Развивающие игры своими руками для детей 2 3 лет. Игры с прищепками. Материалы для изготовления развивающих игрушек

18.03.2019
13

Счастливый ребенок 08.12.2016

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами поговорим, как можно интересно провести время с нашими детьми и внуками. И это будет подборка развивающих игр для детей 3-4 лет. Подчерпните для себя новые темы, идеи. Расскажет о таких играх Юлия Веренкина, мама двоих детей. Передаю слово Юлии.

Когда ребенку исполняется три года, то начинается очень сложный период для родителей. Ведь в возрасте 3-4 лет малышу хочется все попробовать и многое выполнять самому. Ребенок желает всем доказать, что он достаточно умный и к нему нужно относиться на равных. Но одновременно малыш еще слишком мал и ему нужна материнская любовь и забота. И именно в этот период нужно большое внимание уделить развитию ребенка — увлекательные и обучающие игры с применением подручных материалов. Этому и будет посвящена данная статья, которая расскажет о том, в какие развивающие игры для детей 3-4 лет можно играть.

Особенности детей этого возраста

Особенностями малышей в 3-4 года считается общительность, любознательность, желание того, чтобы им уделяли как можно больше внимания. Но также психологи говорят, что с возраста трех лет ребенок приобретает такие качества, как капризность, непослушание и упрямство. Благодаря играм, эти проблемы становятся легко решаемыми. Играя, малышу проще устанавливать связь с окружающим его миром, с взрослыми, а также он развивает способности к внутреннему диалогу, которые требуются для продуктивного мышления.

Но важно еще раз отметить тот факт, что данный возраст — примерный, потому как один ребенок может справиться с определенной задачей раньше и лучше, а другой — несколько позже. Все дети — разные. И помимо прочего, одна развивающая игра может вообще не понравится вашему чаду, а другая станет его любимой. В этом деле без экспериментов не обойтись.

Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Все предметы по цвету»

В возрасте от 3-х лет уже следует начать обучать ребенка цветам и умениям отличать один оттенок от другого. Игра «Все предметы по цвету» является отличным методом для осуществления данной задачи. Итак, необходимо иметь: листы синего, красного, зеленого и желтого цветов, которые будут служить полянками, а также, вырезанные из бумаги тех же оттенков, грибочки.

Родитель должен предложить малышу разместить грибы двух цветов, из всех возможных, на поляны. Синяя поляна должны быть усажена синими грибочками, а зеленая — зелеными. После чего и две прочие полянки должны обзавестись своими по цвету грибками.

  • Света, какой грибочек ты взяла?
  • Красный.
  • Света, на какую полянку ты хочешь посадить красный грибок?
  • На красную полянку я хочу посадить красный гриб.

Данная игра поможет развивать мелкую моторику рук и речь детишек.

Логические игры для детей 3-4 лет

Логика является способностью здраво мыслить. В нашей жизни без нее очень сложно обходиться. А для того, чтобы помогать формированию логики малыша, нужны специальные логические развивающие игры для 3-4-летних детей.

Игра «Поваренок»

Например, игра «Поваренок» с использованием подручных предметов, подходит просто отлично. Необходимо поставить на пол пустые кастрюли, имеющиеся в доме, и рядом разложить крышки от них. Маленькому Шерлоку необходимо найти от каждой кастрюли её «шляпу», анализируя их размер и цвет.

Игра «Листопад»

Игра «Листопад» требует небольшой подготовки. Нужно собрать с деревьев листья, которые будет просто угадываться по контуру, например, листья клена, дуба и березы. Далее родителю следует очертить их на бумаге, а малышу определить, какой контур подойдет к тому или иному листочку. Важно: запрещается прикладывать листок к нарисованному изображению.

Игра «Фруктовый коктейль»

«Фруктовый коктейль»: нужно завязать глаза ребенку и дать ощупать знакомые ему фрукты: банан, мандарин, яблоко, киви и пр. Простая игра, а ребенку мы развиваем и логику, и воображение.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

В этом возрасте нужно заниматься с ребенком формированием грамматического строя и увеличением лексикона. Нужно отобрать те игры, которые не только будут эффективными в развитии малыша, но и заинтересуют его.

Игра «Врединка»

3-4 года являются самыми упрямыми у детей, и это непременно стоит использовать. Дошкольник должен уже уметь называть антонимы для простых слов, к примеру, светло — темно, грустно — радостно, бедный — богатый.

Игра «Дрессировщик звуков»

Отличная развивающая логопедическая игра, которая позволит добиться безупречности речи. Нужно повторять с ребенком те звуки, которые издают животные. Следует добиться предельно точного подражания.

Игра «Малыш-детектив»

Эта игра развивает и речь, и внимание. Во время прогулки нужно попросить ребенка описывать все, что творится вокруг него. Ему необходимо правильно и грамотно выстраивать свой рассказ, говорить большие предложения и обращать внимание даже на самые небольшие нюансы, которые попадаются ему на глаза.

Такие игры помогают пополнять словарный запас 3-4-летнего ребенка и учат его правильно составлять предложения, обобщая их в целый по смыслу текст.

Данные навыки правильной речи будут отличными помощниками в школе. На экзамене перед поступлением в первый класс, ребенок, который играл с родителями в обучающие игры, может показать прекрасные результаты.

Но хороший итог в данном деле просто невозможен без развития мелкой моторики рук, ведь с таким навыком непосредственно связано правильное функционирование речевого аппарата.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики 3-4 лет

С малышом 3-4-летнего возраста следует организовывать совместные игры для развития мелкой моторики. Физиологи склонны утверждать, что именно это способствует нормальному развитию речи. Такой момент не должен быть упущен.

Игра «Волшебный пластилин»

Игра «Волшебный пластилин» уже стала практически классикой для развития моторики рук. Царство из пластилина рекомендуется лепить совместно с малышом, это способствует хорошему общению и контакту родителя с малышом. Каждый день нужно создавать одного героя, габариты и внешний вид которого можно придумать самостоятельно. А пальчики можно тренировать не только с помощью пластилина, но и также глины и теста.

Картина из пазлов

Картина из пазлов тоже очень популярный и увлекательный способ для развития в данной области. Пазлы необходимо соединить в одну целую картину. С увеличением возраста элементы пазлов должны уменьшаться. В три года можно начать с 9 пазлов, а в 5 лет уметь собирать полотно уже из 200 деталей.

Игры для развития памяти

Также нужно уделять внимание и развитию памяти своего 3-4-летнего чуда. В будущем это положительно скажется на легком осваивании большого школьного материала. И тогда успехи в обучении гарантированы.

Игра «Супермаркет»

Игра «Супермаркет» подразумевает то, что родитель дает ребенку задание, в ходе выполнения которого следует приобрести определенные товары, обговоренные ранее. С каждой игрой стоит расширять список покупок.

Игра «Чистюля»

«Чистюля» — игра, правила которой таковы: необходимо дать время на то, чтобы ребенок огляделся в комнате и запомнил как можно большее размещение предметов. После чего, малыш уходит в другую комнату, а родитель вносит изменение в расположение некоторых вещей. Зайдя обратно, ребенку следует угадать, что же поменялось в комнате.

Живые раскраски

Можно предложить малышам живые раскраски, героев которых можно оживить. Сколько удивления будет у детей! Да не только у них, но и у взрослых! Если вы не знакомы с живыми раскрасками, приглашаю вас посмотреть небольшое видео.

И также можно бесплатно скачать живые раскраски здесь.

Бесплатные живые раскраски

Настольные развивающие игры

Настольные игры всегда очень увлекательны для ребенка за счет красочности и разнообразности. В какие игры можно поиграть?

Игра «Скубиду» позволит развивать внимательность и мелкую моторику. В ходе игры следует быстрее всех составить свою сороконожку.

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Игры для детей своими руками делаются очень просто из подручных средств. Представленные идеи помогут развитию малышей и более взрослых ребят.

Развивающие игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте важно тренировать мелкую моторику, для этого прекрасно подойдут следующие картинки со шнуровками:

  1. солнышко;
  2. туча;
  3. цветок;
  4. машинка.


Чтобы смастерить для детей поделки такого формата, вам понадобятся:
  • белый и разноцветный пластик;
  • шило или саморезы;
  • ножницы;
  • леска;
  • желтый шнурок.

Если у вас нет листов пластика, возьмите белый от старого пластикового ведра. Мелкие детали делаются из цветных емкостей из того же материала. Если у вас ничего из этого нет, используйте картон.


Для первой игры для детей своими руками или, попросив кого-нибудь, вам нужно вырезать из белого пластика квадрат, скруглив ножницами его углы. Из желтого сделайте круг, прикрепите его к основному листу при помощи лески. Для этого проделайте отверстия шилом, а затем прошейте прозрачным шнуром.

Вырежьте из цветного пластика цветочки, прикрепите их таким же образом. Чтобы сделать лучи солнца, отверстия должны быть побольше. Их вы проделаете при помощи нагретого самореза, который будете держать за шляпку плоскогубцами.

Когда отверстия остынут, дайте шнурок ребенку, покажите, как его вплетать, чтобы получились лучи. Малышу понравятся такие развивающие игры для детей. Вторая основана на этом же принципе. Только для нее, помимо белого, нужен голубой пластик. Из него вы вырежете тучу и также леской прикрепите ее.

Интересны и другие развивающие игры для малышей.


Чтобы сделать такой цветок, понадобятся:
  • пустые пузырьки из-под шампуня;
  • шило;
  • ножницы;
  • шнурок;
  • картон.
Из пузырьков из-под шампуня вырежьте заготовки. Обложите лепестками из этого материала сердцевину цветка, проделайте шилом отверстия, которые будут проходить через оба элемента. Ребенок сможет заплетать шнур и тем самым развивать мелкую моторику.


Такая машинка наверняка понравится мальчикам. Чтобы сделать ее, укрупните изображение, перенесите его на лист пластика, обрисуйте и вырежьте. Колеса изготовьте из белой пластиковой бутылки из-под молока. Проделайте шилом отверстия, начните вплетать шнурок, пусть ребенок продолжит это интересное занятие.

Можно порекомендовать и другие игры для малышей 2 лет. Они основаны на этом же принципе изготовления, но игрушки получаются объемными. Возьмите крышку из-под кетчупа, проделайте в ней отверстие горячим гвоздем или сверлом дрели. Капните в него клея, поставьте фломастер, верхнюю часть которого нужно предварительно раздвоить острым ножом. В эту расщелину прикрепите шляпку мухомора. Ее вырезают из красной бутылки из-под кетчупа. Белые кружочки можно сделать из светлой молочной бутылки или взять пуговицы такого цвета.

Проделав шилом отверстия в красном пластике, приложите на эту шляпку гриба белые элементы, скрепите шнуровкой.

Увлекательные игры для детей 3–7 лет

Устройте компании ребятишек веселое развлечение. Можно поиграть в «Рыбалку» и семьей. Ее легко сделать своими руками. Эта детская игра не только веселое, но и полезное занятие, которое помогает развитию мелкой моторики, координации, укреплению мышц рук.

Вот из каких материалов можно сделать своими руками рыбок. Из:

  • ткани;
  • фетра;
  • пластика;
  • плотного картона.
Для творчества понадобятся и вспомогательные материалы:
  • фетр контрастного цвета;
  • готовые глазки или бусинки для глаз;
  • для удилища - деревянная палочка;
  • канцелярские скрепки;
  • магнит;
  • веревка.

Если вы хотите, чтобы фигурки получились объемными и красочными, тогда возьмите цветную ткань, вырежьте по 2 заготовки для каждой рыбки. Сшейте их попарно, набейте синтепоном.


Если вы хотите сшить своими руками рыбок из фетра, тогда сначала сделайте заготовки из бумаги, приложите их к этой плотной ткани, обрисуйте и вырежьте. Таким образом вы смастерите рыбок и из других материалов, например, из пластика. Теперь нужно прикрепить к каждой по 2 глаза. Для этого сначала приклеивается кружок из фетра, а на него бусина. В нос этих обитателей морских глубин нужно вдеть по скрепке. Именно эти металлические детали помогут примагничиваться к ним удочке.

Ее мастерим следующим образом. Чтобы сделать удочку, привяжите на один конец деревянной палочки веревку. Чтобы она крепко держалась, можно сделать в этом месте ножом выемку по кругу, а затем уже намотать сюда бечевку, на край которой нужно привязать магнит, и игра для детей, своими рукам созданная, готова.

Как сделать пальчиковый театр?

Вот еще одно развлечение, которое сделает любой праздник веселым и разнообразит досуг. Пальчиковый театр позволит разыграть любую сказку, причем один человек может исполнять несколько ролей.

Быть может, ваш ребенок прирожденный актер. Тогда он будет, изменяя свой голос, его интонацию, говорить за разных героев действа.


Одна из самых популярных героинь русских народных сказок Машенька. Сшейте ее вместе с дочкой, после чего та сможет попробовать себя в интересной роли. Для создания этой героини игры для детей, вам понадобится:
  • фетр разных цветов для: тела, сарафана, отделки, косынки;
  • веревка или пряжа;
  • ленты;
  • 2 бусины для глаз;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.


Глядя на следующие фото, вы узнаете, как сшить сарафан. Но сначала его нужно выкроить. Необходимы 2 похожие детали, отличающиеся только вырезами горловины. На спинке он меньше, чем спереди.


На фото сарафан выкроен из желтого фетра, тело куклы из оранжевого, а оборка сарафана, карманы и косынка из красного.

Обратите внимание, что платок куклы состоит из двух деталей: передней части с вырезанным круглым отверстием для лица и затылочной детали.


Начинаем шить сарафан. Приложите к его передней детали карман, пришейте его нитками. Светлые станут интересным элементом отделки. Таким же образом нужно пришить второй карман. Оборку сарафана положите на его изнанку, стачайте с низом полочки и спинки.


Продолжаем шить куклу Машу. Положите полочку на переднюю часть тела, стачайте обе детали вместе по горловине, пройме. Сверните нить так, как на фото, опустив ее на лицо куклы. Сверху положите переднюю деталь платка, стачайте ее с головой по внутреннему кругу.


Подрежьте челку из нитей, пришейте глаза. В нос превратятся 2 стежка белых ниток, рот оформите красными.


Будем шить куклу своими руками или с привлечением детей дальше. Вденьте нить в иголку с толстым ушком, сделайте стежок на затылочной части, затем таким же образом прикрепите еще несколько ее фрагментов с одной и другой стороны затылка. У вас должно получиться 4 пряди косы, 2 центральные соедините между собой.


Добавив ленты, начинайте плести косу. Дойдя почти до конца, завяжите красивый бант. Пришейте или приклейте к голове затылочную деталь платка.


Теперь соедините заднюю и переднюю половинки куклы, сшейте их по бокам со всех сторон, за исключением низа.


Продублируйте наружным швом косынку, после чего главная героиня пальчиковой игры для детей готова.

Так кукла будет выглядеть сзади:


По такому же принципу вы можете сшить и других персонажей сказки:
  • медведя;
  • зайца;
  • колобка;
  • гриб.
Пусть ребенок, надев эти мягкие игрушки на пальцы, придумает новый интересный сюжет. Тем самым, развивая свою речь, словарный запас, воображение, мышление.

Домашние развлечения для всей семьи

Детям очень нравится, когда вместе с ними играют взрослые. Если ребенок болеет или на улице плохая погода и не хочется идти гулять, проведите это время за совместными развлечениями. Существует множество спокойных игр, ведь если детям нездоровится, активные шумные забавы в это время им противопоказаны.

Научите любимых чад старинному развлечению, которое называется «Блошки». Такие игры своими руками делаются, буквально, из ничего. Ведь у каждого дома есть пуговицы, а картонную коробку можно достать, вынув из нее пару обуви. У такой нужно обрезать бортики, чтобы они стали высотой 5 см. Подойдет и коробка из-под конфет.

Фломастером или ручкой нарисуйте разметку внутри тары. Она будет напоминать футбольное поле. В центре начертите круг, по бокам - напротив друг друга, двое ворот. Можно сначала оклеить цветной бумагой двух окрасов половинки поля, чтобы знать, на чью заскочит «блошка».

Если вы делаете развлечение для детей на даче, тогда можете вырезать «блошек» из дерева. Лучше всего для этого подойдет липа. Сточите края кружков, тогда у вас получатся такие элементы забавы, которые делали в старину.


Для игры, своими руками сделанной, вы можете использовать следующие атрибуты:
  • кружочки из дерева;
  • пуговицы;
  • монеты;
  • фасолины.
Последние очень забавно «прыгают», если нажимать на их края монетами. Берите фасоль двух цветов - для каждого соревнующегося свой.

Правила игры можно придумывать прямо на ходу. Например, чья блоха выше и дальше прыгнет или какая окажется в воротах или на половине соперника. При этом нужно ударить ее своей «блошкой», кинув ту сверху.

Также можно соревноваться в меткости. Каждому игроку выдается одинаковое количество «блошек». Нужно попасть своими в ворота соперника. Если «блошка» осталась на игровом поле своего цвета, хозяин атрибута забирает ее и использует в дальнейшем. А если она не попала в ворота и осталась на поле соперника, тот забирает ее себе.

У кого в конце игры окажется больше таких трофеев, тот и выиграл.

Если вы хотите сделать быстро еще одну игру для детей, тогда вам подойдут «крестики-нолики». Поле рисуется на бумаге, а фишки изготовляют из бутылочных крышек. Сверху на некоторых нужно нарисовать крестики, а на других - нолики.


Когда будет ваш ход, поставьте на поле крышку подходящего рисунка, а затем соперник поставит свою. Можно изготовить фишки не из крышек, а из мягкого материала. Для таких вам нужно приготовить:
  • ткань;
  • ленты;
  • нитки с иголкой или клей.

Лучше использовать плотную ткань, которая станет держать форму и не будет махриться. Если она тонкая, вырежьте по 2 квадрата и сшейте их попарно.


К лицевой стороне тканевых квадратов пришейте ленты, сложенные крестиком. К другим заготовкам прикрепите кружочки из такой же тесьмы. Их можно или пришить, или приклеить.

Если малыш не дает вам готовить на кухне, требуя внимания, придумайте, чем его занять. Нарисуйте игровое поле на листе, прикрепите его магнитами к холодильнику. Соедините палочки от мороженого крестиком, привязав по магниту. Нолики можно сделать из фетра или другого подходящего материала. Крепятся они таким же образом.

Интеллектуальные игры для детей от 7 лет

Более старших детей можно познакомить с шахматами и шашками. Для доски подойдет простой лист картона. На нем нужно нарисовать вертикальные и горизонтальные полосы, заштриховать, чтобы получились квадраты и нанести условные обозначения.

Если хотите сделать шахматную доску своими руками, чтобы она была большого размера, тогда используйте лист фанеры. Наклейте на него малярный скотч вертикально и горизонтально. Покройте поверхность темной краской. Когда та высохнет, отлепите скотч и посмотрите, какие ровные квадратики получились.


Мастерицы могут сшить поле из плотной ткани темного цвета, на которую пришьют светлые квадратики.

В шашки превращаются обычные бутылочные крышки или плоские пуговицы. Только для одного игрока берутся светлые, для другого - темные.


Атрибуты для шахмат также несложно изготовить. Нарисуйте коней, пешки и т. д. маркером или фломастером на крышке. Можно использовать для этого кружочки бумаги. Нарисовать на ней, а затем приклеить к крышкам.

Также самостоятельно можно изготовить домино. Для этого на камушки или фигурки из соленого теста корректором наносят точки.

При изготовлении домино своими руками, ориентируйтесь на эту схему:


Как вы видите, изготовить игры своими руками очень просто. Для этого используют подручные материалы, которые помогут развитию детей, научат их новому и позволят весело и с пользой провести досуг.

Думаем, вам будет интересно увидеть, как сделать игры для детей, используя оригинальные идеи. Для этого предлагаем ознакомиться со следующими видеоматериалами:

Угадай по описанию

Загадать можно любого знакомого человека или предмет. Например: «Этот человек высокий, у него светлые волосы, он веселый и носит очки» (дедушка). Или: «Этот предмет большой, белого цвета, в нем хранят продукты» (холодильник). Можно загадывать не только описания предметов, но и «поиск» — найди предмет, на котором есть цифра «4», или буква «Р», или красная полоса, или найди все «предметы с дверцей».

Так как предметов и знакомых людей вокруг много, игру можно проводить с малышом в любое время и в любом месте, она никогда не надоест. А ребенок будет учиться по признакам опознавать «объекты». Можно и меняться местами — малыш загадывает, мама отгадывает.

Угадай наощупь

А можно поиграть в угадалочку с завязанными глазами. Надо наощупь угадать предмет или игрушку.

Можно предложить малышу вытаскивать из коробочки мелкие вещицы и называть их.

Можно давать «пощупать» мягкие игрушки.

А можно дать мешочек с предметами, и пусть ребенок определяет, что в мешке, только ощупывая предметы снаружи.

Угадай по запаху

Еще один вариант «угадалочки» — с закрытыми глазами распознать предмет по запаху. Например, вы по очереди подносите к лицу малыша столовую ложку с небольшим количеством борща, потом котлетку, потом дольку апельсина. Вот вам и игра «Что сегодня на обед?». Для игры можно использовать как продукты (фрукты, овощи, ягоды, специи и приправы, готовые блюда), так и предметы. Ведь некоторые вещи имеют явные запахи. Можно выделить, например, парфюмерные запахи (духи, дезодоранты), медицинские (мази, микстуры), растительные (цветы), запахи бытовой химии (зубная паста, мыло, шампунь, крем для обуви) и т.д.

«Что мы видели, не скажем, а что делали — покажем»

Старая-старая игра, но позволим себе напомнить ее, вдруг кто-то забыл? Играть в нее можно и вдвоем с ребенком, и с группой детей. Загадывается и показывается какое-нибудь действие. Показать надо без слов, только движениями. А мама пусть угадает, что малыш скачет на цирковом коне или поет со сцены, а потом кланяется! Показывать можно что угодно, к примеру: мыть посуду, загорать на пляже, собирать грибы, кормить цыплят, дирижировать оркестром... Если поменяетесь ролями, уже ребенок должен будет угадать, чем занимается мама.

Съедобное — несъедобное

В эту игру можно играть и с одним малышом, и с группой ребятишек. Все игроки выстраиваются в ряд (или садятся на скамейку). Водящий бросает каждому по очереди мячик и при этом называет какой-ни- будь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет — отбить. Игра интересна при большой скорости кидания мяча и загадывания слов, причем задача ведущего — как можно быстрее запутать игроков. Если игрок ответил правильно, он делает шаг вперед, если ошибся — возвращается на шаг назад. Самый внимательный — тот, кто первым смог добраться до водящего, — сам становится ведущим.

Кораблекрушение

Предложите ребенку поиграть в «кораблекрушение». В центр комнаты положите свернутый плед или старую простынку — это будет «спасительный остров». На него малыш по заданию приносит предметы. Например, вы говорите: «Надо срочно спасти три круглые вещи». И малыш быстро должен разыскать и принести на «остров» что-то круглое: мячик, или шарик, или круглую подушку, или даже крышку от кастрюли, а может, яблоко? Задания могут быть самые разные. «Спасти» что-то:

Определенного цвета (синие, зеленые, красные — заодно повторите цвета);

Определенной формы (квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные — учим геометрию);

Длины (короткие, длинные);

Величины (узкие, широкие, большие, маленькие);

Массы (тяжелые, легкие);

Начинающееся с определенной буквы (например, с буквы «М» — молоток, машинка, мячик);

С названием из трех, четырех, пяти букв (например, пять букв; ложка, кукла, банан) и так далее.

«Мы возьмем с собой на Марс...»

Игра похожа на предыдущую, только проходит в быстром темпе и без собирания предметов. Предложите ребенку «совершить путешествие на Марс». Что мы возьмем с собой? Три предмета на букву «Д», три предмета длинных, три красных, три квадратных... Задания могут быть подобны заданиям «кораблекрушения». Для ребят постарше количество можно увеличить с трех до пяти-шести предметов. Главное, играть быстро, весело, ведь «на Марс» можно брать все что угодно! И, кстати, название игры условное, можно отправиться «в путешествие», «в сказку», «к Деду Морозу» или просто «в страну Выдумляндию».

Удивительный ящик

Конечно, это может быть не ящик, а коробка, пакет и даже кастрюля с крышкой. «Сегодня мы поиграем с удивительным ящиком. В нем находятся все-все предметы на свете, только они "невидимые". Ты можешь взять что-то из ящика и показать движениями, жестами, что это такое. А я постараюсь угадать». Ребенок вытаскивает, к примеру, «веник» и «подметает» пол или «банку с краской и кисточкой» и «красит» стену. Отличное упражнение на действие с воображаемыми предметами! И взрослый тоже может что-нибудь «достать» из удивительного ящика, теперь уже малыш будет разгадывать: что это у мамы в руках?

Необычный футбол для развития легких

Варианты этого необычного футбола развивают не ноги и быстроту, а легкие и ловкость рук.

Поле — поверхность стола, мяч — свернутый шариком кусочек ваты, задание — сдуть мячик со стола на стороне противника.

Мяч — шарик от настольного тенниса, поле — раскрытая коробка из-под пиццы (ворота просто нарисованы), задание — с помощью трубочки для коктейля или сока «задуть» гол противнику.

Поле — поверхность стола или раскрытая коробка из-под пиццы, «задуваем» гол противнику мячом из скомканной фольги или газеты любым способом: хоть просто дуем, хоть дуем через трубочку.

А вот и «хоккей с мячом»: вместо клюшки — деревянные палочки для китайской еды, мяч — любой вариант из вышеперечисленных «футбольных».

. «Летающий коробок» — пустой спичечный коробок наполовину выдвинуть и сильно дунуть, чтобы коробок вылетел. А теперь соревнуемся — чей коробок улетит дальше? Дуть можно и на другие легкие предметы, например, пластиковые крышки от бутылок: чья крышка проскользит по столу дальше?

Наряжалки

Очень интересные игры связаны с переодеваниями, их можно выдумать на ходу, особенно если за окном дождь, а в гости пришли друзья-детишки. Можно:

— сделать инсценировку сказки;

— поиграть в «ковбоев»;

— в «принцесс»;

— в «волшебников»;

— «поохотиться» на хищников или динозавров;

— организовать рыцарский турнир;

— устроить «показ мод»...

Придумывайте, фантазируйте! Подойдут любые виды одежды, которые вам не жалко дать малышу на время игры: шарфы, папины ботинки, старая скатерть, бабушкина шляпа, рубашка деда, ваши сапоги на каблуке, кухонный фартук и т. д. Девочки с удовольствием покопаются в шкатулке с вашей бижутерией и примерят бусики-браслетики, украшая «наряд». А мальчикам, надевшим штору вместо плаща, можно быстренько вырезать из картонной коробки меч — «Вперед, рыцари!».

«Выставка»

Вместе с малышом вы изготавливаете различные поделки, рисуете красками и карандашами, делаете аппликации. Выбрасывать это милое творчество рука не поднимается! Потому предлагаем регулярно устраивать «выставки поделок» — и занятие для ребенка (оформление), и способ вспомнить интересные моменты, и развитие речи (придумать подписи). А «выставки» могут быть самыми разными — рисунки малыша на определенные темы, фотографии поделок, интересные случаи, которые вы сумели сфотографировать на прогулке или дне рождения. Место для «выставки» можно организовать в виде магнитной или пробковой доски (тогда прикреплять работы магнитиками или кнопками), в виде натянутой веревки (работы в прозрачных файлах прицепляются прищепками) и даже просто прилепить кусочками малярного скотча к гладкой поверхности межкомнатной двери. А если есть возможность, повесьте на стене большую пустую раму (для постеров или картин) и прямо в ней устраивайте домашние выставки. Такая «деталь интерьера» всегда будет радовать и удивлять и вас, и ваших гостей.

Календарь

В книге Е. А. Субботиной «Правда о найденном времени. Тайм-менеджмент для родителей и детей» автор подробно рассказывала, для чего нужно учить детей беречь время и как распоряжаться минутами и часами своей жизни, чтобы не терять годы. Там же приведены примеры, какие календари можно сделать с ребенком. Здесь повторяться не будем, просто подскажем парочку идей.

Вместе с малышом на большом листе бумаги оформите свой собственный, домашний, календарь (для самых маленьких — календарь-неделька, для деток постарше — на месяц или на год). Пусть там будут отмечены все ваши праздники и дни рождения, расписание занятий в кружках и походы в зоопарк или поликлинику и прочие нужные события.

. «Праздник ожидания праздника» можно устроить, сделав адвент-календарь. Изготовить его можно из пакетиков, конвертов, маленьких коробочек, мешочков из ткани — любых мелких емкостей с надписанными числами, например, от одного до тридцати. Он показывает, сколько дней осталось до какого-либо важного события, праздника (день рождения, Новый год и т. д.). В такие пакетики/коробочки легко прятать записочки с заданиями на каждый день или небольшие подарочки. Эти самодельные календари станут помощниками и вам, и ребенку при подготовке к торжеству.

Коробка с «выдумками»

Эта коробка послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякнет фантазия, чем развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклейте картинки из старых журналов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» —чего угодно, и чем больше, тем лучше. Пополняйте время от времени запас таких карточек. А играть можно в самые разные игры. Вот несколько вариантов.

Возьмите наугад любую карточку и по очереди с малышом загадывайте какую-то деталь изображения. Отгадывать можно по вопросам. Например, карточка с нарисованным автомобилем: «Я загадала деталь машины». Ребенок задает вопросы: «Это круглое? Зеленое? Длинное? Прозрачное? Железное?» — и т. д., пока не догадается — руль, колесо или кузов. А может, стекло в дверце?

Дайте малышу пять карточек и попросите придумать историю. Пусть разложит картинки в том порядке, в котором изображения появляются по сюжету.

Начните какую-нибудь «историю» и постепенно выкладывайте карточки в случайном порядке. Пусть малыш продолжает рассказ, стараясь ввести новые обстоятельства в зависимости от появляющихся карточек.

Раздайте игрокам (если играет несколько человек) по 5 — 6 карточек и поиграйте в вопросы. Задавайте любые вопросы, а игроки по очереди отвечают, используя свои карточки. Например: «Ты любишь мороженое? » Ребенок из своих карточек выбирает изображение высокого дома и отвечает: «Да, люблю есть эскимо на крыше небоскреба!»

Если играют несколько человек, можно выложить 5 — 7 случайных карточек, и пусть каждый придумает по ним свою историю. А у вас будет возможность услышать несколько самых разных сюжетов! По общему решению можно даже вручить приз за лучшую фантазию.

Раздайте по 5 — 6 карточек игрокам. По считалочке определяется первый игрок. Он выбирает и выкладывает из своих карточек одну (с изображением персонажа или предмета) на середину и начинает историю. Следующий игрок продолжает сюжет, выкладывая свою карточку, и так играют все по кругу. Получается необыкновенно веселая и запутанная история!

Еще интереснее играть в такую же игру, когда игроки не видят, какие карточки они получили. Они выкладывают свои карточки по очереди, не зная, что изображено, просто подряд. Здесь уж надо постараться, чтобы история не прервалась!

Играем в шумы

Пусть малыш отвернется или закроет глаза. Его задача — узнать, какие звуки он слышит. Может, вы постучали ложкой по крышке от кастрюли? Или налили воду в чашку? Перелистали журнал? Или открыли холодильник? Можно и поменяться ролями.

Игра посложнее. Надо услышать и рассказать, какие звуки и шумы доносятся из другой комнаты. Бабушка включила телевизор? Папа чинит полочку в ванной? Братик играет с котенком?

Еще один вариант игры: услышать шумы улицы. Проехал грузовик? Ребята играют футбол? Воробьи расчирикались? А может, по стеклам зашумел дождик?

Играем в звуки

Предложите назвать предметы, где есть какой- то определенный звук, например «А» (ложка, апельсин, плита, картошка).

Назови блюда, где есть звук... например «С» — суп, салат, сосиски с соусом.

Назови сок из... яблок, апельсинов, вишни (яблочный, апельсиновый, вишневый). Или наоборот: из чего делают сливовый сок? Грушевый? Морковный?

Поставь, пожалуйста, к обеду на стол предметы, в названии которых есть звук «Л» (тарелки, ложки, вилки, хлебница).

Вариантов игр в звуки очень много, играют в них просто «между делом», а польза — огромная. В книге Е. Субботиной «Звучата» вы найдете большое количество игр, направленных именно на развитие слухового внимания ребенка, поможете своему малышу развить фонематический слух.

Развиваем глазомер

Эти игры-задания помогут научиться определять на глазок количество, вес или емкость, особенно если вы заняты на кухне, а ребенок мается рядом. Например, попросите малыша определить, сколько яблок поместится на тарелке, а потом пусть проверит. Подобные задания: сколько кусочков сахара поместится на дне коробки? А теперь проверь! Сколько конфет можно выложить на блюдце? Сколько книг можно поставить на полку? Сколько грецких орехов поместится в чашке? Сколько чашек воды можно налить в зеленую кастрюлю? А сколько в белую? А в маленький ковшик? Если на кухне у вас есть весы, можно придумать огромное количество игр на взвешивание — узнавать массу продуктов, кухонной утвари, а заодно учиться математике.

Нос — лоб — щека

Играть можно и с одним малышом, и с целой группой ребятишек. Ведущий называет части лица и одновременно дотрагивается до них, например: «Нос... лоб... щека... губы... нос... брови... ухо...» — и т. д. Игроки должны повторять голосовые команды. Ведущий называет все быстрее, темп увеличивается, и в какой- то момент ведущий называет одну, а показывает на совершенно другую часть лица. Важно показать то, что названо. Кто сбился — проиграл.

Что я загадала?

И вновь варианты различных «угадаек». Играть можно и с окружающими предметами, и с картинками в любой книге, и с карточками (помните коробку с «выдумками»?). Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный» (шкаф). «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку...» (кастрюля). Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки...» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле...» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то детали могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки...), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не ест и в дупле не живет. Такие задания можно давать малышу в любом месте — хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и обратный вариант: ребенок загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. Прекрасно развиваются и речь, и мышление ребенка!

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту игру, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то единичный предмет или явление (одна корова, одна туча, один дом, одно дерево и т. д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произнесите, к примеру, слово «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, а где еще в доме есть стол? (Кухонный, обеденный, письменный, журнальный.)

И самый сложный вариант, когда вы молча показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча» — в комнате малыш явно не найдет пару этим изображениям.

Подбираем карточки

Вам понадобится по 3 — 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т. д. Вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой" группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными? Где можно встретить дуб, березу и елку? Что можно приготовить из клубники, смородины и малины?» И т. д. Примерные карточки:

кровать, стул, шкаф (мебель);

куртка, футболка, юбка (одежда);

роза, василек, ромашка (цветы);

дуб, береза, ель (деревья);

голубь, сорока, утка (птицы);

клубника, смородина, малина (ягоды);

огурец, капуста, морковь (овощи);

яблоко, слива, груша (фрукты);

мальчик, женщина, дедушка (люди).

Конечно, вы можете сделать свои карточки. А по мере взросления малыша добавляйте карточки в группы, например, транспорт: машина, велосипед, мотоцикл, грузовик, корабль, самолет, ракета, поезд и т. д.

Убери лишнее и собери команду

Играть можно и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или столько же непрозрачных пакетов. В каждую коробку положите комплект из трех предметов. Например: в первую — кубик, мячик и детскую варежку, во вторую — пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью — чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им — убрать из каждой Коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что, если убрать лишний предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй — тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей — носок и шарф (одежда). А как же быть с лишними предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Такие игры прекрасно развивают сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Другие варианты этой игры, когда вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины.

«Толкни ядро!»

После детских праздников почти всегда остаются воздушные шарики. Что с ними делать? Конечно, играть! А еще изучать законы физики и химии. Впрочем, если праздника давно не было, шарики можно купить — стоят они недорого, а вот занимательных и развивающих занятий с ними можно придумать очень много! Вот несколько вариантов.

Наполните шарик водой примерно на одну треть. Задание: толкать «ядро» как можно дальше. Можно установить «границу рекордов», линию, за которую нужно забросить шарик. Или поставить тазик, поддон — попав в него шаром, ребенок становится «чемпионом».

Рисование на шариках

Понадобится маркер для рисования по стеклу, но если такого нет, можно обойтись обычными фломастерами. Предложите малышу разрисовать надутый шарик. Можно изобразить зверюшку, насекомых или птиц.

Второй вариант. Из шарика сделать человечка: нарисовать лицо, надеть платочек или шарфик, а может, и лохматый паричок.

Возможно вместо рисования использовать для изготовления «лица» вырезанные и приклеенные скотчем к шарику картинки из старых журналов, например, крупные фотографии какой-нибудь топ-модели или мужчины из рекламы. Получаются необычные «куклы», с которыми можно играть в сюжетно-роле- вые игры.

Попади в мишень

Мишенью может быть пустая коробка посередине комнаты. Надо попасть в нее шариком, но сделать это будет ой как непросто! Ведь шарик вы дадите малышу надутый, но не завязанный. Пусть попробует этим «сумасшедшим снарядом» (а шарик вырывается и летит по своей, непредвиденной, траектории) попасть в мишень!

Скульптуры

Из шариков можно делать «скульптуры» с помощью двустороннего скотча, и не только «снеговика». Попробуйте слепить собачку, корабль или «фотомодель». Или придумайте свое задание, главное, чтобы получилось весело. А потом «скульптурой» можно поиграть.

Задание дает шарик

Внутрь шарика при надувании легко вложить записочку с каким-нибудь заданием. И когда шарик лопнет (многие детки не любят этого момента и пугаются, расстраиваются), можно обыграть ситуацию: «Смотри-ка, здесь какая-то записка!» Ребенок наверняка заинтересуется, что было в шарике, а там, оказывается, спряталась новая игра! Вот некоторые подсказки, их можно использовать не только для записок, но и в виде веселых игр-минуток:

2) рассказать сказку «Репка» от имени репки;

3) встать на возвышение и прокукарекать 3 раза;

4) изобразить кота, который боится, но очень любопытен;

5) назвать 5 имен, начинающихся на одну букву;

6) проскакать 5 раз на одной ножке, проговаривая каждый раз «вежливые слова» (спасибо, пожалуйста, добрый день, приятного аппетита, спокойной ночи и т. д.);

7) исполнить любимую песню, заменив слова на «кря-кря», «гав-гав» или «хрю-хрю»;

8) изобразить героя сказки или мультфильма (Винни-Пуха, Буратино, Карлсона, Колобка, Василису Премудрую, Золушку и др.);

9) назвать 5 признаков, по которым можно узнать Снегурочку (или Волка, или Курочку Рябу, или любого другого персонажа сказки, мультика, фильма);

10) изобразить автомобиль, который не хочет заводиться;

11) быстро произнести любую скороговорку, известную малышу (например: «Саша шапкой по ошибке шишку сшиб», «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «На дворе трава, на траве дрова» и др.);

12) вспомнить 5 слов на букву А (или Б, В, Г и т. д.);

13) изображая самолет со звуком «вж-ж-ж», обежать комнату;

14) обойти комнату, делая три шага вперед и два назад;

15) нарисовать домик, работая двумя руками одновременно;

16) состроить пять смешных рожиц;

17) погладить себя одновременно по животу и по голове в разных направлениях;

18) пронести книжку (игрушку, пакет) по комнате так, как будто идешь по минному полю (по краю глубокой пропасти, по канату и т. д.);

19) изобразить боксера (штангиста, фигуриста или другого спортсмена) с помощью пантомимы;

20) станцевать польку (вальс, «яблочко»);

21) изобразить мышку (лягушку, цаплю, льва, пингвина, змею — любое животное);

22) с помощью мимики изобразить на лице 5 разных эмоций;

23) нарисовать домик (кошку, портрет), зажав карандаш между ладоней;

24) изобразить какой-то предмет (кастрюлю, будильник, мороженое и др.);

25) рассказать о любимой игрушке;

26) сложить пополам лист бумаги одной рукой;

27) двигать носом по столу монетку так, чтобы она упала в подставленный пластиковый стакан;

28) зажать бумажную салфетку (сложенную как усы) между носом и верхней губой и произнести: «Я усатый дядечка!»;

29) назвать 10 разных игрушек, загибая пальчики на руках;

30) прыгать на одной ноге по комнате, размахивая руками и приговаривая: «Я бабочка!»;

31) надеть папины тапочки и изобразить балерину;

32) сделать самолетик или кораблик из бумажной салфетки;

33) нарисовать ромашку с завязанными глазами;

34) станцевать танец «африканского племени Мумба-Юмба»;

35) без слов, только движениями рассказать сказку «Курочка Ряба»;

36) три раза попасть мячиком (газетным комочком, шариком от настольного тенниса) в коробку (кастрюлю, ведро, лоток).

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.