Упражнения от стеснительности. Психастения. Приседания для ягодиц и ног

29.03.2019

Как часто в последнее время можно слышать о том, что кому-то поставлен диагноз «вегето-сосудистая дистония». Что же это за заболевание? Причиной является расстройство нейроэндокринной регуляции деятельности сердечнососудистой системы. К великому сожалению, симптомы заболевания многообразны. Сердцебиение, повышение или снижение артериального , бледность, потливость - это нарушения сердечнососудистой системы. Тошнота, отсутствие аппетита, трудности при глотании - сбои пищеварительной системы. Одышка, стеснение в груди - дыхательные нарушения. Все перечисленные расстройства - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативными системами. Но чаще всего дистония развивается при расстройстве сердечнососудистой деятельности. И способствуют этому нервно-психические истощения, острые и хронические инфекционные заболевания, недосыпания и переутомления.

Системные вегетативно-сосудистые дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу. Первый тип характеризуется небольшими и нечастыми подъемами артериального давления в пределах 140/90 мм рт. ст., быстрой утомляемостью, потливостью, учащением пульса и т. д.

Второй тип - гипотензивный. Артериальное давление характеризуется давлением 100/60 мм рт. ст., и в этом случае отмечаются головокружение, слабость, повышенная утомляемость, сонливость, склонность к обморочным состояниям.

Поскольку вегето-сосудистая дистония может наблюдаться в подростковом и юношеском возрастах, предупреждение этого заболевания надо начинать на ранних этапах. Это касается организации рационального режима труда и отдыха.

Вам поставили диагноз «вегето-сосудистая дистония»? Это не смертельно. Соблюдение всех назначений врача, режим, избежание психотравмирующих факторов благотворно влияют на процесс лечения. В одном ряду с медикаментозным лечением этого заболевания стоят и немедикаментозные: закаливающие процедуры, физиотерапия, бальнеотерапия, занятия некоторыми видами спорта, а также занятия физкультурой.

Очень хороший эффект достигается занятиями в бассейне. Но дозированная лечебная физкультура имеет не меньший эффект, поскольку повышает деятельность важнейших органов и систем, которые вовлечены в патологический процесс. Лечебная физкультура прекрасно повышает работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений при вегето-сосудистой дистонии

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны. Выполнять перекрестные движения прямыми руками перед собой. Повторять в течение 15-20 с. Следить за движениями рук. произвольное.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа. Руки вперед. Мах правой ногой к левой руке. Вернуться в исходное положение. Проделать то же левой ногой. Повторить 6-8 раз. Смотреть на мысок ноги. Мах выполняется быстро.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. В руках баскетбольный мяч. Мах ногой - достать мяч. Повторить каждой ногой 6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - лежа на спине. В поднятой правой руке - теннисный мяч. Делать круговые по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Вернуться в исходное положение. Повторить левой рукой. Смотреть на мяч. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Прямые ноги подняты слегка над полом. Делать перекрестные движения ногами, правая сверху, затем поменять ноги. Дыхание не задерживать. Смотреть на мысок ноги. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Махи прямыми ногами поочередно. Амплитуда- высокая. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 8. Исходное положение - сидя на полу. Махи ногами в стороны. Поочередно повторить 6-8 раз каждой ногой.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо до упора. Вернуться в исходное положение. Сделать то же самое левой ногой. Движения делать медленно. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Слегка приподнять правую ногу и в воздухе очертить круг по часовой стрелке, затем против. Исходное положение. Повторить то же левой ногой. Каждой ногой повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками - поднять обе ноги над полом и делать круговые движения в одну сторону, затем в другую. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 12. Исходное положение - стоя. В руках гимнастическая палка. Поднять палку над головой - прогнуться в пояснице - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки опущены, в руках гимнастическая палка. Присесть, палку поднять вверх над головой - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Руки в стороны - вдох, опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - то же. Поднять руки на уровне плеч, в стороны. Делать круговые движения руками. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 16. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Поднимать попеременно руки. Повторить 6-8 раз.

Специальные упражнения (выполняются в паре)

Упражнение 1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

Упражнение 2. Передача мяча партнеру со спины из-за головы. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить каждой рукой 7-8 раз.

Упражнение 4. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7-8 раз.

Упражнение 5. Ударить мяч с силой об пол. Дать ему отскочить и постараться поймать одной рукой, затем другой. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Броски теннисного мяча в стену с 5-8 м. Повторить 10-15 раз.

Упражнение 7. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной рукой с расстояния 3-5 м, затем двумя. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 8. Броски теннисного мяча по мишени. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на стуле. Опустить голову (приняв позу эмбриона) и спокойно, глубоко подышать.

ЛФК при парезах и параличах

Параличи и парезы - следствие повреждения спинного мозга, которые возникают при травмах позвоночника. Наиболее частой причиной травм позвоночника бывают компрессионные переломы тел позвонков. При этом происходит вклинивание задней поверхности тел позвонков в передний отдел спинного мозга, что приводит к его сдавлению без разрушения мозгового вещества или с разрушением, вплоть до полного анатомического перерыва в результате внедрения костных фрагментов в вещество мозга. В зависимости от зоны повреждения спинного мозга поражаются либо верхние конечности, либо и верхние, и нижние одновременно, с параличом дыхательной мускулатуры и анестезией всего тела. При своевременном устранении сдавления, в отличие от анатомического перерыва, эти явления обратимы.

Мы не ставим себе задачу рассказать обо всех этапах лечения параличей и парезов, поскольку книга не является пособием для врачей. Один из этапов лечения и восстановления здоровья таких больных - лечебная гимнастика, которая является достаточно эффективным средством в предупреждении атрофии, укреплении и развитии мышечного аппарата. Подход к лечебной гимнастике для данной категории больных должен быть дифференцированным и ориентирован непосредственно на степень компенсации больного, вид паралича и сроки травмы. В зависимости от тяжести случая это бывает на 3-5-12-й день после травмы. Первые занятия гимнастикой у больного с переломом позвоночника поясничной или грудной области состоят из легких движений головой, руками и ногами и в обучении правильному дыханию. Все движения должны проводиться без резкого мускульного напряжения.

При выполнении упражнений в парализованных конечностях должны использоваться некоторые облегчающие положения, а также различные приспособления.

Хотим отметить, что в ранний период болезни занятия должны проводиться только с инструктором, поскольку такие больные нуждаются в постоянной помощи медработника. Затем в хронической и резидуальной стадиях больной должен работать сам. Мобилизующая гимнастика способствует улучшению всех общефизиологических процессов, следовательно, противопоказаний для ее выполнения мы не видим. Эта гимнастика необходима больному на всех этапах реабилитации.

Комплекс упражнений для больных со спастическими парезами и параличами (острая стадия раннего периода травматической болезни спинного мозга)

Все упражнения выполняются лежа на спине.

Упражнение 1. Сильное втягивание воздуха с расширением грудной клетки. Продолжительный глубокий выдох. На выдохе живот втягивать, на вдох - выпячивать.

Упражнение 2. Сделать глубокий вдох, свести лопатки, расслабить лопатки - выдох.

Упражнение 3. Руки вдоль туловища. Скользить ладонями вдоль туловища вверх - вдох, вниз - выдох.

Упражнение 4. Вдох - руки согнуть в локтевых суставах, выдох - разогнуть.

Упражнение 5. Ноги раздвинуть в стороны - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Поднять прямую правую ногу - вдох, вернуться в исходное положение - выдох, то же самое повторить левой ногой.

Упражнение 7. Согнуть правую ногу в колене и потянуть ее в сторону груди - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. То же самое повторить с левой ногой.

Упражнение 8. Развести руки в стороны - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 9. Поднять руки вверх отвести за голову - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 10. Правую руку согнуть в локте, подтянуть к плечу, левая прямая - вдох, левую согнуть, потянуть к плечу, правую разогнуть - выдох.

Упражнение 11. Поднять правую ногу и начертить в воздухе ногой круг - вдох, вернуться в исходное положение, повторить все левой ногой.

Упражнение 12. Считаем пальцы рук. Большим пальцем перебирать пальцы и считать. Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение 13. Перебирать пальцами так, словно играем на пианино или работаем на пишущей машинке.

Упражнение 14. Упереться на предплечья и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Комплекс упражнений для больных с вялыми парезами и параличами (острая стадия раннего периода)

Упражнение 1. Поднять руки вверх- вдох, опустить - выдох.

Упражнение 2. Взять гантели. Сгибать и разгибать руки, держа гантели. Упражнение выполняется с усилием.

Упражнение 3. Поднять гантели, на вытянутых руках - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 4. Опереться на плечевые суставы и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 5. Поднимать и опускать ноги с помощью блока и тяги. Поднять ноги - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с помощью блока и тяги.

Упражнение 7. Поворот корпуса тела в правую сторону с закидыванием ноги за левую ногу. Затем поворот корпуса влево с закидыванием левой ноги за правую.

Упражнение 8. Опора на предплечья. Прогибаться в грудном отделе («мостик»).

Упражнение 9. Движения руками. Имитировать движения стиля плавания «брасс».

Упражнение 10. Движение руками - имитация бокса.

Упражнение 11. Движения ногами - имитация плавания на спине.

Упражнение 12. Поднять ногу и в воздухе очертить круг носком ноги. Поменять положение ног.

Упражнение 13. Одну руку положить на грудь, другую - на живот. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть.

Упражнение 14. В руках эспандер. Растягивать перед грудью. Растянуть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 15. Разводить и сводить локти заложенных за голову рук. Свести локти - вдох, развести - выдох.

Упражнение 16. Растягивать эспандер на вытянутых вперед руках.

Упражнение 17. Растягивать эспандер над головой.

Упражнения выполняются в медленном темпе. При плохом самочувствии не следует отменять занятия, необходимо просто снизить дозировку. Для выполнения пассивных упражнений используются блоки, гамачки, петли, для силовых упражнений - гантели, эспандеры. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, у ослабленных больных 10-12. Повтор упражнений от 3-4 раз до 5-7 раз.

ЛФК после перенесенного инсульта

Инсульт - это острое нарушение коронарного кровообращения. Это заболевание занимает третье место среди причин смертности. К сожалению, инсульт - очень тяжелое и крайне опасное сосудистое поражение центральной нервной системы. Вызвано оно нарушением мозгового кровообращения. Чаще других от этого заболевания страдают пожилые люди, хотя в последнее время эта болезнь стала настигать и молодых. Скачки артериального давления, избыточный вес, атеросклероз, переутомление, алкоголь и курение - все эти факторы могут вызвать спазм сосудов головного мозга.

Условно инсульт делится на инфаркт мозга и на кровоизлияние в мозг. Так, у молодых чаще всего бывает инфаркт мозга, т. е. геморрагический инсульт. Пожилых же настигает так называемый ишемический инсульт, который вызван нарушением кислородного обеспечения нервных клеток. Это заболевание отличается гораздо более тяжелым течением и более серьезными осложнениями.

Геморрагический инсульт - это осложнение гипертонической болезни. Возникает он, как правило, после напряженного трудового дня. Тошнота, рвота и сильная головная боль - первые признаки геморрагического инсульта. Симптомы возникают внезапно и стремительно нарастают. Изменяются речь, чувствительность и координация движений, пульс редкий и напряженный, возможно повышение температуры. Человек краснеет, выступает пот и возникает своего рода удар в голове. Потеря сознания - это уже инсульт. Из разорвавшегося сосуда кровь попадает в мозговую ткань, что чревато летальным исходом.

Внешние признаки геморрагического инсульта: усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое и громкое дыхание. Иногда может начаться рвота. Глазные яблоки иногда начинают отклоняться в пораженную сторону. Возможен паралич верхних и нижних конечностей на противоположной стороне от зоны поражения.

Ишемический инсульт развивается не так стремительно. Недомогания, которые могут наблюдаться в этот период у больного, могут длиться несколько дней. Удар чаще всего бывает либо ночью, либо под утро. И если ишемия не вызвана тромбом или атеросклеротической бляшкой (эмболом), которые могут быть принесены с током крови, то начало заболевания проходит достаточно спокойно. Больной может не терять сознание и, почувствовав ухудшение здоровья, обратиться к врачу. Признаки «удара»: лицо бледное, пульс мягкий и умеренно учащенный. Однако вскоре может наступить паралич конечностей с какой-либо стороны, что зависит от области поражения мозга.

Несмотря на такое спокойствие, последствия достаточно тяжелы. Участок мозга, лишенный крови, погибает и не может выполнять свои функции. А это в зависимости от того, какая часть головного мозга затронута, приводит к нарушению речи и памяти, координации движений и параличу, узнавания и даже немоте. Больной либо говорит отдельными словами и фразами, либо становится полностью немым.

Опытный врач по тем или иным симптомам может точно сказать, какой участок мозга поражен от инсульта, что дает возможность предопределить течение заболевания и возможный прогноз. Он заключает в себе три варианта: благоприятный, средний и неблагополучный. Утраченные функции и способности восстанавливаются - это первый случай. Течение болезни осложняется присоединившимися хроническими заболеваниями, что ухудшает и затягивает течение болезни, - это второй вариант. Третий вариант, как правило, ничего хорошего не сулит. Поражается большая площадь головного мозга или у больного возникают повторные удары. Вероятность повторных ударов очень велика и достигает 70%. Самыми критическими сутками после первого удара считаются 3-й, 7-е и 10-е.

Срочная госпитализация в специализированное неврологическое отделение - непременное условие при инсульте, поскольку при геморрагическом инсульте необходимо срочно снизить артериальное давление и уменьшить отек мозга, а при ишемическом инсульте необходимо взять под контроль свертываемость крови.

Своевременное оказание медицинской помощи, внимание, связанное с общим уходом за больным, занятия лечебно-восстановительной гимнастикой - вот возможности вернуть больного к жизни. Не последнюю роль в победе инсульта играет осознание больным своего теперешнего состояния. Отрицательные эмоции не пойдут на пользу и могут привести к повторному удару, поэтому сосредоточьтесь на восстановлении здоровья. Ваша цель - вернуть подвижность конечностям. Все в совокупности поможет вам восстановить здоровье.

Является важным действенным методом реабилитации, поскольку воздействует на различные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную. Она также является эффективным методом в восстановительном периоде.

Лечебная гимнастика при инсульте - это, собственно, физические упражнения, воздействующие на двигательные и чувствительные функции. Не последнее место в реабилитации занимает дыхательная гимнастика. Ее задачи - улучшение легочной вентиляции и тренировка внешнего дыхания.

Дыхательная гимнастика проводится по 3-6 мин 8-12 раз в сутки. Необходимо глубоко и равномерно дышать. Если есть мокрота, ее нужно обязательно откашливать. Дыхательные упражнения применяются с удлиненным вдохом и выдохом (диафрагмальное дыхание).

В двигательный комплекс упражнений включаются упражнения для мелких и средних мышечных групп рук и ног, а также движения в плечевом поясе. При тяжелых нарушениях сердечнососудистой системы и неустойчивом артериальном давлении, а также аритмиях, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, не рекомендуется активная дыхательная гимнастика.

На ранних периодах болезни и при недостаточной активности больного используются пассивные дыхательные упражнения, которые осуществляет инструктор лечебной физкультуры.

Инструктор стоит сбоку от больного. Его руки расположены на грудной клетке больного, во время выдоха пациента он вибрирующим движением начинает сдавливать ему грудную клетку и подстраивается под дыхание больного, тем самым активизирует выдох. Степень воздействия на грудную клетку усиливается с каждым выдохом. Через каждые 2-3 дыхательных движения положение рук медработника на теле больного меняется. Это позволяет усилить раздражение дыхательного аппарата. Руки попеременно располагаются на различных участках грудной клетки и живота. Количество форсированных дыхательных упражнений составляет 6-7, потом больной совершает 4-5 обычных циклов. Затем вновь повторяется дыхательное упражнение. Для достижения большего эффекта от дыхательной гимнастики желательно ее проводить 5-6 раз в сутки. Продолжительность по времени 10-15 минут.

В более позднем периоде пациент принимает активное участие в выполнении дыхательных упражнений с сочетанием полупассивных и активных движений верхних и нижних конечностей. Для того чтобы правильно делать дыхательную гимнастику, ее надо контролировать. Руки нужно положить одну на грудь, другую на живот. Вдох делаем спокойно и плавно.

Комплекс дыхательной гимнастики для перенесших инсульт

Упражнение 1. Вдох сделать так, чтобы ощутить, как поднимается живот. Рука же, находящаяся на груди, должна оставаться неподвижной. Это говорит о том, что грудное дыхание отсутствует. Выдох делать полнее, так, чтобы живот как бы втянулся.

Упражнение 2. Вдох - грудная клетка поднялась, вместе с ней и рука. Живот не поднимается. Это говорит о том, что брюшного дыхания нет. Упражнение выполняется спокойно и медленно.

Упражнение 3. Вдох делать брюшным дыханием, а затем продолжать дышать грудью. Наполнить грудную клетку как бы до отказа. Выдох начинать животом, затем следует грудной выдох. Это упражнение называется «полное дыхание».

Упражнение 4. Делать вдох со значительным напряжением всех дыхательных мышц. Затем делать 2 спокойных вдоха и выдоха.

Упражнение 5. Повторить упражнение 4.

Освоив дыхательные упражнения, вы поможете себе и своему организму тем, что вы проводите своеобразную вентиляцию легких. Тем самым уменьшается вероятность возникновения пневмонии, застойных явлений в легких и бронхах.

При двигательном дефиците - парезе - необходимо начинать с упражнений в первую очередь на преодоление сопротивления движению. Благодаря регулярным занятиям пораженные конечности будут приобретать большую подвижность. При этом вы не только вернете подвижность конечностям, но и укрепите их. Огромное психологическое значение для больного имеет возможность видеть, как с помощью простых, но целенаправленных и обдуманных приемов достигается желаемый эффект при малой затрате сил.

Примерный комплекс упражнений на преодоление сопротивления

Упражнение 1. Здоровой рукой - большим и указательным пальцем - сжать кисть другой руки. По команде инструктора делать ступенчатые усилия «слабо, чуть сильнее, еще, совсем сильно, максимально».

Упражнение 2. Затем постепенно обучать больного удерживать ломтик хлеба, расческу и другие мелкие бытовые предметы.

Упражнение 3. Вращение телефонного диска, взбивание мыльной пены, помешивание ложкой в стакане приближают больного к выполнению знакомых и важных навыков.

Кроме таких упражнений, желательно под присмотром и с помощью инструктора выполнять двигательные упражнения.

Примерный комплекс двигательных упражнений

Все упражнения выполняются из положения лежа.

Упражнение 1. Движение кистями рук, не отрывая руки от постели. Поднять кисть, опустить кисть. Если больной рукой невозможно выполнять движения, то требуется помощь инструктора. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Круговые движения кистями. Выполнение упражнения проводится в медленном темпе.

Упражнение 3. Лежа сгибать и разгибать пальцы ног. Стараться делать это последовательно, т. е. сгибание начинать от мизинца. При разгибании пальцы стараться растопырить (полезна помощь инструктора или родственников).

Упражнение 4. Стопы ног тянуть на себя. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Поворачивать стопы в стороны: влево - вернуться в исходное положение, затем вправо, и наоборот.

Упражнение 6. Не отрывая голову от подушки, поворачивать ее вправо и влево. Амплитуда движения зависит от степени поражения.

Упражнение 7. Лежа на постели, кисти рук положить ладонями вверх. Сгибать пальцы рук, стараясь сделать кулачок. Сжать, разжать.

Упражнение 8. Кисти рук лежат на постели. Пальцы сомкнуты. Развести пальцы, свести пальцы.

Упражнение 9. Кисти рук лежат на постели. Сводить пальцы в кулачок одной руки, вторая лежит спокойно. Потом поменять руки (на больной конечности движения помогают делать инструктор или родственники).

Упражнение 10. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе. Темп медленный.

Упражнение 11. В руку пациенту дать теннисный мяч. Сжимать мяч. Здоровой рукой делать больше повторов, больной рукой - по возможности.

Простые и привычные для нас бытовые действия достаточно сложны для больного. Самый трудный период - ранние стадии восстановления. Но для того, чтобы больной обучился, ему требуется помощь не только медицинского персонала, но и активная помощь родственников.

Поскольку нарушена координация движений, среди упражнений на повышение согласованности действий между двумя и более мышечными группами должны быть упражнения на тренировку равновесия в положении стоя и при ходьбе. При небольших и средних поражениях в вертикальное положение больных переводят с 5-7-го дня.

Как только больной был поставлен на ноги, нужно приступать к обучению правильной ходьбе. Для этого его обучают сгибать голень. Методист сидит рядом с больным на скамеечке и помогает ему фиксировать бедро, создает для него упор. Как только больной овладел этим, его обучают вынесению бедра вперед с одновременным разгибанием голени при тыльном сгибании стопы.

В этот же период больного обучают меткости и согласованности действий руками.

Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки

Упражнение 1. Укол иголкой. Повторить 6-8 раз одной рукой, затем другой (если больной не в состоянии захватить иголку пораженной рукой, необходима помощь инструктора или родственников).

Упражнение 2. Дать пациенту ножницы. По команде он должен переложить их из руки в руку. Темп медленный.

Упражнение 3. У пациента в руках ручка. По команде инструктора он должен попытаться зафиксировать положение ручки, как для письма.

Упражнение 4. Больной складывает ладони лодочкой. Инструктор слегка кидает ему теннисный мяч. Пациент старается передать мяч инструктору больной рукой (если не получается, мяч передается здоровой).

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на кровати. Согнуть одну ногу в колене, затем другую.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на кровати. Ноги не отрывать от пола, поднять носки, опустить. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на кровати. Руки согнуть в локтях, разогнуть. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях (с упором локтей на постель). Поворот сомкнутых кистей к себе ладонью, от себя. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в таком же положении, как и в предыдущем упражнении. Делаем кулачок одной рукой, затем другой. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 10. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в положении упражнения 8. Кисти рук согнуть (изобразить «уточку»). Повернуть кисти рук от себя, к себе. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - лежа. Руки в положении упражнения 8. Делать круговые движения руками. Локти неподвижны, упираются в кровать.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа. Ноги согнуть в коленях. Руки вдоль туловища. Одну ногу положить на согнутое колено другой ноги. Сгибать и разгибать голень «висящей» ноги. Повторить 3-4 раза. Затем менять положение ног.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор подкатывает мяч к ноге пациента. Он должен оттолкнуть его от себя.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор кладет спичечный коробок на пол перед пациентом. Поднять ногу чуть выше коробка и как бы перешагнуть через него. Выполнять одной ногой, затем менять положение ног.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на кровати. Пациент перекатывает круглый брусок стопой ноги.

Двигательные навыки самообслуживания - это одна из важнейших задач в реабилитации. Поэтому им необходимо обучать больного с помощью упражнений специального характера. Эффективность достигается последовательностью упражнений, переходя от простых к сложным и постепенно наращивая нагрузки.

Очень эффективными в реабилитации больного являются детские игры с мячом, где присутствуют упражнений с отскоком мяча от стены, от пола, броски вверх и элементы футбола. Все эти упражнения помогают восстановить движения в суставах и силу мышц.

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле или кровати. Руки на коленях. Наклоны головы вперед и назад. Движения нерезкие. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Исходное положение - то же. Наклоны головы в стороны. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3. Исходное положение - то же. Поднять руки перед собой и потрясти кистями рук. Затем согнуть руки в локтях и потрясти ими.

Упражнение 4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты перед собой. Кулаки сжать, разжать. Пальцы раздвигать как можно шире. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Обхватить ногу под коленом и поднять ее с помощью рук. Повторить то же с другой ногой. Повтор 3-4 раза.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Вытянуть руки перед собой и слегка наклониться вперед. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуть в локтях, кисти положить на плечи. Потянуть локти друг на друга.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях. Ладони повернуты к лицу пациента. Опустить руки, ладони повернуть от себя. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа. Руки вдоль тела. Согнуть одну руку в локте и достать кистями рук плечо. Поменять положение рук. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стуле. Поднять ноги над полом и сделать перекрестные движения ногами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа на кровати. Стопу одной ноги тянуть на себя, вторую тянуть от себя. Повторить со сменой ног 3-4 раза.

Упражнение 13. Исходное положение - сидя на стуле. Руки на коленях. Наклонить туловище вправо, затем влево. При смене положения возвращаться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - сидя. Руки на поясе. Повернуться корпусом влево, вернуться в исходное положение, затем повернуться вправо. Повторить 4-6 раз.

Темп выполнения медленный. Если испытываете дискомфорт при выполнении, упражнение не выполняйте или выполняйте с меньшей амплитудой движений.

Буквально каждый человек встречался с этим состоянием, кто-то теоретически, а кто-то практически. Если рассматривать стресс с научной точки зрения – это своеобразная реакция человеческого организма на внешние раздражители.

Можно выделить как , так и отрицательные стороны этого состояния. Среди положительных можно отметить такие: у человека, организм которого испытывает стрессовую реакцию, возрастает вероятность выжить в опасной жизненной ситуации. Происходит это за счёт того, что головной мозг начинает функционировать быстрее, и ощущается вся полнота жизни.

Но отрицательные стороны берут верх. Поскольку стресс является негативной эмоцией, длительное пребывание организма в подобном состоянии становится опасным для здоровья. Появляются нарушения не только в здоровье, но и в жизни, в целом. Поэтому, если женщина или мужчина оказывается в подобной ситуации, необходимо предпринимать меры, помогающие избавиться от стресса.

Упражнения для снятия стресса

Одним из эффективных является спорт, или просто физическая нагрузка. Это зависит от здоровья человека, его темперамента и некоторых других факторов.

Внимание! Выбор упражнений для преодоления стрессовой ситуации должны быть индивидуальными! Одному человеку достаточно будет легкой физической нагрузки, а другому нужно полноценное занятие спортом.

Существуют определённые виды упражнений, которые помогут избавиться от стрессовых ситуаций. Ознакомиться с ними можно ниже.

  • «Проблема». Выполняется в том случае, если стресс вызван некой проблемой. Выполняется следующим образом: человеку необходимо принять удобное положение, расслабиться и посмотреть на свою проблему со стороны. Постепенно представить свой дом, родных и близких людей, далее свой город, страну. А дальше рекомендуется пофантазировать более глобально, увидеть галактику, вселенную и всех людей, которые находятся внутри. На фоне всего этого проблема покажется совсем незначительной, а значит, работа со стрессом принесёт результат. Выполнять упражнение рекомендуется около пятнадцати минут.
  • «Мария Ивановна». Данное упражнение уместно, если у человека возник стресс из-за конфликтной ситуации на работе. Предлагается выполнить следующее: поставить себя на место своего коллеги или начальника, пройтись его походкой, имитировать жесты, которые присущи ему или ей. Представить себе домашнюю обстановку сотрудника, его возможные проблемы и переживания. После таких действий напряжение постепенно уйдет, а вместе с ним и стресс.
  • «Настроение». Такое упражнение помогает в борьбе со стрессом, если напряжение возникает вследствие конфликта, после которого остался неприятный осадок. Для выполнения этого упражнения понадобится белый листок бумаги и цветные фломастеры или карандаши. Человеку необходимо максимально расслабиться и левой рукой передать своё настроение в цветовой гамме. Но нужно не просто рисовать линии, фигуры, а оставлять все свои переживания, проблемы на листке бумаги. После того, как весь лист будет изрисован, нужно его перевернуть и десятью словами описать своё настроение. После этого – посмотреть на абстрактный рисунок, перечитать все слова и порвать листок. На это упражнение рекомендуется тратить двадцать минут.

Существует и дыхательная гимнастика, которая также помогает привести психологическое состояние человека в норму. К дыхательным упражнениям по снятию стресса относятся:

  • Вдох и выдох. Выполняется следующим образом: медленно делается вдох на счет 1-4, задерживается дыхание на несколько секунд, и под такой же счёт – выдох. Можно делать вечером, для лучшего сна. Выполняется пять-шесть раз.
  • Дыхание животом. Для этого упражнения сесть ровно, выпрямив спину, но не напрягаться. Затем сделать глубокий вдох, сначала наполняя воздухом живот, а потом грудь. На несколько секунд задержать дыхание и медленно выдыхать. Но теперь, наоборот, сначала выпустить воздух из груди, а затем из живота.

Физические упражнения для снятия стресса

Иногда бывает и такое, что человеку не достаточно дыхательных упражнений для избавления от стресса. Поэтому существуют физические упражнения, помогающие исключить состояние повышенного стресса из своей жизни. К таким упражнениям относятся следующие:

  1. Растягивание плеч. Человеку нужно стать прямо и положить на плечи руки. На вдохе локти рук поднимаются как можно выше, а голова опрокидывается назад. На выдохе – принимается исходное положение. Благодаря этому упражнению проходит напряжение в спине, плечах и шее.
  2. Тянемся к небу. Исходное положение – стать прямо, ноги поставить на ширине плеч. На вдохе человеку нужно тянуться вверх, как будто он пытается дотянуться до неба. На выдохе руки медленно опускаются, принимается исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
  3. Поза ребёнка. Для этого нужно сесть на пятки, а колени немного развести в стороны. Делая вдох, нужно поднять руки и потянуться вверх. На выдохе руки опускаются сначала на колени, а потом перед собой на пол, как можно дальше. В таком положение рекомендуется задержаться на несколько секунд, а затем принять исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.

Польза психологических упражнений

Если человеческий организм постоянно испытывает стресс, здоровье в психологическом плане также может дать сбой. – это первый враг женщины или мужчины, поскольку он мешает добиваться успеха, угнетает человека, вследствие чего наступает апатия.

Но и в этом случае можно избавиться от угнетающего состояния, выполнив некоторые психологические действия. В чём же заключается их польза? Когда человек находится в стрессовой ситуации, он делает непроизвольные движения, которые помогают ему успокоиться, например: ходит непрерывно по комнате, стучит пальцами по столу, вертит в руках ручку или другой предмет. Если эти автоматические упражнения превратить в идеомоторику, то есть осознанно выполнять те или иные действия, пользы будет гораздо больше. Связано это с тем, что управляемые движения непосредственно направлены на очаг возникновения психологического стресса. Среди таких упражнений можно выделить:

  • визуализацию – создание конкретных мыслей, образов, ощущений, переживаний;
  • мотивацию – упражнения, которые способны мотивировать и систематизировать;
  • восприятие – система методов, которые помогут сконцентрироваться и трезво оценить сложившуюся ситуацию, построить желаемую модель будущего.

Важно! Любое из упражнений нужно выполнять в полной тишине и спокойствии! Рекомендуется сконцентрироваться на проблеме, чтобы раз и навсегда от неё избавиться.

Полезной будет и . Это одно из важных условий для того, чтобы сохранить эмоциональное состояние. Способы профилактического контроля следующие:

  • относиться к возникающим ситуациям проще;
  • учиться позитивно мыслить;
  • избавляться от негативных эмоций;
  • смех – лучшая профилактика стресса;
  • физические упражнения;
  • релаксация;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • мечтать и фантазировать;
  • иногда – обращаться к психологу, если в этом есть необходимость.

В заключение

Итак, жизнь человека трудно вообразить без стрессовых ситуаций. Людям тяжело справиться с этим состоянием, особенно если нет поддержки со стороны близких.

Однако система упражнений, которая включает в себя психологические и физические методы борьбы со стрессом, поможет эффективно справиться с этим состоянием.

Стеснительность – это периодическое состояние психики, вызываемое сочетанием внешних факторов и внутреннего самоощущения, проявляется поведенческими реакциями и свойственно, как человеку, так и животным. Стеснительность включает в себя целый набор черт, которые в совокупности формируют данную черту характера. К ним относятся напряженность, боязливость, неуверенность на фоне отсутствия социальных и коммуникативных навыков, определенная степень неловкости при социальном общественном взаимодействии.

Причины стеснительности всегда лежат в стремлении спрятать свою истинную личность из-за взаимодействия, поэтому человек довольно аккуратен в своих высказываниях и проявлениях. Из-за такого стиля поведения стеснительность часто принимается за внутреннюю скромность, утонченность, сдержанность, светскость манер, но при этом она не является внешним отражением наличия данных качеств, это лишь маска, которая выглядит подобным образом.

Есть несколько категорий проявления стеснительности: внешняя (когда человек боится проявляться в обществе, придает сверхценное значение общественному мнению, подчиняет собственные мысли и действия оценкам окружающих и боится их осуждения) и внутренняя (когда человек стесняется себя перед самим собой, предпосылками к чему служит слишком сильное чувство , отсутствие адекватного самовосприятия и навыков справляться с психологическими проблемами).

Формируется стеснительность в ходе развития личности на самых ранних этапах. Этому могут служить примеры родителей и копирование модели взаимодействия с миром и реакций на него. Еще одним моментом, формирующим данные реакции, является процесс , который проходил травматично или обедненно, что послужило отсутствием сформированности необходимых социальных навыков.

Помимо внешних, существуют и внутренние причины стеснительности. К психологическим факторам относится серьезный , происходящий на подсознательных уровнях. Возникает внутренняя эмоциональная буря, часто вызываемая противоречивыми реакциями или желаниями, которые подавляются или же подавляется весь конфликт. При этом человек сознательно выбирает следовать правилам общества, которые заглушают его собственные – уровень напряжения растет, контакт с социумом находить все тяжелее. Стеснительность, вызванная подобными переживаниями сравнима с герметичным паровым котлом, который после определенной отметки давления взрывается. При этом человек уже вряд ли будет восприниматься, как стеснительный, а окружающих это повергнет в шок.

Также стеснительность вызывается нарушением обмена нейромидиаторов в головном мозгу и служит симптомом некоторых психологических патологий. Это состояние связано со слабостью нервной системы, гипертимными акцентуациями личности. Когда стеснительность обусловлена физиологическими показателями, обычно требуется медикаментозная терапия. При постоянно выраженном состоянии, а не ситуационной стеснительности рекомендуется психотерапия.

Что такое стеснительность

Стеснительность часто рассматривается, как удобное и позитивное качество со стороны управляющих социальных структур. Например, в школе учителю более удобно будет поведением стеснительного ребенка, чем самоуверенного сорванца. Точно такая же картина происходит на работе и даже в периодическом дружеском общении. Но выгодным и полезным данное качество является только для окружающих, ищущих собственную выгоду в контакте, для человека стеснительность является прямой дорогой к искусственно заниженной самооценке, повышенной и депрессивному состоянию. Именно поэтому заботливые родители ищут способы, как побороть стеснительность ребенка, а не как лучше ею воспользоваться.

Стеснительность не является врожденным качеством, все дети от рождения громко заявляют о себе, искренне проявляют желания и .

Стеснительность не является базовым состоянием, а относится к числу социальных эмоций и соответственно развивается в том возрасте, когда осваиваются социальные механизмы взаимодействия (обычно это происходит в возрасте от трех до семи лет). С одной стороны важное влияние оказывает поведение родителей и стиль воспитания: чем больше ребенка одергивают, указывают на недостатки, критикуют проявленную инициативу, тем с большей вероятностью будет сформирована стеснительность. При таком подходе формируется внешне ориентированная стеснительность, когда человеку стыдно за себя, свои поступки и мысли перед окружающими.

Помимо непосредственного влияния внешнего родители оказывают влияние своим примером, когда ребенок учится не на том, что ему было сказано, а на том, что он видит. Если родители ведут замкнутый образ жизни, при социальных контактах проявляют стеснительность, то у ребенка формируется внутренняя позиция, направленная на маскирование себя. В данном контексте можно говорить о внутренней ориентации стеснительности, стыде перед самим собой за себя же.

Оба варианта приводят к неумению выстраивать социальные контакты, из-за чего портятся отношения со сверстниками и стеснительность усугубляется. Получается замкнутый круг, где чтобы преодолеть стеснительность, необходимо проявить уверенность, для чего нужно преодолеть стеснительность.

Но также многие дети осваивают данный социальный механизм, как и множество других с позиции собственной выгоды. Чем больше позитивных изменений со стороны поведения значимых взрослых ребенок будет получать, стесняясь, тем больше данное качество личности будет закрепляться в ее структуре. Манипуляция взрослыми – это единственный способ воздействия ребенка на мир, так как прямая конфронтация ему пока не доступна. Если стесняясь брать конфету, малыш получает две, то в следующий раз несколько раз откажется не из учтивости, а с целью получить больше, причем так, чтобы взрослые считали это собственным решением. Во многих случаях обоснованность стеснительности низкой самооценкой не выдерживает никакой критик, поскольку эта линия поведения во многом является регулируемой и если человек перестанет получать выгоду, то меняется и способ взаимодействия.

Позиция жертвы, несчастного человека, принижение собственных возможностей всегда дает выгоду – такого человека пожалеют, выполнят за него работу, отдадут самый вкусный кусочек. Не будут предъявлять больших требований или будут выдавать несоразмерно большое вознаграждение за небольшие усилия.

Соответственно, прежде чем решаться избавляться от стеснительности или бороться с этим качеством у других, необходимо выяснить формирования подобной позиции. В случаях биологической обоснованности, человеку будет необходима поддержка и помощь, а в случае манипулятивного поведения наоборот, вручение полной ответственности и безапелляционный стиль общения.

Как избавиться от стеснительности

Если стеснительность обоснована психологическими моментами, то первым способом на пути решения данной проблемы, будет осознание ее наличия и собственного влияния на возникновение и развитие данной ситуации.

Стеснительность это черта характера, которая не является чем-то неизменным и постоянным, как и сила нервной системы – это особая модель реагирования, привычка, ставшая удобной, определенный стиль мышления. Точно так же, как человек подкрепляет развитие какого-либо способа реагирования, он может уменьшать его воздействие. Чтобы уменьшить количество таких проявлений, придется вспомнить, в какой именно момент было принято решение о пользе данного способа реагирования. Скорее всего это была обоснованная ситуация в детстве, когда только такая реакция могла быть успешной, но сейчас и личность стала более зрелой и ситуации происходят другие, соответственно нужны новые способы.

Как избавиться от стеснительности? Чтобы понимать, что с вами происходит в момент стеснения необходимо очень деликатно прислушиваться к себе. Отмечать какие еще чувства возникают в этот момент, что происходит с физическим ощущением (может появляться напряжение или ), как быстро развивается данное чувство и в каких ситуациях. Возможно, при данном детальном анализе у вас появятся детские воспоминания каких-то ситуаций, людей, фраз, характеристик в вашу сторону. Все это необходимо отмечать, чтобы потом иметь возможность изменить.

Далее, чтобы изменить собственные реакции необходимо изменить хотя бы одну из составляющих привычного реагирования. То есть если в привычной ситуации, когда вы начинаете стесняться, у вас учащается дыхание, то можно сознательным усилием дышать максимально медленно и глубоко. Если появляется неприятное чувство в районе груди, то его можно мысленно переместить в руки и стряхнуть. Когда в всплывают критикующие голоса, то вообразите сказанное мультяшными голосами. Чем больше моментов вы сможете сознательно изменить, тем более отличной будет ваша конечная реакция.

Кроме работы в непосредственной ситуации необходимо работать с внутренними убеждениями относительно самовосприятия и внутреннего ощущения ситуации. Это работает даже при вопросах, как побороть стеснительность ребенка.

Можно спортом и сменой имиджа, можно записаться в студию единомышленников или попросить специалистов выделить ваши сильные стороны и привлекательные черты. Чем больше вы развиваетесь, как в физическом, так и моральном плане, тем выше ваше позитивное самовосприятие. Также важно, какими людьми вы себя окружаете: чем меньше упрекающих и унижающих личностей, тем меньше у вас поводов постоянно пригибать голову в стеснении.

Можно поискать в своих координатах образ человека или героя, на которого вы хотели бы ровняться. С одной стороны это поможет выработать тактику достижения, научиться тому, что умеет этот человек. С другой стороны полезно проанализировать, откуда у вас именно этот эталонный образ и проверить насколько он ваш, поскольку часто внешние идеалы нам внушают еще в детстве, и они не имеют никакого отношения к личности, которую мы имеем на данный момент.

Когда пример выбран действительно вами и соответствует действительной ценностной и смысловой системе, попробуйте прожить день, как этот человек. От вас не требуется многого, только сыграть роль, примерить образ и почувствовать, каково находится в такой роли. Могут возникнуть ощущения, что в своей прежней жизни вам было комфортнее, а возможно вы почувствуете насколько легко проявлять уверенность и заявлять о себе.

Приготовьтесь к тому, что изменения займут много времени. Невозможно стесняться двадцать лет, а после одного упражнения проявлять сверхлидерские качества. Это будет ежедневная кропотливая работа, причем не только непосредственно с ощущениями в момент стеснения, но и с глобальным переживанием жизни и себя в ней.

Как побороть стеснительность и неуверенность в себе

Когда стеснительность тесно связана с неуверенностью, то действовать придется в направлении обеих проблем. Прежде чем выходить на огромную сцену, чтобы отработать собственную уверенность, необходимо чувствовать себя комфортно рядом со своими близкими. Для этого начинайте их радовать, делать приятные сюрпризы, причем, не ища для этого повода. Стремление улучшить жизнь окружающих является прекрасным поводом для установления контакта, а позитивные отклики, которые вы получите, обязательно поднимут настроение и веру в себя.

Занимайтесь спортом и физическими нагрузками. Это не только улучшит самочувствие за счет выработки эндорфинов, но также улучшит внешний вид и ту часть уверенности, которая связана с этим. Открывайте новое не только в области своих физических возможностей, но также и социальных контактов, ищите своих людей, с которыми будет комфортно и приятно. Возможностей для этого много даже в маленьком городке – и лучше иметь десять виртуальных друзей, которые понимают, ценят и поддерживают, чем тридцать находящихся физически рядом, но постоянно унижающих.

Ставьте себе большие цели и стройте планы – это важная часть развития уверенности и подавления стеснительности. Помните, что у каждой цели должен быть свой план осуществления и сроки реализации. Важно, чтобы в любой цели или оценки своих действий вы начали ориентироваться только на собственные желания и суждения. То, что говорят окружающие, не всегда является истиной, многая критика обоснована , а обесценивание ваших планов, целей, мечтаний ограниченностью . Только уровень собственной удовлетворенности должен быть ключом к пониманию в том ли направлении вы движетесь.

Фиксируйте свои успехи с помощью полученных грамот или фотографий, реально сделанных вещей. Даже если ваша цель была в улучшении собственного здоровья, то это можно отметить изменениями показателей обследования, улучшение физической формы фотографиями до начала занятий и после месяца тренировок. Это касается не только достижений в сфере развития, но также и в социальных контактах – фотографируйтесь с новыми друзьями, отмечайте месяц дружбы с интересным человеком. Чем больше вы сможете наблюдать результаты своего успеха, тем больше будет для дальнейшего движения вперед. Если этого не делать, то в силу особенностей восприятия, со временем хорошее стирается, а негативные моменты остаются в памяти и может сложиться ощущение, что жизнь не меняется.

Отдельное время уделите снятию мышечных блоков при помощи массажа, физических упражнений или сеансов телесно-ориентированной терапии. Это очень важный момент, поскольку любая стеснительность связана с контролем, который также блокирует тело и оставляет напряжение в мышцах. Чем более расслабленным будет становиться тело, тем легче станет взаимодействовать с миром, свободнее проявляться, как личности.

[свернуть]

Зажатость, скованность – нередкий спутник людей. В лёгкой форме она встречается даже у очень уверенных в себе личностей. Контролировать себя во всех ситуациях – удел немногих, и большинству известно неприятное чувство стеснения в определённых обстоятельствах. Оно быстро проходит, и часто на него можно и не обращать внимания.

Проблема социофобии

Речь далее не о мимолётных приступах зажатости . Наша цель – помочь тем, кто страдает от тяжёлых форм скованности. Вы узнаете, как избавиться от внутренних кандалов, мешающих дышать полной грудью. Чаще всего зажатость связана с социумом. Стеснительным людям сложно находиться в обществе, вне дома они испытывают постоянный дискомфорт.

Сухая и неумолимая статистика говорит, что каждый десятый подвержен социофобии . Таким людям приходится жить с перманентным чувством собственной неполноценности, связанным с мнением окружающих.

Их самооценка привязана к представлению о них другими людьми. Разумеется, в их понимании. Находясь в обществе, страдающие зажатостью нервничают, краснеют, сглатывают слюну. Нередко у них затруднено дыхание, сбивается речь. Воображение рисует им картину, в которой интерес общества в текущей ситуации направлен исключительно на них. Подобный интерес, вкупе с уверенностью в неспособности понравиться людям, вызывает приступ паники – тем больший, чем активней взаимодействие социофоба с обществом .

Прогулка в людном месте или поездка в общественном транспорте уже сопровождается волнением и зажатостью. Необходимость публичного выступления, выраженного в любой форме, пусть даже это поздравление на свадебном торжестве или оповещение водителя об остановке, требует от социофобов колоссальных усилий, чтобы сгладить внешние проявления скованности.

Об этой проблеме редко говорят. Человеку, зажатостью не страдающему, невдомёк, каково это. Что стоит прокричать водителю об остановке или, отстояв в очереди, прилюдно пообщаться с кассиром? Плёвое дело. Но только не для социофобов, болеющих зажатостью.

Причины скованности

Ноги проблемы растут из негативного опыта, чаще всего полученного в детстве . Неприятие родителями, одноклассниками, учителями редко приводит к формированию цельного характера и самодостаточной личности. Постоянная критика, которая выливается на ребёнка, почти всегда приводит к тому, что в обществе появляется ещё один зажатый социофоб.

Противостоять скованности ребёнку могло бы помочь повышение уверенности в себе, полученное извне. Но вместо этого он получает очередной ушат критики и оскорблений. Детям, не способным ещё на крепкий самоанализ и следование психотерапевтическим методикам, не избавиться самостоятельно от проблемы.

Так, пробираясь от походов по оживлённым улицам, вы сможете добраться до, к примеру, публичного выступления. Последний пункт поставлен в пример не зря, страх перед необходимостью выступать перед скоплением людей многие психологи считают одним из самых сильных, вплотную подобравшимся к страху смерти.

Преодолев зажатость во время освоения цицеронского ремесла, вы почти гарантированно перестанете страдать стеснением в остальных обстоятельствах. На это может уйти много времени, его количество зависит от вашей готовности побороть скованность. А готовность привязана к степени накала неуверенности. Практикуйтесь в лобовых атаках параллельно с освоением остальных пунктов.

Анализируйте и записывайте

Фиксируйте каждый момент, которому сопутствует зажатость . Так ваш список может пополниться другими ситуациями, которые обычно проглатывали. Вы должны узнать о себе как можно больше, увязывайте вновь открытые слабости с уже известными вам. Более того, присвойте каждой ситуации баллы, например, по десятибалльной шкале. Зная врага в лицо и его возможности, гораздо легче сражаться с ним.

Забудьте о прошлом

Используйте воспоминания для самоанализа, ройтесь в приятных моментах из прошлого, но не забивайте голову негативом, произошедшим когда-то. Было – сплыло, напоминая себе об обидах и неудачах, вы теряете настоящее и будущее.

С одной стороны, время целостно и все три его составляющие взаимосвязаны, но с другой, без конца ворошить отрицательное былое совершенно ни к чему. Обладая разумом, вы в состоянии прокопать ров между прошлым и будущим, и первое не сможет уже влиять на второе.

Стимулируйте позитив

Чтобы излучать уверенность, вовсе необязательно ею обладать. Давно известна взаимозависимость духовного с материальным. Как мысли материализуются, так и действия влияют на сознание. Зажатость неплохо лечится выработкой ровной осанки и лёгкой походки . Распрямите спину, поработайте над поступью, оденьтесь посвежей.

Кстати, один из — появление у мужчины безразличия к своему внешнему виду.

Поначалу зажатость никуда не денется, но в глазах окружающих вы станете намного более уверенным человеком. Осознавая это, вы начнёте воспринимать себя иначе. А новое самовосприятие, в свою очередь, будет продуцировать энергичность и вытеснять зажатость.

Работайте над речью

Зажатый человек в соответствующих ситуациях отличается невнятной, скованной речью. Она выдаёт в нём неуверенную личность и провоцирует новую порцию стеснения. Чтобы побороть зажатое произношение, начните тренироваться дома . Говорите много и вслух, но обязательно медленно. Читайте вслух книги, статьи.

Вам нужно выработать речь, адекватную мыслям. Последние тоже могут путаться в социальных ситуациях, и над ними нужно работать, но основные усилия прилагайте к физическим их проявлениям – речи.

Натренировавшись в «учебке», переходите к боевым ситуациям. Стартуйте с лёгких, вызывающих небольшое волнение. Достигнув уверенности в них, переходите к более сложным.

Избавиться от стеснения? Улыбайтесь

Улыбка творит чудеса. Она, как витамины для организма – сначала её влияние незаметно, но со временем её действие проявляется в укреплении иммунитета к различным неприятным обстоятельствам. Стесняетесь улыбаться в обществе без видимой остальным причины?

Улыбайтесь мысленно . Улыбайтесь едва заметно, так, чтобы лицевая мимика стала доброжелательней. Улыбка и благодушное лицо – верный признак уверенных личностей. Позитивный настрой меняет отношение окружающих к вам, и понимание этого – верный способ избавиться от скованности.

Волнуйтесь

Совет звучит как издевательство: вы и так зажаты, к чему подобные рекомендации? На самом деле совет заключается в том, чтобы позволить себе не беспокоиться о беспокойстве. Чувствуете зажатость? Зажимайтесь на здоровье, посмотрите – в результате вашей скованности мир не перевернулся, окружающие не закидали вас тухлыми яйцами. Взгляните зажатому состоянию в лицо. Вряд ли будет для вас откровением, но волнуются все, даже те, кому по долгу службы делать это не комильфо.

Лёгкое волнение – признак уважения к делу и людям. Совершенно не переживают в подобных ситуациях только прогнившие деятели, которым наплевать на социум. Ваше волнение, если вы социофоб, конечно, не назовёшь лёгким, но оно станет таковым, если не бежать от него и выполнять остальные рекомендации.

Мыслите позитивно

Вы уже составляли список «зажимающих» ситуаций. Не помешает и листинг с любыми, даже малейшими успехами и положительными чертами характера. Вы и так должны понимать, что вас есть, за что похвалить, но зафиксируйте это документально. В неблагоприятных ситуациях заглядывайте в шпаргалку, предъявляйте себе доказательства, что вы не асоциальный «верблюд».

Чтобы утвердиться в позитивном мышлении, используйте вербальные формулы. Регулярно повторяйте в утвердительной форме, что вы молодец , заслуживаете хорошего отношения, способны достигать успеха… Веру в себя нельзя получить во мгновение ока, но её можно насадить многократным повторением.

Примите чужое мнение

Даже самые компанейские, открытые и вообще хорошие люди нравятся не всем. Обязательно найдутся хейтеры, которые за спиной загнобят, высмеют, оплюют . Примите это как данность, и, уже осознав свою уникальность, просто не обращайте на это внимание. Вас не трогают физически, ну и ладно. Оставьте негатив, выплескиваемый на вас, на совести тех, кто на самом деле зажат своей глупостью и неполноценностью. Важно, чтобы не были зажаты вы.

Единственный способ избежать отрицания окружающими – сидеть дома и не высовываться, не попадать в социальные ситуации, провоцирующие зажатость. Но если вам нужна нормальная жизнь, примите чужое мнение, как имеющее право на существование, но не забывайте, что мнение имеется и у вас. Каким оно будет, зависит от ваших усилий.

Посетите тренинги

Возможно, чтобы избавиться от скованности и побороть зажатость, вам не помешают профильные групповые тренинги. В компании таких же, как и вы, неуверенных, страдающих зажатостью, людей намного проще выбивать из себя стеснение. Практикуя общение, вы раскрепоститесь и, выйдя за пределы, ставшей уже привычной, группы, вы увидите, насколько легче стало контактировать с обществом.

Ваше будущее (факт!) в ваших, пока ещё «зажатых» руках. Каким оно будет – социальным или «социофобным», теперь только от вас зависит. Вы получили массу инструментов – работайте. Если засучите рукава, зажатость обязательно отступит.

Страница 4 из 4

Видео: Йога от Невроза 1 укрепление нервной системы YOGA LIVE

Неврозы - это функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенное значение имеют также предрасположение к этому недугу и особенности нервной системы. Основные формы неврозов: неврастения, психастения и истерия.

Неврастения - это, по определению И. П. Павлова, ослабление процессов внутреннего торможения, что проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощения нервной системы. Для неврастении характерны быстрая утомляемость, раздражительность, возбудимость, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин.

Психастения встречается преимущественно у людей мыслительного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется развитием процессов застойного возбуждения (очаги патологической застойности, так называемые больные пункты). Человека одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, ожидание неприятности, боязнь темноты и т.д.). При психастении отмечаются частая нервозность, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. п.

Истерия - форма функционального расстройства нервной системы, сопровождающаяся разладом психических механизмов и как следствие нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов комплексное: создание благоприятных условий, медикаментозное физиолечение и психотерапия, лечебная физкультура.

Лечебная физкультура особенно показана при неврозах, так как она повышает силу нервных процессов, способствует их выравниванию, координирует функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.
Упражнения выбирают в зависимости от формы невроза.
При неврастении, например, лечебная физкультура направлена на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную борьбу со своим недугом.
Задачи лечебной физкультуры при психастении: повысить эмоциональный тонус и возбудить автоматические и эмоциональные реакции- при истерии - усилить процессы торможения в коре больших полушарий.
При всех формах неврозов важно отвлечься от тяжелых мыслей, выработать настойчивость, активность, вызывать у себя положительные эмоции.
Из-за повышенной обидчивости и эмоциональности человека в состоянии невроза в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений.
В первом периоде занятий их целесообразно проводить индивидуально. Применяют простые общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, не требующие напряженного внимания- выполняют их в медленном и среднем темпе. В дальнейшем в занятия можно включать упражнения с более сложной координацией движений. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно больше объяснять, больным психастенией - показывать.
При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания (например, просят поменять исходное положение). Так, при «параличе» руки используют упражнения с одним или несколькими мячами. При невольном включении «парализованной» руки в работу надо обязательно обращать на это внимание больного.
По мере овладения упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения на сохранение равновесия (на скамейке, бревне), а также лазанье, на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Ходьба, прогулки пешком, рыбная ловля также способствуют разгрузке нервной системы, снимают раздражение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Продолжительность занятий в первом периоде вначале 10-15 мин, а по мере адаптации - 35-45 мин. Если нагрузка переносится хорошо, то во втором периоде в занятия вводят упражнения, развивающие внимание, точность движений, координацию, ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата выполняют упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища, упражнения с внезапной перестройкой движений во время ходьбы, бега. Широко применяют подвижные игры, пешеходные прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, волейбол, теннис.

Видео: Лечебный успокаивающий аутотренинг. Врач психотерапевт А И Фролов ozdorov.ru

Неврастения

При неврастении лечебная гимнастика «тренирует» процесс активного торможения, восстанавливает и упорядочивает возбудительный процесс. Занятия лечебной физкультурой, помимо обязательной утренней гимнастики, следует проводить утром в течение 15-20 мин. Исходное положение - сидя. В первую неделю занятий общеразвивающие упражнения выполняют по 4-6 раз подряд, а дыхательные - по 3 раза. По мере освоения упражнений количество повторений увеличивается до 10 раз, а продолжительность занятий - до 30-40 мин.
Во время выполнения упражнений могут возникнуть болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышка) - это надо учитывать и регулировать нагрузку так, чтобы не уставать. Для этого надо прекратить занятие и немного отдохнуть. Упражнения должны быть разнообразными - тогда они не наскучат и вы не потеряете интерес к физкультуре.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Такая музыка может использоваться и как лечебный фактор.

Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Лечебная физкультура помогает вывести больного из угнетенного морально-психического состояния, отвлечь от тягостных мыслей, облегчить общение с людьми.
Рекомендуются упражнения эмоциональные, быстрые по темпу. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, темп ее - умеренный, переходящий к быстрому. Необходимо широко использовать игры, эстафеты, элементы соревнований, танцы.
В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности, пониженной самооценки, застенчивости советуют включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на сохранение равновесия, силовые упражнения.
Больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка. Важно понять, что упражнения помогут преодолеть чувство необоснованного страха.
Для повышения эмоционального тонуса применяют упражнения в парах, с преодолением сопротивления, игры- для подавления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, на сохранение равновесия, прыжки.
Чтобы возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус, надо ускорить темп движений: от 60 движений в 1 мин (это свойственный психастеникам медленный темп) до 120, затем от 70 до 130 и в последующем от 80 до 140. В заключительную часть занятий включают упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. После занятий лечебной гимнастикой должно возникать хорошее настроение.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Перед занятием надо подсчитать пульс.
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1-2 мин.
2. Ходьба по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1 мин.
3. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения, - от 60 до 120 раз в 1 мин.
5. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой - вдох- на счет 3-4 опустить через стороны - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение - руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 мин. Выполнять 20-30 с
7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой - вдох- на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнув. Повторить 3-4 раза.
8. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть - выдох- на счет 3-4 встать - вдох. Повторить 2-3 раза.
9. Исходное положение - стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки - выдох- на счет 2 подняться на носки - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Упражнения в парах на преодоление сопротивления:
а) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую выпрямляет. Повторить 3-4 раза-
б) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, присесть, (руки прямые), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза-
в) исходное положение - то же. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза-
г) и, п. - то же. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (танцевальный темп), затем разъединить руки и 3 раза хлопнуть в ладони. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
11. Исходное положение - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками, чтобы он ударился о стенку, и поймать. Повторить 5-6 раз.
12. Исходное положение - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения на снарядах:
а) пройти по скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза-
б) прыжки с гимнастической скамейки. Повторить 2-3 раза-
в) исходное положение - стоя у гимнастической стенки держась руками, вытянутыми вперед на уровне плеч, за концы рейки. Согнуть руки в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернутся в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 подняться на носки - вдох- на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. Исходное положение - то же. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После занятия снова подсчитать пульс.

Истерия

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения, плаксивостью и крикливостью.
Лечебная физкультура при истерии помогает избавиться от эмоциональной неустойчивости и «взрывов» раздражительности, повышает активность, усиливает сознательно-волевую деятельность, создает устойчивое спокойное настроение.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие (на разной площади опоры), танцевальные шаги под приятную мелодичную музыку, затем переходить к плавным танцам (вальс, медленный фокстрот). Темп замедленный. Необходимо спокойно, но точно выполнять все движения.
Первые занятия начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа - 140 движений в 1 мин и снижают его до 80, в последующем - со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.
Так называемое дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных движений для левой и правой руки, левой и правой ноги. Также включают силовые упражнения на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.