Выполнение распорядка дня в детском саду летом. Консультация для воспитателей ДОУ: «Режим дня, его значение в жизни и развитии ребенка. Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

14.02.2019

РЕФЕРАТ

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОО»

Подготовила: Пургина Дарья Викторовна

г. Новокузнецк

2018 г.

Введение …………………………………………………………………………….

раннего возраста в ДОО .

1.1. Понятие и значение режима дня……………………………………………3

1.2. Основные принципы построения режима дня в детском

саду………...4

1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду…………………….5

1.4. Правила проведения режимных процессов……………………………...9

1.5. Режим дня на примере МБ ДОУ “Детский сад

№76”............................10

Заключение ……………………………………………………………………….12

Список литературы ……………………………………………………………..13

Введение

Раннее детство - особый период становления органов и систем и,

прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не

только фиксированы наследственно, они развиваются в результате

взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это

происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается

максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все

дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать

основы для полноценного развития и здоровья детей.

Основа нормального развития и правильного воспитания маленького

ребенка - режим. Режим - это распределение во времени и определенная

последовательность в удовлетворении основных физиологических

потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а

также чередование различных видов деятельности во время его

бодрствования.

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую

продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех

гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и

самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует

нормальному функционированию организма, является основным условием

своевременного и правильного физического и нервно-психического развития,

бодрого настроения, спокойного поведения малыша.

В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления,

определенной их последовательности у ребенка вырабатывается

динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне

возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть,

гулять не вызывает у малыша возражений. Правильный ритм охраняет нервную

систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и

длительность бодрствования.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень

развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.

1. Режим дня как условие организации жизнедеятельности детей

раннего возраста в ДОО.

1.1. Понятие и значение режима дня.

Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование

бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся

ежедневно в определенной последовательности (В.И. Логинова).

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и

постоянство его основных элементов в течение определенного времени.

Рациональный режим строится на основе:

оптимального соотношения бодрствования и сна, во время

которого происходит перераспределение функций между участками коры

головного мозга, переработка полученной информации,

соотношения умственной и физической нагрузок, учета ритма

пищеварения.

(В.И. Логинова)

Значение режима в том, что он:

способствует нормальному функционированию внутренних

органов и физиологических систем организма,

обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка,

предохраняет нервную систему от переутомления,

создает благоприятные условия для своевременного развития,

формирует способность адаптироваться к новым условиям,

устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Отклонения в режиме сразу сказываются на самочувствии, а тем самым

и на поведении ребенка. Это объясняется рядом причин:

Растущий организм ребенка дошкольного возраста нуждается в

полноценном сне и регулярном питании, так как, кроме выполнения

энергетических затрат, израсходованных на ту или иную деятельность,

необходима дополнительная энергия, связанная с процессами роста и

развития.

Нервные клетки коры головного мозга ребенка не могут долго

находиться в деятельном состоянии. Генерализация нервных процессов,

которая у детей раннего возраста выражена особенно ярко, приводит к

быстрому истощению не только непосредственно действующих клеток, но и

всей коры в целом. Предел работоспособности нервных клеток головного мозга

ребенка значительно ниже, чем у взрослого.

Кора головного мозга в этот период активно формируется,

создается огромное количество условно рефлекторных связей, и это требует

дополнительных нервных затрат.

Ломка режима приводит к разладу в работе многих систем организма,

выводит его из состояния нервного равновесия: ребенок чувствует себя

уставшим, вялым или возбужденным, становится рассеянным и

невнимательным, у него пропадает аппетит, нарушается сон. Все это ослабляет

организм в целом, снижается его сопротивляемость к заболеваниям.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе

часто повторяющихся действий в определенное время и в определенной

последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее

целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками;

эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой,

более сложной деятельности.

Вместе с тем ребенку предоставляется широкая возможность

действовать самому. Это способствует развитию важнейших качеств личности:

самостоятельности, активности, инициативы.

Режим помогает воспитанию нравственных качеств и привычек: дети

приучаются к организованности, выполнению требований дисциплины.

Постепенно воспитывается умение укладываться в отведенное для разных

видов деятельности время.

Большое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог

А.С. Макаренко. Он считал, что режим - это средство воспитания; правильный

режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать

исключений.

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка

режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное

осуществление разнообразной деятельности, предохраняющий от

переутомления.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе

наступает через определенные промежутки времени и сопровождается

ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.

Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу,

поэтому она не вызывает переутомления.

В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с

гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на

высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития

детей высоки .

1.2. Основные принципы построения режима дня.

К основным принципам построения режима дня относятся:

Принцип соответствия возрастным психофизиологическим

особенностям дошкольника.Соответствие обуславливается удовлетворением

потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.

Принцип постоянства, последовательности и постепенности. Для

укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня

выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в ДОО, начиная с

раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и

постепенность в проведении режимных процессов.

Принцип организации режима дня с учетом теплого и холодного

периода года.

Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для

всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году

изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность

сна и бодрствования.

Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или

уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное

преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей.

1.3. Основные компоненты режима дня в детском саду.

К основным компонентам режима дня в детском саду относятся:

бодрствование;

прием пищи;

время прогулок.

Бодрствование.

Исследованиями (Н.М. Щелованов) установлены качественные

изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей

раннего возраста. Бодрствование - это деятельное состояние коры больших

полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном

взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования

определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее

существенную роль в поддержании активного бодрствования играют

зрительные впечатления, полученные из наблюдений за окружающим миром.

После этого необходимы отдых, сон. Чем младше ребенок, тем короче периоды

его бодрствования и чаще сон.

В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки;

они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через

организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,

коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их

интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор

которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от

контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы

дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно

предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,

тесто и пр.);

общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под

руководством взрослого;

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями

(ложка, совок, лопатка и пр.);

восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание

картинок;

двигательная активность

Требования СанПин к организации образовательной деятельности в

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность

непрерывной НОД не должна превышать 10 мин.

Допускается осуществлять образовательную деятельность в

первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут).

Допускается осуществлять образовательную деятельность на

игровой площадке во время прогулки.

В середине НОД статического характера проводятся

физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной

познавательной активности и умственного напряжения детей, следует

организовывать в первую половину дня.

Сон - жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные

клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их

работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние

раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств

(слух, зрение, осязание), снижением двигательной активности.

Бодрствование и сон - взаимосвязанные состояния нервной системы:

после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон

обеспечивает активное бодрствование.

При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает,

наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может

привести к невротическим расстройствам.

Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно

продолжительностью не менее 3 часов. Общая продолжительность суточного

сна для детей раннего возраста от 12 -14 ч.

При организации сна учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной,

шумные игры (эмоциональные, подвижные) исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем,

чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Групповую комнату перед сном проветривают со снижением

температуры воздуха в помещении на 3 - 5 градусов.

5. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в

спальне обязательно.

6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут

полежать, но не задерживать их в постели.

После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые

засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимают

последними, дают им возможность поспать подольше, но и не задерживают в

постели больше положенного времени.

Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей -

не более 15 мин., у малышей 20 - 25 мин.

Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для

воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития

самостоятельности.

Прогулка.

Продолжительность прогулки определяется дошкольной

образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом

детей домой.

Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости

ветра более 15 м/с для детей до 4 лет.

При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с

Прогулка состоит из следующих частей:

наблюдение,

подвижные игры,

труд на участке,

самостоятельная игровая деятельность детей,

индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут

сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться

сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными

навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем

требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они

выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее

планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с

отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы

развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным

явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации

интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить

внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям

образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые

работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были

заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто

много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует

спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в

помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно

складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм

и прическу в порядок и идут в группу.

Правила проведения прогулки:

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку

организовывается подгруппами, а продолжительность регулируется

индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными

условиями.

Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий - изменяется

и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если

в холодное время дети находились на занятии, требующем больших

умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести

подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки

было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений,

спокойных игр.

Прием пищи.

Очень важно установить правильную последовательность в

удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее

целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно

бодрствует и спит.

Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить

его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего

после сна. Когда малыш сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не

утомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для

активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его

обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного

и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища

усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если

процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий

и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.

При организации режима пребывания детей в дошкольных

образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием

пищи с интервалом 3 - 4часа.

Перед приемом пищи в группе должна быть создана спокойная

обстановка, чтобы малыши не были утомлены или возбуждены, чтобы у них

было хорошее настроение. Режим в детском саду строится с таким расчетом,

чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса

до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно

осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям, не

перегружать их впечатлениями.

Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно, необходимые

замечания во время еды делает тихо, в доброжелательной форме.

Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и

приступают к еде, не ожидая остальных.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил

мыть руки перед едой;

класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее

пережевывать;

рот и руки вытирать бумажной салфеткой;

после окончания еды полоскать рот.

4. Правила при проведении режимных процессов:

Полное и своевременное удовлетворение всех органических

потребностей детей (в сне, питании).

Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,

одежды, постели.

Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;

поощрение самостоятельности и активности.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных

процессов.

Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого

Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное

отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон

малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим дня в теплое время года

Режимные моменты

самостоятельная деятельность,

утренняя гимнастика

7.00 - 8.15

8.15 - 8.45

образовательной деятельности

8.45 - 9.00

ООД (физкультурное, музыкальное),

игры, досуг, кружки, индивидуальная

деятельность

9.00 - 9.10

(игры, наблюдения)

9.10 - 11.05

обеду, обед

11.05 - 12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00 - 15.00

15.00 - 15.30

Прогулка, (игры, наблюдения), игры,

досуг, индивидуальная работа,

совместная, самостоятельная

деятельность, возвращение с

прогулки

15.30 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.55 - 17.25

Подготовка к прогулке, прогулка,

прогулки

17.25 - 19.00

Уход домой

Режим дня

(составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО п.3.2.9)

Режимные моменты

Вторая группа раннего возраста

Утренний прием, осмотр детей, игры,

индивидуальная работа, совместная,

самостоятельная деятельность,

утренняя гимнастика

7.00 - 8.15

Подготовка к завтраку, завтрак

8.15 - 8.45

Игры, подготовка к организованной

образовательной деятельности

8.45 - 9.00

ООД (фронт., подгрупповая), игры,

досуг, кружки, индивидуальная

9.00 - 9.30

работа, совместная, самостоятельная

деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения)

9.55 - 11.05

Возвращение с прогулки, подготовка к

обеду, обед

11.05 - 12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00 - 15.00

Подъем, подготовка к полднику,

15.00 - 15.30

ООД, игры, досуг, кружки,

индивидуальная работа, совместная,

самостоятельная деятельность

15.30 - 16.10

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения), возвращение с

прогулки

16.10 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.55 - 17.25

Подготовка к прогулке, прогулка,

(игры, наблюдения), возвращение с

прогулки

17.25 - 19.00

Уход домой

Заключение.

Организация жизнедеятельности в ДОО, как и в любом коллективе, очень

важна, так как она напрямую связана с режимом и распорядком дня, что просто

необходимо для полноценного, гармоничного развития и психо-физического

здоровья детей раннего возраста. Период раннего детства - очень важный

период в развитии детей, который имеет ряд отличительных особенностей:

быстрый темп психического и физического развития;

увеличивается подвижность нервных процессов,

совершенствуется их уравновешенность;

организм лучше приспосабливается к условиям окружающей

ребенок овладевает основными жизненно важными движениями

(ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания;

овладевает родным языком, использует основные грамматические

осознает свою половую принадлежность;

испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах

со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет, что

находит выражение в самостоятельности и инициативности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3 лет, основными

симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость и

своеволие, бунт против окружающих. При правильном поведении взрослых

протекание кризиса можно смягчить, для этого нужно способствовать

возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении,

признании поддерживает уверенность в себе и в своих силах, в том, что он

хороший и его любят, конечно, и соблюдение рационального режима, как в

детском саду, так и дома является важным для нормальной жизнедеятельности

детей раннего возраста.

Список литературы.

«Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»:

Учебное пособие для медицинских училищ / ред. Н.М. Щелованов, Н.М.

Аксарина; Москва; 1955

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН

2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

организаций. С изменениями 04.04.2014.

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для

педагогов дошк. учреждений / ред. К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева;

Москва; 2002

«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие для студентов пед.

ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология» / ред. В.И. Логиновой, П.Г.

Саморуковой.; Москва; 1983

«Дошкольная педагогика»: Учебное пособие / ред. Т.М. Бабунова;

В данной статье родители смогут найти оптимальный режим дня для дошкольнив с учетом их возрастных особенностей. Следует обратить внимание на питание, сон, двигательную активность, умственную деятельность, прогулки для того, чтобы малышу было уомфортно в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ОРГНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ

(РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ)

Важное условие развития малыша - это организация распорядка, который соответствует его возрасту. Режим представляет собой распределение различной деятельности крохи равномерно на протяжении суток.

Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни. Его особенности будут отличаться по мере взросления крохи. Важно сделать так, чтобы режим дня, предусмотренный в детском саду, совпадал с домашним, поскольку в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой.
Распорядок дня состоит из таких видов деятельности:

Период отдыха и сна;
Прием пищи;
Прогулка;
Занятия и обучение.

Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам.
Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно.
Малыши до 5-6 лет крайне быстро адаптируются к установленному распорядку и нормально реагируют на него. Чем младше кроха, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;
2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.

Хорошая работоспособность;
Отсутствие переутомления;
Повышение сопротивляемости организма.


Режим дня может не выполняться строго. На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш кроха заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;
Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;
2. Второй завтрак;
3. Обед;
4. Полдник;
5. Ужин.

Размер порций должен соответствовать возрасту малыша. На второй завтрак и полдник идеально подойдут различные сезонные фрукты, выпечка и кондитерские изделия, молочные или кисломолочные продукты.

Никогда не делайте продолжительных интервалов между едой! К патологиям желудочно-кишечного тракта у дошкольников часто приводят:

1. Беспорядочное питание;
2. Длительные интервалы между приемами пищи;
3. Переедание;
4. Слишком частый прием пищи.


Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:

До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.

Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.

Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:

Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день и при любой погоде, кроме дождя или мороза. Малыши не мерзнут на улице из-за достаточной активности. Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания. Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;
Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;
Нормализуется дыхание;
Повышается устойчивость организма к инфекциям.

Грамота;
Физкультура;
Творчество;
Математика;
Ознакомление с окружающим миром.

Благоприятное время для обучения:

9-12 часов;
16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Если кроха посещает детский сад, то ему вполне достаточно 2-3 спортивных или танцевальных урока.
Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:

Неврозы;
Снижение иммунитета;
Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна;

3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время;

4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день;

5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну;

6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов;

7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов;

8. Не допускайте частых изменений режима;

9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи;

10. Ребенок должен начинать день с зарядки;

11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур;

12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать;

13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.


Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!


Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Что же такое режим дня? Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.

Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка.

Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма.

Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов.

Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня - строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ). Режим дня в ДОУ - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12-часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность.

Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка), непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.

Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма

Режим дня в дошкольных учреждениях

Дошкольные образовательные учреждения в любой стране выполняют ряд следующих важнейших функций: социальную, педагогическую, экономическую и другие. В дошкольном образовательном учреждении появляются главные составляющие социальные функции: укрепление здоровья, осуществление связи поколений, привитие коммуникативных умений и навыков, подготовка к обучению в школе и к жизни в конкретном обществе в целом. Анализ практики показывает, что развитие современного цивилизованного общества характеризуется интеграционными процессами в деле обеспечения гармоничного духовного и физического развития личности

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляются воспитатели, няни и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья и т. п. Малыш медленно привыкает к спальне со множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны «организовать» задолго до поступления в детский сад.

Режим дня детского сада - чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям. И очень важно правильно и наиболее оптимально организовать пребывание ребенка в детском саду.

Характеристика режима дня в дошкольном учреждении

День в детском саду с ежедневным повторением в одном и том же порядке с незначительными изменениями прогулок, сна, еды не должен оставлять у детей впечатления монотонности, однообразия. В некоторые моменты воспитатель должен требовать от детей тишины (еда, сон, занятия), однако нельзя в течении всего дня держать детей в напряжении, пресекать их шумные игры и разговоры. Необходимо, чтобы в детском саду детям было весело, чтобы воспитатель умел во время пошутить и посмеяться. Любящий свое дело педагог хорошо знает детей, он использует для общения с ними каждую минуту, старается расшевелить вялых, пассивных, дает разумное направление энергии чрезмерно возбудимым, приучает детей сосредоточиваться на выполнении начатого дела и доводить его до конца. В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки; они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью. Количество занятий и их продолжительность устанавливаются в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия проводятся с несколькими детьми, по подгруппам или со всей группой сразу. Организация и проведение занятий требуют руководства и контроля со стороны заведующего и воспитателя-методиста. Прежде всего должно быть составлено расписание занятий на неделю, предусматривающее рациональное для детей данного возраста чередование умственной и физической нагрузки. Накануне занятий воспитатель подготавливает весь необходимый материал в таком объеме, чтобы обеспечить полноценную учебную деятельность всех детей; продумывает как организовать динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий; делает все, чтобы избежать посторонних разговоров, лишних звуков и световых раздражений. Соответствующую обстановку необходимо создать и во время приема пищи: сервировка должна быть привлекательной, первое, второе, третье блюда подавать без задержек. Прогулка - непременная составная часть режима в детском саду. Для детей с полутора лет предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1-2 часа каждая (в зависимости от возраста детей). Заведующая отвечает за правильную организацию прогулок: проверяет готовность оборудования на участке, следит за соблюдением длительности прогулки, соответствием одежды и обуви погодным условиям, а также за тем, позаботились ли воспитатели, чтобы деятельность детей на прогулки была разнообразной (наблюдения, труд, подвижные и творческие игры), достаточно ли дети двигаются. При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. В спальнях и группах, временно превращаемых в спальни, важно создать условия для спокойного сна: свежий воздух (температура 14-15 градусов), удобные постели, неяркий свет, тишина. Воспитатель должен находиться в спальне с детьми.

Режимы дня в дошкольных учреждениях различного типа

Все дошкольные учреждения делятся на государственные муниципальные, ведомственные, коммерческие и так называемые домашние детские сады.

Режим дня немного различается в зависимости от вида дошкольного учреждения.

Режим дня соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста.

В обычном детском саду в группе работают два воспитателя и нянечка. В садике ваш малыш будет не только общаться со сверстниками, играть, гулять, заниматься физкультурой, но и развиваться интеллектуально и эстетически. Для этого дошкольное учреждение выбирает одну или несколько специально разработанных программ и методик, по которым работает. В группе не должно быть больше 20-23 детей.

Вот примерный распорядок дня в обычном муниципальном детском саду:

Младшая группа 07.00 - 08.20 приём и осмотр детей, 08.20 - 08.55 подготовка к завтраку, завтрак, 09.00 - 09.40 подготовка к занятиям, занятия, 09.40 - 10.00 второй завтрак (соки, фрукты), 10.00 - 12.00 подготовка к прогулка, прогулка, 12.00 - 12.20 возвращение с прогулки, игры, 12.20 - 12.50 подготовка к обеду, обед, 12.50 - 15.00 подготовка ко сну, дневной сон, 15.00 - 15.25 постепенный подъём, воздушные и водные процедуры, 15.25-15.50 подготовка к полднику, полдник, 15.50 - 16.20 занятие, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей, 16.20 - 16.35 чтение художественной литературы, 16.35 - 17.50 подготовка к прогулке, прогулка, 17.50-18.15 возвращение с прогулки, игры, 18.15 - 19.00 самостоятельная игровая деятельность, уход детей домой.

Средняя и старшая группа

07.00 - 08.30 приём и осмотр детей, игры, дежурство, 08.30 - 08.50 подготовка к завтраку, завтрак, 08.50 - 10.40 подготовка к занятиям, занятия, 09.30 - 09.45 второй завтрак (соки, фрукты), 10.40 - 12.20 подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения), 12.00 - 12.20 возвращение с прогулки, игры, 12.30 - 13.10 подготовка к обеду, обед, 13.10 - 15.00 подготовка ко сну, дневной сон, 15.00 - 15.25 подъём, воздушные и водные процедуры, 15.25 - 15.40 подготовка к полднику, полдник, 15.40 - 16.20 занятия по интересам, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей, 16.20-16.40 чтение художественной литературы, 16.40 - 18.00 игры, подготовка к прогулке, прогулка, 18.00-18.20 возвращение с прогулки, игры, 18.20-19.00 самостоятельная игровая деятельность, уход детей домой.

В государственных садах , кроме основной программы, ребенок может посещать и дополнительные занятия: по ритмике, иностранным языкам, рисованию и т. д. за отдельную плату. Детским государственным учреждениям разрешено проводить дополнительные платные занятия, если они получили лицензию на их организацию. Но посещать такие «кружки» - необязательно. Даже если остальные дети из группы это делают. Сегодня сеть столичных муниципальных учреждений очень широка и разнообразна. При желании можно выбрать детский сад с учетом индивидуальных физиологических и интеллектуальных особенностей вашего малыша. Детские сады общеразвивающего вида - это традиционные садики. За основу берется одна образовательная программа, предусматривающая интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. Если позволяют возможности и есть желание, педагогический состав делает упор на развитие какого-то приоритетного направления в работе. Например, избирают методику обучения детей рисованию, изучению языков, хореографии или больше внимания уделяют физическому развитию малышей. Детские сады присмотра и оздоровления рассчитаны на детей младшего возраста (от 6 месяцев до 3 лет). Основное внимание уделяется санитарно-гигиеническим условиям и профилактике заболеваний. Центры развития ребенка - это уникальные детские сады. Здесь особенно важно художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие малышей. В центрах организованы детские театры, изостудии, компьютерные классы, игровые и физкультурно-оздоровительные комплексы, есть бассейны. К каждому ребенку - индивидуальный подход. Занимаются с малышами не только их основные воспитатели, но и психологи, доктора, педагоги дополнительных направлений: логопеды, дефектологи и другие. В таком садике необязательно находиться целый день. Можно приходить только на отдельные занятия. Единственная трудность при определении в центры развития ребенка - нехватка мест. Очень уж много желающих.

Ведомственных детских садов становится все меньше. Такие дошкольные учреждения не контролируются напрямую городским Департаментом образования. Распорядок дня, образовательную программу, подбор кадров определяют учредители - предприятие или организация, в чьем ведомстве находится сад, - и прописывают все эти пункты в уставе дошкольного учреждения. Чтобы вести свою деятельность, эти сады должны обязательно пройти государственную аттестацию и получить лицензию. Многие родители считают, что самый хороший вариант - негосударственные (или коммерческие) дошкольные учреждения . С одной стороны, это действительно так: в группе не больше десяти детей, каждому достается внимание воспитателя, на малышей не кричат, есть и спать не принуждают, в садике уютно, красиво, много игрушек, разнообразные занятия. Например Ломоносовский частный детский сад В этом детском саду 3 разновозрастные группы. В каждой группе не более 14 человек. В младшей группе - дети трёх-четырёх лет, в средней группе - дети четырёх-пяти лет, в старшей группе - дети пяти - шести (семи) лет. Режим пребывания детей в детском саду с 08.00 до 19.00 часов. В этом детском саду хорошее медицинское сопровождение. Медсестра обязательно присутствует при утреннем приёме детей, наблюдает каждого ребёнка в течение дня, проводит профилактические мероприятия: полоскание горла солёной водой, точечный массаж, витаминизация, лечебная гимнастика после сна. Медсестра составляет меню с учётом требований по калорийности блюд, нормы порции для каждой возрастной группы, контролирует индивидуальное меню. Два раза в неделю врач-педиатр осматривает каждого ребёнка и консультирует родителей. Если у ребёнка есть индивидуальные показания, то, по желанию родителей, профилактические мероприятия врач проводит в детском саду. Учитель-логопед проводит полное логопедическое обследование речи детей и занятия в разных формах: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Педагог-психолог проводит занятия индивидуальные, по подгруппам, в группах. Большое внимание уделяется развитию не только интеллектуальных способностей, но эмоционально-волевой сферы каждого ребёнка. Преподаватели проводят обучающие и развивающие занятия по подгруппам. Программа этого детского сада предлагает следующие занятия: развитие речи (обучение чтению и развитие графических навыков), английский язык с 4-х лет, развитие элементарных математических представлений (математика), ознакомление с окружающим миром, керамика и детский дизайн, хореография, театр, изобразительное искусство. При необходимости подключаются индивидуальные занятия. Три раза в год педагоги проводят диагностику развития каждого ребёнка. По результатам диагностики программа обучения и развития корректируется. В течение года преподаватели обсуждают результаты обучения и развития детей с родителями. Организовано пятиразовое питание. Меню разработано специально для детей Институтом питания РАМН и утверждено СЭС. В рацион питания включены все необходимые питательные вещества и элементы, которые важны для роста и развития детей. Блюда готовятся в пищевом блоке детского сада. Специалисты ведут строгий контроль качества доставляемых продуктов. Для приготовления пищи используется только экологически чистая вода, охлаждённое мясо высшего сорта. Йогурты, творожные смеси, фрукты и овощи поставляются известными элитными компаниями. Согласно режиму дня, проводятся утренняя гимнастика, фронтальные, групповые и подгрупповые занятия, прогулки со спортивными элементами, развлечения и игры. Приоритетами образования и развития в НП «Детская образовательная организация «Детский сад Ломоносовской школы» являются раскрытие творческих способностей детей, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения) по авторской методике д.п.н. М.А.Зиганова на базе Государственной Программы воспитания и обучения в детском саду и обеспечение готовности каждого ребёнка к успешному обучению школе. Особая форма дошкольных учреждений - домашние детские сады . Как правило, они располагаются в квартирах. Число воспитанников - 5-6 детишек. Обстановка, питание максимально приближены к домашним. Питомцы такого садика - как одна большая семья. Но прежде чем отдать ребенка сюда, стоит поинтересоваться, есть ли у хозяев все та же лицензия. Иначе в случае нарушения ваших прав и прав вашего малыша добиться правосудия будет крайне сложно. Детские сады компенсирующего вида созданы специально для детишек с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Работают отдельные группы по разным направлениям: для малышей с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с туберкулезной интоксикацией, а также для часто болеющих детей. Конечно, такие дети нуждаются в особом уходе, поэтому для них созданы специальные условия: сауна, бассейн, фито-бар, тренажерный зал, физиотерапевтический, стоматологический и массажный кабинеты. Программы, методики и технологии разработаны с учетом особенностей малышей. В некоторых случаях требуется диетическое питание, специальное оборудование в группах. Режим дня в детском саду для аномальных детей составляется с учетом особенностей развития этих детей и специфики работы с ними. Режим дня детского сада для глухих и слабослышащих детей включает, кроме общих занятий, специальные занятия по развитию речи (формирование понятий, формирование устной речи, развитие слухового восприятия). Занятия проводятся по специальной программе, предусматривающей примерный режим дня для каждого года обучения (на пять лет обучения для детей от 2 до 7 лет). Режим дня для слепых предусматривает специальные занятия по развитию ориентировки, осязания, речи. В детском саду для детей с остаточными явлениями органических поражений центральной нервной системы и психоневрологическими заболеваниями наряду с осуществлением общих воспитательных задач большое внимание уделяется занятиям, корригирующим умственное и общее психическое развитие. Кроме разных видов детских садов в системе государственного дошкольного воспитания созданы еще и специальные группы кратковременного пребывания. Они очень удобны в том случае, если возникает необходимость отдавать ребенка в садик лишь на некоторое время - на несколько часов или не каждый день. Здесь детишки играют, гуляют, кушают, общаются. Адаптационные группы рассчитаны в основном на маленьких детей (до 3 лет), которые раньше детский сад не посещали. Чтобы сильно не травмировать психику малыша, не разлучать его сразу и надолго с мамой, приобщение к новому социуму, к жизни в коллективе проходит постепенно. Группы развития для детишек 3-7 лет предполагают лишь посещение отдельных занятий. Группы «Особый ребенок» созданы при садах компенсирующего вида для малышей с ослабленным здоровьем или отклонениями в развитии. Группы будущих первоклассников очень удобны в том случае, если ребенок до школы не посещал детский сад и нужно быстренько «наверстать упущенное», то есть хотя бы немного привыкнуть к коллективу и овладеть начальными знаниями и навыками, которые необходимы первокласснику. Работают в детских садах также группы выходного дня, вечернего и ночного пребывания. Последние удобны тем, что детишки могут находиться в них с понедельника по пятницу круглосуточно. Отдельно стоит сказать о группах раннего возраста (для малюток от 6 месяцев), или, как называли их раньше, яслях. Они снова востребованы. Конечно, количество детишек в них не больше десяти. Помещения оборудованы особым образом: манежы, кроватки, ходунки. Питание тоже специальное - различные смеси и пюре. Иная предметно-развивающая среда. Работают с крохами два воспитателя и няня. В любом дошкольном учреждении за основу берется комплексная программа. Их много, но основных - шесть. Очень многие сады работают по программе «Детство», которую разработали в Петербургском педагогическом университете им. Герцена. Она наиболее проста и доступна педагогам. Основной акцент делается на обучение детей и их художественно-эстетическое развитие. Гораздо важнее научить дошкольников не читать и писать (в этом возрасте вообще не рекомендуют учить ребенка письму, так как еще недостаточно развита мелкая моторика пальцев), а петь, рисовать, лепить из пластилина и мастерить различные поделки. Похожие задачи ставит перед воспитателями и другая программа - «Радуга» (разработчики - Доронова и Якобсон). Она тоже взята за основу многими дошкольными учреждениями. Очень интересна, по мнению специалистов, программа «Развитие» (разработчики Венгер и Дьяченко). Она направлена больше на умственное, интеллектуальное развитие малышей. В процессе игры на занятиях они усваивают начальную информацию о роли человека в истории и культуре, получают объяснения в доступной форме различных физических явлений. Часто сами дети под руководством воспитателей проводят своеобразные «научные исследования», то есть ребенок выступает не только в роли ученика, но и встает как бы на одну ступеньку со взрослыми, самостоятельно принимая решения, что-то открывая и изобретая. «Детский сад - дом радости» (автор - Крылова) - это и программа, и технология сразу. В ней прописан буквально каждый день работы с детьми. Для разных возрастных групп - отдельные книги. Конечно, привносят воспитатели в программу и что-то свое. Наталья Михайловна Крылова, которая ее создала, сама лично наблюдала, как работает по ней один из самых опытных педагогов, а после этого внесла некоторые коррективы и дополнения. Больше всего внимания уделяется нравственному и художественно-эстетическому развитию ребенка. Один из основных моментов - научить маленькое создание правильно общаться со сверстниками и со взрослыми. В центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработали базисную программу «Истоки». Ее авторы подходят к развитию личности ребенка всесторонне, комплексно. Много внимания уделяется приобщению малышей к историческим истокам своего народа. Интересна программа тем, что разработан «портрет выпускника детского сада», в котором описано, какими качествами и навыками он должен обладать. В программе «От детства к отрочеству» две ступени: дошкольного и школьного развития. Она работает в тех учреждениях, где в одном здании (или на одной территории) расположены и детский сад, и школа. То есть воспитание и обучение детей и в дошкольном, и в школьном возрасте ведется в одном ключе. По такому принципу созданы еще несколько программ: «Золотой ключик», «Преемственность», «Сообщество». Кроме основных программ выбирают дошкольные учреждения и различные методики по отдельным направлениям развития малышей. Например, в художественно-эстетическом направлении работает методика «Театр-творчество-дети», рисованию учат по методикам «Семицветик», «Природа и художник», музыке - «Синтез», «Гармония», «Музыкальные шедевры». Таких методик очень и очень много. Если детский сад работает по ним успешно, то его штатный состав пополняется дополнительными преподавателями: ритмики, рисования, физкультуры. Существуют и технологии работы с детьми: с помощью какого оборудования, игрового и прикладного материала ведутся занятия. Их тоже вправе выбирать педагогический коллектив. Все современные программы и методики личностно ориентированны. Если говорить проще, то большое значение при воспитании придается особенностям каждого малыша, учитываются его способности и задатки. Авторы акцентируют внимание на принципе ненасилия. Педагог по отношению к ребенку должен занимать позицию не «сверху вниз», а общаться с ним на равных, сотрудничать с малышом. Этими принципами программы «нового поколения» отличаются от той единой, которая была принята в советское время. Дети должны были быть «как все», воспитываться в коллективе и через коллектив. Однако надо заметить, что во многих садах старая программа работает и по сей день.

Проблема адаптации ребенка к детскому саду

В этой главе поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к режиму дня в детском саду.

Для начала следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду, и т. п. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, ссор и т. п. Им необходим дневной сон, его ничем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое сон проходит в детском саду, либо, если ребенок не спал днем, привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтения книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого только выиграет. В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. и навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания. Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и нянями этого учреждения. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время,- постепенно переключая малыша на воспитателя и няню. В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только со взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям и т. п. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно.

Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы. Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становится очевидна не сразу. Дети внушаемы, говорят «плохие» слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально-волевые нарушения. Есть дети-невротики - они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь разобраться в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о полном дне в саду - дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно вне домашней обстановки, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому: плавно и мягко. Протесты, слезы и другие отклонения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться «в луже», «выдавать» повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Ни одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина, и ваша задача - найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравится. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: плохой детский сад. В хорошем воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон. Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает Психологи утверждают, что дети, выросшие в саду, легче «домашних» детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения - умению согласовать свои действия и действия других (детей и взрослых), контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. «Домашние» дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться Ведь, кроме радости от родительской любви, ему приходилось нести немалый груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольных учреждениях трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки.

Организация самостоятельной деятельности детей и планирование воспитательной работы

Очень важно соблюдая режим дня правильно организовать самостоятельную деятельность детей, на которую во всех детских садах отводится определенное время.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя - не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, слесарю и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу - разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Игра, как неотъемлемая часть режима дня

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка - дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,

игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Вот почему воспитатель важно правильно организовать игру и проследить за ней в отведенное для этого в режиме дня время.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере засвистит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы яслей-сада, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.

В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако, количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры. Обслуживающий персонал детского сада должен вовремя приготовить и подать еду, убрать помещение, подготовить ко сну кроватки и т.д. Заведующий контролирует выполнение установленного режима дня всеми сотрудниками детского учреждения (воспитателями, нянями, работниками пищеблока, медицинским персоналом, музыкальным руководителем). Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.

Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.

Обычно трехлетки легко переносят . В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.

В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.

Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.

Примерный режим дня в детском саду

Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН

Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите .

2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся , подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.

Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.

Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.

Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!

Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»

Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу !

Организация занятий

Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и .

Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:

  • музыкальные;
  • физкультура;
  • занятия на развитие мелкой моторики;
  • занятия на развитие речи;
  • знакомство с начальными математическими знаниями.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.

Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:

  • 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
  • 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
  • 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
  • 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).

В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию

Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.

Утренний прием детей

Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.