Обучение навыкам грудного вскармливания родильниц алгоритм. Техника грудного вскармливания: захваты, положения. Как узнать, правильно ли ребенок захватил сосок

02.05.2019

Общие положения

Кратность кормлений для ребенка, родившегося доношенным и зрелым, с нормальной массой тела, устанавливается по его требованию. В первые дни, когда в груди матери молока еще мало, длительность кормления может составлять до 20-30 минут, но уже к концу первой недели жизни не должна превышать 15-20 минут. Обычно при режиме свободного вскармливания новорожденный ребенок может получать грудь до 10-15 раз в сутки. Такое частое кормление способствует лучшему становлению лактации. Впоследствии, по мере роста ребенка, у него обычно вырабатывается свой режим кормления – от 6 до 8 раз в сутки и, как правило, без ночного перерыва. Однако кормление ребенка в ночное время способствует большей выработке грудного молока. При таком режиме кормления ребенок отличается спокойным поведением, хорошим настроением, крепко спит, дает необходимую прибавку в весе, а у матери при таком типе кормления вырабатывается большее количество молока и способность к его секреции сохраняется длительное время.
При каждом кормлении ребенка можно прикладывать к обеим молочным железам. С учетом того, что грудное молоко содержит до 87-90 % воды, при достаточном уровне лактации потребность ребенка в жидкости полностью обеспечивается даже в условиях жаркого климата. Допаивание кипяченой водой допустимо лишь при высокой температуре окружающего воздуха (выше 25°С) и/или наличии у здорового ребенка даже легких признаков обезвоживания. Потребление грудного молока ребенком в период исключительно грудного вскармливания постепенно увеличивается, достигая постоянного уровня 700-800 мл в день примерно через 1-2 месяца после рождения, с возрастом возрастает лишь незначительно.

Десять врачебных принципов для успешного грудного вскармливания

  1. Необходимо строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения рожениц и всего медико-санитарного персонала.
  2. Обучать весь медико-санитарный персонал необходимым навыкам для осуществления правил грудного вскармливания.
  3. Постоянно и своевременно информировать всех беременных женщин о преимуществах и методах грудного вскармливания.
  4. Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
  5. Показывать матерям, как кормить грудью и как сохранить лактацию, даже если матери должны быть временно отделены от своих детей.
  6. Не давать новорожденным никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
  7. Практиковать круглосуточное совместное размещение матери и новорожденного, разрешать им находиться вместе в одной палате.
  8. Поощрять грудное вскармливание по требованию ребенка, а не по расписанию.
  9. Не давать новорожденным, находящимся на грудном вскармливании, никаких искусственных средств (имитирующих грудь или успокаивающих).
  10. Поощрять создание групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.

Противопоказания к раннему прикладыванию к груди

Вопрос о противопоказаниях к кормлению ребенка грудью решает только врач. Выделяют две разновидности противопоказаний:

1. Со стороны матери:

  • оперативное вмешательство в родах;
  • тяжелые формы гестозов;
  • значительные кровотечения во время родов и в послеродовом периоде;
  • открытая форма туберкулеза;
  • состояние декомпенсации хронических заболеваний сердца, легких, почек, печени;
  • острые психические заболевания;
  • злокачественные новообразования.

При положительной серологической реакции на ВИЧ–инфекцию молоко можно сцеживать и после стерилизации давать ребенку, учитывая желание матери.
2. Со стороны ребенка:

  • оценка состояния новорожденного по шкале Апгар ниже 7 баллов;
  • тяжелая степень асфиксии новорожденного;
  • нарушение мозгового кровообращения II-III степени;
  • глубокая степень недоношенности;
  • тяжелые аномалии и пороки развития (челюстно-лицевого аппарата, сердца, желудочно-кишечного тракта и др.).

К числу противопоказаний до последнего времени относили также родоразрешение путем кесарева сечения. В настоящее время кесарево сечение не является строгим противопоказанием к грудному вскармливанию с первого дня жизни новорожденного. После окончания операции родильница переводится в палату интенсивной терапии роддома, а младенец – в детскую палату послеродового отделения. Через несколько часов (не более 4) после окончания действия наркоза детская сестра приносит новорожденного к матери и помогает ей приложить его к груди.
Данный перечень заболеваний позволяет считать, что противопоказания к кормлению грудью встречаются исключительно редко. Вопрос о том, можно ли такого ребенка вообще кормить грудью в последующем, зависит от его состояния и решается в индивидуальном порядке.

Правила и техника кормления грудью

Каждая женщина может кормить ребенка грудью. Кормление грудью не разрешается только в исключительных случаях, когда мать страдает тяжелыми заболеваниями (см. Противопоказания к кормлению грудью). При большинстве острых инфекционных заболеваний матери грудное кормление не отменяется. Но мать должна соблюдать определенную осторожность: надевать маску из нескольких слоев марли, тщательно мыть руки. В остальном все проблемы возникают из-за незнания правил и техники кормления.

Первое правило – очень важное – ранний контакт матери с ребенком в первые 30 минут после рождения. Во многих родильных домах придерживаются еще «старых традиций»: дают ребенка матери только через 12, а иногда и через 24 часа после рождения. Это неправильно. В настоящее время повсеместно и настоятельно внедряется другой метод – раннего прикладывания. Суть его в том, что надо максимально быстро, в течение первых 30 минут после появления младенца на свет приложить его к груди. Делается это так: сразу после рождения ребенка кладут на живот матери. Этот контакт «кожа к коже» позволяет малышу почувствовать материнское тепло, биение ее сердца. Затем ему помогают найти грудь и взять сосок. И даже если при этом он получит хотя бы несколько капель молозива, все это предохранит его от многих неприятностей в будущем.
Отмечено, что ранний контакт с матерью способствует выработке грудного молока в большем объеме и более длительно. Если прикладывание малыша к груди непосредственно после рождения затруднено (кесарево сечение, болезнь матери или ребенка), сделать это надо сразу, как только станет возможным.

Второе правило – не менее важное – правильно приложить ребенка к груди, что предупредит появление трещин и обеспечит нужное количество молока в дальнейшем. Нет никакой необходимости в специальной обработке сосков перед кормлением, так как это ведет к удалению натуральных масел с кожи сосков и ареолы, на ней могут быстро образоваться трещины. Кормить ребенка можно лежа или сидя, близко поднося его к груди; чтобы малыш мог взять в рот достаточно большую часть груди. Ребенок должен быть расположен плотнее и лицом к матери, «живот к животу», чтобы ему не надо было поворачивать голову. Необходимо поддерживать младенца за спинку и плечи, не надавливая на голову, иначе он будет рефлекторно откидывать ее назад.
Грудь следует взять в ладонь четырьмя пальцами снизу и одним сверху, расположив пальцы дальше от соска, чтобы не мешать ребенку дышать. Голодный ребенок обычно сам открывает рот и ищет грудь. Если он этого не сделал, соском необходимо прикоснуться к губам ребенка, чтобы он открыл рот. Ребенок должен захватить не только сосок, но и обязательно околососковый кружок (ареолу), а также часть груди ниже ареолы. Это предупредит аэрофагию у ребенка и образование трещин и воспаление сосков у матери. Нижняя губа ребенка должна быть вывернута наружу, подбородок, щеки и нос – плотно прилегать к груди. Ребенок втягивает сосок и ареолу груди, а затем, надавливая на них языком, выжимает молоко.
Если мать почувствовала боль – это значит, что ребенок неправильно взял грудь, надо осторожно прикоснуться пальцем к губам ребенка, чтобы он открыл рот и попытаться приложить повторно.

Третье правило – кормить ребенка рекомендуется по потребности, в первые дни по 10-15 раз в сутки; у каждого ребенка свой биоритм, и через 2 недели вырабатывается режим кормления – обычно до 6-8 раз в сутки. Следует давать ребенку поочередно сосать обе груди. Это способствует выработке молока. Не следует делать ночных перерывов в кормлении – ночное молоко более калорийно.
Частое кормление способствует увеличению лактации. Рекомендуется давать ребенку возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Состав молока меняется в течение суток и в течение одного кормления. Молоко всегда ценно и полезно, оно не бывает плохим, в грудном молоке есть вода и все вещества, необходимое для утоления жажды и голода. Дети сосут грудь для ощущения комфорта так же, как и для утоления голода.

Четвертое правило – не следует сцеживать молоко, так как грудная железа должна получать правильную информацию (через нервно-мышечный и железистый аппарат, гуморальным путем) о нужном для ребенка количестве молока. В течение дня ребенок высасывает разное количество молока. Важен психологический контроль, желание кормить, вера в то, что грудное молоко – это лучшая пища для малыша. Однако в отдельных случаях (нагрубание, избыточная лактация и т. д.) надо сцедить молоко.

Пятое правило – ребенку не надо никакой дополнительной пищи до 4-6 месяцев. Если дополнительно кормить ребенка из бутылочки, то продукция грудного молока уменьшается, ребенок сосет не так активно, так как уже не голоден. При необходимости дополнительного питания пищу лучше давать с помощью чашки, чайной ложки или пипетки.
Основной показатель того, достаточно ли ребенку грудного молока – его поведение. Если после очередного кормления малыш спокойно отпускает грудь, имеет довольный вид, достаточно долго спит (возможно, частично бодрствует) до следующего кормления, значит, молока ему хватает. Получая достаточное количество грудного молока, ребенок мочится не менее 6 раз в сутки, стул имеет однородную желто-соломенную мягкую консистенцию, без неприятного запаха; частота испражнений от 1 до 6-8 раз в сутки.

Затруднения при кормлении грудью

Со стороны матери:

  1. Маленькие, плоские соски. Используют специальные накладки, массаж сосков до родов.
  2. Задержка появления молока. У большинства женщин нагрубание молочных желез и интенсивное образование молока наступает на 3-5 день после родов. Однако у некоторых женщин становление лактации может задерживаться до 15-20 дня. В этих случаях не стоит спешить с диагнозом гипогалактии. Необходимо прикладывать ребенка к груди не менее 12 раз, давать ребенку обе груди, как можно дольше избегать докармливания ребенка. Если приходится прибегать к докармливанию, следует давать докорм с ложечки.
  3. Чрезмерно интенсивное образование молока. В этой ситуации возникают затруднения при захватывании ребенком соска напряженной, болезненной железы. При этом необходимо прибегать к специальному «сцеживающему» массажу.
  4. Ссадины и трещины сосков. Чувствительность сосков является одной из проблем в первый период кормления грудью.

Основной причиной болезненности и трещин сосков является неправильное сосание, обусловленное неправильным положением ребенка у груди. В родильном доме мать кормит ребенка в положении лежа. Она ложится на бок и приближает молочную железу к лицу ребенка. При прикосновении щеки к молочной железе ребенок открывает рот, отыскивает сосок и крепко обхватывает его (физиологические поисковый и сосательный рефлексы). Необходимо следить за тем, чтобы ребенку в рот попал не только сосок, но и околососковый кружок. С 3-4 дня мать начинает кормить ребенка в положении сидя. Поза должна быть удобной, обеспечивать опору для спины и руки, на которой лежит малыш. Голова ребенка должна лежать на локтевом сгибе согнутой руки.
Другой причиной является недостаточное сосание, в результате которого голодный ребенок сосет более рьяно и, возможно, неправильно. В этом случае не нужно ограничивать продолжительность кормления. Лучше кормить ребенка чаще, предотвращая тем самым как чрезмерно интенсивное сосание, так и застой молока в груди.
Чтобы избежать появления трещин и болезненности сосков, кормящая мать должна правильно ухаживать за молочными железами и соблюдать следующие правила:

  1. Строгое соблюдение правил личной гигиены. Перед кормлением необходимо тщательно вымыть руки. Безупречно чистым должен быть бюстгальтер (из хлопчатобумажной ткани).
  2. Перед кормлением следует сцедить несколько капель молока, находящегося в выводных протоках молочной железы, так как это молоко может быть инфицировано. Прежде чем приступить к кормлению, соски нужно протереть стерильной ваткой, смоченной кипяченой водой.
  3. Необходимо избегать частого мытья желез с мылом, так как при этом удаляется естественная смазка, защищающая кожу сосков. Не пользоваться кремами, растворами антисептиков, антиперспирантами, так как они могут вызывать развитие дерматита у ребенка.
  4. После кормления одной грудью обязательно следует приложить вторую, а следующее кормление начинать с той груди, которой закончилось предыдущее.
  5. После кормления оставлять несколько капель молока на соске, чтобы они высохли на воздухе. Остатки молока можно снять мягкой хлопчатобумажной тканью. Соски всегда должны быть сухими. Для этой цели можно использовать специальные гигиенические прокладки или стерильные марлевые салфетки.
  6. Использовать специальное белье для кормящей женщины (бюстгальтеры), которые обеспечивают оптимальное положение молочных желез и предотвращают лактостаз/

Обрабатывать трещины сосков лучше всего сцеженным грудным молоком либо различными антисептическими растворами, отварами трав.
Профилактика ссадин и трещин сосков заключается в правильной технике «отнимания» груди: ребенок сам должен открыть рот и отпустить сосок, который иначе травмируется. Чтобы вынудить ребенка открыть рот используют разнообразные приемы: кратковременно сжимают нос, надавливают на подбородок.

Со стороны ребенка:

  1. Ринит при ОРВИ. Для облегчения сосания непосредственно перед кормлением закапывают сосудосуживающие капли.
  2. Слабая сосательная активность. Необходимо чаще прикладывать ребенка к груди, сцеживать молоко и докармливать им ребенка с ложечки.
  3. Пороки развития зубочелюстной области – расщелины твердого неба и губы («заячья губа», «волчья пасть» и др.), недоразвитие нижней челюсти.

Удобство кормящей мамы. Правильное прикладывание к груди

В роддоме маме следует научиться держать ребёнка у груди, поскольку крайне желательно, чтобы при кормлении мать принимала удобную позу сама и придавала удобное положение ребёнку. Удобная поза обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза - застоя молока в груди кормящей женщины. Хорошо кормить ребёнка в разных позах - это облегчит удаление молока из разных долей и не спровоцирует застой. При этом маме рекомендуется сидеть или лежать там, где ей удобнее всего, тогда наиболее комфортно будет всем участникам процесса кормления.

Существуют три основных положения при кормлении: традиционная «колыбелька», поза «из-под мышки», а также кормление лёжа. В позе «колыбелька» младенец прижат к животу матери ножками и животиком. Если мама кормит сидя, ей рекомендуется иметь опору под спиной и ногами для удобства и отдыха работающих мышц. В позе «из-под мышки» личико малыша находится около груди и соска, а ножки направлены назад к спине матери. Но вы можете придумать и свои, позволяющие чувствовать себя комфортно и обеспечивающие хорошее прикладывание, позы.


  • В любой позе очень важно, чтобы у мамы были свободны обе руки, и она могла поддерживать, обнимать и гладить ребёнка, направлять его к соску. Необходимо следить за тем, чтобы кормление грудью не причиняло вам боли. Удобная поза мамы при кормлении даст ей ощущение комфорта, что в свою очередь обеспечит эффективное кормление, а правильное расположение ребёнка приводит к правильному прикладыванию.
  • Если ваш ребёнок ещё новорождённый, поддерживайте всё его тело, а не только голову и плечи. Это поможет ему находиться близко около вас, однако при этом он сможет свободно двигать головой и шеей.
  • Следите, чтобы во всех принимаемых вами позах голова и тело малыша располагались в одной плоскости и не изгибались. Будете ли вы держать его боком, вертикально или под мышкой, его тело должно быть повёрнуто к вашему телу. Ребёнок не может легко сосать грудь или глотать, если его голова отвёрнута в сторону или он держит перед собой руку.
  • Рот новорождённого должен располагаться на уровне соска, вне зависимости от той позы, которую примет мама. Это даёт ребенку возможность захватить больше нижнюю часть ареолы, а не верхнюю. Форма соска при кормлении не имеет значения. Важно, чтобы ребенок полным ртом захватывал грудь, а не только один сосок. Это даёт ребёнку возможность стимулировать нервные окончания, которые расположены в сосках и приводят в действие механизм выделения гормонов, а также выдавливать молоко, скапливающееся в млечных синусах под ареолой - расширениях выводных молочных проток. Ребенок должен кормиться грудью, а не просто сосать сосок.
  • Держите малыша ближе к телу, чтобы он мог хорошенько взять в рот грудь. Подносите ребёнка к груди, а не грудь к ребёнку. Не наклоняйтесь вперёд, в противном случае у вас может заболеть спина.
  • Если вы чувствуете, что надо поддерживать и вашу грудь, то держите её снизу свободной рукой. Не нужно складывать пальцы в виде ножниц, так как из-за этого вы можете вынуть грудь изо рта ребёнка и испортить правильное прикладывание. Такая распространённая манера поддерживать грудь происходит от ошибочного мнения, будто ребёнку трудно дышать, когда он приложен к груди. В действительности же природа устроила ноздри младенца так, что они расположены по бокам носика, и поэтому он может дышать при кормлении грудью. Может показаться, что ребёнок вдавился в грудь, но тут нет ничего страшного. Если он может свободно отводить головку, он сам приспособится и будет дышать легко. Хороший захват груди обеспечивает малышу лёгкость сосания, а также хорошую регуляцию дыхания во время сосания груди.
  • Иногда трудно держать ребёнка близко к телу из-за того, что он туго завёрнут и его одежда мешает это сделать. В этом случае полезно распеленать младенца, чтобы было удобнее кормить его грудью, при этом тепло вашего тела будет согревать малыша. Тугое пеленание головы и туловища мешает детям свободно вытягивать шею и хорошо прикладываться к груди. Младенцы, которых туго пеленают, больше подвержены респираторным инфекциям. Возможность свободно двигать руками и ногами благоприятно влияет на физическое развитие детей и согревает их за счёт усиления кровообращения. Одевайте новорождённого тепло, но не туго. Слои свободной одежды (например, распашонки и ползунки) удерживают больше воздуха и лучше согревают вашего ребёнка.

Кормление ребёнка по требованию

Жизнь малыша, начинающаяся после рождения, сильно отличается от того состояния, к которому он привык внутриутробно. К чему же он привык? К тому, что ему тепло, тесно, он слышит шум маминого организма и сосёт. Большую часть своего внутриутробного существования ребёнок проводил, посасывая свои ручки. Это состояние, такое привычное и спокойное, младенец утратил после рождения - теперь приходится привыкать к новой жизни. А мама должна сделать это привыкание наиболее приятным и безболезненным. И это получится, если она будет следовать потребностям малыша, будет стараться понимать его и выполнять его просьбы. У новорождённого есть две основные потребности, очень важные для него: пребывать у мамы на руках и сосать. Это даёт ему ощущение физического контакта и комфорта, а также спокойствия и безопасности. Ощущение мамы в первые дни и недели после рождения жизненно необходимо малышу. При этом потребность в сосании - основное инстинктивное действие новорождённого ребёнка. Чем младше ребёнок, тем большее количество его потребностей удовлетворяется за счёт сосания маминой груди.

Если внимательно понаблюдать за потребностями малыша, то несколько закономерностей всё-таки можно выявить. Прежде всего, груднички всегда нуждаются в прикладывании к груди перед засыпанием. Им нужно пососать, чтобы уснуть. А большинство новорождённых детей хочет сосать и при пробуждении. И вот как раз кормление по требованию новорождённого, ориентированное на потребности ребёнка, означает прикладывание к груди «вокруг» его сна. Малыша первых месяцев жизни необходимо прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь, когда он захочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребёнка, но и для его психоэмоционального комфорта. Писк и поисковые движения у новорождённых даже вторых или третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через 3,5 или 2,5 часа. Необходимость в прикладываниях быстро увеличивается, и к 10-12 дню жизни потребность приложиться к груди у ребёнка может возникать 15-16 раз в день и чаще. Причём начинать кормить по требованию малыша - если он, конечно, здоров и просит есть - следует в первые часы после родов.

Пример кормления ребёнка по требованию:

Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то время спит, посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав некоторое время, он просыпается и прикладывается при пробуждении. После сна ребёнок может некоторое время бодрствовать (например, час-полтора). Во время бодрствования он может 2-3 раза ощутить дискомфорт - например, от вполне естественного желания пописать - и, призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает все свои «дела». Потом он захочет спать, ощутит дискомфорт и, приложившись к груди, опять уснёт. Такие частые прикладывания сохраняются в первый-второй месяц жизни. Уже в два-три месяца малыш становится более активным, и кормления его будут более редкими, у него появится собственный определённый режим дня.

Кроме явных преимуществ кормления по требованию для ребёнка, существуют плюсы и для матери: кормление по требованию позволяет регулировать наполнение груди, после родов значительно быстрее сокращается матка, уменьшается вероятность кровотечений. Да и контрацептивный эффект грудного вскармливания действует только при кормлении по требованию без докорма, допаиваний и пустышек, так как только в таком режиме в достаточном количестве будет вырабатываться гормон пролактин, о чём мы писали в статье «Физиология лактации» .


Кормление по требованию матери

В период грудного вскармливания мать и дитя представляют собой симбиоз, что предполагает удовлетворение желаний обеих сторон. У матери тоже может возникать потребность приложить ребёнка к груди примерно каждые 1,5-2 часа. Эта закономерность, так же как и потребность младенца, должна реализовываться, поскольку совпадает с ритмом потребностей ребёнка в прикладывании к груди. Обнаружить эту необходимость обычно удаётся, когда малыш спит более 1,5 часов. У матери переполняется грудь, и она хочет приложить к ней ребёнка. При возникновении этого желания нет никаких препятствий к тому, чтобы предложить спящему младенцу грудь. Обычно малыш реагирует на требование матери: она подносит его к груди и начинает раздражать соском нижнюю губку малыша, в ответ на этот призыв он начинает раскрывать рот и ловить сосок. Каждой матери следует знать, что грудное кормление и сон ребёнка - это процессы, которые не мешают друг другу и могут реализовываться параллельно. Более того, малыши предпочитают спать под материнской грудью, мирно посасывая её.

Кормление по требованию матери особенно актуально для ослабленных детей: больных, маловесных, недоношенных.

Не следует переживать, что малыш переест - это практически невозможно, так как его организм настроен на очень частые кормления, и его саморегулирующаяся система всё отладит.

Не следует также перекладывать ребёнка ко второй груди раньше, чем он высосал первую. Иначе частая смена груди может привести к тому, что младенец не успеет высосать более жирное «заднее» молоко, которое содержит много питательных веществ. Одну и ту же железу можно давать два раза после некоторого отдыха малыша.


Кормление при плоских и втянутых сосках

Как ни странно, форма сосков может быть разной даже у одной и той же женщины, и тем не менее грудь каждой женщины приспособлена для вскармливания. Она может быть большой, маленькой или плоской. Ареола также может быть большой или маленькой, тёмной или светлой, выступать или быть совсем незаметной. Соски могут быть длинными, короткими или плоскими - а могут быть и втянутыми. Во всех этих случаях главное, чтобы ребёнок захватывал полным ртом большой участок груди, а не только сосок. Вне зависимости от формы сосков, кроме самых необычных случаев, вы можете кормить ребёнка грудью. Плоскими считаются те соски, которые не выдаются при надавливании, не твердеют при стимуляции или не реагируют на холод. Втянутые соски не выдаются, а наоборот, втягиваются внутрь при сжимании ареолы. Обладательницам таких сосков следует помнить, что вы кормите грудью, а не соском. Кормление грудью возможно с любой формой сосков. Грудное кормление никогда не должно причинять матери боль. Воспаление и трещины сосков можно и нужно предотвращать. В большинстве случаев они являются признаком неправильного прикладывания к груди, когда ребёнок сосёт только сосок, вызывая трение и травмируя его, - так называемое «сосковое» кормление, т.е. по типу сосания соски, не захватывая ареолу. Воспаление и трещины начинают заживать в течение одних суток после того, как малыша начали правильно прикладывать к груди. Если воспаление не купируется, значит кормление ещё не совсем налажено. Воспаление сосков приводит к трещинам, которые могут стать источником инфекции, поэтому не надо его игнорировать. У ребёнка есть врождённый «талант» правильно питаться, поэтому поправить всё можно очень быстро.

Нет необходимости мыть грудь перед каждым кормлением: «заднее» молоко содержит антибактериальные вещества, поэтому нужно слегка смазать ареолу этим молочком. Кроме того, на ареолах имеются бугорочки - это железы Монтгомери, которые выделяют защитную биологическую жировую смазку, предохраняющую сосок и ареолу от пересушивания, трещин и инфекций. Если мыть грудь часто, то эти вещества будут смываться, кожа будет сохнуть, поэтому рекомендуется обмывать молочные железы 1-2 раза в день во время приёма общего душа просто водой, избегая мыла и других сушащих кожу косметических средств. Иногда рекомендуют применять средства для обработки сосков, но ими не следует пользоваться по нескольким причинам:

  • они разрушают естественные защитные жиры, ухудшая состояние воспалённых сосков;
  • смыть эти масла и кремы невозможно, так как на сосках множество складочек, и ребёнок вместе с молоком съедает эти лекарства, что может стать причиной аллергии или даже отравления.

Длительность прикладывания ребёнка к груди

Длительность прикладывания на первом полугодии жизни нельзя ограничивать. Только сам малыш может определить, сколько ему сосать грудь. Каждый ребёнок сам себе устанавливает оптимальный режим. Вместо того чтобы стараться быстрее закончить кормление, имеет смысл научиться правильным позам, расслаблению во время кормлений, отдыху, восприятию музыки при кормлении.

При сосании груди ребёнком в головной мозг матери посылается сообщение о том, сколько молока нужно ребёнку. Если сегодня малыш проголодался больше, он будет сосать сильнее и дольше. В ответ на это головной мозг посылает большее количество гормонов, стимулирующих выработку молока, которые дают команду молочной железе работать интенсивнее. Кроме того, грудное молоко содержит вещество-ингибитор. Если молоко по какой-либо причине не удаляется из груди - например, когда ребёнок отказывается от груди или произошёл застой - ингибитор заставляет организм уменьшить его выработку, выключая систему образования молока. Таким образом, молочные железы работают по принципу спроса и предложения.

Помимо этого, ребёнок не сосёт непрерывно. Сначала он делает несколько быстрых сосательных движений, вызывающих приток молока, а затем переходит к глубокому ритмичному сосанию, иногда с остановками. Когда младенец останавливается, мать порой ошибочно считает, что малыш хочет прекратить кормление, и отнимает ребёнка от груди. На самом же деле паузы в сосании означают, что молоко течет и кормление проходит хорошо. Всегда давайте малышу возможность закончить кормление тогда, когда он сам действительно этого захочет.

Невозможно преувеличить важность правильной позиции и правильного захвата груди.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются женщины при грудном вскармливании (болезненность и трещины сосков, недостаток молока, и т.д.) обусловлены именно неправильной техникой прикладывания ребенка к груди.

Поэтому, очень важно, помочь ребенку освоить навык правильного захвата груди.

Правильная позиция для кормления

Укладывайте ребенка для кормления следующим образом:

  • Устройте ребенка на своей руке так, чтобы его шея покоилась в вашем локтевом сгибе, его спина лежала на вашей руке, а ягодицы на ладони.
  • Поверните все тело ребенка на бок, чтобы он лежал лицом к вам, живот к животу. Его голова и шея должны лежать прямо, а не быть запрокинуты назад или повернуты в сторону по отношению в телу. Ребенок не должен напрягаться , поворачивая голову или вытягивая шею, чтобы дотянуться до соска.
  • Поднимите ребенка до уровня своей груди, положив его на подушку к себе на колени или подставьте скамеечку под ноги. Подушка поддерживает вашу руку и вес ребенка. Если вы будете пытаться держать ребенка на весу одной рукой, вам придется напрягать мышцы спины и руки. Если же ребенок будет лежать слишком низко, у вас на коленях, он будет оттягивать грудь, что приведет к растягиванию и трению. Поднимите ребенка повыше к себе, вместо того, чтобы наклоняться к нему.
  • Поворачивая ребенка на бок, живот к животу, положите его нижнюю ручку в пространство, образованное его телом и вашей талией.

Данная позиция называется «колыбелька», о других позициях при кормлении читайте ниже.

Правильный захват груди

Выдавите несколько капель молока, чтобы смочить сосок. Поддерживайте вес груди рукой, расположив большой палец над ареолой (околососковый кружок) соска, а ладонь и четыре пальца снизу. Важно, чтобы пальцы не закрывали ареолу, то есть тот участок, который захватывает ротик ребенка. Пальцами слегка сожмите грудь, придав ей плоскую форму.

Помогите ребенку правильно взять грудь - это самый важный момент:

Дразня ребенка своим соском, помассируйте ему губы, чтобы он широко открыл ротик. В тот момент, когда ребенок широко откроет ротик, направьте сосок в центр ротика и притяните ребенка близко к себе поддерживающей его рукой. Остановимся на этих действиях подробнее:

  • Важным условием правильного захвата является заставить ребенка открыть ротик достаточно широко. Иногда ребенок сжимает или поджимает губки, особенно нижнюю. Помогите ребенку открыть ротик широко, слегка надавив пальцем ему на подбородок. После захвата груди, нижняя губка ребенка должна быть максимально вывернута наружу.
  • В момент, когда вкладываете грудь ребенку в ротик, необходимо притянуть к себе ребенка достаточно быстро и достаточно близко. Не наклоняйтесь вперед, придвигая грудь к ребенку, - притяните его поближе к груди движением руки. Иначе вы привыкните сидеть ссутулившись, и к концу кормления у вас будет ныть спина. Если вы придвинете ребенка медленно, он скорее всего ухватит лишь сосок, а не всю ареолу.

Проверьте правильность захвата

правильный захват - залог успешного грудного вскармливания

Когда вы придвинете ребенка к себе, его десны не должны находиться на основании соска, а должны заходить минимум на 2 см на ареолу.

Если ребенок будет сосать только сосок, это приведет к появлению на нем трещин и возникновению болезненности. Кроме того, млечные пазухи (резервуары с молоком) расположены именно под ареолой, и поэтому, если ребенок не будет сдавливать эти пазухи, то он не получит достаточно молока.

Ребенок должен сосать ареолу, а не сосок.

Если вы видите, что ребенок не правильно взял грудь, прервите кормление и уберите грудь. Чтобы не травмировать сосок, не вытягивайте его из ротика ребенка, не прервав прежде сосание. Для этого осторожно протисните свой палец в уголок ротика между десен. Попробуйте еще раз добиться правильного захвата..

Даже если вам придется начинать заново снова и снова, пока вам с ребенком не удастся сделать все как надо, не отступайте. Помните, правильный захват - залог успешного грудного вскармливания.

Итак, поведем итоги - выделим ключевые признаки правильного захвата груди:

  • тело ребенка плотно прижато к матери, живот к животу
  • губы ребенка вывернуты наружу
  • ребенок сосет не только сосок, а всю ареолу
  • после кормлений женщина не должна испытывать каких-либо болезненных ощущений в сосках

Дыхание ребенка во время кормления

Когда вкладываете грудь в ротик ребенка, притяните его к себе так близко, чтобы кончик его носика касался вашей груди. Не бойтесь закрыть ему носик, поскольку ребенок может дышать открытыми боковыми сторонами носа, даже если кончик носа прижат.

Если носик ребенка определенно закрыт, притяните попку ребенка поближе к себе, слегка изменив угол позиции ребенка, или слегка нажмите на грудь, чтобы освободить носик ребенка.

На протяжении всего кормления поддерживайте грудь снизу, чтобы она своим весом не давила на ротик ребенка и не утомляла его. Когда ребенок станет старше и сильнее в этой поддержке будет меньше необходимости.

Типы сосания

Со временем вы научитесь различать два типа сосания ребенка - для утоления голода и для удовольствия.

Сосание для удовольствия более слабое, обычно бывает, когда ребенок не голоден, а просто нуждается в вашем внимании. При этом ребенок получает менее сытное переднее молоко.

Голодное сосание более энергичное. Мышцы лица работают так энергично, что даже ушки ребенка могут двигаться во время сосательных движений. При этом ребенок получает более сытное заднее молоко. В норме на одно сосательное движение должно приходиться одно глотательное. Если же на одно глотательное движение приходится несколько сосательных, возможна нехватка молока.

Видео - правильный захват груди:

Позиции для кормления грудью

В первые недели стоит научиться самой и обучить ребенка нескольким позициям для захвата груди. Кроме положения “колыбелька”, существуют еще две позиции: “лежа на боку” и “под мышкой”. Эти позиции наиболее подходят мамам в первые дни после кесарева сечения.

Позиция “лежа на боку”

Эта та же позиция что и “колыбелька”, только мама и малыш лежат на боку лицом друг к другу. В идеале вам понадобится 5 подушек, это кажется слишком, но вам должно быть максимально удобно.

  • Подложите две подушки себе под голову, одну за спину, другую под верхнюю ногу, и последнюю подоткните под спинку ребенка.
  • Положите ребенка на бок лицом к себе и устройте на своей руке, поднимая при необходимости вверх по руке или опуская, чтобы его ротик оказался на одном уровне с вашим соском.

Позиция “под мышкой”

Эта позиция особенно подходит деткам, имеющим проблемы с захватом груди, если они визжат и выгибают дугой спинку, отстраняясь от груди. Предлагайте такое положение слишком маленьким, вялым (с пониженным тонусом) или недоношенным деткам.

  • Удобно сядьте на кровати или в кресле. Положите подушку сбоку от себя или просуньте ее между собой и подлокотником кресла. Положите на подушку ребенка.
  • Разместите ребенка как можно ближе к себе со стороны груди, которой собираетесь кормить, возьмите затылок ребенка в ладонь руки с той же стороны.
  • Направьте ножки ребенка вверх так, чтобы они лежали, касаясь подушек за вашей спиной. Проверьте, чтобы ребенок не упирался ножками в спинку кресла или подушку, иначе он будет выгибать спинку дугой. Если это произойдет, положите ребенка так, чтобы его ножки были согнуты в тазобедренных суставах, и чтобы в заднюю подушку упирались и его ножки и ягодицы. дайте ребенку грудь.
  • Когда ребенок уже сосет, подсуньте ему под спинку подушку, чтобы вам было легче удерживать ребенка близко к себе.

Видео - позиции при кормлении грудью:

Очень важно, чтобы маме было удобно

В заключении хотелось бы упомянуть еще раз о том, что в процессе кормления важно чтобы маме было удобно, чтобы не затекали руки и ноги, чтобы не ныла спина. Вы будете кормить ребенка несколько раз в день на протяжении нескольких месяцев, и от того насколько вам будет удобно, зависит ваше самочувствие, и соответственно, успешность грудного вскармливания. Этим и объясняется количество подушек в различных позициях для кормления.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически в любом магазине товаров для детей можно приобрести специальную подушку для кормления.

Это обычная подушка, выполненная в форме буквы “С”. Она очень удобна для позиции “колыбелька”. Мама одевает ее себе на живот как пояс, и устраивает на ней ребенка. При этом вес ребенка приходится не на мамину руку, а на подушку. Чтобы поддерживать головку ребенка маме требуется только одна рука, вторая же остается свободной.

Желаем вам и вашему малышу успешного грудного вскармливания!

Делитесь своим опытом, замечаниями, комментариями.

Важную роль в ста­новлении лактации у родившей женщины играет время первого при­кладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомен­дуется осуществлять сразу же после рождения ребенка, непосред­ственно в родильном зале, в первые 30 мин после родов, с учетом состояния новорожденного и роженицы. Медперсонал оказывает помощь при первом прикладывании младенца к груди матери. Дли­тельность первого контакта должна быть не менее 30 мин. Данные рекомендации содержатся в Приказе № 345 МЗ РФ «О совершен­ствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфек­ций в акушерских стационарах».

Следует подчеркнуть, что раннее прикладывание к груди, которое в настоящее время является общепринятым в большинстве стран, не выполняет сколько-нибудь значимой функции питания. Среднее ко­личество молозива, поступающего к ребенку, составляет около 2 мл. Вместе с тем, даже это количество молозива играет важную роль в становлении иммунологической защиты и снижении заболеваемос­ти новорожденных, является важным моментом стимуляции лакта­ции и обеспечения ее успешности и длительности. Наконец, имеются убедительные подтверждения роли раннего прикладывания в первич­ной адаптации новорожденного к внешнему миру и индуцировании психологической связи - привязанности матери и ребенка.

Первое прикладывание новорожденного к груди матери сочета­ется с осуществлением процедуры кожного контакта матери и ре­бенка. С этой целью новорожденного ребенка выкладывают голень­ким на живот матери и накрывают стерильной простыней еще до окончания пульсации пуповины. После окончания пульсации ре­бенка забирают с живота, проводят первичную обработку пупови­ны, а затем снова возвращают ребенка на верхнюю часть живота матери. Для обеспечения успешного кожного контакта и завершения первого прикладывания к груди новорожденного лучше не обмы­вать водой, а также отложить все остальные процедуры (например, закапывание капель в глаза). Ребенка, лежащего на животе, мать при­держивает рукой. Постепенно начинает выявляться «поисковое пове­дение» ребенка. Оно выражается в сосательных движениях, поворо­тах головки и ползательных движениях конечностей. Если ребенок не очень активен, поисковые движения его губ и головки можно стиму­лировать мягким поглаживанием кожи около рта. В течение первых 0,5-2 ч большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить ареолу материнской груди без помощи матери.

Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то дер­жать ребенка на груди более двух часов нецелесообразно, так как он будет только спать. Важно указать, что прикладывание ребенка к груди и/или создание кожного контакта через 2-3 ч после родов значительно менее эффективно, чем прикладывание к груди в пер­вые 30 мин после родов.

Раннее прикладывание ребенка к груди не только стимулирует образование и секрецию молока, но также способствует более быст­рому отхождению плаценты, профилактике послеродовых кровоте­чений у рожениц, а также формированию нормальной микрофлоры кишечника, адекватного иммунного ответа и ускорению отхождения мекония у новорожденных.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка очень ограничены. Они вклю­чают: наследственные энзимопатии, препятствующие усвоению мо­лока (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа), тяжелые формы врожденных пороков развития (волчья пасть, зая­чья губа и др.). Вскармливание грудным молоком не рекомендуется также, если кормящая мать принимает цитостатики, антитиреоидные средства, гормональные препараты.

Важное значение для полноценной лактации имеет режим «сво­бодного вскармливания» с первого дня жизни ребенка, под кото­рым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в та­кое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Однако в нашей стране в течение многих лет основным подходом к вскармли­ванию детей было кормление строго по часам, с соблюдением внача­ле 3-х часового, а затем 3,5-часового перерыва между кормления­ми. В последние годы произошел пересмотр этих рекомендаций, и в настоящее время признана существенно большая эффективность «свободного» вскармливания, или вскармливания по «требованию ре­бенка», чем вскармливания по часам. Исследования показали, что при свободном вскармливании объем лактации в первую неделю пос­ле родов в 1,5 и более раза выше, чем при вскармливании по часам, при этом «удельное» содержание (т.е. содержание в расчете на 1 мл мо­лока) белков, жиров, витаминов, активность ряда ферментов не ниже, а в ряде случаев выше, чем при вскармливании по часам. Следствием этого является большая суммарная (суточная) секреция с молоком основных пищевых веществ. Тенденция к большему объему лакта­ции и большей секреции с молоком пищевых веществ при свободном вскармливании, чем при вскармливании «по часам», сохраняется и в последующие периоды лактации.

Свободное вскармливание оказывает положительное влияние на становление лактации, длительность грудного вскармливания, со­стояние здоровья и физическое развитие ребенка, его психоэмоцио­нальное развитие.

Частота кормления при свободном вскармливании зависит от активности сосательного рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 мин и более. К концу первого месяца жизни частота кормления обычно снижается до 7-8 раз и уменьшается про­должительность кормления.

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в пос­леродовое отделение, при отсутствии противопоказаний к кормле­нию грудью вообще и к свободному вскармливанию в частности, должно быть обеспечено совместное пребывание матери и новорож­денного в палате «мать-дитя», где кроватка ребенка размещается непосредственно около кровати матери. Матери предоставляется возможность общаться с ребенком в первые же часы после родов. Она может находиться с ним в одной палате, спать вместе с ним, кор­мить грудью, в случае необходимости мыть, брать на руки.

Для ребенка совершенно безопасно спать с матерью в одной по­стели. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеле­ние или звук, изданный им. Мать может продолжать спать под рез­кий звук будильника, но любой писк ребенка заставляет ее проснуть­ся. Она может лечь на малыша и причинить ему вред только в том случае, если серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. С момента поступления новорожденного в палату совместного пребывания начинается длительный процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскарм­ливанию. Этот процесс может быть сложным и утомительным. Пер­сонал родильного дома, а также родственники должны оказать при этом максимальную поддержку матери как через адекватное обуче­ние, так и через внушение уверенности в успешности вскармлива­ния. Все женщины независимо от подготовки и прогноза лактации в период беременности сразу после родов должны обучаться кормле­нию грудью в условиях пребывания в палате «мать-дитя».

Наибольшую сложность при свободной системе вскармливания представляет правильная трактовка матерью крика ребенка. Даже в первые недели жизни причинами крика могут быть и не­удобное положение, и раздражение от мокрой пеленки, и требова­ние общения. В любом случае крик представляет собой призыв к материнскому вниманию, и мать должна научиться дифференциро­вать его. Для женщины такой режим, безусловно, более утомите­лен, но она должна понимать, что он является временным, а выиг­рыш исключительно значим. Он обеспечивает надежное формиро­вание лактации и полноценное обеспечение ребенка идеальным питанием на длительный срок.

Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от прежних рекомен­даций, исключавших ночное кормление детей, (исходя из представ­лений о том, что в ночное время желудок ребенка должен отдыхать), свободный режим вскармливания предусматривает сохранение ноч­ных кормлений. Это обусловлено многочисленными наблюдениями, показавшими, что ночные кормления являются прекрасным сред­ством поддержания лактации, поскольку именно ночью в гипофизе вырабатывается больше пролактина, основного гормона, стимулиру­ющего лактацию, чем днем. Поэтому ночью ребенка следует кормить столько, сколько он захочет. Для осуществления ночных кормлений матери проще всего брать ребенка к себе в постель, чтобы он мог со­сать грудь во время сна, не доставляя ей хлопот.

Концепция свободного вскармливания предусматривает свобод­ный выбор ребенком не только частоты кормлений, но и их длитель­ности. Это положение не согласуется с прежними представлениями отечественных педиатров, которые рекомендовали держать детей у груди не более 20 мин. Эта точка зрения была основана на представ­лении о том, что длительное сосание может вызвать трещины и вос­паление сосков. Однако в настоящее время установлено, что истин­ной причиной трещин сосков чаще всего является неправильное по­ложение младенца у груди и неправильный захват им соска. Вместе с тем ограничение длительности сосания может вести к тому, что ребенок не насытится и не получит «заднего» молока, которое необ­ходимо ему для нормального роста. Это, в частности, относится к так называемым «ленивым» сосунам, которые, в отличие от «активных сосунов», которые насыщаются за 10-20 мин, могут сосать грудь бо­лее 30 мин. Кроме того, потребность в контакте с матерью и сосание груди может нередко носить самостоятельный характер, относитель­но независимый от пищевого поведения ребенка.

Для успешного грудного вскармливания, особенно в первые дни, крайне важно исключить допаивание ребенка водой, глюкозой и т.п. Грудное молоко содержит до 80-90% воды, и при достаточном уров­не лактации полностью обеспечивает ребенка в жидко­сти даже в условиях жаркого климата. Введение же любой дополни­тельной жидкости может уменьшить количество молока, которое потребляет ребенок, поскольку центры жажды и «сытости» в голов­ном мозгу у новорожденных практически совпадают и удовлетворя­ются одновременно. Поэтому допаивание младенца может создавать у него ложное чувство насыщения и отказ от груди.

Как было уже отмечено, одним из условий полноценной лактации является соблюдение гигиенических правил ухода за грудной желе­зой, в частности, ее мытье. Мытье груди до и после каждого кормле­ния приводит к разрушению естественного защитного слоя. При час­том мытье груди с мылом кожа пересыхает, что может стать причи­ной образования трещин на сосках. Кроме того, при свободном режиме у женщин просто нет времени мыть грудь перед каждым кормлением, поэтому такая рекомендация может осложнить грудное вскармлива­ние и стать причиной отказа матери кормить ребенка грудью. В связи с этим мыть грудь следует не чаще, чем мать принимает общий душ или ванну, т.е. 1-2 раза в день. В то же время, чтобы сохранить кожу груди здоровой, лучше всего перед кормлением и после него обраба­тывать сосок грудным молоком.

В первые дни после рождения мать кормит ребенка в одно корм­ление одной грудью. После «прихода» молока можно кормить ребен­ка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление закан­чивалось из той груди, с которой начиналось кормление, и ребенок получил не только «переднее», но и «заднее» молоко, отличающееся в два раза более высоким содержанием жира.

Сцеживание грудного молока может оказаться целесообразным только в ранний период установления лактации, при отсутствии воз­можности «свободного» вскармливания ребенка или при неспособности ребенка по тем или иным причинам к эффективному отсасыванию молозива или молока. Показаниями к сцеживанию грудного молока являются также болезни матери, временное разлучение матери и ре­бенка, учеба или работа матери. В остальных случаях сцеживать мо­лозиво или молоко нет необходимости. Предпочтительным является ручное сцеживание, методике которого должен обучить женщину медперсонал послеродового отделения. При неэффективности ручно­го сцеживания, например в случае сильного нагрубания молочных желез, особенно в первые дни после родов, можно использовать мо­локоотсосы.

Одной из серьезных проблем является возникновение трещин сосков. Как было уже отмечено, их причиной является, прежде всего, непра­вильное прикладывание ребенка к груди, когда младенец захваты­вает только сосок. Кроме того, образованию трещин способствует частое мытье груди, а также применение для обработки соска и аре­олы спиртосодержащих растворов. Неправильный захват ребенком груди вызывает у матери неприятные и даже болезненные ощуще­ния, поэтому даже незначительные неприятные ощущения во вре­мя кормления требуют внимания, являясь свидетельством неадек­ватности выбранного приема и техники кормления ребенка. Если же пренебречь этим сигналом неблагополучия, то вскоре на месте болезненности может возникнуть покраснение кожи и резко повы­шенная чувствительность, а затем будет формироваться трещина. Поэтому важно не упустить время, когда еще есть возможность пре­дотвратить ее возникновение, изменив технику кормления ребен­ка. При трещинах сосков можно рекомендовать специальные на­кладки из силикона.

После кормления следует сцедить каплю молока и смочить ею кожу вокруг соска. Широко применявшиеся ранее смазывания кожи антисептиками, соком алоэ, маслом из пчелиного воска в последнее время не рекомендуются, так как их запах способен «отпугнуть» ре­бенка от матери и привести к полному отказу от сосания груди. Если трещина не заживает 2-7 дней, то может возникнуть необходимость в прекращении прикладывания ребенка к больной груди хотя бы на 1-3 дня. Ребенок при этом может быть сытым, получая только одну грудь, и в отдельных случаях ему будет необходим «докорм» с ло­жечки молоком, сцеженным из больной железы. Через один-три дня можно вернуться к прикладыванию, но на первых порах использо­вать больную грудь как дополнение к кормлению из здоровой груди. С целью профилактики возникновения трещин целесообразно так­же менять положение матери при кормлении (лежа, сидя). Кроме того, важное значение имеет техника «отнимания» соска у ребенка. Недо­пустимо вынимать сосок при наличии сжимающего усилия или соса­ния - при этом сосок травмируется. Необходимо, чтобы ребенок сам отпустил сосок, раскрыв рот. Для этого можно рекомендовать матери различные приемы: кратковременное сжатие носика ребенка или вве­дение в его рот мизинца параллельно с соском.

Наряду с правильно организованным режимом кормления ус­пешная и длительная лактация требует соблюдения соответствую­щей техники кормления грудью. Ее необходимыми условиями яв­ляются: правильное положение ребенка у груди, правильный зах­ват ребенком груди, удобная поза матери; контакт «кожа к коже» во время кормления.

Правильное положение ребенка у груди характеризуются следу­ющими признаками:

♦ голова и тело ребенка находятся в одной плоскости;

♦ ребенок находится в приподнятом положении (с целью профи­лактики аэрофагии);

♦ подбородок ребенка касается груди матери;

♦ рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу.

Решающее значение для эффективности кормления помимо пра­вильной позиции ребенка у груди имеет полнота ее захвата ртом ре­бенка. Ребенок должен захватывать при этом не только сосок, но и ареолу. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким на­столько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мяг­кого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, то можно помочь ребенку, поглаживая пальцем или соском груди по щеке и нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и рас­крытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

Хороший глубокий захват обеспечивает ребенку достаточную лег­кость сосания, а для кормящей женщины является главной гаранти­ей сохранности соска и ареолы. Захват соска без ареолы, а также последующее его сосание могут привести к возникновению трещин сосков. Кормить ребенка следует в спокойной обстановке. Поза матери во время кормления должна быть удобной для того, чтобы не создать мышечного напряжения ни в одной мышечной группе и не привести женщину к мышечному утомлению. С этой целью могут использо­ваться любые простые приспособления - скамеечки под ноги, по­душки, подлокотники и т.п. Второе важное условие - при исполь­зовании любой позы и положения тела кормящая женщина должна хорошо видеть лицо ребенка, также как и он должен иметь возмож­ность использовать кормление для изучения лица матери, особенно­стей ее мимики и выражения глаз.

Первые дни после родов можно кормить ребенка в положении лежа на боку или лежа на спине. Для кормления лежа на боку есть 2 варианта положений.

При положении лежа на боку руку, оказавшуюся нижней, нуж­но согнуть в локте наверх и кнаружи и под руку (или между рукой и головой) положить подушку. При необходимости можно использо­вать и вторую подушку, положив ее под спину. Ребенок должен ле­жать на кровати параллельно телу матери, рядом с ним и даже слег­ка к нему прижатым. Если ребенок маленький и маловесный, то можно и для него приспособить подушечку. Главное, нужно помес­тить головку ребенка так, чтобы его рот находился на одном уровне и очень близко к соску матери. Ладонью верхней руки мать поддер­живает спинку ребенка и слегка помогает ему в захвате соска. Дру­гим вариантом является положение лежа на боку, когда нижняя рука матери располагается вдоль тела ребенка. Ребенок лежит на нижней руке матери таким образом, чтобы его рот располагался на­против соска.

Положение лежа на спине менее удобно и поэтому редко исполь­зуется женщинами. При положении матери на спине ребенок укла­дывается на живот матери, и она одной своей рукой, чаще дальней по отношению к стороне груди кормления, поддерживает его голову за лобик, контролируя свободное дыхание младенца.

Кормление сидя требует использования 1-2 подушек для того, чтобы мать могла устроиться удобнее. Головка ребенка должна ле­жать в локтевом сгибе руки матери со стороны той груди, которой мать кормит малыша. Этой же рукой мать поддерживает малыша под спинку. Одна подушка необходима для опоры локтя матери, а на дру­гую подушку можно уложить ребенка, чтобы его рот оказался на уров­не соска грудной железы. Другой рукой мать может поддерживать грудь наложением большого пальца кисти сверху и остальных паль­цев снизу грудной железы, но не слишком близко к соску.

Удобство позы и использование дополнительных подушек необ­ходимо только в начале обучения технике грудного вскармливания. В дальнейшем, когда мать научится правильно давать грудь младен­цу, поза при кормлении перестает играть такую важную роль. Мать может кормить ребенка и лежа, и сидя, и стоя, в зависимости от си­туации.

Очень важно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность тесно контактировать с материнским телом и исследовать материнс­кую грудь. Поэтому лучше кормить его обнаженным или в распа­шонке с открытыми рукавами и подгузнике, что позволяет оставить его ручки и ножки открытыми, прикрыв одеялом. В свою очередь у матери должна быть обнажена грудь. При таком тесном контакте происходит не только знакомство и формирование привязанности, но и дополнительная гормональная стимуляция материнской лакта­ции, что особенно важно при ее становлении в первые дни и недели, а также при временном уменьшении лактации.

Таким образом, поддержание длительной и полноценной лакта­ции требует соблюдения следующих принципов:

I. В первые дни после родов:

Раннее прикладывание ребенка к груди;

Кормление ребенка «по требованию» (свободное вскармли­вание) с первого дня жизни;

Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме в палате «мать и дитя»;

Исключение допаивания (кроме обусловленных медицинс­кими показаниями случаев);

Отказ от использования сосок, бутылочек и пустышек;

Профилактика трещин, нагрубания молочных желез (лактостаза),

II. На последующих этапах лактации:

Спокойная и доброжелательная обстановка в семье;

Помощь со стороны близких родственников по уходу за ребенком;

Рациональный режим дня, обеспечивающий достаточный сон и отдых кормящей женщины;

Адекватное питание, включая дополнительный прием жид­кости (чая, соков и других напитков);

Сохранение «свободного вскармливания».

Реализация всех этих принципов и обеспечение полноценной и длительной лактации является одной из важнейших задач по сохра­нению здоровья младенцев, которую должны решать ЛПУ родовспо­можения и детства. Работа по поддержке грудного вскармливания должна осуществляться на всех этапах (подготовка женщин к бере­менности, беременность, роды, послеродовой период и период лакта­ции). При этом чрезвычайно важно обеспечение тесного сотрудниче­ства и преемственности всех основных звеньев лечебной сети: женс­ких консультаций, роддомов и детских консультаций.

Основными симптомами гипогалактии являются:

1) малая прибавка массы тела за месяц;

2) снижение суточного объема грудного молока;

3) беспокойство ребенка;

4) симптом «сухих пеленок», свидетельствующий об уменьше­нии суточного объема мочи (ребенок первых месяцев, находя­щийся на грудном вскармливании, должен мочиться не менее 6 раз в сутки, причем моча должна быть бесцветной или блед­но-желтой;

5) голодный стул (скудный, зеленоватый, измененной консис­тенции).

Указанные симптомы являются лишь косвенными доказательст­вами гипогалактии, и окончательный диагноз гипогалактии может быть поставлен только после определения суточного объема лактации (секретируемого молока), которое осуществляется с помощью конт­рольного взвешивания. При этом контрольные взвешивания необхо­димо проводить после каждого кормления в течение суток.

Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы и темпы роста, хорошее общее самочувствие и активное поведение ребенка. При этом нет необходи­мости проводить «расчет питания», который является обязательным при искусственном вскармливании детей.

Для грудного вскармливания различают временные и абсолютные противопоказания.

Временные противопоказания к грудному вскармливанию

В ситуациях, описанных ниже, рекомендуется отсрочить кормление ребенка грудью. В последующем возможно попытаться восстановить и продолжить грудное вскармливание. Сроки, когда возможно возобновление грудного вскармливания решаются совместно с врачом в каждой ситуации индивидуально.

    Глубокая недоношенность, когда у ребенка еще отсутствуют глотательный и сосательный рефлексы (ребенок кормится через зонд).

    Дети, родившиеся с тяжелой родовой травмой, синдромом дыхательных расстройств. Оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов.

    Тяжелые заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой систем и др. у ребенка. Различные пороки развития, требующие оперативного лечения.

    Врожденные аномалии развития челюстно-лицевого аппарата (волчья пасть, заячья губа и др.).

    Гемолитическая болезнь у новорожденного, вызванная несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и/или по группам крови.

    Острые инфекционные, гнойно-воспалительные заболевания.

    Мастит (воспалительное заболевание молочной железы).

    Оперативное вмешательство в родах и после них, массивная кровопотеря.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию

Противопоказания со стороны ребенка

Болезни обмена веществ, при которых ребенку назначается лечебное питание (фенилкетонурия, галактоземия и др.)

Противопоказания со стороны матери

    Тяжелые хронические почек, печени, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.

    Заражение матери сифилисом в третьем триместре беременности.

    Гепатит С.

    Открытая форма туберкулеза

    Психические заболевания у матери

    Злокачественные новообразования

    Применение некоторых лекарственных средств (антибиотики, цитостатики, гормоны, транквилизаторы).

Одно из основных правил кормления - личная гигиена матери. Особое внимание уделяется груди и белью. Перед кормлением мама должна мыть руки водой и мылом, коротко стричь ногти, потому что под ними скапливаются микробы, которые могут вызвать опасные заболевания новорожденных (например, гнойничковые заболевания кожи).

Перед каждым кормлением ребенка грудью мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть молочную железу кипяченой водой, осушить ее полотенцем и аккуратно промокнуть сосок стерильным марлевым тампоном.

Мыть молочную железу перед кормлением с мылом не следует, так как при этом смывается защитная жидкость. Как уже отмечалось выше, в области околососкового кружка располагаются специальные железы (железы Монтгомери), которые вырабатывают маслянистую жидкость, которая, обволакивая сосок и ареолу, предотвращает их высыхание, обладает противоинфекционным эффектом и препятствует образованию микроссадин и трещин.

После обмывания груди нужно сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков молочной железы. Такое сцеживание также полезно в том случае, если грудь перед кормлением слишком полная.

В процессе кормления необходимо принять удобное для мамы и ребенка положение, правильна предложить ребенку грудь, помочь ему правильно захватить сосок и ареолу, проконтролировать верность акта сосания, грамотно остановить кормление.

Качество грудного вскармливания во многом зависит от удобства позы матери и малыша во время кормления.

В первые 3 дня после родов кормление ребенка лучше всего производить в положении лежа на боку. Чтобы младенцу было удобно захватить ртом не только сосок, но и часть прилегающей к нему кожи, матери нужно слегка приподнять грудь и, придерживая ее между большим и остальными пальцами ладоци, поднести к губам малыша.

На протяжении всего кормления необходимо верхнюю поверхность молочной железы слегка отдавливать книзу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему дышать. С 3-4-го дня после родов кормить ребенка рекомендуется сидя на стуле, поставив ногу на низкую скамеечку.

Взяв ребенка на руки, мать удобно садится, поставив ноги на небольшую скамеечку (высотой 20-30 см). Голова ребенка не должна быть запрокинута или согнута вперед. Поддерживать ребенка нужно легко, без нажима.

Однако если мама предпочитает другие позы, выбор исключительно за ней. Главное, чтобы было удобно и комфортно, иначе кормление не сможет продолжаться достаточно долго. Нельзя также держать ребенка во время кормления на спине горизонтально, так как в этом случае велика вероятность попадания молока в дыхательные пути. Следует также помнить, что, постепенно привыкнув в течение первого месяца к одной или двум позам, ребенок может испытывать определенный дискомфорт при изменении положения тела во время кормления.


Для того чтобы выбрать удобную позу для кормления, необходимо попробовать несколько вариантов.

Одной из самых распространенных, безопасных, удобных и комфортных поз является так называемая колыбелька, когда кормление малыша осуществляется сидя. Мама, сидя на удобным стуле или кресле, берет малыша на руки так, чтобы его голова находилась в приподнятом положении на уровне соска и лежала при этом на локтевом сгибе руки матери. Лицо и тело ребенка должны быть обращены к груди. Ладонью

другой руки мама придерживает ребенка под спинку и попку. Под руку и спину для удобства можно положить небольшую подушку или валик. Если у мамы небольшие и плоские соски, голову ребенка можно класть не на локтевой изгиб, а на ладонь руки. Такая поза позволяет малышу глубже захватить сосок с ареолой.

Если такая поза по каким-либо причинам невозможна (из-за тяжелых родов или кесарева сечения у мамы), кормить следует в позе, когда мама и малыш лежат на боку, повернувшись друг к другу, с приподнятыми головами. Для этого под голову мамы подкладывается подушка, а под голову ребенка - мамина рука. Поза «лежа на боку» нередко используется кормящими мамами в ночное время, чтобы как можно меньше нарушать процесс отдыха.

Довольно распространенной является еще одна доза, когда мама сидит в постели, прислонившись к спинке кровати и слегка подтянув к себе ноги; на колени мама кладет подушку, а на подушку - малыша лицом к себе. Чтобы маме было удобнее сидеть в та­кой позе, ей под спину подкладывается подушка.

Если ребенок ослаблен или недоношен, а также если детей двое, выбирается кормление в позе «лежа на спине». В этом случае мама готовит удобное ложе из подушек под руками, ребенка укладывает на груди и ложится с ним на спину, придерживая его руками во время кормления. Именно так и осуществляется самое первое, пробное прикладывание к груди в родильной комнате.

Определенная специфика техники кормления существует при вскармливании двойняшек. Для кормлений двойняшек используются различные позы (например, сидя в постели, откинувшись спиной на подушку, ноги согнуты в коленях и слегка подтянуты, на бедра положены две небольшие подушки).

При другом варианте мама сидит в постели, так же откинувшись спиной на подушку, ноги несколько поджаты под себя и скрещены; дети при кормлении лежат у мамы на бедрах и животе.

В первые 5-7 дней двойняшек кормят по отдельности. В этом случае детей прикладывают к груди поочередно. Первым кормят более беспокойного ребенка. Второго ребенка сначала следует приложить к той же молочной железе для более полного ее опорожнения, а затем кормить другой грудью. Следующее кормление надо начинать с той молочной железы, из которой кормили второго ребенка. Когда дети научатся правильно брать грудь, их можно кормить и одновременно.

Однако при кормлении близнецов маме необходим помощник. Кроме того, при вскармливании двойни у матери, как правило, не хватает молока, и малыши нуждаются в докорме донорским молоком или адаптированными молочными смесями. При этом следует учитывать, что более слабый ребенок нуждается в большем количестве грудного молока.

Начинать кормление следует с прикосновения соска к щечке или груди ребенка. Обладая с самого рождения сосательным рефлексом и почувствовав запах молока, малыш, как правило, тут же открывает ротик и ищет сосок.

Чтобы помочь ребенку правильно ухватить грудь, следует слегка сжать ее между указательным и средним пальцами над областью околососкового кружка. Если ребенок сразу берет грудь, то нужно постараться быстро ввести в его рот и сосок, и всю область ареолы до поддерживающих пальцев. Если новорожденный захватывает губами и деснами весь околососковый кружок, он получит больше молока непосредственно через сосок и боковые выводящие млечные протоки и будет заглатывать меньше воздуха. Кроме того, неполный и неглубокий захват (когда деснами захватывается только сосок) приводит к травмированию соска, быстрому утомлению малыша и к тому, что малыш не сможет высасывать достаточного объема молока.

Чтобы помочь ребенку захватить околососковый кружок, можно слегка нажать указательным пальцем ему на подбородок

Если ребенок берет сосок не сразу, можно сделать несколько поглаживающих движений соском по губам, коснуться языка и даже, нажав сверху пальцем, сцедить несколько капель молока в рот ребенка. Последний прием особенно эффективен при кормлении ослабленных малышей. Распробовав вкус молока, ребенок будет сосать его более активно и уверенно.

Нередко ребенок, начав сосать грудь, быстро бросает ее, потом снова начинает сосать и снова бросает, раздражается, кричит. При этом молока в груди вполне достаточно.

Причин тому может быть несколько:

1) мама неправильно дает грудь;

2) сосок неправильной формы и младенец не умеет его схватить и сосать;

3) ребенок слишком сильно прижимается носиком к груди, у него затрудняется процесс дыхания.

В последнем случае следует прежде всего обратить внимание на состояние носа малыша, прочистить, если необходимо, носовые ходы, удалить корочки и слизь. Для того чтобы ребенок свободно дышал носом, мама должна также слегка нажимать на грудь сверху большим пальцем.

Правильнее всего использование при кормлении одной груди. При последующем кормлении ребенок прикладывается к другой груди. Тем самым создается возможность полного опорожнения одной груди и нового накопления молока в следующие 6 ч. Если в одно и то же кормление ребенка кормят двумя грудями, то они освобождаются недостаточно, в результате чего количество молоко быстро уменьшается и в скором времени вообще оно перестает выделяться. Кормление двумя грудями рекомендуется только в последние дневные кормления, когда количество молока у матери уже уменьшено.

Кормление двумя грудями возможно временно лишь в случае, если у матери недостаточное количество молока. Это позволяет удовлетворить потребность ребенка в пище и одновременно увеличить количество молока путем частого раздражения и опорожнения молочных желез.

При этом ко второй груди младенца нужно прикладывать только после того, как он все высосал из первой, потому что если ребенок не досасывает, то это. вызывает застой молока и в дальнейшем - уменьшение лактации. Если молоко течет с трудом и во время еды ребенок быстро устает, то перед кормлением, тщательно вымыв руки и грудь, легкими движениями помассируйте ее: после массажа молоко потечет лучше.

Очень важно научиться правильно останавливать кормление. В большинстве случаев малыш сам регулирует его продолжительность и выпускает сосок изо: рта. Если этого не происходит, а грудь необходимо отнять (или ребенок неправильно взял грудь), то следу­ет слегка надавить на нее сверху возле околососкового кружка. Тогда ребенок сам выпустит сосок и ареолу изо рта.

Вытягивать через силу сосок изо рта малыша нельзя, так как он может довольно сильно сжать десны и тем самым травмировать сосок.

Заставить малыша отпустить грудь можно, легонько зажав одну половинку носика. В этом случае, не имея возможности дышать через носовые ходы, он открывает рот, чтобы глотнуть воздух, и отпускает грудь.

Еще одним способом закончить кормление является легкое надавливание пальцем на подбородок, тогда ребенок откроет рот и отпустит сосок. Чтобы избежать при этом боли и повреждения соска, можно вложить ребенку в ротик мизинец и только после этого отнимать грудь.