В каком веке появилась обувь. История возникновения обуви. Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона

06.03.2019

Приобретение новой пары обуви считается одним из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид, удобство колодки и качество подгонки обуви, редко задумываемся об истории происхождения обуви. Многообразие моделей и фасонов обуви отражает богатую и долгую историю «приземленного» предмета гардероба. Первые свидетельства о прототипах обуви относятся к доисторическим временам и насчитывают не одно тысячелетие.

Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, считает, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Ученый проанализировал особенности скелета людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться форма стопы. Возможно, это происходило из-за ношения тесной обуви.

С резким похолоданием и развитием первых цивилизаций, древние люди начали одеваться в шкуры животных и обматывать ноги кожей. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленные изнутри сухой травой, а для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Но до наших дней древняя обувь со стельками из сена не сохранилась.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни древние египтяне защищали ноги от горячего песка обувью, похожей на сандалии. Вся обувь шилась по одному лекалу без учета естественного изгиба стопы. Подошва обуви изготовлялась из пальмовых листьев или папируса, а крепилась к ступне кожаными ремешками. Богатые египтяне украшали ремешки сандалий изысканной декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Также при археологических раскопках найдена египетская обувь, отдаленно напоминающая тапочки, с закрытым носом без задника.

Древняя Греция знаменита классическими сандалиями без каблука с высокой шнуровкой, благодаря богу - покровителю торговли Гермесу и его крылатым сандалиям. Законодательницами женской обувной моды считались греческие гетеры, которые могли посещать места скопления мужчин. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Это стало настоящей революцией в обувном производстве, так как началось разделение обуви на правый и левый, которые шились по двум разным лекалам - так появилась первая обувная пара.

Главным элементом щегольства были «крепиды» - сандалии в виде подошвы с бортиком и задником, на котором ремешки переплетались до щиколотки, подчеркивавшие стройность ног. В VIII-II вв. до н.э. у греческих женщин большим спросом пользовались «эндромиды» - высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой, пальцы ног оставались открытыми. Также у гетер пользовались спросом высокие сапоги-чулки - персикаи.

Впервые обувь на высокой платформе - котурны, начали носить древнегреческие актеры театров во время представлений, чтобы увеличить свой рост и быть виднее публике.

В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, каждой социальной прослойке предназначалась своя форма обуви. Повседневная женская обувь была белого, а мужская - черного цвета. Только в особо торжественных случаях состоятельные жители Рима надевали пурпурные и алые туфли, украшенные жемчугом и вышивкой.

Патриции и плебеи носили solea - кожаные сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати прикреплялась к ноге четырьмя ремнями, а у плебеев крепилась одним ремешком.

Простолюдины носили calceus - туфли, закрывающие полностью ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Солдатам полагалось носить caligae - прочные башмаки, подбитые гвоздями, а актеры носили socci - специальные веревочные тапочки.

У древних евреев, несмотря на традицию снимать обувь в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить особое уважение, обувь отличалась разнообразием и высоким качеством. Для ее изготовления использовались кожа и шерсть, тростник и дерево. В обувном гардеробе состоятельных городских жителей помимо сандалий и башмаков, были туфли и сапоги. Первая обувь на каблуках появилась в Древнем Израиле. В каблуки дорогой обуви вставлялись флаконы с благовониям.

В экипировке древних ассирийских воинов кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были высокие башмаки, отдаленно напоминающие современные ботинки.

У скифских племен - предков восточных славян, основным видом обуви были мягкие высокие сапоги, в которые заправлялись штаны. Сапоги обтягивали ногу, напоминая кожаный чулок. Обувь крепилась к ноге ремнями, охватывающими ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. Верхняя часть чулка выправлялась наружу поверх сапога, и расшивалась полосками орнамента из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен - так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха, кожи и цветного войлока. Обувь выглядела несколько своеобразно, была похожа на современные унты, древние прозвали такую обувь «скифской».

Женщины в скифских племенах носили невысокие полусапожки, которые надевались на войлочный чулок, окантованный красной тесьмой. Женские полусапожки изготовлялись из тонкой кожи красного цвета и были богато орнаментированы узорами. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы - для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить.

Богатая отделка подошв скифской обуви удивляет историков - у степных народов Азии при обычае сидеть, сложив ноги пятками наружу, тоже надевали обувь с такими украшениями.

Средневековая Европа отличалась необыкновенной вычурностью нарядов и обуви. Она отвергла открытую обувь, которую было не принято носить в высшем свете, отдав предпочтение закрытым туфлям с длинными, загнутыми вверх носами. По моде того времени, кончик носка украшался колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только закрытую обувь.

В XIV веке по длине носка обуви судили о состоятельности и знатности владельца. Обувь князей была на три сантиметра длиннее стопы, сапоги баронов - на два сантиметра, а туфли рядовых дворян - на полтора сантиметра длиннее естественного размера ноги. Ходить в длинной обуви было крайне неудобно, поэтому чтобы не спотыкаться, носки обуви загибали вверх, а для надежности их приматывали к ноге бечевкой или кожаным шнурком.

По мнению историков, самой древней обувью на территории России считаются поршни (постолы) - башмаки, которые сделаны из мягкой кожи. Факты из истории обуви в России подтверждают, что богатые и знатные женщины и мужчины носили мягкие сафьяновые сапожки, яркие, украшенные богатыми деталями. Бедные люди носили сапоги из грубой кожи, лыковые лапти с онучами - современные портянки и оборами - завязками.

Невероятное облегчение принес европейцам XV век, когда обувь с длинными узкими носками сменилась на широкие короткие туфли. Она имела массивные носки и слишком легкий задник, который при ходьбе норовил соскользнуть с ноги, поэтому туфли фиксировали на подъеме стопы тканевыми или кожаными завязками. Для большей изящности туфель, обувщики прибивали к ним деревянные каблуки, а на носках делали разрезы, через которые становилась видна тканевая обувная подкладка.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части обуви, сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Особой изящностью отличалась обувная мода XVI века: каблуки были достаточно высоки и отделаны кожей, а голенища сапог были настолько длинными, что доходили до середины бедра. Такая обувь была особенно удобна для верховой езды и для охоты - основных развлечений европейской знати.

Женская обувь была ничем не примечательна, приличия категорически не позволяли дамам демонстрировать даже носки своих туфель на публике, не говоря уже о щиколотках. Зато обувная мода была исключительно мужской прерогативой, мужчины щеголяли в роскошной обуви - в ботиночках на высоких красных каблуках. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

Период конца XVII - начало XVIII веков можно назвать ренессансом женской обуви. В истории одежды произошло значимое событие для развития обувного дела: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи на изящных каблучках, позаимствованных у мужчин. Когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, а с укорачиванием юбки высота подошв увеличивалась. Светским дамам стало дозволено демонстрировать изящную и богато украшенную обувь, которую они охотно выставляли напоказ. Туфли отшивали из яркой парчи и шелка, декорировали вышивкой и камнями.

Галантные кавалеры не упускали возможности щегольнуть обувью на высоких каблуках, расписанной лаковыми миниатюрами. В эпоху барокко и рококо мода на роскошные балы привела к вычурности обуви, к обильному украшению женской и мужской обуви тканевыми бантами, лентами и бисером. Обувь шили из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета.

Повседневная мужская обувь была чрезвычайно изысканна: для верховой езды по-прежнему были популярны ботфорты до середины бедра с голенищами-раструбами, которые подворачивались до колена, и квадратными носами. Непременный атрибут мужской обувной моды того времени - шпоры. Изначально они были предназначены для верховой езды, но в эту эпоху становится хорошим тоном носить ботфорты как аксессуар на балах и повседневной жизни.

Простолюдинам в европейских городах XVII - XVIII веков не было особого дела до роскошных бантов, шпор и гамашей - основной обувью для бедных жителей городов и деревень были сабо - грубые деревянные башмаки.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. В начале - середине XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. В женской и мужской обувной моде основной доминирующей моделью стали ботинки и полуботинки эргономичной формы с удобными застежками и шнуровками. Форма обуви становится более жесткой, самая модная модель - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.

В начале прошлого века российских башмачников называли «волчками» за то, что они тачали обувь в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей, как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали многие заграничные модники, чтобы заказать обувь.

XX век стал триумфальным для обувной моды: радикальное изменение стиля одежды вывело обувь на первый план и сделало ее важным элементом при создании модного образа. С точки зрения эргономики наблюдаются две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, женская и мужская обувь тяготеет к комфорту - это ярко проявляется в спортивной, полуспортивной и повседневной обуви. С другой стороны, «парадная» женская обувь экспериментирует с высотой каблука и формой колодки, временами приобретая гротескные и абсолютно не эргономичные формы.

Новаторство XX века состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после II Мировой войны дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Этот век стал революционным в истории производства обуви. На это повлияло разнообразие материалов и обувной фурнитуры для изготовления обуви.

В XXI век совершенствуются не только колодки, стельки и модели обуви, но и формы розничных продаж. Появляются обувные салоны-магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. Только сейчас обувь себе может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

В настоящее время в обувной промышленности используются натуральные и синтетические материалы. Использование искусственного сырья позволяет существенно снизить себестоимость обуви, а современные технологии позволили приблизить их свойства к характеристикам натуральных материалов. Для изготовления подошвы каблука, используются различные виды пластика, резина, дерево и кожа; обувная подкладка, в идеале, должна быть кожаной в демисезонной и зимней обуви - текстильной и меховой, но допустимо применение искусственных материалов. Верх обуви может быть изготовлен из кожи и ее разновидностей - замша, нубук, или искусственной кожи, резины, текстиля и пластика.

Согласно ГОСТу, по своему назначению обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую, комнатную, спортивную и обувь специального назначения. Список разновидностей обуви поражает воображение:

Ботинки, оксфорды, ботильоны и полуботинки;

Сапоги и полусапоги;

Калоши и галоши;

Туфли: голливудские, балетки, деленки, лодочки;

Сабо и мюли;

Мокасины;

Ботфорты;

Ковбойские сапоги и казаки;

Зимняя обувь: валенки, унты, угги, апрески;

Летняя открытая обувь: босоножки, сандалеты, сандалии, котурны;

Вьетнамки, сланцы, шлепанцы;

Спортивная обувь: кеды, кроссовки, сникерсы, вибрамы, конверсы, эспадрильи;

Национальная обувь: лапти, черевики, ичиги;

Домашняя обувь: тапки, чувяки;

Ботфорты, кирзовые сапоги, калиги, берцы;

Детская обувь: гусарики, пинетки.

Современный человек не представляет себе жизни без обуви, являющейся необходимым предметом в гардеробе. Если изначально мужская обувь и женская просто спасала ноги от холодов или сильной жары, то в современном мире она стала неотъемлемой частью гардероба, на улице и дома, превратившись для некоторых в настоящий культ.

Стоит отметить, что изначально подобие обуви появилось в конце палеолитной эпохи. Глобальное похолодание повлекло за собой необходимость предкам людей укутываться в шкуры, спасаясь от холодов. Без внимания не остались и ноги, которые обматывались кусками кожи, с прокладыванием между ее прослойками высушенной травы, а чтобы обувь не спадала, ее привязывали с помощью лыка из коры деревьев.

Обувь социального значения

Позднее обувь начала свое триумфальное шествие во времена Древнего Египта. Именно здесь люди стали использовать сандалии, изготовленные из папирусных и пальмовых листов, имеющие кожаные крепления. Подобная обувь спасала от раскаленной поверхности, но использовалась исключительно для улицы. Впрочем, представители богатых сословий использовали свой вариант обуви, чем-то напоминающий закрытые тапочки.

Древние греки также носили сандалии, используя для их крепления шнуровку. При этом в Древней Греции были разработаны лекала, по которым изготавливали обувь для правой и левой ноги. Уже в то время мода начала брать свое, так как у женщин был свой вариант обуви – высокие сапоги – эндромиды, сшитые из кожи и имеющие переднюю шнуровку. Самые дорогостоящие сандалии были у гетер, которые всячески украшали их. Кстати, именно греки ввели моду на обувь с каблуком. Изначально высокий каблук применялся исключительно в практичных целях, чтобы зрители издалека могли видеть артистов на сцене.

Уже в Древнем Риме обувь, плотно вошедшая в обиход, стала предметом социального различия. Здесь каждое из сословий имело право носить свою обувь. Для плебеев использовались простые туфли с завязками и закрытыми носами. Обычное население носило сандалии, но у бедняков был один ремешок для крепления, а патриции могли позволить себе обувь с четырьмя ремешками. Древние греки носили черную обувь, а женщины носили белую. При этом в Древней Греции существовала еще и праздничный вариант обуви – красная, декорированная вышитыми узорами и драгоценностями. Свои модели были также у военных и артистов. Если первые использовали башмаки особой прочности, то творческие люди могли носить только тапочки с веревочными креплениями.

В древние времена особым спросом пользовалась обувь, изготовленная на территории древнего Израиля. Здесь в качестве материала использовали не только кожу, но и шерсть, дерево, делали обувь из тростника. Именно здесь было образовано первое производство различной обуви от сандалий до туфель, сапог на каблуке. Для того чтобы обувь не пропитывалась потом, мастера в каблуки помещали специальные емкости с различными ароматическими маслами.

Скифы предпочитали носить сапоги, изготовленные из меховых и кожаных кусочков. Такая обувь имела свой узор и украшалась различными предметами, от цветного войлока до бисера. При этом обязательной составляющей сапог служили войлочные чулки. А штаны забирались вовнутрь голенища сапог, чтобы все могли видеть красоту обуви.

Европейский обувной бум

Первой «ласточкой» моды на обувь в Средневековой Европе стали своеобразные туфли-пулены, которые имеющие очень длинные носы с бубенчиками. Носить их было весьма неудобно, но необходимо, потому что так приказал король Франции для всех представителей знати.

А вот модели ботинок с тупыми носами стали появляться только в 16 веке. Учитывая, что передняя часть такой обуви была значительно больше задней, ее необходимо было подвязывать в подъеме, чтобы не потерять при ходьбе. Увлечения охотой и поездками на лошадях ввели в моду специальные сапоги с завышенными голенищами – знаменитые ботфорты.

Стоит отметить, что в эти века именно мужчины могли похвастаться красотой свое обувки. Ведь женские туфельки, несмотря на свою изящность, скрывались под длиннополыми платьями и многочисленными юбками. Впрочем, уже в 17 веке ситуация изменилась, юбки стали короче, а интерес представительниц прекрасного пола к моделям обуви заметно вырос.

Позднее тканевые туфли сошли на нет, уступив обувной трон кожаным моделям, подтвердившим свою практичность. Ботинки стали шить для представителей обоих полов, используя шнуровку и застежки в качестве креплений. При этом все модели получили небольшой каблучок.

Еще одной обувной новинкой в Европе в Средние века стали модели из дерева. Они имели толстую подошву и крепления в виде специального металлического обруча. Такую обувь использовали представители знати, избегая излишней уличной грязи. А крестьяне надевали на ноги галоши, с кожаным верхом и деревянной подошвой, в которых было весьма комфортно бродить по горным тропам.

Армейская обувь

Во все времена для военных людей применялась особая обувь. Если в древности это были сандалии, имевшие крепления из ремней и подошву, прибитую гвоздями, в которой можно прошагать не одну тысячу километров, то позднее для армий стали использоваться сапоги, преимущественно из красной кожи, чтобы не были видны раны.

Европейская мода затронула и армейский наряд. Так сапоги стали исключительно черного цвета и шились из особо прочного материала, обладающего удобством при носке. При этом сапоги имели высокие голенища. Уже в 20 веке на смену сапогам пришли ботинки со шнуровкой и синтетической подошвой, которая позволяет носить их длительное время.

Русская простота

Что касается русских предков, то здесь популярностью пользовались долгое время лапти, изготовленные из лыка различных пород деревьев. Зимой также использовались лапти, в которые подкладывали солому, а внизу подшивали конопляную веревку. Позднее на Руси стали появляться мягкие кожаные туфли и сапоги, но позволить их себе могли уже богатые сословия. Особой популярностью пользовались сафьяновые сапоги, сшитые из окрашенной кожи. Уже в середине 17 века в России появился первый завод по изготовлению таких сапог.

А вот истинно русская обувь – валенки стали новой тенденцией только в 19 веке. Для их изготовления применялась овечья шерсть. Стоили они дорого, поэтому в семье, как правило, было лишь по одной паре, которую носили все по очереди.

Обувная промышленность набирает обороты

Популярность различных моделей обуви росла из века в век. Мастера-одиночки уже не справлялись с количеством заказов, а государственные власти понимали, что обувь может приносить неплохой доход в казну. Поэтому в Европе уже в 18-19 веках стали появляться заводы по изготовлению обуви самых различных моделей. Массовое изготовление обуви на специализированных мануфактурах началось в 19 веке, тканевые модели исчезают, оставляя место изделиям из кожи.

Постепенно процесс становится автоматизированным, появляются специальные станки, что позволяет изготавливать до 500 пар каждому работнику за определенное время. Позднее этот объем вырастает до 3-5 тысяч пар.

Именно в начале 20-го века обувные мастера и заводы стали вновь задумываться о разнообразии. Это касалось женской обуви. Вновь стали делать модели из атласа, замши. На ботинках и сапогах стали появляться крючки и пуговицы для крепления, а затем и молнии. Первые обувные дизайнеры начали свою карьеру в 30-х годах прошлого века. Ими стали Феррагамо и Арпад, создававшие уникальные фасоны и оригинальные модели обуви.

Уже в 50-е годы 20-го века обувной мир получает каблук в виде шпильки и модели без каблуков, имеющих особую популярность для любителей энергичных танцев. А моду на обувь определяют лучшие французские и итальянские дизайнеры. Объем производства достигает нескольких тысяч моделей в месяц.

Современный обувной мир не стоит на месте. Дизайнеры и модельеры придумывают новые варианты колодок, используют необычные фасоны и предлагают уникальные модели на все случаи жизни. Обувь стала максимально доступной для людей самых разных социальных слоев. На рынке обуви представлены модели, как для эконом-класса, так и элитные изделия, имеющие дорогостоящее обрамление. Бутики, магазины активно соперничают с интернет салонами, а множество современных моделей обуви – это своеобразный взгляд на прошлое, на обувь, которую носили предки современного человека, получившую новую жизнь в современном мире.

Оцените новость

Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам - дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.

Первые сапоги

Прежде определимся - сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых - с высокой шнуровкой, обхватывающей голени - популярны по сей день.

Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог - ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью - древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.

Сапоги скифов

Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.

Средневековая обувь с высоким голенищем

Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида - кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.

Сапоги народов Древней Руси

Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца - носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.

Современные модели сапог

В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива - сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века - оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.

Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног.

Сандалии – старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи – тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке – такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.

Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация – это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.

А возьмите обычаи китайцев, и затем японских гейш. Они связывали ноги и ходили маленькими шажками, чтобы выработать определенную походку. Позже европейские женщины и мужчины стали связывать ноги скотчем и мучить их слишком тесной обувью. В исследовании, проведенном с начала 1990-х годов, сообщалось, что 88 процентов европейских женщин носили обувь, которая была им слишком мала!

Итак, не смотря на множество модных течений и стилей, наша обувная мода сегодня, по большому счету, всего лишь модернизированные стили прошлого.

Эпоха возрождения - история обуви

Хотя трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости.

Галоши на высокой платформе – изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом.

Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем.

Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.

Елизаветинской период 1560 - 1620 - история обуви

Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых.

Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх.

Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати.

Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать.

Всевозможные цвета использовали тогда для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи.

Женскую обувь можно было редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены.Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде.

Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.

Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей.

Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект.

Обувь, изготовленная в Америке, в основном была из кожи, но допускалось и использование шелка для женской обуви.

Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.

Эпоха революции 1775-1815 - история обуви

Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид.

Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было и в помине. Правые и левые туфли постепенно вытеснили традиционные прямые туфли, хотя женщины сопротивлялись этим переменам дольше, чем мужчины.

1815-1870 - история обуви

На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей.

В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.

Возможно, величайшим изобретением в мире моды были швейные машины, на которых стали прострачивать ткань с 1830-х по 1850-е годы. Заитем эти машины использовались для прошивки кожи на обуви, но чуть позже, в 1856 году, пионером этого производства стал Сингер (знаменитый Zinger). Все эти изобретения, в сочетании с новой идеей пошива готовой одежды, сделали обувь дешевле и доступнее, чем когда-либо раньше.

Первая мировая война и 40-е годы - история обуви

Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки – армейские бутсы считаются писком молодежной моды.

Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза – это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий.

Использовался также валяный сапог, в простонародье – валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды.

В гражданскую войну с 1919 года солдаты на Руси носили кожаные лапти. Они были полноправной частью обмундирования наравне с шинелью и головным убором. Эти кожаные лапти с набойками, каблуком и прочной кожаной подошвой были так удобны, что солдаты не перестали их носить даже после официального указа 1922 года, который официально предписывал бойцам лапти больше не надевать.

Пятидесятые годы - история обуви

У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.

Кожа, популярная во время войны, стала потихоньку заменяться новыми материалами синтетического происхождения. Еще в 1958 году женскую обувь стали изготовлять из кожзаменителя и тканей, а к концу 60-х годов подавляющее большинство обуви уже было сделано из другого материала, не кожаного.

60-е годы - история обуви

С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля.

Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины.

А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.

Семидесятые - история обуви

Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов.

С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» – сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными – их тогда носила вся страна.

Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели – сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они столи людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.

Восьмидесятые - история обуви

Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух – это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.

В нашей стране вернулась мода на высокие сапоги, уже основательно подзабытые. Модницы щеголяли в ботфортах и мини-юбках, а на плечики дамы надевали пиджаки с широченными плечами. Такая мода была скопрована со знаменитого тогда сериала «Даллас», где девушки ходили точно в такой одежде. К ней непременно прилагалась масса украшений – чем массивнее и разноцветнее, тем лучше. В них красовались по поводу и без.

Девяностые годы - история обуви

В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями.

Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка.

Экологичность стала очень важной темой в производстве обуви, и такие компании, как Timberland и Rockport, специально разрабатывали обувь для тех, кто хотел ходить только в натуральных материалах. Этот стиль до сих пор прослеживается на улицах и кампусах Северной Америки и Европы.

В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

К 1997 году производители от кутюр решили, что более женственным будет вернуться к модной модельной обуви. На подиумы вернулись сандалии, тонкие каблуки и каблуки средней высоты.

Обувь всегда была предметом многочисленных суеверий и мифов. Почти в каждой культуре с начала времен сложились суеверия, рассказывающие об обуви. Это продолжается и сегодня.

В Америке детскую обувь привязывают к задней части авто новобрачной пары. Даже на голливудской Аллее славы до сих пор продолжается этот обычай.

В Китае обувь ребенка должна быть украшена множеством жестоких и злых животных, например, тиграми. Животное должно защитить ребенка от злых духов.

В Америке также есть интересный обычай просверливать дырочку в подошве детской обуви, чтобы душа могла сбежать через нее от злых духов.

Вековой ритуал похорон в США предполагает хоронить пару обуви вместе с умершим. Хотя никто не знает происхождения этого обычая, возможно, он был придуман в надежде, что умершим будет удобно ходить в загробной жизни.

По китайскому обычаю жених в брачную ночь бросал красную обувь невесты на крышу в знак любви и гармонии.

Когда король умирает, весь народ Западной Африки под названием ашанти красит свои сандалии в черный цвет.

Японские воины - самураи - носили обувь из меха медведя, убежденные, что сила животного передастся владельцу.

В Европе обувь использовали как защиту для дома. Когда дом строился, обувь замуровывали в стену, чтобы отогнать злых духов. Много древних башмаков при сносе старых домов обнаруживают и сегодня.

Согласно исламской вере, верующие должны снимать обувь перед входом в мечеть.

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году