Островский гроза герои хозяева жизни и жертвы. Сочинение по произведению на тему: Хозяева и жертвы “Темного царства”. Cочинение «Хозяева и жертвы «темного царства

23.04.2019

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Хозяева темного царства в драме Островского Гроза [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"?

Драма Островского Гроза была написана в 1859 году.

В этот период Россия переживала тяжелый кризис. В обществе закон сливался с беззаконием и требовались серьезные преобразования для преломления общественного сознания.

Действие драмы Гроза происходит в городе Калинове.

Калинов – это провинциальный город, в котором процветает мещанство и невежество. Его можно смело назвать "темным царством", так как луч любви, искренности и надежды не в силах проникнуть в мир холодного расчета и жестокости.

Хозяевами в "темном царстве" являются Кабанова и Дикой.

Савел Прокофьевич Дикой богатый купец, "значительное лицо" в городе. В его руках сосредоточена неограниченная власть. Как личность Дикой слаб. Ему чужды высокие идеалы.

Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!

Савел Прокофьевич чувствует себя безнаказанно только с теми, кто от него зависит. Он не может противостоять вышестоящим сильным мира сего. Его промашки дорого обходятся домочадцам:

Шапкин. Одно слово: воин!
Кудряш. Еще какой воин-то!
Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Дикой сварлив, раздражителен и чувствует свое полновластие в Калинове. Он может выплеснуть свое недовольство на первого попавшегося человека:

Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет.

Савел Прокофьевич не просто сварливый и грубый человек, он еще хитер и изворотлив, а в довесок еще и жаден. Для него не имеет значения способ, которым он получит прибыль. Ради лишней копейки он готов не просто уничтожить любого, но и пресмыкаться и льстить, если это необходимо. А.Н. Островский подчеркивает, что Дикой в обществе губернатора, и Дикой в семье – это совершенно разные люди. В присутствии губернатора он мягок и податлив, преданно смотрит в рот и со всем соглашается:

Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!

Куда только подевалась властность и грубость?!

Однако не только высокопоставленная, но и просто сильная личность способна утихомирить Дикого. Такой личностью является Кабанова. Она знает, что неограниченная власть стала почвой для самодурства Савела Прокофьевича. Она ему прямо говорит: "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься".

Несмотря на всю ярко выраженную неприязнь Островского к Дикому, автор сохранил ему зерно человечности:

О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Характер Кабановой гораздо сильнее. Кабаниха стремиться подчинить себе окружающих. Она ханжа. В процессе знкомства с персонажем, читатель понимает, что её слова расходятся с мыслями. Она использует традиционные ценности в своих целях. В действии первом явлении пятом Островский особенно подчеркивает ханжество Кабановой. На протяжении всей сцены речи её звучат мудро, но каждое слово имеет ядовитую подоплеку. Она хочет казаться праведной. Лишь домочадцам приходится сталкиваться с оборотной стороной её натуры:

Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Власть Кабановой опирается на страх окружающих. Жестокость и властность – вот чем она удерживает повиновение:

Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?

Кабанова не терпит неповиновения, но не выдерживает натиска сильной натуры, какой является Катерина.

Что же сделало Кабанову и Дикого полными хозяевами "темного царства"? Конечно мещанство и беззаконие. Взятничество и беззаконие – почва для прорастания таких личностей как Дикой. Консерватизм нравов, патриархальность семьи – вот на чем строят свою власть Дикой и Кабанова. Однако в образах Дикого и Кабановой отчетливо читается мысль Островского о том, что старый уклад изжил себя. Он отчаянно цепляется за невежество и безнаказанность, но конец уже близко.

Система образов «Хозяева жизни» Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» . «Жертвы» Кулигин: «Лучше уж стерпеть» . Варвара: «И я не обманщицей Кабаниха: «Давно вижу, что вам была, да выучилась» . «А поволи хочется» . «Вот куда волямоему, делай, что хочешь, товедет» . только бы шито да крыто было» . Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» . Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» . Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает» .

«Зеркальные образы» в литературе. В ходе конфликта герои (персонажи) могут воспринимать и оценивать одни и те же обстоятельства по-разному, так, что их восприятия и оценки часто приобретают зеркальный, т. е. диаметрально противоположный характер.

Особенности раскрытия характеров героев. Речевая характеристика. Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Город Калинов Жизнь в городе «Жестокие нравы» ; «грубость да бедность нагольная» ; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба» ; «старается бедного закабалить» ; «на труды даровые еще больше денег наживать» ; «не доплачу копейку» ; «торговлю подрывают из зависти» ; «враждуют» и т. п. Жизнь в семье «Бульвар делали, а не гуляют» ; «ворота заперты и собаки спущены» ; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят» ; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые» ; «за этими замками разврату темного да пьянства»

Город Калинов противоречив: Чудесное место, где располагается город: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Ужасная жизнь в этом городе Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Жизнь в городе Калинове Волжский пейзаж Монолог Феклуши Монолог Кулигина Тихон Борис Катерина Варвара Вывод: Основные приемы изображения событий и героев – контраст и сопоставление

«Хозяева» «темного царства» Дикой Кабаниха О нем: О ней: «ругатель» ; «как с цепи сорвался» «все под видом благочестия» ; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем» ; «бранится» ; «точит, как ржа железо» Он сам: «дармоед» ; «проклятый» ; «провались ты» ; «глупый человек» ; «поди ты прочь» ; «что я тебе - ровный что ли» ; «с рылом-то и лезет разговаривать» ; «разбойник» ; «аспид» ; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется» ; «тебя не станет бояться, меня и подавно» ; «хочешь своей волей жить» ; «дурак» ; «приказывай жене» ; «должен исполнять, что мать говорит» ; «кудаволя-то ведет» и др. Вывод: Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод: Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. «Темное царство» «ломает» людей, заставляет их терпеть и молчать.

Домашнее задание: 1. Образ Катерины Вопросы для размышления: 1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой» , ни «хозяйкой» ? 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? 3. Откуда появились в героине эти черты? 4. Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? 2. Конспект статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860)

Катерину нельзя назвать ни «жертвой» , ни «хозяйкой» . Ответ – в чертах ее характера проявляются в первых же репликах: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит Катерина не умеет в людях чувства приспосабливаться собственного достоинства, и покоряться. непокорности

Жизнь Катерины В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле» , «маменька души не чаяла» , «работать не принуждала» . Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем» , «да здесь все как будто из-под неволи» . Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядокто в доме будет? » Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Особенности конфликта. Суть «протеста» Катерины Конфликты: внешний и внутренний Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Любовь к Борису Обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой Свободный выбор, диктуемый сердцем Отказ от любви Подчинение миру Кабанихи Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения

Сцена с ключом – кульминация. В этом эпизоде, а также в сценах свидания и прощания с Борисом показана решительность героини. Она нигде не изменяет себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Самоубийство героини – требование ее свободной натуры.

Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию? . . Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Трактовка образа Катерины Н. А. Добролюбов Д. И. Писарев 1. Характер Катерины составляет шаг вперед… во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление 2. Решительный, цельный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве» … 3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? 4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве 5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… 6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. 7. Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера» . Писарев подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления – сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины нет, то она – не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия» .

Трактовка образа Катерины А. Григорьевым А. Григорьев попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт» . Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни» . Такие «теоретики» , считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.

Жанровое своеобразие. «Гроза» - драма или трагедия? Споры вокруг «Грозы» определяются также природой жанра. Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) «Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь»)

Вывод: Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Темы сочинений (срок до 17 декабря) 1. Символический смысл названия пьесы «Гроза» 2. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» 3. Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза») 4. Слабые и сильные характеры в драме А. Н. Островского «Гроза» 5. Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»

Литератор Юрьев отмечал: «Грозу» не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.

Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.

Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».

«Жертвы» Дикого и Кабанихи - Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.

Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.

Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.

Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.

Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…

Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.

Выстраивается цепочка: Катерина - жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.

Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»

Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.

Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини - результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,

Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,

Мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.

Дикой - купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.

Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.

Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами

Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в

Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои

Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит

До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а

Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,

Впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по

Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой

Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с

Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина

Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки

Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и

Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.

Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе...”

Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.

Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится

Одним из виновников ее гибели.

Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени -

Освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.
Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими “хозяевами” Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать”.
Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.
Дикой, как и Кабаниха, относится к “темному царству”. Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: “Захочу – помилую, захочу – раздавлю”.
“Жертвами” купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и “составляются”.
“Жертвы” Дикого и Кабанихи – Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.
Своего рода жертвой “темного царства” является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: “можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было”. Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.
Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.
Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.
Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся “хозяевами” жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…
Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что-то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.
Выстраивается цепочка: Катерина – жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.
Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: “хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?”
Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.
Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини – результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть “жертвой” страшных “хозяев” жизни.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде. В “Грозе” выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую Read More ......
  2. “Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. “Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены Read More ......
  3. Великая русская река Волга неторопливо несет свои тяжелые воды вниз по течению. Деревья на берегу спокойно покачиваются под теплым ветерком, от которого бежит по воде легкая рябь. Эта картина так прекрасна и безмятежна, что, читая начало драмы “Гроза”, хочется думать, Read More ......
  4. Действие пьесы “Гроза” А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека – Кулибина, механика – самоучку. Кулигин – натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню “Среди долина ровныя”. Из всех персонажей “Грозы” только Read More ......
  5. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ......
  6. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. Под давлением этой темной силы развиваются характеры Read More ......
  7. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки Read More ......
  8. В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая Read More ......
“Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза”