Наиболее распространенными вредными привычками у детей дошкольного возраста являются следующие:
Редко встречается болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на голове, ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).
В основе вредных привычек лежит фиксация тех или иных действий. Они уменьшают отрицательные эмоциональные переживания ребенка: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким родственникам, — и способствуют снятию эмоционального напряжения . Т.е. по сути эти вредные (патологические) привычки полезны для ребенка.
Укоренению вредных привычек помогает чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, + сильный акцент взрослых на его вредных привычках. Первая реакция взрослых на это – одергивание («перестать грызть ногти», «вынь руки изо рта») и бурное внимание к этой патологической привычке. Такое повышенное внимание взрослых к таким действиям ребенка способствует фиксации этой привычке.
Если подавлять эту привычку в ребенке, у него усиливается чувство внутреннего напряжения. Т.е. он и так был напряжен, а родители еще добавили напряжения (запретив ему). В итоге получаем замкнутый круг, когда одну привычку мы подавили у ребенка, но взамен тут же получаем другую.
У каждой вредной привычки есть свои особенности. И в зависимости от особенностей нужно соответствующим образом с ней разбираться. Рассмотрим подробнее.
Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. В этот момент ребенок успокаивается, ему хорошо.
Основная причина : неудовлетворенность инстинкта сосания, если не было грудного вскармливания или ребенка рано отлучили от груди. При этом если беременность у матери сопровождается сильными переживаниями, то для уменьшения стресса ребенок начинает сосать палец.
Такая вредная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства . Может возникнуть до рождения ребенка при нежелательной беременности, сильном стрессе в период беременности, тревожности и переживаний матери.
Основные психологические факторы :
Если девочка перед засыпанием сосет палец, что делать?
Ответ : так она успокаивается. Ей перед сном нужны другие способы успокоения. Например, массаж, поглаживание, приятная музыка. Желательно задействовать ее руки, чтобы они были заняты – можете дать книжку подержать, а сами почитаете.
Что НУЖНО делать?
Если использовать все эти советы, то ни времени, ни потребности сосать палец у ребенка просто не будет.
Что НЕ НУЖНО делать?
Ребенку уже 2 года, до сих пор сосет соску.
Ответ : Это нормально. Нервная система ребенка еще не способна справляться с такой нагрузкой: быть хорошей девочкой/мальчиком в садике и дома. Ребенку как-то нужно успокоиться, и комфортнее это сделать дома. Попробуйте не фиксировать внимание на соске.
Обычно предмет, который ребенок часто берет в рот, символизирует «лучшего друга», с которым ему хорошо, которому он доверяет.
Родителям нужно организовать малышу социальный досуг, т.е. общение с другими малышами. Тогда на «суррогатного друга» у ребенка не будет времени и потребности.
Что делать родителям?
Что НЕ нужно делать?
Что нужно делать родителям:
Что нельзя делать:
Вообще, любая патологическая привычка ребенка для родителей должна быть сигналом (как красная лампочка загорается), что ребенку плохо. Первая реакция у большинства – «нельзя», «запретить».
Но здесь нужно сделать иное: подумайте, какое интересное занятие предложить малышу, пойти с ним поиграть/погулять. Безусловно, это тяжело. Но это путь затухания вредной привычки . Любая привычка легко возникает, но тяжело ее победить. Настройтесь на длительный период затухания этой вредной привычки.
Период затухания любой вредной привычки примерно равен периоду ее протекания.
Вообще, это вредная привычка, которая очень легко возникает, но труднее всех от нее избавиться. Сюда можно отнести и обкусывание кожи на пальцах рук.
Постоянное грызение ногтей (как и кусание и сосание губ) позволяет ребенку снять эмоциональное напряжение. Грызение ногтей возвращает ребенка в период младенчества. Т.е. это грызение может привезти к сосанию пальцев.
Вредная привычка может возникнуть у ребенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенное оскорбление. Т.е. это аутоагрессия – агрессия, направленная на себя.
Пока ребенок грызет ногти, он находит выход из психологического дискомфорта и получает удовольствие. Грызение ногтей воспринимается им как спасение, когда он недостаточно выражает свои отрицательные эмоции.
Вредная привычка, если в период детства родители не смогли с ней справиться, переходит и во взрослую жизнь.
Что делать родителям?
Что нельзя делать?
Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.
Впервые мастурбация может появиться в раннем возрасте (год-полтора), когда ребенок начинает знакомиться со своим телом. Родители часто наказывают, одергивают, бьют по рукам за это. Но ребенок в полтора года занимается изучением своего тела, и здесь нет ничего такого, за что нужно наказывать. Другое дело, насколько мама оставляет его одного, переключает его внимание на другие занятия, и до какого возраста мастурбация считается нормальной.
Чаще мастурбация встречается у девочек, которые предпочитают мальчишечьи игры девчоночьим занятиям и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения.
Основные причины мастурбации в раннем возрасте:
Что делать родителям?
Очень важно научить своего ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Это важно еще и потому, чтобы ребенок научился сбрасывать напряжение. Ведь все эти патологические привычки: сосание пальца, кусание ногтей, мастурбация – они помогают сбрасывать напряжение, получать удовольствие. В дошкольном возрасте меняя эти привычки, взрослые их фиксируют.
Нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие не только при помощи патологический привычек, а желательно от полезных – учеба, плаванье. Ведь дети часто находят неправильные пути получения удовольствий, впадая в зависимость (курение, наркотики, алкоголь, компьютер).
Чего делать нельзя?
Наносить вред другому человеку – это нарушение табу, делать этого нельзя. Почему такая привычка возникает? Ведь когда ребенок совсем маленький, у него режутся зубки, чешутся десна – он непроизвольно пытается уменьшить те неприятные ощущения, которые у него происходят во рту. И родители покупают специальные игрушки, чтобы он кусал и чесал десна.
И пока ребенок маленький, он пробует кусать все вокруг: игрушки, может кусить и близкого взрослого, который держит его на руках. И здесь важна реакция взрослого . Если взрослый улыбнулся (или никак не отреагировал) на то, что ребенок сделал, ведь маленькие дети очень чутко считывают эмоциональное принятие или непринятие взрослым поведения ребенка, то ребенок продолжит кусаться. Т.е. если малыш кусается, значит родители ему когда-то разрешили это делать (вербально или невербально).
Родителям необходимо четко соблюдать свои запреты и выдавать ребенку словами, жестами, мимикой, интонацией строгое «нельзя!»
ВЫВОД : Внешний атрибут (сосание пальцев/предметов, грызение ногтей, онанизм) – говорит о том, что у ребенка есть напряжение, есть причина для того, чтобы это напряжение снимать. Если вы будете бороться напрямую «Не грызи ногти!», «Не соси палец!» — устранить причину появления привычки вы не сможете. Для устранения патологических привычек важно нормализовать семейные взаимоотношения, адекватно относиться к ребенку, удовлетворять его эмоциональные потребности в ласке и теплоте.
Вредные привычки у ребенка - это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.
Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.
К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:
Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:
Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.
Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.
Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:
Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.
Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.
Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку - это только усугубит привычку.
Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.
Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.
Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.
Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.
Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.
Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.
Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию - патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.
Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:
В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.
Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.
Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.
Почему у ребенка появляются вредные привычки и как с ними бороться? По мнению детских психологов ,вредные привычки - это различные склонности,превратившиеся в потребности.Любая дисгармония или какое-либо нарушение по отношению к ребенку или в его окружении, сказывается на поведении.Многие родители считают,что вредные привычки глубоко укореняются,формируя стереотипы поведения у ребенка и никакие воспитательные меры не способны этого избежать.Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте - ребенок грызет ногти,ковыряет в носу,сосет палец,вырывает волосы,часто трет глаза или же ритмично покачивается из стороны в сторону.Возникновение тех или иных вредных привычек свойственно для определенного периода развития малыша и не сто́ит слишком сильно преувеличивать их опасность.Разнообразные занятия и развивающие игры ,соответствующие возрасту ребенка,тесный внутренний контакт,чуткое и последовательное руководство действиями малыша - лучшие меры профилактики любых вредных детских привычек. Постоянное одергивание ребенка и акцентирование внимания на этих привычках может только усугубить проблему и сильнее закрепить их. Нередко вредные привычки также быстро исчезают,как и появляются.Ребенок может даже не заметить этого,так как его внимание переключается на что-то новое.
Мы нередко делаем замечания своему чаду - "Не грызи ногти!" или "Не ковыряйся в носу!",пытаясь привить малышу правильные привычки и общепринятые нормы поведения в обществе.Но,как правило,добиваемся лишь кратковременного эффекта - сто́ит только отвернуться и ребенок вновь запускает пальцы в рот или в нос.
Для начала рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся вредные привычки у детей. По статистическим данным,около 65% детей и около 20% подростков временами или регулярно грызут ногти.
Нередко детки тянут или накручивают на палец пряди волос (особенно эта привычка распространена среди девочек) - временами настолько сильно,что волосы выдергиваются вместе с корнем.Психологи
считают,что если эта привычка имеет место у детей старшего дошкольного возраста или у подростков,то зачастую является показателем постоянного беспокойства или депрессии.
Ковыряние в носу распространено практически у всех детей (по статистике- свыше 90% детей дошкольного возраста регулярно или периодически занимаются этим) и в школьные годы эта вредная привычка заметно снижается.
В младенческом возрасте
ребенок часто сосет большой палец.И эта привычка сохраняется примерно у 30% деток до 3-4 лет (дети сосут пальцы главным образом для того,чтобы успокоиться).Но если эта привычка сохраняется у ребенка и в старшем дошкольном возрасте
,то это может привести к формированию неправильного прикуса,раздражению или воспалению пальца,а также - к некоторым психологическим проблемам (ровесники не упустят случая подразнить такого ребенка).
Чуткое родительское внимание и нежные материнские прикосновения играют важнейшую роль в психологическом развитии маленького ребенка.Чем меньше ребенок,тем больше он испытывает потребность в постоянном притоке приятных эмоций,возникающих при тесном контакте со своими родителями.При любой,даже кратковременной,разлуке с родным человеком,ребенок испытывает чувство дискомфорта и нехватку необходимой ласки.Испытывая недостаток в постоянном притоке позитивных впечатлений и в тесном физическом контакте с близкими людьми,ребенок начинает черпать успокоение в тактильных ощущениях.Постоянно успокаивая себя и находя отвлечение в одних и тех же действиях,ребенок приобретает вредную привычку.
Детская вредная привычка
может представлять угрозу для здоровья ребенка,если есть риск занесения инфекции в организм.Некоторые дети,например,расковыривают заживающие ранки.В таких случаях желательно не только обработать дезинфицирующими средствами,но и изолировать рану (бинтом или лейкопластырем). Если ребенок грызет ногти - чаще подстригайте их и следите за тем,чтобы руки ребенка находились в постоянной чистоте.
Постоянное сопение и шарканье ногами во время ходьбы - признаки сильной неуверенности ребенка в себе (особенно часто встречаются в семьях,где происходят постоянные ссоры и выяснения отношений между родителями - ребенок считает себя виноватым в семейных раздорах).
Следует проявлять беспокойство,если привычка является результатом физической или психологической проблемы и страдает социальная жизнь ребенка.
В каких случаях вредные детские привычки
можно рассматривать как серьезную проблему?
- Сосание пальцев деформирует прикус или травмирует сами пальцы.
- Врастание или воспаление ногтей при их обкусывании.
- Постоянно идет кровь при ковырянии в носу.
- Ребенка часто дразнят из-за его вредных привычек.
Как же минимизировать развитие и закрепление вредных детских привычек? Для успокоения нервной системы ребенк
а очень полезно организовать дома качели. Для совсем маленького ребенка желательно приобрести лошадку-качалку. Незадолго до сна можно организовывать разные ритмические игры - прыжки через скакалку,марширование под музыку,прихлопывания и притоптывания под ритм мелодии.
Старайтесь разнообразить досуг ребенка - чем реже малыш будет находиться без дела, тем меньше он будет испытывать потребность в заполнении этих промежутков времени вредными привычками.
Итак,большинство вредных привычек у детей практически безобидные и проходят с возрастом сами собой. Но иногда могут являться следствием некоторых заболеваний или серьезной дисгармонии в отношениях ребенка с окружающими людьми. Поэтому, при подозрении на возможные проблемы со здоровьем ребенка, обязательно проконсультируйтесь с педиатром , а также задайтесь вопросом - достаточно ли малыш окружен заботой,вниманием и лаской.
Консультация
Вредные привычки у детей дошкольного возраста
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.
Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.
Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.
Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.
В возрасте трех с половиной лет Марио неожиданно начал постоянно откашливаться, хотя никогда не жаловался на насморк или кашель. Малыш делал это бессознательно. Как вскоре выяснилось, он неосознанно подражал своей воспитательнице из детского сада, которая из-за своей простуды была вынуждена часто откашливаться.
Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.
В раннем детском возрасте и у дошкольников очень часто отмечаются следующие привычки.
Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до "детсадовского" возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.
Каким образом можно отучить ребенка от этой привычки? Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.
Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных "беспроблемных" детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.
В возрасте от двух с половиной до трех лет роль "успокоителя" может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.
Некоторые родители бывают испуганы, когда наблюдают у маленького ребенка отвердение полового члена. Однако это совершенно нормальное явление. Оно вызывается, как правило, непроизвольным механическим раздражением, например при тугом пеленании, под напором мочи или при эпизодических играх с гениталиями. Совершенно естественно, что младенец, едва научившись управлять своими ручками, при освобождении от пеленок начинает трогать недоступные ему прежде части тела, в том числе и пенис, с которым он играет так же, как с ручками и ножками.
Ребенок изучает таким образом свое тело. К тому же, при мочеиспускании и гигиенических процедурах внимание малыша концентрируется на этой области. Иногда дети, находясь в кроватке, возбуждают ритмичными движениями свои гениталии. Они явно испытывают при этом приятные ощущения, сходные с с теми, когда родители берут их на руки и поглаживают.
Все это совершенно естественные вещи, которые не должны быть поводом для беспокойства. Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких "игр". Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.
При неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание постоянно фиксируется на вредной привычке, приятные ощущения, получаемые ребенком при игре с гениталиями, могут стать для него своеобразным заменителем отсутствующего домашнего тепла или недостаточной родительской заботы. Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.
Относительно других вредных привычек у детей раннего и младшего школьного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например, продолжает сосать палец, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.
Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.
Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: они рвут на себе волосы, обгрызают ногти. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи. Они вскрикивают во сне или просто плохо спят ночью, не могут заснуть или снова мочатся в постель.
В таких случаях родители должны спросить себя: «Хватает ли ребенку внимания в семье?» «Ощущает ли он себя защищенным?» «Уверен ли он в своих силах?»
Как уже говорилось, такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.
Самые распространенные из этих вредных привычек - когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях - можно ли научить ребенка контролировать свои действия?
Прежде всего, нужно задать себе вопрос - а когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка?
Возможно, тогда, когда он пошел в первый класс? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в школе затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него деятельность. Поэтому ваша задача - выяснить, в чем по-настоящему трудности вашего ребенка.
Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.
Что делать?
Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.
Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.
Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.
Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу
Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.
Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР-д/с № 42»
Приймак Н.Н.
Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста
Выполнила: Торовина Е.В
Родителей часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у детей. Может ли это повредить здоровью и является ли признаком психологических нарушений? Если вы оказались в подобной ситуации, вам поможет понимание того, почему ребенок поступает так или иначе.
Иногда дети просто копируют поведение других, но чаще они обращаются к своим «вредным» занятиям, когда чем-то обеспокоены, несчастны, напуганы, устали, им скучно или хочется спать. Классические вредные привычки детей дошкольного возраста- ковыряние в носу, накручивание и сосание волос, обкусывание ногтей или ритмичные движения попросту помогают им успокоиться и почувствовать себя лучше. В большинстве случаев ребенок со временем просто перерастает все эти привычки. Однако родителям бывает сложно наблюдать за неприятным или странным поведением малыша и реагировать на него спокойно.
Сосание пальцев
Младенцы исследуют окружающий мир, помещая предметы в рот - они сосут собственные пальцы, одеяльца, соски и другие предметы. Сам процесс сосания успокаивает и помогает заснуть. Большинство детей начинает сосать пальцы в первые месяцы жизни и самостоятельно расстается с этой привычкой к году. Но некоторые могут продолжать сосать пальцы, одежду, волосы до четырех-пяти лет, а иногда и дольше. В возрасте пяти лет начинают прорезываться постоянные зубы, и подобная привычка может быть поводом для беспокойства, если нарушает формирование правильного прикуса.
Навязчивое раскачивание или кручение на месте
Некоторые младенцы перед засыпанием мотают головой из стороны в сторону или даже стучатся ею о бортик колыбельки. Как ни странно, но так они укачивают сами себя, а равномерный ритм помогает им быстрее заснуть. Эта привычка порой появляется в возрасте девяти месяцев и уходит в два года. Иногда ребенок таким образом успокаивает себя, даже когда не хочет спать. Если ваш малыш периодически начинает мерно крутить головой или раскачиваться, но при этом не показывает признаков задержки в развитии, вам не о чем беспокоиться. Все эти действия обеспечивают ему психоэмоциональный комфорт.
Нервные тики также встречаются у детей разного возраста и могут производиться любой частью тела. Наиболее распространенный вид - моргание. Если какой-то из нервных тиков «задержался» у вашего ребенка дольше чем на год, это может быть признаком более серьезной проблемы и требует консультации у врача.
Скрип зубами
Медицинский термин для описания этого явления - бруксизм. Проявляется более чем у половины детей, обычно начинается в шесть месяцев при прорезывании зубов, может вернуться опять в пять лет при замене молочных зубов на постоянные и проходит с взрослением. Скрип зубами может быть поводом для беспокойства, только если вызывает стоматологические проблемы. Регулярно посещайте стоматолога и следите за состоянием ротовой полости и формированием прикуса.
Обкусывание ногтей и кутикулы
Почти все дети грызут ногти - эта привычка вызывает кровотечения вокруг ногтя и может способствовать заражению ребенка болезнями «грязных рук». Как и в борьбе со всеми другими вредными привычками, стратегия проста: не привлекать внимание к моментам, когда ребенок грызет ногти, а наоборот - обращать внимание и хвалить его, когда он спокоен и не сует пальцы в рот. Поймайте момент, когда пальцы ребенка не во рту, обратите его внимание на то, как он ловко может делать что-то руками вместо того, чтобы грызть ногти. Например: «Какую красивую машинку ты собрал своими пальчиками!», «Ты чешешь у кота за ухом своими пальчиками, ему нравится!»
Ковыряние в носу
Наверно, эта вредная привычка раздражает родителей больше всего. Ковыряние в носу негигиенично и не принято в обществе. Ребенок начинает ковырять в носу, когда там возникает корочка из отделяемого при простудах и насморках. Обычно ковыряние еще больше раздражает слизистую, образуется новая корочка, и возникает замкнутый круг. Расскажите вашему ребенку, что ковыряние в носу на людях неприемлемо, но он может использовать платок или салфетку, чтобы в носу перестало чесаться.
Накручивание и выдергивание волос
Процесс игры со своими волосами - еще одна из детских техник успокоения. Так же как сосание, она проявляется в младенчестве и исчезает с взрослением ребенка.
Задержка дыхания
Иногда дети задерживают дыхание так долго, что могут потерять сознание на несколько секунд или целую минуту. Это по-настоящему пугает родителей. Такое поведение обычно появляется в возрасте от полутора до двух лет. Из-за нехватки кислорода ребенок может посинеть или сильно побледнеть. Дети задерживают дыхание, когда пытаются вернуть контроль над ситуацией, и все идет не так, как они хотят. Если вы заметили, что ваш ребенок намеренно задерживает дыхание, покажите его врачу. Очень сложно определить, что именно происходит с ребенком, а некоторые виды обмороков могут быть симптомами анемии. В любом случае постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку для ребенка, не привлекая особенного внимания к тому, что вы встревожены или «это опасно». Ваш испуг может осложнить ситуацию.
Как же бороться с вредными привычками?
Привычки детей - полезные и вредные - родители могут как осуждать, так и поддерживать. Если привлекать слишком много внимания к неприятному или странному поведению ребенка, постоянно делать замечания (якобы для его же блага) - привычка может только усилиться. Лучшей стратегией будет игнорировать «плохое» поведение и прививать ребенку другие, более здоровые привычки (например, не ковырять в носу, а использовать платок и т.п.). Тем более что большинство вредных привычек дети перерастают с возрастом.
Лучшая профилактика вредных привычек у детей - это вовсе не одергивание или нравоучения, а похвала. Хвалите своего ребенка за хорошее поведение - этим вы показываете ему, что вы видите его хорошие поступки, они вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы он и впредь поступал именно так.
Если вы видите, что ваш ребенок не грызет ногти, - скажите ему об этом и похвалите его за это. Невозможно отучить кого-то от вредных привычек, пока он сам не захочет это сделать. Девочки сами бросают грызть ногти, если осознают в какой-то момент, что хотят иметь красивые аккуратные ногти. Часто мамы предлагают малышкам накрасить ноготки - цветные и красивые грызть будет просто жалко.
Не пытайтесь изменить все привычки сразу. Начните с самых, на ваш взгляд, тревожных. Выясните, что беспокоит вашего ребенка, внимательно выслушайте все его обиды и жалобы. Постарайтесь устранить причину, из-за которой он так остро нуждается в успокоении. Позвольте ребенку самому принимать решения, давая доступный выбор, например в одежде или еде. Таким образом, ребенок обретет контроль над ситуацией и будет меньше растерян. Переключайте внимание ребенка и помогите ему найти лучшее место и способ делать то, что он хочет. Например, если он испытывает зуд в носу и постоянно ковыряет в нем, помогите ему научиться использовать платок, наносите крем вокруг ноздрей или используйте увлажняющий слизистую носа спрей. Если вы заметили, что ребенок ковыряется в носу на людях, отведите его в ванную, высморкайте его и помойте ему ручки.
Если родителям не нравятся какие-либо вредные привычки, беседа с детьми о них должна быть построена не на осуждении малыша, а на объяснениях в доступной форме, почему то или иное действие нежелательно, негативно влияет на здоровье ребенка, его внешность или портит о нем впечатление. Цель таких бесед - помочь ребенку самому сделать выбор в пользу хорошего поведения, а не заставлять его просто бездумно сделать по-вашему.
Будьте терпеливы, последовательны и со временем вы добьетесь своего.
Уделяйте детям больше внимания и ласки, ведь здоровье вашего ребёнка в ваших руках!
Не злоупотребляйте алкоголем, наркотиками, курением сами!
Отношения с ребенком необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он должен точно знать, как вы отнесетесь к тому или иному его поступку и что предпримите в ответ.
Будьте правдивы с ребенком. Если он знает, чувствует, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.
Постарайтесь научить ребёнка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены.
Не отмахивайтесь от ребёнка, а объясняйте проблему на примерах других, отвечайте на вопросы в корректной форме.
Гуляйте с ребёнком вместе и контролируйте, если отпускаете его одного.
Ведите здоровый образ жизни: чаще гуляйте с ребенком, занимайтесь спортом, выезжайте на природу.
Активно участвуйте в жизни ребенка, соблюдайте семейные традиции.
Будьте внимательными, обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.
Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.