Любимый цвет и характер Вашего ребёнка (старше трёх лет). К чему снится погремушка. К чему снится молодеть

10.04.2019

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

по соннику Лоффа

Как объект ваших сновидений ребенок представляет собой нечто, требующее заботы и внимания. Здесь важно определить – исходит ли чувство ответственности от вас самих или оно навязано извне. Сон с участием ребенка может сниться женщинам детородного возраста как отражение заложенного в них инстинкта деторождения. У мужчин такие сны сигнализируют об определенной доле беспокойства, особенно для сексуально активных мужчин, которое, видимо, связано со страхом перед обязательствами отцовства.

Ребенок во сне

по соннику Нострадамуса

Ребенок – символ надежды, будущего. Если вам приснилось, что ребенка укусил зверь, то этот сон свидетельствует о том, что в будущем на Земле появится большое количество вампиров, которые в первую очередь будут представлять серьезную опасность для детей. Сновидцу такой сон пророчит встречу с Антихристом, который захочет сделать его своим учеником. Увидеть во сне беременного мужчину – знак того, что в будущем все-таки случится то, о чем говорят уже на протяжении многих лет, то есть мужчина забеременеет и родит ребенка. Возможно, это произойдет не без вмешательства темных сил, но этот факт прославит этого мужчину и его ребенка на весь мир. Если во сне вы увидели ребенка-инвалида, то такой сон предупреждает все человечество о той опасности, которую представляет наша загрязненная атмосфера. Сновидцу этот сон пророчит встречу с человеком, который будет очень сильно нуждаться в его помощи. Увидеть во сне грязного ребенка на руках падшей женщины – сон говорит о том, что Земля находится в очень большой опасности. В будущем СПИДом будет заражено небывалое количество людей, и человечество окажется на грани вымирания. Но когда будет казаться, что бедственное положение уже ничто не изменит, появится человек, который изобретет лекарство от этой страшной болезни. Если вам приснился ребенок, у которого нет конечностей, то такой сон свидетельствует о том, что Земля находится в реальной угрозе. Из-за того, что окружающая среда очень сильно загрязнена, на свет будет рождаться очень много детей с различными физическими недостатками, а также психическими отклонениями. Увидеть во сне здорового улыбающегося ребенка – счастливый знак. На Земле наконец-то наступит счастливое время, когда миром будет править любовь. Люди перестанут бояться войн, нищеты и голода, а потому народят на свет множество здоровых красивых детишек. Увидеть во сне ребенка, бегущего по земле, – означает обновление и символизирует новое человечество. Сон, в котором ребенок сжимает змею или убивает ее, предрекает, что человечество найдет способ предотвратить угрозу ядерной войны. Если во сне вы увидели себя ребенком – это знак того, что вы подошли к той жизненной черте, когда необходимо пересмотреть и изменить свою жизнь. Увидеть плачущего ребенка – подвергать опасности свое будущее. Искать во сне своего ребенка – пытаться обрести утерянную надежду. Видеть во сне ребенка, срывающего цветы, – означает духовное просветление. Держать во сне на руках младенца – пытаться найти выход из затруднительного положения.

Приснился ребенок

по соннику Миллера

Видеть во сне плачущих детей – к плохому здоровью и разочарованию. Веселый, чистый ребенок – это вознагражденная любовь и много хороших друзей. Ребенок, гуляющий один, – знак независимости и пренебрежения недостойными мнениями. Если женщина видит во сне, что она нянчит ребенка, – ее ждет обман от того, кому она больше всех доверяет. Плохой знак – видеть во сне, что вы берете на руки своего больного ребенка, если у него жар: этот сон предвещает душевное страдание и печаль.

К чему снится молодеть

по соннику Цветкова

ошибаться или обмануться; к неприятностям в связи с недавним знакомством; больным - к ухудшению.

Приснилась беременность

по соннику Миллера

Для женщины увидеть во сне, что она беременна, означает, что она будет несчастлива со своим мужем, а дети ее будут непривлекательны. Для девственницы подобный сон сулит позор и напасти. Если же спящая женщина и в самом деле беременна, то такой сон послужит прогнозом ее благополучного разрешения от бремени и скорого восстановления сил.

К чему снится беременность

по соннику Цветкова

Обман (для девушки); гордость, радость (для женщины); строить планы (для мужчины); увидеть беременную - неприятности; если родила (для девушки) - веселая жизнь; огорчение матери; для мужчины родить - завершение дел; сына - скорая прибыль, выигрыш; девочку - новые неожиданные отношения к счастью.

Увидеть во сне беременность

по соннику Лоффа

Беременность попадает в ваши сны двумя основными способами. Первый – это сны о себе, в период беременности, второй – ваша реальная беременность является «толчковым событием» и задает определенное его содержание. Любой человек может забеременеть в сновидении: такая возможность не ограничена ни половыми, ни возрастными препятствиями. Вообще говоря, беременность служит символом творчества, половой зрелости или богатства, Однако существует множество ситуаций, которые требуют дополнительного толкования. Если вы – мечтающая о беременности молодая женщина, в то же время не имеющая реального намерения забеременеть, такой сон может указывать на ваше пребывание в стадии первичного перехода к новой стадии самоанализа. Одним из архетипов по Юнгу является архетип родителя с превалирующим инстинктом сохранения рода. Видеть себя вовлеченным в деятельность в таком положении – значит наблюдать свой выход из стадии ребенка и переход на взрослый уровень. Если вы активны в сексуальном смысле, но не имеете намерений забеременеть, такой сон может быть гармоничным сопровождением вашего месячного цикла. В связи с таким сном могут возникнуть тревоги типа «а что если», которые требуют осмысления и разрешения. Мужчина, который во сне видит себя беременным, часто находится в ситуации, когда его мужественность или участие в воспроизводстве населения оказывается под вопросом. Такие сомнения часто приходят на ум мужчинам, которые видят себя менее активными в этом плане, нежели они хотели бы быть. Сон выступает в качестве компенсации, подчеркивая творческие стороны их личности. Беременные мужчины рожают не только детей, но и то, что каким-то образом оправдывает их миссию в этом мире. Факт беременности в реальной жизни может повлечь за собой разнообразные события в сновидениях. По своему характеру, эти события могут быть любыми: от самых жестоких до смехотворных. Это неудивительно, так как в реальной жизни беременность служит источником целого спектра ощущений – от волнения до эйфории. Другие типы снов, которые снятся во время беременности, могут иметь отношение к супружеской неверности, смерти партнера, хроническим проблемам со здоровьем, потере беременности вследствие несчастного случая или выкидыша, врожденным дефектам у ребенка, двойняшкам, тройняшкам, а также к повышенной плодовитости, где зачатия и вынашивания плода случаются чаще и вне зависимости от предохранения. Сны о неверности или смерти партнера часто возникают как ответная реакция на чувство незащищенности в связи с изменением во внешности или периодичности и характере сексуальных отношений в период беременности. Сны о хронических проблемах со здоровьем и дефектах ребенка принадлежат к категории отрицательного волеисполнения, а также это результат волнения, испытываемого женщинами в таком положении. Сны о множестве родов и повторных беременностях являются наиболее сложными. Иногда на определенной стадии беременность подавляет женщину. Это – следствие опасений по поводу способности должным образом справиться с ролью матери. Множественные беременности могут являться визуальным отображением этих страхов.

Значение сна про беременность

по соннику Фрейда

Если женщине приснилось, что она беременна, значит, в реальной жизни это событие не замедлит себя ждать. Для мужчины приснившаяся беременность означает, что он хотел бы иметь ребенка от своей партнерши.

К чему снится игрушка

по соннику Цветкова

обман; покупать - вести.

К чему снится младенец

по соннику Цветкова

к большому удивлению; нагой - к беде; очень красивый - завершение в личном.

К чему снится сын

по соннику Цветкова

умер - радостное событие; видеть мертвым - конец тревог; к хорошему в делах; видеть, как умирает, - к ссоре, тяжбе; воскресает- возвращение старых бед; для женщины - отношение с его отцом, мужем; если бездетная и не замужем - чувство, связь; для мужчины - возобновление отношений, дел, сам спящий; умер и хоронят, или потерялся (уехал) - разрыв с любимым или несчастье в семье.

Приснился сын

по соннику Миллера

Если у вас есть сын и вы увидите во сне его красивым и послушным – значит, у вас будет, чем гордиться, а стремиться Вы будете к высоким почестям. Если же вам приснится увечный или страдающий ребенок – значит, что вам следует опасаться какой-то беды. Если матери приснится, что ее сын упал на дно колодца, и она слышит оттуда его крик, – значит, ее ожидает много горя. Но если во сне ей удастся спасти сына – значит, угрожающая этим сном опасность будет тут же снята, и сон надо воспринять как побуждение к осмотрительности.

К чему снится кукла

по соннику Цветкова

странная зависимость; странные отношения.

Приснились дети

по соннику Миллера

Видеть во сне красивых детишек – предвещает необычайное процветание, счастье и благо. Для матери видеть во сне своего ребенка легко больным – означает, что у него всегда будет крепкое здоровье, но ее будут беспокоить другие мелкие неприятности, связанные с ним. Видеть, как дети работают или учатся, предвещает мир и благосостояние. Видеть во сне своего ребенка безнадежно больным или мертвым – означает, что у вас есть причины для страха, так как возникают ужасные угрозы его благополучию. Видеть во сне мертвого ребенка – к беспокойству и разочарованию в ближайшем будущем. Огорченные чем-то, плачущие дети – знак грядущих неприятностей, тревожных предчувствий, коварства и не доброты ваших мнимых приятелей. Играть и возиться с детьми – означает, что вы достигнете цели во всех коммерческих и любовных делах.

К чему снятся дети

по соннику Цветкова

целовать - спокойствие; бить детей - успехи; дурачатся - счастье в личном, в семье; собственные - могут означать глаза сновидца; чужие - новые возможности.

Увидеть во сне детей

по соннику Лоффа

Дети – образ, заслуживающий особого внимания, потому что он передает истинное отображение всех наших мыслей и переживаний. Дети всегда боятся того, чего стоит бояться; у них обостренное чувство справедливости, они четко разграничивают добро и зло; им также свойтвенно откровенное выражение своих чувств объектам как обожания, так и ненависти. Вам снится дружба с ребенком? Трактовка неоднозначна. Если этот ребенок существует в вашей реальной жизни, то это просто проецирование вашего желания. Если же ребенок незнаком вам, то, возможно, это вы сами в прошлом. Главный элемент толкования – как вы себя ведете и как связаны с этим ребенком. Если во сне вы становитесь родителем и видите своих собственных детей – вполне вероятно, что это обычное воплощение желания. Однако это может быть и указанием на то, что не ладятся отношения с вашими родителями или другими важными для вас людьми. Кроме того, видеть себя родителем означает потребность в реализации стремления оказывать на кого-то влияние. Например, отношения с кем-то из вашего окружения выходят из-под контроля, и вы хотите вернуть все на круги своя. А поскольку большинство из нас испытало на себе властное отношение родителей, мы, становясь взрослыми, можем совершать во сне то же самое. Еще один возможный вариант – это сон, в котором вы сами являетесь ребенком, в то время как другие проявляют свою авторитарность по отношению к вам и пытаются вас контролировать. К примеру, вам снится, что вы, как в детстве, играете на работе в переодевания, а все ваши коллеги – обычные взрослые люди. По отношению к реальности это может означать, что ваши коллеги авторитетнее вас.

К чему снится сон про детей

по соннику Ванги

Видеть во сне много детей – свидетельство того, что вам предстоит множество мелких проблем, каждая из которых потребует от вас дополнительного времени и усилий. Возможно, такой сон пророчит повышение уровня рождаемости на планете. Если во сне увидели себя ребенком, то в реальной жизни вы ведете себя не лучшим образом. Ваши детские выходки крайне неуместны и обижают окружающих вас людей. Увидеть во сне плачущих детей – сон предвещает мировую опасность. Наступят времена, когда мужчины уйдут на войну, женщины займутся несвойственными им делами, а дети прольют немало слез. Сновидцу такой сон пророчит беды от своих детей или детей близких родственников. Если приснились дети-инвалиды, то ваши пагубные привычки наносят вред не только вашему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Иногда такой сон пророчит экологическую катастрофу на планете. Если вы увидели во сне своих детей, то вам следует быть внимательнее в отношениях со своими домашними. Вполне возможно, что своими действиями и словами вы сильно обижаете их. Искать детей – дурное предзнаменование. Вам не удастся найти выход из сложившейся ситуации из-за ряда мелких неурядиц. Играть во сне с детьми – знак того, что в реальной жизни вы ищете работу по душе, но, несмотря на свои поиски, вам придется еще некоторое время провести на старой нелюбимой работе, которая лишает вас последних сил.

К чему снится дитя

по соннику Цветкова

знаешь чье - большое удивление; не знаешь чье - странная забота; грудное - благополучие; красивое - радость; нагое и испачканное, некрасивое - тяжба, заботы неожиданные.

Значение сна про эмбрион

по соннику Фрейда

Приснившийся эмбрион - для женщин это символ того, что возможна беременность. Если она нежелательна, то в ближайшее время нужно сделать все возможное для предохранения. Когда такой сон увидел мужчина, значит, его ждет сообщение о скором отцовстве.

К чему снится дочь

по соннику Цветкова

для отца - награда судьбы, признание, в зависимости от поведения дочери во сне; для матери - надежда; для мужчины - неожиданные дела; для женщины - неожиданность в личном, сама спящая; см. Рожать .

Приснилась дочь

по соннику Миллера

Видеть во сне свою дочь – означает, что какие-то неприятные события откроют вам путь к удовольствию и гармонии. Если во сне вы ощущаете ее небрежность по отношению к себе и недостаток заботы, то наяву вас ожидают неприятности.

Увидеть во сне сиротский приют

по соннику Лоффа

Как правило, такой сон символизирует пренебрежение, поиск места в жизни, возможность применить на деле силу своей благотворительности. В большинстве случаев смысл зависит от вашего положения в сценарии сновидения о приюте. Если вы, работник приюта, хотите усыновить ребенка из приюта или просто посещаете это заведение, то вы являетесь носителем мировой справедливости, и такое положение требует детального осмысления. Возможно, вы пытаетесь восстать и бороться с несправедливостью, хотите компенсировать несправедливость действий, которые вы совершили в реальной жизни. Если вы играете роль помещенного в приют ребенка, следует проанализировать и изучить природу ваших отношений с людьми в реальной жизни. Чувствуете ли вы принадлежность к этому миру или находитесь в постоянном поиске своего места в нем?

Значение сна про забеременеть

по соннику Фрейда

Если женщине приснилось, что она забеременела - в реальной жизни это сулит ей знакомство с новым поклонником, отношения с которым будут гораздо более продуктивными, нежели те, которые связывали ее с предыдущим партнером. Если вдруг такой сон приснился мужчине, то он сулит неприятности в отношениях с женщинами. Ваш теперешний союз может осложниться нежелательными последствиями.

Приснилась погремушка

по соннику Миллера

Видеть во сне, как ребенок играет своей погремушкой, – добрый знак, обещающий мир и лад в семье, а также честное и доходное предпринимательство. Девушке этот сон обещает раннее замужество, отмеченное нежной о ней заботой. Дать ребенку в руки погремушку означает неудачное помещение капитала.

К чему снится погремушка

по соннику Цветкова

ребенок играет - брак и скорые дети; известие, содержащее согласие на брак, свадьбу.

Приснилось усыновить

по соннику Миллера

Видеть во сне своего приемного ребенка или кого-то из приемных родителей означает, что вам будет сопутствовать большая удача и помощь посторонних вам людей. Видеть во сне, что вы или кто-то другой усыновляет ребенка, означает, что вам предстоит неудачная перемена места жительства.

Приснилась колыбель

по соннику Миллера

Видеть во сне колыбель с прекрасным ребенком в ней – предвещает процветание и привязанность к вам замечательных детишек. Качать своего ребенка в колыбели – означает серьезное заболевание кого-то из членов семьи. Для молодой женщины видеть во сне, что она качает колыбель, – зловещий знак падения, гибели. Ей следует остерегаться сплетен.

Увидеть во сне усыновление

по соннику Лоффа

Тема усыновления/удочерения часто появляется в периоды коренных жизненных изменений или кризисов. Усыновление/удочерение говорит об остром дефиците человеческого общения или о потребности в дополнительном общении. Подобные сны снятся накануне переездов, перемены места работы, перед свадьбой или в периоды неопределенности. Причем важно, кто вас усыновляет/ удочеряет и какие отношения у вас складываются с приемными родителями, чувствуете ли вы по этому поводу радость, беспокойство или неуверенность. Вот пример сна, который приснился двадцатичетырехлетнему молодому человеку накануне собственной свадьбы: «В окружении незнакомых людей я сижу за карточным, столом и играю в игру, правил которой не понимаю. Они пытаются научить меня, но не умеют говорить по-английски. Я поднимаюсь, чтобы уйти, но они ведут себя со мной, как с собственным сыном, и отвозят домой». Из-за несоответствия традиций вы можете чувствовать себя неловко в новой семье, но при этом ощущать искреннее расположение со стороны приемных родителей, что помогает вам преодолеть барьер новых отношений. Усыновлять/удочерять кого-то. В толковании такого сновидения важную роль играет пол видевшего сон. Как показывают клинические исследования, к бесплодию мужчины и женщины относятся с одинаковой степенью ответственности. Однако женщинам свойственно в отношении воспитания детей проявлять большее беспокойство, поэтому в критических ситуациях они пытаются выполнить свое предназначение продолжателя рода путем усыновления/удочерения ребенка. Для женщины важно понять роль внешних обстоятельств и статус ее Я в жизненном цикле. Были ли случаи бесплодия в вашем роду? Может быть, вы собираетесь забеременеть, но боитесь, что у вас ничего не получится. Факт усыновления/удочерения как для женщин, так и для мужчин может говорить о том, что вы видите себя кормильцем, опекуном. Люди все чаще и чаще видят свое предназначение в том, чтобы изменить жизнь другого человека к лучшему, поэтому поиск справедливости трансформируется в попытку помочь обездоленному. Если усыновление/удочерение вызывает у мужчины сомнения, то это сигнал тревоги по поводу мужской зрелости и соответствия общепринятым представлениям о настоящем мужчине. Кого вы усыновляете/удочеряете и почему? Возможно, новая связь или расставание вызывают у вас чувство неуверенности – и как раз оно-то и скрыто за вашими эмоциями. Испытываете ли вы необходимость в эмоциональной поддержке? Как остро ее вам не хватает? Или же вы чувствуете, что перед вами открываются новые горизонты?

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.


Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка .


Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.


  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.


Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.