Глава 3. Состояние здоровья детей
Детская смертность. Специалисты Комитета по здравоохранению отмечают, что среди показателей, характеризующих здоровье детского населения, показатель младенческой смертности является чутким барометром социально-экономического развития как страны в целом, так и региона и эффективности деятельности службы охраны материнства и детства. Младенческая смертность (МС) в Санкт-Петербурге за период с 1998 по 2009 год уровень МС снизился в 2,5 раза, соответственно с 11,4 до 4,6 на 1000 родившихся живыми (в 2008 г. – 4,4, в 2007 г. – 4,2). Показатель МС нельзя рассматривать в отрыве от состояния здоровья беременных женщин, соматического и репродуктивного здоровья подростков. Доля здоровых подростков не превышает 11%, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 27-30%, и 60% подростков имеют пограничные состояния. По некоторым нозологическим формам, таким как, анемии, заболевания мочеполовой системы, болезни щитовидной железы, среди девочек эти показатели значительно выше, чем у юношей.
На уровень МС существенное влияние оказывают перинатальные факторы (течение беременности и родов, состояние здоровья новорожденных). Для Санкт-Петербурга тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также негативная динамика и высокие показатели материнской заболеваемости.
Доля детей, умерших в возрасте 0-27 дней, составляет в 2009 г. 50%. В структуре МС ведущими причинами являются заболевания перинатального периода и врожденные пороки развития, на их долю приходится 70% всех случаев смерти детей первого года жизни. Среди заболеваний перинатального периода отмечается снижение показателей внутриматочной гипоксии и внутриутробной инфекции, однако в ранговой структуре причин младенческой смертности эти заболевания остаются ведущими, что является следствием состояния здоровья беременных.
Показатель детской смертности от 0 до 4-х лет (ДС-4) составил 5,7 на 1000 живых детей (в 2008 г. – 5,4, в 2007 г. – 5,4, в 2006 г. – 6,5).
Ранговая структура причин смерти:
Рис. 3.1.
Заболеваемость новорожденных в Санкт-Петербурге
Динамика состояния здоровья и заболеваемости новорожденных, представленная отделом здравоохранения Калининского района
Санкт-Петербурга, свидетельствует, что в период с 2007 по 2009 год снизилось число заболевших новорожденных и их заболеваемость. Показатель заболеваний перинатального периода стабилен, уменьшилось число зарегистрированных ОРВИ у новорожденных детей (табл.3.1-3.2).
Таблица 3.1.
С
остояние здоровья новорожденных
Год |
Кол-во |
Из них количество недоношенных |
Число заболевших новорожденных |
Число случаев заболеваний |
Заболевания перинатального периода |
||||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
Пок-ль |
Абс. |
Пок-ль |
||
2007 |
3 958 |
201 |
5,1 |
712 |
17,9 |
1 028 |
259,7 |
837 |
211,5 |
2008 |
4 387 |
209 |
4,8 |
707 |
16,1 |
1 102 |
251,2 |
856 |
195,1 |
2009 |
4 387 |
210 |
4,5 |
721 |
15,4 |
1 121 |
240,2 |
907 |
194,3 |
Таблица 3.2.
Структура заболеваний новорожденных
Год |
Врожденные пороки развития |
ОРВИ, в т.ч. пневмонии |
Острые кишечные инфекции |
|||
Абс. |
Пок-ль |
Абс. |
Пок-ль |
Абс. |
Пок-ль |
|
2007 |
74 |
18,7 |
41 |
10,4 |
10 |
2,5 |
2008 |
90 |
20,5 |
30 |
6,8 |
15 |
3,4 |
2009 |
84 |
18,0 |
21 |
4,5 |
16 |
3,4 |
В структуре заболеваемости:
Рис. 3.2. Общая заболеваемость у детей в Санкт-Петербурге
Рост показателя произошел за счет болезней глаза и его придатков, заболеваний нервной системы, органов дыхания (в т.ч. бронхиальной астмы), болезней органов кровообращения, пищеварения (при снижении показателя язвенной болезни 12-ти перстной кишки), болезней мочеполовой системы и костно-мышечной системы, врожденных пороков развития (в т.ч. врожденных пороков сердца и сосудов).
Ранговая структура заболеваний:
Таблица 3.3.
Профилактические осмотры детей и подростков, %
Показатели |
Всего осмотрено, чел. |
Выявлено при профосмотрах |
||||
с понижением остроты |
с дефек-том речи |
со сколио-зом |
с наруш. осанки |
|||
слуха |
зрения |
|||||
Всего детей в возрасте до 14 лет включительно и подростков школьников в возрасте 15-17 лет включительно |
560656 |
0,25 |
10,43 |
6,76 |
2,43 |
13,99 |
|
486241 |
0,25 |
8,58 |
7,70 |
1,52 |
12,34 |
Из общего числа: | ||||||
|
45037 |
0,23 |
5,49 |
18,49 |
2,18 |
6,93 |
|
36664 |
0,50 |
6,97 |
25,68 |
0,62 |
15,05 |
|
37883 |
0,31 |
8,08 |
16,56 |
2,55 |
19,80 |
|
35002 |
0,23 |
11,26 |
6,85 |
1,85 |
23,24 |
|
36423 |
0,26 |
16,60 |
2,26 |
3,84 |
25,73 |
|
32162 |
0,27 |
22,73 |
0,75 |
7,92 |
27,50 |
|
42253 |
0,23 |
22,28 |
0,52 |
8,79 |
22,64 |
Кроме того, дети, переданные под наблюдение поликлиники для взрослых |
38759 |
0,28 |
18,65 |
0,65 |
9,95 |
21,18 |
Наиболее значимый рост выявляемой патологии специалистами Комитета по здравоохранению отмечается при переходе ребенка к предметному обучению.
В ходе профосмотров было осмотрено 80,6% от всей численности детей от 0 до 17 лет, не включая детей 15-17 лет, переданных под наблюдение взрослых поликлиник. С учетом этой возрастной группы доля осмотренных детей составила 85,9%.
Влияние учебного процесса и трудовой занятости детей и подростков на состояние здоровья детей.
Специалисты
Комитета по здравоохранению
отмечают тенденцию к ухудшению показателей состояния здоровья детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту, что подтверждается распределением детей по группам здоровья (табл. 3.4). Кроме того, из представленной таблицы видно, что в течение последних 3 лет отмечается снижение удельного веса детей первой группы и рост доли детей со 2 группой здоровья во всех возрастных группах. Наиболее высокий удельный вес детей третьей группы здоровья среди детей составляют учащихся средних специальных учебных учреждений. Отдельно представлены данные о профилактических осмотрах учащихся 9-11 классов, которые свидетельствуют о том, что наиболее низкая численность детей с первой группой здоровья среди учащихся 9-11 классов (9,3%), доля детей указанного возраста во 2 группе здоровья составляет 61,2%, в 3-ей – 27,6%, в 4-й – 1,7%, в 5-й – 0,1%.
Таблица 3.4.
Распределение детей по группам здоровья, %
Группы здоровья |
ДДУ |
Школы |
Сред. спец. уч. заведения |
||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
1 группа |
11,3 |
11,2 |
10,7 |
12,4 |
12,2 |
10,2 |
13,3 |
11,7 |
11,9 |
2 группа |
73,5 |
73,6 |
74,3 |
63,7 |
64,2 |
65,8 |
55,2 |
56,5 |
58,2 |
3 группа |
14,3 |
14 |
13,9 |
22,4 |
22,6 |
22,7 |
31,1 |
31,1 |
29,4 |
4 группа |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
5 группа |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,15 |
0,02 |
0,02 |
В таблице 3.5 представлены данные по хронической патологии в различных возрастных группах (показатель рассчитан на 1000 детей соответствующего возраста). Специалисты Комитета по здравоохранению обращают внимание на то, как с возрастом под влиянием внешней среды (нагрузок образовательного процесса, режима дня, характера и качества питания) происходит рост показателей хронических заболеваний.
№п/п |
Наименование классов |
В ДДУ |
В общео-образовательных школах |
В средних специализированных учреждениях и рабочей молодежи |
1 |
Болезни эндокринной системы |
7,4 |
18,4 |
27,8 |
2 |
Болезни глаза и его придатков |
27,9 |
50,7 |
76,3 |
3 |
Болезни системы кровообращения |
4,2 |
18,0 |
21,5 |
4 |
Болезни органов пищеварения |
14,0 |
33,7 |
64,8 |
5 |
Болезни мочеполовой системы |
20,9 |
22,9 |
29,2 |
6 |
Болезни костно-мышечной системы |
21,5 |
58,0 |
103,8 |
7 |
Всего хронических заболеваний |
196,2 |
325,2 |
457,6 |
Ведущей патологией среди дошкольников, как и в течение предыдущих 5-ти лет продолжают оставаться болезни глаза и его придатков, органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани. По сравнению с 2008 годом произошел прирост болезней мочеполовой системы (с 19,3 до 20,88) и уменьшение болезней нервной системы (с 21,25 до 20,20), в результате на 4-е ранговое место вышли болезни мочеполовой системы.
Ведущей патологией в состоянии здоровья школьников города являются болезни костно-мышечной системы, на которую приходится свыше 50% всех хронических заболеваний. В связи с этим, по мнению специалистов Роспотребнадзора , необходимо увеличить двигательную активность школьников, улучшить условия для проведения занятий физкультурой и спортом. Выполнение целевой программы «Мой первый школьный стадион» позволило за 3 года благоустроить 45% пришкольных спортивных площадок. Благодаря проведенным мероприятиям спортивные площадки имеют искусственное покрытие, ограждение и освещение в темное время суток , оснащены современным оборудованием, что увеличило их функциональность и эффективность проведения уроков физкультуры, а также внешкольных спортивных мероприятий.
По информации городской прокуратуры , в ходе проверки соблюдения образовательными учреждениями требований ст. 51 Закона РФ «Об образовании» выявлены нарушения при установлении учебной нагрузки для учащихся. Так, прокурором Невского района принесено 3 протеста на приказы руководителей общеобразовательных школ (№№ 336, 570, 557), устанавливающих режим работы школы на 2008-2009 учебный год. В нарушение требований п. 2.9.4. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» продолжительность уроков в 1-11-х классах указанных школ составляла 45 минут, при том что в соответствии с нормами СанПин она не может превышать 35 минут. Прокурором Петродворцового района при проверке ГОУ № 411 установлено, что распределение учебной нагрузки в недельном цикле обеспечено без учета кривой умственной работоспособности: в основной школе в ряде 5-9-х классов среда не является облегченным днем, в средней школе в 10-11-х классах четверг также не является облегченным днем. Выявлены и единичные факты нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 в ГОУ № 544 Московского района в виде проведения сдвоенных уроков по основным и профильным предметам, а также в ГОУ № 255 Адмиралтейского района в виде одновременного проведения занятий по физкультуре во 2-х и 3-х классах. Прокурором Пушкинского района в ГОУ № 459 выявлен факт проведения лекций в рамках дополнительного образования в учебное время – по окончании последнего урока без перерыва на отдых или до начала учебных занятий при смещении первого урока.
По информации Комитета по здравоохранению , показатель инвалидности у детей
Рис. 3.3.
Показатели инвалидности у детей 0 – 17 лет
в Санкт-Петербурге
В ранговой структуре заболеваний , обусловивших формирование детской инвалидности в Санкт-Петербурге, по-прежнему, являются:
Бесплатным слухопротезированием современными слуховыми аппаратами обеспечены все дети с нарушениями слуха 2-3 степени. В 2009 году продолжено проведение высокотехнологического слухопротезирующего лечения детей с тугоухостью 4 степени, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга кохлеарная имплантация выполнена 17 детям.
Приобретено лечебное питание для детей, страдающих фенилкетонурией, препаратами, не содержащими фенилаланин, на сумму 5393,0 тыс.руб., для детей-инвалидов, страдающих фенилкетонурией, галактоземией, целиакией – на сумму 6334,4 тыс.руб. Проводимые мероприятия позволили улучшить качество жизни и социальную адаптацию детей-инвалидов, достигнуть ремиссии заболевания.
Детский травматизм.
По информации Комитета по здравоохранению,
показатель травматизма среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет снизился и составил 97,2 на 1000 детей этого возраста. Выше городского показатель травматизма в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском, Центральном районах, что специалистами Комитета по здравоохранению объясняется наличием детских травматологических пунктов в перечисленных районах. Показатель травматизма среди детей 15-17 лет остался на уровне прошлого года. Выше городского он в тех же районах. В 2009 году от травм умерло 73 ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе вследствие причин:
В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, уровень школьного травматизма снизился. Коэффициент частоты травматизма в 2009 году в образовательных учреждениях города составил К ч = 2,09 (в 2008 г. – 2,4, в 2007 г. – 2,75).
Тип образовательного учреждения |
Годы |
|||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Общеобразовательные учреждения |
1151 |
1375 |
1152 |
1018 |
ОУ начального и среднего профессионального образования |
12 |
19 |
16 |
11 |
Межшкольные учебные комбинаты |
0 |
1 |
0 |
0 |
Учреждения дополнительного образования |
7 |
24 |
16 |
5 |
Дошкольные образовательные учреждения |
86 |
122 |
113 |
124 |
Всего |
1256 |
1541 |
1297 |
1158 |
По мнению специалистов Комитета по образованию, травматизм в образовательных учреждениях вызван, как правило, невыполнением норм и правил охраны труда всеми участниками образовательного процесса, низким уровнем организационно-педагогических мероприятий по охране труда (отсутствием инструктажей по различным видам деятельности, недостаточным контролем за состоянием охраны труда со стороны администрации и коллектива в образовательных учреждениях, низким уровнем дежурства в образовательных учреждениях).
По информации Комитета по образованию, в 2009 году в работе по реализации плана мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДДТТ) активное участие принимали следующие организации: городской ресурсный центр по безопасности дорожного движения (БДД) при Санкт-Петербургском центре детского технического творчества, 18 районных опорных центров при учреждениях дополнительного образования детей, межшкольные районные учебные комбинаты, базовые дошкольные образовательные учреждения.
Районные опорные центры по безопасности дорожного движения созданы, в основном, на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Они выполняют функции организационно-методических центров по профилактике ДДТТ в районе, являются организаторами районных массовых соревнований, конкурсов, олимпиад для учащихся по ПДД, выставок, реализуют дополнительные образовательные программы. В каникулярные дни по заявкам школ, детских садов, городских оздоровительных лагерей на базах опорных центров проводятся конкурсные и игровые программы для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Учебные занятия проводятся по авторским, интегрированным, комплексным образовательным программам дополнительного образования для детей в возрасте от 6 до 18 лет. Наиболее успешно опорные центры действуют в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Московском, Фрунзенском и Центральном районах.
Для качественной подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования детей разработаны и реализуются такие образовательные программы, как: «Автомногоборье», «Юные инспектора дорожного движения», «Основы автодела», «Картинг», «Мотокросс», «Школьник, дорога, автомобиль», «Юный пешеход», «Юный автомобилист», по которым занимается 1091 подросток.
Образовательные программы автоподготовки учащихся реализуют 10 Межшкольных учебных комбинатов Санкт-Петербурга.
В целях обобщения и распространения современных педагогических технологий, опыта организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения в 2009 году был организован и проведен II городской смотр-конкурс среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга на лучшую организацию работы по профилактике ДДТТ «Дорога без опасности». Всего в конкурсе приняли участие 37 образовательных учреждений из всех районов Санкт-Петербурга (в 2008 году – только 11 районов). ГДОУ №27 Красногвардейского района стал Лауреатом Всероссийского конкурса по номинации «Лучшее учреждение дошкольного образования по профилактике ДДТТ», а ГОУ СОШ №312 Фрунзенского района награждено дипломом 1-й степени в номинации «Лучшая школа России по профилактике ДДТТ».
В 2009 году в рамках курса ОБЖ для учащихся 5 – 9 классов во все общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга введена программа учебного модуля «Дорожная безопасность».
Во всех районах Санкт-Петербурга проводятся такие школьные и районные массовые профилактические мероприятия как: конкурсы детского творчества «Дорога и мы», соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо», «Неделя безопасности» в рамках Глобальной недели безопасности на дорогах, уроки правовых знаний, тематические занятия с учащимися в рамках Всероссийской профилактической операции «Внимание – дети!», олимпиады по ОБЖ и другие.
В городском этапе открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы» в 2009 году приняли участие 192 образовательных учреждения из всех районов Санкт-Петербурга . На конкурс было представлено 342 коллективные и индивидуальные работы учащихся. В олимпиадах по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» приняло участие около 4000 обучающихся Санкт-Петербурга, 156 – вышли на городской тур, 11 – представляли наш город на Всероссийской олимпиаде школьников в Кисловодске, в которой победителем стал учащийся 11 класса школы №389 Кировского района.
Всероссийский финальный конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо» проходил в Пермском крае с 3 по 8 июня 2009 г. Санкт-Петербург представляла команда Московского района – победительница городских соревнований «Безопасное колесо-2008». В конкурсе участвовало 86 команд из разных регионов России. Команда Санкт-Петербурга в общекомандном зачете впервые заняла 4 место, в личном зачете учащиеся нашей команды получили 9 призовых мест.
В период летней оздоровительной компании 2009 года программой мероприятий по профилактике ДДТТ для воспитанников городских оздоровительных лагерей
Впервые в 2009 году прошли мероприятия, приуроченные ко Дню памяти жертв ДТП
Состояние здоровья детского населения в настоящее время является важнейшим показателем качества работы здравоохранения и критерием оценки благополучия общества в целом . Несмотря на внедрение новых перинатальных технологий, которые способствовали снижению перинатальной и младенческой смертности, распространенность хронической патологии у детей, а также уровень детской инвалидности остаются практически неизменными .
Совершенствование форм и методов охраны здоровья детского населения невозможно без углубленного и постоянного анализа информации о закономерностях формирования здоровья детей, оценки медико- демографических показателей, связанных с воспроизводством населения и качеством его здоровья в настоящем и будущем . При этом учет региональных особенностей является необходимым условием рациональной организации деятельности системы здравоохранения на конкретной территории .
Целью настоящей работы стало изучение структуры заболеваемости детей первого года жизни в Кабардино-Балкарской республике (КБР).
Для реализации поставленной цели были изучены показатели заболеваемости детей первого года жизни по данным годовой отчетности формы №31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения КБР за период 2002-2012 гг. Проведен статистический анализ изученных показателей.
Результаты и их обсуждение.
Анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни за десятилетний период выявил стабильное преобладание болезней органов дыхания над остальной патологией. На этот класс болезней приходится 31,7- 39,2% от всех заболеваний. Удельный вес болезней органов дыхания в нозологической структуре за исследуемый период увеличился на 7,5% (Табл.1).
Таблица 1
Структура заболеваемости детей первого года жизни в КБР за 2002-2012 гг.
Классы болезней |
|||
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм |
|||
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
|||
Болезни нервной системы |
|||
Болезни глаза и его придаточного аппарата |
|||
Болезни уха и сосцевидного отростка |
|||
Болезни органов дыхания |
|||
Болезни органов пищеварения |
|||
Болезни мочеполовой системы |
|||
Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде |
|||
Врожденные аномалии (пороки развития) |
|||
Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин |
|||
Прочие болезни |
Одной из характерных особенностей данного класса является то, что в его структуре основную долю занимают острые инфекции верхних дыхательных путей, грипп, пневмония, концентрация которых в течение исследуемого периода постепенно уменьшалась (98,7% в 2002 г. и 64,5% в 2012 г.).
На второй позиции в структуре заболеваемости детей первого года жизни находятся отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Их вклад за 10 лет уменьшился в 1,5 раза, составив в 2012 г. 17,6%, что является индикатором, отражающим совершенствование перинатальной и педиатрической помощи в республике.
Третье ранговое место в структуре заболеваемости детей первого года жизни занимают болезни нервной системы, составляя 9,8-11,3%.
Таким образом, доля трех рейтинговых классов болезней в нозологической структуре детей первого года жизни составляла 2/3 всей патологии.
Следует отметить, что в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, частота которых за 10 лет имела тенденцию к снижению, анемии занимают основную долю (97,6% в 2002г., 95,1% в 2007 г., 99,4% в 2012 г.).
Среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ лидирующие позиции занимает рахит. Вклад данной патологии за 10 лет увеличился на 10,6%, составив в 2012 г. 62,6%.
Выводы.
В структуре заболеваемости детей первого года жизни за период 2002-2012 гг. первые ранговые места занимали болезни органов дыхания, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, болезни нервной системы, составив суммарно в 2012 г. 66,6% всей патологии.
Частота болезней органов дыхания как ведущего класса за 10 лет увеличилась на 7,5%, что свидетельствует о необходимости совершенствования лечебно-профилактической работы у детей с данной патологией.
В течение анализируемого периода увеличилась доля анемии в структуре болезней крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм, достигнув в 2012 году 99,4%.
Рахит занимает лидирующие позиции среди болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, увеличив свой вклад за десятилетний период на 10,6%. Это диктует необходимость улучшения мер направленных на борьбу с анемией и рахитом у детей первого года жизни.
Список литературы
1. Анаева Л.А., Жетишев Р.А. Медико-социальный анализ демографических показателей Кабардино- Балкарии в XXI веке // Врач-аспирант. – 2012. – № 4.3 (53). – С. 411-416.
2. Анаева Л.А., Архестова Д.Р. Показатель общей инвалидности детей Кабардино-Балкарии // Перспектива – 2014: материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Т.II. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2014. – С. 249-252.
3. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Основные тенденции здоровья детского населения России. – М.: Союз педиатров России, 2011. – 116 с.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А. Заболеваемость детского населения России. – М.: ПедиатрЪ, 2013. – 280 с.
5. Валиулина С.А., Винярская И.В. Состояние здоровья детей с позиции качества жизни // Вопросы современной педиатрии. – 2006. –Т.5. –С. 18-21.
6. Ермолаев Д.О. Медико-демографические проблемы формирования здоровья детского населения: дис. … докт. мед наук. – СПб. – 2004. – 446 с.
7. Михайлова Ю.В., Шестаков М.Г., Мирошникова Ю.В. и др. Предотвратимые потери здоровья населения как объект анализа // Экономика здравоохранения. – 2008. – №2. – С. 37-42.
8. Сеченева Л.В. Современные тенденции состояния здоровья детей и пути его улучшения на региональном уровне (на примере Новгородской области): Автореф. дис. … канд мед наук. – СПб. – 2007. – 18 с.
26. Семиотика поражений и синдромы у детей сердечно-сосудистой системы первого года жизни Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не
Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не
Из книги Полезное меню для мамы и малыша автора Светлана Александровна Хворостухина1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года)Питание в этих группах различается по:1) объему суточного рациона;2) величине разовых порций;3) кулинарной обработке пищи.Развитие
Из книги Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. автора Евгений Олегович КомаровскийПитание ребенка первого года жизни Как уже указывалось выше, недостаток каких-либо важных элементов в питании малыша может привести к серьезному отставанию в развитии, и первым признаком этого является недостаточная прибавка в весе и росте. Именно поэтому у детей до 1
Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова2.3.1.1. РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы.Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками - направление удара от спины к голове. Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя
Из книги Детские болезни от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна ФадееваКак одевать ребёнка первого года жизни Баранова Анастасия При одевании ребёнка первого года жизни специалисты советуют придерживаться следующей схемы. Если вы с малышом находитесь в помещении, то: при +23 °C – однослойная одежда: х/б бельё; при +21–23 °C –
Из книги Бабушкины рецепты для малышей. Вкусно, сытно, полезно автора Агафья Тихоновна ЗвонареваПриблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.
Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна ВолковаЗАБОЛЕВАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Из книги Детское питание. Рецепты, советы, рекомендации автора Елена Владимировна ДоброваБлюда первого года жизни Манная кашаСостав: молоко – ? стакана, вода – 25 мл, манная крупа – 2 ч. л., соль, сахарный сироп – 3 мл, сливочное масло – ? ч. л. В половину взятого молока влить воду, вскипятить, затем тонкой струйкой всыпать просеянную манную крупу и варить на
Из книги Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней автора Борис Павлович НикитинБлюда для детей первого года жизни Морковное пюреСостав: морковь – 1 шт., молоко – ? стакана, сливочное или растительное масло – ? ч. л. Морковь вымыть щеткой, очистить, нашинковать, положить в кастрюльку, залить небольшим количеством кипятка и тушить под крышкой в
Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин СпокБлюда для детей первого года жизни Пюре с курицей и картофелем (вариант 1)Состав: куриное мясо – 100 г, картофель – 200 г, молоко – ? стакана, сливочное масло – ? ч. л. Сварить нежирный куриный бульон, процедить сквозь мокрую салфетку и залить им очищенный и нарезанный крупными
Из книги автораА.С. Волкова Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за
Из книги автораПитание детей первого года жизни Правильное питание детей раннего возраста - это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое
Из книги автораПитание детей от 1 года до 2 лет Ребенок в возрасте 1 года активно изучает окружающий мир и много двигается, что не может не привести к значительным потерям энергии.Его пищеварительная система значительно окрепла, однако желудок, кишечник, печень и поджелудочная железа еще
Из книги автораНекоторые результаты первого года жизни 1. В первый год жизни малыш не болеет.2. Обнаженный (в трусиках), он не только хорошо себя чувствует в комнате (17–18 градусов), но и выдерживает прямые лучи солнца (до 1–2 часов), купание в реке, в море, любой летний ветер, зимой выходит
Из книги автораТрудности первого года жизни
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"
Создание первой программы изучения общей заболеваемости населения. Измерение заболеваемости по показателям: число больных и заболеваний, продолжительность болезни. Показатели, характеризующие инвалидность. Методика изучения инфекционной заболеваемости.
презентация , добавлен 18.01.2014
Статистика состояния здоровья населения. Методы изучения общественного здоровья и общей заболеваемости. Организация специального учета важнейших неэпидемических заболеваний и методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
контрольная работа , добавлен 02.07.2013
Анализ структуры общей заболеваемости по обращаемости в поликлинику детей, подростков и взрослых, оценивание состояния здоровья населения города. Исследование здоровья детей первого года жизни. Изучение структуры населения, демографических показателей.
курсовая работа , добавлен 09.07.2008
Причины увеличения заболеваемости российских граждан. Влияние на здоровье населения неблагоприятной экологической ситуации. Методы изучения заболеваемости. Статистика болезней системы кровообращения, дыхания, эндокринной системы, инфекционных заболеваний.
курсовая работа , добавлен 20.01.2011
Вирус клещевого энцефалита. Образ жизни клещей и среда их обитания. География клещевого энцефалита в России. Изучение динамики и распространения заболеваемости клещевым энцефалитом населения Курганской области. Профилактические мероприятия в регионе.
курсовая работа , добавлен 09.04.2015
Изучение заболеваний щитовидной железы и нарушения ее функций в зоне с неблагоприятной экологической обстановкой. Диагностика и профилактика заболеваний щитовидной железы. Анализ данных по заболеваемости щитовидной железы у детей города Новомосковска.
дипломная работа , добавлен 23.01.2018
Анализ многолетней и годовой динамики заболеваемости коклюшем совокупного населения Приморского края с 1980 по 1990 гг. Построение типовых кривых годовой динамики заболеваемости методом медианы. Формулировка заключений по проведенным исследованиям.
курсовая работа , добавлен 20.11.2010