-Ба-Бо» и его основной атрибутикой;

Осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвижной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.

Вывод
Развитию творческих способностей в современной дошкольной педагогике и образовательной практике отводиться большая роль.

Психологи доказывают, что начало развития творческих способностей, приходится на дошкольный возраст, когда по сравнению с ранним возрастом меняется характер деятельности: от предметной дошкольники переходят к игровой деятельности. Как научить детей играть? Как в игре и через игру раскрыть потенциал ребенка? С нашей точки зрения, этому поможет театр. Именно театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания. Велико и воспитательное значение театрализованных игр. Оно заключается в формировании уважительного отношения детей друг к другу. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка, развиваются его творческие способности. Учитывая, важность работы педагог, обязан:


  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощряет исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театром);

  • обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Приложение

Интегрированное занятие по театрально – игровой и изобразительной деятельности для детей первой младшей группы «Рукавичка».

Задачи занятия . Развивается эмоциональная отзывчивость на кукольное представление, дети учатся внимательно следить за сюжетом сказки, дослушивать её до конца. Творческое изображение в движении (ритмопластика) повадок животных – героев сказки. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Занятие начинается с показа кукольного спектакля по сказке «Рукавичка».


Сказочница: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.
Мышка: Вот так хатка-невеличка,
Из овчины рукавичка
На дороге лежит.
В рукавичке буду жить.
Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.
Заяц: Серый зайчик - побегайчик
Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке
С перепугу потерял.
Ой, рукавичка!
Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я– зайчик - побегайчик. Пусти и меня.
Мышка: Иди ко мне жить.
Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.
Лиса: По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где-нибудь,
Приютиться и уснуть.
Что это? Рукавичка!
Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я–мышка-норушка.
Заяц: Я–зайчик - побегайчик. А ты кто?
Лиса: Лисичку – сестричку пустите в рукавичку.
Мышка: Иди к нам жить.
Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.
Медведь: Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежничку.
Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка: Я мышка – норушка
Заяц: Я – зайчик - побегайчик.
Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто?
Медведь: Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить.
Мышка: Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно
Медведь: А что же мне делать?

Сказочница показывает медведю белую рукавичку.


Медведь (опускает голову): Нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку.
Сказочница: Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами.

Дети разрисовывают каждый свою рукавичку.


После рассматривания готовых работ сказочница благодарит ребят и предлагает им подарить украшенные рукавички медведю.

Литература


1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.


2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной куль-туры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.
8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972
9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.- М., 1995.
10.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
11.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

Авторы: Воронина Ольга Илларионовна, Демихова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9
Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Кемеровская область, г. Осинники

МБДОУ Детский сад № 9

Демихова Ольга Викторовна,

старший воспитатель

Воронина Ольга Илларионовна,

воспитатель

Консультация для педагогов

Развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского

театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у

каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных

артистов».

К.С.Станиславский

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

справедливости. Самый

короткий

эмоционального

раскрепощения

зажатости,

обучения

чувствованию

воображению

театральная

деятельность.

фантазирование,

сочинительство.

эмоциями.

являются

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщают

духовным

ценностям.

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

друзьями,

заговорили?;

рассказать

настоящими

партнерами

Оказывается,

возможно!

бессознательно

накапливает

жизненных

ситуаций»,

взро слого,

во спитательные

возм ожно сти

театрализованной деятельности широки, знакомится с окружающим миром

через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют его думать,

анализировать, делать выводы и обобщения.

Игра-драматизация

деятельности

дошкольном

театральное

искусство

Литературное

произведение

нравственную

направленность

(дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру

процессе

выразительностью

персонажей

незаметно

активизируется

совершенствуется

звуковая

структура

речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена

на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения,

фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков. Мир детства,

внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей

жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.

необыкновенная

сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди

могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое

колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и

животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок

проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем

постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

Театрализованная

деятельность

помогает

попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный

восприятия

окружающей

действительности. Театрализованные игры

являются

благоприятной

творческого

развития

способностей

детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

деятельность

развивает

личность

прививает

устойчивый

интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в

определенные

переживания,

побуждает

созданию

побуждает к мышлению.

Для качественного усвоения материала детьми уместны следующие

методы и приемы обучения : рассказывание сказок, просмотр мультфильмов

диафильмов,

пересказ

рассказов,

слушание

художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по

ним, знакомство со средствами драматизации (мимикой, жестом, движением,

костюмом,

декорациями

разыгрывание

разнообразных

инсценировки, упражнение по формированию выразительности исполнений,

пальчиковый

игротренинг

развития

моторики

упражнения

социально- эмоциональному развитию детей, игры- превращения, образные

упражнения, упражнения по дикции, игры- драматизации, ролевые диалоги

по иллюстрациям, музыкальные игры, эмоционально- экспрессивные игры,

народно- хороводные игры.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским

мастерством детей. Используются упражнения по психогимнастике: полил

дождик, дует ветер, солнышко, туча; ведется

работа над тем, чтобы дети

передавали

настроение,

над выражением

постигая

чувствуют

уверенность

возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять,

реально эмоционально переживать поступки изображаемого им

персонажа.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет

освоения

игры-драматизации. Игра-драматизация

деятельности

ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и

понятно детям.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте

– сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем, выражает с помощью воображения свое собственное отношение к

добру и злу. Драматизация сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина

избушка»,

«Колобок»,

Теремок»,

заучивание

выразительное

рассказывание

произведений К. И. Чуковского. С целью формирования

актёрского мастерства, можно показывать разные сказки на фланелеграфе,

настольный и пальчиковый театр.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые

осваивает дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного

возраста.

Расширение

игрового

происходит

освоения

театрализованной

возрасте

осваивает

настольного

деревянный

конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Доступен детям и театр верховых кукол, театр ложек и пр. Постепенно

усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Более старшие дети

могут сочинять

маленькие

истории, придумывать

исполнять

мини-монологи

диалоги м е ж д у

персонажами, разыгрывать действия с применением

разнообразных движений, умеют согласовывать свои

действия с действиями партнеров, н е заслоняя их.

способствуют

специальные

упражнения,

направленные на выработку выразительности жестов.

развитии

играет предметно-

развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку

право выбора деятельности, возможность максимально

активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир,

воспитатель

побуждает

дошкольника

активным

самостоятельным

действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама

атмосфера

декорации,

куклы и т.д, уместно оформление театрального уголка, где дети в свободное

время самостоятельно могут играть в «артистов». В уголке поместить весь

необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров,

шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды,

декорации к сказкам.

Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка

«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

является

богатейших

развитии

творческих

способностей,

обладает

эмоционального

воздействия.

использовать

произведения

Прокофьева,

Филлипенко и др. композиторов. После прослушивания произведений детям

предлагается пофантазировать, показать свое отношение к герою мимикой,

пластикой

движениями.

Продуманный

музыкальных

произведений

необходимое настроение,

усиливает

впечатления,

вызывает

эмоциональный

танцевальном

творчестве

уделить внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных

зверюшек,

снежинок,

петрушек,

использовать

различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики.

Работа с родителями

Успешное

развитию

творческих

способностей

дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при

сотрудничестве

субъектов

педагогического

процесса.

является

организация

сотрудничества

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример

важнейшее

обеспечение

успешности

организуемой

Объединение

педагогов,

родителей

совместной

приобщению

творчества

позволяет

совершенствовать

педагогическую

подготовленность

родителей

вопросах

воспитания

собственных

детей. Важно

помочь

родителям

активными

участниками сотворчества, которое сближает детей, родителей, педагогов,

приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности. Семья это

среда,

развивается

адекватное

восприятие,

понимание

взрослым

действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется

характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Вниманию родителей могут быть

представлены различные альбомы,

консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Играем в

сказку», «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно

провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с детьми», «Домашний

Можно привлечь родителей принять участие в пополнении сундучка с

костюмами,

подготовить

материалы

костюмов,

подобрать необходимую литературу, аудио и видео материалы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является

одним из перспективных направлений, так как творчество является важной

составляющей развития личности ребенка. В соприкосновении с театром

вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое

человеком,

внутреннюю

потребность

возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 31.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы. «Развитие творческих способностей посредством

театрализованной деятельности».

Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом

воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького

зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр - это игра, а игра - стихия

ребенка».

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы.

Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети

знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание

потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и

творческие способности, игры - драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь

при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и

учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально

положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь

проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли

актеров, но и режиссеров.

Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии

ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика,

движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному

сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела»

говорил». И. Гёте.

Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать

театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики,

пантомимы в различных вариациях.

Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации

педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание

чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития

речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности,

выразительности движений, развития памяти и воображения.

В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу

небольшие тексты, пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально

а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках

пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок

придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его

стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие

достижения, например, папе или бабушке.

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое

внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых

звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,

необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или

иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение

выполняется по 5 -7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и

третье даю для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика.

Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов

«Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"

«Давайте все вместе сочиним сказку».

Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была

ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая - белая (губы и зубы).

Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые

зубы). Откройте вторую дверь - зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он

отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки -

чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не

«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Игра «Эхо».

Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит

«а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также

сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.

Эхо: Это кто меня зовет?

Пусть шагнет скорей вперед,

А теперь шаг назад

Я друзьям очень рад. (Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)

Игра «Вьюга»

Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко

говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга

кончилась» замолкают»

Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.

Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут

скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,

сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».

Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов,

мимики, движений).

Этюд «Старый гриб»

Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной

раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка

согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия»

детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).

Этюд «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко

проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на

солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в

след за солнцем»

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается

голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при

этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.

Игры – диалоги.

В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и

самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и

интересной, хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их

как часть свободной творческой игры.

1. Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

Дай оближу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

Мне мальчишка этот нравится

Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих

животных.

2. - Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили…

Я дружил

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл!

В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло,

движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения

данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на

себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически.

Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим

телом. И конечно же взаимодействие с партнерами - это особый ценный опыт общения,

формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать

на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и

источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю

созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей

требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно –

пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры,

театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного

театра; элементы костюмов, шапочки, маски, которые обеспечивают совместную

театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества

каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Используемая литература.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные

занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Елена Ястребова
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованная игра - вид деятельности детей дошкольного возраста, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи , воображения, фантазии, инициативности

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо . С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как сказки, потешки, заклички.

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи .

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Заучивая с детьми тексты для постановок, я всегда обращала внимание на тональность, выполняя с детьми распевки, проговаривая чистоговорки и скороговорки с разной высотой голоса, что потом благоприятно сказывалось на более качественном исполнении своих ролей и артистизме участников.

Желая донести до слушателей текст произведений ребёнок невольно работает над монологической речью, что приводит в конечном результате к улучшению связной речи в каждом конкретном случае. Так же я предлагала сделать моноспектакль по потешке, пословице или поговорке в группе детям, которые стеснялись выступать на публике в зале. Например, потешка «Заяц белый, куда бегал…» , разыгранная с помощью театра из коробок помогла ребёнку преодолеть стеснительность и в следующий раз он уже исполнял более серьёзные роли в группе, а затем в зале, при большом количестве народа. И таких примеров много, когда начиная выступления в группе дети преодолевали барьер стеснения и становились более артистичными.

В нашей группе собрано много видов театров : настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра , маски) . Есть уголок ряжения, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм. Кроме запланированных театральных постановок дети пользуются всеми атрибутами и по своему усмотрению.

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности приносит огромную пользу, развивает речь и раскрепощает детей , что несомненно пригодится им в жизни.

Публикации по теме:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – важнейший период развития личности каждого ребенка. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм,.

Развитие речи у детей 4–5 лет посредством театрализованной деятельности. Планирование работы по самообразованию на год 1. Тема "Развитие речи у детей 4-5 лет посредством театрализованной деятельности" Форма отчета Составление перспективного планирования.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Проект «Эмоциональное развитие детей посредством театрализованной деятельности» Театрализованную деятельность можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников.

Развитие речевого общения у старших дошкольников с нарушением речи посредством театрализованной деятельности Роль театрализованной игры в развитии речевого общения детей. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Воспитатели: Капралова Наталия Васильевна, Андрейчева Наталья Николаевна, МБДОУ ДС № 65 “Колосок” Старооскольского городского округа

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Цель нашей работы – формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в театрализованную деятельность будет включена информация по безопасности дорожного движения.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы решаем следующие задачи:

1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Формировать навыки безопасного поведения в дорожной среде.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.

6. Развивать навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.

8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

9. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, развивать творческие способности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, мы используем это в своей работе по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

В основу нашего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Новизна опыта заключается в том, что формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольников в процессе театрализованной деятельности решается на основе комбинации элементов известных методик.

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Имитационная (моделирующая) технология обучения

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Воспитанники должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Воспитанники должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется “защита” решений, коллективное обсуждение.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Использование мультимедийных презентаций по обучению дошкольников правилам дорожного движения позволяет обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

3. Проблемно-диалогическая технология

Образовательная деятельность строится на основе познавательно-поисковой деятельности. Вначале ООД перед детьми ставится цель в виде проблемы. Затем выстраивается цепочка вопросов и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов: вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?..); вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта?); проблемная ситуация (Нужно перейти дорогу, а светофора нет. Что делать?); вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?).

Использование театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. Игры-драматизации, постановка спектаклей старшими дошкольниками для детей младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение элементов театрализованной игры в структуру организованной образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. Использование театрализованной деятельности в системе обучения детей в ДОУ позволяет педагогам решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием безопасных действий на дороге.

В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у дошкольников мы используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр игрушек, театр картинок.

Для обобщения знаний детей по правилам дорожного движения мы, начиная со старшей группы, используем следующие формы работы: беседа-диалог, игра-драматизация, спектакль, инсценировка, кукольный театр, пантомима и другие.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе и по данной теме для детей в ДОУ созданы разнообразные условия для проживания всей глубины темы. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра. Воспитание будущих пешеходов как часть общей культуры закладывается в детстве.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у инспектора ГИБДД», «Пешеходы», «Светофор – лучший друг», «Автошкола»; представлениях: «Школа светофорных наук», «Правила дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД; также в игровых тренингах на различные темы, например, «Если ты потерялся на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус. Свободное место было только одно. Как ты поступишь? » и т. д.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах:

1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», «Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».

2. Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

3. Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для театрализованных игр.

4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

Имитационная игра

Сценарий театрализованного представления «Правила дорожного движения» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»).

Цель: формировать знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках предупреждающего и запрещающего значения.

Закреплять знания детей о дорожных знаках;

Развивать устную связную речь;

Развивать актерское мастерство, фантазию у детей;

Воспитывать навыки осознанного пользования знаниями дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: шапочки с изображением животных, настольный макет по ПДД. Игрушки: машина, автобус, велосипед, теремок.

Воспитатель показывает шапочки с изображением героев сказки.

– Дети, как вы думаете из какой сказки эти звери? (ответы детей)

– Правильно. Сказку эту мы знаем. А давайте придумаем новую сказку «Теремок» на новый лад. Как вы думаете, зачем нам дорога с домами и улицами? (ответы детей)

– Молодцы! Мы придумаем сказку «Теремок» с правилами дорожного движения. И так помогайте мне. Дети вместе с воспитателем начинают сказку.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок

Вдруг по дороге Мышка бежит, увидала дорожный знак и стоит (дорожный знак «Пешеходный переход»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Мышке? » (перейти дорогу по пешеходному переходу)

– Правильно. Молодцы! Перешла Мышка по пешеходному переходу дорогу и пришла к Теремку. Стучит в дверь.

Никто не ответил Мышке. Зашла она в Теремок и стала жить поживать.

Вдруг по дороге Заяц бежит, увидал дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Автобусная остановка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что нужно сделать Зайке? » (встать на остановке, дождаться автобуса и доехать на нем до Теремка)

– Правильно. Молодцы! Сел Заяц в автобус и приехал к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

А Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка. А ты кто? »

Заяц: «А я Зайка-попрыгайка»

Мышка: «Заходи! Давай вместе жить».

Зашел Зайка в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дольше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок не высок, не высок.

Вдруг по дороге Лисичка бежит, увидала дорожный знак и стоит… (дорожный знак «Велосипедная дорожка»)

Воспитатель: «Подскажите, ребята, что делать Лисичке? » (ответы детей)

Правильно. Села Лисичка на велосипед и поехала к Теремку. Стучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ей отвечает: «Я Мышка-норушка»

Зайка: «Я Зайка-попрыгайка. А ты кто? »

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. Давайте вместе жить»

Зашла Лисичка в Теремок и стали они вместе жить да поживать. А мы дальше сказку продолжаем.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок.

Вдруг по дороге Волк бежит, увидал чудо трехглазое и стоит… (светофор)

Воспитатель: «Помогите, ребята, Волку. Подскажите, что ему надо делать? (ответы детей).

Правильно. Перешел Волк дорогу на зеленый свет светофора и пришел к Теремку. Сучит в дверь.

Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка ему отвечает: «Я Мышка-норушка»

Заяц: «Я Зайка – попрыгайка»

Лиса: «А я Лисичка-сестричка. А ты кто? »

Волк: «А я Волк – зубами щелк. Давайте вместе жить».

Зашел Волк в Теремок и стали они жить да поживать. А мы дальше будем сказку рассказывать.

Стоит в поле Теремок, Теремок. Он не низок, невысок, невысок.

Вдруг по дороге Медведь на машине мчится. Увидел знак…

– Какой знак увидел Медведь? (дорожный знак «Проезд запрещен»)

Какой это знак, ребята? (запрещающий).

– Но не обратил внимания Медведь на запрещающий дорожный знак «Проезд запрещен» и помчался дальше. Да так быстро, что со всего маху врезался в Теремок. Теремок пошатнулся и развалился, а из него выскочили испуганные звери. Стали Медведя ругать, что он не соблюдает ПДД. Стыдно стало Косолапому. Попросил Медведь у всех прощения. Предложил построить новый Теремок.

Звери: «Хоть и виноват Медведь, мы ему поможем.

Чем о Теремке жалеть, лучше новый сложим! »

Воспитатель: «И стали они жить поживать и дорожные знаки и правила соблюдать. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Моделирование

Цель: организовать самостоятельную работу слушателей для усвоения ими эффективных способов обучения.

Задание: составить из набора слов окончание сказки «Колобок» на «новый лад».

По дорожке Колобок

Вкривь и вкось, и даже в бок

От бабули укатился

И, представьте, заблудился.

Как ему домой добраться,

Чтоб с лисой не повстречаться?

На пути его дорога,

И до дома уж немного…

Но пешеходный переход

Лишь только в метрах ста вперед,

А дом напротив оказался,

Тут Колобок наш растерялся.

1) Герой решил не рисковать

И к переходу побежать.

Ведь знают все, и даже дети,

Что жизнь важней всего на свете!

(Рисковать, решил, не, герой, переходу, и, побежать, к, все, и, знают, дети, ведь, даже, важней, на, всего, жизнь, что, свете)

2) Подумал: «Здесь пройду легко,

Опасно это, скажем честно.

(Легко, подумал, пройду, здесь, далеко, перехода, до, было, неизвестно, дальше, что, честно, скажем, опасно, это)

3) Свой вариант.

Рефлексия

Цель: обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер – классе.

На столах имеются грустные и веселые смайлики, участникам предлагается оценить предложенную работу.