Первые советские свадьбы назывались революционные. Тема: Свадьбы. Свадебный декор в ссср

13.02.2019

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.
Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).

Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Брачная индустрия

Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов – «на свадьбу».

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке – теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток.

Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца.

Выкуп и хлеб-соль

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр.

Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.

Комсомольские свадьбы

Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).

Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче.

Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных – на черных «Волгах».

Кольца взаймы

Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.

Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе».

После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом…

источник

05 июня 2017

Несмотря на то, что «в СССР секса не было», браки советская молодежь заключала, и с удовольствием. Может быть, именно потому, что сексуальные нравы были не такими свободными.

Обычных влюбленных никогда бы не поселили в один гостиничный номер, из общежития всех гостей выметали ровно в 23.00, а официальный визит к гинекологу незамужней беременной девушки мог закончиться постановкой в известность родителей. В общем, штамп в паспорте решал многие интимные проблемы.

Где женились

Понятие «советская свадьба» родилось только в 60-х годах, когда люди забыли о послевоенной нищете. Постаралось и государство, которое озадачилось введением достойных обрядов. Например, в 1960 году вышло постановление Мосгорисполкома, после которого в столице стали появляться не просто загсы, располагавшиеся на первых этажах жилых домов, а отдельно стоящие Дворцы бракосочетаний.


Самым престижным в Москве был первый, так называемый Грибоедовский, дворец – он и сегодня располагается в Малом Харитоньевском переулке в бывшей усадьбе Рериха . Но поскольку в советское время улица носила имя писателя Александра Грибоедова , Дворец приобрел и сохранил такое название. В этом загсе ожидание регистрации часто превышало положенный месяц.


Симпатично смотрелся и Дворец «Аист» (Ленинградский проспект, 33а). Он был открыт в 1962 году и просуществовал 31 год. Дворец не занимал отдельного здания, но, когда к крыльцу подъезжали свадебные кортежи, все автомобилисты, мчавшиеся по оживленной трассе, гудками приветствовали молодоженов, и это выглядело очень торжественно.

В 60-е годы в Москве были предоставлены новые помещения десятку районных загсов, еще несколько переоборудовано. Стало правилом проводить свадебные церемонии в отдельных, празднично украшенных помещениях – ведь в загс люди, увы, обращаются не только в день свадьбы, но и регистрируют там разводы и смерти. Свадебными днями стали в основном суббота, реже – пятница.

В чем женились


Фото: 22-91.ru

Подать заявление о регистрации брака можно было либо во Дворец бракосочетаний, либо в загс по месту прописки жениха или невесты. Каждая пара получала специальное «Приглашение», которое позволяло посетить салон для новобрачных – потому что в советских универмагах невозможно было купить красивый костюм или обувь.

Утверждают, что долгие годы многие ловкачи делали бизнес на таких «приглашениях», скупая в салонах дефицитные товары, а женихи и невесты, имеющие разную прописку в одном городе, подавали заявления сразу в два места в надежде разнообразить покупки. Основной упор делался на постельное белье, красивую посуду, импортные товары.

К концу 70-х ничего особенного в «салонах для новобрачных» купить уже было нельзя. А платья всегда удручали своей одинаковостью, и нередко в загсовских «комнатах для невест» собирались девушки в до смешного похожих кримпленовых нарядах.


Фото: i24.com.ua

Мода на платья постепенно менялась. Традиционными сначала считались белый цвет, платье в пол, длинная фата (часто шлейф фаты несли маленькие дети), минимум украшений. Затем появились платья бежевые, светло-сиреневые, бледно-зеленые.

В 70-е годы пришла мода на ультра-мини, и она не обошла свадьбу: подолы взлетели выше колен. Изменились и прически – пучки и начесы ушли в прошлое, и фата сначала доходила до плеч, а потом и вовсе болталась облачком на уровне стрижки. Еще позже в моду вошли так называемые «таблетки» — круглые белые шляпки без полей, с вуалеткой или без. Были и широкополые свадебные шляпы, но они подходили далеко не каждой невесте.

Кстати, и нравы становились свободнее, нередко дамы выходили замуж на определенном сроке беременности, и надевать фату было смешно. Вполне уместно выглядели цветы в волосах или веночки в тон платью.

Когда вся страна влезла в джинсы, появились и молодожены в джинсовых костюмах. Сами они считали такой наряд «высшим пилотажем», но вряд ли им приносило большую радость последующее рассматривание собственных свадебных фотографий.

Как женились

С фотографиями, как и с остальными сопровождающими свадьбу церемониями и процессами, была масса хлопот. Хорошо, если среди родных или знакомых были люди, имеющие фотоаппарат (недешевая вещь по советским временам) и умеющие с ним обращаться. Чаще приходилось специально заказывать фотографа в загсе и за приличную сумму, причем никто не гарантировал, что фото он сделает удачные.


За отдельную плату заказывалась музыка, сопровождающая церемонию бракосочетания. Молодожены могли выбрать из нехитрого репертуара что-то наиболее им приятное, но свадебный марш Мендельсона звучал всегда – когда пара входила в помещение для торжественной регистрации.

Еще одной морокой были золотые обручальные кольца. От волнения их могли забыть дома, если вообще покупали. В 70-х годах золото начало регулярно дорожать, и молодоженам выдавали определенную компенсацию, но уже после свадьбы. В общем, новоиспеченный муж выходил из загса с карманами, заполненными бумажками: по одной надо было получать фотографии, по другой – компенсацию. И так далее.

В загс молодожены отправлялись на специально арендованных автомобилях. Можно было, конечно, воспользоваться имеющимися в семье, но тогда автовладельцев было немного. Стандартная свадьба умещалась в два автомобиля (жених, невеста, свидетели и родители), пошикарнее – в три и более.

Считалось, что в загс жених едет на первой машине, невеста во второй – «как нитка за иголкой»), обратно новобрачные ехали уже в одной машине со свидетелями впереди кортежа. Две машины обязательно украшали, причем в основном своими руками — через крышу перекрещивали шелковые ленты, на капоте крепилась кукла в свадебном наряде, часто обычная детская кукла невесты. Под крышки капота и багажника закладывали цветы головками наружу.

Тогда говорили, что хороший свидетель – половина свадьбы. Очень часто свидетели и машины украшали, и держали при себе паспорта новобрачных при поездке в загс, и решали вопросы с фотографами, потому что жених и невеста, увидев еще десяток «собратьев по счастью», впадали в ступор.

В помещении загсов спиртное не разрешалось, но на выходе непременно разливали шампанское по бокалам, которые надо было разбить «на счастье». Поскольку по пятницам и субботам расписывали с утра до вчера, то после обеда загсовское крыльцо выглядело порой весьма непрезентабельно.

Куда ездили

После регистрации считалось правильным, если пара поедет к какому-нибудь памятнику и оставит там букет цветов. В Москве молодожены чаще всего приезжали к Могиле Неизвестного Солдата, к памятнику Пушкина на Тверской (тогда улица Горького), к памятнику Маяковскому (там же) – в общем, выбирали красивые и торжественные места в центре столицы.

До сих пор жива традиция приезжать на смотровую площадку на Воробьевы (тогда Ленинские) горы. Вообще в любом городе непременно есть место, куда приезжают молодожены, и в каждом цветном фотоальбоме, посвященном тому или иному городу, изданном в советское время, вы непременно увидите снимок, где молодожены стоят у монумента или памятника.

Что дарили и где праздновали

Кстати, о цветах. Купить эти хрупкие создания природы так свободно, как сейчас, было невозможно. Магазины «Цветы» существовали, но там в основном зияли горшки с комнатными растениями. Выручали рынки – официальные и стихийные.

Самым шикарным считалось преподнести невесте каллы. Но вообще в советских традициях было завалить невесту цветами, после росписи новобрачная выглядела не хуже рыночной торговки. И когда в иностранном фильме показывали свадьбу, где в руках у невесты был скромный букетик, обернутый капроном, в зале раздавался недоуменный шепот.


Кадр из фильма «Дело было в Пенькове» (в главных ролях — Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина)

Свадебный банкет проходил в двух вариантах – в ресторане или в квартире у жениха или невесты. Ресторан обходился очень дорого, в начале 80-х, например, за угощение одного гостя платили 20-25 рублей (недельный бюджет семьи). Дешевле было отметить дома, да и соседи охотно приходили на помощь – строгали салаты прямо в тазики, одалживали табуретки и посуду.

Менялся и стиль свадебных подарков. От комплектов постельного белья и сервизов (коих иногда набиралось по пять-семь разновидностей) перешли на конверты с деньгами.

Основной подарок поневоле делали родители – в 70-х и 80-х женились очень рано, в основном будучи студентами, родители молодоженов находились еще в цветущем возрасте и основные расходы брали на себя – от оплаты ресторана до путевки в Дом отдыха или на турбазу. На работе молодоженам давали три дня отгула, но подавляющее большинство приурочивали свадьбу к отпуску или каникулам.

Конечно, значительно отличалось проведение свадеб на селе или в городских районах с частной застройкой. Там свадьбы предпочитали отмечать в теплое время года.

Придерживаясь старых традиций, планировали торжества на пасхальные недели или на лето, когда приедет родня из города. Поэтому столы накрывали прямо во дворе и звали всю улицу. Туда же приглашали музыкантов, необязательно с баяном, могли раскошелиться и на небольшой ансамбль. Кстати, и в московских дворах еще лет 40 назад можно было увидеть если не свадебные столы, то веселую гулянку под магнитофон, в центре которых были жених и невеста, вернее, новые муж и жена.

В те годы у многих «городских» были родственники в деревне, которых обязательно приглашали, и те вносили свои обычаи. Подносили молодоженам каравай (кто первый укусит, тот и будет в семье главным), осыпали крупой (раньше новобрачных осыпали монетками), подбивали жениха на выкуп, заставляли пить из туфельки невесты.

Многие традиции живы и по сегодня. А вот мальчишников и девичников в советское время, как правило, не проводили. Юные друзья столь же юных женихов и невест быстро знакомились между собой и веселились вместе. Нередко вдогонку игрались новые свадьбы, когда в роли жениха и невесты выступали бывшие свидетели.

В общем, свадьба в СССР была делом веселым и дорогостоящим. А поскольку процент разводов катастрофически рос (согласно статистике, в России число разводов с 1960 по 1990 год увеличилось в три раза), то нередко после расторжения брачного союза семьи бывших жениха и невесты продолжали платить долги.

В Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Свадьбы в СССР. Как это было

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР - достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.
Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников - строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х - начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться - плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила - как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).

Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.

Брачная индустрия

Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы молодоженам стали предоставлять 2-3 дня отгулов - «на свадьбу».

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке - теперь для них работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т. д. Свадебный обряд был поставлен на поток.

Жениху и невесте в момент подачи заявления в ЗАГСе выдавалась книжка, которая называлась «Приглашение». По этому «Приглашению» в специальных магазинах можно было купить некоторые дефицитные товары. Например, после свадьбы молодожены могли приобрести две простыни, две наволочки, два двуспальных пододеяльника, одну скатерть и четыре полотенца.

Выкуп и хлеб-соль

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции, имеющие место и на современных церемониях: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр.

Когда выкуп невесты вернул себе право на существование, встала еще одна проблема. Жених, и без того сильно потратившийся на организацию торжества, должен был платить за будущую жену. В пул подружек невесты обычно включались жильцы соседних квартир, а то и весь подъезд. Так что оккупированный толпой жених покрывался холодным потом уже на подступах к дому. Выкрутиться помогали друзья, которые стали делать заготовки в виде дешевого шампанского и коробок конфет.

Комсомольские свадьбы

Если же в брак вступали два комсомольца, то молодожены могли рассчитывать на дотацию от ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи).

Подобные свадьбы назывались «комсомольскими». Ну а так как комсомольцами в ту пору были почти все поголовно, то и дотации от комитета комсомола на свадьбу могли получить практически все. Естественно, и тут не обходилось без «любимчиков»: если ты был на хорошем счету на предприятии, являлся передовым работником, а еще лучше работал в самом комитете, то и помощь было получить намного легче.

Иногда жениху и невесте давали автомобиль: простых людей на регистрацию возили на «Москвичах», блатных - на черных «Волгах».

Кольца взаймы

Когда денег на свадебные наряды не было вообще, то одежду заимствовали у друзей. Частенько у друзей брали не только платья, костюмы и обувь, но и кольца. Выйдя из ЗАГСа, молодожены снимали чужие кольца и возвращали знакомым. Иногда свои им удавалось купить только спустя несколько лет.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни и ставили танцы.

Что касается оформления, то здесь в ход пускались кисти и краски. Часто на стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый - атташе».

После распада СССР сильное влияние на свадебный обряд оказали зарубежные традиции. Когда постсоветское телевидение скопом запустило бразильские и аргентинские сериалы, в моду вошли церемонии на открытом воздухе, в молодоженов стали бросать рисом, гостей кормили у шведского стола, в морозилке долгое время стал храниться кусок свадебного торта с шоколадными фигурками жениха и невесты, а свадебное путешествие по морям и странам стало обыденным делом…

источник

Сегодня свадьба – это, зачастую, масштабное событие с сотнями гостей, шикарными нарядами, стильным декором и продуманной до мелочей организацией. А вот в СССР все выглядело совершенно по-другому и когда-то было писком моды!

СССР существовал 70 лет, за это время образы жениха и невесты менялись, но можно выделить характерные черты.

Невесты советских времен в своем наряде руководствовались минимализмом: скромное свадебное платье, высокая свадебная прическа, туфли на каблуке. Стоит отметить, что образ советской невесты немыслим без фаты - она может быть и длинной, и короткой.

Что касается жениха, то его наряд традиционно украшала бутоньерка из искусственных цветов, обычно белого цвета. Костюм у жениха был строгий: двойка, иногда тройка.

В СССР флористика в общем, а также искусство оформления букетов еще не было развито на таком уровне, как в наши дни. Для своего букета невесты зачастую выбирали не розы, а гладиолусы разных цветов, гвоздики – красные, розовые, белые.

Ах да, для украшения букета обязательно использовалась декоративная травка и прозрачная фольга.

На всех советских свадьбах была обязательная фотография: молодожены, свидетели, родители, другие родственники и гости - все выстраивались в несколько рядов. Такое фото наверняка есть у всех пар, которые выходили замуж в советское время. Такие групповые фото были самыми популярными. Кстати, фотографами на советской свадьбе были родственники и друзья, которым посчастливилось иметь свой фотоаппарат.

Что касается свадебной прогулки молодоженов, то популярно было запечатлиться на память с городским памятником, возле железной дороги.

Богатые граждане СССР праздновали свадьбу в ресторане, а те, кто победнее – в столовой. Это вовсе не считалось зазорным, ведь в советское время столовые были широко распространены и популярны.

Из крепких спиртных напитков подавались шампанское и водка, так что к концу свадьба превращалась в шумное веселье. Ресторанное торжество не обходилось без живой музыки. Кстати, многое из всего этого есть и сейчас!

Свадебный декор в СССР

Для декора зала часто использовались искусственные цветы, так как большое количество живых цветов достать было просто сложно. Очень популярно было делать украшения из бумаги, а также из веток ели и фольги. Часто на стенах квартиры или столовой можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый атташе». Главное, чтобы было ярко!

О марке машины для свадебного кортежа молодоженов можно не говорить - "Москвич", "Запорожец" или "Жигули" (кто богаче - "Волга"), а вот про оформление - попробуем! Свадебные машины в СССР обязательно украшали куклы-невесты, которых усаживали на капоте. Также обязательно были воздушные шары - хоть и дефицит, но красиво!

Венчание в СССР

Стоит сказать, что во времена СССР никто не венчался. Так как правительство сразу «разругалось» с церковью, то в некоторые годы попытка совершить церковный обряд могла даже привести к суровому наказанию. Запуганные люди перестали ходить в церкви, а зачастую и верующими оставались только про себя.

Обряд венчания возродился только после перестройки. Тогда эта красивая традиция стала вспоминаться, постепенно обрастая всевозможными необходимыми деталями.

Свадебное путешествие в СССР

Свадебное путешествие в СССР - это отдых на одном из советских курортов, известным своими минеральными водами или целебными источниками и горным воздухом, или же на море, на какой-нибудь базе отдыха, куда от работы давали бесплатные путевки.

В целом, свадьбы во времена СССР, и некоторые сегодняшние традиционные свадьбы во многом схожи. Те же классические ритуалы, те же конкурсы для новобрачных. На самом деле, мало что поменялось. Правда, свадьбы тех времен приходилось организовывать своими силами, а сегодня можно организовать шикарное торжество с помощью специалистов (были бы деньги!). Но суть-то остается одна: свадьба - это радостное и веселое торжество!

Смотрите фотографии свадеб в СССР в галерее:













Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы...

Сегодня мы предлагаем вернуться на несколько десятков лет назад и очутиться на обычной советской свадьбе, выпить пару рюмок «Столичной» и покричать «Горько!» молодоженам. Давайте вспомним, как отмечали свадьбы в СССР…

Гражданский брак

Период СССР – достаточно долгое время. И в разные годы существовали отличающиеся друг от друга свадебные традиции.

Сразу после революции 1917 года религиозный брак потерял свою юридическую силу и в обиход вошло новое для того времени понятие «гражданский брак». Теперь уже не церковь, а государство регистрировало семью.

Хотя советская семья не была самоценностью (часть большевиков вообще ратовала за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание детей возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Но если на бумаге все было просто, то в головах людей изменения не произошли так быстро, как того ожидали реформаторы. Еще долго гражданский брак считали незаконным сожительством. Это мнение досталось в наследство и нам. Многие и сейчас под словосочетанием «гражданский брак» понимают сожительство без штампа в паспорте и кольца на руке.

«Красные свадьбы»

В 1920-х годах в противовес церковному венчанию стали практиковаться так называемые «красные свадьбы» (стол для регистрации обязательно был покрыт красной скатертью). Роспись, а затем небольшие посиделки дома. Вот и вся церемония.

«Красные свадьбы» рассматривались прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации. Первой «красной свадьбой» была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (их брак просуществовал с 1918 по 1923 год).

Нарком государственного презрения в первом Советском правительстве Александра Коллонтай и 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР Павел Дыбенко.

Ушла в прошлое и традиция выкупа невесты. Идеология брала свое. Во-первых, дело это коммунистам показалось языческим. Во-вторых, выкуп считался прерогативой деревенских простолюдинов, а горожане мнили себя интеллигенцией…

Тем не менее уже к 1930-м годам большевики были вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Так что в конце 30-х – начале 40-х начался бум «красных свадеб», дни регистрации выбирали так, чтобы они совпадали с советскими праздниками…

Холостяцкий налог

После войны численность мужчин значительно снизилась. Одной из основных послевоенных правительственных задач стало повышение рождаемости. Для мужчин, не захотевших жениться, был введен особый «холостяцкий» налог. Не хочешь жениться – плати штраф в государственную казну.

Что касается свадеб, то после войны проводились они очень скромно. Люди жили крайне бедно, денег не хватало даже на еду, что уж говорить об организации красивого торжества. Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком.

Букет роз

В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться.

Особо почетным было участие в выездной церемонии, когда регистрировали одновременно несколько десятков пар (рекорд в 80 пар был побит в Москве в 1959 году). Так свадьба в СССР превратилась в индустрию.

Почетная миссия

В 1964 году в СССР был установлен определенный срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны новобрачных стало обязательным).


Эта миссия считалась особенно почетной, ведь своими подписями эти люди как бы заверяли право жениха и невесты на взаимную любовь. По этому поводу было придумано несколько примет. Например, свидетели не должны были состоять в родстве между собой и ни один из них не должен был быть в браке. Свидетели должны были носить опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями, что немало уродовало торжественный наряд, но прибавляло людям статусности.