Народные праздники на руси презентация. Презентация «Русские народные праздники. Традиции иван купалы

21.02.2019

Емельяненко Лариса Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 общеразвивающего вида
Населённый пункт: с.Ершово Московской области Одинцовского района
Наименование материала: проект
Тема: "Огород на подоконнике"
Дата публикации: 30.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Экологический проект в средней группе на тему:

"Огород на подоконнике".

Подготовила воспитатель: Емельяненко Л.И.

Актуальность проблемы:

Дети средней группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и

овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их

интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому я

поставила перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их

сажают, поливают, выращивают из семян.

Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, фасоль,

огурец, томат, перец) их строении и условиях, необходимых для их роста.

Проект: краткосрочный.

Продолжительность : месяц (с 28.02.17г. - 31.03. 17г.)

Тип проекта : познавательный, исследовательский.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.

Интеграция в ходе реализации проекта :

«Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Физическая

культура».

Цель:

формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по

выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к

природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;

2. Развивать познавательные и творческие способности.

3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста

растений.

5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

7. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из

2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и

разнообразие посевного материала.

3. Создание в группе огорода на подоконнике.

4. Создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике.

5. Вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных

растений на подоконнике.

6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от

полученных результатов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного

материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике»,

составление плана мероприятий по организации детской деятельности

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,

опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение

художественной литературы) .

3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.

этап – подготовительный.

1.(28.02.2017г.) Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Подбор девиза(Приложение 1)

2. (01.03.2217-03.03.2017гг.) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного

материала, природного материала, художественной литературы, приобретение

необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на

подоконнике».

этап – основной.

3. (06.03.2017г.-08.03.2017гг.) Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать

интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах

растений.(Приложение2)

4. Практическая деятельность:

5. Опыт –наблюдение: « Что растет из семян. Показать детям, как растения вырастают из

семян. Посадка семян укропа и перца(28.02.2017г) . (Приложение 3)

6. НОД «Посадка лука». Расширять представление детей об условиях, необходимых для

роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о

природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. (Приложение4)

7.Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Посадка лука (09.03.2017г.) Учить

детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать

зарисовки роста лука (дневник наблюдения за ростом лука. (Приложение5.)

8.Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения

вырастают из зернышка. Посадка овса (10.03.2017г.). Показать детям, как сажать овес.

Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.

(Приложение6.)

9.Практическая деятельность: выращивание рассады (замачивание огурцов в салфетку

13.03.2017г.). Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике .

Ежедневное наблюдение, что происходит с семенем огурца (Приложение 7)

10.Практическая деятельность Посадка моркови (14.03.2017г.)

11. (20.03.2017 г.) Конструирование: «Теплица для огурцов». Посадка проклюнувших семян

огурцов в тепличку (Приложение 8)

12. Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами перца, укропа, овса, моркови и

огурцов. Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

(Приложение 9.)

13. НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке». Расширять представление детей о

комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части

растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными

растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять

делать выводы.(Приложение 10)

14. Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород

бабы Фёклы», «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки,

«Купите лук», «Овощи» - стихи.

Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи»,

«Наши растения».

Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев,

принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений,

разучивать стихи. (Приложение 11.)

15.Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что

положить», «Что лишнее», «Найди растения».

Закрепить знания детей об овощах и растениях.

16.Комплекс гимнастических упражнений «Удивляемся природе»(Приложение 12)

17.Пальчиковая гимнастика. (Приложение 13)

18.Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании

благоприятных условий (воды, света, тепла).

19.Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на

участке сада. (Приложение 14)

3этап – заключительный .

16.Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома

17.Анализ результативности.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие

посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений

вместе с воспитателем.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно –

огородных растений на подоконнике.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции

от полученных результатов.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на окне».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления

знаний о растениях (овощах)

Итог проектной деятельности

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные

В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для

роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за

посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими

собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и

значимость своего труда, зеленые перышки лука, а так же веточки укропа дети употребляли

во время обеда.

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.

Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и

чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и

ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ.

1. Приложение1.

2. Приложение2

НАШ ДЕВИЗ:

« Огород наш, огород

Всё на нём всегда растёт,

Если руки не ленивы,

Если мы трудолюбивы…

Проявить должны заботу,

Видно по труду работу,

И тогда наш огород

Расцветёт и оживёт!

СТАДИИ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

3. Приложение3. (Посадка семян укропа и перца).

Приложение 4 НОД «Посадка лука».

Конспект НОД на тему:«Посадка лука»

Подготовила и провела воспитатель: Емельяненко Л.И.

Возрастная группа: средняя

Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука .

Задачи:

Формировать представления о строении луковицы, об условиях необходимых для роста

растения;

Развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную

инициативу, способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений,

воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать

разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми, желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная,

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: головки лука , пластмассовые тарелочки, поднос, салфетка, пророщенный

репчатый лук, ящик с землёй, вода, лейка, фартуки, стаканчики, лопатки.

Деятельность воспитателя

I. Вводная часть

Ребята, у меня под салфеткой что-то есть. А что? Отгадайте загадку. «Сидит дед, во сто

шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». Ответы детей.

Посмотрите сколько лука ! Какой он? А какого цвета? Мы сегодня будем сажать лук в

Кто знает что вырастет из лука (ответы детей)

Давайте рассмотрим проросшую луковицу. Какого цвета росток (ответы детей)

Росток на верхушке лука . А еще у лука есть корешки .

А для чего лук нужен? Какая от него польза (ответы детей)

Лук помогает лечить людей, а кто его ест, тот будет сильным и здоровым, потому что в нем

много витаминов, а еще он убивает микробы в организме человека.

Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх.

II.Основная часть

Вы хотите чтобы у нас в группе вырос лук? Мы посадим лук для себя и других ребят.

Что для этого нужно? Ящик с землёй есть, что ещё нужно? А чтобы не запачкаться самим и

не запачкать столы, что нужно сделать? воспитатель накрывает столы клеенкой.

Сначала нужно сделать углубление в земле и туда посадить луковицу .

Найдите у лука корешки . А теперь сажайте луковицу в землю.

Скажите, какие условия необходимы для роста луковиц (ответы детей)

Действительно - свет, тепло и вода. Теперь лук необходимо полить.

Сейчас поставим лук на окно, чтобы он быстрее пророс.

А вы каждый день будете поливать и смотреть, как он растет.

Молодцы, а теперь уберем рабочие места, станем в дружный хоровод.

Хороводная игра «В хоровод мы пойдем »

Вот идет в огород развеселый народ,

Надо лук посадить , всех в округе удивить.

Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.

Дружно все копаем, лучок мы сажаем.

Не успели посадить , надо нам лучок полить,

В руки лейки взяли, лучок поливали.

Солнышко припекай, наш лучок созревай.

Лучок вырастит большой

Будем кушать мы с тобой!

III. Заключительная часть.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Вот, ребята, мы с вами посадили много лука ,

будут у нас витамины. Ответы детей.

5. Приложение5. (Рассматривание семян и посадка лука).

6.Приложение 6. (Посадка овса).

7 Приложение 7. (Замачивание семян огурцов в салфетку на несколько дней, пока семя не

проклюнется).

8. Приложение8. (Конструирование теплицы. Посадка проклюнувших семян огурцов

в тепличку).

9.Приложение 9. (Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами овса, укропа, огурцов, моркови и лука.)

10. Приложение 10.НОД «Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Конспект НОД в средней группе:

«Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Подготовила и провела воспитатель Емельяненко Л.И.

Цели:

Образовательные:

Формировать представления детей о комнатных растениях.

Познакомить детей с растениями, которые растут в группе детского сада.

процессе

создания

композиции

«Фиалка»,

передавать

характерные

особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей.

Закрепить навыки работы с акварелью и фломастерами.

Совершенствовать умение правильно держать кисть.

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать чувство цвета и композиции в листе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской и художественной деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы и оборудование: комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления,

альбомный

акварельные

карандаш,

фломастеры, салфетка для кисти, баночка с водой.

Иллюстрации с изображением комнатных растений: Алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань,

бегония, фиалка, кактус и др.

Организация

развивающей

среды:

пополнить

деятельности

картинами

изображением

комнатных

растений,

раскрасками.

Пополнить

альбомом

«Комнатные

растения».

Пополнить

загадками

комнатных

растениях.

Планируемые результаты: интерес к информации, которую воспитанники получают во

время общения, интересуются играми, изобразительной детской деятельностью (рисование

фиалки в горшке)

Ход занятия.

Воспитатель:

необычное

познакомимся

комнатными растениями, которые находятся в нашей группе и нарисуем в конце занятия

красивое растение - фиалку. Комнатные растения являются украшением помещения, создают

уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют

на настроение людей.

Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже

представить себе не можем жизнь без цветов. Ценили их и наши предки. Многие народы

издавна проводили праздники в честь цветов.

Так древние греки и римляне отмечали праздник глоцинтов и лилий, англичане – незабудок и

анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.

Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными?

Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.

Воспитатель:

комнатные

растения?

ухаживает?

комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей

Воспитатель

показывает

комнатные

растения

называет

каланхоэ,

бальзамин, герань, кактус, фиалка, гортензия и др.

Воспитатель указывает на растения и показывает детям, где находится в растениях корень,

стебель, листья, цветы.

Обращает внимание на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.

Воспитатель:

комнатные

растения

приносили

красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать.

Давайте побеседуем об уходе за комнатными растениями.

Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями?

поливать,

опрыскивать,

протирать

листочки

обрывать сухие листья.

Воспитатель: Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Живое – неживое»

Воспитатель

середине,

произнося

существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч

обратно воспитателю. Например:

Плита (неживое)

Фиалка (живое)

Диван (неживое)

Цветок (живое)

Алоэ (живое)

Лейка (не живое)

Воспитатель: Живые ли комнатные растения?

Да потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут.

Поэтому за растениями надо ухаживать.

Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель: Ребята, а какой водой нужно поливать растения?

Дети: Талой, комнатной температуры.

Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его

не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит

ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, даже

погибают. Растения любят добрые руки, ласковые слова.

Воспитатель: Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы?

(Ответы детей)

Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях

пыль, их следует протереть влажной тряпочкой.

почтальон

конверты,

посмотрим, что же там находится. Загадки. Давайте отгадаем?

1. На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно.

(Бальзамин)

2. Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей.

3. У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое.

(Гортензия)

4. Плоский, длинный, а не брус,

Полосат, а не арбуз.

(Сансевьера)

5. Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку

На белую распорочку,

Не крючком плетеную –

Живую и зеленую.

(Традесканция)

6. С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза.

7. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные.

(Аспарагус)

8. Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет.

9. Лист с горбочком,

желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.

Внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе. Какой уход требуется для них

сейчас? (Дети осматривают растения и отмечают на вопрос.)

Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления

По окончании работы по уходу за растениями детьми воспитатель продолжает: Знаете ли вы,

что есть растения лекари, их называют домашним доктором.

Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк.

Понюхав цветы герани перестанет болеть голова.

Посмотрите

красивый

любуется.

непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки.

Фиалка - цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать

2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых

стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода.

Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.

Есть много легенд о происхождении фиалки. Одна из них гласит о том, что этот цветок вырос

из слёз благодарного Адама, когда архангел Гавриил сказал ему о прощении грехов первому

человеку.

Согласно со славянской легендой о фиалках (анютиных глазках) - в трёхцветных лепестках

цветка отражаются доверчивые, голубые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от

которой уехал ее любимые, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.

Три лепестка фиалки символизируют надежду, удивление и печаль.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания - руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания - руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Махи руками)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

поиграем

проверим

насколько

внимательно

запоминаете

изображения комнатных растений на картинках.

Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом

предлагает детям отвернутся, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого

растения не стало.

Затем, воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках, обращает

внимание детей на внешний вид растения: низкий кустик из плотных круглых и овальных

листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Существует

множество разновидностей фиалок.

Самые красивые из них фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-

кружевная)

Воспитатель: Ну а теперь мы сделаем себе подарки, нарисуем прекрасный цветок - фиалку в

предлагаю

нарисовать

используя

качестве

материала

акварельные

специальные листы для акварели, как у настоящих художников.

Устное объяснение последовательности выполнения рисунка.

1. Располагаем лист вертикально.

2. Намечаем границы изображения простым карандашом.

3. Выполняем работу в цвете.

завершена

акварельные

высохнут,

фломастером

подчеркнуть контуры цветка и вазы для большей выразительности.

Воспитатель: Какие цвета будем использовать?

Дети: Яркие.

Воспитатель: Как получить яркий цвет?

Дети: Нужно использовать меньше воды, больше краски.

Воспитатель: Заполняем на ваш выбор цветом цветы, зелёным зелёные листья.

Воспитатель: Разукрашиваем горшочек и фон разными цветами (теплым и холодным) .

Педагог показывает приемы изображения фиалки в вазе акварельными красками: сначала

рисуется ваза, потом куст из листьев и сверху несколько цветов, прилегающих лепестками

друг к другу.

Прорисовываем

лепестков,

фломастером нейтрального цвета (коричневым, зеленым). Дети каждый этап работы над

картиной последовательно повторяют за воспитателем.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие комнатные цветы вы знаете? Какие цветы называют домашним доктором?

(Ответы детей)

Какой цветок мы сегодня нарисовали?

Дети: Фиалка.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас красивые стихи о фиалках, поучите дома с

родителями, и нам потом с выражением расскажете:

1. Фиалочка душистая

С весною расцвела

Ароматом нежным

Весь лес заполнила она.

2. Где фиалка, мой цветок?

Прошлою весною

Здесь поил ее поток

Свежею струею?.

Нет ее; весна прошла,

И фиалка отцвела.

3. Лесная фиалка

Зимние морозы

Солнышко прогнало.

Хрупкая фиалка

На полянке встала.

К солнцу синий венчик

Тянется упрямо.

Первую фиалку

Я сорву для мамы.

4. На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмёт.

У вас замечательные получились фиалки.

Потрудились вы сегодня на отлично! Молодцы!

А сейчас мы с вами организуем выставку ваших работ, пусть родители и сотрудники детского

полюбуются,

красивые

настроение

замечательное!

11.Приложение 11 (Отгадывание загадок)

1.Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

2. Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

4. Под землей птица гнездо свила и яиц снесла.(Картофель)

5. Красненькие сапожки в земле и в лукошке. (Свекла)

6. Цветки желты, плоды зелены, а созреют – покраснеют. (Помидор)

7. Промеж гор, промеж дол лежит пан – синий кафтан. (Баклажан)

8. Телятки гладки, привязаны к грядке. (Кабачок)

9.Он в пупырышках, зеленый,

Часто в парнике растет.

Маринованным, соленым

Станет он под Новый год. (Огурец)

10.Вырастал в жару и слякоть

Этот горький корнеплод.

Хоть заставит нас поплакать,

Но от гриппа он спасет. (Лук)

11.Вот любимый вкусный овощ.

Это - чипсы и гарнир.

В бедный дом придет на помощь,

А в богатый дом - на пир. (Картошка)

12.Это овощ с круглым боком

И с бордовым сладким соком.

Если хочешь есть борщи,

То ее скорей ищи. (Свекла)

13.Этот овощ рыжий, длинный,

Свежий, сочный, витаминный.

Как наступит теплый май,

Ты скорей ее сажай. (Морковь)

14.Этот терпкий острый зубчик

Бабушка добавит в супчик.

Разложи его повсюду,

Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)

15.Эти братцы дружно в ряд

В домике-стручке сидят.

А когда они созреют,

Попадут к тебе в салат. (Горошины)

12. Приложение 12. (Комплекс гимнастических упражнений)

Мы стоим на огороде ,

Удивляемся природе,

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет.

Поработаем с тобой,

Сорникам объявим бой-

С корнем будем выдирать,

Да пониже приседать.

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

Мы ее не будем трогать

Обожглись уже немного.

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

13. Приложение 13 (Пальчиковая гимнастика)

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры

А на грядке у Филата

Много разного салата.

А у бабушки Феклы

Четыре грядки Свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Поможем урожай собрать.

14 Приложение 14 .(Итоговая беседа «Огород на подоконнике».)

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы

привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок

обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает

вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно

найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить

первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для

поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием

растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского

сада различные культуры, используя для этого огород на окне. А изменения в природе

побуждают детей бережно относиться к растениям. Каждый внимательный наблюдатель и

вдумчивый исследователь может открыть для себя что-то новое. Дети дошкольного возраста в

недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о

необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательсй деятельности

недостаточно развит.

15. Приложение15 (Итоговое фото « Огород на подоконнике)

Познавательно - исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Разработала: воспитатель Чдан Ольга Владимировна

Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный работник.

Продолжительность проекта - 2 месяца

Актуальность проблемы: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи проекта:

1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород.

3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

8.Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности

Интеграция образовательных областей : в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

Дети старшей группы;

Родители воспитанников;

Воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео презентации;

Мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

Семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Риски

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Для родителей

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Для педагогов

1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

2. Внедрение инновационных технологий

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

Реализация проекта включает три этапа.

Подготовительный: 1 неделя

  1. Определение цели и задач проекта,
  2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта..
  3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)
  4. Составление плана работы над проектом.
  5. Организация предметно - развивающей среды по теме проекта.
  6. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
  7. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки.

Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 2-7 неделя

Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа - 8 неделя

Перечень форм и методов реализации проекта

Игры - путешествия

Экскурсии в природу

Занятия в игровой форме

Подвижные, дидактические, творческие игры

Рассматривание иллюстраций, картин

Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы и поговорки

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Ответственные

реализации

1 этап - подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

1-я неделя

2 этап - основной.

Исследование

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

Занятие «Посадка семян овощей»

Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

Обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

«Посадка лука».

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука;

Учить создавать ситуацию опыта;

Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы;

Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

Опыт - наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна

Воспитатели

2-я неделя

Составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Опыт- наблюдение за ростом пшеницы в благоприятных и неблагоприятных условиях.

П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

Практическая деятельность: выращивание рассады

Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатели

3 - неделя

Рисование «Наш лучок»

Рисование«Наши растения»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

Аппликация «Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,

Сказка «Репка».

Сказка «Вершки и корешки».

Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

К. Чуковский. «Краденое солнце»

Бехлерова Е. «Капустный лист».

Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Игровая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядке», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

Дидактические игры «Что в мешочке?», «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»

Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

Подготовка информации для родительских уголков.

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

7-8-я неделя

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

6-я неделя

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

7-я неделя

Итоговое занятие высадка рассады на огород детского сада

7-я неделя

3 этап - заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

8-я неделя

Анализ результативности

Воспитатели

8-я неделя

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
  4. Провели анкетирование родителей.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИМКОУ «Гимназия имени Горького А.М,»
Москаленского муниципального района Омской области

Классный час

Фабер Галина Николаевна
Учитель высшей квалификационной категории

2012-2013 уч.год

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПраздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПрежде всего, праздник считался обязательным для всех членов деревенской общины, достигших зрелого возраста. Дети, старики, калеки, старые девы, больные на праздник не допускались, так как одни еще не достигли возраста понимания сакральных ценностей, а другие уже находятся на грани между миром живых и миром мертвых, третьи не исполнили своего предназначения на земле - не вступили в брак.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИПраздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИХарактерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры: от денежного штрафа, битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИВ русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.

К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также различные мужские, женские и молодежные праздники.

Зимушка-зимаРождество, Святки:

Колядки;
Ряженые;
Рождественские песнопения;
Духовные стихи;
Святочные гадания;
Подблюдные песни;
Обряды;
Игры.

Крещение:

Посиделки;
Вечёрки;

Весна-КраснаШирокая масленица;
Вербное воскресение;
Пасха;
Красная горка (закликание весны; свадьбы);
Семик;
Троица.

Слайд №10

Лето КрасноеИван Купала;
Петров День;
Ильин День;
Спасы (медовый, яблочный, ореховый);
Летние Русалии

Слайд №11

Осень золотаяОсенины;
Дожинки - праздник последнего снопа;
Капустник;
Праздник урожая;
Осенняя ярмарка;
Хэллоуин по-русски: упыри, вурдалаки, лешие, водяные, кикиморы, ведьмы.

Слайд №12

народно-православный

Осенние оспожинки, Праздник урожая, Богач, Малая Пречистая

Значение

Окончаниние полевых работ, встреча осени

Установлен

Вероятно имеет древние дохристианские корни

Отмечается

в большинстве европейских стран

Традиции

Чествование Богородицы, возжигание огоня,

Слайд №13

21 сентября Осенины
Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество БогородицыВ церковном календаре на этот день приходится большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Считается, что именно 21 сентября в семье праведных Иоакима и Анны родилась дочь Мария. В православии праздник относится к числу двунадесятых - то есть главных в году.

На Пречистую, в день осеннего равноденствия, отмечали вторую встречу осени

Слайд №14

О рождении Богородицы известно крайне мало. Согласно преданию, у благочестивой пары из Иерусалима долго не было детей. Когда Иоаким удалился в пустыню для молитвы о рождении ребенка, и ему, и его жене явился ангел, возвестивший, что об их потомстве «будут говорить во всем мире». Спустя девять месяцев Анна родила девочку.

Слайд №15

Она была Девой не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но бога судией своих мыслей.Её правилом было - всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель.

Слайд №16

спожинкиПраздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.
Праздник урожая,иногда справляли целую неделю - с играми, песнями, плясками, пирами. Осенины встречали у воды. Рано утром женщины выходили на берега рек и озер с хлебом. Старшая женщина стояла с караваем, а молодые пели песни во славу Богородицы. После этого хлеб разламывали на куски по числу собравшихся: каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

Символы праздника – овёс, лубок с зерном и домашний хлеб

Слайд №17

в народе этот день именуется Второй Пречистой.На Пречистую к новобрачным приходили родственники: смотрели, как те живут, учили уму-разуму. Молодая хозяйка должна была накормить гостей вкусным обедом и подарить родителям круглые пироги, а ее супруг - показать хозяйство: жито в амбарах, упряжь и инструменты в сараях.

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода.
В этот день обращают свои молитвы к Богородице женщины, чтобы Святая Заступница послала ребенка. После службы обязательно нужно дать милостыню или пригласить на обед обездоленних, сирот, больных.


Подписи к слайдам:

Пасха
Пасха – Светлое Христово Воскресение – самый великий праздник в Русской православной церкви.
В Пасху обязательно все христиане творили добрые, милосердные дела.
В Пасху все дарят друг другу крашеные яйца, едят пасхальные куличи и творожные пасхи.
Яблочный Спас (19 августа)
По давней традиции на Руси в этот день собирали яблоки и несли в церковь для освящения. Также в этот день продолжают освящать мёд, вишню, сливы, другие фрукты и даже овощи.
С Яблочного Спаса начинается самая активная заготовка яблок на зиму; яблоки принято было снимать ранним утром.
Покров (14 октября)
Покров – один из самых любимых русских осенних праздников (Покров Пресвятой Богородицы). В этот день говорили: «Батюшка Покров, покрой избушку теплом, а хозяйку добром».
В этот день девушки обязательно молились о появлении у них хорошего жениха – Покров считался покровителем свадеб.
С дня Покрова начинали уже регулярно топить в избах печи.
Масленица
Масленица (проводы Зимы и встреча Весны) всегда была одним из самых весёлых праздников на Руси. В народе называли Масленицу боярыней, весёлой, широкой, разгульной, честной.
Масленица – это время блинов, оладий, сырников, пирогов, пышек и прочих всевозможных лакомств.
Блины - обязательное угощение на праздник Масленицы. Об этом говорят многие русские пословицы и поговорки: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «На Масленицу на горках покататься, в блинах поваляться», «Не житьё, а Масленица».
Медовый Спас (14 августа)
Считалось, что именно с этого дня пчёлы перестают приносить мёд. В этот день весь собранный мёд было принято относить в церковь и освящать.
Не только мёд заготавливали в этот день. Шёл активный сбор ягод – малины, черёмухи, лекарственных трав.
Праздники на Руси
учитель начальных классов МБОУ СОШ №
182 г. Новосибирска
Евлантьева
Вера Владимировна
Крещение (19 января)
Особенностью этого праздника являются два великих водоосвящения, в отличие от «малых»,которые могут совершаться в любые другие дни.
В некоторых губерниях считалось, что в ночь на Крещение сами ангелы спускаются на землю и освящают воду во всех источниках и водоёмах.
Священник освящал воду, читая соответствующие молитвы и трижды погружая в прорубь крест. После этого все старались зачерпнуть освящённой крещенской воды. Затем многие люди бросались в ледяную воду и купались.
Ильин день (2 августа)
В этот день (2 августа по новому стилю) Русская православная церковь вспоминает Илью пророка. На Руси Илья пророк повсеместно именовался «грозным», и этот день считался самым опасным днём в году. В народе полагали, что на Илью редко когда не бывает грозы. Если же в этот день на небе ни облачка, тогда хлеба не уродятся.
После Ильина дня уже не полагалось купаться в реке, потому что «Илья остудил воду», и вода не радуется тем, кто поперёк Ильи идёт.
Святки
Это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся вплоть до Крещения (19 января), они являлись основным русским зимним праздником.
По русским поверьям, с началом святок с того света на землю возвращаются души умерших, а также всякие злые духи, отчего на земле начинаются потехи нечистой силы и ведьм. Святочные обычаи языческой Руси представляли собой заклинания о благополучии на весь будущий год и гадания о будущем.
Работать в святки считалось грехом.
Главным
занятием в святки было хождение ряжеными, гадание и так называемое баловство (три главных святочных обычая).
Спасибо за внимание!
Иван Купала (7 июля)
Купала – древнейший славянский праздник благодарения солнца и щедрости леса. Все славяне в этот день плели венки из цветов и надевали их себе на голову, а также опоясывались поясом из цветов и трав. Обязательно в этот день водили хороводы и пели песни.
«Любовным» Купала назывался потому, что только в этот день (и только раз в году) по народным поверьям расцветает папоротник, при помощи которого «сердце девичье огнями зажигается на любовь». И кто такой цветок найдёт, тот будет любим и счастлив.
Большинство обрядов, совершаемых накануне дня Ивана Купалы, были связаны с предохранением от возможной нечистой силы.
Рождество (7 января)
Это один из самых больших христианских праздников. В ночь перед Рождеством многие шли в церковь; если же церкви не было поблизости, женщины обычно занимались гаданиями.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц считалось грехом.
В народе считали, что снег в Рождество – к урожайному году, метель – пчёлы будут хорошо роиться, иней – к урожаю хлеба, небо звёздное – к урожаю гороха.
Троица
Троицын день (Троица или Пятидесятница) – совершается в седьмое воскресенье после Пасхи. Это пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа, день сошествия Святого Духа на апостолов.
В этот день все приходили в церковь с берёзовыми ветками или букетами полевых цветов. Полевые цветы, побывавшие на Троицу в церкви, засушивали и хранили за иконами на божнице. Либо их клали на грядки, чтобы не водились мыши, и на чердак, чтобы в доме не случилось пожара.
Примета Троицы: на Троицу дождь – будет
много грибов в лесах.
Ореховый Спас (29 августа)
В этот день в Средней полосе России и в южных губерниях начинали собирать урожай орехов.
На третий Спас в народе наблюдали за отлётом журавлей. Если журавли отлетали на юг к третьему Спасу, тогда на Покров (14 октября) будет мороз, если нет – значит, зима начнётся позднее.

Елена Антипова
Презентация «Осенние праздники в русских традициях»

Славянские праздники на Руси испокон веков подчинялись природной системе, и каждый из них был не только обоснован с точки зрения языческой мифологии, но и напрямую связан с погодой и сменой времен года. Весь славянский календарь подчинялся этой системе, к примеру, зимние праздники – были святки , весенние и летние – масленица, Ивана Купала, а осенние славянские праздники занимали особое место в жизни каждого славянина. И одним из таких праздников было 9 сентября – праздник Осенины . Вообще осенний период у древних славян считается одним из самых важных с точки зрения поклонению богам, так как он сопровождается большим количеством разнообразных обрядово-ритуальных действий. Это было связано с окончанием сбора урожая и завершением подготовки к зимнему периоду, люди радовались результатам своей тяжелой работы и благодарили богов за свою милость. Наши предки, особенно земледельцы, считали началом нового года не привычный для современного человека январь, а сентябрь месяц, когда происходил сбор урожая. В течение этого осеннего месяца древние славяне отмечали сразу восемь очень важных праздников . Каждый из них имеет свой скрытый сакральный смысл, но в то же время связан между собой. С первой недели осени начиналось празднование и чествование богини Макоши, далее 8 -9 сентября посвящались молениям наиболее почитаемых богов Рода и Рожаницы, а 9 сентября становилось народным празднованием Осенин – праздником урожая . В эти дни наши предки не просто прославляли своих богов, но и подносили дары, дабы задобрить их на весь будущий год. Так же по некоторым данным Осенины отмечались (14, 21 и 27)

Публикации по теме:

«Формирование представлений у дошкольников о русских традициях посредством народной культуры» (из опыта работы воспитателя Муниципального.

Презентация «Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей» Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск возрождения России особенно актуально, так как общество и.

Презентация «Интерактивная викторина на знание русских сказок» ВИКТОРИНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПО АНАЛОГУ ТЕЛЕ-ИГРЫ "СВОЯ ИГРА". ЦЕЛЬ: Воспитание у детей любви к русским народным сказкам. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов - классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».

Народные посиделки с родителями и детьми «Чаепитие в русских традициях» Муниципальное образование Ханты – Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск муниципальное бюджетное дошкольное.