Ребенок от 0 1. Эмоциональное развитие малыша. За и против раннего развития

04.04.2019
Развитие ребенка от 0 до 1 года

Анна Сокольчук

Особенности развития ребенка:


  • Ребенок развивается этапами;

  • Путь развития каждого ребенка очень индивидуален;

  • Развитие ребенка в определенный период может остановиться по ряду причин;

  • Развитие ребенка зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА.

Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов , помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек.


  • 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе.

  • На 2-4 мес. развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами.

  • 2-4 мес. – рассматривает и захватывает предмет рукой.

  • 3-5 мес. – дотягивается до предмета рукой.

  • 4 мес. – самостоятельно переворачивается со спины на бок.

  • 5-5,5 мес. - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого.

  • В 5-7 мес. уже может перекладывать предмет из руки в руку.

  • В 5-8 мес. (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд.

  • В 7-13 мес. начинает ходить с поддержкой.

  • 9-14 мес. – осваивает «пинцетный захват».

  • 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие.

  • 9-17 мес. (чаще 12-13 мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.
МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО

Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов.

Сенсорный опыт и взаимодействие со взрослыми развивает познавательные способности:


  • Аккуратно подуйте на ладошки вашего ребенка;

  • Повторите "Этот ладошки“;

  • Подуйте на другие части тела (локти, пальцы, шею, щеки и т.д.).
Стремление за вещью помогает мозгу развить зрительно-моторную координацию:

  • Держите ребенка на коленях;

  • Вложите свой указательный палец в ладонь ребенка;

  • Вероятнее всего он схватит палец, это естественный рефлекс;

  • Каждый раз, когда он хватает ваш палец похвалите ("Какой ты сильный", "Удивительно").
Симуляция зрения обеспечивает хорошее его развитие:

  • Положите перед ребенком яркий цветной шарф, медленно его передвигайте и повторяйте, какой он яркий;

  • Убедившись, что ребенок смотрит на шарф, медленно переместите его в сторону;

  • Перемещая шарф поощряйте ребенка глазами следить за шарфом.
Чем больше ребенок видит, тем больше он хочет видеть. Посадив ребенка в перед зеркалом:

  • Улыбайтесь;

  • Шевелите разными частями тела;

  • Делайте разные гримасы;

  • Произносите разные звуки отчетливо шевеля губами;

  • Качайтесь вперед и назад.
Ощущение и запахи стимулируют образование новых соединений:

  • Прикоснитесь и протрите руки ребенка в различными тканями;

  • Создайте возможность понюхать различные ароматы (запах цветов, разрезанного апельсина).
Смена положения ребенка развивает чувство равновесия, пространственное понимание, стимулирует начало ползания:

  • Аккуратно поддерживайте ребенка прижав его спинку в своему телу;

  • Крутитесь с ребенком в разных направлениях.
Развитие мышц ребенка и способствует ходьбе и ползанию:

  • Положите ребенка на спину и двигайте его ноги, как-будто он едет велосипеде ("Туку туку / Мы едем по дорожке / туку туку");

  • Пока ребенок лежит на спине осторожно потяните его за ноги, пока они не выпрямятся ("Сгибаем, сгибаем маленькие коленки").
Использование мышц укрепляет их:

  • Положив ребенка на живот, держите перед ним плюшевого медведя и перемещайте его из стороны в сторону, чтобы ребенок, глазами и телом следил за ним;

  • Крепко поддерживая ребенка за подмышки "плюхнитесь" с ним на кровать;

  • Положив ребенка на живот положите перед ним игрушку и разрешите за ней тянуться.
Пеленальный стол – место для развития моторных навыков. Вы можете давать ребенку рассматривать разные интересные вещи. Двигайте перед ним яркий мячик. Поменяв подгузник, дайте ему потрогать этот мячик.

  • Имитация звуков, которые издает ребенок, стимулирует их повторение;

  • Если вы поощрите его после определенных звуков, он будет издавать эти звуки чаще;

  • Падражая различным звукам, дотрагивайтесь ладошкой ребенка к губам;

  • Количество слов, которые ребенок слышит ежедневно, влияет на его интеллект.
Игры с мячом развивают ловкость:

  • Когда ребенок научится сидеть, аккуратно катите ему мяч (лучше всего - мягкий);

  • Покажите, как его нужно ловить.
Игра "Куку". Способствует формированию связей головного мозга, развивает внимание, учит, что вещи исчезают и появляются, помогает научиться справляться с трудностями, учит последовательности:

  • Возьмите куклу и спрячьте ее и себя за спиной;

  • Покажите куклу, говоря: "Куку, имя ребенка";

  • Опять спрячьте куклу;

  • Повторяйте, пока вы видите, что ребенок с нетерпением ждет появления куклы;

  • Дайте ребенку куклу и следите, может быть, он будет подражать вам.
Игры в форме диалога готовят детей к сложным отношениям в жизни:

  • Спрячьтесь от ребенка за стул или дверь (чтобы он вас нашел);

  • В то время как вы прячетесь, повторяете: "Где я, найди меня, я здесь";

  • В конце, даже если вас не нашли, покажитесь ребенку.
Чем больше у ребенка слухового опыта, тем лучше у него будет развиваться речь:

  • Включите ребенка в повседневные разговоры – слушая он узнает больше слов;

  • Позвольте вашему ребенку слушать радиопередачи, записи сказок, чтобы он услышал разные голоса;

  • Поощряйте ребенка, отвечать на то, что он слышит, общайтесь с ним.
Чтение книг помогает узнавать

слова, развивает воображение:


  • Каждый день отведите определенное время для чтения (перед сном);

  • Разрешите подержать и полистать книжечки;

  • Достаточно кратко рассказать и показать, что изображено на картинках;

  • Поддерживайте разговор и интерес ребенка;

  • Самое главное: повторять и еще раз повторять.
Очень важен ранний опыт, разные ощущеня:

  • В погожий день разрешите ребенку поползать по траве, поваляться на ней;

  • Опишите каждый предмет, который заинтересует ребенка;

  • Нюхайте цветы, рассматривайте насекомых.
Когда вы касаетесь ребенка, лучше работает его пищеварительная система, он легче преодолевает стресс:

  • Покажите разные части вашего тела;

  • Возьмите ручку ребенка и покажите каждую часть его тела называя их.
Пойте и играйте купая ребенка:

  • Возьмите губку и мыло и проведите по ладони ребенка;

  • Говоря "плюх" опустите губку и воду создав брызги;

  • Вы можете двигать игрушки для купания;

  • Возьмите чашку воды и попробуйте перелить ее в пустую чашку, которую держит ребенок.
Подражание способствует развитию:

  • Скажите слово и поощряйте его повторить,

  • Выберите знакомые и короткие слова, звуки издаваемые животными;

  • Когда ребенок повторит, похвалите, обнимите его;

  • Совершите какой-либо жест и попросите его повторить.
Советы по позитивному воспитанию:

  • Говорите с ребенком. Ваш голос успокоит его.

  • Отвечайте, когда ребенок издает звуки. Повторяйте звуки добавляя слова.

  • Читайте ребенку, это поможет ему начать понимать речь и звуки.

  • Пойте малышу и вместе слушайте музыку.

  • Хвалите ребенка и уделяйте ему много внимание.

В положении сидя ребенок еще не может самостоятельно держать голову, а лежа на животе удерживает ее в течение нескольких минут. Руки у него почти все время находятся в скрученном положении. Происходит преобладание мышц сгибателей над мышцами разгибателями.

В период от 1 до 2 месяцев малыш уже намного дольше держит голову в положении лежа на животе, а вот его маленькие руки двигаются в хаотичной активности. Также в этом возрасте он уже немного научился держать голову в положении сидя и способен повернуть ее на звук. Кроме того, ребенку удается на несколько секунд задерживать взгляд на каком-либо предмете, и он даже старается к нему тянуться.

В возрасте 3 месяцев малыш уже совершенно свободно держит голову лежа на животе и даже сидя. Он активно двигает руками и ногами, причем делает это с определенной целенаправленностью. Пытается дотянуться до ближайшего объекта, но, скорее всего, это у него пока не получается.

Эмоциональное развитие малыша

В период от 0 до 1 месяца ребенок спит большую часть суток, но в короткое время бодрствования уже проявляет некоторую активность. Способен обращать внимание на звуки, впервые устанавливает свой первый зрительный контакт. Успокаивается, когда его берут на руки - это его первый условный рефлекс. Его плач и крик приобретают форму специального сигнала, с помощью которого вы сможете понять, что ваш младенец голоден, хочет пить, спать или ему нужно поменять подгузник.

В возрасте 2 месяцев ребенок уже улыбается в ответ на улыбку взрослого, затихает, когда слышит знакомый голос или видит знакомое лицо. Внимательно слушает речь взрослого и, подражая ей, агукает. Также он выражает радость, когда его берут на руки, когда с ним играют или купают.

В у малыша расцветает комплекс оживления, он поворачивает голову на голоса или какие-либо другие звуки. Он отличает человеческую речь от посторонних звуков, узнает близких и пытается привлечь к себе внимание, капризничает, когда остается один.

Это основные нормы развития младенца, но их не стоит воспринимать как обязательные признаки правильного развития и переживать, если ваш ребенок не соответствует каким-либо параметрам. Помните, что каждый ребенок индивидуален, и все малыши развиваются по-разному.

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения - именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы - это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.


К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: ). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: ).

Этап новорожденности - самый первый кризисный период в развитии малыша. Это переход от зависимого типа существования к индивидуальной форме жизни, от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа дыхания и питания к совершенно иным. В действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, и большинство систем начинает фактически функционировать заново. Появление «комплекса оживления» - это психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть .
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти - ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Массаж для новорожденного - не только удовольствие и забава, но и благотворное воздействие на развитие мышц. Его рекомендуется выполнять ежедневно

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) - такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Если ребенок питается хорошо усваиваемым грудным молоком, могут наблюдаться задержки стула в 2 дня, но при этом будет совершенно обычное поведение. Малыш не испытывает дискомфорта, не мучается от вздутия животика или срыгивания.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями - к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию - подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто - около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.


Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Органы чувств малыша понемногу развиваются: кроха уже способен задерживать взгляд на лице мамы или подвесной игрушке. К концу 2-го месяца ребенок плавно следит взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, чуть позже – по вертикали, а затем и по кругу. Ненадолго сосредоточиться младенец может и на звуковых картинах: он прислушивается к голосу мамы или музыкальной мелодии, но пока его внимания не хватит и на полминуты.

СОВЕТ . Одна из первых игрушек в жизни малыша – музыкальный мобиль. Повесьте его на уровне груди ребенка (а не прямо над головой) и включайте минут на 10, чтобы кроха не утомился.

Оказавшись на животе, младенец поднимает голову и старается удержать ее в этом положении. Такие тренировки стоит поощрять: любая двигательная активность способствует укреплению мышц. У всех детей развитие мышечной системы происходит сверху вниз: сначала крепнут мышцы шеи (это позволяет удерживать, а потом и поворачивать голову), затем – спины, рук и, наконец, ног.

Как развивать зрение малыша?

Малыши рождаются с небольшой степенью дальнозоркости (+3-4 диоптрии) и нечетко видят предметы, находящиеся ближе чем на расстоянии 20–30 см от глаз. Оптимальная дистанция, с которой стоит показывать ребенку игрушки, составляет от 30 до 70 см. Первый цвет, который воспринимает малыш, – красный, чуть позже – синий и зеленый, затем – желтый. Хорошо, если игрушки будут разноцветными, а не однотонными – зрение тренируют контрастные сочетания (например, красного и зеленого, желтого и синего – эти противопоставления дети различают первыми). Для правильного развития глаз кроха должен смотреть и на близкие, и на удаленные от себя предметы. Развесьте на стенах детской яркие картинки и показывайте их ребенку с разного расстояния; почаще подносите его к окну и рассматривайте предметы во дворе. Зрение развивается вместе с моторикой, а потому ребенку важно не только рассматривать предметы, но и трогать их, хватать, бросать, тянуть в рот. Со второго полугодия у малыша должны появиться кубики и пирамидки: с их помощью кроха научится соотносить внешний вид предмета с его размером и объемом, почувствует разницу между частью и целым.

Малыш следит взглядом за крупными движущимися объектами и с удовольствием рассматривает лицо мамы. Кроха узнает близких с расстояния 2–3 метров и радуется, завидев их, а при виде маминой груди или бутылочки с молоком может нетерпеливо чмокать и вытягивать губы. Такое поведение специалисты называют комплексом оживления: в ответ на ласковое обращение взрослого маленький начинает улыбаться, энергично двигать ручками и ножками, гулить, издавая звуки «а», «у», «ы» или слоги «га», «кха», «ма».

У двухмесячного ребенка уже неплохой слух: он способен расслышать даже негромкий звук примерно с 3-метрового расстояния и повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится.

Лежа на животе, маленький хорошо держит голову: он может находиться в таком положении целую минуту и даже дольше. Ладошки малыша уже не так крепко сжаты в кулачки, как раньше. Теперь, если вы вложите ему в ручку игрушку, он подержит ее немного, прежде чем уронить.

СОВЕТ . Взрослым кажется, что, глядя по сторонам, младенец мало что понимает, - но воспринимает он многое, и этот опыт очень важен для его развития. Например, гуляя с малышом, вынимайте его из коляски, давайте осмотреться, прикоснуться к чему-нибудь, прислушаться к окружающим звукам – и обязательно комментируйте все, что происходит вокруг.

Кроха проявляет все больше интереса к окружающему миру: если положить его на животик, он попытается приподняться повыше, опираясь на предплечья. В этом положении малыш любит наблюдать за движениями мамы или мельканием картинок на экране телевизора.

СОВЕТ . Чтобы зрение и нервная система ребенка не получали лишней нагрузки, просмотр фильмов или баталии с героями компьютерных игр лучше устраивать в отсутствие малыша. Даже если он в это время спокойно спит, фоновый шум создает подспудное возбуждение нервной системы.

Кроха пробует хватать рукой игрушки – теперь ему придутся очень кстати игровые коврики и дуги. Но его любимой забавой становятся… собственные ручки: он с интересом изучает их, ощупывает, тянет в рот.

Если раньше, чтобы рассмотреть новую игрушку, кроха поворачивался к ней всем корпусом, то теперь ему достаточно просто перевести взгляд в ее сторону. Малыш учится оценивать расстояние на глаз и заранее определять, как далеко нужно протянуть руку.

Четырехмесячный ребенок понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Секрет в том, что в этот момент тон вашего голоса становится выше, гласные растягиваются, а слова повторяются по несколько раз. Эта манера действительно ласкает слух ребенка – исследования показывают, что на такое обращение малыши реагируют охотнее.

Маленький гимнаст по-прежнему тренируется удерживать свое тело, опираясь на ручки и вытягивая вперед голову. Сейчас он выходит на новый уровень, выпрямляя руки и опираясь на кисти. Лежа на животе, кроха теперь может ловко перевернуться на спину.

СОВЕТ . Пришло время, когда малыша буквально ни на секунду нельзя оставлять без присмотра в опасных местах вроде пеленального столика. Даже если вам надо просто отвернуться, придерживайте ребенка рукой.

За развитием малышей до 1 года следят врачи самых разных специальностей. Работу нервной системы, контролирующей основные функции организма, оценивает невролог, созревание опорно-двигательного аппарата – ортопед. Хирург проверяет, нет ли у ребенка проблем, требующих оперативного вмешательства; офтальмолог и отоларинголог следят за зрением и слухом, а стоматолог – за появлением первых зубов. Но главное звено этой цепи – педиатр. Именно он оценивает рост и развитие малыша «в динамике» во время регулярных осмотров: до 6 месяцев они происходят ежемесячно, затем – 1 раз в 2 месяца вплоть до года. А как часто нужно показывать малыша другим специалистам?

  • 1 месяц – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 3 месяца – отоларинголог
  • 6 месяцев – хирург, невролог, ортопед, окулист
  • 12 месяцев - хирург, невролог, ортопед, окулист, стоматолог

5 месяцев

Кроха уже знает, кто свой, а кто чужой, и при виде незнакомого человека может расплакаться. Он различает не только голоса родных, но и их интонации: строгий тон заставляет его насторожиться, а ласковый – улыбнуться. В его личном вокальном репертуаре появляется новая партия – визг. И хотя он не слишком приятен для взрослого уха, это важный этап в развитии речи малыша, голосовые связки которого пока умеют производить только высокие звуки.

Малыш уверенно берет игрушки и правой, и левой рукой, захватывая предмет ладошкой, а большой палец оставляя вытянутым. Правда, все, что попадает к нему в ручки, немедленно оказывается на полу.

Карапуз научился переворачиваться со спины на живот и теперь вертится во все стороны. Он приближается к умению сидеть, но пока удержаться в этом положении может, только если его поддерживают под спинку. Горизонтальное положение его устраивает все меньше: например, полулежа у мамы на коленях, он изо всех сил тянется вверх.

СОВЕТ . К концу первого полугодия жизни многим родителям приходится менять коляску-люльку на прогулочную модель. Для развития зрения важно, чтобы кроха смотрел не только на близкие к нему предметы, но и вдаль (а это удается ему главным образом на прогулке), так что в коляске сажайте его спиной к себе или выбирайте модели с перекидной ручкой.

6 месяцев

Малыш уже знает, что звуки различаются, а значит, и реагировать на них нужно по-разному. А у родных к этому времени появляется твердое убеждение, что их чадо уже все понимает. Ребенок осваивает язык жестов, и разучивать его вам предстоит вместе: попробуйте подкреплять движениями простые обращения и просьбы («пока», «иди ко мне», «дай»).

Шестимесячный малыш пробует сидеть, опираясь на руки. Такое умение – второй после способности удерживать голову серьезный шаг маленького к тому, чтобы принять вертикальное положение. Важно, чтобы кроха сидел с ровной спиной: если малыш начинает сутулиться, значит, он устал и его положение надо изменить. Иначе кровоток в позвоночнике может нарушиться, и это замедлит дальнейшее развитие навыков движения.

Начинается эра больших путешествий – маленький пробует ползать по-пластунски. У каждого из его маршрутов есть конкретная цель: например, мама, бутылочка или любимая погремушка. Кстати, теперь проблема выбора – какой из игрушек заняться в первую очередь – уже не поставит малыша в тупик. Он возьмет по игрушке в каждую ручку и сможет перекладывать их из одной в другую, если захочет.

Пришло время учиться есть с ложки, и ребенок будет тренироваться снимать с нее пищу губами.

СОВЕТ . Для первых экспериментов лучше всего подойдет плоская ложка, а чтобы она не повредила чувствительные беззубые десны малыша, выбирайте специальные детские изделия из силикона или мягкого пластика.

В 6 месяцев многие малыши могут похвастаться первыми зубками. Правда, сроки их появления индивидуальны: у кого-то молочные «жемчужинки» появляются уже в 5 месяцев, а у кого-то – ближе к году. У большинства детей сначала прорезываются нижние, а потом верхние передние резцы. Чаще всего к году во рту ребенка набирается 8 зубов.

7 месяцев

Картина мира становится для ребенка объемной: кроха уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе. С этого времени можно учить малыша различать формы: вкладывайте в его ручку шарик, кубик, конус и показывайте, что первый может катиться, второй – стоять то на одной грани, то на другой, третий отличается гладким основанием и острой верхушкой.

Семимесячный малыш умеет сидеть самостоятельно или с опорой на одну руку, а ползание для него уже и вовсе занятие привычное.

СОВЕТ . Направить энергию ребенка «в мирное русло» и заодно развить его умение двигаться поможет простая игра: просите малыша находить предметы, которые лежат в стороне, и самостоятельно добираться до них. Для таких упражнений лучше всего подойдут яркие и простые игрушки: мячик, пирамидка и т. п.

8 месяцев

Взгляд малыша очень привлекают незнакомые предметы: при виде чего-то нового он оживляется или удивляется. А хорошо знакомые вещи он не только сумеет найти по вашей просьбе, но и покажет взглядом и сопроводит радостным «гыы».

Восьмимесячный кроха уверенно сидит без поддержки. Он встает на четвереньки и, оторвав руки, пробудет стоять на коленях. Если в этот момент рядом будет опора (например, бортик кроватки), он может попробовать подтянуться и встать на ноги.

Мелкая моторика ребенка (движения кистей и пальцев рук) развивается, и малыш уже может помахать вам «до свидания», похлопать в ладоши или стянуть с ноги носок. А еще он умеет крепко держать в кулачке и грызть сушку или печеньице, окунать пальцы в тарелку и с упоением их обсасывать или размазывать пюре по столу.

СОВЕТ . Как бы вас ни огорчала перспектива уборки, позволяйте малышу устраивать беспорядок, а еще лучше – предложите ему пальчиковые краски. С их помощью будет развиваться не только моторика, но и осязание, цветовое восприятие, творческое начало.

Маленький продолжает осваивать «взрослую» посуду: промежуточным этапом на пути к чашке может стать поильник с мягким резиновым носиком. Практичные многофункциональные модели-непроливайки со съемной крышкой и ручками будут удобны как для начинающих, так и для деток постарше.

9 месяцев

Любознательный малыш внимательно наблюдает за взрослыми: он сразу замечает, в каком настроении мама, с кем разговаривает бабушка и что несет папа.

Кроха по-прежнему много ползает, но если раньше он подтягивался на руках, волоча за собой ноги, то теперь он поочередно передвигает то правую пару конечностей, то левую.

Большое достижение этого периода: маленький наконец принял вертикальное положение и теперь уверенно стоит, опираясь на стену или мамину руку, и даже пробует двигаться вдоль опоры. В малыше просыпается стремление ввысь, и он начинает осваивать «верхние ярусы» квартиры. Любопытный кроха тянется к предметам, которые находятся выше его роста, пытается забраться на невысокие диваны или кресла.

Ребенок увлеченно возится с мелкими предметами и легко управляется с несколькими сразу. Он уже умеет собирать их с пола, причем хватает мелочовку не всей ладошкой, а двумя или тремя пальцами (так называемый пинцетный захват). Будущий помощник по-своему наводит в доме порядок: вынимает из коробок вещи, разбирает простые игрушки типа пирамидки и разбрасывает все по комнате.

СОВЕТ . Как только малыш начнет вставать, максимально опустите днище кроватки, чтобы он не мог перевалиться через край.

10 месяцев

Малыш уже может быстро переводить взгляд с птичек за окном на собственные пальчики – такая способность называется зрительной аккомодацией. Но зрение крохи по-прежнему несовершенно, и когда мама отходит хотя бы в дальний угол комнаты, она кажется ему очень далекой (кстати, это одна из причин, почему дети буквально ни на шаг не любят отпускать от себя взрослых).

Оттолкнувшись от маминых рук, малыш учится стоять сам, а иногда и усложняет себе задачу: стоит, потом приседает и неуклюже поднимается. Родителям теперь не удастся спокойно посидеть, ведь кроха уже с удовольствием ходит за ручки и тянет маму туда, куда хочет сам.

Теперь малыш понимает, для чего нужны разные игрушки, и использует их по назначению: машинку катает, мячик бросает, книжку листает. Ребенок наконец-то может занять себя сам и без труда находит себе развлечение минут на двадцать.

СОВЕТ . Десятимесячный кроха различает, как «поют» разные предметы: тикают часы, звонит телефон, капает вода из крана. Почаще устраивайте ему домашние «концерты»!

Развитие каждого ребенка, с одной стороны, происходит в своем собственном ритме, а с другой – подчинено единой для всех детей схеме. Зная, в какой последовательности и в какие сроки малыши обычно осваивают те или иные навыки, родители смогут лучше понять своего кроху и помочь ему, если возникают сложности. Сформулированные врачами нормативы развития – это ориентиры, которые помогают оценить физическое и умственное здоровье ребенка. Следование им особенно важно на этапе освоения самых простых умений (например, удерживать голову или переворачиваться): если отклонение составляет больше 2 месяцев, стоит проконсультироваться с врачом. А вот чем сложнее навык, тем больше времени требуется на то, чтобы им овладеть: например, первые шаги малыш может сделать и в 10, и в 15 месяцев. Но если заметны предпосылки для освоения новых умений, значит, настоящие успехи – всего лишь вопрос времени.

11 месяцев

Внимание и любознательность малыша растут день ото дня. Теперь в гостях он больше не пускается в плач от страха, а пристально рассматривает новую обстановку.

Чтобы твердо стоять на ногах, карапузу больше не нужна мамина поддержка – он гордо стоит сам. Кроха настойчиво учится наклоняться и поднимать с пола игрушки, но пока для этого ему приходится приседать или падать на четвереньки.

СОВЕТ . Путь к долгожданным первым шагам не бывает гладким: не нужно каждый раз кидаться к своему чаду, чтобы помочь ему сесть или встать. Ребенок должен совершать самостоятельные попытки – так он быстрее научится и стоять, и ходить.

У 11-месячного малыша много интересных занятий. Он находит спрятанные игрушки, катает мячик, уверенно разбирает пирамидку и пытается, хотя по большей части безуспешно, снова надеть кольца на стержень (сделать это легче, когда кольца одинакового размера). Он складывает предметы в емкость, с удовольствием и «на публику» показывает «пока-пока», «фонарики» и т. д.

12 месяцев

К году маленький акробат умеет очень многое: он сидит, стоит, ползает, лазает и наконец-то ходит сам – пока неустойчиво, но настойчиво. Непоседа ходит, широко и неуклюже расставив ноги, часто падает, но эти падения неопасны и даже необходимы, поскольку учат малыша группироваться и развивают чувство равновесия. Неугомонный малыш постоянно в движении, и теперь ему особенно нравятся игрушки, которые могут двигаться вместе с ним: игрушечные коляски, каталки, мячи, машинки.

Теперь крохе под силу выполнять два разных действия одновременно: например, он может идти и нести в руке игрушку. Он не только копирует поведение взрослых, но и сам изобретает новые способы использования предметов, многие из которых даже не пришли бы в голову старшим. Тем не менее на шалуна уже можно воздействовать словом: он послушается, если вы скажете «нельзя», «отдай», «положи».

Активное желание малыша подражать старшим сейчас можно использовать, чтобы учить кроху простейшим навыкам самообслуживания. Годовалому ребенку уже под силу самостоятельно съесть несколько ложек пюре, пить из поильника или чашки, умываться и причесываться (в меру сил), по вечерам убирать в коробку свои игрушки. Играя, маленький хочет походить на взрослых, поэтому с удовольствием включается в повседневные дела старших: елозит тряпкой по полу, полощет белье в тазике, трет щеткой обувь.

СОВЕТ . Поощряйте ребенка участвовать в «хозяйственной деятельности», а вместе с тем предлагайте подходящие по возрасту развивающие игры: плотные паззлы из двух частей, пирамидки с кольцами одинакового диаметра, рамки-вкладыши простой формы (например, с фигурками животных).

Ближе к году малыш начинает интересоваться своим телом и с удовольствием изучает анатомию. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить, где у него носик, ротик, животик, и показать их по просьбе старших на себе или на кукле (такую игрушку стоит иметь малышам обоих полов). Замечено, что девочки ориентируются в своем теле лучше, чем мальчики.


Рождение долгожданного малыша наполняет дом сразу многим: плачем и криком, радостью и безмерным счастьем, светом. Жизнь семьи кардинально меняется - теперь главным жильцом становится не кто-то из родителей, а младенец. Конечно, все уже построенные планы в связи с его рождением придётся пересмотреть, подстраиваясь под его интересы.

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги. То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.
Физическое и психологическое развитие по месяцам:

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама - это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на голосовое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками. Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться. При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам. Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати. Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

У малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет. Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки. Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

У некоторых мам после рождения малыша не оказывается помощников, и им сразу же приходится ломать голову над тем, как не впасть в депрессию и справитьс...

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги. Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно.

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его. Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов. Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно. Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива. Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.
Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать. Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

Когда мамы признаются, что срываются на своих детей, то это звучит неприятно и грустно. Речь идёт не о простой злости, а о пересечении линии невозврат...

Методика раннего развития ребёнка в первые три года

Родители всегда могут подметить, к чему тянется их ребёнок и, зная это, должны выбрать для раннего развития ту или иную методику. Для грудничка внимание родителей играет огромную роль. Это то самое время, когда в него проще всего вложить навыки и знания, необходимые для формирования волевого, сильного характера. Долгое время среди педагогов бытовало мнение, что начинать развитие малыша рациональней незадолго до отправки его в детский сад, хотя за последние пару десятилетий эти взгляды существенно изменились. Современные крошки проявляют большую активность, легко вовлекаются в интересные занятия и проводимые в игровой форме обучающие программы.

Методика Монтессори

Существуют методики, основанные на тактильном, эмоциональном и визуальном восприятии. В последние годы большой популярностью пользуется методика доктора Марии Монтессори, предназначенная для раннего развития малышей. В её основу положено визуальное и тактильное восприятие окружающего мира. Монтессори полагает, что крошке нужно предоставить полную свободу действий. Он должен самостоятельно выполнять все упражнения, обучаясь в игре. Данная программа, конечно, предполагает помощь родителей, но она должна быть ненавязчивой, не сковывающей малыша. К ребёнку-дошкольнику нужно проявлять индивидуальный подход, с учётом всех его особенностей. Для занятий по системе Монтессори подошёл бы такой принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Детские сады, работающие на основе методики Монтессори, существуют уже во многих городах. Здесь для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план развития в социальной среде. Задача воспитателя состоит в такой организации деятельности ребёнка, в которой полнее раскроется его потенциал. Среду Монтессори можно создать и в семье, тогда карапуз в возрасте до трёх лет будет прямо на глазах у родителей раскрывать свои способности, у него будет прогрессировать логическое и творческое мышление, концентрация внимания, память, фантазия и воображение, моторика. Методику Монтессори можно начинать использовать с 8-10-месячными малышами.

Методика Дьенеша

Многие педагоги добиваются заметных успехов в развитии у ребёнка визуального восприятия с помощью методики Дьенеша. Он предложил использовать целый набор предметов, различающихся по цвету и форме. Эти предметы соответствуют различным условиям окружающей среды, родители могут быстрее найти общий язык с малышом, пользуясь списком заданий.

Методика Воскобовича и Никитиных

Традиционным способом развития у маленьких детей аналитических способностей является работа с разнообразными конструкторами, заставляющая их просчитывать собственные действия и мыслить творчески. В начале 90-х годов прошлого века российский инженер Воскобович разработал собственную методику и предложил множество разновидностей сказочных конструкторов для крошек старше двух лет. Сюда же можно отнести и разработанные многодетными родителями Никитиными развивающие игрушки: круги, кубики, пазлы и конструкторы различных форм, фактур и цветов. Предлагаемые обучающие программы позволяют быстрее сформировать у крошки представление об окружающем мире.

Дети чувствуют своих родителей интуитивно, это качество у них от природы, поскольку нужно для выживания. Но вместе с тем они также испытывают родных н...

Методика Зайцева и Чаплыгиной

Благодаря следующей группе обучающих программ у малыша можно развить интерес к чтению, математике и музыке. Сегодняшние дошкольники уже должны обучаться чтению, в помощь этому имеются две довольно интересные программы, разработанные Зайцевым и Чаплыгиной. Обе программы за основу берут чтение по слогам. В любом наборе есть специальный блок, в котором формируются слоги и набор кубиков с буквами. Малыши легче запоминают буквы, представленные в виде кубиков, поскольку здесь им ещё помогает ассоциация букв с разными цветами.

Методика Железновых

Семья Железновых предложила интересную методику для развития у малышей музыкальных талантов. В обучающую программу здесь входит прослушивание детьми современной и классической музыки, игры, связанные с танцами и забавные жесты, которые отлично тренируют как слух, так и визуальное восприятие.

Методика Кюизинера

Кюизинер считает, что обучать детей счёту и простейшим арифметическим действиям можно в раннем возрасте. Он внёс в обучение палочки, имеющие разную длину и окраску, которые должны ассоциироваться в детской голове с цифрами. С помощью этих палочек крошку можно быстро научить отличать большее число от меньшего. Цифры и буквы довольно сложно воспринимаются даже взрослыми детьми, но когда это происходит в игровой форме, да ещё с привлекательными цветами, то процесс обучения становится лёгким и весёлым.
Упомянутые методики предназначены для детей старше года, но есть также метод Ибука и теория Тюленева, согласно которым малыша только до трёх лет можно всему научить с помощью специальных пособий и игрушек. Несмотря на противоречивость, эти методики доказали эффективность, поэтому они могут также быть небезынтересными для родителей. Важно учитывать, что малыш всю информацию воспринимает зрительно. В начальной стадии обучения необходимо следить, как малыш воспринимает поступающую информацию.

1 0